Сложное предложение как синтаксическая единица. Различаются два типа таких лексических элементов

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц,() грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение имеет собственное грамматическое значение и грамматическую форму, собственные структурные показатели. Сложное предложение - синтаксическая коммуникативная единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.
Сходство между простым предложением и сложным предложением:

  1. Каждая часть сложного предложения построена по модели простого предложения.
  2. В каждой части сложного предложения есть состав главных членов, второстепенных членов и возможны осложняющие компоненты.

предикативная единица

предикативная единица

1) Синтаксическая структура, заключающая в себе предикат.

2) Часть сложного предложения, его строительный материал.

«Сложным предложением называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений».
«Предложения, имеющие в своём составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называются сложными» (Н.С. Валгина).
Итак, компоненты сложного предложения называли и называют по- разному: простые предложения (школа), предикативные единицы (вузовские учебники).
Действительно, сложное предложение состоит из частей, которые подобны простым предложениям. Эксперимент: взять простые предложения и составить из них сложное предложение.
Н-р, Отец весь вечер читал новую повесть. Повесть была фантастической. Она отцу понравилась.
При построении сложного предложения из простых предложений последние перестают обладать важнейшими признаки предложения - смысловой и интонационной самостоятельностью. Сложное предложение по смыслу и по структуре никогда не является "арифметической суммой" простых предложений. Содержание частей сложного предложения становится понятно только в составе сложного предложения (как морфемы в составе слова).
Сложное предложение - это факт экономии языковых средств. Между частями сложного предложения устанавливаются определённые отношения, которые лишают части семантической, интонационной, а иногда и структурной завершённости.
Простое предложение подвергается целой системе изменений, становясь компонентом сложного предложения. Таким образом, несмотря на то, что имеется некая общность между простым и сложным предложением (предикативность), при вхождении в сложное предложение эти предикативные единицы приобретают особенности, которые существенно отличают их от простых предложений. Простые предложения теряют свою смысловую и интонационную завершённость, а потому целесообразнее части сложного предложения называть предикативными единицами.
Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами: 1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения; 2) объединение частей сложного предложения составляет структурно-семантическое единство (В.А.Белошапкова).
Эта двойственность сложного предложения привела к разному пониманию его синтаксической сущности :

  1. А.М.Пешковский, А. А.Шахматов, понимавшие сложное предложение, как сцепление простых предложений, отказались от термина сложное предложение. А.М.Пешковский называл сложное предложение «сложным целым», А.А.Шахматов - «сочетанием предложений».
  2. В.А.Богородицкий описал сложное предложение как единую и целостную структуру. Эту идею углубили Н.С.Поспелов, В.А.Белошапкова,

С.Е.Крючков, Л.Ю,Максимов, для которых сложное предложение - структурно -семантическое единство предикативных частей.
Признаки сложного предложения.

  1. Структурные признаки сложного предложения:

1 .Полипредикативность; (полипредикативность, обусловливающая наличие сложного механизма взаимо-приспособления предикативных частей и использование для этого специальных средств: Ждет тройка у крыльца, порывом. умчит нас быстрый бег (П. Вяземский); Дружба дружбой, а служба службой;)

  1. Наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова, соотносительные слова (указательные слова), частицы, интонация.

Н-р, Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада.
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.
3 .Наличие общих членов предложения.

  1. Структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложениячасти (обычно второй).
  1. Семантические признаки сложного предложения:
  1. Полипропозитивность. (полипропозитивность - наличие двух либо более событийных или логических пропозиций и объединение в семантической структуре предложения номинаций двух или более событий (ситуаций): Редел на небе мрак глубокий., взошла заря (А. Пушкин).)
  2. Лексико-тематическое единство частей сложного предложения, что влечет за собой их логическую совместимость.
  3. Между предикативными частями сложного предложения устанавливаются определенные отношения, которые связаны с определёнными коммуникативными посылками, т.е. для каждого вида сложного предложения свойственно определенное грамматическое значение.

Самостоятельность сложного предложения проявляется в следующем:

  1. единая сложная семантика;
  2. единая интонационный рисунок;
  3. наличие специфических средств связи.

Сложное предложение - это сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.

Сложные предложения делят на типы . Первое разделение - по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП) . Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП) . Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП) .

Сложные предложения

Союзные бессоюзные

Сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье - сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) - Положишь в ямку деньги - вырастет дерево червонцев (БСП).

Сложным является предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц (структур простых предложений), образующих смысловое, структурное и интонационное единство. В речи сложное предложение выступает в качестве одной коммуникативной единицы, несмотря на сложность и объемность своей структуры.

Для сложного предложения характерен ряд структурно-семан-тических особенностей, существенно отличающих его от простого предложения:

1. Простое предложение строится из слов и словосочетаний и представляет собой одну предикативную единицу, структурными же компонентами сложного предложения являются предикативные единицы. Так, предложение Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит, прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. Пушкин) является сложным, так как состоит из четырех предикативных единиц (частей): первая - Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (предикативную основу составляет подлежащее снег и сказуемое лежит), вторая - прозрачный лес один чернеет (предикативную основу составляет подлежащее лес и сказуемое чернеет), третья - и ель сквозь иней зеленеет (предикативную основу составляет подлежащее ель и сказуемое зеленеет), четвертая - и речка подо льдом блестит (предикативную основу составляет подлежащее речка и сказуемое блестит).

2. В предикативных частях некоторых сложных предложений имеются такие структурные компоненты, которые не свойственны простому предложению:

а) местоименно-соотносительные слова в главной части слож-ноподчиненного предложения, к которым относится придаточная часть (Кто много жил, тот много видел);

б) подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении (когда, если, потому что, который, чей, кто и др.).

3. Предикативные части многих сложных предложений не имеют смысловой и интонационной законченности.

Эти признаки присущи сложному предложению в целом.

Единство и целостность сложного предложения создают следующие средства:

1) интонация, которая, во-первых, определяет границы сложного предложения в потоке речи: в конце каждой предикативной части наблюдается повышение тона и лишь в конце последней предикативной части - его понижение (интонация конца), во-вторых, объединяет части сложного предложения, выражая различные отношения между ними, например: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (с помощью интонации выражаются перечислительные отношения между частями сложного предложения). Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь (А. Пушкин) (интонационно выражаются пояснительные отношения между частями сложного предложения).

2) союзы и союзные слова. Союзы, объединяющие части сложного предложения, по значению и функции делятся на два типа:

Сочинительные, с помощью которых создаются сложносочиненные предложения (и, да, а, но, или, либо и др.);

Подчинительные, участвующие в создании сложноподчиненных предложений (так как, потому что, если, пока и др.).

Союзные слова (в этой роли выступают местоимения (который, какой, чей и др.) и местоименные наречия (где, когда и др.)) не только объединяют части сложного предложения, но и являются членами предложения.

3) синтаксическое строение предикативных частей:

а) структурный параллелизм частей, то есть однотипное синтаксическое построение - сходство расположения главных и второстепенных членов предложения, которое сопровождается однотипным интонационным рисунком, однотипным выделением коммуни-кативного центра с помощью логического ударения: Ему все легко достается, а мне ни в чем никогда не везет;

б) неполнота одной из частей: Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (А. Чехов). Первая часть по смыслу является неполной, поэтому нуждается в распространении при помощи второй, в которой, в свою очередь, пропущено подлежащее кот во избежание ненужного повторения.

4) порядок следования частей. У большинства сложных предложений гибкая структура, свободный порядок расположения предикативных частей. Однако некоторые типы сложных предложений имеют негибкую структуру - допускают только один определенный порядок следования частей: Словом, были потери, которые считались в порядке вещей (К. Симонов).

5) соотношение форм глаголов-сказуемых. В некоторых предложениях соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых или форм наклонения в частях сложного предложения является важным, например, при описании одновременно происходящих событий во всех частях сложного предложения употребляются глаголы-сказуемые несовершенного вида: Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту (Л. Толстой).

Сложные предложения неоднородны по своей структуре и значению. В зависимости от грамматических средств объединения частей все сложные предложения делятся на союзные (части их объединены в единое целое с помощью союзов и союзных слов) и бессоюзные (части их объединены в единое целое без помощи союзов и союзных слов).

Союзные предложения в зависимости от значения союзов, с помощью которых соединяются их части, делятся на сложносочиненные, составные части которых объединяются с помощью сочинительных союзов, и сложноподчиненные, составные части которых объединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

В общем виде типы сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы структурные особенности сложного предложения?

2. Каким образом создается единство частей сложного предложения?

3. На основании чего сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные?

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

релевантные научные источники:

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.15 Мб

  • Ответы по основам русской грамматики

    | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.17 Мб

    1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. 2. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм. 3. Нормы литературного языка и современная

  • Ответы к экзамену по синтаксису русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.06 Мб

    1. Безличные предложения и их разновидности 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24) 3. Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них. 4. Виды обособленных членов

  • Ответы к экзамену по дисциплине Синтаксис современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Специфика

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.09 Мб

    1.Значение слова и его сочетаемость. Понятие валентности 2.Семантическая валентность и грамматическая сочетаемость предикативная единица 4. Слоформа, словосочетание, предложение, сложное

3. Простое предложение.

3.1 Двусоставное предложение.

3.2 Односоставное предложение.

3.3 Неполное предложение

4. Сложное предложение.

4.1 Сложноподчиненное предложение.

4.2 Сложносочиненное предложение.

4.4 Сложное многочленное предложение с разными видами связи

II Заключение.

Введение.

Синтаксис начинается со связей языковых средств и отношений, которые возникают на основе этих связей. В зависимости от того, что с чем и как из языковых средств вступает в связи и отношения, рождаются различные синтаксические конструкции.

В составе синтаксических построений изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).

Из простых предложений строятся сложные предложения, разли­чающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно образовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложнопод­чиненное предложения: Ветер дул с суши - у берега вода была спо­койна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие ва­рианты сложных предложений.)

Из простых и сложных предложений строится сложное синтак­сическое целое. Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах.

В лесах - наше будущее, судьба наших урожаев, наших полно­водных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой.

I Система синтаксических единиц

Основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое.

1. Словосочетание как единица синтаксиса.

В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложений в общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно.

Словосочетание входит в предложение посредством своего главного слова, которое в предложении может быть зависимым словом другого словосочетания.

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Спосо­бы подчинительной связи - согласование, управление и примы­кание.

Согласование - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: любимая книга, моя книга, прочитанная книга. При со­гласовании с изменением форм главного слова соответственно из­меняются и формы зависимого слова: любимой книги, любимые книги. Средством оформления согласования является окончание зависимого слова.

Управление - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в опреде­ленном падеже: написать письмо (вин. п.), написать матери (дат. п.), резать ножом (твор. п.), сидеть в кресле (предл. п.) и т. д. При управлении с изменением формы главного слова форма за­висимого слова не изменяется: написал письмо, написав письмо, написавший письмо и т. д.

Средствами оформления управления обычно являются окон­чание зависимого слова и предлог.

Управление бывает непосредственным, если форма зависимого слова не имеет предлога (выполнить план, выполнение плана), и предложным, если управление формой косвенного падежа осу­ществляется с помощью предлога (вспоминать о детстве, тоска по родине, встреча с друзьями и т. п.).

Примыкание - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: очень ценить, очень милый, очень хорошо; уехал учиться, сказал волнуясь. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные слова: наречия, инфинитивы, деепричастия .

2. Предложение как единица синтаксиса.

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познаватель­ная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Язык является сред­ством общения только потому, что выражает мысли об объектив­ной действительности.

Предложение - самая многоаспектная единица синтаксиса. Оно характеризуется поэтому совокупностью признаков, которые можно разделить на две группы:

1) структурный признак- грамматическая организованность, которая включает специальные структурные схемы, особые способы выражения строевых элементов схемы и грамматически оформленные синтаксические связи и отношения;

2) семантический признак - предикативность (отнесенность содержания предложения к действительности в модально-временном плане. Содержание (семантика) предложения определяется прежде всего характером выражаемой мысли. Для предложения характерна семантическая завершенность.


Особо отметим интонацию, так как она может выражать и струк­турные, и семантические признаки предложения.

Предложения делятся на простые и сложные. «Строительным материалом» для простых предложений являются слова (словоформа) и словосочета­ния, для сложных - два (и более) предложения. Простые предложе­ния включают только одно предикативное сочетание, сложные - не менее двух. Входя в состав сложных предложений, простые предло­жения, хотя и в разной мере, теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов и т. д., поэтому части сложных пред­ложений называют также предикативными единицами (а не предло­жениями).

Простые предложения отличаются от сложных не только строени­ем, но и значением. Сложные предложения имеют более сложную семантику, чем простые. Соединение простых предложений в сложные обогащает их речевой смысл, а иногда преобразует и их грамматические значения . Так, при соединении простых предложений На дворе гнулась и металась акация и Сердитый ветер трепал ее за волочь в сложное с помощью союза как будто реальная модальность второго предложения преобразуется в ирреальную: На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой).

3. Простое предложение.

Простое предложение - центральная коммуникативная единица синтаксиса. Оно обладает определенной структурой (строением), обусловленной его семантикой.

По характеру логико-синтаксической членимости простые пред­ложения делятся на членимые (двусоставные и односоставные) и нечленимые, среди которых наиболее ярки междометные предложе­ния. По наличию/отсутствию второстепенных членов членимые предложения делятся на распространенные и нераспространенные. По структурной и семантической полноте членимые (двусоставные и односоставные) предложения делятся на полные и неполные.

Основную классификационную систему структурно-семанти­ческих типов простого предложения образуют членимые (двусостав­ные и односоставные) и нечленимые предложения.

Заснеженный зимний лес может получить оценку в виде следую­щих предложений: Лес как сказка! Чудесно! Ах! Выбор одного из структурно-семантических типов и его лексическое наполнение опре­деляются субъективными факторами, среди которых наиболее важ­ными являются характер членимости мысли в сознании говорящего, его эмоциональное состояние, лексический запас и т. д.

Эти предложения имеют общие и отличительные признаки. Их объединяет то, что все они являются коммуникативными единицами и имеют двучленную семантическую структуру (есть предмет мысли (речи) и его характеристика: «определяемое» и «определяющее» «высказывание чего-то о чем-то»), а отличает прежде всего их строе­ние: в первом (двусоставном) предложении Лес как сказка! есть подлежащее и сказуемое; во втором (односоставном) Чудесно! есть только сказуемое; в третьем (нечленимом) Ах! нет ни подлежа­щего, ни сказуемого.

3.1 Двусоставные предложения.

Двусоставные предложения - это предложения с двумя главны­ми членами - подлежащим и сказуемым, которые могут быть рас­пространены второстепенными членами. Подлежащее с относящими­ся к нему второстепенными членами образует состав, или группу, подлежащего; сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами - состав, или группу, сказуемого. Например: Капельки осеннего тумана\По стволам бегут ручьями слез (Кедрин); Желание служить общему благу / должно непременно быть по­требностью души, условием личного счастья (Чехов). Составы подлежащего и сказуемого, разделенные вертикальной черточкой, соответствуют компонентам мысли и актуальному членению: состав подлежащего выражает логический субъект и является выразителем «данного», состав сказуемого выражает логический предикат и является выразителем «нового», поэтому подлежащее предшествует сказуемому.

Главные члены предложения входят в качестве строевых компо­нентов в структурную схему двусоставных предложений и образуют их предикативный центр.

3.2 Односоставное предложение

Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (с зависимыми словами или без них). Другой главный член не восстанавливается (в этом их отличие от неполных предложений). Основные элементы предикативности (модальность, время, лицо) в односоставных предложениях получают свое выражение в одном главном члене. Односоставные предложения могут выступать в качестве самостоятельных синтаксических единиц и употребляться в составе сложных предложений. По совокупности семантических и структурных свойств среди односоставных предложений выделяются следующие основные типы:

1. Определенно-личные (Люблю грозу в начале мая).

2. Неопределенно-личные (В нашем поселке построили новую школу).

3. Обобщенно-личные (Слезами горю не поможешь).

4. Безличные (Светает; Меня знобит; Мне холодно.)

5. Инфинитивные (Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить).

6. Номинативные (Зима; Вот и зима; Зима!).

7. Вокативные («предложения-обращения»).

Типичные (ядерные, центральные) односоставные предложения - это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли, без изменения семантики.

По способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на глагольные и именные.

Общим структурным свойством односоставных глагольных предложений является отсутствие подлежащего: его нет и быть не может во всех разновидностях глагольных односоставных предложений.

3.3 Неполные предложения

Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию/отсутствию тех или иных членов предложения. В полных предложениях имеются все члены, необходимых для его понимания вне контекста и речевой ситуации: Восемь лет эту местность я знаю. В неполных предложениях пропущены один или несколько его членов (главных или второстепенных).

Обычно в определение неполных предложений включают указание на контекст и ситуацию (конситуацию), которые подсказывают лишь лексическую конкретность опущенных членов предложения, то есть определяют лексическое значение опущенных словоформ. Например: Мальчик опустил яхту на зеленую воду и отступил на шаг, давая, простор ветерку. Но лоскутки парусов даже не шевельнулись. Кораблик не тронулся с места.

- Не поплывет,- вздохнула мать.- Пошли.

- Поплывет, - сказал мальчик (Степанов).

Как показывает этот текст, абсолютной лексической конкретности подлежащих для выделенных неполных предложений нет, ибо в роли подлежащего могут быть и существительные яхта, кораблик и местоимение он. Неполнота предложений Не поплывет . Поплывет создается отсутствием подлежащего, позиция которого обусловлена структурной схемой предложения, лексико-грамматическими свойствами глагольных сказуемых.

На месте пропущенных членов обычно ставится тире.

Сопоставление полных и неполных предложений показывает, что в полных предложениях раскрываются все синтаксические связи и отношения, более раз­вернуто и полно выражается информативная семантика, вклю­чающая грамматическую и лексическую.

Однако полные предложения не всегда уместны: повторение одних и тех же слов может создавать многословие, затруднять общение. У неполных предложений есть свои семантико-стилистические преимущества: они придают речи живость, естественность, непринужденность, а главное, позволяют актуализировать «новое».

4. Сложное предложение.

Сложное предложение - это синтаксическая коммуникативная единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Как и простое, сложное предложение характеризуется интонационно-смысловой законченностью, но выражает более сложное содержание и имеет более сложную форму (строение).

К основным средствам связи предикативных частей сложного предложения относятся интонация и союзные средства: союзы (и, а, но, или, если, чтобы, так как, так что, хотя и др.) и союзные слова - относительные местоимения и местоименные наречия (который, кой, чей, кто, где, куда, откуда, почему и др.).

Интонация является универсальным средством связи, то есть любое сложное предложение обладает интонационной законченностью. В предложениях без союзных средств роль интонации особенно велика.

Таким образом, можно говорить о двух основных способах связи предикативных частей в сложном предложении: 1) с помощью союзных средств и интонации; 2) с помощью интонации (конечно, это исключает участия в организации сложного предложения других средств, например, соотношения форм сказуемых; речь идет только об основных средствах).

Эти два способа связи обусловливают деление сложных предложений на две большие группы: 1. Сложные предложения с союзной или относительной связью. Например: Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась (Чехов); Пурга не страшна, если человек не будет ее бояться (Семушкин); Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако (Короленко). 2. Сложные предложения с бессоюзной связью. Например: Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свис­тит иволга, неумолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поет странная птица - щур (Горький).

Во многих случаях отчетливого различия в грамматической се­мантике сложных предложений этих двух групп не наблюдается. Особенно близки по своей семантике сложные предложения с бессо­юзной связью и с союзом и, выражающие значение перечисления со­бытий. Такие предложения могут свободно объединяться в много­членные сложные предложения, имеющие общее значение пере­числения. Например: Медалями блестят листья на березках, блестит вдали воздух, и роса сверкает в траве то синей, то красной, то фиолетовой искрой... (Антонов).

Со­юзные сложные предложения (с союзами и относительными словами) делятся по характеру синтаксической связи и по общим граммати­ческим значениям на две структурно-семантические подгруппы: сложносочиненные предложения - с сочинительной связью между предикативными частями и сложноподчинен­ные предложения - с подчинительной связью.

Сочинительная связь в сложном предложении, как и в простом, осуществляется сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то..., то... и др.) Сочинительные союзы, выражая различные грам­матические значения, не указывают на зависимый, подчиненный характер одной из предикативных частей сложного предложения по отношению к другой. Например: Пол был усыпан мочальной трухой, и на нем виднелись следы сапог (Федин); Здесь темно, но я вижу блеск ваших глаз (Чехов);


Подчинительная связь в сложном предложении осуществляется подчинительными союзами (что, чтобы, как, если, потому что, если..., то... и др.) и союзными словами (который, кто, чей, сколько, где, зачем и др.) И те и другие, находясь в придаточной (зависи­мой) части, четко указывают на ее зависимость от другой (главной) предикативной части. Например: Надо ехать, если он советует. (Гончаров); Понадобился проводник, который хорошо знал бы лес­ные тропы (Полевой).

Таким образом, различие между сложносочиненными и сложно­подчиненными предложениями заключается в том, что в первых из них союзное средство не указывает на зависимость одной части от другой (предикативные части могут быть равноправными), а во вторых - указывает (одна из частей оформляется как зависи­мая).

Наконец, есть и сложные предложения со смешанной формой. Например: Хотя новый график перевозок введен уже давно, но до сих пор не все шоферы его освоили. В этом сложно­подчиненном предложении (первая часть подчинена второй) есть не только подчинительный уступительный союз хотя, но и сочинитель­ный противительный союз но , и отношения, выраженные в этом пред­ложении, соответственно уступительно-противительные.

4.1Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненным называется предложение, состоящее из двух или более предикативных частей, связанных между собой подчинительными союзами или союзными словами. В таком предложении одна часть является грамматически независимой (главной), а другая – грамматически зависимой, подчиненной (придаточной).

Сложноподчиненные предложения с придаточными об­стоятельственными. Придаточные со значением внешних обстоя­тельств (места, времени, условия, цели, сравнения, причины, уступ­ки) распространяют всю главную часть, реже состав одного из ее сказуемых или обособленный оборот в составе главной части и в большинстве своем прикрепляются специальными для каждого ти­па семантическими союзами. Исключение представляют только при­даточные места, связь которых с главной частью осуществляется, как в местоименно-соотносительном типе, с помощью соотноситель­ных и относительных слов (местоименных наречий). Например: Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют землю (Овечкин) (придаточная часть места); Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее (Симонов) (придаточная часть времени); До чего же бывает речная вода хо­роша, если пить ее в полдень большими глотками из каски (Сур­ков) (придаточная часть условия); Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог (Чехов) (придаточная часть цели); Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Ю. Казаков) (придаточная часть сравнения); Отка­заться от встреч с Иноковым Клим не мог, потому что этот малоприятный парень много знал и мог толково рассказывать (Горький) (придаточная часть причины); хотя сама, видимо, ниче­го не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности (Тургенев) (придаточная часть уступки).

В сложноподчиненных предложениях с придаточной частью места выражаются пространственные отношения. Придаточная часть может указывать не только на собственно место (с соотно­сительным словом там), но и на направление действия главной части - прямое (с соотносительным словом туда) и обратное (с соотносительным словом оттуда). Например: Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается (Шолохов); Алек­сей пополз туда, куда ушел самолет (Полевой); Он выехал от­туда, откуда съезжали во двор лошади (). Кроме того, собственно место действия главной части может быть обозна­чено не только при помощи указания места же в придаточной части (относительное слово где), но и при помощи указания на­правления (относительные слова куда, откуда). То же нужно ска­зать и об обозначении направления действия главной части.

В сложноподчиненных предложениях с придаточной частью времени выражаются различные виды временных отношений: дейст­вие главной части совпадает с действием придаточной (отношения одновременности) или предшествует ему или следует за ним (отно­шения разновременности).

В предложениях со значением одновременности прида­точная часть прикрепляется союзами когда, пока, в то время как, по мере того как; сказуемые в главной и придаточной частях имеют чаще всего одинаковые формы времени несовершенного вида или одну из них несовершенного, а другую совершенного вида. Напри­мер: Пока ему заваривали крепкий чай, он сидел и молчал, продол­жая думать (Симонов); ...Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые... Я очарован, я горю... (Пушкин); Толька скучнел, по мере того как поезд приближался к Кружилихе (Па­нова). Во всех этих предложениях сказуемые главной и придаточ­ной частей выражены глаголами несовершенного вида; действие главной части совпадает с действием придаточной на всем его про­тяжении.

В предложениях со значением разновременности дей­ствий придаточная часть времени прикрепляется союзами когда, пока, после того как, с тех пор как, до того как, прежде чем, как только и др.; сказуемые главной и придаточной частей выража­ются чаще всего формами совершенного вида или в одной из ча­стей - совершенного, а в другой - несовершенного. Например: Когда она вошла, лейтенант быстро встал и пошел навстречу (Симонов); Пока мы не взялись за дело, они и с места не сдвину­лись (Носов); С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока (Лер­монтов).

В сложноподчиненных предложениях с придаточной частью условия могут выражаться как реальные, так и ирреальные усло­вия.

Значение реального условия выражается в предложениях с сою­зами если, коли, когда, раз, причем в главной и придаточной час­тях чаще всего употребляются сказуемые в форме изъявительного наклонения или инфинитива. Например: Большой хозяин, если увидит непорядок и в чужом хозяйстве, вступится (Пришвин); Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый (Пуш­кин); Когда командир не робеет, солдаты за ним в огонь и воду пойдут (Овечкин); Раз вы согласились, так уж нельзя вам отка­зываться (Даль). В предложениях с союзом когда придаточные часто имеют временной оттенок значения, а с союзом раз - оттенок причинного обоснования.

Значение ирреального условия выражается в предложениях с союзами если бы, кабы, когда бы, причем сказуемые в главной и придаточной частях имеют форму сослагательного наклонения или инфинитива. Например: Если бы мне предложили что-нибудь из двух: быть трубочистом в Петербурге или быть здешним князем, то я взял бы место трубочиста (Чехов); Кабы я злой человек был, так разве бы выпустил добычу из рук? (Мамин-Сибиряк)

При препозиции придаточной части она может соединяться с главной с помощью двойных союзов: Если..., то...; Кабы..., так...; Раз..., так... и др.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными цели последние присоединяются к главной части союзами чтобы, да­бы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и выступающими в роли союзов частицами только бы, лишь бы. Придаточные цели указывают на факты не реальные, а лишь желательные, поэтому сказуемые в придаточных цели могут быть выражены только сосла­гательным наклонением (частица бы входит в состав союзов) или инфинитивом. Например: Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог (Чехов); Он употребил все свое красноречие, дабы отвра­тить Акулину от ее намерения (Пушкин); Я на все готова, толь­ко бы мама выздоровела (Паустовский); Для того, чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым (Паус­товский).

Придаточные цели, присоединяемые частицами-союзами лишь бы, только бы, употребляются только в постпозиции, выражая более сильное желание, и имеют добавочный присоединительный оттенок.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными срав­нительными могут выражаться реальные (с союзами как, подобно тому как) и предположительные сравнения (с союзами как будто, будто, словно, точно, как если бы). Например: Каждый звук рож­дал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Казаков); Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (Тургенев). В первом случае сравниваются факты действительно сходные, во втором - срав­ниваемые факты связаны только ассоциативными, воображаемыми связями.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными при­чины могут выражаться различные оттенки причинного значения. Придаточные части прикрепляются причинными союзами: потому что, оттого что, так как, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, поскольку, ибо и некоторыми другими. От того, каким именно союзом прикреп­ляется придаточная часть, зависит тот или иной оттенок причинного значения.

Наиболее широкое причинное значение выражается придаточ­ными с союзами так как, потому что. Например: Он не брал ни­каких сверхурочных и дополнительных работ, потому что все свободное время проводил в экспериментальном цехе (Николаева); Третий корпус пришлось усилить артдивизионом, так как именно на его участке ожидалось наступление (Бондарев).

Придаточные с союзами благодаря тому что и из-за того что имеют более узкие значения, а именно: первые указывают обыч­но на благоприятную, а вторые на неблагоприятную причину. Ср.: Благодаря тому что график движения поездов строго соблю­дался, количество перевозок значительно увеличилось (Из газет) и Из-за того что график движения поездов не соблюдался, коли­чество перевозок сократилось.

Придаточные с союзом в связи с тем что выражают ослаб­ленное причинное значение, иногда косвенную причину, а с союзом тем более

что - наиболее важную причину. Ср.: Факультатив­ные занятия проводились нерегулярно, в связи с тем что лектор не сумел по-настоящему заинтересовать студентов и Я во мно­гих случаях не хотел повторять чисто абстрактных и пропи­танных идеализмом мыслей германского философа, тем более что в этих случаях он был не верен себе и платил дань своему веку (Герцен).

Придаточные с союзами тем более что, благо и ибо всегда стоят после главной части и имеют добавочный присоединительный оттенок значения. Например: Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять (Гончаров); Известно, что, переез­жая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова закружится (Лермонтов).

В сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными последние указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, противоположив тем, о которых говорится в главной, но не привело.

Придаточные уступительные присоединяются к главной час одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то, чти невзирая на то, что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни. В зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается в предложениях с союзами хотя; несмотря на то, что. Например: Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочна деятельности (Тургенев); Он выглядит опрятным и чистым несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев) В таких случаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препозицию, то в сложном предложении выражаются уступительные противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако. Например: Хотя мне было очень узко и неловко новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочинением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «сознательного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнет­ся даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение. Например: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов) Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов). Усилительно-обобщительный оттенок значения создается в данном случае так же, как в предложениях местоименно-соотносительного типа

Сложноподчиненные предложения с придаточными след­ствия. Придаточные следствия присоединяются к главной части или одному из ее предикатов союзом так что и всегда находятся в пост­позиции. Например: Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза (Лермонтов).

В сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия главная часть является относительно законченной по форме и содер­жанию, а придаточная-зависимой (односторонняя зависимость). Поэтому нередко придаточная часть имеет присоединительный от­тенок значения, то есть содержит в себе как бы добавочное сообще­ние. В отдельных случаях связь между главной и придаточной час­тями может настолько ослабляться, что эти части становятся инто­национно самостоятельными предложениями. Например: Ни отец, ни мать не дали ни девочке, ни мальчику объяснения того, что они видели. Так что дети должны были сами разрешить вопрос о значении этого зрелища (Л. Толстой).

Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными. Придаточные подчинительно-присоединительные прикрепляются ко всей главной части или, реже, одному из ее членов относительными местоимениями что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, почему, зачем и др. Главная часть в таких сложноподчиненных предложениях является законченной по своей форме и содержанию, а придаточная, зависимая по своей форме, выражает подчинительно - присоединительное значение - содержит добавочное сообщение, оценку того, о чем говорится в главной части, вывод, следствие из того, о чем говорится в главной части, отдельные замечанья по поводу сообщения, заключенного в главной части, и др. Например: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (Мамин-Сибиряк); Мы еще в сенях пошли на цыпочках, чему Параша очень смеялась (Аксаков); Мы вернулись в Россию в конце декабря, после чего жена провела месяц у отца (); ...Он ода взвалил на себя бремя общего надзора за лесными делами, в результате чего к нему прислушивались в редакции, в нем заискивали коллеги (Леонов); Ей нужно было не опоздать в театр, отчего она очень торопилась (Чехов).

В придаточных присоединительных предложениях часто употребляется усилительно-сопоставительная частица и, подчеркивающая, что сообщение, заключенное в придаточной части, вызвано имев сообщением, заключенным в главной. Ср. два таких предложения: Один уголок занавески был слегка заворочен, что давало возможность заглянуть в спальню (Чехов) и Один уголок занавески был слегка заворочен, что и давало возможность заглянуть в спальню.

Сложноподчиненные предложения с несколькими прида­точными . Выше рассматривались только предложения, состоящие из одной главной и одной придаточной части. Такая форма яв­ляется наиболее типичной для сложноподчиненного предложения, наиболее распространенной как в письменной, так и в устной разновидности литературного языка.

Однако в русском языке , особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы , часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей.

На основании того, к чему относятся придаточные части и они соотносятся друг с другом, выделяются два типа многочленных сложноподчиненных предложений.

I. Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. В таких предложениях главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной части и т. д. Схематически этот способ можно представить так: Марья уже раньше видела его издали и знала, что он делегат Девятого съезда партии, один из тех трехсот сорока делегатов, которых съезд послал на фронт

Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать... (Фадеев).

Более точно последнее, например, предложение можно предел вить при помощи такой линейной схемы:

[…глагол], (чтобы… до тех пор), (пока…)

Если первое придаточное находится перед вторым придаточным (для него главным), то образуется стечение союзов и ее ношение несколько меняется, так как связь между такими предложениями более тесная. Например: Я подумал, что если в решительную минуту не переспорю упрямого старика, то впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки (Пушкин).

[глагол], (что (если…), то…)

https://pandia.ru/text/78/064/images/image002_29.gif" height="12">А. При однородном соподчинении придаточные носятся к одному и тому же слову главного или ко всему главном и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. Схематически в самом общем виде такие предложения можно изобразить так:

Приведем несколько примеров: Но кажется, что песня все ещё длится, что ей нет и не будет конца (Бунин); Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Однородные придаточные, как и однородные члены, могут соеди­няться между собой без союзов и при помощи сочинительных союзов и, реже а, но. Например: Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах зака­ты (Солоухин); А Любка обняла Улю, с которой она подружи­лась с того совещания у Туркенича, но с которой еще не успела поздороваться, и поцеловала ее как сестру (Фадеев).

Б. При неоднородном соподчинении придаточные вносятся: 1) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов; 2) к одному слову или всему главному - все придаточные, различные своим структурно-семантическим типам.

Общую схему таких предложений можно представить так:

https://pandia.ru/text/78/064/images/image007_7.gif" width="616" height="96 src=">

4.2 Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более простых предложений и характеризующаяся смысловым, интонационным и структурным единством.

Предикативные части в сложносочиненных предложениях связы­ваются

сочинительными союзами, которые находятся между преди­кативными частями и служат для выражения общих граммати­ческих значений - смысловых отношений между этими частями: соединительных, противительных, разделительных и др. Указанные общие значения в свою очередь дифференцируются различными средствами. Так, в сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, большую роль играют соотношения видо-временных форм сказуемых: Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (Пуш­кин) (одновременность действий в плане настоящего времени обусло­вила употребление сказуемых несовершенного вида в форме на­стоящего времени во всех трех частях); Пройдет время, и мы уйдем навеки (Чехов) (последовательность действий в плане бу­дущего обусловила употребление глаголов совершенного вида в форме будущего времени в обеих частях).

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами (и, да, ни... ни, тоже, также) выражаются соединительные отношения. По особенностям строения и грамматическим значениям сложносочиненные предложения с соединительными союзами делятся на две большие группы: 1) однородного состава и 2) неоднородного состава.

1. В сложносочиненных предложениях первой группы предикативные части соединяются союзами и, да, ни... ни и выражают соединительно-перечислительные отношения (перечисляются однородные события, происходящие одновременно или следующие друг за другом). Такие предложения могут быть как двучленными, так и многочленными (с повторяющимися союзами) Однородность их частей обычно определяется наличием в их составе общего члена, или придаточной части, или одинаковым соотношением частей с предыдущим контекстом, или, наконец, одинаковым отношением говорящего к перечисляемым событиям.

2. В сложносочиненных предложениях второй группы, неоднородного состава, предикативные части присоединяются союзами да, также, тоже и выражают соединительно-распространительные соединительно-результативные и другие отношения неоднородного соединения. Такие предложения могут быть только двучленными.

Сложносочиненные предложения с разделительными союза­ми. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами (или (иль), либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли) выражают­ся разделительные отношения-отношения взаимоисключения или чередования. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами могут быть как двучленными, так и многочленными; большинство из них однородного состава.

1. Отношения взаимоисключения выражаются с помощью союзов или (иль), либо, не то... не то, то ли... то ли.

Союзы или (иль), либо могут быть одиночными и повторяю­щимися; они указывают, что содержание первой предикативной части исключает возможность содержания второй и последующих частей, и наоборот. Союз или является стилистически нейтральным и употребляется во всех разновидностях литературного языка. Раз­говорный вариант этого союза - иль - имеет оттенок устарелости, разговорным является и союз либо. Например: Пусть перебирает­ся в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (Чехов); Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (Пушкин).

В предложениях с нейтральным повторяющимся союзом не то... не то отношения взаимоисключения осложняются указанием на трудность выделения из двух или из ряда явлений одного, вследствие неопределенности впечатлений от каждого из них. Например: Не то кому подали лошадь, не то кто новый приехал (Данилевский).

Те же отношения выражаются повторяющимся союзом то ли... то ли, имеющим оттенок разговорного стиля, например: То ли ше­лест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).

2. В предложениях чередования (с повторяющимся союзом то... то) говорится о том, что события, о которых сообщается в преди­кативных частях, существуют в разных временных планах, то есть чередуются. Такие предложения употребляются во всех стилистиче­ских разновидностях литературного языка. Например: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов). Грудь ее то высоко поднималась, то, казалось, она удерживала дыхание (Лермонтов).

Сложносочиненные предложения с противительными сою­зами . В сложносочиненных предложениях с противительными союзами (а, но, да, же, зато, однако и др.) выражаются сопоставительные и противительные отношения, то есть указывается на противопоставление событий, на различие их или несоответствие. Все такие предложения, независимо от того, однородны их части или неоднородны, могут быть только двучленными.

По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы:

1) сопоставительные и 2) проти­вительные предложения.

1. В сопоставительных предложениях (с союзами а, же) сопоставляются различные в каком-либо отношении явления, причем эти явления при всем своем несходстве не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют. Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей трид­цать... (Чехов).

2. В противительных предложениях (с союзами но, да, однако, зато, а и др.) выражаются различные виды противительных отношений: противительно - ограничительные, противительно - уступительные, противительно - возместительные и др. Все эти виды отношений основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях. Наиболее употребительным и стилистически нейтральным является союз но. Союз да имеет разговорный характер, а союз однако книжный.

В противительно-ограничительных предложе­ниях (с союзами но, однако, да) сообщается о таких событиях, второе из которых ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части.

В противительно-уступительных предложениях (с союзами но, однако, да) противительное значение осложняется значением уступительным (одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало). Например: В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке... (Чехов). Ср. сложноподчиненное предложение с уступительной придаточной частью: Хотя в доме у меня была своя комната, жил я на дворе в хибарке. Уступительное значение формируется в основном лексическим составом частей, поэтому оттенок его присущ многим типам как сложносочиненных, так и сложноподчиненных предложений. Ср.: В доме у меня была своя комната, а жил я на дворе в хибарке; Я жил не в доме, где у меня была своя комната, а на дворе в хибарке.

Отчетливо противительно-уступительное значение выражается при помощи частиц все-таки, все же, все равно, между тем, при всем при том и др. В этом случае уступительно-противительное значение равно проявляется и в предложениях с союзом но, и в предложениях с союзом а. Ср., например: Я с ними вечно бранюсь, но все-таки я их очень люблю (Достоевский); Матушка поминутно плакала, здоровье ее становилось день ото дня хуже, она, видимо, чахла, а жду тем мы с ней работали с утра до ночи (Достоевский). Ср. также с наречиями еще (все еще), уже (уж): Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев).

В предложениях противительно-возместительных (с союзами зато, но, да) какое-либо явление рассматривается с разных сторон, причем одна его сторона чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая - как положительная. Например: Казаки спешились перед рекой. Брод был мелкий, но течение очень быстрое (Арсеньев); Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (Симонов). Ср. предложение со сложным союзным образо­ванием но зато: Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнет (Салтыков-Щедрин).

Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами. Сочинительные союзы могут употребляться в сложном предложении в присоединительном значении.

В предложениях с присоединительными союзами (да и, а то, а не то, не то и др.) выражаются присоединительные отноше­ния, осложненные различными добавочными значениями.

В предложениях с союзом да и выражается добавочное усили­тельное значение. Например: Ты мне нового ничего не скажешь, да и я тебе не скажу (Симонов); Он [Синцов] больше не спра­шивал- да и что спрашивать? (Симонов).

В предложениях с союзами а то, а не то, не то выражается значение предостережения (во второй предикативной части ука­зывается, что может произойти, если действие первой части не осуществится). Например: Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писем­ский); Посоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием, не то не избежать им лютой казни (Пушкин); Отвечай мне, а не то буду беспокоиться (Пушкин).

Как видно из приведенных примеров, основная сфера употреб­ления присоединительных конструкций, соотносительных с сочи­нением,- непринужденная разговорная речь.

Сложносочиненные предложения с пояснительными сою­зами. Своеобразную группу составляют сложные предложения, которых вторая часть прикрепляется к первой пояснительно-присоединительными союзами а именно, то есть. Например: Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно: построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (Гончаров); Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой).

В этих сложных предложениях говорящий при помощи второй части уточняет, раскрывает содержание первой. Поэтому в этих частях есть своеобразный смысловой параллелизм, что обуслов­ливает включение этих предложений в группу сложносочиненных, хотя пояснительные союзы и указывают на зависимый характер второй части. Первая часть заканчивается перед союзом значи­тельным понижением голоса и паузой.

Союз то есть, кроме указанного значения, может выражать значение поправки, оговорки (имеет значение «говоря точнее», «более правильно»). Например: Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал (Короленко).

4.3 Сложное бессоюзное предложение

Бессоюзное сложное предложение – это разновидность сложного предложения, предикативные части которого объединяются в одно смысловое и структурное целое с помощью интонации, без союзов и союзных слов.

Сложные бессоюзные предложения со значением пере­числения . Эти бессоюзные сложные предложения близки к слож­носочиненным однородного состава с союзом и, что подтвержда­ется как возможностью вставки между частями таких бессоюз­ных предложений союза и, так и употреблением в одном предло­жении предикативных частей, связанных бессоюзно и с помощью союза и. Ср., например: В парке играют оркестры, работают разные аттракционы, открыта лодочная станция и В парке играют оркестры, работают разные аттракционы и открыта лодочная станция.

Предложения данного типа могут быть как двучленными, так и многочленными; в первой части нередко бывает общий член. Например: В тумане, окутавшем дорогу, скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди (Пер­венцев).

Сложные бессоюзные предложения со значением сопо­ставления. В этих предложениях сообщение, заключенное в пер­вой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй (или противопоставляется ему). Для предложений данного типа характерно наличие в предикативных частях слов противополож­ных или противоречащих друг другу по своему значению. Данный тип характеризуется двучленным строением. Ср., например: Спра­ва был болотистый непроходимый лес, слева - красноватые столбы утесов (Седов); Он гость - я хозяин (Багрицкий).

Сложные бессоюзные предложения со значением поясне­ния. В предложениях этого типа содержание всей первой части или каких-либо ее членов раскрывается одночленной или много­членной второй частью. Например: Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу (Гон­чаров); Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем , а тетка - шарф собственного вязанья (Горький); Тут откры­лась картина очень занимательная: широкая сакля, крыша ко­торой опиралась на два столба, была полна народа (Лермон­тов); Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища, зная о том, что ему угрожает (Фадеев).

Особое место среди сложных бессоюзных предложений со зна­чением пояснения занимают предложения с указательными сло­вами такой, таков, так в первой части. В таких предложениях может выражаться не только пояснение, но и качественно-определительные или качественно-обстоятельственные значения. На­пример: Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Гоголь); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов); Все случилось так неожиданно: водитель проскочил на красный свет и не успел затормозить.

Указательные слова такой, так, настолько могут выражать и значение степени; в этом случае вторая часть сложного пред­ложения указывает часто не только на степень, но и на следствие. Например: Тишина такая - в ушах звенит; Так ти­хо - в ушах звенит.

Сложные бессоюзные предложения с условно-следствен­ным и временным значением. Эти предложения характеризуются определенным соотношением модальных форм сказуемых первой и второй предикативных частей. Именно от характера этого со­отношения зависит, ирреальная или реальная обусловленность событий выражается в сложном бессоюзном предложении.

Если сказуемые предикативных частей выражаются формами сослагательного наклонения, то предложение имеет значение ирре­альной обусловленности; например: Досидела бы до конца - он бы тебя и до дому проводил (С. Антонов). Близкое значение выражается в тех случаях, когда сказуемое одной из частей имеет форму повелительного наклонения, употребленного в значении сослагательного, например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней (Крылов).

Если же сказуемые предикативных частей выражаются фор­мами изъявительного наклонения (чаще - будущего времени) или инфинитива в одной из частей, то предложение имеет значение реальной возможности, например: Удастся в Ташкент съез­дить- дело поправится (Неверов); Буду нужен - вызывайте (Годенко); Я с удовольствием справлюсь с двоими, а разо­злить - и с тремя (Маяковский).

Особую подгруппу бессоюзных сложных предложений с услов­но-следственными отношениями представляют предложения с обоб­щенным значением. Части этих предложений имеют обобщенно-личную форму или сказуемые - инфинитивы. Предложения с обобщенным значением типичны прежде всего для пословиц: По­спешишь - людей насмешишь; Любишь кататься- люби и саночки возить; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Лес рубят - щепки летят (Пословицы); Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский

Сложные бессоюзные предложения со значением причи­ны и следствия. Этот тип предложений распадается на две группы: со значением причины и значением следствия. Предложения обеих групп характеризуются двучленным строением. Значения причины и следствия зависят от лексического наполнения частей.

Сказуемые в этих бессоюзных сложных предложениях выражаются различными глагольными формами, с чем связаны разные оттенки значений, однако обычным является такое соотношение форм, при котором временной план части, выражающей причину, предшествует временному плану части, выражающей следствие, результат.

Сложные бессоюзные предложения с изъяснительно-объектным значением. Предложения данного типа всегда дву­членны. Первая часть содержит в себе слово со значением вос­приятия речи, мысли, чувства или слово, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, рас­крывает их содержание. В зависимости от строения первой части и интонации сложного предложения все предложения данного типа делятся на две группы:

I. Предложения, первая часть которых включает в себя изъяс­няемое слово, нуждающееся в распространении с помощью внут­реннего объекта; вторая часть выражает этот объект и таким образом как бы замещает незамещенную позицию при изъяс­няемом слове в первой части. Большинство таких предложений синонимичны сложноподчиненным с придаточными изъяснительно-объектными. Например: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (Фадеев); Мы слышим: сердце плещется в груди. Мы чувствуем: наш голос чист и ясен ().

II. Предложения, в первой части которых нет слова, непо­средственно выражающего процессы восприятия, но имеется сло­во, указывающее на то, что эти процессы совершаются (прислу­шался, присмотрелся, оглянулся, приблизился, подошел и др.). Такие глаголы со значением действия, сопровождающего процесс восприятия, как бы берут на себя роль глаголов, обозначающих этот процесс, так что можно говорить об эллипсисе глаголов восприятия. Ср.: Он оглянулся и увидел: за ним шел незнакомый человек (предложение 1-й группы; вторая часть распространяет глагол восприятия увидел) и Он оглянулся: за ним шел незнако­мый человек (предложение 2-й группы; глагол оглянулся, обозна­чающий действие, сопровождающее восприятие, взял на себя роль выражения этого восприятия). И в первом, и во втором предложении вторая часть выражает объект восприятия.

Многочленные сложные бессоюзные предложения. Бес­союзные сложные предложения могут быть многочленными, то есть состоять из трех и, реже, более частей.

4.4 Сложное многочленное предложение с разными видами связи.

В русском языке, особенно в языке художественной литературы широко распространены сложные предложения комбинированных типов: а) с союзной сочинительной и подчинительной связью; б) с бессоюзной и союзной подчинительной связью; в) с союзной сочинительной и бессоюзной связью; наконец, встречаются сложные конструкции, включающие в себя различные комбинации этих типов предложений. Отношения между отдельными частями в таких конструкциях в большинстве случаев не представляют собой чего-либо принципиально нового по сравнению с описанными раньше типами сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений. Однако для правильного понимания смысла многочленных комбинированных сложных предложений уметь устанавливать соотношения между входящими в их состав частями.

1. Среди многочленных предложений с союзной сочинительной и подчинительной связью выделяются две группы:

1) Две или несколько сочиненных частей распространяем общей для них придаточной частью. Например: Когда Гаврила Иванович начинал говорить, густые брови у него поднимались и лоб покрывался тонкими морщинками (Мамин-Сибиряк).

2) Каждая из сочиненных частей или одна из них имеет при себе одну или несколько придаточных частей. Например: Говорила она быстро, а глаза у нее были такие, словно вот сейчас, как только она до конца все доскажет, он, Серпилин, возьмет и все исправит (Симонов).

2. Широко распространены бессоюзные предложения, части ко­торых (или одна часть) представляют собой сложноподчиненные предложения. Например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уве­рен, что готов спрятаться за горчичницу (); Если я скажу ей эти слова, будет бессовестно: она не может меня побить, но, как честная и добрая девушка, согласится, если я предложу ей руку ().

3. Весьма распространены и предложения с бессоюзной и со­чинительной связью однородного состава. На­пример: Крыша на нем [флигеле] ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и провалились, а от шту­катурки остались одни только следы. (Чехов). Реже встречаются различные комбинации неоднородных частей с союзной сочини­тельной и бессоюзной связью. Например: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цве­тами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом ().

II Заключение

Как мы видим, русский язык обладает богатством синтаксических конструкций. Их изучение – большая кропотливая работа, которая необходима для пополнения знаний о языке. Русский язык как предмет выполняет участвует в развитии и воспитании личности, и многообразие синтаксических конструкций, используемых в языке, расширяет эти возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева русский язык.

М., Просвещение, 2002

2. Баранов язык. Справочные материалы.

М., Просвещение, 1998

3. Купалова и предложение.

М., Просвещение, 1989

4. Меркин язык. Справочные материалы.

М., Русское слово, 2005

5. Розенталь по русскому языку,

М., Эксмо, 1998

6. Шанский русский язык. Синтаксис.

М., Просвещение, 1997

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ….….…….3

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………………………..6

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ……...…………………..10

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ…………………………….19

Классификации бессоюзных сложных предложений…………………...21

УСЛОЖНЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………...24

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Сложное предложение – особая семантико-структурная единица синтаксиса; это законченная по смыслу и интонационно синтаксическая единица, состоящая из двух предикативных частей, сходных по строению с простым предложением. Сложное предложение (далее – СП) выступает в качестве единой коммуникативной единицы.

При квалификации СП нужно учитывать следующие моменты:

1. Части СП имеют внешнее структурное сходство с простыми предложениями, но не обладают интонационной и смысловой законченностью.

2. В некоторых структурных частях СП имеются структурные компоненты, не свойственные простому предложению – указательно-соотносительные слова (антецеденты) и подчинительные союзы.

3. Главная часть СП может быть информативно неполной.

4. В отдельных типах СП есть специфические закономерности порядка слов в составных частях.

В отдельных случаях простые и сложные предложения сближаются и образуют переходные типы . Это конструкции, выражающие:

а) сравнение: Внизу, как зеркало, синеет озеро ;

б) цель: Люди ехали на стройку, чтобы работать ;

в) предложения с однородными сказуемыми, относящимися к одному подлежащему: Лист падает и кружится .

Части СП могут объединяться при помощи союзов, союзных слов и без союзов. Эти два способа связи обусловливают деление СП на союзные сложные и бессоюзные сложные. Союзные предложения в зависимости от средства связи делят на сложносочиненные и сложноподчиненные. При сочинении части СП объединяются как синтаксически равноправные, а при подчинении одна часть синтаксически зависит от другой.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения отличаются следующим:

1. В сложносочиненном предложении (далее – ССП) средство связи – сочинительные союзы (они же связывают однородные члены в простом предложении), а в сложноподчинительном (далее – СПП) –подчинительные союзы, которые в других конструкциях не встречаются.

2. В ССП сочинительные союзы – чисто связующее средство, в СПП подчинительные союзы – структурный элемент придаточной части.

3. В СПП возможна интерпозиция придаточной части.

4. Главной части СПП свойственна информативная неполнота (причем эта главная часть находится в препозиции).


5. В главной части СПП могут быть антецеденты, которые в ССП не встречаются.

6. Если в ССП глаголы-сказуемые характеризуются абсолютным употреблением категории времени, то в СПП возможно относительное употребление времен глаголов-сказуемых.

Большинство названных различий формулируются не категорично, можно предположить переходные типы , в которых обнаруживаются признаки как сочинения, так и подчинения:

1. СП с сопоставительными частями, с союзами в то время как, чем – тем и др.

2. СП, части которых связаны не столько союзами и союзными словами, сколько другими структурными средствами: формами наклонения глаголов, порядком следования частей и др. Связь между частями здесь выражается только морфологически или в сочетании с союзами, утратившими подчинительный характер.

3. СП с нечетко выраженными синтаксическими отношениями
(с конструкциями типа что касается – то ).

4. СП с двойными союзами хотя – но, правда – но, как ни – однако, в которых в первой части расположен подчинительный, а во второй сочинительный компонент союза. В.В. Бабайцева называет такие конструкции «сложными предложениями со смешанной (контаминированной) формой.

Учение о подчинении и сочинении как двух видах связи между частями сложного предложения в синтаксической науке зародилось в ХIХ веке. В его основе лежит представление о смысловой зависимости / независимости частей сложного предложения. Сочинение и подчинение в СП похожи на отношения между однородными и неоднородными членами в простом предложении, но в СП эти отношения менее четко выражены и более противоречивы. Важнейший этап развития учения о сочинении и подчинении составила дискуссия в 20-х годах ХХ века. Ее открыл профессор М.Н. Петерсон, который показал всю неопределенность понятий «сочинение» и «подчинение» и утверждал, что в самих этих понятиях нет языкового содержания и они механически заимствованы из логики. Основу традиционного понимания сочинения и подчинения составила работа А.М. Пешковского «Существуют ли в русском языке сочинительные и подчинительные предложения?» (1959). Здесь Пешковский доказал, что сочинение и подчинение – это важнейшие синтаксические понятия, на которых основана классификация всех СП. Наиболее успешно учение
А.М. Пешковского продолжила В.А. Белошапкова. По ее мнению, сочинительная связь равна связи в сочинительном словосочетании. Она характеризуется тем, что соединенные ею компоненты выполняют одну и ту же синтаксическую функцию относительно образуемого ими целого. Средства связи при сочинении – сочинительные союзы. Подчинительная связь, по Белошапковой, аналогична разным видам подчинительной связи в словосочетании и простом предложении. Объединяемые элементы здесь различаются по своей синтаксической функции, и каждый из них занимает свое место. Средства связи – подчинительные союзы и союзные слова. Согласно В.А. Белошапковой, в бессоюзном сложном предложении противопоставленность между сочинением и подчинением снимается. Некоторые лингвисты на основании смысловых отношений между частями и на основе интонации делят бессоюзные сложные предложения на бессоюзные сочиненные и бессоюзные подчиненные.

В концепциях отдельных ученых за рамками СП остается «бессоюзное сочетание предложений». Аргументом в пользу такого понимания природы бессоюзных конструкций является неграмматический характер в своей основе характер бессоюзной связи, универсальным средством выражения которой является интонация. Но, сигнализируя о том, что несколько предложений вступили в некое сочетание, интонация не указывает ни характера этой связи, ни тех отношений, которые создаются на ее основе. Поэтому и объективное разграничение сочинения и подчинения в условиях бессоюзной связи невозможно. Отношения, складывающиеся внутри бессоюзных конструкций, могут быть выявлены и дифференцированы с опорой на устойчивые элементы ее структуры, схемы построения частей, порядок их расположения, соотношения глаголов-сказуемых, разного рода лексические показатели, однако грамматической значимости, равной значимости союза, ни одно из этих средств не имеет. Некоторые современные синтаксисты рассматривают бессоюзные сложные предложения как простое сочетание предложений. Но бессоюзные сложные предложения – это особая единица. Среди них есть такие, которые могут соотноситься со сложноподчиненным или сложносочиненным предложением, но есть и конструкции, которые с ними не соотносятся. Отсутствие сочинительных и подчинительных союзов, невозможность точного разграничения интонации сочинительного или подчинительного характера, наличие бессоюзных конструкций с недифференцированным значением выделяет БСП в особую группу.

Средствами выражения синтаксической связи в СП могут быть союзы, союзные слова, порядок следования частей, интонация.

Связь между частями СП может быть более или менее тесной. При менее тесной связи содержание второй части является дополнительным сообщением, возникшим попутно в связи с содержанием первой части.
В таких конструкциях связь второй части квалифицируется как присоединительная .

СП, в которых выявляется только один определенный тип значения и которые состоят, как правило, из двух предикативных единиц, называется минимальными конструкциями . Структуры, представляющие собой результат комбинации минимальных конструкций, называются усложненными сложными предложениями .

Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух и более грамматических основ (предикативных единиц), которые составляют семантическое, структурное и интонационное единство.

Сложное предложение функционирует в языке как одна коммуникативная единица и характеризуется формально-грамматическими и семантическими признаками, среди которых важнейшими являются: а) поліпредикативність; б) особая структурная схема; в) интонационная завершенность" семантическая и структурная целостность; г) в нем сообщается о нескольких ситуациях и отношение между ними.

Поліпредикативність сложного предложения обнаруживаемая в наличии двух или нескольких предикативных единиц, имеющих структуру простого предложения, объединенных в одно целое. Части сложного предложения только

условно можно назвать простыми предложениями. Имея подобную простых предложений синтаксическую строение, они не имеют: а) содержательной завершенности, ибо только в сочетании выражают сложную мысль, разносторонние связи между предметами и явлениями окружающей среды; б) интонационной завершенности, ибо лишь все сложное предложение характеризуется интонацией конца; в) коммуникативного значения, поскольку не являются самостоятельными единицами общения.

Сложное предложение, состоящее из двух предикативных единиц, называется двочленним, или двухкомпонентным: Поэтому будем чеснії откровенны в делах великих и простых, чтобы от рождения до смерти за все ответить (В. Крищенко); Ошибаются не только люди, ошибаются даже святые (В. Симоненко).

Сложное предложение, состоящее из трех и более предикативных единиц, называется багаточленним или многокомпонентным: Детское доверие "я к учителю - это капля чистой росы на цветке розы, надо так сорвать цветок, чтобы не стряхнуть эту каплю (В. Сухомлин-ский); Я счастья не имею и в мечтах не вижу, потому іншії мечты в сердце ношу; когда я временами мучаюсь и плачу,-я счастья у судьбы тогда не прошу (Леся Украинка).

Сложное предложение не является механическим сочетанием простых предложений оно построено по определенной своеобразной схеме. Во время конструирования используются те или иные структурные разновидности простого предложения, которые модифицируются в соответствии с особенностями сложного предложения.

Итак, части сложных предложений не выступают отдельной коммуникативной единицей и не имеют семантической и интонационной завершенности. Только все сложное предложение в целом можно рассматривать как самостоятельную структурную и коммуникативную единицу, что является средством формирования и передачи информации.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Основными средствами сочетание предикативных единиц сложного предложения являются союзы, соединительные слова и интонация.

Интонация играет важную роль в любом предложении (простом и сложном). Любое сложное предложение характеризуется ітонаційною завершенностью, имеет интонацию конца. В отдельных сложных конструкциях интонация выступает единственным средством выражения семантических и синтаксических отношений между предикативними единицами сложного предложения.

Различают следующие типы интонаций:

1) интонация перечня: Листья nada, nada, холодно земли, уже летят над садом в теплые края журавли (А. Каминчук);

2) интонация противопоставления или сопоставления: Не садик розцвівся здесь, не грядка - возле школы мальчики и девочки (Г. Пригара);

3) интонация пояснения: Мне снилось: красные розы пламенели в лучах золотистім (Леся Украинка).

Одним из самых распространенных средств связи предикативных единиц является союзы и соединительные слова, что является показателями сочинительной или подрядного связи. С семантической точки зрения они во многих случаях без помощи контекста выражают определенные смысловые отношения.

Союзы сурядності (паратактичні) объединяют в одно целое равноправные части сложного предложения и выражают связующие, сопоставимо-противительные и разделительные отношения: Прошла гроза, и ночь промчалась, и снова день шумит кругом (В. Сосюра); Годы любії, детские, как весенние воды, исчезли, но шум весенних вод не забудется никогда (Леся Украинка); То не от солнца урожай созрел - то пение о счастье затвердел в зерне (С. Летюк); то наступит ночка темная, то веселый день шумит (Л. Глебов). Союзы сурядності только соединяют предикативные части сложносочиненного предложения и не относятся ни к одной из этих частей.

Союзы підрядності (гіпотактичні) соединяют части сложноподчиненных предложений и выражают временные, условные, причинові, з"ясувальні и другие отношения. Они всегда относятся к подрядной части, подчиняя ее главной: цветках летит весна, журавлей щука и не знает, что они ей вістунами открывают повсюду врат (Александр Олесь); Прозрений не бойся, ибо они как лекарство (Л. Костенко).

Соединительные слова, соединяя между собой части складнопідрядного предложения, выступают членами подрядной части предложения. В роли связующих слов выступают знаменательные части речи: относительные местоимения {кто, что, который, чей) и местоименные наречия (как, когда, куда, где): Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют (Г. Сковорода); Смотри, я смеюсь, когда сердце рыдает... (Леся Украинка).

Соединительные слова могут иметь в главной части соотносительные указательные слова. В роли соотносимых слов выступают указательные и определительные местоимения (такой, тот, каждый, весь), а также местоименные наречия (тогда, здесь, туда, там, так): Моя душа никогда не забудет того подарка, что весна дала... (Леся Украинка); Здесь, где каждый камень кровью полили в бою брать, с уважением и любовь "ю остановись, друг, ты (В. Лучук).

Одним из средств сочетание предикативных единиц сложного предложения в одно целое является соотношение видо-временных и способових форм глаголов-присудків, которые соответствующим образом скоординированы. Так в предложениях с одновременностью действий глаголы-присудки выражены в форме одного времени, а в предложениях с временной последовательностью - разновременных формами: Любо в роще соловей поет, слушаю нежное лящання, чистую, щирую вещь украинскую слышу я в том щебете (А. Крымский); Червонобоким яблоком округлым скатился день, созревший и тяжелый, и ночь медленным взмахом руки широкие тени черным пишет углем (Г. Рыльский).

Определять характер синтаксических отношений и осуществлять связь частей сложного предложения могут также лексические элементы. К лексических средств связи в широком понимании относятся соединительные и соотносительные слова. Такими элементами могут выступать местоимения, которые употребляются вместо существительных и указывают на связь между предикативними единицами: Льется солнечный путь, а на нем ты и я и кругом в цветках Украина моя (В. Сосюра). Лексическим элементом может быть также общий второстепенный член (или несколько членов): В то время над Киевом изобиловало жаркое лето, шел июнь, и тяжелые темные тучи чуть ли не каждый вечер собирались на небе (В. Собко).

Порядок размещения частей сложного предложения может быть свободным и фиксированным, постоянным.

За свободного порядка предикативные части могут менять свое место в предложении: Листья вырастет из листочка, из нити витчеться рубашка (М. Сингаевский). Если изменить расположение частей сложного предложения, содержание висловлюваного и отношение между частями не изменятся. Свободный порядок частей имеют те сложные предложения, в которых встановлють-ся отношение одновременности.

Если между частями сложного предложения имеется временная последовательность, причинно-следственная связь и з"ясувальні отношения, то порядок размещения предикативных частей является постоянным, фиксированным: Сотни лет нас распинали, и не побороли, потому не вмерла Украина и не умрет никогда (Д. Павлычко); Народная мудрость утверждает: декабрь год кончает, настоящей зиме двери открывает (М. Ткаченко).