Новгородская Русь: особенности развития. Новгородская земля (Республика) Где и когда образовалось новгородское княжество

История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 2. Новгородская земля в XII–XIII вв.

Княжеская власть и Новгород в IX–XI вв. Уже в период пребывания в составе Древнерусского государства Новгородская земля обладала важными отличиями от других древнерусских земель. Местная верхушка словен, кривичей и чуди, пригласивших в IX в. варяжского конунга стать военным вождем союза, не была в X–XI вв. ни уничтожена, ни включена в состав княжеской дружины. Условия «ряда» IX в., по-видимому, в определенной мере соблюдались обеими сторонами, хотя позиция князя, представлявшего здесь интересы Киева, к началу XI в. явно усилилась, о чем говорит его переезд с Рюрикова городища в сам центр земли - Новгород.

В событиях, связанных с борьбой новгородского князя Ярослава за киевский стол после смерти Владимира в 1015 г., население Новгорода во главе с «лучшими мужами» выступало как самостоятельная сила наряду с князем и его дружиной. Когда, потерпев поражение в борьбе со своим братом Святополком, Ярослав хотел бежать «за море», новгородцы рассекли его суда и заставили продолжать борьбу. Упоминается в летописи и «вече» - собрание населения Новгорода, которое князь собрал «на поле», чтобы заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за киевский стол.

О социальном делении в среде новгородского населения говорит летописное свидетельство о добровольном самообложении населения города для найма «за морем» варягов в помощь Ярославу: собирали «с мужа по 4 куны, а от бояр по 18 гривен». Поскольку гривна того времени состояла из 25 кун, то взнос боярина в сто с лишним раз превышал взнос простого новгородца. Очевидно, что местная верхушка - бояре - уже достаточно четко отделилась от остального населения, и в руках бояр находились большие денежные средства. Эти средства накапливались благодаря тому, что бояре, наряду с княжеской дружиной, играли важную роль в сборе дани с Новгородской земли. Об этом говорят находки археологами на боярских усадьбах Новгорода замков от мешков для сбора дани. Управление Новгородской землей в XI в. осуществляли совместно верхушка местной городской общины и сидевший в Новгороде наместник киевского князя - его сын с дружиной, но главная роль при этом принадлежала князю-наместнику, опиравшемуся на поддержку могущественного отца в Киеве.

Возникновение новгородского посадничества. Первый важный шаг к изменению этих отношений в свою пользу новгородская община предприняла в 80-х гг. XI в., когда уже ясно обозначился глубокий внутриполитический кризис Древнерусского государства. В 1088 г. киевский князь Всеволод Ярославин прислал на княжение в Новгород своего малолетнего внука Мстислава, сына Владимира Мономаха. В это время рядом с малолетним князем появился своеобразный соправитель - «посадник», избиравшийся самими новгородцами. Посадники продолжали избираться и тогда, когда князь достиг совершеннолетия. Новгородская городская община явно стремилась усилить свою роль в управлении Новгородской землей. После смерти Всеволода Ярославича новгородцы добились того, что Мстислав остался на новгородском столе вопреки желанию нового киевского князя Святополка.

Борьба новгородской городской общины с княжеской властью. В конце второго десятилетия XII в. стремление новгородской городской общины к большей самостоятельности столкнулось с политикой Мономаха, направленной на восстановление сильных позиций киевского князя как главы Древнерусского государства. Мономах, не спрашивая мнения новгородцев, посадил в 1117 г. в Новгороде своего внука Всеволода Мстиславича, а недовольных новгородских бояр вызвал в Киев и заключил в тюрьму. Формально двоевластие в Новгороде сохранялось, но посадников стали присылать из Киева. Политику Мономаха продолжал его сын Мстислав. Всеволода он рассматривал как своего наместника, который ходил по приказу отца в походы с новгородским войском.

Положение резко изменилось, когда после смерти Мстислава в 1132 г. власть киевского князя ослабла, и Всеволод Мстиславич остался без внешней поддержки. Уже в 1134 г. новгородцы «выгониша князя» Всеволода из города. Князю удалось вернуться на новгородский стол, лишь заключив «ряд» - договор с новгородцами, определявший условия, на которых они допускали князя к управлению Новгородской землей. С этого момента началось ослабление позиций княжеской власти за счет расширения участия городской общины в управлении Новгородской землей.

28 мая 1136 г. Всеволод Мстиславич, ряд действий которого вызвал недовольство новгородцев, по приговору веча был заключен под стражу и через два месяца выслан из города. На новгородский стол был приглашен один из черниговских князей, Святослав Ольгович, но через год и он был изгнан. В дальнейшем, успешно лавируя между враждебными княжествами и союзами княжеств, новгородцы добились того, что во второй половине XII в. все древнерусские князья признали за ними право приглашать на новгородский стол князя по собственному желанию (так называемая вольность в князьях). Высшим органом власти в Новгородской земле стало собрание жителей города - вече, которое решало, какого князя пригласить на новгородский стол и на каких условиях он будет управлять Новгородской землей. Без согласия веча князь не мог принимать важных политических решений. Внешним выражением перемен в отношениях между княжеской властью и Новгородом стала установившаяся не позднее середины XII в. практика созыва веча на «Ярославовом дворище» - территории княжеской резиденции в городе, а постоянным местопребыванием князя снова стало Рюриково городище.

Ограничения власти князя в Новгороде. На протяжении XII в. князь в Новгороде утратил целый ряд прерогатив, которые в других древнерусских землях были тесно связаны с институтом княжеской власти. Первоначально основанная в конце X в. новгородская епископская кафедра была тесно связана с княжеской властью и содержалась за счет поступлений из княжеской казны. Князь был патроном кафедры. Еще в 1137 г. князь Святослав Ольгович самостоятельно наделил ее десятиной от даней с погостов по Двине и Пинеге, но с 1156 г. епископов стали выбирать на вече, а «полаты у Св. Софии» становятся местом хранения новгородской казны. Избиравшийся на вече епископ стал высшей церковной инстанцией для жителей Новгорода. Позднее вече упорно отказывалось позволить митрополиту осуществлять церковный суд во время посещения им города. Если посадник избирался новгородцами (практика таких выборов была восстановлена уже в начале 30-х гг. XII в.), то глава городского ополчения - тысяцкий назначался князем из числа своих мужей. Но с 80-х гг. XII в. и тысяцкий стал избираться на вече.

В эти же годы из рук князя в руки Новгорода перешел торговый суд и доходы от пошлин, взимавшихся при взвешивании меда и воска и измерении тканей - важнейших предметов средневековой торговли.

Почему новгородское боярство сумело добиться успеха там, где «старшая» дружина Ростова потерпела поражение? Одна из причин успеха заключалась в том, что новгородские бояре сумели добиться единства действий с другими важными центрами Новгородской земли. Так, в вече, принявшем в 1136 г. решение об изгнании Всеволода Мстиславича, участвовали вместе с новгородцами жители двух других главных центров земли - Пскова и Ладоги. На том же вече было принято решение о посылке посадников в эти города. Когда позднее, пытаясь использовать противоречия между разными центрами Новгородской земли, Всеволод Мстиславич обосновался во Пскове, новгородцы не стали форсировать события, не желая проливать крови «своею братьею», и добились соглашения со своим пригородом.

В XII–XIII вв. Новгородская земля имела черты своеобразного федеративного устройства, основанного на соглашении между новгородским боярством и местной верхушкой двух главных центров земли. Известно, какое место занимал в таком устройстве Псков. Когда тот или иной князь садился на стол в Новгороде, он получал право по соглашению с псковичами сажать на стол во Пскове одного из членов своей семьи.

Во-вторых, имело значение то, что широкие круги населения Новгорода во вспыхнувшем конфликте поддержали не князя, а свое местное боярство. В событиях, связанных с изгнанием Всеволода Мстиславича, впервые в политической борьбе выступали «купцы» как особая группа новгородского населения. Когда Всеволод, засев во Пскове, пытался собрать войско, чтобы вернуть себе новгородский стол, его сторонники среди боярства были обложены контрибуцией и собранные средства «даша купцем крутитися на войну». Поддержка, оказанная простыми новгородцами своему боярству в борьбе с княжеской властью, не была случайной. Причины их поведения находят объяснение в особенностях общественно-политической организации Новгородской земли.

Общественно-политическая организация Новгородской земли. Несмотря на существование в земле своеобразного политического строя, когда высшим органом государственной власти было вече, а не князь, по общему типу отношений между верхами и низами общества Новгородское государство ничем не отличалось от других древнерусских княжеств. И в нем град-крепость (в данном случае - Новгород) господствовал над подчиненной ему сельской округой, и здесь проживавшая в граде социальная элита жила за счет сбора даней и кормлений за счет сельского населения. Не случайно вопросу о раздаче кормлений отведено столь значительное место в договорах, которые Новгород заключал с князьями. Наиболее ранние сохранившиеся тексты таких договоров относятся к 60-м гт. XIII в., но лежащий в их основе формуляр сложился в гораздо более раннее время. Соглашение предусматривало, что князь должен был раздавать волости в кормление не своим дружинникам, а новгородским мужам, производить такие раздачи лишь вместе с посадником; он не должен был лишать мужа волости без вины. Кормление в подчиненных Новгороду волостях здесь ясно выступает как один из главных источников доходов для новгородских мужей, а посадник, как представитель Новгорода, должен был следить за тем, чтобы кормления доставались именно новгородцам.

Как и другие древнерусские земли, Новгородская земля была покрыта сетью погостов - мест для сбора дани, куда ездили из Новгорода данщики. В 1169 г. на Северной Двине на спорных территориях дело дошло до настоящей битвы между новгородскими и ростовскими данщиками. Победившие новгородцы «взяша всю дань, а на суждальскых смердех другую».

Кроме того, к Новгородскому государству на северо-востоке и западе примыкали территории подчиненных угро-финских племен (территории современной Эстонии, Финляндии, Приуралья), куда для сбора дани также регулярно посылалось новгородское войско. Новгородские порядки отличались от порядков в других древнерусских землях тем, что вместо княжеской дружины в качестве господствующей социальной группы выступала новгородская городская община, делившаяся частью своих доходов с городскими общинами Пскова и Ладоги. Разумеется, ведущую роль в сборе дани играли новгородские бояре, присваивавшие себе значительную часть собранных средств, но и в организации вооруженных отрядов, направлявшихся из Новгорода за сбором дани, и в распределении собранных средств принимала участие вся городская община как коллективный государь Новгородской земли. Именно поэтому вся новгородская городская община была заинтересована в переходе власти в земле из рук князя в руки верхнего слоя общины - новгородских бояр.

Хотя и в урезанном виде, институт княжеской власти в Новгороде все же сохранился. Князю и сопровождавшей его дружине выделяли определенные земли для кормления. Князь во время войны предводительствовал новгородским войском, вместе с посадником он выступал в роли верховного судьи и участвовал в раздаче волостей в кормление новгородским мужам.

Сохранение княжеской власти в Новгороде объяснялось двумя причинами. Во-первых, предлагая новгородский стол князю, связанному с одной из древнерусских земель, Новгород обеспечивал себе ее поддержку в борьбе с другой землей, правители которой угрожали Новгороду. Такая политика давала возможность Новгороду сохранять свою самостоятельность, используя соперничество между соседними политическими центрами.

Во-вторых, внутренняя структура новгородской городской общины была достаточно сложной. Новгород делился на территориальные объединения - «концы», во главе которых стояли боярские кланы. Кланы боролись между собой за власть и влияние, вовлекая в эту борьбу связанное с ними население концов. Такими конфликтами была переполнена внутриполитическая жизнь Новгорода XII–XIII вв. В этих условиях для сохранения единства городской общины новгородцы нуждаюсь в существовании некоего арбитра, который мог бы регулировать спорные вопросы в отношениях между концами. Вместе (тем этот арбитр не должен был стать настолько сильным, чтобы встать над общиной и подчинить ее своей власти. Выход был найден в установлении практики совместного правления князя и выборного главы городской общины - посадника. Они должны совместно вершить суд и раздавать в кормление новгородским мужам земли. Посадник, как представитель новгородцев, следил за тем, чтобы князь не усилил свою власть в ущерб Новгороду, а участие князя было определенной гарантией того, что посадник не превратит государственную власть в орудие защиты интересов того боярского клана, к которому он принадлежал.

Первая половина XII в. - время, к которому относятся первые свидетельства о появлении в Новгородской земле крупного феодального землевладения. Как уже упоминалось, около ИЗО г. князь Мстислав Владимирович, сын Мономаха, передал старейшему в Новгороде Юрьеву монастырю волость Буице в Деревской пятине. Монастырской братии была передана большая часть доходов, поступавших ранее в княжескую казну (дань и половина полюдья), а также административносудебная власть над крестьянами, для которых игумен монастыря становился настоящим «государем». Тогда же, в 30-х гг., князь Всеволод Мстиславич пожаловал этому монастырю погост Ляховичи на реке Ловати в Деревской пятине. В XV в. в этих волостях насчитывались сотни крестьянских дворов. Хотя Юрьев был старейшим монастырем Новгорода, находившимся под коллективным патронатом города, пожалования ему не были исключением. В то же время новгородский Пантелеймонов монастырь получил от Новгорода село Витославицы с жившими в нем смердами. Смерды были освобождены от даней и повинностей в пользу князя и «от городцких потугов» и должны были «потянута к святому Пантелеймону в монастырь».

Однако нет оснований относить к этому же времени образование хорошо известных по более поздним источникам крупных земельных владений новгородских бояр. Среди берестяных грамот XIV–XV вв. обычными являются грамоты о земельных спорах, челобитные крестьян землевладельцам, но среди берестяных грамот XI–XII вв. текстов с таким содержанием нет.

Постепенно земельные владения у новгородских бояр стали появляться. В 1209 г., когда по решению веча было конфисковано имущество посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, а их имущество распределено между новгородцами, «села их распродаша и челядь». В 1230 г. новгородцы также разграбили села посадника Семена Борисовича и двух других бояр. В одной из берестяных грамот первой половины XIII в. читаем жалобу на продажу села с «челядью», скотиной и хлебом без ведома адресата.

К концу XIII - началу XIV в. рост землевладения новгородского боярства привел к серьезным переменам и социальной структуры новгородского общества, и характера его государственных институтов.

Положение купцов и ремесленников в Новгороде. Отношения верхов и низов новгородского общества не исчерпывались их общей заинтересованностью в сборе и распределении даней с подчиненных Новгородскому государству территорий. В сборе дани простой новгородец участвовал, как член своего конца, подчиняясь руководству стоявшего во главе конца боярского клана (в 1169 г. для сбора дани на Северную Двину послали «от конца по 100 муж»). Однако у простых жителей Новгорода - торговцев и ремесленников были как у производителей, продававших свои изделия на новгородском торгу, свои особые интересы, не совпадавшие с интересами бояр. Новгород в XII–XIII вв. был уже крупным центром ремесла и торговли. На территории города археологами найдены изделия десятков ремесленных специальностей. Развитию ремесла и торговли способствовало выгодное географическое положение города на торговых путях, связывавших восток и запад Европы. Новгородские купцы везли на запад меха и воск из русских земель и Приуралья. В середине Балтийского моря на острове Готланд находился новгородский купеческий двор. Уже в первой половине XII в. в своих поездках новгородские купцы добирались до Дании. Для защиты своих интересов новгородские купцы и ремесленники использовали «сотенную организацию», созданную княжеской властью для управления городским населением и организации городского ополчения. Деление на сотни не совпадало с делением города на концы.

Когда в 80-х гг. XII в. князь уступил Новгороду торговый суд и сбор пошлин при продаже ряда важнейших товаров, то во главе торгового суда встал глава сотенной организации - выборный тысяцкий. Если посадник избирался из числа новгородских бояр, то тысяцкие в XII–XIII вв. из числа бояр не выбирались. Посаднику и новгородским боярам запрещалось «вступаться» в торговый суд и «всякаа дела торговаа». Вероятно, тысяцкий был в этот период главой торгово-ремесленного населения Новгорода и отстаивал его интересы. В руки сотских был передан контроль над мерилами и весами на городском торгу. Сотские получили даже право «строить дом святой Софии» вместе с новгородским епископом. Таким образом, заинтересованное в поддержке широких кругов городского населения в деле управления Новгородским государством новгородское боярство было вынуждено согласиться на предоставление ему определенной автономии в сфере торгово-ремесленной деятельности.

По сведениям второй половины XIII в., тысяцкий Новгорода вершил торговый суд совместно с купеческими старостами. Новгородским источникам XII–XIII вв. известны два объединения новгородских купцов. Первым из них было объединение торговцев воском - одним из главных предметов экспортной торговли Новгорода, которое по названию своего патронального храма - церкви Ивана на Опоках называлось «иванским купечеством». В руках «иванских» купцов находились городские весы для взвешивания воска и доход от взимавшихся при этом пошлин. Другим было объединение «заморских купцов», патрональным храмом которых являлась церковь Параскевы Пятницы на новгородском торге. Судьба этих объединений оказалась различной. Объединение «заморских» купцов пришло в упадок, когда торговлю на Балтийском море в XIII в. захватил в свои руки Ганзейский союз немецких городов, а «иванские» купцы стали главным объединением новгородских купцов. В состав этих объединений входили весьма состоятельные люди. Так, для вступления в ряды «иванских» купцов необходимо было сделать взнос в 50 гривен и поднести тысяцкому отрез дорогого фландрского сукна. Участие в «торговом суде» вместе с тысяцким купеческих старост говорит о том, что этот суд защищал в первую очередь интересы богатого купечества.

Устойчивость Новгородского государства обеспечивали два вида соглашений - между Новгородом и другими центрами Новгородской земли и между верхами и низами новгородской городской общины. Пока они действовали, та часть населения Новгородской земли, которая принимала участие в политической жизни, выступала единым фронтом и против попыток князя усилить свою власть, и против попыток могущественных соседних правителей подчинить себе Новгородское государство.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Новгородская земля и её правители Некоторые историки, в том числе В. Л. Янин, М. X. Алешковский, предполагают, что Новгород возник как объединение (или федерация) трёх племенных посёлков: славянского, мерянского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Ростово-Суздальская земля в XII–XIII вв. Границы. Население. Ранняя история. Киевский летописец начала XII в. воспринимал земли в Волжско-Клязьменском междуречье как страну, заселенную неславянскими племенами: «На Белеозере седеть весь, а на Ростовьском озере меря, а на

Из книги Краткий курс по русской истории автора

Новгородская земля Новгород Великий и его территория. Политический строй Новгорода Великого, т.е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен был по обоим берегам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя. Новгород

автора

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§ 3. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В XII - НАЧАЛЕ XIII в. При всей важности для понимания истории позднейшей Ве-ликороссии ее ростово-суздальских истоков тема разработана относительно слабо. В значительной степени это связано с тем, что раннее ростовское летописание не

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Новгородская земля В этом плане особенное положение занимала Новгородская земля, которая граничила с Западом и не могла не принять в себя и некого западного элемента. И наиболее важным для русской истории элементом были балтийские варяги. Славянам удалось закрепиться в

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

Глава 1 «Русская земля» и земли Руси в XI–XIII вв. Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю! Краткое изложение содержания работы Архимеда «О равновесии плоских фигур» Всякому «Архимеду» от альтернативной истории жизненно необходима надежная точка опоры: ясное и

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Новгородская земля На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Новгородская земля Новгород Великий и его территория. Политический строй Новгорода Великого, т. е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен был по обоим берегам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя.

Из книги Очерки истории средневекового Новгорода автора Янин Валентин Лаврентьевич

Новгородская земля до возникновения Новгорода Обширные пространства российского Северо-Запада, изобилующие лесами, озерами, болотами, на протяжении длительного периода (со времен неолита и бронзового века) были заселены племенами угро-финской языковой группы. Начиная

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Новгородская земля и её правители Некоторые историки, в том числе В. Л. Янин, М. X. Алешковский, предполагают, что Новгород возник как объединение (или федерация) трёх племенных посёлков: славянского, мерянского и чудского, т. е. произошло соединение славян с угро-финнами.

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

10. Новгородская земля Раздробление Киевского княжества. В XII веке Киевское княжество разделилось между сыновьями, внуками и родственниками Владимира Мономаха. Между ними происходили постоянные войны за княжества и города. В этих войнах князья без пощады грабили смердов

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Славяне и чудь, XII–XIII века «Повесть временных лет», Новгородская летопись Последнее упоминание о варягах в «Повести временных лет» датировано 1069 годом: «Всеслав бежал к варягам» (имеется в виду полоцкий князь Всеслав, который набегом захватил Новгород). Вытеснившие

Новгородская земля или княжество занимала север Руси от Балтики до горного хребта Урала. Столицей княжества был город Новгород. Среди крупных городов важное место занимали Торжок, Псков, Старая Русса и другие.

Первые сведения о возникновении княжества относятся к 859 году. Столица образовалась в результате объединения трех поселений. Первыми здесь начали княжить Рюриковичи. Под их властью и образовалась Новгородская Русь.
В конце X века новгородцы отказались принимать христианскую веру. Город был крещен насильно, в результате погибло много жителей, а сам Новгород был сожжен.

В XI веке на княжество дважды нападали полоцкие правители Изяславичи. В 1088 году на княжение был прислан малолетний Мстислав. Вместе с ним в Новгороде и пригородах правили посадники, выбранные общиной.

В 30-е годы XII века на Руси усилилась политическая . Киевские князья перестали поддерживать новгородскую власть. Тогдашний князь Всеволод был изгнан из города и был вынужден заключить договор с именитыми горожанами, который ограничивал его права. Позже он был заключен под стражу и вновь изгнан из города.

После этого на Новгородской земле установился республиканский тип власти (). Новгородцы сами призывали на княжение тех, кого считали нужным. Несколько раз они предпринимали военные походы на северо-восток Руси.

В конце XII века на республику напали суздальские князья. Однако новгородцы смогли устоять и выиграли эту битву.

Во времена монгольского ига часть княжества была разорена. А в 1478 году Новгородская земля была подчинена Москве и стала частью Русского Царства.

Характеристика государственного строя

Наибольшей властью в Новгороде обладало вече . Так называлось народное собрание, решавшее политические и экономические насущные вопросы, и игравшее роль высшего судебного органа. В его состав входили все взрослые мужчины. Вече решало проблемы внешней политики, выбирало и изгоняло князей, назначало посадников и других лиц.

Другим органом верховной власти был Боярский совет. Он включал в себя всю систему управления городом. В состав входили:

  • бояре знатных родов;
  • старосты – должностные лица, заведовавшие хозяйственными вопросами, продовольствием и торговлей;
  • посадники – гражданские сановные лица, отвечавшие за вопросы внешней политики, суд и внутренние дела княжества;
  • тысяцкие – предводители ополчения, в их обязанности входил сбор налогов;
  • архиепископ – глава новгородской церкви.

Власть князя была ограничена. Его кандидатура вначале обсуждалась на Совете бояр, после чего подписывался договор. Князья со своими семействами и двором жили в новгородских предместьях.

Фактически князья исполняли роль защитников от внешнего врага, но не имели влияния на внутренние дела республики .

В годы республиканского правления должность архиепископа была выборной. Позднее присоединения к Московскому царству его назначал московский митрополит.

Правители

За время существования Новгородской республики князья сменялись 58 раз. Наибольшее влияние на историю оказали:

  1. Мстислав Великий.
  2. Иван Калита.

В период республиканского правления князей приглашали из Суздаля, Владимира, Москвы или Литовского княжества.

В 1499 году сын царя Ивана 3 – Василий, был провозглашен князем Новгородским и Псковским.

Экономика

Географическое расположение Новгорода делало его непригодным для земледелия. В то же время он находился на пересечении важных торговых путей.

Это способствовало развитию торговли и ремесел.

Среди промыслов были развиты:

  • охота и рыболовство;
  • солеварение;
  • производство оружия и гончарных изделий.
  • выплавка железа.

Торговля велась с прилегающими территориями – Поволжьем, Прибалтикой, городами Германии и Скандинавии. Были также налажены связи с Кавказом и Византией.

Значение для Руси

Послужило истоком русской государственности. Благодаря обширным территориям и уникальному расположению оно послужило связующим звеном между странами Западной Европы и Византией.

Схемы

Карта: Территориальное расположение Новгородской земли

Это восточноевропейское государство, управляемое боярской верхушкой, включало в себя земли от Урала до Балтийского моря, от Белого моря до Западной Двины.

Территориальное деление

Вся территория Новгородского государства была разделена на пять концов. Каждый из концов делился на пригород и пятину и управлялся посадником. В свою очередь, каждая пятина делилась на несколько волостей, а волость – на несколько погостов.

В административном делении территории средневекового новгородского государства существовало пять уровней: концы, пятины, волости и погосты.

Органы власти и управления

Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Его решениям подчинялись и князь, и дружина, и церковь. Каждый городской конец имел собственное вече, которое решало местные вопросы. Вече концов назначали старост концов и улиц.

Новгородская княжеская республика имела сложное политическое устройство, распределявшее полномочия князя, вече и государственных чиновников.

Общественный строй новгородского и псковского государства

«Лучшими людьми» Новгорода и Пскова считались бояре, землевладельцы, духовенство и «житьи люди». Купцы, торговцы и ремесленники составляли подобие среднего класса. Наиболее бесправными прослойками общества оставались крестьяне и холопы.

Общества республик Северо-Западной Руси имели сложную стратификацию. Различия в устройстве общества Новгорода и Пскова были незначительны.

Использованная литература

  1. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.
  2. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv05p1.htm
  3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom02.htm

Новгородская земля (или Земля Новгородская ) - одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе древнерусского государства, а затем и Московского государства, существовавшее до 1708 года с центром в городе Новгороде.

В период наибольшего развития доходила до Белого моря и на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.

Административное деление

Административно к концу Средневековья делилась на пятины, которые в свою очередь делились на половины (пятин), волости, уезды (присуды), погосты и станы, причём по летописям начало этому делению положила в X веке княгиня Ольга, которая разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В «Повести временных лет» даётся определение, как «великой и обильной земли».

Судя из «Повести временных лет» и археологических данных ко временам прихода Рюрика в 862 году крупными поселениями уже были Новгород (вероятно как цепочка поселений от истоков Волхова и Рюрикова Городища вплоть до Холопьего городка, напротив Кречевиц), Ладога, Изборск и возможно Белоозеро. Скандинавы, вероятно, называли именно эту территорию Гардарики.

Система пятин окончательно сформировалась к XV веку. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) - по нескольку погостов и волостей.

Пятины: Водская, около озера Нево (Ладожское озеро); Обонежская, до Белого моря; Бежецкая, до Мсты; Деревская, до Ловати; Шелонская, от Ловати до Луги)

и новгородские волости: Заволочье, по Северной Двине от Онеги до Мезени, Пермь - по Вычегде и верх. Каме, Печору - по реке Печоре до Уральского хребта и Югру - за Уральским хребтом.

Некоторые территории области поздней новгородской колонизации, не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении, а пять городов с пригородами не принадлежали ни к какой пятине. В положении этих городов была та особенность, что они вначале состояли в совместном владении у Новгорода: Волок-Ламский, Бежичи (затем Городецк), Торжок с великими князьями Владимирскими и потом Московкими, а Ржев, Великие Луки с князьями Смоленскими и потом Литовскими, когда Смоленск был захвачен Литвой. За Обонежской и Бежецкой пятинами на северо-восток имелась волость Заволочье, или Двинская земля. Она называлась Заволочьем, потому что находилась за волоком - водоразделом, отделяющим бассейны Онеги и Северной Двины от бассейна Волги. Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по обеим сторонам реки этого имени, а с восточной стороны северного Уральского хреба была волость Югра. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег.

В 1348 году Пскову была предоставлена автономия Новгородом в части выбора посадников, при этом Псков признаёт московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю. С 1399 эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причём они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю. При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей. С 1510 года Псков -вотчина великого князя московского Василия III.

Заселение

Заселение территории Новгородской земли началось в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения, а на северо-западе Приильменья, в районе будущего территориального центра - со времён неолита.

Во времена Геродота около 25 веков назад земли примерно от Балтики до Урала полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены (смоляне, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе Волга-Кама, которых нередко локализуют в зависимости от исседонов.

При Клавдии Птолемее во II веке н. э. эти земли контролировали венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и еще более десятка больших и малых народов. Возможно, продолжавшие роксоланов, росомоны (гвардия правителя Скифии и Германии), тхиуды (чудь, васи-ин-абронки, меренс, морденс и другие народы вдоль Балто-Волжского пути в 4 в. н. э. входили в державу Германариха. Потомки этих народов отчасти вошли в этносы, отмеченные средневековыми русскими источниками.

В начальной части «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов:

Также здесь происходят основные действия эпического «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Традиционно считается, что в VI веке сюда пришли племена кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины пришло племя ильменских словен. На этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр, хотя трактовка финно-угорской топонимки, исключительно, как дославянской вероятно ошибочна, и подвергается сомнению многими исследователями.

Время славянского заселения датируют, как правило по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. Псковские длинные курганы - традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. Существует также так называемая Курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.

Археологические исследования в Старой Ладоге и Рюриковом Городище показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в древнерусских (средневековых) литературных источниках варягами.

Демография

Археологически и путём исследования топонимики предполагается присутствие здесь миграционных гипотетических так называемых ностратических общин, из которых несколько тысяч лет назад в округе южнее Приильменья выделялись индоевропейцы (индоевропейские языки в частности - будущие славяне и балты) и финно-угры. Это полиэтничность подтверждается и этногенетикой, геногеографией.

Кроме славянского населения, заметная часть Новгородской земли была заселена различными финно-угорскими племенами, находившимися на разных ступенях культуры и стоявшими в различных отношениях к Новгороду. Водская пятина наряду со славянами была населена водью и ижорой, которые издавна находились в тесной связи с Новгородом. Емь, жившая в южной Финляндии, была обыкновенно во вражде с новгородцами и более склонялась на сторону шведов, тогда как соседняя карела обыкновенно держалась Новгорода. Издавна Новгород приходил в столкновения с чудью, населявшей Лифляндию и Эстляндию; с этой чудью у новгородцев идет постоянная борьба, которая позднее переходит в борьбу новгородцев с ливонскими рыцарями. Заволочье было населено финно-угорскими племенами, часто называли заволоцкой чудью; позднее в этот край устремились новгородские колонисты. Терский берег населен был лопарями. Далее на северо-востоке жили пермяки и зыряне.

Центром славянских поселений были окрестности озера Ильмень и река Волхов, здесь жили ильменские словене.

История

Древнейший период (до 882 года)

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.

В составе Киевской Руси (882-1136)

После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.

В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.

Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.

После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода.

Республиканский период (1136-1478)

В 1136 после изгнания Всеволода Мстиславича на Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена Монгольского нашествия на Русь новгородские земли не подверглись завоеванию. В 1236-1240 гг. и 1241-1252 гг. в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328-1337 гг. - Иван Калита. До 1478 г. новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, затем московские Великие князья, редко - литовские, см. Новгородские князья.

Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским царем Иваном III после Шелонской битвы (1471) и последующего похода на Новгород 1478 года.

В составе централизованного Русского государства (с 1478)

Покорив Новгород в 1478 году, Москва унаследовала его прежние политические отношения с соседями. Наследием периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо--западные соседи Новгорода — Швеция и Ливония - поддерживали дипломатические отношения с Москвой через новгородских наместников великого князя.

В территориальном отношении Новгородская земля в эпоху Московского царства (XVI-XVII вв.) делилась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Наиболее мелкими единицами административного деления в то время являлись погосты по которым определялось географическое местоположение селений, производился подсчёт населения и их податного имущества.

Царствование Василия III

21 марта 1499 года сын царя Ивана III Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским. В апреле 1502 года Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем Ивана III, а после смерти Ивана III 27 октября 1505 года — единоличным монархом.

Царствование Ивана Грозного

  • Русско-шведская война 1590—1595
  • Опричнина, Новгородский погром
  • Ингерманландия

Смутное время. Шведская оккупация.

1609 году в Выборге правительство Василия Шуйского заключило со Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на военную помощь шведской короне передавался Корельский уезд.

В 1610 году в Новгород был назначен воеводой Иван Одоевский.

В 1610 году царь Василий Шуйский был низвержен и Москва присягнула королевичу Владиславу. В Москве образовалось новое правительство, которое начало приводить к присяге королевичу и другие города Московского государства. В Новгород был послан для приведения к присяге и для оберегания от шведов, явившихся в это время на севере и от воровских шаек И. М. Салтыков. Новгородцы и, вероятно, во главе их и Одоевский, бывший постоянно в хороших отношениях с новгородским митрополитом Исидором, имевшим большое влияние на новгородцев, да, по-видимому, и сам пользовавшийся среди новгородцев уважением и любовью, согласились не раньше впустить Салтыкова и присягнуть королевичу, чем получат из Москвы список с утверждённой крестоцеловальной грамоты; но и получив грамоту присягнули только после того, как взяли с Салтыкова обещание, что он не введёт с собой в город поляков.

Скоро в Москве и во всей России возникло сильное движение против поляков; во главе ополчения, поставившего своей задачей изгнать поляков из России, стал Прокопий Ляпунов, вместе с некоторыми другими лицами составивший временное правительство, которое, вступив в управление страной, начало рассылать и воевод по городам.

Летом 1611 года к Новгороду подошёл шведский генерал Якоб Делагарди со своей армией. Он вступил в переговоры с новгородскими властями. Он спрашивал воевод, враги они шведам или друзья и хотят ли соблюдать Выборгский договор, заключённый со Швецией при царе Василии Шуйском. Воеводы могли ответить только, что это зависит от будущего царя и что они на этот вопрос ответить не имеют права.

Правительством Ляпунова в Новгород был послан воевода Василий Бутурлин. Бутурлин, прибыв в Новгород, начал вести себя иначе: немедленно начал переговоры с Делагарди, предлагая русскую корону одному из сыновей короля Карла IX. Начались переговоры, которые затянулись, а между тем у Бутурлина с Одоевским возникли распри: Бутурлин не позволял осторожному Одоевскому принимать мер к охране города, допустил Делагарди, под предлогом переговоров, перейти Волхов и подступить к самому пригородному Колмовскому монастырю, и даже разрешил, новгородским торговым людям поставлять шведам разные припасы.

Шведы поняли, что им представляется очень удобный случай овладеть Новгородом, и 8 июля повели приступ, который был отражён только благодаря тому, что новгородцы вовремя успели сжечь окружавшие Новгород посады. Однако новгородцы продержались в осаде недолго: в ночь на 16 июля шведам удалось прорваться в Новгород. Сопротивление им было оказано слабое, так как все ратные люди были под начальством Бутурлина, который после непродолжительного боя удалился из города, пограбив новгородских купцов; Одоевский и митрополит Исидор заперлись в Кремле, но, не имея в своём распоряжении ни боевых запасов, ни ратных людей, должны были вступить в переговоры с Делагарди. Был заключён договор, по условиям которого новгородцы признавали шведского короля своим покровителем, и Делагарди был впущен в Кремль.

К середине 1612 года шведы заняли всю Новгородскую землю, кроме Пскова и Гдова. Неудачная попытка взять Псков. Шведы прекратили военные действия.

У князя Пожарского не хватало войска, чтобы воевать одновременно с поляками и шведами, поэтому с последними он начал переговоры. В мае 1612 года из Ярославля в Новгород был отправлен посол «земского» правительства Степан Татищев с грамотами к новгородскому митрополиту Исидору, боярину князю Ивану Одоевскому и командующему шведскими войсками Якобу Делагарди. У митрополита Исидора и боярина Одоевского правительство спрашивало, как у них дела со шведами? К Делагарди правительство писало, что если король шведский даст брата своего на государство и окрестит его в православную христианскую веру, то они рады быть с новгородцами в одном совете. Одоевский и Делагарди ответили, что вскоре пришлют в Ярославль своих послов. Вернувшись в Ярославль, Татищев объявил, что от «шведов добра ждать нечего». Переговоры со шведами о кандидате Карла-Филиппа в московские цари стали для Пожарского и Минина поводом к созыву Земского собора. В июле в Ярославль приехали обещанные послы: игумен Вяжицкого монастыря Геннадий, князь Фёдор Оболенский и из всех пятин, из дворян и из посадских людей - по человеку. 26 июля новгородцы предстали перед Пожарским и заявили, что «королевич теперь в дороге и скоро будет в Новгороде». Речь послов закончилась предложением «быть с нами в любви и соединении под рукою одного государя».

Затем из Ярославля в Новгород было отправлено новое посольство Перфилия Секерина. Ему было поручено при содействии новгородского митрополита Исидора заключить со шведами договор «чтоб крестьянству была тишина и покой». Возможно, что в связи с этим поднят был в Ярославле и вопрос об избрании царем шведского королевича, признанного Новгородом. Однако, царское избрание в Ярославле не состоялось.

В октябре 1612 года Москва была освобождена и возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси, и в том числе в Новгород, были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. В начале 1613 года в Москве состоялся Земский собор, на котором был избран новый царь — Михаил Романов.

Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. В ходе событий Смутного времени границы Новгородской земли были существенно уменьшены из-за потери пограничных с Швецией земель по Столбовскому миру 1617 года.

В составе Российской империи

  • Новгородская губерния

В 1708 году территория вошла в Ингерманландскую (c 1710 Санкт-Петербургская губерния) и Архангелогородскую губернии, а с 1726 года была выделена Новгородская губерния, в которой было 5 провинций: Новгородская, Псковская, Тверская, Белозерская и Великолуцкая.

Замечания

  • В понятие «Новгородская земля» иногда, не всегда верно (в зависимости от исторического периода), включают области новгородской колонизации на Северной Двине, в Карелии и Заполярье.
  • Период политической истории Новгородской земли начиная с переворота 1136 года и резкого ограничения роли князя, до победы московского князя Ивана III над новгородцами в 1478 году большинством советских и современных историков принято называть — «Новгородская феодальная республика» .

Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными, имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Со второй половины XII в. завершается распад Киевского государства. Киев окончательно перестал быть стольным городом. Население приднепровского центра Древнерусского государства уходит на окраины, в более безопасные и удобные для жизни места. Возникают новые центры государственной жизни: на западе и юго-западе от Киева, в районе Днестра и Прикарпатья, на востоке за непроходимыми лесами, где расположены были старые города Ростов и Суздаль, там, где ныне Москва и центр России. Окончательно обособилось Новгородское княжество, сохранившее политический строй и жизненный уклад.

Новгородская земля занимала особое место в истории Киевской Руси. Предание о призвании варягов должно было доказать, что первым центром славянской государственности, где начал править Рюрик, был Новгород. Новгородское ополчение помогло Ярославу Мудрому стать киевским князем. До начала усобиц Новгородом по обычаю владел князь, правивший в Киеве. В Новгород он посылал своего наместника. «Господин Великий Новгород» называли новгородцы, отличавшиеся гордостью и независимостью, свое княжество-государство, раскинувшееся на огромных пространствах и владевшее несметными богатствами.

Город Новгород, центр княжества, расположился на реке Волхов при истоке ее у озера Ильмень. Река делила город на две части. На правом берегу располагалась Торговая сторона, где находился главный рынок - торг. На левом, на Софийской стороне, - храм Святой Софии и детинец (новгородский Кремль). Торговая сторона делилась на две части (концы), Софийская - на три. Пять концов города были самостоятельными районами со своим самоуправлением. Обширная Новгородская земля от Ладожского и Онежского озера до верховьев Волги делилась на пять областей (пятин). Кроме того, Новгороду подчинялись обширные земли за пределами самого княжества, так называемые земли Новгородские - по Северной Двине, на берегу Белого моря, по рекам Печоре, Каме до Перми и Уральских гор. Отряды новгородцев, так называемые ушкуйники (от названия лодки - ушкуй), переходили за Камень, за Уральские горы. В состав Новгородского княжества входили 14 крупных по тогдашним временам городов. Пригородами Новгорода были Псков (впоследствии отделившийся в самостоятельное княжество), Изборск, Ладога, Старая Русса, Новый Торг (Торжок).

Новгород был окружен сильными и агрессивно настроенными к нему соседями: на востоке - Ростово-Суздальское княжество, на западе - Литва и владения немецких рыцарских орденов в Прибалтике. На территории обширного Новгородского княжества находились несметные богатства: меха, мед, воск, лес, металл. Географическое положение превратило Новгород в крупнейший торговый центр Древней Руси. Торговые связи объединяли Новгород с Ганзой (союз балтийских торговых городов - Риги, Любека, Гамбурга) с другими немецкими городами. В Новгороде располагались Ганзейский и Готский (германский) торговые дворы. Новгородских купцов можно было встретить во всех городах Древней Руси. Но Новгородская земля была малоплодородная. Хлеб новгородцы ввозили из Ростово-Суздальского княжества.

Политическое устройство

Новгородское княжество часто называют в исторической литературе «республикой». Н.И. Костомаров определил политический строй Новгорода и Пскова как «народоправство». Обособлению Новгорода и формированию его государственного устройства способствовали несколько объективных причин.

Первая. Обособленность Новгородской земли, ее отдаленность от других русских княжеств. Даже татаро-монголы не смогли вступить в город, потому что весной дороги к городу были непроходимыми.

Вторая. Обширный Новгородский край уходил на север и северо-восток, где жили малые народы и откуда Новгород черпал свои огромные богатства. Торговые связи с Западом превратили его в своеобразное «окно» в Европу для всей Руси.

Третья. Благодаря огромным богатствам новгородские бояре и купцы были независимыми и имели возможность проводить свою политику.

Четвертая. Распад Киевского государства, княжеские усобицы и неразбериха облегчали обособление Новгорода и установление его политической системы.

Управление Новгородом

Переломным моментом в установлении новгородской вольницы стали события 1136 г., когда новгородцы изгнали князя Всеволода и посадили его в тюрьму со всей его семьей. Причем через два месяца князя выпустили, но именно с тех пор, по сообщению летописца, возможны стали изгнание приглашение князей. В 1140 г. новгородцы изгнали Святослава, брата великого князя киевского Всеволода Ольговича. Словом, если князь не нравился или нарушал договор, ему «указывали путь». Случалось, что князья уходили сами, когда убеждались, что им с новгородцами не сладить.

И все же княжеская власть в Новгороде сохранялась. Изгнав одного князя, население призывало другого. В летописи фигурируют термины «позваша», «признаша», «посадиша» князя. Зачем же новгородцам нужен был князь, в чем заключались его полномочия? Князь и его дружина нужны были как боевая сила. Новгороду всегда угрожали враги, и нужно было от них отбиваться. Известно, что даже князя Александра Невского, который одержал крупные победы над шведами и немецкими рыцарями и спас независимость Новгорода, также изгоняли. Князь вершил суд. Постоянные распри между жителями требовали авторитетного вмешательства и объективного суда, чтобы «любил добрых и казнил злых».

Новгородцы заключали с князем «ряд» (договор) с целованием креста, в котором оговаривались взаимные обязательства. Так, князь и его дружина не имели права приобретать в новгородских владениях земли и челядь, самостоятельно торговать с иноземными купцами. Князю полагалось жить не в городе, а в отведенном ему месте - Городище. Были и другие ограничения княжеской власти.

Главой новгородской администрации был посадник. Вначале его назначал князь, а в середине XII в. эта должность стала выборной. Место посадника занимали обычно самые богатые и знатные бояре. Избранный посадник должен был защищать интересы новгородцев. Посадник ведал местной администрацией.

Другой выборной должностью был тысяцкий - предводитель новгородского ополчения (тысячи). Ему подчинялись командиры сотен и десятков (сотские и десятские). Ополчение участвовало в походах вместе с княжеской дружиной.

Со второй половины XII в. стал выбираться глава церкви -епископ (впоследствии архиепископ). Киевский митрополит только утверждал избранного кандидата. Новгородский владыка обладал широкими полномочиями. Он хранил в Софийском соборе городскую казну, образцы мер и весов, следил за порядком взвешивания и измерения товаров. Ему также подчинялись обширные государственные земельные владения Новгорода. В Софийском соборе хранился также городской архив, под руководством епископа составлялась летопись. Велика была роль епископа во внешней политике и внешней торговле. Сохранились соглашения с союзом балтийских торговых городов (Ганза), подписанные новгородским владыкой Долматом (третья четверть XIII в.). В случае нарушения договоров зарубежные купцы жаловались владыке.

Главным органом управления в Новгороде было вече - собрание граждан, имеющих свои дома, глав семей. Вече собиралось на так называемом Ярославовом дворе, близ торговой площади. Здесь стояла башня с вечевым колоколом, символом Новгородской вольности. По звону колокола люди устремлялись на вечевую площадь. Обсуждения проходили бурно, а решения принимались без голосования, при общем согласии улиц и концов. Часто возникали острые разногласия, которые заканчивались дракой на большом мосту через Волхов. В таких случаях князь мог выступать посредником. Археологические раскопки показали, что вечевая площадь была не очень велика и могла вмещать не более 300-400 человек. Следовательно, в собраниях участвовали лишь наиболее влиятельные и знатные граждане. В 1471 г. новгородское вече приняло и утвердило Судебник (судная грамота). Вече решало вопросы войны и мира, призывало князя и заключало с ним договор, разбирало споры с князем, избирало посадника, тысяцкого, владыку. Вече было высшей судебной инстанцией по важнейшим преступлениям, требующим самого сурового наказания (смертная казнь и конфискация имущества). Вече ведало внешней политикой и всеми вопросами обороны (сбор войска, постройка крепостей и т.д.). В концах и улицах города было свое местное самоуправление, собирались свои веча, которые избирали «кончанских» и «уличанских» (объединявших жителей улиц) старост.

В управлении Новгородом большую роль играл совет господ. В его состав входили работающие и бывшие посадники и тысяцкие, «кончанские» и «уличанские» старосты. Совет господ предварительно обсуждал все вопросы, которые выносились на вече. По заключению В.О. Ключевского, это была «скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления».

Социальный строй Новгорода

В Новгороде четко выделялись две антагонистические группы населения, так называемые лучшие люди, куда входили бояре, купцы, житьи люди, и черные люди - городская беднота, ремесленники, смерды и холопы. Бояре занимали высшие выборные должности посадников и тысяцких, но на всем протяжении XIII в. и первой половины XIV в. место посадника делили между собой два крупнейших боярских рода - потомки Михалка Степановича (Мишиничи) и Мирошки Нездинича. Лишь изредка на этот пост выбирались другие кандидаты. Мишиничи и Нездиничи враждовали между собой и втягивали в борьбу граждан города.

Новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Их обширные земельные владения использовались для добычи и поставки на внешние рынки кож, меда, воска, смолы, леса.

Посредниками в торговле были купцы, которым бояре ссужали деньги.

Житьи (житые) люди - это менее крупные землевладельцы, не входившие в состав аристократии.

Новгородское купечество не было однородным. Высший его слой - Иваньковская ста - группировался вокруг церкви Иоанна Предтечи. Для вступления в эту гильдию нужен был крупный взнос - 50 гривен серебра. Иваньковское купечество обладало значительными привилегиями, само вершило суд по торговым делам. Были и другие торговые объединения, а также значительное число мелких и средних торговцев.

Жизнь и быт людей

В отличие от стран Западной Европы, где в строительстве преобладал камень, Русь была деревянной. Первые каменные строения появились в Киеве и Новгороде при Ярославе Мудром. Частым явлением были пожары. Города и села превращались в пепел, но быстро отстраивались вновь. Города окружали обширные леса, богатые материалом. Общее название жилища - хоромы. Состояло оно из теплого жилья - избы (истопка) и летних клетей. У входа в хоромы строились сени и крыльцо на столбах. В домах более состоятельных слоев населения были одрины (спальни, от слова «одр» - кровать). Сиденьями служили лавки {беседы). Одежда шилась из самодельных шерстяных и льняных тканей, из Византии ввозили паволоки. Основным видом обуви были лапти, более состоятельные люди носили сапоги. Сапожник и кожевник были широко распространенными профессиями. В пищу употребляли хлеб, мясо диких и домашних животных, в том числе и конское, рыбу, овощи, сыры. Весьма популярны были кисели из пшеницы, отрубей, овса. Мясо варили и пекли на углях. Пили квас, а также вино и мед. Однако разгульного пьянства документы не отмечают. Княжеские пиры отличались умеренностью. Главным занятием жителей было земледелие. Животноводство носило подсобный характер. Известно, что у печенегов покупали крупный рогатый скот, лошадей и овец. Очевидно, что этих животных было недостаточно. Ценными видами мяса считались свинина и баранина. Также было развито огородничество. Из домашней птицы известны голуби, куры, утки, гуси, журавли, лебеди.

В Древней Руси господствовала парная семья, состоящая из мужа, жены, детей. Большие семьи были исключением. В дохристианское время известен обычай «умыкания» невест во время языческих праздников, но, как отмечает летописец, «и с нею съвещахуся», т.е. при согласии невесты. Заключение брака проходило в несколько этапов. Начиналось оно со сватанья. Невеста наряжалась при появлении сватов в лучшее платье. После этого был сговор в доме невесты. Обрядными кушаньями были круглый пирог (караваи) и сыр. Если жених после сговора отказывался от заключения брака, он «платил за сыр» (за обман невесты). Свадьба длилась несколько дней и сопровождалась песнями, играми.

С принятием христианства было введено церковное венчание. Но большинство населения еще долго ограничивалось укоренившимся обычаем свадьбы-веселья.

Постепенно, однако, церковь становилась главным регулятором семейной жизни. Церковные правила диктовали определенные ограничения брачных союзов. По возрасту - не моложе 13-14 лет;

по степени родства - не разрешались браки ближе шестого колена родства (троюродные братья и сестры). Не допускался брак при резком различии социального статуса жениха и невесты. Количество браков ограничивалось: допускалось не более двух. Третий брак одобрялся только в исключительных случаях.

Развод (роспуст) допускался в немногочисленных случаях: измена жены, прелюбодеяние (если было доказано) участие жены в покушении на жизнь мужа и хищении его имущества; отсутствие детей. Инициатором развода в большинстве случаев был муж. По инициативе жены развод одобрялся, если муж пьянствовал, растрачивал семейное имущество.

Многочадие, деторождение считалось важнейшим признаком благополучной семьи. Родители обязаны были заботиться о детях. Воспитание детей наряду с ведением домашнего хозяйства являлось главной заботой женщины. Признаками хорошего воспитания считались целомудрие, уважение к старшим. Детям, плохо относившимся к родителям, предназначалась суровая кара - от проклятия до отлучения от церкви. Родители же, наказывая детей, не должны были озлоблять их.

В Древней Руси существовала свобода выбора супруга, принуждение родителей и других лиц осуждалось. Женщина была сравнительно равноправна. На княжеских пирах присутствовали дружинники и бояре со своими женами. Женщины принимали участие в застольных беседах.

Археологические раскопки показывают, что Новгород был крупным центром ремесленного производства. Ремесленные мастерские встречаются и в дворах крупных бояр, и на улицах города. Ремесленники-чернорабочие составляли низший слой общества - черных людей. В сельской местности к ним относились свободные общинники - смерды, сидевшие на государственных землях. Половинники - это полубатраки, работавшие на земле хозяина за половину урожая. В Новгородской Руси было также широко распространено холопство.

Для Новгорода были характерны острые социальные конфликты. Знать стремилась управлять и диктовать свою волю, низшие люди отстаивали свои интересы. Бывали случаи, когда «худые мужики» на вече начинали громить и грабить усадьбы бояр и купцов. Социальные противоречия использовали враждовавшие боярские кланы. Непрекращавшиеся внутренние смуты ослабляли Новгород в его борьбе с внешними противниками и были главной причиной присоединения его к Москве.

О жизни населения Новгорода известно намного больше, чем о других русских княжествах. В городе уже более 100 лет широким фронтом ведутся археологические раскопки. Благодаря особенностям почвы сохранились многие строения и другие памятники. Самым замечательным было открытие берестяных грамот - различных надписей на бересте. 26 июля 1951 г. одна из сотрудниц экспедиции профессора А. В. Арциховского нашла первый кусок бересты с фрагментом надписи. С тех пор найдено более 750 берестяных грамот. Это уникальный и богатейший исторический источник.

Здесь и деловые письма, и личные послания, и ученические упражнения, и записи ремесленных технологий. Около 20 грамот - упражнения новгородского школяра Онфима, жившего 750 лет назад. Ему было 6-8 лет. Нацарапанные на бересте слоги дают возможность узнать метод обучения грамоте. Один из рисунков Онфима - человек на коне поражает копьем лежащего на земле врага. Онфим представлял себя в будущем храбрым воином. Об этом свидетельствуют и другие батальные рисунки Онфима - всадники скачут, бьются саблями. Один из рисунков - семь человечков:

Онфим и его друзья. Имя одного друга мы знаем - Данила. На грамоте нацарапано «от Онфима к Даниле поклон». Формируется мировоззрение Онфима, будущего гражданина Великого Новгорода. «Господи, помози рабу своеме Онфиму», «яко с нами Бог, услышите да послу, якоже моличе твое, на раба твоего Бог».

Из грамот мы можем узнать о досуге новгородцев. Жители древнего города любили шутить. Сохранилась загадка: есть город между небом и землей, к нему едет посол без пути, сам нем, несет грамоту неписаную (Ноев ковчег). Ученые с большим трудом сложили буквы: невежа писа, недума каза, а хто се цита... (вроде нашего: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»).

Есть среди берестяных грамот лирические послания. Жених пишет своей невесте «от Макиты к Улааниц (Ульяне). Пойди за мене. Яз тъбе хоцю, а ты мене. А на то послух Игнат Моисеев». Брак заключался с согласия жениха и невесты, есть и необходимый для этого свидетель (послух).

Большинство посланий на бересте - деловые письма. Хозяин просит прислать ему вытканный холст, а если не с кем присылать, побелить его на месте. Мать просит своего сына купить ей хорошую ткань, а деньги она ему выслала. Ключник докладывает господину, что он по его приказу удержал хлеб у крестьян, которые перешли к другому хозяину, не заплатив долги. Сохранилось много отрывков из деловых писем и записок боярина и посадника Юрия Онциферовича. Крестьяне жалуются ему на ключника, который побирает и грабит их. У вдов нет семян и коней, может, боярин даст для обработки их земельного участка. Мельник из села Злостицы просит защиты от кого-то.

Известно также несколько грамот сотского Максима. Кум и друг его Яков просит купить овес у Андрея, а также прислать «чтения доброго». Скорее всего, это не церковная книга, иначе он привел бы название.

Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении среди новгородцев грамотности, которые очень любили читать.

Великий Новгород. Или Господин Великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств . Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу IX в. становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столицы единой Руси на юг киевские князья стали посылать в своих наместников, как правило, старших сыновей.

И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» .

Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь на Волгу, а оттуда — в страны Востока.

Новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах. Ремесленники Новгорода поставляли на внутренний и зарубежный рынок свои изделия. Славился Новгород мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Улицы и «концы» (районы) города зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улицы Кузнецкая, Гончарная, Щитная. В Новгороде ранее, чем в других городах Руси, появились объединения крупных купцов. Богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви. В Новгород приходило немало иноземных купцов. Здесь располагались «Немецкий» и «Готский» дворы, что указывало на тесные торговые связи города с немецкими землями. В торговлю включались в Новгороде не только купцы, ремесленники, но и бояре, представители церкви.

Уверенное хозяйственное развитие Новгорода во многом объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он долгое время не знал серьезной внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгородском княжестве со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мед, воск, рыбу, другие продукты земли, леса, воды. Именно бояре и крупные купцы нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.

Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытые выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не представляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника — князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался торг, где обычно проходило городское вече — сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.



Иллюстрация. Новгородское княжество

Между левобережным и правобережным Новгородом был выстроен мост через Волхов, который играл важную роль в жизни города. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда по приговору городских властей сбрасывали в глубины Волхова осужденных на смерть преступников.

Новгород был для своего времени городом высокой культуры быта. Он был вымощен деревянными мостовыми, власти внимательно следили за порядком и чистотой городских улиц. Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, проявлявшаяся в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят при раскопке древних новгородских жилищ. Берестяными грамотами обменивались не только бояре, купцы, но и простые горожане. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, челобитные грамоты, завещания, любовные письма и даже стихи.

По мере ослабления власти киевских князей, развития политического сепаратизма становится все более независимым от Киева. Особенно ярко это проявилось после смерти Мстислава Великого. В Новгороде тогда «сидел» его сын Всеволод. Когда он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переяславля, новгородцы не пустили его обратно. Но город нуждался в князе — для командования войском, для обороны владений. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод вновь попытался, опираясь на Новгород, ввязаться в междукняжескую борьбу за власть. Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили бояре и «черные люди» ; не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. В 1136 г. Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу.

Затем его выслали из города, обвинив в том, что он «не блюдет смерд» , т. е. не выражает интересов простых людей, плохо руководил войском во время войны с суздальцами и первым бежал с поля боя, втянул Новгород в борьбу на юге.

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Город стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих семей, посадник, тысяцкий, архиепископ определяли всю политику. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись. Иногда в течение года сменялось несколько князей.

Со временем Новгород в своих хозяйственных связях все менее ориентировался на юг, теснее становились его связи с южнобалтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. Среди русских земель наиболее прочные связи Новгород сохранял со своими соседями: Полоцким, Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами.