Когда день работника морского и речного флота. Работники морского и речного флота отмечают профессиональный праздник

Празднование Дня работников морского и речного флота проходит в Украине уже много лет. На протяжении последних десятилетий дата его празднования часто менялась президентами нашей страны. В 1993 году Леонид Кравчук официально утвердил праздник дня морского и речного флота в Украине. Впоследствии, со сменой президентов в стране менялась дата празднования и положения указов. Виктор Янукович, например, 30 декабря 2011 года установил дату празднования на последнее воскресенье июля. Однако Петр Порошенко отменил все указы прошлых президентов. И уже несколько лет подряд, как и раньше, день работников морского и речного флота проводится в первое воскресенье июля – дата празднование попадает на 2 июля.

История возникновения Дня морского и речного флота

Хотя сейчас традиционно праздник проводится в июле, но его истоком по праву можно считать 17 век – 20 октября 1696 года. Именно тогда, царь Петр I настоял на том, чтобы был создан и принят указ о возникновении в России морского флота. Конечно, идея царя многими была не понята и принята негативно.

Нововведение в стране вводилось крайне радикально и естественно больше всего от этого пострадали крестьяне – именно им выпала участь трудится на построении суден, финансировалось же оно с налогов. Сотни людей гибли от слишком тяжелого труда, а также плохого и редкого пропитания. Но всё же, работа продвигалась и, в итоге, количество судов увеличивалось, а судостроение процветало.

За 30 лет в стране появился совершенно различного вида флот:

  • линкоры,
  • бригантины,
  • галеры,
  • фрегаты
  • другие судна, которые использовались не только для военных действий, но и для путешествий, торговли.

Флот крепнул и разрастался. К 1725 году Россия господствовала над окружающими границу страны водными глубинами. Однако после смерти царя Петра I, судостроение больше так стремительно не развивалось, власть страны в водах Балтийского, Азовского и Каспийского моря стала слабеть. Снова же флот начал расцветать только после октябрьской революции 1917 года.

Но какая бы не была политическая ситуация, к работникам флота всегда относились с большим уважением. В советском союзе День морского и речного флота всегда проводился по высшему разряду – устраивались марши и фестивали, люди праздновали его всем городом.

Работниками этой профессии гордились, ведь они покоряют неизведанные морские глубины и защищают нас. Сами же представители всегда отличались высокой моральной нравственностью, дисциплинированностью, закалкой, всегда выручали товарищей по судну.

Что же так притягивает молодых людей в этой профессии? Каждый год, заканчивая школу, очень много юношей поступают в высшие морские заведения, после чего выходят оттуда профессионалами, полные энергии и сил для работы. Желаний для покорения морей, океанов и рек очень много – в водной глади всегда было очень много романтики, о море слагались стихи и книги, а путешествия по неизведанным морям и заграничным землям привлекло не одно поколение юношей нашей страны.

Тем более что для этого у нас есть достаточно большие возможности – количество грузовых, торговых и пассажирских судов по стране очень большое, а морских и речных путей еще больше. И каждый желающий отдаться профессии сполна, может попробовать себя в этом деле, набраться опыта, посвятить этому жизнь.

Безусловно, этого дня ждут все представители этой профессии:

  1. Судоремонтники;
  2. Судостроители;
  3. Работники портов;
  4. Моряки торговых и пассажирских кораблей;
  5. Рыбаки.

Этот очень масштабный праздник, ведь в Украине достаточно много портов, как речных, так и морских. Главное речной магистралью считается Днепр, а Ильичевск, Южный, Одесса и прочие прибрежные города считаются главными торговыми морскими портами страны.

Очень много жителей Украины решили посвятить себя морю и его покорению, потому очень важно, чтобы традиции его празднования поддерживались в стране каждый год.

Дата празднования дня работников речного и морского флота в 2017 году – 2 июля и как всегда города будут охвачены торжеством.

Поздравление морских служащих

Довольно часто в этот день устраиваются разнообразные праздники. Концертные программы с приезжающими в этот день звездами эстрады, ощущение праздника и традиционный вечерний салют – вот как в этот день проявляется уважение к профессионалам морского флота. В 2017 году, вы наверняка встретите представителей морского и речного флота в их торжественно парадной форме идущих со своими женами и девушками.

Также устраиваются разные конференции и церемонии и тренинги по повышению квалификации. Особенно отличившимся на службе морякам выдаются почетные грамоты, премии и самое главное – звание и продвижение по службе.

Представителям морской профессии посвящено немало песен и стихотворений, которые очень популярны в этот день. На этот праздник можно найти немало интересных сувениров и полезных вещей на морскую тематику: ключницы, чашки, дизайнерские компасы, наборы из рюмок для моряков и другие подарки, которые порадуют моряков.

Также за несколько дней/недель до праздника, в магазинах и ларьках своего города вы найдете открытки с поздравлением на день морского и речного флота – выбор очень большой.

Морской и речной транспорт - одна из важных и надежных отраслей экономики многих стран.

День работников морского и речного флота - профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый каждый год в первое воскресенье июля. И в 2019 году этот праздник выпадает на 7 июля.


Виновники торжества

День работников морского и речного флота учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».


Труженики голубых магистралей всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны. И, безусловно, своим трудом они заслужили собственный праздник День работников морского и речного флота.

Приятно, что традиции, складывающиеся на флоте веками, не только живы сейчас, но и развиваются, крепнут, приумножаются. Морской и речной флот и сегодня остаются важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России.

Создание Российского флота

День работников морского и речного флота - прекрасный повод вспомнить историю.


Дата создания Российского флота - 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора.


11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).


За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.


Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф.П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

После кончины Петра I, в 1725 году, постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 году: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.


Главком военно-морских сил России адмирал Владимир Масорин сообщил о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации.


Первый рывок создания флота начался в 80-х годах XIX века, когда российское руководство приняло решение о создании флота на Тихом океане - для защиты восточных рубежей России и поддержки ее влияния в регионе. Недостаточная концентрация усилий, несбалансированность программ в сочетании с общей технической отсталостью страны и некомпетентным руководством привели к поражению российского флота в войне 1904-1905 годов с Японией, главные силы флота которой были оснащены новейшими кораблями, построенными на британских верфях.

После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.


11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике v 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов).

Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий.

Мы сердечно поздравляем тружеников голубых магистралей с праздником, с Днем работников морского и речного флота!

Вода - стихия, без которой жизнь на Земле невозможна! Реки, моря, океаны не только снабжают нас пищей и водой, но и обеспечивают экономическое развитие страны. Миллионы людей и грузов переправляются по воде. А осуществляют эти путешествия специалисты высокого класса. Свой профессиональный праздник - День работников морского и речного флота - они отмечают в первое воскресенье июля. Ежегодно на протяжении двух столетий эти храбрые люди получают поздравления и добрые пожелания от правительства, родственников, друзей и пассажиров. Проявите внимание и подготовьте речь заранее своему моряку!

Экскурс в историю

Великий Петр I создал и утвердил Российский Азов по его приказу стал главным портом страны. Отсюда и начался длинный и успешный путь русских морских судов. на деньги населения, собранные государством. Каждый вложил частицу в это нужное и важное дело. За тридцать лет флот преобразился до неузнаваемости: десятки мощных галер, фрегатов, бригантин. А главное - храбрые и мужественные работники, которые, не жалея себя, продвигали, приумножали флот.

Праздник День речного флота еще сравнительно молод. По указу главы Верховного совета СССР отмечается он 1988 года. Ежегодно устраиваются парады, торжественные мероприятия, на которых присутствует множество людей. Ведь до сих пор почти каждый мальчишка мечтает стать капитаном корабля и отправиться в увлекательное путешествие.

Сила и мощь

На сегодняшний день российский флот - мощнейший в мире. В этом заслуга государства, капитанов, простых ремонтников и всех, кого касается эта профессия. Люди, посвятившие жизнь работе на «мокрых» магистралях страны, добрые, храбрые и отзывчивые. Всегда готовы прийти на выручку, протянуть руку помощи. Они, словно братья и сестры, стоят плечом к плечу и не бросят товарища в беде. В этой отрасли существуют свои поверья и традиции, которые соблюдаются многие десятки лет.

Приготовьте поздравление с Днем речного флота заранее, чтобы произнести его с выражением и не забыть слов!

Пусть всегда счастливый ветер

Зависает в парусах.

А слезы появляются

Только от смеха на глазах.

Причал пусть всегда вас встречает,

Теплом и уютом, добром,

А я от души поздравляю,

С Днем флота, торжественным днем!

Карьерного роста желаю,

Попутного ветра всегда,

Пусть время медленней мчится,

Впустую не проходят года!

Такие пожелания можно выразить родным людям и просто знакомым в День речного флота.

Студенты, абитуриенты

Многие с детства одержимы идеей посвятить свою жизнь водным гладям. Но, отучившись в специальных вузах, специалисты предпочитают работать на берегу. Лучшие учебные заведения открывают свои двери абитуриентам. Желающих получить элитную профессию множество. Обучение проходит интересно, но бывает и сложно. Конечно, практика - это основа программы. Используются специальные суда, полностью укомплектованные для обучения молодых специалистов и выхода в открытое море. Поэтому праздник День работников речного флота касается и их. Студенты с удовольствием отмечают этот праздник, поздравляют преподавателей веселыми выступлениями.

Добрые слова

Профессиональный праздник для настоящих моряков важнее собственных именин. Они заранее готовятся к этому событию. Если в вашем окружении есть человек, которого касается День речного флота - поздравьте его от души.

Праздник людей смелых и отважных,

На море или реке - не важно,

Службу трудную несут,

Паромы, корабли плывут

Благодаря стараньям их,

Наших бравых и родных.

Пусть сопутствует успех,

Звучит пусть на работе только смех.

Карьерного роста и ветра попутного.

Мы знаем, бывает трудно вам!

Ведь вы никогда не сдаетесь,

Речниками гордо зоветесь!

С водой вы повязаны навсегда,

Это ваша стихия, опора, работа!

Такое поздравление можно записать в красивой открытке и вручить близкому человеку в День речного флота. Открытку можно сделать собственными руками в виде аппликации или рисунка. В этот день приятно получить такой подарок и внимание.

Веселье

Первое воскресенье июля - замечательный теплый день. Погода стоит прекрасная, можно устроить пикник на природе, конечно же, возле водоема. Пригласите друзей и устройте веселую вечеринку. Хороший повод для такого гулянья - День работников морского и речного флота. Поздравления, конкурсы, викторины подготовьте заранее. Вкусная еда, теплая вода и хорошая компания - вечеринка пройдет на ура! Скажите теплые слова в адрес людей этой профессии. Ведь они все - одна дружная команда. Вот с кого нужно брать пример. Никогда не бросят в беде ни на суше, ни на воде. С их помощью успешно развивается экономика страны, миллионы пассажиров совершают безопасные путешествия.

Отмечайте все праздники весело, пусть серые будни забываются в такие дни. Приложите фантазию, старания и повеселитесь от души!

День работников морского и речного флота — профессиональный праздник рабочих морского и речного флота, который отмечается ежегодно в первое воскресенье каждого июля с 1981 года. 1 июня 2018 года является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей.

День работников морского и речного флота: история праздника

В Советском Союзе День военно-морского флота был установлен Указом Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПБ 22 июня 1939 года. День Военно-морского флота СССР отмечался в последнее воскресенье июня ежегодно с 1939 года.

Работники советского торгового флота, в том числе матросы, не имели собственного праздника, тем не менее, День советского флота, который отмечался в последнее воскресенье июня, считался днем всех рабочих советского флота в Черноморском морском пароходстве в 1970-х годах.

У Черноморского морского пароходства были свои причины отмечать его из-за того, что корабли этой судоходной компании занимали самую большую долю в доставке военных грузов Советского Союза, включая кубинскую блокаду и другие перевозки в горячие места. Но коммерческие моряки не праздновали этот день, в последнее воскресенье июня, из-за того, что они не считали его собственным праздником.

День работников морского и речного флота: праздник после распада Советского Союза

В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, этот праздник сохранился в Российской Федерации и на Украине. По состоянию на 2000 год морские перевозки включали 10 крупных государственных и акционерных судоходных компаний и около 300 частных судоходных, 44 коммерческих порта, 146 причалов, принадлежащих коммерческим структурам, 13 верфей, 4 научно-исследовательских института и 2 проекта бюро, 3 морские академии, 6 колледжей и других организаций.

С 1996 года управление и надзор за сектором были главной задачей Министерства транспорта Российской Федерации и, в частности, его Морской администрации. Новый Код торгового мореплавания вступил в силу 1 мая 1999 года в России для замены Кодекса 1968 года, который применялся в советские времена.

В 1998 году российский торговый флот перевозил 36 млн. тонн грузов, что на 26% меньше, чем в 1997 году. В 1998 году российские судоходные компании вывезли всего 1,3 млн тонн, что составляло 4% от общего объема международных морских перевозок в объеме 32,5 млн тонн. Это было сопоставимо с тремя пятыми в 1997 году.

Сектор получил 4,3 миллиарда рублей, что эквивалентно более чем 500 миллионам долларов США в рамках программы «Возрождение торгового флота», утвержденной в 1993 году. В 1998 году морские судоходные компании получили 23 новых судна общим дедвейтом 800 000 тонн. Общий тоннаж в судоходных компаниях увеличился на 7%.

Российская судоходная отрасль действительно развивалась в течение двух лет после 2000 года, особенно в международной сфере. В 2001 году международные грузовые перевозки выросли до 270 миллионов тонн (с 240 миллионов в 1999 году). Примерно половина из них — нефть и нефтепродукты. В 2001 году общий объем поступлений в российскую судоходную отрасль составила более 1,3 млрд. долл. США, при этом чистая прибыль составила 300 млн. долл. США.

К 2003 году Россия заняла 22-е место в списке мировых ведущих морских держав, имея под своим флагом флот 7,7 млн ДВТ к 1 января 2003 года. К этому времени общее количество морских транспортных судов под российским контролем составило 1117 единиц от общей мощности до 11,9 млн. ед. Эта цифра включала 58,3% тоннажа, пролетавшего с иностранными флагами. В 1992 году это число составило 18,4%.

День работников морского и речного флота: состояние морского флота России

Государству принадлежат пять атомных и двух дизельных ледоколов, экологические и гидрографические корабли, а также флот судов для углубления морского или речного дна. Большинство российских кораблей были построены в советское время, а их средний возраст составляет около 20 лет. Иностранные флоты обычно на 4-5 лет моложе.

Около 34% судов речного флота устарели для использования, но они все еще работают на внутренних водных путях. Россия обладает крупнейшим в мире средним грузовым флотом, способным осуществлять как внутренние водные, так и морские маршруты.

Такие небольшие суда с грузом от 4000 до 6000 тонн пользуются большой популярностью среди европейских чартеров. Речно-морские суда работают на международных линиях по Балтийскому, Каспийскому, Черному и Средиземноморскому маршрутам.

День работников морского и речного флота: значение водного транспорта и работников для развития экономики

Водный транспорт является важным компонентом транспортного комплекса республики. Работники речного флота вносят большой вклад в развитие экономики и социальной сферы, пассажирские перевозки, туристическую деятельность, расширение торгово-экономического сотрудничества между российскими регионами и зарубежными странами.

Их знания и опыт обеспечивают развитие водного транспорта стратегической сферы экономики. В сложных условиях они отвечают за ответственные задачи, каждый год отправляют в места назначения тысячи пассажиров, сотни тысяч тонн товаров. Быть рабочим флота — означает сохранять и соблюдать традиции, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство.

Работники речного флота сейчас играют важную роль в развитии строительной и дорожной промышленности. Благодаря полному профессионализму, опыту и ответственности экипажи кораблей, специалисты флота и работники береговой службы вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие России.

00:01 — REGNUM

Сегодня, 1 июля, в России отмечают День работника морского и речного флота. Президиум Верховного Совета СССР постановил в 1980 году отмечать профессиональный праздник в первое воскресенье июля.

Основы управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства страны были заложены в июле 1924 года, когда было образовано Акционерное общество «Совторгфлот». В его ведение перешли не только транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и акционерным обществам, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1925 году под флагом «Совторгфлота» ходили 128 пароходов. Централизация позволила увеличить грузоперевозки в полтора раза. Постепенно флот стал пополняться новыми кораблями и к апрелю 1941 года имел уже 870 судов.

В годы Великой Отечественной войны транспортные суда совершали тысячи рейсов и выполняли боевые задачи в составе судов военно-морских баз. За это время советский транспортный флот перевез около 100 млн тонн необходимых стране и фронту грузов. Однако в период войны отрасль потеряла 380 судов, было разрушено было ста портов и портпунктов, а также судоремонтных предприятий.

Тем не менее в 1965 году морской транспортный флот СССР составил уже 1187 судов и вышел на шестое место в мире. В 1970—1980‑е годы в состав транспортного флота вошли сотни специализированных судов, были построены специализированные береговые комплексы. Большое развитие получили новые методы организации труда и управления отраслью с помощью автоматизированных систем. Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний мира и стал членом ряда международных организаций.

В 1990-х годах после распада Советского Союза отрасль оказалась в кризисе. Чтобы обеспечить потребности России в перевозке грузов и перевалке их в портах, правительство приняло в 1993 году Программу возрождения торгового флота России.

Внутренний водный транспорт сейчас представляет сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входит речной флот, инфраструктура внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, промышленные предприятия, судостроительные заводы и туристические компании. По протяженности внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги — 101,7 тыс. километров. При этом порядка 80% водных путей являются безальтернативными для возможности доставки грузов и пассажиров.

День работников морского и речного флота отмечают не только в России, но и на Украине. В Белоруссии — День работников водного транспорта.