II. Методы социальной экологии

Лекция 8. Предмет, методы и задачи социальной экологии

I. Предмет социальной экологии

Слово «экология» в современной культуре имеет, по крайней мере, три смысла. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля). Во втором, самом широком смысле слова, экологический взгляд на мир предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека. Третий вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего социальной экологией.

Социальная экология является новым научным направлением на стыке социологии, экологии, философии, науки, техники и других отраслей культуры, с каждой из которых она соприкасается очень тесно (Рис. 6).

Рисунок 6. Взаимодействие социальной экологии

с другими отраслями культуры

Социальная экология на стыке:

1. с биологией – традиционная биология

2. с этикой - экологическая этика

3. с философией – экософия

4. с идеологией - экологическая идеология

5. с политикой – экологическая политика

6. с юриспруденцией – экологическое право

7. с медициной и демографией – экология человека

8. с экономикой - экономика природопользования

9. с географией - антропогеография

10. с геологией – инженерная геология

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Таким образом, ее предметом является система взаимоотношений «общество – природная среда». Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические. Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы - неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, «законы» Б. Коммонера).

II. Методы социальной экологии

Поскольку социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, постольку в своей методологии она должна использовать методы и естественных, и гуманитарных наук, а также те методологии, которые представляют собой единство естественнонаучного и гуманитарного подхода.

Что же касается общенаучных методов, то ознакомление с историей социальной экологии показывает, что первоначально использовался преимущественно метод наблюдения (мониторинг) , позже на первый план вышел метод моделирования. Моделирование есть способ долгосрочного и комплексного видения мира. В современном его понимании это универсальная процедура постижения и преобразования мира. Вообще говоря, каждый человек на основании своего жизненного опыта и знаний строит определенные модели действительности. Последующий опыт и знания подтверждают данную модель или способствуют ее изменению и уточнению. Модель попросту представляет собой упорядоченный набор предположений относительно сложной системы. Это попытка понять некоторый сложный аспект бесконечно разнообразного мира путем выбора из накопленных представлений и опыта набора наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме.

Авторы одной из известных моделей будущего - «Пределы роста» (о которой мы будем говорить далее) - описывают методологию глобального моделирования следующим образом. Сначала составляется перечень важных причинных связей между переменными и намечается структура обратных связей. Затем идет ознакомление с литературой и консультации со специалистами во многих областях, связанных с данными исследованиями, - демографами, экономистами, агрономами, специалистами по питанию, геологами, экологами и т.д. Цель на этой стадии состоит в том, чтобы найти наиболее общую структуру, которая отражала бы основные взаимосвязи между пятью уровнями. Дальнейшую разработку этой основной структуры на основе других более детальных данных можно осуществить уже после того, как будет понята сама система в ее элементарном виде. Затем следует количественно оценить каждую связь настолько точно, насколько это возможно, используя глобальные данные, если они были, и характерные локальные данные, если глобальных измерений не производилось. С помощью ЭВМ определяется зависимость одновременного действия всех этих связей во времени. Затем проверяется влияние количественных изменений в основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы. Нет одной «жесткой» мировой модели. Модель, как только она возникает, постоянно критикуется и пополняется данными по мере того, как можно лучше ее понять.

Глобальная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, амортизацией, ресурсами и выпуском продукции. Сначала выдвигается несколько рабочих гипотез о связях между параметрами, а затем они проверяются на ЭВМ (теперь – на компьютере). Модель содержит динамические утверждения только о физических аспектах человеческой деятельности. Она исходит из допущения, что характер социальных переменных - распределение дохода, регулирование размера семьи, выбора между промышленными товарами, услугами и пищей - в будущем сохранится таким же, каким он был на протяжении современной истории мирового развития. Поскольку трудно предположить, какие новые формы поведения человека следует ожидать, эти изменения нельзя учесть на модели. Ценность модели определяется лишь той точкой на каждом из графиков, которая соответствует прекращению роста и началу катастрофы.


Похожая информация.


После проведения в 1992 г. Международной конференции по проблемам планеты Земля в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие главы 179 государств и на которой впервые мировое сообщество выработало согласованную стратегию развития, можно говорить о начале третьего глобально-политического этапа социальной экологии.
О концепции устойчивого развития, положенной в основу принятых на данной конференции решений, мы будем подробно говорить в дальнейшем.

3
Место социальной экологии в системе культуры

Социальная экология является новым научным направлением на стыке социологии, экологии, философии, науки, техники и других отраслей культуры, с каждой из которых она соприкасается очень тесно. Схематически это можно выразить следующим образом:

1. Экономика природопользования. 2. Экология человека. 3. Экологическое право. 4. Экологическая политика. 5. Экологическая идеология. 6. «Глубинная» экология. 7. Экологическая этика. 8. Экология. 9. Геологическая экология. 10. Антропогеография.

Было предложено много новых названий наук, предметом которых является изучение взаимоотношений человека с природной средой в их целостности: натурсоциология, ноология, ноогеника, глобальная экология, социальная экология, экология человека, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т. д. В настоящее время более или менее уверенно можно говорить о трех направлениях.
Во-первых, речь идет об исследовании взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне, в масштабе планеты, иными словами, о взаимоотношении человечества, в целом, с биосферой Земли. Конкретно-научной основой исследований в данной области служит учение В.И. Вернадского о биосфере. Такое направление можно назвать глобальной экологией. В 1977 г. вышла монография М.И. Будыко «Глобальная экология». Следует отметить, что в соответствии со своими научными интересами, Будыко уделил преимущественное внимание климатическим аспектам глобальной экологической проблемы, хотя не менее важны такие моменты, как количество ресурсов нашей планеты, глобальные показатели загрязнения природной среды, глобальные кругообороты химических элементов в их взаимодействии, влияние космоса на Землю, состояние озонового щита в атмосфере, функционирование Земли как единого целого и т. п. Исследования в данном направлении предполагают, конечно, интенсивное международное сотрудничество.
Вторым направлением исследований взаимоотношений общества с природной средой будут исследования с точки зрения понимания человека как общественного существа. Отношения человека к социальному и природному окружению коррелируют между собой. «Ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу – их ограниченное отношение к природе» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 3, С. 29). Для того чтобы отделить данное направление, изучающее отношение различных социальных групп и классов к природной среде и структуру их взаимоотношений, детерминированных отношением к природной среде, от предмета глобальной экологии, можно называть его социальной экологией в узком смысле. В этом случае социальная экология, в отличие от глобальной экологии, оказывается ближе к гуманитарным наукам, чем к естествознанию. Надобность в подобных исследованиях огромна, а проводятся они еще в очень ограниченном масштабе.
Наконец, третьим научным направлением можно считать экологию человека. Ее предметом, не совпадающим с предметами глобальной экологии и социальной экологии в узком смысле, являлась бы система взаимоотношений с природной средой человека как индивида. Данное направление ближе к медицине, чем социальная и глобальная экология. По определению В.П. Казначеева, «экология человека – это научное направление, исследующее закономерности взаимодействия, проблемы целенаправленного управления сохранением и развитием здоровья населения, совершенствованием вида Homo sapiens. Задачей экологии человека является разработка прогнозов возможных изменений в характеристиках здоровья человека (популяции) под влиянием изменений внешней среды и разработка научно обоснованных нормативов коррекции в соответствующих компонентах систем жизнеобеспечения. Большинство западных авторов также различает понятия social, или human, ecology (экология человеческого общества) и ecology of man (экология человека). Первыми терминами обозначают науку, рассматривающую вопросы управления, прогнозирования, планирования всего процесса «вхождения» природной среды во взаимосвязь с обществом в качестве зависимой и управляемой подсистемы в рамках системы «природа – общество». Второй термин употребляется для наименования науки, делающей акцент на самом человеке, как «биологической единице» (Вопросы социоэкологии. Львов, 1987. С. 32–33).
«В экологию человека входят генетико-анатомо-физиологический и медико-биологический блоки, отсутствующие в социальной экологии. В последнюю, согласно историческим традициям, необходимо включать значительные разделы социологии и социальной психологии, не входящие в узкое понимание экологии человека» (Там же. С. 195).
Конечно, трех отмеченных научных направлении далеко не достаточно. Подход к природной среде как целому, необходимый для успешного решения экологической проблемы, предполагает синтез знаний, который видится в формировании в различных существующих науках направлений, переходных от них к экологии.
Экологическая проблематика все больше входит в социальные науки. Развитие социальной экологии тесно связано с тенденциями социологизации и гуманизации науки (естествознания, в первую очередь), так же как интеграция быстро дифференцирующихся дисциплин экологического цикла друг с другом и с другими науками совершается в русле общих тенденций к синтезу в развитии современной науки.
Практика оказывает двоякое влияние на научное осмысление экологических проблем. Дело здесь, с одной стороны, в том, что преобразовательная деятельность требует повышения теоретического уровня исследований системы «человек – природная среда» и усиления прогностической мощи этих исследований. С другой стороны, именно практическая деятельность человека оказывает непосредственную помощь научным изысканиям. Познание причинно-следственных отношений в природе может продвигаться по мере ее преобразования. Чем более крупные проекты реконструкции природной среды осуществляются, тем больше данных проникает в науки о природной среде, тем глубже могут быть выявлены причинно-следственные связи в природной среде, и тем в конечном счете выше становится теоретический уровень исследований взаимоотношений общества с природной средой.
Теоретический потенциал наук, изучающих природную среду, в последние годы заметно вырос, что приводит к тому, что «сейчас все науки о Земле так или иначе переходят от описаний и простейшего качественного анализа материалов наблюдений к разработке количественных теорий, построенных на физико-математической базе» (Е.К. Федоров. Взаимодействие общества и природы. Л., 1972. С. 63).
Прежде описательная наука – география – на основе установления более тесного контакта между отдельными ее отраслями (климатология, геоморфология, почвоведение и др.) и совершенствования ее методологического арсенала (математизация, использование методологии физико-химических наук и т. д.) становится конструктивной географией, ориентирующейся не только и не столько на исследование функционирования географической среды независимо от человека, сколько на теоретическое осмысление перспектив преобразования нашей планеты. Аналогичные изменения происходят и в других науках, изучающих те или иные моменты, аспекты и т. д. взаимоотношений человека и природной среды.
Поскольку социальная экология – новая становящаяся дисциплина, находящаяся в процессе бурного развития, ее предмет можно только наметить, но не четко обозначить. Это характерно для каждой становящейся области знания, социальная экология не составляет исключения. Мы будем понимать под социальной экологией научное направление, объединяющее то, что входит в социальную экологию в узком смысле, в глобальную экологию и в экологию человека. Иными словами, мы будем понимать под социальной экологией научную дисциплину, которая изучает взаимоотношения человека и природы в их комплексе. Это будет предметом социальной экологии, хотя, может быть, и не окончательно установленным.

4
Методы социальной экологии

Более сложная ситуация имеет место с определением метода социальной экологии. Поскольку социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, постольку в своей методологии она должна использовать методы и естественных, и гуманитарных наук, а также те методологии, которые представляют собой единство естественно-научного и гуманитарного подходов (первый называется номологическим, второй – идеографическим).
Что же касается общенаучных методов, то ознакомление с историей социальной экологии показывает, что на первом этапе использовался преимущественно метод наблюдения (мониторинг), на втором на первый план вышел метод моделирования. Моделирование есть способ долгосрочного и комплексного видения мира. В современном его понимании это универсальная процедура постижения и преобразования мира. Вообще говоря, каждый человек на основании своего жизненного опыта и знаний строит определенные модели действительности. Последующий опыт и знания подтверждают данную модель или способствуют ее изменению и уточнению. Модель попросту представляет собой упорядоченный набор предположений относительно сложной системы. Это попытка понять некоторый сложный аспект бесконечно разнообразного мира путем выбора из накопленных представлений и опыта набора наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме.
Авторы «Пределов роста» описывают методологию глобального моделирования следующим образом. Сначала мы составили перечень важных причинных связей между переменными и наметили структуру обратных связей. Затем мы познакомились с литературой и проконсультировались со специалистами во многих областях, связанных с данными исследованиями, – демографами, экономистами, агрономами, специалистами по питанию, геологами, экологами и т. д. Наша цель на этой стадии состояла в том, чтобы найти наиболее общую структуру, которая отражала бы основные взаимосвязи между пятью уровнями.
Дальнейшую разработку этой основной структуры на основе других более детальных данных можно осуществить уже после того, как будет понята сама система в ее элементарном виде. Затем мы количественно оценили каждую связь настолько точно, насколько это возможно, используя глобальные данные, если они были, и характерные локальные данные, если глобальных измерений не производилось. С помощью ЭВМ мы определили зависимость одновременного действия всех этих связей во времени. Затем мы проверили влияние количественных изменений в наших основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы. Нет одной «жесткой» мировой модели. Модель, как только она возникает, постоянно критикуется и пополняется данными по мере того как мы начинаем лучше ее понимать. Данная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, амортизацией, ресурсами и выпуском продукции. Эти зависимости одни и те же во всем мире. Наша методика состоит в том, чтобы сделать несколько предположений о связях между параметрами, а затем проверить их на ЭВМ. Модель содержит динамические утверждения только о физических аспектах человеческой деятельности. Она исходит из допущения, что характер социальных переменных – распределение дохода, регулирование размера семьи, выбора между промышленными товарами, услугами и пищей – в будущем сохранится таким же, каким он был на протяжении современной истории мирового развития. Поскольку трудно предположить, каких новых форм поведения человека следует ожидать, мы не пытались учитывать эти изменения на модели. Ценность нашей модели определяется лишь той точкой на каждом из графиков, которая соответствует прекращению роста и началу катастрофы.
В рамках общего метода глобального моделирования использовались различные частные методики. Так, группа Медоуза применила принципы системной динамики, предполагающие, что состояние систем полностью описывается небольшим набором величин, характеризующих различные уровни рассмотрения, а ее эволюция во времени – дифференциальными уравнениями 1-го порядка, содержащими скорости изменения этих величин, называемых потоками, которые зависят только от времени и самих уровневых величин, но не от скорости их изменений. Системная динамика имеет дело только с экспоненциальным ростом и состоянием равновесия.
Методологический потенциал теории иерархических систем, примененной Месаровичем и Пестелем, гораздо шире, он позволяет создавать многоуровневые модели. Метод «затраты – выпуск», разработанный и использованный в глобальном моделировании В. Леонтьевым, предполагает исследование структурных взаимосвязей в экономике в условиях, когда «множество на вид не связанных, в действительности взаимозависимых потоков производства, распределения, потребления и капиталовложений постоянно влияют друг на друга, и в конечном счете определяются целым рядом основных характеристик системы» (В. Леонтьев. Исследования структуры американской экономики. М., 1958. С. 80). Метод «затраты – выпуск» представляет действительность в виде шахматной доски (матрицы), отражающей структуру межотраслевых потоков, поле производства, обмена и потребления. Сам метод есть уже некое представление о действительности, и, таким образом, выбранная методология оказывается существеннейшим образом связанной с содержательным аспектом.
В качестве модели можно использовать и реальную систему. Так, агроценозы могут рассматриваться как экспериментальная модель биоценоза. В более общем плане вся природопреобразовательная деятельность человека – моделирование, которое ускоряет становление теории, но к ней и следует относиться, как к модели, учитывая риск, который эта деятельность влечет за собой. В преобразовательном аспекте моделирование способствует оптимизации, т. е. выбору наилучших путей преобразования природной среды.

5
Задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественно-научным знанием.
Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, сколь и закономерности физические. Но сложность самого предмета исследований, в который входят три качественно различные подсистемы – неживая и живая природа и человеческое общество, и непродолжительное время существования данной дисциплины приводят к тому, что социальная экология, по крайней мере в настоящее время, преимущественно эмпирическая наука, а формулируемые ею закономерности представляют собой предельно общие афористичные утверждения (как, например, «законы» Коммонера).
Понятие закона трактуется большинством методологов в смысле однозначной причинно-следственной связи. Более широкую трактовку понятия закона как ограничения разнообразия дает кибернетика, и она больше подходит к социальной экологии, выявляющей фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Было бы нелепо выдвигать в качестве гравитационного императива, что человек не должен прыгать с большой высоты, поскольку гибель в этом случае ждет неминуемо. Но адаптационные возможности биосферы, позволяющие компенсировать нарушения экологических закономерностей до достижения определенного порога, делают экологические императивы необходимыми. Главный из них можно сформулировать так: преобразование природы должно соответствовать ее возможностям адаптации.
Одним из способов формулирования социально-экологических закономерностей является перенесение их из социологии и экологии. Например, в качестве основного закона социальной экологии предлагается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, который является модификацией одного из законов политэкономии. Закономерности социальной экологии, предложенные исходя из исследования экосистем, мы рассмотрим после ознакомления с экологией.

Практикум к семинару

Вопросы для повторения

1. Каковы задачи социальной экологии и ее научный статус?
2. Как соотносится социальная экология, глобальная экология и экология человека?
3. Что такое социоэкосистемы и как они соотносятся с естественными экосистемами?
4. Каковы этапы развития социальной экологии?
5. Каков статус закона в социальной экологии?
6. Как вы понимаете законы экологии Коммонера?
7. Какие методы социальной экологии вам известны?
8. Какое значение имеет мониторинг для социальной экологии?
9. Чем различаются локальный, региональный и глобальный мониторинг?
10. Какое значение для социальной экологии имеет метод моделирования?
11. Что такое экологический императив и почему он нужен?
12. Как вы относитесь к утверждению Мальтуса, что человечество размножается в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания увеличивается в арифметической профессии?

Прокомментируйте высказывания

1. «Власть климата есть первейшая в мире власть» (Ш. Монтескье).
2. «Природа есть тело человека» (К. Маркс).
3. «Изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу» (К. Маркс).
4. «Господство над природой состоит в умении познавать ее законы и правильно их применять» (Ф. Энгельс).
5. «Ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу – их ограниченное отношение к природе» (К. Маркс, Ф. Энгельс).
6. а) «Все связано со всем»;
б) «Все должно куда-то деваться»;
в) «Природа знает лучше»;
г) «Ничто не дается даром» (законы экологии Коммонера).
7. а) «Уничтоженный вид или экосистема не восстанавливаются»;
б) «Рост населения и охрана природы противоречат друг другу»;
в) «Экономический рост и охрана природы также принципиально противоречат друг другу»;
г) «При выработке решений нельзя принимать во внимание только ближайшие цели и немедленное благо Homo sapiens»;
д) «Охрана природы – вопрос благосостояния и выживания Homo sapiens» («Железные законы» охраны природы П. Эрлиха).

Изобразите на доске и прокомментируйте

1. Таблица типов законов, используемых в социальной экологии.
2. Таблица функций социальной экологии (познавательная, преобразовательная, прогностическая, планирующая, историческая, мировоззренческая).
3. Таблица уровней организации природных систем


4. Схема взаимодействия в социоэкосистемах
Геосистемы Экосистемы
Социосистемы

Тесты

1. Центральным понятием социальной экологии является:
а) экосистема;
б) социосистема;
в) социоэкосистема.
2. Компонентами социоэкосистемы являются:
а) социо-и геосистемы;
б) био-и социосистемы;
в) гео-, био– и социосистемы.
3. Социоэкосистемы состоят из компонентов:
а) биогенных, абиогенных, технических;
б) биогенных, абиогенных, социальных;
в) биогенных, абиогенных, социальных, технических.
4. Могут ли социосистемы и экосистемы существовать отдельно друг от друга:
а) да;
б) нет;
в) экосистемы могут, а социосистемы нет;
г) социосистемы могут, а экосистемы нет.
5. Социосистема охватывает:
а) биосферу;
б) биосферу и ближний космос;
в) всю Вселенную.
6. Какая основная задача социальной экологии:
а) открывать законы природы;
б) устанавливать законы, по которым должны жить люди;
в) формулировать законы взаимодействия человека и природы.
7. Что изучает глобальная экология:
а) систему взаимоотношений человека как индивида с природной средой;
б) взаимоотношения различных групп населения с природной средой;
в) взаимоотношения общества с природной средой в масштабах планеты.
8. Л.И. Мечников считал главным фактором становления и развития цивилизаций:
а) климат;
б) водные ресурсы;
в) ландшафт.
9. Ш. Монтескье считал главным фактором становления развития цивилизаций:
а) климат;
б) водные ресурсы;
в) ландшафт.
10. Представители географической школы в экологии считали, что:
а) социологические концепции должны основываться на данных географии;
б) в развитии цивилизации главную роль играют природные факторы;
в) социология должна быть частью географии.
1 1. С какими из законов Коммонера и Эрлиха соотносятся следующие законы и принципы:
а) единство и борьба противоположностей;
б) закон необратимости эволюции;
в) принцип «тоннельного взгляда».

Темы контрольных работ и докладов на семинарах

1. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
2. Методология экологических исследований.
3. Мониторинг природы.
4. Соотношение социосистем и экосистем.
5. Место социальной экологии в системе культуры.
6. Взгляды Мальтуса и современная демографическая ситуация.
7. Географическая школа в социологии.

Список литературы

1. Будыко ММ. Глобальная экология. М., 1977.
2. Вопросы социоэкологии. Львов, 1987.
3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М, 1983.
4. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода. Т. 1–2. СПб., 1868.
5. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1991.

Тема 2
Экология и учение Вернадского о биосфере: естественно-научные основы социальной экологии

В развитие биологии в XX в. большой вклад внесли русские ученые. Русская биологическая школа имеет славные традиции. Первые модели происхождения жизни созданы А.И. Опариным. В.И. Вернадский был учеником выдающегося почвоведа В. В. Докучаева, который создал учение о почве как своеобразной оболочке Земли, являющейся единым целым, включающим в себя живые и неживые компоненты. По существу, учение о биосфере было продолжением и распространением идей Докучаева на более широкую сферу реальности. Развитие биологии в этом направлении привело к созданию экологии.
Значение учения о биосфере Вернадского для экологии определяется тем, что биосфера представляет собой высший уровень взаимодействия живого и неживого и глобальную экосистему. Результаты Вернадского поэтому справедливы для всех экосистем и являются обобщением знаний о развитии нашей планеты.

1
Учение В.И. Вернадского о биосфере

Существуют два основных определения понятия «биосфера», одно из которых известно со времени появления данного термина. Это понимание биосферы как совокупности всех живых организмов на Земле. В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем, переосмыслил понятие биосферы. Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.
Такое толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни. Из нескольких вариантов: 1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь возникла вместе с формированием Земли, – Вернадский придерживался последнего и считал, что нет убедительных научных данных, что живое когда-либо не существовало на нашей планете. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только ее форма. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.

Поскольку социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, постольку в своей методологии она должна использовать методы и естественных, и гуманитарных наук, а также те методологии, которые представляют собой единство естественнонаучного и гуманитарного подхода.

Что же касается общенаучных методов, то ознакомление с историей социальной экологии показывает, что первоначально использовался преимущественно метод наблюдения (мониторинг) , позже на первый план вышел метод моделирования. Моделирование есть способ долгосрочного и комплексного видения мира. В современном его понимании это универсальная процедура постижения и преобразования мира. Вообще говоря, каждый человек на основании своего жизненного опыта и знаний строит определенные модели действительности. Последующий опыт и знания подтверждают данную модель или способствуют ее изменению и уточнению. Модель попросту представляет собой упорядоченный набор предположений относительно сложной системы. Это попытка понять некоторый сложный аспект бесконечно разнообразного мира путем выбора из накопленных представлений и опыта набора наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме.

Авторы одной из известных моделей будущего - «Пределы роста» (о которой мы будем говорить далее) - описывают методологию глобального моделирования следующим образом. Сначала составляется перечень важных причинных связей между переменными и намечается структура обратных связей. Затем идет ознакомление с литературой и консультации со специалистами во многих областях, связанных с данными исследованиями, - демографами, экономистами, агрономами, специалистами по питанию, геологами, экологами и т.д. Цель на этой стадии состоит в том, чтобы найти наиболее общую структуру, которая отражала бы основные взаимосвязи между пятью уровнями. Дальнейшую разработку этой основной структуры на основе других более детальных данных можно осуществить уже после того, как будет понята сама система в ее элементарном виде. Затем следует количественно оценить каждую связь настолько точно, насколько это возможно, используя глобальные данные, если они были, и характерные локальные данные, если глобальных измерений не производилось. С помощью ЭВМ определяется зависимость одновременного действия всех этих связей во времени. Затем проверяется влияние количественных изменений в основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы. Нет одной «жесткой» мировой модели. Модель, как только она возникает, постоянно критикуется и пополняется данными по мере того, как можно лучше ее понять.

Глобальная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, амортизацией, ресурсами и выпуском продукции. Сначала выдвигается несколько рабочих гипотез о связях между параметрами, а затем они проверяются на ЭВМ (теперь – на компьютере). Модель содержит динамические утверждения только о физических аспектах человеческой деятельности. Она исходит из допущения, что характер социальных переменных - распределение дохода, регулирование размера семьи, выбора между промышленными товарами, услугами и пищей - в будущем сохранится таким же, каким он был на протяжении современной истории мирового развития. Поскольку трудно предположить, какие новые формы поведения человека следует ожидать, эти изменения нельзя учесть на модели. Ценность модели определяется лишь той точкой на каждом из графиков, которая соответствует прекращению роста и началу катастрофы.

Каждая наука в своих исследованиях пользуется как общими, так и специальными методами научных изысканий.

Метод (от греч. слова «прослеживание», «путь исследования») – способ построения и обоснования знания. В науке метод – это способ достижения новых результатов научных истин.

Философия в ходе своего развития выработала всеобщий метод познания – диалектику . Диалектика (от греч. слова «веду беседу», «рассуждаю») является одной из наиболее важных форм мышления.

Человек познает мир диалектическим образом, поскольку сам мир развивается по диалектическим законам.

Социальная экология – относительно молодая наука, ее метод еще полностью не сформирован, поэтому она должна использовать методы естественных и общественных наук. Метод социальной экологии определяется объективными закономерностями, составляющими суть предмета ее исследования.

Чтобы научное исследование было комплексным, необходимо свободное функционирование нескольких методов исследования. Это позволяет социальной экологии выработать общий подход, осмыслить ряд теоретических проблем:

¨ системное понимание мира;

¨ экологический кризис;

¨ кризис человеческого бытия в современном мире;

¨ индустриализм, ориентированный на прибыль как причина экологического кризиса;

¨ преодоление экологического кризиса – предпосылка цивилизационного развития;

¨ глобальность экологических проблем;

¨ всеобщая ответственность за их решение.

В методологическом аппарате социальной экологии выделяют три основные группы методов:

¨ информационные;

¨ математические;

¨ нормативно-технологические.

Информационные методы, в свою очередь, делятся на социологические и биосферологические.

В качестве математических рассматриваются методы, которые, опираясь на результаты информационных исследований, строят прогностические модели взаимоотношения человека и природы.

Нормативно-технологические методы предназначены как для изменения технологической основы антропологической деятельности, так и для разработки новых принципов отношений человеческого сообщества к природному окружению.

Итак, процесс движения социально-экологического познания имеет исходной точкой гносеологическое оформление предмета социальной эклоги путем обобщения уже известных свойств и отношений, а также в результате метаэкологического анализа предметов других наук, структурирующих современное экологическое знание.

Познание предмета социальной экологии осуществляется путем обобщения данных ряда частных и комплексных наук, входящих в структуру современного экологического знания и имеющих своим предметом различные стороны или свойства общего взаимодействия общества и природы.

Социально-экологическое исследование с необходимостью предполагает осуществление междисциплинарности, которая является специфической чертой комплексного подхода.

Методы социальной экологии не просто дополняют друг друга, а находятся в некотором единстве, обусловленном спецификой ее предмета, и тесно связаны с реальными процессами, имеющими место в социально-экологическом исследовании.

Объективная необходимость единства методов социальной экологии определяется тем, что каждый из них имеет пределы своих познавательных возможностей, которые зависят от особенностей их гносеологической природы, хотя эти пределы изменяются с развитием научного знания; ни один из методов, функционирующих в рамках социально-экологического исследования, не становится универсальным.

Таким образом, рассмотренные методы образуют в рамках социальной экологии систему, которой присущи детерминированные характером окружающей среды тесная связь между элементами, определенная структура и обусловленная ими системная целостность.

Иначе говоря, специфика метода социальной экологии состоит в единстве, системности, комплексности и моделирования, обусловленных единством геокосмической среды обитания человечества. Метод интегративной науки универсален.

Нельзя изучать социальную экологию только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений.

Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидеть.

Законы должны формировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество – природа – человек», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

При этом следует задать вопрос: может ли молодая наука – социальная экология – на данном этапе ее развития приступить к формулированию научных законов с позиций определения предмета социальной экологии?

В 30-е гг. XX столетия были сформулированы Бауэром и Вернадским два важных закона.

1-й закон говорит о том, что геохимическая энергия материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенной разумом) стремится к максимальному выражению.

2-й закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей деятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

Но эти законы чаще всего исследователи называют принципами.

Жизнь на Земле развивается только в условиях постоянного притока новой энергии, так как весь цикл циркуляции живой материи осуществляется в одной и той же массе живой субстанции с маленьким коэффициентом восстановления.

Человек проник в эту систему за счет того, что нарушил систему потребления и накопления энергии живой природы. Причем потребности общества в энергии постоянно увеличиваются, в связи с чем требуют большой структурной реорганизации биосферы, а производство новой энергии становится энергетически неблагоприятным.

Общество действительно подчинено целому ряду единых экологических закономерностей природной среды, но оно обладает и рядом свойств, которые не подвластны этим закономерностям.

Поэтому при формулировании законов социальной экологии ученые исходят из законов «теоретического экологического влияния», однако, их не следует понимать как законы социальной экологии.

В работе Б. Коммонера изложены четыре основных глобальных экологических закона, которые могут считаться законами социальной экологии.

1-й закон . Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений.

Из этого следует , что влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть.

2-й закон содержит положение о том, что человек живет в замкнутом пространстве, поэтому все, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается.

3-й закон указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее «улучшать» нашими действиями, значит надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию.

4-й закон говорит о том, что глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично.

Более конкретно Законы Коммонера гласят :

Экологического счастья в одной стране быть не может, с загрязнением океана, парниковым эффектом и озоновыми дырами должно бороться все сообщество.

За все надо платить . Международное сообщество финансирует научные проекты, позволяющие сохранить биологическое равновесие.

Все надо куда-то девать . Международное сообщество приняло специальные законы, запрещающие вывоз и захоронение ядовитых и радиоактивных отходов в бедных странах. Мировой океан также не место для отходов.

Природа знает лучше . Человек должен сохранить экологическое равновесие биосферы, не пытаясь быть умнее природы, и создавать искусственную среду разума – ноосферу.

Пять законов социальной экологии сформулировал Н.Ф. Реймерс. Он расположил их в такой последовательности.

1. Правила социально-экологического равновесия.

2. Принцип культурного управления развтием.

3. Правила социально-экологического замещения.

4. Закон исторической (социально-экологической) необратимости.

5. Закон ноосферы В.И. Вернадского.

Закон «Правила социально-экологического равновесия».

Соотношение скоростей демографического насыщения, давления общества на среду жизни и изменений в самом обществе можно сформулировать в виде правила социально-экологического равновесия : общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды природно-естественным и искусственным образом.

Так как внешние условия исторического развития, среда жизни людей и функционирования их хозяйства разрушены или заметно разрушены, то воспроизводство природных ресурсов и поддержание социально-экологического равновесия требуют значительных материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Этап экстенсивного прогресса общества имел основания в виде широчайшего распространения людей, их панэйкуменности, максимального стремления человечества к «покорению» природы, увеличению ее продуктивности путем сукцессионного омоложения, возрастания энергопроизводства, роста численности трудоспособного населения (что вело к общему увеличению людей) и быстрому обороту товаров. Единственным критерием развития была экономическая прибыль, обогащение.

Закон «Принципы культурного управления развитием» гласит, что религия, обычаи и юридические законы формулировали правила поведения людей в их взаимоотношениях с природой и внутри общества в соответствии с только что сказанным.

Природу изучают естественные науки, такие как биология, химия, физика, геология и др., используя естественнонаучный (номологический) подход. Общество изучают гуманитарные науки - социология, демография, этика, экономика и др. - и используют гуманитарный (идеографический) подход. Социальная экология как междисциплинарная наука базируется на трех типах методов: 1) естественнонаучных, 2) гуманитарных наук и 3) системных исследований, объединяющих естественнонаучные и гуманитарные исследования.

Важное место в методологии социальной экологии занимает методология глобального моделирования.

Основные этапы глобального моделирования сводятся к следующему:

  • 1) составляется перечень причинных связей между переменными и намечается структура обратных связей;
  • 2) после изучения литературы и консультаций специалистов-демографов, экономистов, экологов, геологов и др. выявляется общая структура, отражающая основные связи между уровнями.

После того как глобальная модель в общем виде создана, предстоит работа с этой моделью, которая включает следующие этапы: 1) количественная оценка каждой связи - используются глобальные данные, а если глобальных данных нет, то используются характерные локальные данные; 2) с помощью ЭВМ определяется эффект одновременного действия всех этих связей во времени; 3) проверяется количество изменений в основных допущениях, чтобы найти наиболее критические детерминанты поведения системы.

Глобальная модель использует наиболее важные зависимости между народонаселением, продовольствием, капиталовложениями, ресурсами и выпуском продукции. Модель содержит динамические утверждения о физических аспектах человеческой деятельности. Она содержит допущения, что характер социальных переменных (распределение дохода, регулирование размера семьи и др.) не изменится.

Главная задача - понять систему в ее элементарном виде. Только после этого модель можно усовершенствовать на основе других, более детальных данных. Модель, после того как она возникает, обычно постоянно критикуется и пополняется данными.

Ценность глобальной модели состоит в том, что она позволяет показать точку на графике, где ожидается прекращение роста и наиболее вероятно начало глобальной катастрофы. К настоящему времени разработаны различные частные методики метода глобального моделирования. Так, например, группа Медоуза использует принцип системной динамики. Особенность этой методики состоит в том, что: 1) состояние системы полностью описывается небольшим набором величин; 2) эволюция системы во времени описывается дифференциональными уравнениями 1-го порядка. При этом следует иметь в виду, что системная динамика имеет дело только с экспотенциальным ростом и состоянием равновесия.

Методологический потенциал теории иерархических систем, примененной Месаровичем и Пестелем, гораздо шире, чем у группы Медоуза. Появляется возможность создавать многоуровневые системы.

Метод «затраты-выпуск» Василия Леонтьева - матрица, отражающая структуру межотраслевых потоков, производства, обмена и потребления. Сам Леонтьев исследовал структурные взаимосвязи в экономике в условиях, когда «множество на вид не связанных в действительности взаимозависимых потоков производства, распределения, потребления и капиталовложений постоянно влияют друг на друга и, в конечном счете, определяются целым рядом основных характеристик системы» (Леонтьев, 1958, с. 8).

В качестве модели можно использовать реальную систему. Так, например, агроценоз - экспериментальная модель биоценоза.

Вся деятельность по преобразованию природы - моделирование, которое ускоряет становление теории. Поскольку при организации производства необходимо учитывать риск, то моделирование позволяет рассчитать вероятность и серьезность риска. Таким образом, моделирование способствует оптимизации, т.е. выбору наилучших путей преобразования природной среды.

Так как социальная экология является переходной наукой между естественными и гуманитарными, поэтому в своей методологии она активно использует как методы естественных, так и гуманитарных наук, а также методологию, которая представляет собой единство двух этих подходов.

Таким образом, специфика метода социальной экологии обусловлена тем фактором, что ее предмет граничит между природой и обществом.

В процессе научного познания предмета социальной экологии существуют определенные этапы, общие для процесса любого научного познания. Однако каждый этап имеет особенности, обусловленные как спецификой самого предмета социальной экологии, так и спецификой ее метода в целом. Можно согласиться с такой точкой зрения, подчеркивает Данило Ж. Маркович, "что специфика предмета социальной экологии состоит в том, что она изучает как общие закономерности взаимоотношений природы и общества, так и отношение общества (отдельных его частей) к нему, что влияет на создание ее категориально-логического аппарата, в том числе и метода".

Фактически метод социальной экологии должен представлять собой совокупность познавательных операций, соответствующих цели ее исследования как науки.

При использовании различных экологических подходов в выработке метода социальной экологии следует основываться на том, что ее предмет, теория познания и метод до некоторой степени сходны, но по своему содержанию и целям не обязательно идентичны. Точно так же следует учитывать и то, что одни экологические проблемы в большей степени, другие в меньшей степени приближаются к теории в ее более узком значении, и социальная экология должна опираться на последние.

Из этих методов наибольшее значение для выработки метода социальной экологии имеют следующие:

  • * системное понимание мира;
  • * экологический кризис;
  • * кризис человеческого бытия в современном мире;
  • * гуманистическое развитие;
  • * глобальность экологических проблем и всеобщая ответственность за их решение.

Исходя из перечисленных подходов и из своего предмета, социальная экология должна выработать метод получения нового знания о своем предмете и определить методику сбора данных и метода обобщения.

При формировании первого элемента своего научного метода -- предварительного знания о предмете исследования -- социальная экология исходит не только из экологического мировоззрения, но и из теорий о защите окружающей среды.

Теоретические разработки защиты окружающей среды появляются во второй половине XIX века. Наиболее известными из них являются: теория стоимости экономического роста; теория мальтузианства; теория бентимистов; теория преобразования международного порядка; теория уровня жизни и др.

При использовании этих теорий для выработки метода социальной экологии их надо критически проанализировать как с точки зрения научной обоснованности, так и с позиции предмета.

Процедура суммирования новых знаний (как элемент научного метода) в социальной экологии должна также быть приспособлена к ее предмету.

Особое внимание следует уделить этапу классификации данных и способу их представления. В этом плане следует критически осмыслить существующие математико-статистические методы, а также метод моделирования, используемый в исследовании жизненной среды.

Однако элементы метода в социальной экологии (как и любой науке) должны отвечать требованиям общественного метода, это же относится и к этапу обобщения, т. е. установлению и формулированию научных законов.

Но при. этом в социальной экологии взаимодействие в системе "общество--природа" должно способствовать сохранению и совершенствованию качества жизненной среды и инициировать необходимые меры в проведении экологической политики на международном и локальном уровне.

Таким образом, трудности, существующие при определении метода социальной экологии, зависят от того, будет ли понята и определена социальная экология как часть общей экологии (как естественная наука) или как общественная, отраслевая социологическая наука, или же как наука пограничная между естественными и общественными науками.