После смерти Ивана Грозного в марте 1584 года на престо ступил егосын Федор, болезненный и слабоумный человек. Управление государством сконцентрировалось в руках нескольких человек, составивших так называемый регентский, или опекунский совет. В него вошли представители крупной феодальной знати (И.Ф.Мстиславский, И.П.Шуйский, Н.И.Захарьин-Юрьев) и дворянские деятели, выдвинувшиеся в конце царствования Ивана IV (Б.Я.Бельский, Б.Ф.Годунов).
Единодушие в решении государственных вопросов в этом совете продолжалось недолго. Первые признаки новой вспышки политической борьбы за власть проявились уже через несколько дней после смерти Ивана Грозного, когда Вельский в союзе с Нагими (родственниками последней жены Ивана IV) попытался захватить власть. Эта попытка закончилась опалой Вельского (он был направлен воеводой в Нижний Новгород) и ссылкой Нагих (вместе с малолетним сыном Грозного Дмитрием) в Углич.
Созванный срочно Земский собор укрепил воцарение Федора и поддержал действия регентского совета, в котором реальная власть сконцентрировалась в руках дяди царя Никиты Романовича Юрьева. Но он вскоре заболел и уже в августе 1584 года отошел от политических дел и в 1586 году умер. Во главе Совета становится бывший член Избранной рады (единственный из оставшихся в живых) и глава Земской думы в начале 80 годов старейший боярин Иван Федорович Мстиславский.
Одновременно началась борьба Бориса Федоровича Годунова за первенство в Совете. Годунов был шурином царя Федора (братом его жены Ирины). Он сумел убедить доверчивого царя в подготовке против него заговора и добился отстранения Мстиславского от власти. Летом 1585 года старик Мстиславский был удален из Москвы, а затем насильно пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь (где и умер в 1586 году). После этого единственным препятствием к концентрации власти в руках Годунова стал потомок ростово-суздальских князей Иван Петрович Шуйский. Серией умелых маневров (среди которых самым крупным было сведение с митрополии сторонника Шуйских митрополита Дионисия и замена его сторонником Годунова ростовским архиепископом Иовом, а также казнь представителей верхов московского посада - «гостей», выступивших в поддержку Шуйского) Годунову удалось настроить царя против Шуйского и добиться на него «государевой опалы». Осенью 1586 года Шуйский был сослан на Белоозеро и насильно пострижен. В конце 1588 года он погиб от руки убийцы, возможно, не без ведома Годунова.
В результате к началу 1587 года Борис Годунов остается единственным членом Совета и занимает первое место в государстве после царя. Если учитывать неспособность Федора к управлению государством, то Годунов становится единовластным правителем страны. Вскоре он получает титул «правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы и содержателя великих государств, царств Казанского и Астраханского» и занимает такое положение в государстве, при котором его господство не могло встретить ни с чьей стороны противодействия.
На рубеже 16 - 17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России. 1598 -1613 годы - период в истории России, названный Смутным временем. До первого периода смуты, который характеризовался борьбой за престол различных претендентов, и появления в 1605 году Лжедмитрия I, Россией управлял Борис Годунов.
Вместе с тем, в конце 15-ого начале 16-ого века завершилось образование Российского государства, которое развивалось вместе с мировой цивилизацией. Это было время Великих географических открытий (в 1493 году была открыта Америка), начало эры капитализма в странах Европы (в Нидерландах началась первая в Европе буржуазная революция 1566-1609 годы). Но развитие Российского государства происходило в своеобразных условиях. Происходил процесс освоения новых территорий Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике), страна не имела выхода к морям, экономика носила характер натурального хозяйства, основанный на господстве феодальных порядков боярской вотчины. На южных окраинах России во второй половине 16 века начали появляться казаки (из беглыхкрестьян).
К концу 16 века в России насчитывалось примерно 220 городов. Самым крупным из них была Москва, а наиболее важными и развитыми - Новгород и Вологда, Казань и Ярославль, Калуга и Тула, Астрахань и Великий Устюг. Производство было тесно связано с наличием местного сырья и носило естественно-географический характер, так, например, в Ярославле и Казани получило развитие кожевенное производство, в Вологде производилось большое количество соли, Тула и Новгород специализировались на производстве металла. В Москве велось каменное строительство, были построены Пушечный двор, Суконный двор,Оружейная палата.
Выдающимся событием в истории России 16 века было появление русского книгопечатания (в 1564 году издана книга «Апостол»). На духовную жизнь общества большое влияние оказывала церковь. В живописи образцом было творчество Андрея Рублева, для архитектуры того времени было характерно строительство шатровых храмов (без столбов, держащихся только на фундаменте) - собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в селе Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково.
Тема: Россия в конце 16 в.
Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней политикой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия патриарх ; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих заданий; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, устойчивую мотивацию учения.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
После смерти Ивана IV в 1584 г. на престол взошел его сын - Федор Иванович. Какие изменения произошли в России в период его царствования? Узнаем об этом на нашем уроке.
Тема урока: «Россия в конце XVI в.».
План урока
1.Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества.
2.Внешняя политика Федора Ивановича.
3.Пресечение династии Рюриковичей.
4.Царь Борис Годунов.
5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Проблемный вопрос
Каковы итоги правления Федора Ивановича и Бориса Годунова?
Работа по теме урока
1. Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества
19 марта 1584 г. на престол взошел царь Федор Иванович. «Никогда отец и сын, - отмечала современница А.С. Пушкина писательница А.О. Ишимова, - не имели так мало сходства между собою, как Иоанн и наследник его: никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого. Федор от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед Богом была так ужасна для него, что с самого начала своего царствования, чувствуя слабые способности свои и боясь от того дурно исполнить великие обязанности государя и тем прогневить Бога, смиренный царь отказался от занятий делами государственности».
Изучив дополнительный материал, охарактеризуйте личность царя Федора Ивановича.
Дополнительный материал
Современники о царе Федоре Ивановиче
Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слыхал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо сидя на престоле во время приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу. (Сапега Л., польский посол)
Царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам, трезвонил в колокола и слушал обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. (Ерлезунда де П ., шведский дипломат)
Федор небольшого роста, приземист, опухл, нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он прост и слабоумен, но очень тих и милостив и чрезвычайно набожен. (Флетчер Дж., английский дипломат)
(Проверка выполнения задания.)
По мнению советского историка К.В. Базилевича, все характеристики царя Федора «сходятся в общей точке зрения, что царь этот был совершенно не способен к государственным делам. Небольшого роста, со слабыми ногами, которые с трудом держали тяжелый корпус, с вечно бессмысленной улыбкой на одутловатом лице, царь Федор производил на современников впечатление слабоумного человека».
Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил государство заботам ближних бояр. Молодого царя опекал совет знати. В совет входили земские бояре - Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев - и Борис Годунов, брат жены царя Ирины.
(Коллективная работа с п. 1,2 § 11 учебника - комментированное чтение.)
1 ряд-задачи внутренней политики
2 ряд-мероприятия
3 ряд-итоги внутренней политики
1 ряд-Время правления царя Федора Ивановича - 1584-1597 гг. Основные задачи внутренней политики:
преодоление хозяйственной разрухи и восстановление экономики;
сплочение верхушки общества/учредив опричнину, Иван 4 фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую/
1) указ о заповедных летах стал действовать постоянно;
2) издан указ об урочных летах (1597 г.); учебник, стр. 94
Изучаем документы
Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин... выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, - и на тех беглых крестьян... сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.
1.Как вы оцениваете этот указ? 2. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
3) учреждение в России патриаршества. В 1589 г. глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.
ряд-Итоги внутренней политики:
1)усиление закрепощения крестьян:
2)укрепление поместного и вотчинного хозяйств;
3)укрепление влияния Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом в результате учреждения патриаршества в 1589 г.
2. Внешняя политика Федора Ивановича(Коллективная работа с п. 3 § 11 учебника - комментированное чтение.)
Запись в тетради
Основные задачи внутренней политики:
1)обеспечение безопасности границ;
2)возвращение российских территорий, захваченных в период Ливонской войны;
Итоги внешней политики:
1)продление перемирия с Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику
2) Русско-шведская война 1590-1593 гг. была успешной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.
3)освоение Приуралья, вхождение Западной Сибири в 1598 г. в состав России;
4)укрепление системы обороны на южных границах, что позволило успешно отражать набеги крымских татар
5)усиление российского влияния на Кавказе; Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под русское покровительство.
6)расширение внешнеторговых связей через Архангельск с Европой и по Волге с Востоком.
Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.
Вывод. В период царствования Федора Ивановича Россия добилась значительных успехов во внешней политике.
Голландец Исаак Масса, проживший в России восемь лет, о времени Федора Ивановича писал так: «Состояние всего Московского государства улучшалось и народонаселение увеличилось. Московия, совершенно опустошенная и разоренная вследствие страшной тирании покойного великого Ивана и его чиновников... теперь, благодаря преимущественно доброте и крепости князя Федора, а также благодаря необыкновенным способностям Годунова [ближайшего советника царя], снова начала оправляться и богатеть».
Историк В.И. Буганов утверждал, что Федор Иванович, «насмотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости... Ситуация в стране стала тише и спокойнее. Об опричном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: “Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия”». Историк С.М. Соловьев полагал, что «для большинства, и большинства огромного, царствование Федора было временем счастливым, временем отдохновения».
3. Пресечение династии Рюриковичей
Федор Иванович умер в январе 1598 г., прожив немногим более 40 лет. Царь Федор не имел детей. После его смерти власть должна была перейти к самому младшему сыну Ивана IV - Дмитрию. Царевич жил в Угличе вместе с матерью Марией Нагой - последней женой Ивана IV - и многочисленной родней. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб.
Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.
Дополнительный материал
Версия первая. Царевич был убит по приказу Бориса Годунова или его ближайшего окружения.
Иностранцы (Флетчер, Буссов) сообщают, что Дмитрий характером похож на отца: жесток и любит смотреть на мучения животных. Рядом с такой характеристикой Буссов сообщает рассказ о том, что Дмитрий сделал однажды из снега чучела, называл их именами знатнейших московских вельмож, затем саблей сшибал им головы, приговаривая, что так он будет поступать со своими врагами - боярами. И русский писатель Палицын пишет, что в Москву часто доносили о Дмитрии, будто он враждебно и нелепо относится к боярам и особенно к Борису Годунову. Палицын объясняет такое настроение царевича тем, что он был «смущаем ближними своими». И действительно, если мальчик высказывал такие мысли, то очевидно, что сам он их выдумать не мог, а внушались они окружающими его. Ясно также, что и бояре, слыша о настроении Дмитрия, который считался наследником престола, могли опасаться, что взрослый Дмитрий напомнит им о временах отца своего, и могли желать его смерти, как говорят иностранцы. Таким образом, немногие показания современников с ясностью вскрывают нам взаимные отношения Углича и Москвы. В Угличе ненавидят московских бояр, а в Москве получаются из Углича доносы и опасаются Нагих.
Версия вторая - официальная. Нечаянное самоубийство.
Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше, мать взяла его с собой в церковь, а вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и постельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычку - игру, в которой нужно было попасть заостренным железным стержнем (или перочинным ножом) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии, он случайно ударил себя этим стержнем в горло и умер на руках у кормилицы.
17 мая в Углич из Москвы была прислана следственная комиссия, состоявшая из следующих лиц: князя В. Шуйского, окольничего Андрея Клешнина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Комиссия заключила, что: 1) царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в тычку вместе со своими сверстниками; 2) Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.
Версия третья. В Угличе был убит другой мальчик, а царевич Дмитрий остался жив.
Когда началось Смутное время, эта версия стала прикрытием для множества самозванцев.
Вопрос по текстам
Какая из этих версий представляется вам наиболее правдоподобной?
(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)
Царевич Дмитрий был последним представителем династии Рюриковичей. Со смертью Федора Ивановича пресеклась 700-летняя династия, кончилась целая эпоха, когда на престоле находились «прирожденные государи».
4. Царь Борис Годунов
Когда страна осталась без царя, то Боярская дума в присутствии патриарха Иова и епископов присягнула на верность жене Федора Ивановича - Ирине, которой он перед смертью «передал скипетр царства». Но она отказалась от власти и постриглась в монахини.
17 февраля 1598 г. впервые на Земском соборе был избран царь. Рассматривались три кандидатуры: Борис Годунов - фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора, князь Федор Мстиславский - старший член Боярской думы, боярин Федор Никитич Романов.
Все кандидаты могли заявлять об определенной степени родства с покойным царем Федором. Бабушка князя Мстиславского приходилась двоюродной сестрой царю Ивану IV. Боярин Романов был двоюродным братом царя Федора. Борис Годунов был шурином царя - братом царицы Ирины - и считался опытным и одаренным правителем.
Когда патриарх Иов обнаружил, что подавляющее большинство выступает за Бориса Годунова, он убедил остальных принять Бориса в качестве царя, чтобы добиться единогласного голосования.
Когда Бориса известили об избрании, он отказался от престола. Видимо ему хотелось получить особые гарантии того, что его не только избрали новым государем, но и признали как основателя новой династии.
18 февраля патриарх Иов созвал новое заседание выборного Собора. На нем было решено считать изменником каждого, который признает своим государем любого другого человека, кроме Бориса, его сына Федора и их потомков. Кроме того, Собор одобрил предложение патриарха членам Собора пойти в понедельник, 20 февраля процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Ирину (в монашестве Александру) убедить брата принять престол. Александра дала согласие просить брата взойти на престол, и он удовлетворил ее просьбу.
Работая с п. 5,6 § 11 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте нового царя.
Дополнительный материал
Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся случайно только в XVI в. Предок Годуновых, татарин Мурза-Чет в XIV в. на службу к московскому князю. Как его потомки успели выдвинуться из массы подобной им второстепенной знати, неизвестно. Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его опричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подвигами опричнины.
Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патриархом Борис Годунов в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя.
Во внутренней политике Бориса, когда вы читаете о ней показания русских и иностранных современников, вы раньше всего заметите один мотив, одну крайне гуманную черту. Это, выражаясь языком того времени, «защита вдов и сирот», забота «о нищих», широкая благотворительность во время голода и пожаров. Кроме разнообразных льгот, он облегчал и даже освобождал от податей многие местности на три, на пять и более лет.
Страшная школа Грозного, которую прошел Годунов положила на него неизгладимый печальный отпечаток. Чуя глухой ропот бояр, Борис принял меры, чтобы оградить себя от их козней: с особенным озлоблением накинулся Борис на боярский кружок с Романовыми во главе, в которых, как в двоюродных братьях царя Федора, видел своих недоброжелателей и соперников. Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его.
(Ключевский В.О. Русская история.
Начало царствования [Годунова] было отмечено неслыханными послаблениями. Освободили крестьян от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалованье.
Сделал он многое и предполагал сделать еще больше. Например, завести школы и даже устроить университет. Вообще, мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые явилась в царствование Годунова. Он первым из русских правителей посылал юношей получить образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых.
Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о блестящем правителе, но этого не получилось. И беда здесь была даже не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главное несчастье Годунова заключалось в том, что его так и не восприняли как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позже Михаила Романова.
(Рыжов К. Все монархи мира)
Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы.
1)Он предоставил дополнительные льготы английским купцам.
2)главное внимание царь уделял торговле с Ганзейским союзом, рассчитывая через него наладить морское сообщение с Европой. В 1603 г. царской грамотой крупнейшему ганзейскому городу Любеку было предоставлено право свободной и беспошлинной торговли в России. Эта грамота разрешала кораблям немецких купцов заходить в Архангельск без таможенного досмотра. Немецкие купцы вольны были объявлятьцену на свой товар, также они могли свободно приезжать в Москву, Новгород, Псков, Ивангород и иметь в этих городах гостиные дворы. В случае возникновения каких-либо недоразумений немецкие купцы имели право посылать жалобы в Москву лично государю.
Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры.
3)развитие культуры:
Обучение дворянских детей за границей;
Проекты открытия школ и университета в Москве;
Приглашение в Россию иностранных ученых и специалистов.
Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Учебник, стр. 94 Работаем с документом
Из драмы «Царь Борис» писателя А.К.Толстого
Не трогать никого.
Хотели б вы, чтоб омрачил я день
Венчанья моего? День этот должен
Началом быть поры для царства новой;
Светить Руси как утро должен он
И возвещать ей времена иные
И ряд благих, безоблачных годов!
Не страхом я - любовию хочу
Держать людей. Прослыть боится слабым
Лишь тот, кто слаб; а я силён довольно,
Чтоб не бояться милостивым быть.
1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Какой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?
Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 95 учебника.
Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике. Сделайте вывод.
Урок. Церковь и государство в XVI в.
Цели и задачи: познакомить с ролью церкви в жизни российского общества в XVI в., ее взаимоотношениями с властью; характеризовать особенности Русской православной церкви.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия архиерей, описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли православия в истории России в XVI в.; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; приводить примеры взаимоотношения церкви и власти; высказывать суждения о важности для светской власти ее поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, схема.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Заглянем в прошлое и познакомимся с историей взаимоотношений Русской православной церкви со светской государственной властью.
Тема урока: «Церковь и государство в XVI в.».
План урока
1.Духовенство и миряне.
2.Иосифляне и нестяжатели.
3.Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
4.Церковь и государство.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Проблемный вопрос
Введение в новый материал
В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Работа по теме урока
1. Духовенство и миряне
Работая с п. 1 § 12 учебника и предложенной схемой, сравните иерархию Русской православной церкви до и после 1589 г.
Иерархия Русской православной церкви в конце XVI в.
(после 1589 г.)
До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.
(Проверка выполнения задания)
Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.
Какую роль играл храм в жизни русских людей? (Он был центром религиозной жизни, в нем объявляли царские указы, решали общинные и судебные дела. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души - делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.
Кто учил детей грамоте? (Священники. вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.
2. Иосифляне и нестяжатели
В XV-XVI в. церковь стала обладателем больших земельных угодий. Государство предприняло ряд попыток изъятия церковных земель. Эти действия порицались на церковных соборах.
Однако в самой среде духовенства возник спор о праве церкви владеть обширными земельными угодьями.
Работая с п. 2 § 12 учебника, заполните таблицу.
Нестяжатели и иосифляне
Критерии для сравнения | Нестяжатели | Иосифляне |
Как вы думаете, почему Иван III поддерживал нестяжателен, а Иван IV - иосифлян? (Примерный ответ. Нил Сорский ничего не имел против отнятия земель и другого имущества у монастырей и передачи их государству, что было выгодно Ивану III. Иосиф Волоцкий провозглашал божественную природу царя, призывал выполнять его волю, «как если бы Господу работали, а не человеку», что было необходимо для утверждения самодержавной идеи.)
Споры между иосифлянами и нестяжателями продолжались много лет, пока Соборы 1547 г,1549,1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, напоминавшую византийскую.
Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?
Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и богослужения.
3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церковники вели упорную борьбу против пережитков язычества, «латинства» (католицизма), «люторства» (протестантства), «бесерменства» (мусульманства), а также разнообразных еретических учений.
Используя ранее полученные знания, ответьте на вопросы в начале п. 3 § 12 учебника.
Что такое ересь?
(Ответы учеников.)
Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отмечать древние народные праздники (например, день Ивана Купалы), городские жители вместо церкви охотно посещали представления скоморохов, служилые люди брили бороды «как латиняне», чтобы угодить своим женам.
Большим почтением в народе пользовались «Божьи люди», «юродивые», «блаженные». Английский дипломат Джильс Флетчер писал, что «они ходят совершенно нагие, даже зимой в самые сильные морозы... с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а многие еще с веригами на шее или посередине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге».
Но если к юродивым церковь относилась достаточно терпимо, то языческие развлечения резко осуждала. Стоглавый собор признал «бесовские игрища» греховным занятием.
В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие сомнению важнейшие догматы христианского вероучения и критиковавшие церковные порядки.
Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и дополнительный материл, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал для первой группы
«Дело» Матвея Башкина
Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачисленный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мыслями и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном. Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать беседы. Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы.
Башкин никак не мог понять - ведь если в Новом Завете написано, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов.
Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался - перед ним опасный вольнодумец, еретик.
Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя.
Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедившись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне - непримиримые враги всякого свободомыслия. Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревянную клетку и сожгли.
(Юрганов А.Л., КацваЛ.А. История России XVI-XVlU вв)
Вопросы по тексту
Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Матвея Башкина? (Отпустил холопов на волю. Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.)
В чем вы видите его вольнодумство? (Если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей», т. е. он выступал против закрепощения крестьян.)
Дополнительный материал для второй группы
«Дело» Феодосия Косого
Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучительные вопросы.
Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем. Около 1554-1555 года Феодосия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское. О еретических взглядах Феодосия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим».
Чем же привлекало оно людей?
Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос- пророк, наставник, не более!
Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения?
Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим. но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следованиизаповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному-разумом понять веру.
(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв)
Вопросы по тексту
Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Феодосия Косого? (Считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства.)
В чем вы видите его вольнодумство? (Стремился к невозможному - разумом понять веру.)
4. Церковь и государство
В XVI в. в России шло интенсивное храмовое строительство, росла численность городских приходов, увеличивалось количество монастырей. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями. Русская православная церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы.
Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.
Возле монастырей образовывались села, а иногда и города. В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы. Также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности.
Некоторые основатели монастырей - Феодосий Печерский, Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский - сами писали уставы для своих монастырей. Однако общие основы монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.
Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях - игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых крупных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем.
Прием в монастыри был свободный, но требовался вклад деньгами или имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни. Стоглав предписал принимать в монастыри и без вклада приходящих с верою и страхом Божьим.
Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Учебник, стр. 98
Объединяя русские земли, светская власть ещё не имела надёжного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви. Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя: «Государь естеством подобен есть всем человекам, а властию же подобен есть вышнему Богу», утверждая, что правитель является высшим судьёй в светских и церковных
делах и его «суд не посужается».
Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения:
с 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам - их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин.
Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г.
В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов).
Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.
1. Царь Федор Иванович и Борис Годунов
С 1584 г. началось царствование Федора Ивановича. Перед смертью Иван Грозный "поручил" слабоумного сына и царство ближним боярам. Однако среди них вскоре начались раздоры, в результате чего реальная власть уже с 1585 г. сосредоточилась в руках одного из них - царского шурина Бориса Федоровича Годунова. Иностранцы даже именовали его лордом-протектором.
2. Гибель царевича Дмитрия
Власти Годунова угрожало лишь то, что наследником бездетного Федора являлся его младший брат Дмитрий, проживавший с матерью в своем уделе - Угличе. Родственники Дмитрия - Нагие - ненавидели Годунова и не скрывали намерения расправиться с ним после вступления Дмитрия на трон. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб. Официальная версия утверждала, что произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него в эпилептическом припадке. Но в обществе считали, что он был убит по приказу правителя. Этот спор не разрешен и до сих пор. Ясно лишь, что смерть Дмитрия была выгодна Годунову.
3. Введение патриаршества
Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Шесть русских епископов стали митрополитами. Русская церковь окончательно стала самостоятельной - автокефальной. Характерно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь.
4. Внешняя политика
Годунов вел осторожную и успешную внешнюю политику. Он сумел улучшить отношения с Польшей. Сооружение новых засечных черт на южных рубежах затруднило крымские вторжения. Война со Швецией завершилась в 1595 г. подписанием Тявзинского мира, по которому Россия вернула Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.
5. Городское строительство
Стремясь преодолеть разруху, унаследованную от Ивана Грозного, Годунов развернул большое каменное строительство, обеспечив тем самым работой множество ремесленников. В 1584 - 1591 гг. в Москве построили новую крепость - Белый город с 29 башнями. В 1591 г. были сооружены деревянно-земляные укрепления по линии современного Садового кольца - Скородом. Позднее на их месте возвели Земляной город.
Строились крепости также в Астрахани, Смоленске. Возводились и новые города - Самара, Саратов, Елец, Белгород и др. Было построено немало каменных церквей.
6. Политика по отношению к посадам
Заботясь о пополнении казны, правительство Годунова облегчило положение посадов. Ремесленники и торговцы, ушедшие из посадов в принадлежавшие феодалам "белые" (т.е. обеленные, освобожденные от государственных повинностей) слободы, должны были вновь участвовать в платеже посадских податей - тягла. Таким образом, количество тяглых людей увеличилось, и, поскольку сумма тягла осталась неизменной, сборы с каждого посадского человека сократились. Соответственно уменьшились и недоимки.
7. Становление крепостного права
Разорение страны в результате политики Ивана Грозного привело к массовому бегству крестьян и запустению многих поместий и вотчин. Правительство стремилось удержать крестьян, чтобы не допустить разорения служилых людей и падения военной мощи государства.
От временных мер (заповедных лет) оно перешло к постоянным. Возможно, в 1592 г. был издан указ об окончательном запрещении крестьянского перехода в Юрьев день (историки не пришли к окончательному мнению о существовании такого указа). В 1597 г. был издан указ, которым вводились так называемые урочные лета - 5-летний срок, в течение которого велся сыск беглых крестьян. Этот указ исходил из постоянного запрета перехода. Так был сделан решающий шаг к установлению крепостного права.
8. Вступление Годунова на царство
В 1598 г. умер бездетный Федор Иванович. Земский собор по предложению патриарха Иова избрал на царство Бориса Годунова. Некоторое время Годунов отказывался венчаться на царство, вынуждая собор вновь и вновь умолять его принять престол. Это делалось для того, чтобы представить свое воцарение уступкой единодушному народному мнению.
Избрание Годунова на царство объяснялось не только тем, что реальные рычаги власти уже много лет находились в его руках, не только его родством с царской семьей. Посадские люди были благодарны Годунову за облегчение повинностей, служилые люди - за укрепление крестьянской зависимости, духовенство - за введение патриаршества.
9. Голод 1601 - 1602 гг.
Благополучное царствование Бориса Годунова продолжалось недолго. В 1601 г. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось ресурсов, которые позволили бы пережить голодное время. Хлеб вздорожал в сто раз. Попытки Бориса ограничить рост цен успеха не имели. Светские землевладельцы и монастыри прятали хлеб и спекулировали им. Годунов приказал открыть для голодных царские амбары, но на всех хлеба не хватило, тем более, что, заслышав об этих раздачах, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив свои скудные запасы. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тыс. человек умерли голодной смертью.
Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека русского средневековья только "добрый" царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть "добрым", а следовательно его власть утратила законный характер. То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее - Божья кара за неправедное овладение престолом.
В 1601 - 1602 гг. Борис временно частично восстановил Юрьев день. Он разрешил мелким служилым людям вывозить крестьян, спасая свои поместья от окончательного разорения. Получили свободу холопы, хозяева которых не кормили их в голодное время. Но эти меры уже не могли успокоить страну.
10. Восстание Хлопка
В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов - крестьян и холопов под руководством Хлопка. Восставшие разбили высланные против них войска. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить и освободить участвовавших в нем холопов. Между тем основу боевой мощи восстания составляли военные холопы. Без этих людей, опытных в военном деле, повстанцы были разбиты. Восстание Хлопка явилось прологом Гражданской войны, охватившей вскоре Россию.
На что следует обратить внимание при ответе:
Все явления русской истории конца XVI - начала XVII вв. связаны с итогами правления Ивана Грозного. На преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне была направлена внешняя политика Годунова. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных налогов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин введения крепостного права. Хозяйственное разорение усугубило последствия неурожая и привело к голоду, погубившему Годунова и приведшему к Смуте.
Династический кризис, фактически созданный Иваном IV, стал причиной непрочности царской власти: старая династия пресеклась, новая не имела достаточного авторитета для того, чтобы удержаться в неблагоприятных условиях голода.
Храм Рождества Богородицы построен в 1158 году. Ориентирован на "-2". Прежний пол церкви ниже настоящего на полтора метра (клир зело ленив бымши: попустил рост культурного слоя) и отличается харизмой, стилем и камнем.
Здесь же, в Боголюбово, стоит храм Покрова на Нерли. Постройку датируют также 12 веком, ориентирован на "-1". Существует легенда об искусственном поднятии места под церковью каменем честным, но сведения о раскопе по исследованию фундамента не публиковались, либо вовсе не проводились. Можем допустить, что и здесь нас ждут фундаментные открытия.
Юго-западнее в 10 км стоит град Владимир - три храма настроены на "-2":
Дмитриевский собор, 1194 г.
;
Георгиевский храм, 1192 г.
;
Успенский собор, 1155 г
.
На "-1" настроен Богородицкий собор (дату не нашел) и Успения, 1644 года
постройки.
По этому району имеем "-2" до конца 12 века , и "-1" ещё в 16-м веке .
Храмы и сакральная география. и Александровская слобода.
Центр опричнины, все храмы (Распятская, 1560 г. ; Богоявления, 16 век ; Покрова, 1509 ; Троицкий, 1513 г. ; Успения, 1570 г. ) ориентированы на "-1".
Здесь получается положение "-1" до конца 16-го века.
Путешествие Афанасия Никитина Индия, получается была в 15 веке в Южном полушарии
.
Дополнение
После смены широт у созвездий требуется и новая карта с уточнёнными цифрами. Сдвиг в 1595-м, карта - в 1600-м.
Много материала по тегу , позволяющего понять, что почвенный слой нарастает бысрто. Намного быстрее, чем по учебникам почвоведения.