Презентация на тему "классификация профессий ". Информационно-творческий проект: «Мир профессий» презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему II блок «Что я знаю о мире профессий?»

Разделы: Технология

Класс: 9

Цель урока: Создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с миром профессий.

Оборудование:

  • словарь профессий,
  • компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей. Слайд 3.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Задание № 1. "Назови профессию". Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

  • Слайд 4. Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • вредительские науки (колдовство).

Слайд 5. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Слайд 6. По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - "техника", "человек", "природа", "знак", "художественный образ". Это - первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Слайд 8. Пирамида профессий

Задание № 2. "По горячим следам". Перечислите предметы труда по классификации Климова.

(По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором - целей труда, на третьем - средств труда, на четвертом уровне - условий труда, подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.)

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие "предмет труда" является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Слайд 9. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10. Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это - второй уровень.

1. Гностические профессии (Г) Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель; "Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П) Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" - животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И) Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника" - инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства; "знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Слайд 12. Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 13. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 14. На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Слайд 15.Вещественные орудия труда - это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) - скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Слайд 16. Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 17. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 18. Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года. Различают четыре группы условий труда:

Б - обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О - открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н - необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М - повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Слайд 19. Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы - маркшейдеры, - пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем - все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Слайд 20. Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)
СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 21. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 22. Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное - выделить основные признаки и второстепенные.

Контрольные вопросы.

1. Основание "пирамиды Климова" составляют:

а) условия труда;

б) предмет труда ;

в) средства труда;

в) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника;

б) человек;

в) природа;

г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условиях;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях;

г) в условиях повышенной ответственности.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга ;

б) космонавта;

в) актера;

Слайд 2

II блок «Что я знаю о мире профессий?»

«Цветы» На цветочках напишите (соблюдая анонимность) : «Что бы вы хотели узнать о профессиях?»

Слайд 3

Классификация профессий

Игра «Назови профессию» Участники по очереди называют профессии, не повторяясь. Кто повторился или не смог назвать в течении 3 секунд, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся.

Слайд 4

По месту работы Степени самостоятельности Скорости продвижения по службе По отраслям промышленности

Слайд 5

Классификация профессий по Татищеву

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство), тщетные науки (алхимия, астрология), вредительские науки (колдовство).

Слайд 6

Классификация Климова

В соответствии с этой классификацией все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда. Цели труда Предмет труда Средства труда

Слайд 7

Предмет труда – первый уровень классификации

Слайд 8

Слайд 9

Задание 1. По горячим следам.

Перечислите предметы по классификации Климова. Задание 2. Пирамида Климова. Заполните все четыре этажа пирамиды, записав на первом уровне сокращенное название предметов труда, на втором- целей труда, на третьем – средств труда, на четвертом условия труда.

Слайд 10

Цели труда

  • Слайд 11

    Средства труда – третий уровень пирамиды

  • Слайд 12

    Условия труда – четвертый уровень пирамиды

  • Слайд 13

    Повторим

    1. Основание "пирамиды Климова" составляют: а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; в) цели труда. 2. Предметом труда водителя является: а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ. 3. Учитель работает: а) в бытовых условиях; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности. 4. В мире насчитывается: а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий. 5. Ручные орудия труда необходимы в работе: а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

    Посмотреть все слайды



    1.Продлить династию 2.Зарабатывать деньги 3.От скуки 4.Определённое социальное положение 5.Самореализация



    Выбор родителей

    Старшие в семье могут исходить из каких-либо соображений, никак не связанных с вашими желаниями и способностями.


    Выбирают за вас друзья, приятели

    «Куда все пошли - туда и я пошел». Не факт, совсем не факт, что вы окажетесь в плохом месте. Но вы можете оказаться в неподходящем для вас месте.


    Объект и действие

    Если вам не нравится с цифрами производить манипуляции, то так себе и скажите: не хочу этого. Есть другие, как видно, объекты - ищите себе объект. И скажите себе: да, вот он, мой объект: животное.

    Но только имейте в виду: вам придется иметь дело с объектом каждый день. Не всегда, выбирая профессию, люди помнят это.

    Стоит спросить себя: какое животное? И стоит спросить: а что я буду с ним делать? Делать с ним можно вот что: лечить (резать, уколы делать, даже усыплять иногда), дрессировать, разводить, объезжать, фотографировать, исследовать их, пасти, закупать и продавать, готовить к выставкам, стричь....


    Как правильно выбрать профессию?

    Три позиции выбора профессии:

    ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;

    МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;

    НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.


    Профессия работа

    Профессия работа


    Профессия это……….

    Профе́ссия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.


    Историческая справка

    Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.

    Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.

    Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.


    Историческая справка

    С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др.

    С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или вообще жить на пособие.


    Историческая справка

    У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение - начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века - и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и т. п.; благодаря СМИ получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.


    В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности, а только в промышленности и строительстве насчитывается около 3 тысяч профессий, это не говоря обо всех остальных сферах жизнедеятельности. Однако мир профессий далеко не статичен. В нем постоянно рождаются новые, и умирают старые профессии. В среднем жизнь одной профессии длится от 5 до 15 лет. А еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться - буквально заново учиться новой профессии.


    Сколько существует профессий???

    Количество профессий совсем не одинаково в различные исторические периоды. Так, в 17 веке на Руси было всего лишь 200 профессий, а сейчас профессии исчисляются тысячами.


    Профессии бывают…..

    1. Человек-техника. Обслуживание техники, ее ремонт и наладка, сборка и монтаж оборудования, обработка материалов.

    2. Человек-человек. Торговля, медицина, обучение, воспитание и информирование.

    3. Человек-природа. Лечение животных, исследование природы.

    4. Человек-знаковая система. Речь - устная и письменная, работа с документами, чертежами, диаграммами, формулами и цифрами.

    5. Человек-художественный образ. Все виды творческой работы, музыка, изобразительное искусство, литература, актерская и исполнительская деятельность


    Профессии бывают…..

    профессии могут различаться по целям:

    § гностические (эксперт, ревизор и др.);

    § преобразующие (токарь, учитель и др.);

    § изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).


    Профессии бывают…..

    Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

    § профессии ручного труда;

    § профессии машинно-ручного труда;

    § профессии, связанные с применением автоматизированных систем.


    Профессии бывают…..

    Профессии различаются по условиям:

    § профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

    § профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

    § профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

    § профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

    § профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.


    Все профессии нужны, все профессии важны!

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1506» Информационно-творческий проект «Мир профессий» дети 5-6 лет Подготовили и провели: учитель-логопед Новикова Н.В., в оспитатели: Артеменко Н.П., Муселиимян А.Ю., дети, родители. Составила: Новикова Н.В.

    Проект: краткосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: январь, февраль, март 2018 года Проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях своих родителей. Обоснование проблемы: - недостаточность знаний у детей об особенностях профессий; - низкий словарный запас у детей по данной теме; - незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии. Актуальность проекта: воспитание любви и уважения к родителям является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Цель: р асширить и обогатить знания детей о многообразии профессий родителей (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.

    Задачи проекта: Образовательные: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим; учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе; заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии; активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

    Развивающие: развивать образное мышление детей, творческое воображение; развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить; развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением. Воспитательные: в оспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; р асширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; в оспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности; р азвивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства; п ривлекать детей к посильному участию к подготовке праздников 23 февраля и 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме, папе, бабушке, дедушке.

    Ресурсное обеспечение: - книги, журналы, открытки; - художественные произведения и материалы; - фотографии. Участники проекта: - учитель-логопед; - воспитатели; - дети старшей группы; - родители воспитанников.

    Гипотеза: дети знают, что их мамы и папы работают, но и мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и пап и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Ожидаемые результаты: - дети должны знать и называть профессии своих мам и пап, их значимость; - дети должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии; - сделать детей более самостоятельными; - у детей должно быть сформировано чувство гордости за своих маму и папу; желание помогать и воспитывать бережное отношение к труду взрослых; - у родителей должен проявится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

    Формы и методы реализации проекта Работа в альбомах. Д/и «Назови профессию», «Кто что делает»

    Аппликация «Домики для разных мастеров», д идактические игры: «Кому что нужно для работы », « Подбери признак ».

    Составление рассказов по схемам о профессиях

    Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

    Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Магазин»

    Экскурсия по дошкольному учреждению: кабинет медицинской сестры

    Экскурсия на пищеблок

    Экскурсия «Ателье»

    Игра «Ателье» Выставка: «Создаем красивую одежду».

    Взаимодействие с родителями: - экскурсии с привлечением родителей: «Библиотека»

    Экскурсия «Аптека»

    Экскурсия «Парикмахерская»

    Экскурсия в «ДОМ КНИГИ МЕДВЕДКОВО»

    Рисование «Портрет папы», «Портрет моей мамочки».

    Оформление родителями альбомов о профессиях и создание презентации «Профессии наших родителей»

    Результат 1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. 2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 3. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. 4. Дети стали более самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. 5. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Города Москвы «Школа № 1506»

    Информационно-творческий проект:

    «Мир профессий»

    Составила:

    учитель-логопед:

    Новикова Н.В.

    Подготовили и провели:

    Учитель-логопед Новикова Н.В., дети, родители,

    Воспитатели: Мусемилян А.Ю., Артеменко Н.П.

    Москва, 2018г.

    Проект: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

    Сроки реализации проекта: январь, февраль, март 2018 года.

    Проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях своих родителей.

    Обоснование проблемы:

    Недостаточность знаний у детей об особенностях профессий;

    Низкий словарный запас у детей по данной теме;

    Незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.

    Актуальность проекта:

    воспитание любви и уважения к родителям является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка.

    Цель :

    расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий родителей (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    • расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
    • расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
    • сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим;
    • учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе; заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии;
    • активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

    Развивающие:

    • развивать образное мышление детей, творческое воображение;
    • развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить;
    • развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    • воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
    • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
    • воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности;
    • развивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства;
    • привлекать детей к посильному участию к подготовке праздников 23 февраля и 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме, папе, бабушке, дедушке.

    Ресурсное обеспечение:

    Книги, журналы, открытки;

    Художественные произведения и материалы;

    Фотографии;

    Участники проекта:

    Учитель-логопед;

    Воспитатели;

    Дети старшей группы;

    Родители воспитанников.

    Возраст детей: 5-6 лет

    Гипотеза: дети знают, что их мамы и папы работают, но и мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и пап и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

    Ожидаемые результаты:

    Дети должны знать и называть профессии своих мам и пап, их значимость;

    Дети должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии;

    Сделать детей более самостоятельными;

    У детей должно быть сформировано чувство гордости за своих маму и папу; желание помогать и воспитывать бережное отношение к труду взрослых;

    У родителей должен проявится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

    Формы и методы реализации проекта

    Виды детской деятельности

    Познавательное, речевое развитие:

    1. Познавательные НОД: «Из истории профессий»,"Все профессии важны".

    2. Творческие рассказы: «Я горжусь своей мамой» (папой), "Моя семья".

    3.Чтение художественной литературы:

    С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем»,С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Б. Житков «Впередсмотрящие». Д.Родари «Чем пахнут ремесла», Г. Шалаева «Стихи о профессиях».

    4. Вечер загадок о профессиях мам и пап.

    5. Заучивание стихов.

    6. Создание фотовыставки «Портрет папы";"Портрет моей мамочки", "Моя семья".

    Коммуникация Игровая деятельность:

    Дидактические игры:

    «Кому что нужно», "Радио",

    «Для чего нужен этот предмет?»,

    «Кем быть?»,

    "Кто больше назовет"

    "Что мы делали не скажем, а что делали покажем"

    «Умные машины»,

    «Хорошо - плохо»,

    «Кем я хочу стать?»,

    «От слова к слову»,

    «Магазин»,

    «Знаю все профессии»,

    «Собираемся на работу».

    Художественно-эстетическое развитие

    Худ. творчество:

    1. Рисование:"Мама на работе"; "Папа на работе"; "Моя семья".

    2. Аппликация: "Мамочка моя"; "Мой папа".

    3. Работа с раскрасками: «Профессии людей».

    Здоровье и физическое развитие

    Подвижные игры:

    «Король»; "Краски"

    «Почтальон»

    Физкультминутки:«Профессии».

    Социальное развитие

    Сюжетно-ролевые игры:

    «Магазин», "Супермаркет", «Столовая»,"Кафе", «Ветеринар»,

    «Парикмахерская», «Театр», «Ателье», «Библиотека», «Аптека»,

    «Поликлиника», «Детский сад», "Школа",

    «Фотография»,"Мы - полицейские", "Мы - шоферы"; "Мы-пожарные»,
    "Автозаправочная станция" и др.

    Беседы о назначении разных предметов, о труде взрослых людей.

    Музыкальная деятельность:

    Прослушивание песен.

    Взаимодействие с родителями:

    • Экскурсии с привлечением родителей: «Библиотека», «Аптека», «Парикмахерская», «Книжный магазин», «Ателье».
    • Оформление родителями «Альбомов о профессиях», создание презентации «Профессии наших родителей».
    • Консультация для родителей: "Игра-это серьезно".

    Результат

    1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
    2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
    3. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
    4. Дети стали более самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
    5. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.