Спорит с учителем. Министр спорит с учителем

ИМХО, Вы смешиваете две вещи: наличие собственного мнения (качество, безусловно, положительное) и неумение себя вести (качество столь же безусловн отрицательное).
Умение себя весть предполагает понимание, в какои момент уместно собственное мнение высказать. И в какои форме. ФОРМАТ общения на уроке задает учитель. Он выделяет время, когда уместно спорить и задавать вопросы. А в остальное время может поросить ученика помолчать (до конца обьяснения или до конца ответа другого ученика, например). Ваш сын точно понимает разницу между общением с Вам дома, когда собеседников двое и общение не преследует конкретнои цели, и уроком в класе?
Вы совершено однозначо любуетесь сыном (и собои), и совершено не хотите аализировать ситуацию.
Неадекватные взрослые встречаются. Но их не так много. Когда на кого-то начинают орать все подряд, то причина обычно не во "всех", а в нем все-таки.
Почему его хватает за руку диетсестра? Она что, ходит по школе и всех подряд хватает за руку? Или Ваш сын был исключением? Почему?
Почему на него орет уборщица? Еи не все равно, какую обувь он меняет на сменную? Или Вы лукавите, и ребенок таки создает ситуацию опасную для него и окружающих? Или всем мешает усевшись посреди лестницы? Кстати, у нас в школе категорически запрещено появление даже на нижнеи ступеньке лестницы в роликах и в кроссовках на колесах. Потому что сочетание "школьная лестница и ролики" чревато стрясениями мозга. Либо у самого приехавшего на роликах, либо у того, кого он толкнет поскользнувшись. И виноваты будут сотрудники школы. Умение себя вести предполагает понимание подобных вещеи. :) 22.11.2010 22:56:16, irina !

1 0 -1 0

Читаю Вас и все больше и больше охватывает ощущение развесистой клюквы. Не знаю, как в Америке, но у нас, в Москве, указанное вами далеко не всегда от ребенка зависит. Скажем учился мой сын в школе 2 года при одном директоре и все было путем (и отношения со всеми нормальные, с ученикакми и учителями, и к учебе без претензий). Сменился директор (по петиции педколлектива, кстати), выгнал 20 учителей (чтобы покончить как с петициями, так и наличием разнообразия мнений, выборностью). И все разом переменилось. Хотя дети те же, учителя, большей частью - тоже. Но вот эта "ложка дегтя" в лице вновь набранных учителей или повышенной от сектретаря (точнее секретарши со всеми минусами, которые приписывают таковым) без ВО до класской, оказалась ложкой дегтя, преобразившей школу. И претензии посыпались из ниоткуда. Не только на моего - на разных детей, кто смел иметь личную точку зрения, когда бы она ни высказывалась (особо изощренно как раз на тех, кто высказывал в корректной форме и в разумное внеурочное время, когда формально обвинить не в чем).
Сын гордится тем, что новые правила школьного распорядка администрация не смогла принять, пока не выпустилась их параллелль. А мне при этом предъявяли претензии, что сын участвует в выпуске школьной газеты (какие нехорошие дети, САМИ газету выпускать взявлись, проект новых школьных правил опубликовали, обсуждение в школе организовали - ну, форменные хулиганы, с точки знания классной). 23.11.2010 08:51:30, Конек

1 0 -1 0

В Америке, как я уже писала, в школах к детям относятся принципиално иначе. Но здеь ето абсолютно не при чем. Так как неадекватность части работников школы я в ответе автору допустила имено с учетом россииских реалии:).
Дело лишь в том, что нас с Вами разныи подход к воспитанию детеи. И разное отношение к школе. Я бы и в России вела себя не так как Вы. И, поверьте, моим детям и в России сразу несколько учителеи не пытались бы ставить двоики. Они бы и тут имели отметки, которые бы их вполне устраивали (а уж меня тем более). :) Во-первых, потому что я считала, что должны должны научиться вести себя и самостоятельно разруливать ситуации в школе. Во-вторых, потому что мне есть чем занятсья помимо демонстрации своего зания биологии школьнои биологичке:)
В третьих, меня саму с детства приучили к тому, что ГОСУДАРСТВЕННАЯ школа ето государственная школа. И не стоит ждать от нее тог, что она дать не может.
1. Уровень знании школьного учителя далек от уровня знании професора. Я заю биологию лучше среднестатистическои школьнои биологички.... но я не бегу работать в школу. Я занимаюсь в 100 раз более интересными вещами за существенно бОльшую зарплату. Поетому, когда дети показвают мне что-то из школьнои программы, я стараюсь обьяснить материал с позции ИХ школьного учителя, а не вопить, что учитель - дурак (обычно прекрасно удается).
2. Учитель на своем рабочем месте имеет определенныи уровень свободы. Он может выбрать какои-то материал или метд обуцения, которыи мне не нрвится. Его право. И я не полезу обьяснять ему, как надо делать. Точно та же как я не потерплю, если кто-то начнет мне обьыснять, как делать мою работу.
3. Опять же, уцитель имеет определенныи уровень свободу. И не больше. У него есть программа и поурочныи план. И какие-то углы он обязательно срезает. И опять же не всегда в силу собственнои интелектуальои убогости. И к етому нужно относиться с пониманием.

Мне трудно понять, чтобы во время учебы Вашего сына нельзя было договориться о выпуске школьнои газеты. Просто нужно уметь догваиваться:) 23.11.2010 23:32:25, irina !

1 0 -1 0

Начну с неадеквата. ДО смены директора все было путем, при НОВОМ понеслось. Школа та же, ребенок тот же, воспитание не изменилось... Просто НЕЛЬЗЯ некоторых людей назначать на места, которые они не тянут, затыкая дыры 20 уволенных. Были случаи столь же вопиющие, но моего сына не касающиеся. Не за моими детьми учитель регулярно бегал по классу на уроке. Моего даже в школе не было, когда от прививок в параллели сына троим стало плохо, вызывали родителей, а родители скорую (не помню, в 10-м или в 11-м классе). Не я безрезультатно скандалила со школьной администрацией, чтобы убрали увесистую сосульку над входом... Можно список продолжать, но, думаю не нужно.

Аж в 1828 написаны сатирические строки:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям из изъятъя –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.»
Неужели почти 2 века спустя Вы призываете действовать аналогично?
Да, ТАКИМ СПОСОБОМ договориться можно, только ЗАЧЕМ так воспитывать ребенка?

Если ближе к моим постам, то я не «демонстрировала» знаний биологии, а только упомянула какое у меня образование и где я работаю, попросив присутствовать на зачете. Если ЭТО помогло даже с мое отсутствие, значит, человек очень хорошо понимает, что «рыльце в пушку». В отличие от Вас, я предлагала школе вести уроки биологии даже БЕСПЛАТНО либо в классе сына, либо во всей параллели, но онЕ не захотели. Кстати, я не единственная из родителей, кто был готов работать в школе за идею. Английский, например, преподавало несколько родителей, пока их дети учились в этой школе (явно люди могли найти более высокооплачиваемую работу, но они «грудью закрыли амбразуру»). ИМХО, никто не требует от школьного педагога профессорских знаний. Но есть некоторый минимум, низший предел, и профессиональных знаний, и психической уравновешенности (например, при звуке упавшей на пол ручки не вздрагивать и не начинать громко кричать, что сбили с мыслей). Когда математик путает формулы, входящие в школьную программу, ему не надо работать даже в школе. Для биолога тоже есть некоторый минимум, изложенный в школьном учебнике; не знаешь – прочитай дома пару раз и не привирай, чего не знаешь, только-то и всего. Зачем рассказывать байки, неадекватность которых видна даже ученикам? Эта не свобода учителя, а элементарный непрофессионализм. А когда ресурс предметника школа использует, чтобы избавиться от кому-то неугодных учеников (не только моего), - это уже профессиональная подлость, по которой нужно бить, а не просить и кланяться. Почему я и ставила вопрос о присутствии на зачете – в знаниях ребенка была уверена на 100%, как и в том, что на нем отыгрывается бойкот, объявленный биологине параллельным классом. Кстати, этого педагога таки «попросили» на выход в конце года не из-за качества преподавания и не из-за отношений с учениками, а из-за нарушений школьной субординации (но когда за отношение к себе дети начинают бойкот, это школьную администрацию не убеждает в необходимости разобраться по существу, а первый же шаг в отношении себя – сразу).
Возвращаясь к непрофессионализму, при моем обучении в школе химичка не понимала, зачем нужны молярные концентрации, что такое сила кислот, с трудом понимала и не могла толком объяснить, что такое диссоциация и т.п. И все в школе знали, что она никакой педагог, не давали ей старших классов, была другая учительница химии в школе, нормальная... Но в мой год обучения неуч пошла к директору, «стукнула по столу партбилетом», дескать, как это ей, члену партии не дают девятый класс – она будет жаловаться по партийной линии. Помните анекдот про стриптизершу, члена партии с 1905 года? – Так у нас это случилось буквально. После этого я в середине года ушла. Но до ухода защищала класс, особенно, девочек: если ученица отвечала правильно, а учительница придиралась по незнанию, я вставала и задавала вопрос по теме, как раз касающийся различий их позиций. Как легко догадаться, учительница тоже мечтала меня «закопать». А, по-вашему, нужно было сидеть и смотреть, как девочку, тренирующуюся по несколько часов каждый день и целящуюся поступать в Лесгафта, при этом вполне успевающую в школе, неправедно мордуют у доски? А потом будут проблемы с парами по химии, детали которой не её будущая профессия?
Но я (в отличие от Вас) считала и считаю своим долгом все же бороться с неадеватом, а не поступать по вышеприведенной цитате. Двух педагогов (не только биологии) убрали из класса после моих бесед со школьной администрацией, а еще одного по совместному письму родителей (где не я была инициатором). И я не отношусь уничижительно понятию «ГОСУДАРСТВЕННАЯ школа» (ИМХО, школа и ДОЛЖНА быть государственной).
Газета... Вы прочитали, что "новые правила школьного распорядка администрация не смогла принять, пока не выпустилась их параллель"? В моей последней школе было школьное самоуправление по Макаренко с ежедневным дежурным командиром из школьников, с собраниями учеников для обсуждения происходящего в школе. Времена были советские, и, как легко догадаться, школу вскоре неявно разогнали (почему Вы о ней и не знаете). Здесь ученики САМИ сделали шаги к подобному.

> «Я занимаюсь в 100 раз более интересными вещами за существенно бОльшую зарплату. Поетому, когда дети показвают мне что-то из школьнои программы, я стараюсь обьяснить материал с позции ИХ школьного учителя, а не вопить, что учитель - дурак (обычно прекрасно удается)»
Жаль, здесь нет смайликов, видела такой – валяется от хохота. Эта конференция – то же самое обсуждение школьных проблем, почему же вы здесь, а не там, где занимаетесь «в 100 раз более интересными вещами»? Ах, да, чего это я нарушаю принцип: «Точно та же как я не потерплю, если кто-то начнет мне обьыснять, как делать мою работу» - (конечно, тоже директора по боку, все «сами с усами...» это же не в школе всем кланяться).
Что касается «объяснить материал с позиции ИХ школьного учителя»... Когда эта позиция инвариантная, когда это на самом деле один из разумных подходов (например, можно решать задачу арифметическими методами, а можно через «x, y»), то я, конечно, объясняла подход учителя. Но когда речь идет об откровенных ошибках, то мне правильность знаний в голове сына дороже имиджа педагога. Не Вы ли писали: «Другои вопрос, что в некоторых лабораториях публиковать что-то никакое "поддерживающее чье-то реноме" просто не будут. И защищать бездарного аспиранта не будут. Ето вопрос научнои репутации профессора.» Ситуация несколько иная, но Вас тоже в определенных случаях не смущает судьба бездарного человека. 24.11.2010 11:17:36,

(из просторов интернета)

Какое это счастье – быть взрослым! Я вдруг поняла это, когда впервые побывала на родительском собрании.

Здравствуйте, уважаемые родители! Большое вам спасибо, что вы нашли время прийти на наше родительское собрание, оторвались от важных дел, чтобы уделить нам внимание! Спасибо, что заботитесь о ваших детях…

Я слушала речь завуча и вспоминала, как я была ученицей в этой же школе. Когда сидишь за школьной партой, контраст особо чувствуется! Кажется, что еще вчера нас встречали по-другому. - Сели! Рты закрыли!

Моя одноклассница пожаловалась завучу: - Учительница обзывает нас скотиной и другими животными! В ответ на это завуч сказала: - А вы и есть скотина!

Отчего произошли такие значительные изменения? Почему мы вдруг стали такими уважаемыми? Не думаю, что за эти годы мы сильно изменились. Прислушиваюсь к себе: те же ощущения, та же душа, то же чувство собственного достоинства, что и в двенадцать лет. Я сижу за партой, и мне кажется, что я никуда из школы не уходила. Так за что педагоги стали нас уважать? Неужели только за возраст? А может, за то, что мы можем дать сдачи за «скотину» ?

Мне хорошо, я сейчас посижу на собрании и уйду во взрослый мир, где у меня есть свобода выбора и уверенность в себе . И общаются там по-другому: «будьте любезны», «простите за беспокойство »… А моей дочке Вике еще предстоит этот сложный период, когда взрослые норовят тебя унизить, подчинить и проявить жестокость. И хотя уже далеко не Средние века, жестокое обращение с детьми до сих пор практикуется или, так скажем, не возбраняется. Ну что ж, я настроена на борьбу за счастье своего ребенка!

Выбор школы – это покупка кота в мешке! Как бы ни рекомендовали учительницу знакомые, все равно никогда не узнаешь, какие сюрпризы тебя ждут. Вот, например, у нас и программа хорошая, и учительница симпатичная, да и с детства я ее знаю. Но такого я от нее не ожидала! Она кричит на детей так, что дребезжат стекла в окнах! Когда я впервые услышала этот крик, я испугалась, что в классе произошло нечто из ряда вон.

Как дети реагируют на крики? Оказалось, у моей Вики еще положение хорошее, потому что она отлично учится. А Сережа, которому учеба дается плохо, лишился дара речи. Он ничего не делает на уроках, а учительница кричит все больше и больше. Я также разговаривала с мамой Гали. Оказалось, Гале в школе очень нравится, и крики Натальи Викторовны ее вовсе не беспокоят.

Я сама на Галю все время кричу! – призналась мама девочки.

Но разве это правильно – делать крики нормой? Я не собираюсь кричать на детей только ради того, чтобы школа напоминала им дом!

Рассматривая эту тему, уместно вспомнить о проблемах детства, которые спрятаны у взрослых людей в бессознательном и многие годы отравляют им жизнь. Люди ходят к психологам и спрашивают: «Почему я не могу создать семью?» «Почему у меня нет денег?» «Почему я мучаюсь страхами?» А психологи задают им вопрос: «Когда вы впервые испытали страх?» И это не случайно, потому что от первого раза зависят все последующие случаи. Люди приходят к психологам избавиться от комплексов, тех самых комплексов, которые мы закладываем детям сейчас своими же руками! Этот судьбоносный «первый раз» с нашими детьми происходит в настоящее время, и оттого, каким он будет, положительным или отрицательным, зависит их дальнейшая судьба.

Учительница у нас особенная. В отличие от большинства педагогов, она кричит не только на учеников, но и на родителей . Когда ее упрекаешь в том, что она кричит, она нервно отвечает: - Нечего сюда ходить! Я здесь хозяйка, хочу и кричу!

К счастью, моя Вика учится хорошо, а вот маме Сережи на какой-то вопрос учительница ответила: - Мамаша, вы такая же тупая, как ваш ребенок!

Перед нами встал вопрос, что делать? Переводиться? Куда? Другая школа – такой же кот в мешке! Что там нас ждет? Здесь мы попали в очень хороший класс, где дети симпатичные и умные. Таков закон подлости: дети хорошие – учительница плохая, учительница хорошая – дети плохие. В соседней школе учительница интеллигентная, добрая, а класс, как на подбор, хулиганы К тому же наша школа очень удобно расположена – в пяти минутах ходьбы. Нам не надо переходить дорогу, и это тоже важно: безопасность превыше всего! Кроме того, у Вики в классе появились друзья и даже первая любовь. Поэтому школу менять не хотелось бы. Я обсудила эту проблему со знакомой учительницей литературы. Она сказала:

Конечно, кричащий педагог – неприятно, но это даст прекрасный жизненный опыт. Мы ведь готовим детей к жизни в реальном мире, а не в сказке!

Я ответила: - Согласна, но скажите мне конкретно: что делать? Если мы с дочерью окажемся беспомощными в сложившейся ситуации, то это будет очень вредно для воспитания.

Так я узнала, как беседовать с директором школы, чего боятся директора и как составляются жалобы в вышестоящие инстанции. Но я не стала этим пользоваться, потому что всегда успею. Я решила воздействовать на учительницу. «Налаживать контакт» в этом случае сказать сложно, потому что на контакт она не шла . Я поняла, что с этой учительницей нельзя пользоваться стандартными фразами: «Я бы хотела вас попросить…» Она нагрубит и убежит.

С ней пришлось говорить командным тоном. Я точно определила, что нам от нее надо, и коротко и четко сообщила ей об этом: «Пожалуйста, не кричите на Вику!» Я повторила это несколько раз. «У меня нет к вам никаких претензий кроме одной: не надо кричать!» Учительница, конечно, сказала «не учите меня жить», но потом подумала и учла мое пожелание.

Мы с Викой должны были вести себя максимально корректно, чтобы в случае привлечения в качестве судьи директора нас с дочкой не в чем было обвинить. Я просто уверенно излагала свою позицию: «Крики – это в любом случае оскорбление, и неважно, хорошо учится ребенок или плохо!» Дочку тоже я учила одной нейтральной фразе: «Не надо на меня кричать!» Это и не оправдание, и не нападение, это просто заявление.

Однако пока я готовилась к этой масштабной войне, Вика нашла более легкий выход. Она стала относиться к крикам учительницы с юмором . Учительница кричит, а Вика улыбается.

Учительница возмущается: - Я же ничего смешного не говорю!

А Вике смешно. Вот он, жизненный опыт, полученный в школе! Но неожиданно случилось чудо (еще один сюрприз)! Учительница изменилась, кричать перестала, даже попросила прощения у Вики. Ей, видимо, оказалось невыгодно с нами воевать. Вика все еще обижена, а я восхитилась поступком учительницы: это же очень трудно – признать свою вину!

Вику я убеждаю не быть злопамятной, относиться к учительнице хорошо. И я рада, что нам удалось грамотно выйти из этого конфликта: без привлечения директора, без скандала, без оскорблений (по крайней мере, с нашей стороны). Я не переборщила в спорах с учительницей, не поддалась необузданному возмущению и в то же время не струсила, отстояла свою позицию. Приятно, когда совесть чиста как перед ребенком, так и перед учителем.

  • < Права ребенка. Часть 2. Продолжение темы по правам детей и подростков
  • Правила здорового образа жизни, в картинках >

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.
Тревожные симптомы и признаки серьезных проблем

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

Андрей, папа 13-летнего Алексея:

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст. А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры. Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще… И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Мальчики VS. Девочки

причины конфликтов

Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% - мальчики, 11,3% - девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% - мальчики, 15,7% - девочки), курения (9,5% - мальчики, 2,5% - девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% - мальчики, 6,5% - девочки).

Что делать и как решать проблемы


5 шагов к решению проблем

Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет». Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок.

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога. И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится». Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

06.06.2018 02:00

Лекция известного психолога Михаила Лабковского, где он рассказал родителям, как выбрать школу, надо ли спорить с учителем и в какой момент от ребенка надо просто отстать.

Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он – детство.

Не ищите для первоклассника крутую школу. В начальной школе главное для ребенка – психологический комфорт. Поэтому выбирайте нормальную школу рядом с домом. Ребенок не будет тратить время и силы на дорогу, и ему будет легче наладить отношения с одноклассниками, если они живут по соседству.

Первая учительница должна быть не «сильная», а добрая. Вам нужна просто адекватная женщина, которая любит детей и работает в школе по призванию. Для этого подойдите к выбранной школе весной и расспросите родителей про учителей, которые выпускают 4-й класс.

Школа – это ответственность вашего ребенка, а не ваша. Можете взять отпуск на первые две недели первого класса, а потом лучше договориться с ребенком так: «Меня не трогает твоя школа, я не трогаю тебя».

Перестаньте спрашивать про уроки и реагировать на оценки. Пусть тема школы станет для вас табу. Если ребенок хочет, поговорите с ним, если не хочет – не надо вызнавать, как там и что.

«Как не дать школе сломать вашего ребенка» - советы родителям от М.Лабковского

Уроки с ребенком делать не надо, портфель собирать не надо, форму проверять не надо. Подумайте о себе, ведь вашему ребенку потом жить и кормить вас в старости! А если вы будете все делать за него, с этим будут большие проблемы.

Конечно, вы можете помочь своему ребенку. Тут принципиальный момент – кто первый начал. Начать должен ребенок. Это он должен попросить: «Мама, я тут не понимаю». А не вы подходите и спрашиваете, все ли нормально. Если он ничего не просит, значит, у него все хорошо.

Если учитель не любит вашего ребенка, проблему надо решать. Попробуйте сначала поговорить с учителем, потом с директором, если не получается – идите в РОНО. Можно перевести в другую параллель или вообще в другую школу. Ни в коем случае не надо оставлять ребенка в состоянии длительного перманентного стресса.

Пубертат – самый тяжелый период в жизни вашего ребенка. Начинается он примерно с 12-14 лет и длится до 15-16 лет. Это время сложных психических и физических изменений, отсюда гормональный дисбаланс, психологические проблемы, утомляемость. Причем именно в это время ребенку надо сдавать ОГЭ, а потом еще и ЕГЭ. Да, он может начать хуже учиться, скатиться на тройки. Мой совет следующий – если вы не хотите конфликтов и тяжелых проблем, включая суицидальные попытки, – просто не трогайте ребенка. Ваша задача – как можно быстрее и спокойнее это время пережить, чтобы этот кошмар закончился.

Не надо открыто конфликтовать со школой – скорее всего, вы проиграете. Когда вас приглашают на разговор и говорят про сильную школу, сложную программу и необходимость заниматься с ребенком – не спорьте. Соглашайтесь. И продолжайте делать по-своему.

Таланты ребенка не обязательно специально развивать и реализовывать, если ребенок сам не хочет этого. Талант должен давать радость, он не для того, чтоб его использовали. Не надо напрягаться, искать педагогов и ждать «во что это выльется». Чаще всего ни во что не выливается, и в этом нет ничего трагического.

Самое главное – научитесь принимать своего ребенка, ничего не ожидая от него. Неважно, как он учится и как себя ведет, любите его таким, какой он есть. Да, в 15 лет это труднее, чем в пять. Ребенок не должен вызывать у вас отторжения. Но для этого вам надо сначала полюбить себя.

В жизни всех детей от 6 до 18 лет огромную роль играет школа. За весь период обучения произойдут тысячи разных событий, как хороших, так и плохих. Воспринимать возникающие проблемы надо спокойно, ведь все они решаемы, миллионы людей через это проходили. Статистика выявила три основных проблемы, возникающие в школьные годы.

Конфликт с учителем у ребенка — серьезная проблема

Самая первая и главная – это успеваемость и усвоение материала. Не все предметы даются детям одинаково хорошо, ведь каждый ребенок индивидуален: имеет свой собственный склад ума и характер, предпочитает гуманитарные или точные науки, слишком активный и подвижный или, наоборот, спокойный и усидчивый. Но порой не только количество знаний влияет на успеваемость. Отсюда вытекает вторая проблема: отношения с одноклассниками.

Если ребенок не может найти общий язык с другими детьми из своего класса, он начинает робеть, нервничать, переживать или, наоборот, расстраиваться и демонстрировать агрессивное поведение. В свою очередь, дети тоже могут издеваться, подшучивать над ним, отпускать обидные насмешки в его адрес. Все это сказывается на качестве ответов ученика у доски, на написании классных контрольных работ и в других сферах.

И третья проблема, которая тоже тесно связана с успеваемостью – это отношения с учителями. Если ребенок говорит, что учитель предвзято к нему относится, недооценивает его или не замечает, родителям следует выяснить, насколько верно ребенок расценивает поведение педагога. Возможно, он просто неправильно что-то понял или у него есть склонность все преувеличивать. Но если окажется, что ваш малыш прав и по каким-то причинам он вызывает неодобрение учителя, то необходимо принять меры.

Рассмотрим несколько возможных причин, почему может возникнуть подобная проблема

Для начала поговорите с ребенком и выясните, как давно все это началось. Возможно, он даже точно знает, когда и расскажет вам о ситуации, положившей начало данной истории. Несмотря на то, что ребенок может этого не знать, точнее не догадываться об этом, из его ответов родители смогут узнать необходимые детали и принять соответствующие меры.

Следует учитывать также поведение вашего ребенка. Если он грубоват, агрессивен и любит поспорить, то именно это и могло спровоцировать конфликт. Необходимо выяснить, не происходило ли что-то подобное в школе, если ответ будет положительным, то спросить, что именно. В подобном случае следует объяснить своему малышу, что такое поведение неприемлемо и несет за собой множество нехороших последствий. Научите его держать себя в руках и извиняться, если он был неправ. Нет ничего страшного в том, что ребенок подойдет и попросит прощения у своего учителя. Это даст последнему понять, что ученик понял свои ошибки и раскаивается в проступке.

Но есть еще и третья причина, по которой отношения учителя и ребенка складываются не так хорошо, как вам хотелось бы. Иногда встречаются педагоги, которые выделяют кого-то из детей. Причем не только своих «любимчиков», но и наоборот — тех, кто им не нравится. Причиной такого предвзятого отношения может быть, что угодно, от плохих отметок до цвета кожи.

Проблемы решаются общими усилиями

Как же следует поступить родителям, чтобы помочь в решении конфликта между учителем и учеником?

После того, как вы определились с причиной происходящего, нужно дать понять ребенку, что вы являетесь его союзником и будете оберегать малыша от неприятностей, которые могут произойти с ним в рамках данной ситуации.

Если стало ясно, что причиной происходящего является неправильное поведение вашего чада, то следует заняться воспитательной работой. Необходимо показать ему, как обидны и неприятны его действия для окружающих. Объясните, какие последствия может вызвать подобное поведение. Ребенок должен понять, что, продолжая вести себя подобным образом, рано или поздно, он оттолкнет от себя все свое окружение и станет изгоем.

Чем быстрее он уяснит это для себя, тем быстрее ситуация начнет налаживаться. Скажите ему: «Представь, что мне не понравится то, что ты делаешь или говоришь, я начну обзывать тебя, унижать и громкими криками доказывать свою правоту! Комфортно ли ты будешь себя чувствовать?». Можете даже показать ему фильмы, где люди ведут себя подобным образом, пусть посмотрит, как он выглядит со стороны.

Объясните ему, что учителя хорошо относятся не к тем детям, которые учат уроки с утра до ночи, а к тем, кто приятен и мил в общении. Ребенку следует понять, что оценки – это не критерий отношений между педагогом и учеником. Для урегулирования ситуации следует сходить в школу и поговорить с преподавателем, рассказать ему о том, что вы все понимаете и уже приняли меры. Пусть учитель знает, что вы в курсе и стремитесь помочь ему.

Детям должны нравиться не только красивые картинки в учебниках, но и учитель, преподающий предмет

Однако если вы все же узнали о том, что педагог действительно неправ и несправедливо придирается к вашему малышу, следует принять совершенно другие меры. Начать нужно с визита к учителю, но прийти в школу следует так, чтобы об этом не знали ни сам ребенок, ни его одноклассники. Следует воздержаться от обвинений, агрессии, обсудите ваши общие задачи, касающиеся ребенка, обменяйтесь доброжелательными мнениями. Разговаривайте спокойно, с улыбкой.

Если преподаватель не хочет и с вами идти на контакт, чрезвычайно категорично отзывается о вашем ребенке, привлеките независимого эксперта. В данном случае, таким специалистом будет выступать школьный психолог. Объясните ему суть сложившейся ситуации и то, что не можете самостоятельно с ней справиться. Психолог должен проконсультировать и вас, и ребенка. Но при этом ваш малыш должен быть уверен в том, что такая беседа – это настоящий разговор по душам, а не очередная порция нотаций в его адрес.

Какого результата следует ожидать?

Достаточно часто конфликты подобного рода имеют благоприятный для всех исход. Нередки случаи, когда ребенок и учитель начинают настолько хорошо понимать друг друга, что продолжают свое общение даже после того, как ребенок заканчивает школу.

Но не во всех случаях все так хорошо. Иногда общий язык с преподавателем так и не бывает найден, ваши визиты к нему и психологу в конечном счете приводят к тому, что ситуация только ухудшается. Учитель срывается на ребенке, который, в свою очередь, отказывается посещать занятия. В данном случае лучше всего будет перевести своего сына или дочь в другой класс, а если изначально известно, что это не поможет, то следует поменять школу.

Главное, обратить внимание на проблему в начальной стадии развития, а не тогда, когда менять что-то будет уже невозможно.