Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

4) не только, но и

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.

Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение - сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.

2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10

Вопрос:

Посмотрите на предложение.

Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.

Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) один выделительный, два разделительных

2) два выделительных, один разделительный

3) три выделительных

4) три разделительных

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

2) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (2 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

§ 1 Знаки препинания в сложных предложениях

На этом занятии мы вспомним основные группы знаков препинания и систематизируем свои знания о них, закрепим понятие о сложносочиненных предложениях и отработаем умение отличать сложносочиненные предложения от простых предложений с однородными членами. Кроме того, научимся расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом и без него.

Все знаки препинания и правила их постановки в предложениях и текстах изучает особая наука - пунктуация. Пунктуация является важным средством оформления письменной речи и обладает коммуникативной функцией.

Знаки препинания имеют двойное назначение,

·во-первых, они способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой,

·во-вторых, выражают ощущения говорящего и его отношение к слушающему.

В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух или более простых, нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Например:

Запятая в этом сложносочиненном предложении выполняет разделительную функцию.

Тире в бессоюзном сложном предложении выполняет разделительную функцию.

Запятые в сложноподчиненном предложении выполняют выделительную функцию.

§ 2 Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Какие же знаки препинания употребляются между частями сложносочиненного предложения?

Вспомним, что

сложносочиненное предложение представляет собой несколько простых, равноправных предложений, связанных между собой посредством интонации и сочинительных союзов.

Как правило, части сложносочиненного предложения на письме разделяются запятой. Она ставится перед сочинительным союзом.

Например:

Однако существует несколько случаев, когда запятая между частями не ставится.

·В сложносочиненном предложении запятая не ставится перед союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО, если его части объединены общим второстепенным членом.

Например:

В данном сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член предложения - обстоятельство времени в такую бурю,поэтому запятая перед союзом И не ставится.

В этом сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член предложения - обстоятельство времени лишь изредка, поэтому запятая перед союзом ИЛИ не ставится.

В данном сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член предложения - обстоятельство места в сенях,поэтому запятая перед союзом ДА (в значении И)не ставится.

В этом сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член предложения - обстоятельство места в селе,поэтому запятая перед союзом ЛИБОне ставится.

·В сложном предложении запятая не ставится перед союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО, если у двух его частей, связанных сочинительной связью, есть общая придаточная часть.

Например:

В этом предложении части связанные союзной сочинительной связью имеют общее придаточное предложение Когда Аню провожали домой, поэтому запятая перед союзом Ине ставится.

А вот перед повторяющимися союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО в сложносочиненном предложении запятая ставится в любом случае.

Например:

В данном примере сочинительный союз И является повторяющимся, поэтому части сложносочиненного предложения разделяются запятой, несмотря на то что есть общий второстепенный член - обстоятельство места по улицам.

В данном примере сочинительный союз И является повторяющимся, поэтому части сложного предложения разделяются запятой, несмотря на то что есть общее придаточное предложение -когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.

Запятая перед союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО между простыми предложениями в составе сложного не ставится еще в некоторых случаях.

·Во-первых, если простые предложения имеют общее вводное слово.

Например:

·Во-вторых, если простые предложения имеют общий обособленный член.

·В-третьих, если оба простые предложения - назывные (основы у них представлены только подлежащими, сказуемые отсутствуют).

Например:

·В-четвертых, если оба простые предложения - побудительные, вопросительные или восклицательные (с единой интонацией).

Например:

§ 3 Сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами

Безусловно, сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными соединительными и разделительными союзами.

Сравните:

Сложносочиненное предложение, перед соединительным союзом И ставится запятая.

Простое предложение с однородными сказуемыми, запятая перед соединительным союзом И не ставится.

Сравните:

Сложносочиненное предложение, перед разделительным союзом ИЛИ ставится запятая.

Простое предложение с однородными сказуемыми, запятая перед разделительным союзом ИЛИ не ставится.

§ 4 Тире и точка с запятой в сложносочиненном предложении

Между частями сложносочиненного предложения иногда может ставится тире перед сочинительными союзами, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.

Например:

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними может ставиться точка с запятой.

Например:

§ 5 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, можно отметить, что знание пунктуации и функций знаков препинания в сложносочиненном предложении крайне необходимо, так как знаки препинания не только указывают на смысловое членение предложений, но и являются важным средством оформления письменной речи.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002.- 240с.
  5. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  6. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2004. – 304 с.

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав.
Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Правила:
1 (№ 6). Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые. О* О* О* О.-
В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
« в »
м
  1. (Ха 7). Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой.
Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Характеризуется с одной стороны.)
Но: Мы живём в новом огромном доме.
Примечание. Пишущий может придать особое значение однородным определениям, которые характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае запятые ставятся, например: Мы живём в новом, огромном доме.
Солнце светит, но не греет.
Солнце светит, да не греет.
И возик свой мы не свезём, а скатим (И. Крылов).
Не то дождьГ не то мокрый снег пошёл. Трава лежала не только на подоконниках, но и на глиняном полу (С. Бабаевский).
Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
  1. (Ха 8). Запятая между однородными членами ставится, если они соединены:
а) противительными союзами, в том числе да в значении но:
О, а О; О. НО О; О. да О
б) составными разделительными союзами как... так и; не только... но и; не то... не том др.; или... или; либо... либо:
как О, так и О; не то О, не то О; или О, или О; либо О, либо О
в) повторяющимся соединительным союзом и:
и О, и О* и О-
...О, и Of и О
4 (Ха 8). Запятая ставится между группами однородных членов, соединённых союзами попарно:
... О в О» О и О. О и О...
На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1 (Ха 2). Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится тире:

а) если они выражены существительным, количественным числительным, неопределённой формой глагола
б) если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение.
Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский).
Дважды два - четыре. Партия - бессмертие нашего дела (В. Маяковский). Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза (В. Маяковский).

Примечание. Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится перед словами вот, это: Река - это не только вода. Река - это путь. Река - это источник энергии. Река - это место, где живёт рыба (М. Ильин). Чтение - вот лучшее учение (А. Пушкин).
2 (№ 2). Тире при пропуске связки не ставится, если

а) сказуемое присоединяется союзами как, будто
б) перед сказуемым есть отрицательная частица не
Пруд как зеркало. Облако будто слон.
Езда на велосипеде не трудное дело, если научишься.

Еще по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

  1. Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
  2. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.