Антон павлович чехов - мастер рассказа. «Умею коротко говорить о длинных вещах» А.П

Сочинение

С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А.П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества - проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

другому - равнодушие и непонимание.

Другие сочинения по этому произведению

В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)

«Чехов «Ванька»» - Художественное пространство деревенской жизни. Рассказ. Два финала рассказа. Тренев. Кто окружает Ваньку в Москве. Художественные средства и приёмы. Значение святочных рассказов. Чехов о положении детей. Рождественский рассказ. Кто окружает Ваньку в деревне. Художественные средства. Светлый праздник.

«Ионыч Чехова» - Урок-диспут по рассказу А.П. Чехова «Ионыч». Правила ведения спора. В. Назаренко «Подлинная трагедия Ионыча». Встречаются ли сейчас ионычи? Вопросы. Каждый в классе – активный участник разговора. Говори, что думаешь, но думай, что говоришь. В споре рождается истина. Острое, меткое слово приветствуются.

«Пересолил Чехова» - А.П.Чехов. «Брызги» «Осколки» «Склянки» «Черепки». Автограф Псевдоним Вензель Анонимка. Золотая ручка Бараний рожок Козья ножка. Секреты создания комического. К чему же привело враньё землемера? Краткость – сестра таланта. Какое из определений относится к понятию «юмор», а какое – к понятию «сатира»?

«Чехов рассказы урок» - Викторина. "Человек в футляре". Мелиховские прозрения. "Чайка". «Вишневый сад». "Дядя Ваня", Музейный комплекс Чехова в Таганроге. Пьесы. "Ионыч". Антон Павлович Чехов 1860 – 19О4. «А.П.Чехов – несравненный художник жизни". Принесшие писателю мировую славу.

«О любви Чехова» - Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»: Ю.А.Гагарина г. Таганрога Ростовской области Привалова Елена Сергеевна. Л. к родине. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. Л. к музыке. Рассказ в рассказе. О любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся и т.д. Подведение итогов:

«Ванька Чехова» - Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай. По литературному чтению на тему: Антон Павлович Чехов. "Ванька". Деду». Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Вопросы по содержанию рассказа. И пишу тебе письмо. Словарно-орфографическая работа. Письмо Ваньки дедушке.

Всего в теме 39 презентаций

ЧТО ПРОИЗОШЛО 15 августа 1990 года? 15 августа 1990 г. произошло трагическое событие в жизни Виктора Цоя, в котором до сих пор никто не сумел и, более того, не пожелал разобраться. 27 лет в многочисленных группах Вконтакте и на сайте Рашида Нугманова многократно открывались темы об этом. Но как только дискуссии приближались к разгадке, темы закрывались. А ведь многие обращали внимание на тот факт, что тело погребённое на Богославском кладбище в закрытом гробу, было облачено не по погоде в день происшествия: свитер, резиновые сапоги… Не было гистологической экспертизы, очень быстро и без следственных мероприятий труп был привезён в Петербург, но ни отцу, ни матери тело погибшего не показали. Наталья Разлогова в личной переписке со мною Вконтакте рассказала, что труп был так изуродован, что она отказалась его освидетельствовать. И вот, наконец, спустя годы, появляется статья независимого технического эксперта, члена СРО АТЭ России Антипова Юрия Николаевича, где доказывается, что скорость машины была не более 15 км/час, и в 10 час утра она врезалась на малой скорости в столбики. И только через 1,5 – 2 часа, стоящую на обочине этой глухой дороги машину, протаранил пустой, шедший из ремонта «Икарус». Если бы этого не случилось, то обязательно было бы расследование, почему «Москвич» В.Цоя неожиданно с противоположной стороны дороги повернул и врезался в столбики ограждения на другой её стороне? ДОКАЗАТЕЛЬСТВО эксперта полностью опубликовано на городском сайте г. Сочи в двух статьях с фотографиями и схемами. Удивительно, что другие сайты дают эту статью в сокращении, исключая главные выводы Ю.Н.Антипова. Возникает простой вопрос, почему это стало понятно только сейчас? Не потому ли, что Роберт Максимович и друзья Цоя в один голос утверждали, что Виктор не справился с управлением на большой скорости свыше 100 км/час? Теперь же становится ясно, что это была инсценировка трагедии. Зачем она была нужна? Скорее всего у Виктора не было выбора, его хотели убить, дорогостоящая охрана ему не гарантировала безопасности, и, чтобы сохранить жизнь, он решился добровольно исчезнуть. О музыке и стихах. Виктора Цоя нельзя и невозможно копировать, потому что до сих пор не понятен СМЫСЛ его песен. Недаром им сказаны слова: «Ещё не родился тот, кто меня убъёт, ещё не родился и тот, кто меня поймёт» (Р.Поволяев «Live»). Виктором Цоем заданы такие серьёзные вопросы, на которые ни у православных богословов, ни у католиков, ни у протестантов нет ответа. Некий Андрей Дамер стучал в соцсетях о так называемой интернет-секте В.Цоя. Были ошельмованы догадки и находки глубоких исследователей творчества Виктора Цоя: Зуфара Кадикова, Александра Овчанова, Леонида Соснина. Зато, досужие сплетни о бытовых подробностях жизни Виктора т.н. цоеведов и «друзей»: Житинского, Рыбина, Калгина, Лехтонен, Дамера... были изданы многочисленными тиражами. Лишь Наталья Разлогова скромно остаётся в стороне от этих склок. Я уверен, что Виктор Цой жив, и пишет НОВЫЕ ПЕСНИ, по своей духовной мощи ни сколько не ниже того, что он делал раньше. Прослушайте и сравните песни Виктора Цоя и Романа Поволяева в той последовательности, что я вам предлагаю: Цой – «Звезда по имени Солнце», Поволяев – «Солнце», «Шаманить», Цой – «Легенда», Поволяев – «Сон», «Верить и ждать», Цой – «Апрель», Поволяев – «Раб или герой», Цой – «Вопрос», Ваня Курнаев – «Живи сегодняшним днём», Поволяев – «Сегодняшний день», Цой – «Старая сказка», Поволяев - «Сказка» + исповеднические песни « LIVE», «Память», «Контракт со смертью». Теперь о Романе Поволяеве. Многие прямо таки возмущены, что Роман поёт чужие песни, на авторство которых не претендует, голосом Виктора Цоя! Зачем, возмущаются ценители авторских песен? - Что, своим голосом не хочет, или не может петь? - Я в любом случае хорошо понимаю Романа. Он честно доносит СМЫСЛ песен, которые не могли быть написаны 14-летним мальчиком Ваней Курнаевым, и иже. И последнее. Спрашивают, если Виктор жив, то почему он не возвращается к нам? – Отвечаю просто и понятно. Виктору некуда и не к кому вернуться. СССР более не существует, а «эта страна» с каждым годом, месяцем и днём всё менее становится похожей на Россию. Виктор был, и если судить по НОВЫМ ПЕСНЯМ, навсегда остался патриотом своей страны. А у кого из нас есть гарантия того, что если Виктор сейчас вернётся, он не будет тут же убит завистниками и дельцами от шоу-бизнеса? - Изуродовали же НАГЛО ЕГО СТЕНУ!

Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. "Краткость - сестра таланта" -- ведь так оно и есть: все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем она дается человеку? А любовь? Настоящее ли это чувство или просто фарс?

В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман, В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах».

Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он добился небывалой в литературе емкости, вместительности формы, он научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка персонажей, давать исчерпывающие характеристики людей.

Чехов владел всеми тайнами гибкой и емкой, динамической речи, огромная энергия которой сказывалась у него буквально на каждой странице.

Эта энергия нагляднее всего проявилась в его метких, как выстрел, сравнениях, которые за все эти восемьдесят лет так и не успели состариться, ибо и до сих пор поражают читателя неожиданной и свежей своей новизной. О любом предмете, о любом человеке Чехов умел сказать очень простое и в то же время новое, незатасканное, нешаблонное слово, какого никто, кроме него, не говорил до тех пор. Главная черта его творчества, которая не могла не сказаться раньше всего в его стиле, есть могучая сила экспрессии, сила, которой и был обусловлен его непревзойденный лаконизм. В русской литературе обсуждение главных общественных проблем времени традиционно было уделом произведений большого эпического жанра - романа («Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир»). Чехов романа не создал. И вместе с тем он - один из самых социальных русских писателей. Готовые его главы мы читаем в полном собрании его сочинений в виде «отдельных законченных рассказов». Но в форму небольшого рассказа-повести он смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. С середины 90-х годов едва ли не каждая такая короткая повесть Чехова вызывала бурный резонанс в печати.

Каждая чеховская вещь, несмотря на жанр, в котором она была написана, поднимала огромные пласты жизни общества.

Чехов отверг такие приемы характеристики персонажей, когда писатель, прежде чем герой начнет действовать, подробно знакомит читателя с его предыдущей биографией, с его родителями, а то и предками. Чеховские герои всегда раскрываются в самом действии, в поступках, в мыслях и чувствах, непосредственно связанных с действием. Можно сказать, что Чехов - один из самых строгих мастеров объективной школы в литературе, изучающей человека по его поведению. К этому времени в прозе Чехова вырабатывается повествовательная манера, которую принято называть объективной. В его рассказе автор-повествователь не выступает прямо со своими оценками героев или изображаемого вообще. Он скрыт, его точку зрения читатель улавливает из сюжета, соотношения высказываний и действий героев, всего произведения в целом. Все же изображаемое внешне дается так, как его видит герой. Из окружающей обстановки показывается только то, что может наблюдать он -- из окна, из тарантаса, идя по улице, стоя на берегу реки. То, что он не видит со своего наблюдательного пункта, не изображается. А если все же показывается, то об этом говорится предположительно: «видимо», «очевидно»; автор не берет на себя ответственность говорить об этом категорически, «от себя». Это не значит, что речь повествователя нейтральна, эмоционально ровна. В ней не проявляются его эмоции, но чувства героев насыщают ее обильно; используется очень подходящая для этих целей несобственно-прямая речь.

Устойчивый метод Чехова чтобы минусы были уравновешены плюсами. Этот метод он применял постоянно в десятках бесконечно разнообразных новелл. Его искусство «уравновешивать плюсы и минусы» было особенно заметно в тех вещах, где он сталкивает косных, вялых, отрицающих жизнь, пассивно-равнодушных людей с жизнеутверждающими, боевыми, беспокойными, ищущими. На страницах у Чехова очень часто происходят эти столкновения и стычки двух непримиримых врагов и, наблюдая, как дерутся противники, Чехов нигде в своих новеллах и пьесах не высказывает внятно и громко своего отношения к той или другой стороне. «Любите своих героев, -- советует он одной молодой беллетристке, -- но никогда не говорите об этом вслух».

Но большинству своих положительных героев он придавал отрицательные черты, а большинству отрицательных -- положительные.

Такой системы он упрямо придерживался, изображая опять и опять схватки двух враждующих сил, двух полярно противоположных характеров

Читатель начинает свое знакомство с художественным произведением с заглавия. Выделим некоторые черты и особенности Чеховских заглавий, «сквозные» в его писательском пути и преобладающие в тот или иной период.

Поэтика заглавий - лишь частица Чеховской эстетики, реализовавшейся в двадцатилетней деятельности писателя (1879 - 1904). Заглавия у него, как и у других художников, находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, героями, формой повествования, с авторской интонацией, характерной именно для Чехова.

Так, уже в названиях ранних его рассказов заметно преимущественное внимание автора к обыкновенному, будничному. В его произведения хлынули люди разных социальных слоев, профессий, возрастов, обитатели городских окраин и деревень - маленькие чиновники, разночинцы, мужики. Допуская в заглавие «всякий предмет» («Справка», «Блины», Лист», «Сапоги» и другие) Чехов вызывает у читателей ассоциации то с бездуховными людьми, то с прозаичностью самой деятельности. «Нет ничего скучнее и непоэтичнее, как прозаическая борьба за существование, отнимающая радость жизни и вгоняющая в апатию», писал Чехов.

Атмосфера обыденности, присутствующая уже в заглавии, поддерживается зачином рассказа, в котором герои представлены в их жизненном амплуа и будничной обстановке: «Земская больница…Больных принимает фельдшер Курятин..» («Хирургия»).

Зачины и заглавия у Чехова «дают тон» всему произведению.

У извозчика Ионы умер сын («Тоска»). В слове «тоска» выражено тягостное душевное состояние человека. Эпиграфом служат слова из Евангелия: «Кому повеем печаль мою?..» Иона забывает о себе, тоскуя о сыне.

Чехов использовал особую форму композиции; основные принципы построения чеховского сюжета: отсутствие обширных вступлений, фабульных «концов», детально разработанной предыстории героев, подробной мотивировки их действий и т. п. - когда рассказ начинается без каких-либо подходов, сразу вводя читателя в середину действия, и так же неожиданно, без «закругленной» развязки, кончается. При такой композиции сферы действительности, оставленные автором за границами произведения, ощущаются нами как присутствующие, подразумевающиеся.

В рассказах решалась проблема, которую Чехов ощущал для себя как главную, -- проблема психологизма, изображения внутреннего мира человека.

У Чехова был громадный опыт сценок - их он писал по несколько десятков в год. В сценке, целиком сосредоточенной на явлениях внешне-предметного мира, непосредственное изображение внутреннего, за редчайшими

исключениями, отсутствовало. Внутреннее изображалось исключительно через наружные его проявления. В самых ранних сценках Чехова находим некоторые приемы изображения внутреннего мира, близкие к общей традиции сценки: отсутствие прямого проникновения автора в сами душевные переживания персонажа и изображение их через фиксацию внешних признаков, через поведение, через диалог. Но это было не заимствование, а скорее принятие условий жанра: во всех этих случаях давал собственные оригинальные вариации. Многие из них вообще были лишь спровоцированы условиями жанра, а не взяты из готового. В короткой сценке, ни слова не говоря о чувствах гёроя, Чехов может изобразить целую сменяющуюся их гамму. В задачи юмористической сценки входило подчеркнуть, выделить жест, выражение лица, подметить в них смешное, необычное, редкое, могущее удивить. Пристальность юмориста, вглядыванье пародиста и сатирика вошли в плоть и кровь чеховского видения и психологического изображения. Отмечаются самые мелкие, как будто незначительные движения, жесты, выражающие чувство. Постепенно это развилось в необыкновенно изощренную технику «мимического» психологизма, был создан целый арсенал способов и приемов, могущих выражать уже не только сравнительно простые душевные движения. Закреплением опыта психологического изображения к середине 80-х годов было известное высказывание в письме к Ал. П. Чехову от 10 мая 1886 года: «В сфере психики тоже частности. [...] Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». Сложные философско-психологические темы чеховских рассказов конца 80-х годов невозможно было решить прежними методами. Нужно было что-то другое. Но, решая в эти годы проблему психологизма, никак нельзя было обойти опыт величайшего современника - Льва Толстого. Толстой как философ, моралист занимал Чехова и прежде - Толстой-художник глубоко заинтересовал только теперь.

Нравственные искания толстовских героев, направление их мысли, душевные боренья всегда действенно-результативны, оканчиваются перерождением, постижением, кровью, новой жизнью, болезнью. У Чехова размышления, искания, борьба чувств героев в реально-жизненном плане обычно для них ничем не кончаются - все тонет в неостановимом и непрерывном потоке бытия. Главным явилось изображение внутреннего мира, близкое к толстовскому: автор беспощадно вскрывает истинные мотивы поступков, высказываний. Толстовское влияние не прошло бесследно. У Чехова в области изображения внутреннего мира появились новые черты. Развился и расширил свои сюжетные права внутренний монолог, появились такие его формы, как «диалог в монологе», монолог, имитирующий «неоформленную» внутреннюю речь. Психологизм обогащается самоанализом.

Иногда говорят, что Чехов впервые изобразил обыкновенного человека.

В 60-ые годы 19 века писатели запечатлели рядового члена крестьянской общины, жителя города, мастерового, приказчика. Общий поток литературы 70-х годов закрепил этот интерес. Принципиально новым у Чехова было другое. В предшествующей литературе обыкновенный человек изображался или как открыто типический, или без специальной концентрации черт, как один из многих. Но и в том и в другом случае не ставилась задача изображения индивидуальности и неповторимости именно этого человека.

Художественное видение Чехова было направлено прежде всего на индивидуальность, со всем ее багажом - не только типическим, но и второстепенным, случайным: и то и другое для него достойно воплощения.

Чехову недостаточно показать человека в кругу его мыслей, идей, верований, изобразить героя в индивидуальных чертах физического облика. Такой индивидуальности ему мало. Ему надобно запечатлеть особость всякого человека в преходящих, мимолетных внешних и внутренних состояниях, присущих только этому человеку сейчас и в таком виде неповторимых ни в ком, нигде, никогда. Индивидуальное сращено со всеми мелочами этой минуты этого человека, и внимательность чеховской индивидуализации, иногда кажется, дошла до предела в своем интересе к самым пустячным, ничтожным привычкам, жестам, движеньям. То, что герой любит мять манжеты, поглаживает себя по голове, по груди или щелкает пальцами, может не иметь никакого характеристического значения. Но это создает особое, недистанцированное, близкое отношение к нему- в противоположность обобщенной характеристике, заставляющей рассматривать героя издали, со стороны. Все это утверждает ценность каждого человека не только как духовного феномена, но и как личности, со всем «частным», что есть в ней, - ту ценность, которая была осознана обществом только значительно позже. Как бытие в целом у Чехова - царство индивидуальных форм, так и часть его - герой - прежде всего индивидуальность, со всем единственным в своем роде.

Особенности мастерства и стиля Чехова замечательно проявляются и в его пейзаже. Он ввел новый пейзаж, заменив описание многочисленных подробностей одной, наиболее выпуклой, наиболее характерной деталью. Антон Павлович изложил принцип своего пейзажа в письме к брату Александру: «Для описания лунной ночи достаточно того, чтобы на плотине блестело горлышко от разбитой бутылки и чернела тень от мельничного колеса».

Образы многих чеховских рассказов вошли в наш повседневный быт, имена персонажей стали нарицательными. Достаточно сказать "Пришибеев", "хамелеон", "душечка", "попрыгунья", "человек в футляре", чтобы сразу стала ясной сущность целых социальных явлений. Это и есть сила типичности, которою Чехов овладела совершенстве.

А.И. Солженицын дал такую характеристику рассказам Чехова: « А вообще - есть у Чехова рассказы и болезненные (как «Володя»), и вялые очерки без цели (как «Холодная кровь»), и растянутые, несостроенные. Среди повестей (обычно - из интеллигентской жизни) - и довольно рыхлые, с некрепкой композицией.

Не случайно Чехов не написал ни одного большого романа? От этой слабости композиции при растущих объёмах? От недостатка общей энергии? От недостатка терпеливости работать над перестройками, перебросками, пересоединениями, неизбежными в романе? А главное: для романного обзора, охвата - нужны ведущие мысли. А у Чехова чаще вот эти бесконтурные: благородство труда! надо трудиться! или: через 20-30-200 лет будет счастливая жизнь. И общественные процессы, проходящие при нём в России, у него смазаны в контурах. (Д.С. Лихачёв настаивал: у Чехова нет чувства русской истории; может быть и так.) Нет у него общей, ведущей, большой своеродной идеи, которая сама бы требовала романной формы. - Для 1903 года «Невеста» - ну, пониманье ли это общественного процесса?

«Сахалин» его - был поступок гражданский. Книга весьма интересна с экономической и этнографической стороны. А живого изображения каторги и близко нет, оно заменено статистикой. И язык - тяжёлый, из-за того, что Чехов добросовестно следует многим чиновничьим документам.

Очень жаль, что он пренебрегал и народной лексикой, и звуковой и ритмической стороной.

Зато уж в импрессионичности портрета он сделал первый смелый шаг. Вроде как: лицо Памфова «вот-вот растает от жары и потечёт вниз за жилетку» («Мыслитель»). Отсюда-то, от Чехова, пошёл великолепный краткостью и зримостью портрет у Замятина.

И - бессмертная лаконичность, вроде («Дама с собачкой»): «Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте». Ответ: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!»

Методическое сопровождение к уроку литературы, на тему «Умею коротко говорить о длинных вещах» по творчеству А. П. Чехова
в 8 классе к/о
Данный урок является заключительным уроком изучения творчества А. П. Чехова. В двух предыдущих учащиеся изучали рассказы и готовили творческие проекты по жизни и творчеству писателя, поэтому тип урока – урок повторения и обобщения знаний. Урок построен по проектной технологии и применена форма защиты проектов. Цель урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова. Перед учащимися стояли такие задачи обучающего, развивающего и воспитательного характера как:

Тема: «Умею коротко говорить о длинных вещах»
Творчество А. П. Чехова
Цель: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.

2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать;
3. Прививать любознательность, активность и интерес к творчеству писателя.
Тип: урок обобщение знаний.
Наглядность: сайд - шоу по творчеству, отчеты групп, флип - чарты: хронологическая таблица, дидактические игры, отрывки из рассказов МР - 3, тест
Оборудование: интерактивная доска, диск с отрывками из рассказов: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Лошадиная фамилия».

Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Пользуясь случаем хочу поздравить вас, дорогие гости с праздником Наурыз и пожелать здоровья, благополучия и успехов.
Сегодня мы завершаем изучение творчества А. П. Чехова. На предыдущем уроке вам было дано задание: подготовить творческую работу по теме «Жизнь и творчество А. П. Чехова», где вы должны были осветить - первая группа жизненный путь писателя, а вторая – творчество. Цель нашего урока: содействовать закреплению знания жизни и творчества писателя А. П. Чехова.
Задачи: 1. Подвести итог творческой работы учащихся по творчеству А. П. Чехова, повторить изученные произведения;
2. Развивать речь, умение выступать с речью, защищать своё мнение, умение аргументировать и доказывать
Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с ним навсегда. Помните, мы изучали его рассказ «Каштанка». Такой рассказ мог написать только тот человек, который любит людей, животных, любит жизнь. Эта любовь была очень деятельной.
- Как вы думаете, в чем она выражалась? (вопрос классу)
(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. При этом был очень веселым и большим выдумщиком новых дел и творчества).

Наш урок пройдет по плану:
1. Отчет творческих групп. – выступления с творческими отчетами 2 - х групп.
2. «Стертые даты» - работа с хронологической таблицей
3. Викторина «По страницам рассказов А. П. Чехова»
4. Интеллектуальные игры
5. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихотворений, посвященных творчеству А. П. Чехова
6. Подведение итогов, информация о домашнем задании.

Работы я буду оценивать по таким критериям:
1. Содержание
2. Соответствие наглядного материала со сказанным;
3. Участие всей группы в работе
А также буду оценивать вашу активность во время урока. Каждый раз, когда будете выходить к доске, не забудьте отмечать галочкой на своем оценочном листе свое участие. В конце урока по количеству этих галочек, я выставлю оценку вашей работе, разумеется, ответ должен быть правильным и полным, 2 - 3 -«4», больше трех – «5». Договорились.

2. Актуализация прежних знаний
Итак, начнем. Первыми выступают группа, которая подготовила презентацию жизни писателя.
Следующая группа подготовила презентацию по творчеству А. П. Чехова.
2. «Стертые даты».
Вы очень хорошо подготовились. Оцените работу друг друга, как вы находите работу, она вам понравилась? Что особенно?
Мне тоже понравилась ваша работа, но я хочу добавить то, что Чехов в первую очередь был врачом, дипломированным врачом, он лечил больных, невзирая на социальное положение, и почти всегда бесплатно. Во время эпидемии азиатской холеры в 1891 - 1892 - х годах (инфекционная болезнь, которая целыми деревнями скашивала людей и характеризовалась кишечными расстройствами и слабостью), Чехов первым вызвался помогать людям близ лежащих деревень (Рядом с имением Мелихово), и несмотря на погоду и плохие дороги, на день и ночь выезжал на вызовы и делал все возможное, чтобы облегчить жизнь. Его жизнь – это пример самоотверженного, бескорыстного труда во имя благополучия людей. Был он очень требователен к себе, стремился все время самосовершенствованию. В письме своему брату, он изложил требования к воспитанному человеку. Вот они:
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего...
5. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
6. Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Теперь проверим, как вы запомнили важные даты жизни и творчества А. П. Чехова. На данной таблице указаны важные даты в жизни и творчестве писателя, но даты стерты. Восстановите, пожалуйста, их.

3. Викторина. Какой это рассказ? Вы показали свои знания важных дат, а теперь вопросы викторины по жизни и творчеству писателя. Прослушайте отрывки из рассказов А. П. Чехова и назовите название и героев рассказа.
1.«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из - за его спины выглядывала худенькая женщина – его жена и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын».
2. «За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы».
3. «Милый, дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю Вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога».
4. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал шейку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту».
5. «Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».

4. Блиц - турнир.
1. Почему на двери дома - музея Чехова в Москве висит табличка с надписью: «Доктор Чехов»? (он по профессии был врачом)
2. Как звали отца Чехова? (Павел)
3. «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?
4. Сколько детей было в семье А. П. Чехова?
5. Какую фамилию носит купец из рассказа «Хамелеон»? (Пичугин)
6. Как звали дедушку Ваньки Жукова? (Константин Макарович)
7. Назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий». (чинопочетание)
8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)
9. Кто помог вспомнить Ивану Евсеевичу фамилию акцизного в рассказе «Лошадиная фамилия» (доктор, который удалил зуб Булдееву)
10. Кто первый назвал Чехова «Чехонте»?. (прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф. П. Покровского?
11. Какую фамилию никак не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»? (Овсов)
12. Под каким псевдонимом появились первые произведения А. П. Чехова? (Антоша Чехонте).
13. Благодаря кому у А. П. Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
14. Как называлось имение под Москвой, купленное А. П. Чеховым? (Мелихово).

5. Игры. Продолжаем урок, чтобы выполнить следующие задания, нужны знание и сообразительность.
Игра № 1. Вставте пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.
1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть …………....» (чиновника).
3. «Толстый и …………» (тонкий).
4. «Скучная …………..» (история).
5. «Палата № ………...» (шесть).
6. «Дом ………….........» (с мезонином)
Игра № 2. «Ассоциации» Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.
1. Ящерица. («Хамелеон»)
2. Дворняжка. («Каштанка»)
3. Гайка. («Злоумышленник»)
4. Зубы. («Хирургия»)
5. Соль. («Пересолил»)
6. Овес. («Лошадиная фамилия»)

Игра № 3 Какие вы знаете псевдонимы А. П. Чехова?
Примерные ответы:
1. Антоша Чехонте.
2. Брат моего брата.
3. Человек без селезенки (или Ч. Б. С.).
4. Макар Балдастов.
5. Вспыльчивый человек.
6. Гайка №9.
7. Крапива.
8. Прозаический поэт.
9. Рувер.

6. «Тебе я посвящаю лиру свою» - выразительное чтение стихов о Чехове.
Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю русской литературы новое большое слово.
Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.
К вашему вниманию, дорогие гости, ученики прочитают стихи разных авторов, посвященные А. П. Чехову
7. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з.
Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов. Д/з прочитать произведение В. Г. Распутина. «Уроки французского».
Спасибо за урок.