Петровские воротa Петропавловской крепости. Две фигуры

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку" . Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.

Симон Волхв
Пол мужской
Занятие священник , Маги
Файлы на Викискладе

В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония - по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

В других источниках

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников (главным образом через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас «Синтагмой » святого Иустина , земляка Симона). Из Самарии Симон прибыл в Тир , где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (греч. έπινοια ) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος).

Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец », «сын » и «дух святой » - три явления единого сверхнебесного (греч. ύπερουράνιος ) Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын - в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.

Она явилась, как гомеровская Елена , виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus . Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной - воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.

Смерть Симона Волхва

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах - отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностики и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения «Великое изъяснение» (греч. μεγάλη απόφασις ), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита , Эмпедокла , Аристотеля и стоиков , вышло из среды ближайших последователей Симона.

Абсолютное начало всего возможного и действительного автор «Великого изъяснения» обозначает как двойственный огонь - скрытый и явный (греч. πϋρ διπλουν - το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον ); первый скрывается во втором, второй возникает из первого. Помимо метафорического названия сверхнебесного огня (греч. το πύρ ύπερουράνιον ), абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (греч. επινοια ), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец.

Первая чета (греч. συζυγία ) - ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих «шести корнях бытия» единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (греч. δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος ); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (греч. το μικρόν ); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого - а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый.

Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) - солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) - воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или «явный огонь», великая творческая сила, «изображающаяся» во всем видимом и невидимом - тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя Симон. В «Великом изъяснении» этот актуальный сущий (греч. ών ) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (греч. προυπάρχουσα ) силе божества (абсолютному первоначалу как таковому): «Я и ты - одно, прежде меня - ты, то, что за тобой, - я». Этот «второй бог» - или всецелая действительность абсолютного - называется также седьмой силой, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли - Симона и Елены - нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что «Великое изъяснение» не дошло до нас в полном виде. Из последователей Симона и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за Симоном выступает
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет История и культура Санкт-Петербурга
Класс 4 класс
Название материала Презентация по теме “Петропавловская крепость. Петровские ворота”
Название темы или раздела учебного курса Блистательный Санкт-Петербург
Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Познакомить учащихся с историей создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот.
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) Показ презентации на протяжении урока с пояснениями к каждому слайду, запись учащимися изучаемого материала в виде краткого конспекта.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Представленный материал в красочной форме дает учащимся представление об истории создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот. Данный материал может быть использован на одном или нескольких уроках, а также во внеклассной работе.

Слайд 1, 2:

Более трех веков тому назад, 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, в праздник Святой Троицы, на Заячьем острове в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 1):

По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако, её ни разу никто не пытался захватить. Первоначально крепость именовалась Санкт(Занхт)-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (в переводе с финского - Заячий) или Люст-гольм (в переводе со шведского - Весёлый).

План крепости разрабатывался Петром I совместно с архитектором-фортификатором Де Ламбергом, которого вскоре заменил архитектор Доменико Трезини. Руководил строительством А.Д. Меншиков. Крепость строили солдаты, пленные шведы. Также от каждой губернии посылались крепостные (общее количество работавших - ок. 20 тыс. чел.).

Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. К Заячьему острову намывают дополнительное пространство. Остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. В 1706 году под руководством архитектора Д. Трезини возводятся кирпичные стены. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой незащищенной при нападении шведов. Построенную к тому времени деревянную церковь апостолов Петра и Павла сменил каменный собор. Его изящная колокольня со шпилем в 1720 году величественно вознеслась над строившимся городом и с тех пор остается самым высоким зданием в городе (122, 5 м).

Крепость имеет в плане форму вытянутого шестиугольника (или черепахи) с выступающими шестью угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники: Трубецкой, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов (их имена с тех пор носят бастионы).

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены Алексеевский (назван в честь небесного покровителя отца Петра I - Алексея Михайловича, деда императрицы Анны) и Иоанновский (назван в честь небесного покровителя старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, отца императрицы) равелины - укрепления к востока и запада. Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). В 80-х годах XVIII столетия по распоряжению императрицы Екатерины II производилась облицовка гранитом фасада крепости - стен, которые выходили на Неву и были хорошо видны со стороны Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 2):

Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье реки Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.

Слайд 4:

Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву реки Охты), которая была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы от нападения шведского флота: плохо просматриваются подступы. Поэтому новое место для крепости и было выбрано на Заячьем острове, откуда хорошо просматривается устье Невы.

В самом начале строительства Петропавловской крепости Заячий остров был соединён Иоанновским мостом с островом, который впоследствии получил название Петроградский, и на котором был построен первый дом для Петра I.

Для входа в крепость в некоторых стенах делают ворота – арки. В Иоанновском равелине это Иоанновские ворота.

Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает “дуга”) в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью.

Слайд 8:

Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства.

Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, зетем был построен Иоанновский равелин.

Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.

Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, они ведут в крепость сквозь стену толщиной в двадцать метров.

Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром” Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела политическое значение: будущее поражение в войне Карла XII (волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I и основание города-крепости Санкт-Петербург. Ширина барельефа составляет 4.9 м, высота - 3.35 м.

Прочитайте в тетради на с. 22 легенду – описание этого барельефа.

(Барельеф в аллегорической форме прославляет победу России над Швецией в Северной войне. ... В центре барельефа изображена каменная крепость. Над крепостью в небе летают злые демоны. Из облаков прямо на крепость падает человек. В ужасе искажено его лицо. Широко открыт в крике рот. Кто это? Это чародей Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого апостола Петра. Злые демоны помогли чародею подняться в воздух. Однако апостол Петр молитвой разогнал демонов. И Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Симон наказан. Его позор видят люди на земле и Бог Саваоф в небесах. Бога окружают светлые, добрые ангелы. Среди людей перед крепостью – фигура полководца (считается, что это изображение Петра I).

В 20-30-х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди ранних построек первой четверти XVIII века. Скульптура на воротах выполняет не только декоративную роль: в аллегорической форме в ней отражены значительные исторические события того времени.

Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Его вес больше тонны.

Вопрос классу:

Что означает двуглавый орел со скипетром и державой в когтях? (Символ царской власти в России)

Почему он изображен на Петровских воротах в Санкт-Петербурге? (Долгое время наш город был столицей России)

По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины. Справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню справедливой войны Палладу (Беллону). На ее шлеме приютилась ящерица. Это саламандра. По преданию, “саламандра – существо, живущее в огне и не тонущее в воде, и оттого побеждающее; знамение благопостоянства”. Этим подчеркивалось, что Россия и ее армия в огне войны постоянно добиваются победы. Слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Зеркало отражает все, что находится за ее спиной, в частности, устье Невы. И в случае опасности, грозящей оттуда, Полиада вовремя предупредит об этом.

Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Не секрет, что античная тема очень популярна в архитектуре Петербурга. Почти на каждом углу мы можем встретиться с древнегреческим богом - нужно лишь внимательно глядеть по сторонам. Город+ рассмотрел петербургские фасады и выяснил, с какими античными божествами можно «познакомиться» в Северной столице.

Афина в Петропавловской крепости

Как ни удивительно, главного бога олимпийского пантеона, Зевса, и его супруги Геры на петербургских фасадах не встретить - их нет. Почему так получилось, история умалчивает, однако дочь Зевса (пусть и не от Геры) Афина встречается не единожды. Одни из старейших и самых известных скульптурных изображений Афины находятся в самом сердце Петербурга - на Петровских воротах Петропавловской крепости.

Первому петербургскому архитектору Доменико Трезини Пётр I велел прославить в камне свои военные победы и государственные достижения - что и было сделано в 1708 году. Именно тогда в Петровской куртине появились Петровские ворота - которые сегодня считаются старейшими в городе триумфальными воротами и единственным подобным сооружением, сохранившимся с петровских времён. На аттике ворот расположено деревянное резное панно, изображающее низвержение Симона-волхва апостолом Петром, - историки трактуют этот барельеф не иначе как аллегорию победы Петра I над шведским королём Карлом XII.

В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада - победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея - символ мудрости. У второй - копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот - в 1714-30 годах.

Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы - задумка скульптора.

Если вспомнить историю рождения Афины, то она, по легенде, появилась из расколовшейся головы Зевса в полном боевом облачении. В некоторых источниках мать воительницы не упоминается вовсе, в других в этом качестве указывают первую жену Зевса Метиду, которую тот проглотил беременной, опасаясь, что она родит сына - конкурента его власти. Согласно этой версии, на третий день после пожирания Метиды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он призвал на помощь бога-кузнеца Гефеста, чтобы тот расколол ему череп - и дал Афине возможность выйти из него. Обстоятельства появления Афины на свет считаются определяющими для её роли в олимпийском пантеоне: появление из головы величайшего бога предопределило её мудрость, а молот Гефеста облачил её в воинские латы. Кроме того, не слишком популярная в мифологии Метида считается первой богиней мудрости - вероятно, она также передала свои качества дочери «по наследству».

Список достижений Афины достаточно велик: пожалуй, она оказалась самым «полезным» для человека древнегреческим богом. Ей приписывают изобретение корабля и плуга, ткачества, кулинарии и гончарного дела, флейты и колесницы - и даже законов и государства. К тому же, мудрая Афина считалась покровительницей справедливой войны и помощницей при родах (возможно, из-за своего необычного появления на свет, ведь сама она не просто так называлась девой: мужа и детей у Афины не было).

Посейдон на здании Биржи

Владыка морей Посейдон не мог не появиться в Петербурге - городе-порте, судостроительном и мореходном центре России. Фигура Посейдона, окружённого аллегориями рек Невы и Волхова, украшает и один из самых знаменитых ансамблей Петербурга - Стрелку Васильевского острова. А если точнее - фронтон здания Биржи.

Здание Биржи было построено в начале XIX века французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томоном. Как представитель зрелого классицизма, Тома-де-Томон сделал постройку похожей на древнегреческий храм: прямоугольное в плане сооружение окружено строгой дорической колоннадой и венчается правильной формы двускатной крышей. Скульптурные группы на фронтоне - едва ли не единственные «вольности», которые смог себе позволить архитектор. Выполнены они по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского.

Тяжёлый нрав Посейдона, его вспыльчивость и неугомонность, были для греков объяснением любой морской бури. Посейдона боялись, уважали и почитали как одного из величайших богов пантеона - в мифологии он стоял на одной ступени с верховным богом Зевсом и Аидом, покровителем подземного царства. В скульптуре как в древние времена, так и в эпоху классицизма, владыка морей изображался грозным и волевым.

Посейдон - или, в римском варианте, Нептун - держит в руках трезубец, символ своей власти. С помощью этого трезубца он мог вызывать бури и добывать воду из-под земли. По легенде, даже в самой засушенной местности в месте удара трезубца Посейдона появлялся ключ чистой пресной воды. А где источник влаги - там и богатый урожай: если внимательно разглядывать скульптурную группу на фронтоне Биржи, можно заметить корзину с фруктами. К тому же, в мифологии морской царь был не только покровителем водной стихии, но и создателем коневодства: часто Посейдон изображается в окружении гиппокампов - морских коней. В этой скульптурной группе можно насчитать четверых.

Противоположный фронтон здания венчает скульптурная группа с изображением ещё одного древнегреческого бога - Гермеса (Меркурия). Но этот бог, который, казалось бы, в храме торговли должен блистать на первых ролях, скрыт от глаз большинства прохожих. Площадь позади здания обычно безлюдна, и Гермес на западном фронтоне большую часть времени «скучает» без внимания.

Гермес на фасаде Елисеевского

Более удачливым оказался Гермес на фасаде Елисеевского магазина, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Многометровой скульптуре покровителя торговли, коммерции, прибыли, хитрости, ловкости и богатства сложно избежать взглядов прохожих.

Здание было построено в 1902-03 годах архитектором Гавриилом Барановским. Дома Зингера тогда ещё не было, и это строение несколько лет оставалось единственным представителем супермодного тогда модерна на консервативном Невском проспекте. Да и сегодня Елисеевский ярким пятном выделяется в ряду старинных фасадов Невского.

Многометровая скульптура Гермеса - одно из четырёх аллегорических изображений, украшающих здание. Он олицетворяет Торговлю, расположившийся рядом с ним мощный муж - Промышленность, ещё две женские фигуры - Науку и Искусство. И если последние три скульптуры не связываются с конкретными божествами, то первую спутать с кем-либо сложно.

На ногах Гермеса - таларии - крылатые сандалии, позволявшие ему быстро перемещаться на большие расстояния. На голове - шляпа-петас, также снабжённая парой крыльев. В руках бога - его главный символ, примиряющий жезл-кадуцей, атрибут древнегреческих глашатев. По легенде, Гермес с его помощью усыплял людей, чтобы передать им во сне послания богов.

Ловкий Гермес считался у греков покровителем всего, что сопутствует обогащению (и торговли, и воровства). Его же хитроумию приписывали изобретение мер, весов, счёта и алфавита. Кроме того, Гермеса называли вестником богов и проводником душ в царство мёртвых.

Аполлон на фронтоне Александринки

Какая же культурная столица без покровителя искусств Аполлона? Его скульптурное изображение поместилось напротив Елисеевского магазина, на фронтоне одного из старейших театров Петербурга и России - Александринского.

Годом основания театра считается 1756, однако нынешнее здание - и название - труппа получила в 1832 году. Здание, созданное выдающимся архитектором классицизма Карлом Росси, получило имя в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Автор всех скульптур - Василий Демут-Малиновский.

Аполлон возвышается на фронтоне театра в квадриге - двухколёсной колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В левой руке у него лира - атрибут бога-покровителя искусств и муз. В правой - венок, символ творческого триумфа и славы.

В Древней Греции Аполлон был одним из любимых и почитаемых божеств - ведь театр и музыка являлись для греков главными развлечениями. Он считался олицетворением Солнца и образцом мужской красоты, предсказателем будущего, врачевателем и искупителем тяжких грехов. На колеснице, согласно одному из мифов, он отправлялся на зиму в северную Гиперборею. И хотя по легенде запряжена его колесница была белыми лебедями - в скульптуре квадрига Аполлона обычно изображается конной.

Гефест на фризах Горного института

Что бы делал Аполлон на крыше Александринки без колесницы? Мы не знаем - но появлением своего средства передвижения он обязан Гефесту, богу-кузнецу. О том, как Аполлон получил колесницу у Гефеста, повествует барельеф на одном из фризов Горного института.

Гефеста (в римской мифологии - Вулкана) редко можно встретить на петербургских фасадах - но бог-ремесленник, напрямую связанный с добычей и обработкой полезных ископаемых, не мог не появиться на здании Горного. Правда, отыскать его изображения не так просто. Все они размещены на фризах - почти под самой крышей. И если одна из скульптурных историй повествует об изготовлении колесницы для Аполлона, то другая - о доспехах для бога войны Ареса (или, если по-римски, Марса).

Оба барельефа скомпонованы из 24 фигур. Каждый повествует не столько о самих мифах - явлении Аполлона за колесницей и Афродиты за доспехами для Ареса - сколько процессу изготовления различных изделий из богатств земли. Фактически сюжеты барельефов посвящены горному делу. Автор обоих фризов - Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.

В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, - один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие - молнии.

Фото: ru.wikipedia.org, otvet.mail.ru

Текст: Город+

В первый период Северной войны до Полтавской победы дельта Невы и Петербургская крепость неоднократно подвергались атакам шведских войск. Последняя произошла 16 августа 1708 г., когда была одержана победа над кавалерийским корпусом генерала-майора Г.Любекера. Военная история крепости как оборонительного укрепления, закончилась в 1710 г. после взятия русскими войсками Выборга, Риги и Ревеля. С падением этих городов Швеция навсегда потеряла прибалтийские земли, а Нева и ее берега наконец-таки обрели спокойствие.

Следовательно, первые семь лет существования Петропавловской крепости принадлежат военной истории. Это сооружение возникло в связи с конкретными военными нуждами, соответствовало своей формой правилам и требованиям фортификационной науки XVII века, более того подверглось за эти годы ряду мер дополнительного совершенствования ее оборонительных функций.

В 1706 г. по указу Петра укрепление начали перестраивать в камне. Работы по чертежам, утвержденным Петром, вел Доменико Трезини. Остров увеличили подсыпкой земли, а конфигурацию крепости изменили, сделав почти симметричной относительно продольной и поперечной осей. Каменные стены были закончены уже после смерти царя в 1730-е гг.

Как известно, сам Петр поселился сначала на Городовом острове, здесь под прикрытием крепости начал формироваться центр будущего города - в полном соответствии с традициями европейского градостроения: жилое поселение росло либо под защитой цитадели (таким образом сложилась планировка завоеванного шведского города Ниеншанц), либо в кольце оборонительных укреплений.

В том, что город предполагался Петром изначально, сомнений нет, так как уже в 26 номере «Ведомостей» от сентября 1703 г. сообщалось, что: «Из Нарвы подорожные возвещают, что его царское величество не далече от Шлотбурга при море город и крепость (выделено мной - А.А.) строить велел... ».(34)

В 1705 году, выбрав на противоположном не городском берегу шведскую усадьбу, Петр сделал ее первой загородной петербургской летней резиденцией. Аналогично поступало в начале XVIII в. в Москве окружение Петра, устраивая на Яузе напротив Немецкой слободы увеселительные сады-усадьбы.

Уже в 1708 г. царь переселился на Адмиралтейскую сторону - противоположный берег Невы. Здесь он выстроил для себя первый деревянный Зимний дворец - «маленький дом в голландском стиле».(35) Через пять лет после закладки крепости, в год первого военного триумфа Северной войны Петр единолично изменил градостроительные приоритеты в структуре будущего города - изначально не городская сторона стала его частью, более того особым, престижным районом жительства государя и его двора.

Большую часть следующего после Полтавы, 1710 года, царь вместе с семьей жил в Петербурге и «Юрнал» зафиксировал распоряжение «о постройке для постоянного жительства сколько-нибудь поместного жилища».(36) В августе того же года начали возводить каменный Летний дворец.

1710 годом датируется указ, подписанный Апраксиным о переселении на постоянное житье в Санкт-Петербург работных людей с семействами.(37) Так стали формироваться районы рядом с Адмиралтейством, поначалу называвшиеся Переведеновскими слободами.

Новый 1711 год царь впервые встретил в Петербурге. А в феврале 1712 г. обвенчался со своей гражданской женой Екатериной (Мартой Скавронской) в церкви Исаакия Далматского рядом с Адмиралтейством. К этому времени был готов первый каменный Зимний дворец, стоявший на месте Эрмитажного театра на берегу Невы, и в нем праздновали свадьбу царя.

1712 год - год официального рождения новой столицы Российского государства. Санкт-Петербург принял на себя исторические функции Москвы - стал средоточием государственности.

Как же распределились смысловые доминанты города-столицы. Напомним, что не без воли основателя Петербурга, планировочная структура города вышла за пределы той схемы, по которой она развивалась до 1708 г. Петр инициировал строительство не только Петербургской крепости, но и Адмиралтейства, заложенного по его чертежу в 1704 году на противоположной от «фортеции» стороне реки. Окруженное с суши земляными бастионами, оно превратилось в зеркальное отражение Петропавловской крепости и обозначило вторую пространственную доминанту будущего города. В центре еще не проступившего города оказалась река, фланкированная вертикалями остроконечных башен. Приехавшая в 1730-е гг. в Петербург гувернанткой англичанка Элизабет Джастис, описывая с истинно женским вниманием русских людей, костюмы, еду и другой обиход, бросила об архитектуре города всего несколько фраз. Она запомнила только - крепость, Адмиралтейство, дворец, монастырь.(38) Сознание обывателя фиксирует лишь наиболее содержательные внешние впечатления, и они подтверждают аналитические утверждения о главных градостроительных фокусах молодой столицы.

На некоторые размышления наводит факт строительства в крепости храма, посвященного небесным покровителям российского государя - Петру и Павлу, явно замышленного как главный собор будущего города, а не как полковая, гарнизонная церковь.

Если в 1710 г. это была «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле»(39), то в 1736 г. - «роскошный Петербургский кафедральный собор. (...) Его высокий и при этом тонкий покрытый медью шпиль является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга».(40)

Строительство каменного собора взамен деревянного, как известно, началось 8 июля 1712 г., сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Согласно воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырехъярусная колокольня с высокими тонким шпилем. В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1724 - отделали шпиль. Собор строили еще девять лет до 1733 г.

Храм стал приемником Архангельского собора, как Петербург – Москвы, и со смертью своего царственного заказчика начал исполнять роль императорской усыпальницы.

Колокольня была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Ее сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развивать сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела. Смысловым стержнем этой логики была река, которая определила композиционное пространство города, ее фокусами - главные высотные доминанты водного пространства: колокольня Петропавловского собора и башня Адмиралтейства.

Что есть Петропавловская крепость? Фортификационное укрепление, ставшее архитектурной и исторической достопримечательностью, или изначально задуманный градостроительный фокус, эпицентр развивающегося в пространстве и времени городского организма, обличенный в традиционную форму крепости. Ответ на это вопрос мог бы дать основатель города.

В первые два десятилетия жизни Петербурга, инициатор строительства Петропавловской крепости по собственной воле перевел ее восприятие из утилитарно-функционального (фортификационное укрепление), в культурно-мемориальное, мифологическое (градостроительная доминанта и усыпальница русских царей).

В 1730-е годы приезжие иноземцы, уже не боясь давать творению Петра точные характеристики, отказывали петербургской крепости в оборонительных возможностях и искали различные оправдания ее появлению в городе.

После смерти основателя Петербурга, все его приемники и преемницы вносили свою лепту в отделку и поддержание Петропавловской крепости. При Анне Иоанновне ею занимался генерал-фельдцейхмейстер барон фон Б.-Х.Миних. Благодаря ему укрепление приобрело современную планировку: с востока и запада земляные равелины заменили каменными и были окончены в 1740 г. все каменные работы. Во времена Елизаветы Петровны крепостью занимался генерал-лейтенант А.П.Ганнибал. Он устранял протечки в сводах казематов и облицовывал эскарповы (наружные) стены известняковыми плитами. В эпоху Екатерины II была проведена новая облицовка наружных стен гранитом. Она началась с Екатерининского бастиона. Появились круглые гранитные сторожевые будки с куполками и оконцами, автором которых вероятно был Ю.М.Фельтен(41) и новые Невские ворота, возведенные по проекту Н.А.Львова.

Такова историческая хронология. Она свидетельствует о постоянном внимании властей к состоянию укреплений Петропавловской крепости. И хотя ее гарнизон уменьшался в своем численном составе, а помещения казематов, расположенные в куртинах превратились со временем в склады и тюремные камеры, фортификационной ансамбль, возникший в начале XVIII столетия, продолжал воспринимался как особый пространственный и содержательный знак.

Пространственно он работал как одна из главных градостроительный вертикалей панорамы города, содержательно - был символом преемственности власти, так как охранял место вечного упокоения русских монархов, правивших в XVIII и XIX вв. Факты говорят о динамичном изменении художественного и смыслового образа Петропавловской крепости, о достаточно быстром признании за ней иной не фортификационной роли.

В конце XVIII столетия первый русский ведутист Федор Алексеев, фиксируя панораму Дворцовой набережной, изобразил на первом плане Екатерининский бастион Петропавловской крепости. С него по велению императрицы началась облицовка гранитом стен укрепления. Художник, возможно сам того не ведая, визуально воплотил культурно-значимые связи города и подчеркнул ту систему ценностей, которая была столь актуальна для эпохи правления Екатерины II – преемственность со временем Петра Великого.

Миф, некогда созданный государем-преобразователем, жил и продолжал быть актуальным...

С. 49, 51.
2 Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 104.
3 Справедливости ради заметим, что это нарушение уже сложившейся традиции было единственным в записках иностранцев, посетивших Петербург при жизни Петра I.
4 Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем Польского посольства в 1720 году // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 141.
5 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 162 - 163.
6 О. де ла Мотре. Из «Путешествия... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 212.
7 Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочие, включительно. М., 1788. С. 82.
8 Карл Рейнхольд Берг. Путевые заметки о России // Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 115.
9 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 356.
10 Там же. С. 357.
11 Там же. С. 358.
12 Там же. С. 358.
13 Так исторически и сложилось: Петропавловская крепость стала тюрьмой уже при Петре I. В 1715 г. здесь размещалась Розыскная канцелярия. В 1740-е гг. - Тайная канцелярия. Среди известных исторических лиц, заключенными Петропавловских казематов были: царевич Алексей Петрович, кабинет-министр А.П.Волынский, Б.-Х.Миних, лейб-хирург И.Г.Лесток, писатель А.Н.Радищев и др.
14 Наблюдательный и образованный датчанин на редкость точен. Он подмечает сущностные моменты петровской преобразовательной политики, среди которых дидактика была одним из главнейших положений.
15 Педер фон Хавен. Указ. соч. С. 358.
16 Джон Кук. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 416.
17 См.: Логачев К.И. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость. Л., 1988. С. 20 - 39.
18 Бобровский П. Петр Великий в устье Невы. СПб. 1903. С.4.
19 В 1642 г. Ниенщанц получил статус города - см.: Эренсфельд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 21 - 23.
20 План Ниеншанца с обозначениями - см.: Устрялов Н. Карты, планы и снимки к четвертому тому Истории царствования Петра Великого. СПб. 1863. № 6. План Невского устья в 1700 году; Эренсфельд У. Указ. соч. С. 20 - 21.
21 7 мая Петр и Меншиков на 30 лодках вышли в дельту Невы и взяли на абордаж два шведских корабля - подробнее см.: Журнал или поденная записка блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого с 1698 года до заключения Нейштатского мира. СПб. 1770. Ч. 1. С. 71-72. В письме к Апраксине Петр восторженно писал по этому поводу: «(...) Смею и то писать, что истинно с восемь лодок только в самом деле было: и сею никогда небывалою викториею вашу милость поздравя, пребываю». - Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М. 1837. Т. 2. С. 73-74.
22 О дальнейшей судьбе Ниеншанца см.: Приамурский Г. Санкт-Петербург и судьба Ниеншанца // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 44 - 51.
23 28 апреля вечером «яко капитан бомбардирский с 7 ротами гвардии, в том числе с 4 Преображенскими, да с 3 Семеновскими управяся, поехал в 60 лодках мимо города (Ниеншанца) для осматривания Невского устья и для занятия оного от прихода неприятельского с моря» - см.: Голиков И.И. Указ. соч. С. 68.
24 Цит. по Бобровский П. Где был Петр Великий в день закладки крепости Санкт-Петербург. СПб. 1903. С. 15. Вопрос о месте пребывании Петра в момент заложения крепости подробно рассмотрен как в работе П. Бобровского, так и в монографии П.Н.Петрова. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1073-1782. СПб. 1885. С. 38. Оба исследователя убедительно доказывают отсутствие царя на Неве до 20 мая.
25 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 163.
26 Устрялов Н. Карты... № 12. План Ораньибурга рисован Петром I и послан к А.Д. Меншикову при письме 3 февраля 1703 года.
27 Там же, № 15. План военного порта. (Все подписи сделаны рукой Петра I)
28 Русакомский И.К. Преображенское - дворцовое село XVII-XVIII вв. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1994. С. 94.
29 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть IV. Собр. соч. Т. IV. С. 20; .Яковлев В.В. История крепостей. СПб. 1995. С. 80.
30 В 1710 г. по инициативе Петра I в Петербурге был напечатан перевод книги М. фон Кугорна «Новое крепостное строение на мокром и низком горизонте, которое на три манера показуется в фортификование внутренней величины». В 1721 г. система Кугорна была использована при строительстве укреплений Кронштадта - см.: Яковлев В.В. Указ. соч. С. 67.
31 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
32 Об участии Ж.-Г.Ламбера пишут все исследователи военных укреплений С.-Петербурга - см.: Ласковский Ф.Ф. Материалы по истории инженерного искусства в России. Ч. II. СПб. 1861. С. 427; Тимченко-Рубан Г.И. Первые годы Петербурга. Военно-исторический очерк. СПб. 1901. С. 80.
33 Подробне см.:Степанов С.Д. Строительство и перестройка фортификационных сооружений Петропавловской крепости // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Фортификация и архитектура Петропавловской крепости. В. 6. С. 21 - 31.
34 «Ведомости». № 26. Сентябрь 1703 г.
35 «Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Крошлот и их окрестностях... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 53.
36 Цит. по Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб. 1885. С. 74.
37 Там же. С. 83.
38 Элизабет Джастис. Три года в Петербурге // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997, С. 102-103.
49 «Точное известие о... крепости и городе Санкт -Петербург, о крепосце Кроншлот и их окрестностях...» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 50.
40 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
41 Холев Г.С. Петропавловская крепость. Л., 1947. С. 18.