В городе, где очень забавно получить смс с вопросом "Ты где?", интересен не только , но и окраины. Во второй части я покажу два не связанных между собой района: шахтёрский Старый город с деревянной церковью 1950-х годов постройки и спально-торговый Юго-восток, где находятся главные храмы Караганды - например, крупнейший в Средней Азии костёл, почти с крыльца которого, кстати, снят заглавный кадр.
Как и большинство угольных гигантов, Караганда не имеет чёткой границы: есть ярко выраженное "ядро" (Новый город и Юго-восток), которое в радиусе нескольких километров окружают шахтёрские посёлки, административно входящие в состав города (Пришахтинск, Майкудук, Сортировочный), плавно сменяющиеся посёлками, в состав города не входящими: Компанейск, Бакайдам, Сарань, Актас, Дубовка, Шахан, Долинка, Вольный, Карабас, Шахтёрск - по карте, при этом, хорошо видно, что угольный бассейн от Караганды простирается в основном на юго-запад на 40-60 километров.
Однако немало можно увидеть и к северо-западу, по дороге из Астаны. Стоит только скрыться за горизонтом трубам металлургического , как вдруг со всех сторон в степи появляются новые трубы и шахтные копры:
Вот и обогатительная фабрика показалась:
И терриконы в наличии:
Старый город
Эта местность к северо-востоку от Нового города, хорошо заметная из окна астанинской маршрутки, называется Старый город. Именно здесь стояла Караганда первоначально, ещё будучи обычным шахтёрским посёлком. Затем рядом вырос Новый город, а старую часть попросту расселили и снесли - угольные пласты залегали прямо под жилыми кварталами. Тем не менее, сквозь Старый город пролегает дорога ко многим более дальним посёлкам, среди пустырей каким-то чудом сохранился старый драмтеатр, а также небольшая церковь Михаила Архангела на Втором Руднике, найти которую я посчитал обязательным. Благо, это оказалось не так уж сложно - о её существовании в Караганде знают почти все, и я без проблем узнал, что ехать туда надо автобусом №45 от проспекта Бухар-жырау. Минут 15 я ждал автобуса, ещё около получаса ехал (значительный кусок маршрута проходит прямо по астанинской трассе, откуда и сняты кадры №№2-4), и наконец по совету кондукторши сошёл фактически в чистом поле:
Автобус поехал дальше, и за дорогой я увидел то, что искал. И вы вероятно спросите - а чем так интересна эта церковь? Очень просто - она была построена (не основана, а именно построена) в советское время. Причём не в конце 1980-х, а в 1952-57 годах (сама же община зародилась в 1947):
Теоретически, этот случай не уникален: в советское время легально и не очень было построено около полусотни церквей, в том числе даже несколько каменных (например, две церкви в Магнитогорске). Но всё же это очень мало: храмы тогда строились не каждый год, как правило в довольно глухих местах, а значительная их часть была перестроена при первой возможности выйти из тени. Церкви советской эпохи нередки именно в дальних шахтёрский регионах - например, церквушку начала 1980-х я наблюдал в на почти такой же рудничной окраине: видимо, тяжёлая и страшная работа в подземельях заставляла людей верить в какие-то высшие силы.
На другом конце дворика - брутального вида звонница, спаянная из труб. Думаю, если бы не гонения на религию, такие бы наверняка строились при советских заводах.
Сам храм снаружи весьма неказист, но как ещё он мог выглядеть? Главки, предполагаю, надстроены лишь в эпоху независимости, а само здание вполне могло быть в прошлой жизни бараком.
В храме очень красивое убранство, которое я даже сфотографировал:
Карагандинцы этот храм очень любят, по словам тех, с кем я говорил - он непохож на другие церкви. Впрочем, в казахстанских церквях, окружённых со всех сторон Великой Степью, вообще атмосфера особая. К храму примыкает кладбище, за кладбищем с одной стороны так называемый Финский посёлок (видимо, очередной советский эксперимент с "городом-садом"):
А чуть поближе - пятиэтажечный Пришахтинск:
Церковь, построенная в чужую эпоху и оказавшаяся в чужой стране, среди пустырей и терриконов. До чего же сильный образ!
Сам Второй Рудник - типичный шахтёрский посёлок, такими трущобами они выглядят по всему бывшему СССР, кроме разве что Воркуты, где в трущобах не очень-то поживёшь.
Характерные "шахтёрские хаты" - малоэтажки на 2-3 семьи:
Впрочем, попадается и местный колорит - судя по высоте окон, дом на полметра-метр заглублён в землю:
В центре Второго Рудника - кажется, баптистский Дом Молитвы "Вифлеемская звезда". Караганда - центр католицизма и протестанства в Казахстане, эту традицию положили ещё заключённые Карлага, осуждённые за религию, а продолжили многочисленные депортанты. Немцев в советской Караганде было больше, чем казахов, сама она возникла на пустом месте, не имела больших православных соборов или мечетей - поэтому в Караганде все религии были равны изначально. Небольших костёлов, протестантских церквей и домов молитвы тут больше, чем православных храмов и мечетей, вместе взятых.
Если бы я пошёл по дороге, проходящей вдоль фасада "Вифлеемской звезды", то где-то через полчаса достиг бы уже упомянутого театра-среди-пустырей у шахты имени Костенко. Тем более это старейшее здание Караганды (1935), редчайший в Казахстане образец конструктивизма. Но не сориентировался, побоялся уйти не туда (а местность, сами понимаете, не очень-то для прогулок), спросить дорогу было некого... В общем, не попал я туда.
22.
Отсюда .
Впрочем, как и Астана, Караганда входит в мои планы на следующие поездки в Казахстан, так что у меня ещё будет возможность наверстать упущенное. Тогда же я просто сел на тот же автобус №45, решил доехать до конечной, но не увидел ничего, кроме насквозь хрущбного Пришахтинска.
Юго-Восток
И на том же самом автобусе №45 поехал буквально через весь город - на Юго-Восток. Полчаса до центра, по проспекту Бухар-жырау и далее за вокзал по эстакаде. Вообще, хотя Караганда занимает довольно большую площадь и утратила в 1997 году трамванйю сеть (одну из 5 в Казахстане, другие 4 пока держатся), схема автобусных маршрутов здесь построена просто на удивление грамотно - дорога до любой точки не слишком долгая и интуитивно понятная. За эстакадой 45-й автобус проходит мимо всех объектов, показанных далее.
Чем ещё запоминается Караганда - это довольно интересной архитектурой 1970-90-х годов. Город отличается капитальностью, многоэтажностью, и при этом обилием пустырей. Вообще, несмотря на благополучие, вид Караганды очень суров, и главное, пожалуй, ощущение от неё - необжитость. Огромный, шумный, динамичный город - но невооружённым глазом видно, что менее века назад тут ещё была дикая степь. В Караганде нет даже собственной воды - полумиллионный город питает 450-километровый канал от Иртыша, построенный в 1960-е годы.
И так как далее маршрут 45-го автобуса пролегает вдоль трёх храмов, не лишним будет вспомнить национальный состав Караганды, который здесь крайне интересен: 44% - русские, 36% - казахи, 4,8% - украинцы, 3,3% - немцы, 3% - татары, 1,5% - корейцы. 20 лет назад русских было около 53%, а украинцы, казахи и немцы - по 12-14% населения.
С автобуса я сошёл у новенькой (заложена в 2010 году) мечети, которая здесь отличается огромным размером. Как уже говорилось не раз, казахи - мусульмане не слишком набожные, но всё-таки в эпоху независимости каждый областной центр получил по одной супер-мечети, и судя по всему их размер пропорционален размеру города - карагандинская мечеть немногим меньше астанинской:
И композиция очень необычная: ведь если убрать минареты - форменный пятиглавый собор на грани классицизма. Тут уместно вспомнить, что ислам среди казахов активно . Или наоборот - аллюзия на обстроенную минаретами православную Софию Константинопольскую. Кому какой образ ближе.
Напротив мечети на торцах пятиэтажек портреты трёх казахских биев (судей): Айтеке, Казыбек и Толе, создавшие в конце 17 века первый свод законов Казахского ханства "Жеты Жергы":
Мечеть окружает обширный и столь же пустынный сквер, которые украшает целая аллея "каменных баб" (видимо, стилизованных) и стела с каким-то национальным символом:
Мало того, что языческие атрибуты, так ещё и изображение человека, которое вообще-то запрещают каноны ислама-суннизма. Интересно, много ли в мире мусульманских стран, где такое возможно?
У подножья стелы - и вовсе что-то вроде Сквера Любви с характерными лавочками. В общем, сразу вспоминается присказка "Какой мусульманин сала не ест?!" - говорят, придумали её именно в Казахстане.
И в довершение картины - в прямой видимости от мечети из-за деревьев выглядывают две башни костёла:
Туда идти ещё минут десять вдоль безразмерных пустырей и гостиницы "Созвездие" с обледенелым аквапарком:
Крупнейший в Средней Азии костёл Богоматери Фотимской достроен уже в 2011 году, и пока ещё не открыт, хотя по фотографиям dikiy-m уже почти полностью обустроен.
Костёл очень красив:
А вокруг всё те же пустыри и поднимающий из земли пар городских теплотрасс:
Наконец, православный Введенсий собор (1991-2000), окружённый целым кремлём епархиальный построек, стоит уже почти на выезде из города. Это в Казахстане явление довольно распространённое - соборы в новых городах строились параллельно с мечетями, но всегда на окраинах. Впрочем, добраться сюда нетрудно - рядом находится Юго-Восточная автостанция:
Собор тоже очень красив и внутри, и снаружи, а внутри всё та же атмосфера братства на чужбине - надо было видеть, с какой теплотой люди здесь смотрят друг на друга и как придерживают входящим следом тяжеленную дверь. Передо мной сюда зашёл слепой лет 40, которого вела старушка - возможно, мать. Не помню, когда я последний раз видел такую теплоту в кафедральных храмах.
Да и архитектура как минимум интересна. Образ крепости совсем не случаен - эти храмы остаются форпостами России в Великой Степи...
Перспектива улицы Гоголя - второй главной магистрали наряду с проспектом Бухар-жырау. Вдалеке просматривается элеватор, а на его фоне бетонный копер. Говорят, прямо под Новым городом залегают довольно богатые угольные пласты, и ещё в советское время центр Караганды понемногу стали смещать на юго-восток, за железную дорогу, Новому городу же была уготована судьба Старого города. Как поступят сейчас - неизвестно.
Но в целом Караганда давно уже утратила позиции шахтёрской столицы, добывая не более трети угля в Казахстане, кормят же её в первую очередь металлургический комбинат в Темиртау, медные комбинаты Жезказгана и Балхаша - в общем, областной статус. Главным центром угледобычи же стал расположенный в 250 километрах отсюда Экибастуз. О котором - в следующей части.
P.S.
А ещё из рассказов местных: в полутысяче километров на юго-западе - Байконур, в полутысяче на северо-востоке - Семипалатинский ядерный полигон. Здесь в порядке вещей, когда над домами пролетает ракета, и карагандинцы это очень не любят - после каждого запуска портится погода. В советское же время при каждом подземном ядерном взрыве на Семипалатинском полигоне здесь ощутимо дрожала земля. И так бывает: проснувшись от ядерного взрыва, задумчиво провожаешь взглядом космическую ракету за окном.
Но в свое время он был очень важным для Советского союза. Сюда стекались ученые умы, город строили профессиональные архитекторы. Сейчас город стоит на 3 месте по значимости в республике.
Где находится Караганда
Географические координаты Караганды: 49,8 градусов северной широты и 73,1 градуса восточной долготы. Территория, где находится Караганда, на карте представлена холмистой равниной, обозначена эта местность как Казахский мелкосопочник. Город находится в центральной части Казахстана.
Общая информация
Экономика Караганды, как и градообразование, связаны с добычей полезных ископаемых. Потому что Карагандинский угольный бассейн и соответственно местность, где находится Караганда, изобилует «черным золотом». Добыча топливно-значимого ресурса здесь является главной одно время в городе была надпись «Уголь - это хлеб». Кроме того, здесь находится транспортный узел, пересекаются железнодорожные и автомобильные пути. Действует также международный аэропорт. Поэтому Караганда стоит на третьем месте по значимости в Казахстане.
Площадь Караганды приблизительно равна 550 квадратным километрам. Город имеет два района: Октябрьский и Казыбек би.
Управляющие органы: городской маслихат и акимат.
Начало истории Караганды
Еще в 19 веке на месте, где находится Караганда, не было никаких поселений, вообще для кочевого народа оседлая жизнь не свойственна. История этого населенного пункта начинается с того, что якобы в 1833 годы юный пастух находит здесь кусок угля. 1856 год ознаменовался тем, что в этих местах начинается добыча этого полезного ископаемого. В 1882 территория вошла в состав России. Занимались добычей сначала русские купцы, которые нашли здесь месторождения медной и затем появились французы и англичане. На рудниках трудились жители ближайших поселков. Кроме того, здесь работал Спасский медеплавильный завод.
Во время гражданской войны работа на рудниках была приостановлена, шахты простаивали с 1917 до 1930. В 1930 году добыча угля снова становится интенсивной, и постепенно строятся жилища временного характера для работников, приезжающих сюда на заработки. Район стал очень значимым, так как Советский союз нуждался в топливе. Карагандинский угольный бассейн стоял на третьем месте после Кузбасса и Донбасса. В советские времена это место даже называлось «Третьей кочегаркой». Топливо, добываемое здесь, поставлялось на Урал. Поэтому появилась железная дорога. В 1931 небольшие поселения, там, где находится Караганда, постепенно становятся небольшим шахтерским городком. Несколько поселков объединили в один большой Карагандинский поселок.
Строительство города и дальнейшая судьба
Над проектированием нового города работали хорошие архитекторы и конструкторы. С 1934 по 1938 год москвичи разрабатывали генеральный план города в том месте, где находится Караганда. В России (РСФР) было построено уже несколько подобных городов. Руководил всеми этими работами А. И. Кузнецов, видный архитектор и градостроитель. Планировалось, что Караганда будет вмещать в себя 300 тысяч человек. Статус города Караганда получила в 1936 году, 10 февраля, на тот момент это уже был административный центр области, в котором проживало 166 тысяч человек. Для сравнения, в 1934 году было только 15 тысяч. В течение всего последующего времени население росло, и периодически велись строительные работы. Во время Великой Отечественной значение города еще больше выросло, так как Советское государство в ходе войны потеряло Донбасс.
1983 год - построен цирк, который стал самым современным (на тот момент) и красивым сооружением города и области.
Во время распада СССР в Караганде наступил кризис, как и в других городах Казахстана. Уехало множество русских и немецких специалистов. Промышленность пришла в упадок. Но с началом нового тысячелетия строительство возобновилось. Улицы восстанавливаются, происходит реконструкция зданий. Появляются торговые центры и парки. Построен Этнопарк, в котором воспроизвели ландшафт всей Карагандинской области. Построен памятник, посвященный знаменитой фразе "Где? Где? В Караганде".
Происхождение названия по всей вероятности связано с произрастающим в этих местах кустарником - караган, иначе говоря, желтой акации. У жителей этого города бытует еще одна версия. Караганды - "кара кан ды", переводится как черная кровь. Вероятно, уголь, найденный здесь, ассоциировался у местных жителей с запекшейся кровью.
Карагандинские лагеря
Два лагеря АЛЖИР и Карлаг оставили свой след в истории целого города. В советское время в них были заключены некоторые деятели искусства и светила науки. Поэтому, в том числе благодаря этим лагерям, в Караганде развивается культурная жизнь.
Невольники проводили концерты и прочие мероприятия. Художники участвовали в различных работах по оформлению. В Карлаге даже ставили балет. Люди, которых подвергли депортации, предпочли остаться в городе и внесли неоценимый вклад в культуру Караганды. Кроме того, в строительстве города участвовали военнопленные из Германии и Японии.
Природа
Г. Караганда окружен холмистыми равнинами Казахского мелкосопочника.
Резко-континентальный климат отличается суровой и долгой зимой с буранами и метелями. Лето очень сухое и жаркое, так что вся растительность в округе выгорает.
Население
Караганда - многонациональный город, здесь проживает 113 народов. В основном, в городе две религии: мусульманство и православие.
По численности лидирует среди других городов области. И занимает четвертое место во всем Казахстане. Численность населения в Караганде составляет 457,1 тысяч человек.
Наверное, многим известен город под названием Караганда. Но не все знают, где находится Караганда. На самом деле, этот город расположен не на территории России, а в Казахстане. Считается, что Караганда - это центр одноименной области с развитой промышленностью и индустрией.
Географическое расположение Караганды
По своему географическому расположению город находится в самой центральной части страны. Карагандинская область размещена в центре евразийского континента. Караганда - достаточно большой город и занимает четвертое место по площади после
Астаны, Алма-Аты и Шымкента.
Сам город с площадью в 550 квадратных километров разделен на два района, один называется Октябрьский, а другой - им. Казыбек би.
Благодаря особенному географическому расположению и резко-континентальному климату в городе наблюдаются прохладные зимы и жаркие, но умеренные лета.
Возникновение города
Интересно, что Караганда имеет не древнюю историю. Считается, что еще в 19 веке на месте сегодняшнего города были пастбища, где пастухи пасли скот. Но потом там нашли уголь, и добытчики со всех краев страны и из-за границы стали приезжать сюда.