Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.
(В. Жуковский.)
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .
По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).
491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?
Образец: создавай - создавай[тё].
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.
(По Г. Николаевой.)
492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.
Косарь
(А. В. Кольцов.)
493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).
Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.
Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.
494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .
Образец:
Составьте с выделенными словами словосочетания.
Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.
495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.
1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.
Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.
Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?
Во 2-м лице во множественном числе
-ите
пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете
пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.
496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.
- Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
- Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.
497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.
Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].
Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.
498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?
Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.
У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.
Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.
499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?
1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.
500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .
Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!
Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.
501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».
1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.
(Пословицы.)
502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?
Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.
Выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди , пойдём , говорите .
Значение
Индоевропейский праязык имел только три формы настоящего повелительного наклонения:
- с суффиксом -dhi (санскр. -dhi и -hi , др.-греч. -θι , ср. санскрит. crudhì , ihì , греч. κλῦθι, ἴθι - послушай, приди);
- чистая глагольная основа с тематическим гласным е в конце: пра-и.е. *bhere , санскр. bhára , гр. φέρε - «принеси»;
- такая же основа с вышеупомянутым суффиксом -tôd (санскрит. bháratâd , греч. φερέτω), употреблявшаяся первично во всех трех числах не только второго, но и третьего лица (такое употребление её встречается и в санскрите).
Отсюда можно вывести правдоподобное предположение, что и другие перечисленные выше формы повелительного наклонения некогда употреблялись для всех лиц и чисел без всякого изменения; выражая просто известное требование, без определенного отношения к какому-нибудь лицу, вроде теперешнего неопределенного наклонения в смысле повелительного: «молчать!» и т. п. Кроме этих исконных, древних форм, в смысле повелительного наклонения в индоевропейском праязыке употреблялись и формы так называемых:
- инъюнктива вроде санскрит. bhárata , bháraiam , греч. φέρετε, φέρετον и др.,
- сослагательного наклонения (санскрит. 1 л. мн. действ. bhárâma , средн. bhárâmahâi ),
- желательного (старослав. бери , берете ),
- изъявительного и даже неспрягаемых глагольных образований.
В английском языке
Основная статья: Повелительное наклонение (английский язык)
В славянских языках
В славянском языке формами старого повелительного наклонения можно считать только формы нетематических глаголов вроде виждь , яждь , даждь , веждь , русские вишь (вижь), ешь (вместо еж). Остальные славянские формы повелительного наклонения суть формы желательного .
Русский язык
В русском языке повелительное наклонение может образовываться синтетически (изменением формы или добавлением аффикса «-те») и аналитически (с помощью частиц «пусть», «пускай», «да» , «давай/давайте» ). Аффиксы, с помощью которых образуются синтетические формы (-и-, нулевой суффикс, -те ) интерпретируются по-разному: как суффиксы , окончания , частицы; некоторые учёные вообще не расшифровывают статус данных аффиксов .
II лицо единственного числа
II лицо множественного числа
Форма множественного числа образуется путём присоединения постфикса -те : верь - верьте, ляг - лягте, пой - пойте, давай - давайте.
I лицо множественного числа
Для некоторых глаголов встречается форма повелительного наклонения I лица множественного числа, иногда называемая побудительной. Она образуется от формы I лица множественного числа изъявительного наклонения добавлением постфикса -те : идёмте , споёмте , поедемте . Эта форма употребляется только в обращении ко многим лицам или к одному уважительно (на вы ).
См. также
Литература
- Brugmann. Grundriss der vergl. Grammatik d. indogerman. Sprachen (т. II, 1315 и слл.);
- Delbrück. Vergl. Syntax der indogerm. Sprach. (т. II, 357 сл.);
- Thurneysen. Der idg. Imperativ (Kuhnes Zeilschr. f. vgl. Sprachforscb., XXVII);
- Pott. Ueber die erste Person des Imperat. (Kuhn-Schlelcher, Beiträ ge zur vgl. Sprachf., т. I);
- Madvig. De formis imperativi passivi (Kouenr., 1837 г., Opuscula, II);
- Schmidt. Ueber den latein. Imperat. (Zeilschr. f. d. Gymnasialwesen, 1855, 422);
- Ch. Turot. De l’imperatif futur latin (Revue de philol., IV);
- Kern. Eine Imperativform im Got. (Kuhn’s Zeitschr. etc, XVI).
«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» - в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.
глагола в русском языке
В русском языке такие слова употребляется в Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:
- Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба ).
- Не тяните с этим слишком долго (совет ).
- Пусть это будет в последний раз (требование ).
- Молчать. Слушать (приказ ).
Формы единственного числа
Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.
Формы множественного числа
Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе. Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице. Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.
Образование глаголов. повелительного наклонения
Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):
- ходит - ход-;
- пишет - пиш-;
- читает - чита-;
- установит - установ-;
- оставит - остав-.
К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:
- ход + и;
- пиш + и;
- чита + й;
- установ + и;
- оставь + нулевой суффикс.
Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.
Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами в единственном числе |
|
Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе |
|
Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:
- исправьте, исправься;
- останьтесь, останься;
- сбросьте, сбросься;
- не спорьте;
- не трожьте,
- извольте.
В деловой сфере
Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.
Что необходимо предпринять при пожаре?
При обнаружении признаков возгорания:
- незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
- эвакуируйте людей;
- примите посильные меры по тушению возгорания.
Руководители предприятия:
- продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
- организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
- проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
- отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
- прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
- удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
- осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
- обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
- организуйте защиту материальных ценностей;
- встретьте подразделение пожарной охраны;
- обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
- проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
- организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.
В учебной деятельности
В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.
Пример - применение правила правописания безударных гласных:
- Измени слово или подбери однокоренное слово.
- Выдели корень.
- Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
- Проверь по этому корню все оставшиеся слова.
В бытовой деятельности
В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.
Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:
- Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
- Салат из огурцов в кисло-сладком соусе . Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.
Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.
Цели урока:
Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения
условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения
правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
Развивать у учащихся умения:
отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений
логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.
продолжить развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания
(Сочинение «Если бы я был…»)
Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения
Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б
Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.
Стук в дверь
Извините, простите, разрешите войти?
Ответь, где был?
Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?
Проходи, садись!
Учитель
Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?
Повелительного
Объявление темы и цели урока
Изучение нового материала
Объяснения учителя (у доски)
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.
Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?
Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении
Повелительное наклонение
Единственное число
Множественное число
Уч ,науч
Спряч ся
Бросают(ю= у)
Уч , науч
Спрячь ся
Бросай
Уч , науч ,
Спрячь сь
Бросай
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.
Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа
О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.
Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.
От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:
Поехать – поезжай – поезжайте
Ездить – езди – ездите
Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.
Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.
Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.
Поставьте глаголы в повелительном наклонении:
прятаться - прячьтесь,
плакать - плачь,
упрямиться-не упрямься,
печалиться - не печалься,
избавиться – избавься.
Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?
Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!
(ты выйд ) (выйд )
Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!
(ты выгон ) (выгон )
Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.
Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.
Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.
А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!
Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам
Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...
У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…
Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?
Пример рецепта
Салат из фасоли
Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.
Карточка №1
С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?
Ответ: омонимия, перед нами омоформы.
Карточка №2
Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?
Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.
Карточка №3
Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?
Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.
Карточка №4
Вставьте пропущенные буквы.
Ребята, пиш…те быстро!
Когда напиш…те, сдадите тетради.
Какое явление мы наблюдаем?
Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.
Вы поверьте мне, друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром не теряйте.
Не держи язык за зубами,
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!
Становитесь в ряд,
Забирайте все подряд!
Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!
Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!
Сами мы - рязанские!
Сельди - астраханские!
Налетай - покупай,
Выбирай – забирай!
Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.
Подведение итогов
Составление синкана или ассоциативного ряда.
Наклонение
Требовательное, просительное
Учит, приказывает, образует.
Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.
Повелительное.
А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?
Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.
Я - повелительное наклонение,
Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.
Я - повелительное наклонение,
Включаю в себя правописание мягкого знака.
Я - повелительное наклонение,
Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .
Я - повелительное наклонение,
Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!
Рефлексия
Этот урок для меня оказался…
На уроке я узнал(а)…
Сегодня я получил(а)…
Домашнее задание:
Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.
Особенности образования форм повелительного наклонения
1. Если основа настоящего времени оканчивается на -j- (чи та[j] ют , стр о[j] ят ), то эта же основа образует и форму повелительного наклонения: читай Ø , строй Ø .
2. У глаголов на -ить форма повелительного наклонения может иметь суффикс -и - в ударном положении: поместить - помести́ , присудить - присуди́ , угостить - угости́ , изъявить - изъяви́ ; в безударном - Ø : направить - направь Ø , поставить - поставь Ø , ударить - ударь Ø .
Инфинитив | Повелительное наклонение |
выкинуть | выкини и выкинь |
высунуть | высуни и высунь |
высыпать | высыпи и высыпь |
выбросить | выброси и выбрось |
прочистить | прочисти и прочисть |
4. типа бить , шить , лить образуют формы повелительного наклонения с основой на -ей : бей Ø , шей Ø , лей Ø . Эта основа не совпадает с основой настоящего времени: бь[j]ют - бей , шь[j]ют - шей , ль[j]ют - лей .
6. Особым способом образуются формы повелительного наклонения следующих глаголов: есть - ешь , ехать - поезжай , дать - дай , лечь - ляг .
Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, обозначающие действие или состояние, совершающееся без деятеля или не зависящее от воли действующего лица.
Не образуют форм повелительного наклонения:
- : знобит , трясёт , смеркается , светает .
- Глаголы состояния: недомогать , зябнуть , темнеть , светлеть .
- Модальные глаголы: хотеть , желать , мочь .
- Глаголы восприятия: слышать , видеть , чувствовать .
Повелительное наклонение может иметь и формы 1-го лица множественного числа: поедем купаться (СВ), сыграем в шахматы (СВ), бежим на речку (НСВ). Эти формы омонимичны формам 1-го лица множественного числа настоящего и , но отличаются особой побудительной интонацией и семантикой совместности действия. Формы совместного действия чаще всего образуются от : поедемте , вернёмте сь . У такие формы встречаются только у глаголов однонаправленного движения: идёмте , несёмте , едемте , бежимте . Присоединяющийся постфикс -те вносит оттенок вежливости.
- Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
- (И. С. Тургенев)
Для образования форм совместного действия часто используются давай, давайте с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: давайте пойдём в кино , давайте обедать , давайте читать .
Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частицы пусть (пускай ), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени.
- Подымем стаканы, содвинем их разом!
- Да здравствуют музы, да здравствует разум!
- (А. С. Пушкин)
- Пусть несут в колоду
- Пчёлы больше мёду.
- (С. Я. Маршак)
К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая высказыванию оттенок непринуждённости.
- Сходи-ка за хлебом.
- Займись-ка ты делом.
В качестве частицы может использоваться форма смотри , усиливающая приказание.
- Смотрите, не опоздайте!
- Смотри же, приходи, я жду.