Актуальность, степень изученности и научной разработанности темы исследования. Актуальность курсовой работы Что определило своевременность

штилей для новой литературной эпохи?

Великий русский ученый и поэт Ломоносов оказал громадное воздействие на весь ход развития русской филологической культуры, в том числе на развитие русского литературного языка. Разнообразно и щедро одаренный от природы, обладая не только творческим гением, но также обширным, трезвым и светлым умом, горячо преданный родине и потребностям ее культурного преуспеяния, Ломоносов, как никто из его предшественников и современников, сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые нужды ее развития.

Основная заслуга Ломоносова заключается, следовательно, в том, что он создал прочную почву для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С разработкой этого языка связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова - его "Российская грамматика", появившаяся в 1755 году. Написание этой грамматики есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Ведь надо помнить, что грамматика Ломоносова - это первая русская грамматика, потому что все более ранние грамматики были посвящены исключительно церковно-славянскому языку. Ломоносов умело воспользовался предшествующей грамматической традицией, но сделал гигантский шаг вперед, впервые в русской истории избрав предметом грамматического изучения новый, светский русский литературный язык и тем самым положив начало дальнейшему его грамматическому совершенствованию.

Черновые заметки Ломоносова к его "Российской грамматике", показывают, с каким ясным сознанием лежащего на нем гражданского долга приступал этот великий исследователь природы к своему обширному филологическому труду. В этих заметках Ломоносов, между прочим, признается, что его главные труды "воспящают" его "от словесных наук"10, то есть мешают ему заниматься филологией, но что тем не менее он берется за них, так как видит, что никто другой за это дело не принимается. "Я хотя и не совершу, - пишет Ломоносов, - однако начну, то будет другим после меня легче делать..."

Методологический аппарат научного исследования

Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам.

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования . Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования , т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.

На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема – это возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. При обосновании актуальности выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.



На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования .

Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности .

Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования , отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования , и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности

При обосновании актуальности и описании рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1

Таблица 2.1. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её степени изученности и научной разработанности
Группа Примеры
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при обосновании актуальности темы исследования · Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) ... препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения)..... · Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов... выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения)..... · Многочисленные исследования... показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.... · Необходимость создания (подготовки, разработки).... обусловлена отсутствием.... · При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому … · Выявленная проблема … ещё не решена. · Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. ... 2. ... 3. ... · Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена…. · Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для употребления при описании степени изученности и научной разработанности темы · Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов … · Вопросы... подробно освещены в работах авторов… · В работах …. отмечается (обосновывается), что… · В работах … вопросы… рассматриваются без учета… · В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод… · При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам.... · По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что… · В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание. · Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы… · В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)… · В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области…

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при обосновании актуальности темы исследования и описании степени её изученности , приведены в таблице 2.2.

Актуальность темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам.

К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:

Важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;

Новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;

Необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;

Потребность в обобщении отечественного и мирового опыта решения поставленных задач.

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.

На третьем этапе, на основании установленного противоречия, необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема - это возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. При обосновании актуальности во введении письменной работы выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.

На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.

Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.

Своевременность – одно из качеств , другие качества Дисциплины – это подчинение (об это отдельно поговорим) и управление собой. Тема “Управление Собой” – достойно даже не одной книги, не то что статьи, поэтому об этом будет целый цикл статей. Сейчас подробнее о своевременности.

Качество “Своевременность” и предназначено для того, чтобы мудро распоряжаться своим временем. О том, что такое Время и как к нему правильно относиться –

Так что же такое Своевременность?

– чёткость движения по графику, неотъемлемое качество достойного и успешного человека, условие достижения целей и поддержки людей. Люди уважают тех, кто точен по времени, кто не забирает их время и никогда не опаздывает.

– реализуется на основе расчёта, управления собой и ситуацией.

Что даёт человеку Своевременность? Своевременность – это показатель того, что человек ценит время своё и чужое. Своевременность позволяет человеку держать слово, вовремя выполняя данные обещания, не срывать планы и не подводить других людей. Это формирует репутацию достойного человека, хорошего работника, надёжного партнёра и просто уважаемого человека.

Если у человека развито качество “Своевременность” – он надёжен для самого себя, это даёт уверенность! Потому что если ты что-то запланировал, ты знаешь, что ты это выполнишь. А если у человека нет качества своевременности – планируй не планируй, всё равно ничего не будет сделано в срок, а может быть и вообще не будет сделано.

Чтобы воспитать в себе Своевременность необходимо:

1. Выстроить правильное отношение ко Времени – . Основное – ценить время, чувствовать его, не терять и не прожигать.

2. Научиться рассчитывать время – планировать свои дела по времени и придерживаться данного графика. Умение следовать по графику – это не теория, это тренировка и опыт, чтобы через время уметь учитывать многие непредвиденные моменты и обстоятельства, такие как время на транспорт, вход-выход в ситуацию (тоже требует временных затрат) и другие.

3. Научиться управлять собой! Состояние покоя и самообладание – всегда экономит время, делает эффективными ваши мышление, принятие решений и действия. Когда вы управляете собой вы и время можете контролировать. А когда человека “несёт”, когда он нервничает или излишне эмоционален – он уже не управляет собой, им управляют эмоции, злость, раздражительность страх, сомнения или что-то ещё. В таком состоянии ни о каком контроле времени и речи быть не может. Управлять своим временем может только тот, кто более менее научился управлять собой.

4. Научиться управлять ситуацией! Начиная с того, что уметь вовремя начинать и заканчивать беседу, не затягивая время:) Для этого необходимо в любой ситуации контролировать время и вовремя реагировать – направлять беседу, встречу, т.д. в нужное русло. Конечно, чтобы управлять ситуацией человек должен обладать влиянием, уметь привлекать к себе внимание, брать инициативу в свои руки, поворачивать ход событий в нужную сторону. Это качество лидера и просто сильного человека.

Говорят: “Кто управляет Временем – тот управляет Судьбой!”

Будут вопросы – !

Одно из основных понятий в информатике - информация. На сегодняшний момент нет единого определения данного понятия. Но зато четко выделены основные свойства информации - достоверность, полнота, актуальность, полезность, объективность и другие. Именно они определяют качество информации и характеризуют ее. Все перечисленные нами свойства являются сугубо субъективными и зависят от требований человека к той или иной информации.

Что такое информация

Информация - довольно абстрактное понятие, не имеющее точного, фиксированного определения. Происходит термин от латинского informatio, что переводится на русский языка как сведения или разъяснения.

Понятие «информатика» имеет множество значений, которые проявляются в контексте. На сегодняшний день ученые не разработали единого определения для данного термина. Так, В. Шнейдеров отмечает, что известно более 400 определений, которые функционируют в различных сферах знаний.

Можно сузить, дав следующие определения - сведения или данные, представленные в любом виде - устном, письменном, электронном, знаковом; совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе; сохраненные и распространенные данные.

Оперируют различные науки, такие как кибернетика, семиотика, теория массовой коммуникации, информатика, экономика. Каждая из них выбирает именно ту формулировку, которая наиболее точно описывает применение информации в данной области знаний.

Далее мы рассмотрим не только виды информации и операции над ней, но и ее основные качественные характеристики. Весьма подробно будут рассмотрены свойства информации, полнота. Примеры для каждой из характеристик будут весьма просты и понятны, что поможет вникнуть в суть каждого из них.

Виды информации

В зависимости от критериев, информацию можно классифицировать по способу восприятия, области возникновения и форме представления, назначению.

В зависимости от способа восприятия выделяют информацию визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную и вкусовую.

По области возникновения - элементарную, биологическую и социальную.

По форме представления и фиксации - текстовую, числовую, графическую, звуковую, машинную.

По предназначению - массовую, специальную, личную, социальную, статистическую.

Это далеко не полный перечень классификаций, на самом деле их куда больше. Мы привели лишь основные.

Операции над информацией

Над информацией, вне зависимости от ее вида, можно выполнять различные операции. Рассмотрим основные из них:

  1. Сбор или накопление информации с целью обеспечения ее полноты, достоверности и актуальности.
  2. Фильтрация - отсеивание лишней информации. К примеру, достоверность и полнота информации - это одни из основных ее свойств. Если полученная информация не соответствует им, она может считаться лишней и уничтожаться.
  3. Защита информации - предотвращение утраты, модификации, несанкционированного использования полученных данных.
  4. Преобразование - изменение способа К примеру, текст представляется в виде таблицы или схемы, озвучивается.

Основные свойства информации

Как и любой другой имеет свои особенности и свойства. Так, главные свойства - адекватность, объективность, доступность, точность, полнота информации. Именно они указывают на качество полученных данных, степень их соответствия потребностям той или иной группы людей.

Объективность

Объективность информации - независимость данных от чьего-либо мнения или сознания, методов получения. Чем она объективна, тем более достоверна.

К примеру, зафиксированная с помощью снимка, более объективна, чем нарисованная художником. Или же уточнение погоды на улице. Так, информация о том, что на улице тепло - субъективна, а вот данные о том, что градусник показывает 24 градуса тепла, уже объективны.

На данное свойство влияет тот факт, пропущены ли данные через субъективное восприятие человека или же нет, были ли это факты или допущения.

Полнота

Полнота информации - это показатель, который указывает на меру достаточности полученных данных для решения той или иной задачи. Он весьма относителен, так как оценивается по тому, насколько данная информация может помочь при решении той или иной проблемы. Если информации достаточно для принятия правильного решения - она полная. Если нет, то ее использование не принесет ожидаемого эффекта.

Чем полнее полученные данные, тем больше доступно человеку методов для решения проблемы, тем быстрее он сможет подобрать правильный и решить свою проблему. Неполная же информация может привести к ошибочным решениям, выводам.

Рассмотрим, в какой ситуации может быть важна полнота информации. Примеры могут быть следующими. По телевизору показали прогноз погоды, но сказали лишь то, что температура на улице днем будет +25. При этом диктор не сказала, будет ли солнечно или пасмурно, будет ли дождь. Такая информация недостоверна. На ее основании зритель может принять решение не брать с собой зонт и в итоге попасть под дождь.

Второй пример: студентам было сказано, что во вторник будет экзамен, но предмет не был назван. Таких данных также недостаточно для решения задачи.

В целях полноты информации нужно собрать как можно больше данных и, отфильтровав их, получить в итоге наиболее полные сведения, которые можно использовать для решения поставленных задач.

Достоверность

Достоверность информации - ее верность, соответствие действительности, фактам.

Достоверная информация строится на фактах, объективных сведениях. Полнота и достоверность информации взаимосвязаны между собой, так как неполная информация может быть недостоверной. К примеру, при умалчивании некоторых фактов информации не соответствует действительности. Связано это с критериями достоверности:

Отсутствие искаженных, ложных и неполных данных.

Разборчивость речи (способа фиксации).

Причины недостоверности информации, которые можно выделить как наиболее часто встречаемые: искажение, как преднамеренное (изначально неверное толкование, искажение из-за помех), так и намеренное - дезинформация, ошибки в фиксации данных, утаивание важных деталей.

Актуальность

Актуальность информации - степень соответствия полученной информации данному времени, вовремя полученная информация.

К примеру, возьмем все тот же прогноз погоды. На завтра или на будущую неделю он будет актуален для нас, так как поможет подобрать подходящую одежду, возможно, скорректировать свои планы. В то же время прогноз вчерашний или недельной давности для нас неактуален, так как не несет никакой ценности, так как эта информация получена несвоевременно, не соответствует интересующему нас времени.

Но следует помнить и о том, что, в зависимости от целей, неактуальная для одних людей информация может быть актуальна для других. Так, при раскрытии преступления в некоторых ситуациях состояние погоды в день кражи или убийства может иметь ключевое значение.

Так, свойства информации - полнота, актуальность и достоверность - важны при решении проблемы.

Новизна

Информация должна привносить что-то новое в понимание сущности или объекта. Считается, что под ней стоит подразумевать только те данные, которые могут принести пользу человеку, дать сведения о чем-то новом.

В целом далеко не все ученые признают данное свойство обязательным для информации. Свойство новизны информация приобретает в том случае, если это данные о каких-либо новых исследованиях, явлениях, событиях, произошедших в мире. К примеру, информация о результатах выборов обладает новизной, но лишь в течение короткого промежутка времени.

Полезность

Полезность, или ценность информации оценивается по отношению к нуждам тем или иным ее потребителей, задачам, которые можно решить с ее помощью. Полезная информация - самая ценная.

К примеру, для людей с аллергией ценны данные о составе того или иного продукта. Для брокера или банкира - состояние экономики в данный момент времени. Достоверность, актуальность, полнота информации - это залог ее полезности, гарантия того, что с ее помощью человек может решить поставленную перед ним задачу максимально быстро.

Адекватная

Адекватность - соответствие информации ожидаемому содержимому, соответствие отображаемому объекту или явлению. В целом адекватность - понятие, схожее с объективностью информации и ее достоверностью.

Можно привести следующий пример адекватности информации. На вопрос, какого цвета листья, человек отвечает - зеленого. Если ответ будет синего, черного, листья круглые и т. д., то полученная информация не может считаться адекватной. Таким образом, адекватность информации - ее правильный, достоверный ответ на поставленный вопрос.

Доступность

Доступность - возможность получать ту или иную информацию, совершать над ней ряд операций, к которым относится ее чтение, изменение и копирование ее, использование для решения задач, получения новых данных.

Основные примеры доступности информации при полноте ее содержимого - научные монографии, исследования, изложенные в книгах данные, информация о состоянии окружающей среды.

В какой-то мере можно говорить о доступности политической и экономической информации для общества в целом, но вот говорить о ее полноте при этом далеко не всегда разумно.

Еще одним ярким примером доступности информации может стать книга, написанная на родном для человека языке. А вот если она напечатана на иностранном языке, незнакомом человеку, то о доступности содержащейся в ней информации уже нельзя говорить.

Выводы

До сих пор нет единого определения для термина информация. Каждая область знаний, каждый ученый разрабатывает свое понятие для данного термина. Если говорить в общем, то информация - это какие-либо сведения, обладающие рядом определенных свойств.

А полнота информации - это одно из основных ее свойств. Наряду с ней также выделяют актуальность, достоверность, доступность, объективность, полезность. Данные свойства носят весьма субъективный, в некоторых случаях даже условный характер.