Понятие городской агломерации. Как происходит формирование городской агломерации? Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

Агломерация - тесное скопление ряда населенных пунктов, преимущественно городов и поселков городского типа, имеющих общие промышленные, экономические, транспортные, культурные взаимоотношения.

В рамках утвержденной в 2005 году схемы территориального планирования Ростовской области на Дону сформированы три агломерации (См. основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области») .

При этом в федеральном законодательстве не предусмотрено, что в нашей стране могут существовать такие объединения, и пока полностью непонятно, кому в дальнейшем регулировать развивающиеся процессы.

1.Основные признаки и виды агломераций

В мировой практике различают два основных типа агломераций: моноцентрические с одним крупным городом и полицентрические (конурбации) сразу с несколькими крупными доминирующими городами. С появлением этого термина в широком ходу многие путают агломерацию с городом. На самом же деле агломерация представляет собой объединение, большее, чем город, но меньшее, нежели регион или область. При этом далеко не все города-соседи подпадают под данное определение.

К основным признакам агломерации относятся:

а) Регулярное совершение местным населением поездок из одного города в другой в трудовых, культурных, учебных, досуговых целях (гражданин живет в Азове, а работает в Ростове, ростовчанин в летние месяцы регулярно выезжает на Соленое озеро, расположенное на территории Батайска и т. д.).

б) Полуторачасовая транспортная доступность от самого удаленного населенного пункта агломерации к городу-ядру.

в) Наличие у городов совместно используемой развитой транспортной, коммунальной, промышленной инфраструктуры.

г) Наличие аэропорта, крупного железнодорожного узла, морского или речного вокзала, которыми пользуются сразу все города.

2. Агломерации Дона

а) Самой известной и крупнейшей в области является .

б) Восточно-Донбасская агломерация. Площадь - 13734 кв. км, где проживает 271,5 тыс. сельчан и 758,5 тыс. горожан. Опорный центр - Шахты, непосредственно соприкасающийся своими границами с Новошахтинском и Красным Сулином. Три этих города образуют ядро Восточно-Донбасской агломерации. Остальные территории поделены на урбанизационную и дезурбанизационную зоны.

Урбанизационная зона, граничащая в западном направлении с Украиной, северном - рекой Северский Донец, восточном - Восточной обходной дорогой и южном - , отличается тесным скоплением городов и поселков городского типа: гг. Гуково, Донецк, Каменск Шахтинский, Зверево, пос. Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский. Основные объемы промышленности представлены проблемными объектами угольной отрасли, зародившейся здесь два столетия назад. Дальнейшее развитие территорий предполагается осуществлять за счет привлечения инвесторов. Кроме того, возлагается надежда, что на твердое топливо возрастет спрос и историческая отрасль получит мощный стимул для возрождения.

Дезурбанизационная зона характеризуется отсутствием условий для развития городов и, напротив, наличием приоритетных условий для сельского хозяйства, добывающей промышленности, отраслей рекреации и туризма.

в) Волгодонская система расселения. Общая площадь территории - 15848 кв. км, численность населения - 450,3 тыс. человек, из них 43,4% проживает в Волгодонске, 18,8% в небольших городах: Константиновске, Морозовске, Семикаракорске и Цимлянске, 37,8% приходится на сельские поселения: Волгодонский, Дубовский, Мартыновский, Морозовский, Семикаракорский, Цимлянский, Константиновский и Зимовниковский районы.

Основным преимуществом местной промышленности является географическая близость крупнейшего поставщика энергетических ресурсов - Волгодонской АЭС. Одна из особенностей Волгодонска - отсутствие дефицита рабочей силы вследствие низкого уровня занятости, что не свойственно многим городам. Причем, тенденция обещает сохраниться даже к 2025 году в случае оптимистичного развития событий. Но при этом сельское хозяйство начнет переживать нехватку рабочих кадров.

Большие надежды возлагаются на агропромышленный комплекс и перерабатывающие предприятия. Преимущества сельчан - благоприятные климатические условия для растениеводства, скотоводства и рыбоводства. При этом местный АПК располагает сетью перерабатывающих предприятий (молокозаводов и мясокомбинатов), способных успешно наращивать показатели. Предполагается, что впоследствии сельское хозяйство должно не только полностью обеспечивать собственную потребность в мясной и молочной продукции, но и стать одним из главных поставщиков мяса и молока в .

По оценкам ряда специалистов, Волгодонскую систему расселения пока что нельзя назвать агломерацией, поскольку между муниципальными образованиями отсутствуют тесные социально-экономические связи. Одновременно этот же фактор считается главной болевой точкой территории. Основной его причиной является необустроенность и низкоэффективное использование инфраструктуры (По материалам документов администрации Ростовской области).

Факт из жизни

Стоимость строительства ростовского торгового комплекса «Икея» составила около 140 миллионов рублей. При этом инвестор оказался вынужденным вложить еще 18 миллионов долларов в строительство автомагистрали, подключение к трансформаторной подстанции и т. д.

Согласно международной практике, затраты предпринимателя на развитие инфраструктуры должны составлять 5-8% от стоимости строящегося объекта.

3. Предпосылки формирования агломераций в России

В советские времена агломераций как межмуниципальных объединений практически не существовало. Исключением являлись преимущественно территории курортных регионов - «Большой Сочи», «Большая Ялта». После распада СССР начались социально-экономические процессы, обуславливающие формирование таких единиц.

В качестве главного социального фактора можно отметить резко снизившееся влияние государства на демографические процессы, в свою очередь объясняющееся проводимой приватизацией жилья, «послаблением» паспортно-визового режима, резким контрастированием уровня жизни в различных населенных пунктах. Как, например, констатировал еще в 2002 году директор Института Кеннана, один из известнейших славистов США Блэр Рубл: «В 1990-е годы роль государства ослабла, и россияне начали мигрировать. Зачем жить в Магадане, когда можно жить у Черного моря?» (См:. Интервью директора Института Кеннана, одного из известнейших славистов США Блэра Рубла «Россия идет по иному пути, чем весь остальной мир»).

Последовавший в середине нынешнего десятилетия интенсивный подъем экономики форсировал непропорциональное развитие городов и территорий - как в целом по стране, так и внутри регионов. Граждане, проживающие в крупных городах, отличались значительно большим уровнем достатка, в то время как жизненный уровень их соседей из небольших населенных пунктов, зачастую расположенных в нескольких десятках километров от города-ядра, был на порядок ниже. В результате дополнительно активизировались миграционные процессы.

При этом стоит добавить, что во многих крупных городах наблюдался дефицит рабочий силы: «Если Всемирный банк прав, и через 20 лет России будет не хватать 16-20 млн. рабочих рук, то тогда нужны мигранты. Мигранты чаще всего поселяются в больших городах, это означает, что люди разных этносов поселяются по соседству, и это вызывает проблемы. Люди, которые не испытывают особо дружественных чувств друг к другу, живут рядом, и это приводит к опасности социальных взрывов. Для США, Канады, Бразилии сосуществование этнических меньшинств в городах нормально и привычно, но для России это нечто новое».

Вместе с тем, крупные города, особенно мегаполисы, располагая высоким инвестиционным потенциалом и большими финансовыми возможностями, как правило, исчерпали свои земельные ресурсы.
В частности - им негде строить новое жилье. В результате им остается осваивать дефицитные пустыри, а также сносить под будущие стройплощадки ветхие дома - вместо ведения более эффективной масштабной застройки свободных территорий.

При этом преобладающей в крупных городах точечной застройке зачастую препятствует инфраструктурный дефицит. Эксплуатируемые городские коммуникации рассчитаны на значительно меньшее число потребителей. Более серьезные проблемы в этой связи испытывают инвесторы, желающие построить крупные промышленные предприятия. Помимо дефицита земельных и энергетических ресурсов, которые нужны фабрике или заводу в большем объеме, нежели жилому дому, им необходима развитая дорожно-транспортная инфраструктура для успешного вывоза продукции.

4. Социально-экономический эффект

Как уже показала практика, агломерационные проекты пользуются большим интересом в деловых кругах и среди ряда потенциальных инвесторов, желающих войти в регион (См. краткий обзор основных агломераций Южного Федерального округа на официальном сайте союза промышленников и предпринимателей ЮФО). Таким образом, проводимая государством политика может решить следующие проблемы:

а) Расширить и модернизовать существующую между городами транспортную инфраструктуру (строительство новых автомобильных и железных дорог), что сделает крупные центры для жителей малых населенных пунктов более доступными. В результате население агломерации перестанет стремиться жить в городах-ядрах постоянно, что поможет частично решить проблему равномерного расселения граждан.

б) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит обустраивать на свободных территориях специальные промышленные зоны. У приходящих инвесторов отпадет необходимость вкладывать колоссальные инвестиции в сети и дороги, что начнет способствовать подъему промышленности, созданию новых рабочих мест для всей агломерации.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А. А. Крубера, и «аггломерация» М. Г. Диканского, и «экономический город» В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н. В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е. Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е. Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю. Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района».

Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.

Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.

Вконтакте

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские;
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.

Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
  • от 5 и более поглощенных спутников;
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
  • общая инфраструктура;
  • логистическая сеть;
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.

Формирование городской структуры

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская;
  • Санкт-Петербургская;
  • Ростовская;
  • Самарско-Тольяттинская;
  • Нижегородская;
  • Новосибирская;
  • Екатеринбургская;
  • Казанская;
  • Челябинская;
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:

  • увеличение рабочих мест;
  • рост благосостояния населения;
  • сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
  • культурный рост населения;
  • развитие рыночных отношений;
  • упрощение логистических связей;
  • ускорение всех экономических процессов на территории.

Недостатки агломераций заключаются в:

  • большой растянутости коммуникаций;
  • снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
  • затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
  • упадок сельскохозяйственной промышленности;
  • загрязнение окружающей среды;
  • миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
  • сложности в управлении.

Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.

Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?

Вывод

Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плот­ность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффектив­ному взаимодействию

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички боль­шого города, который, становясь центром агломерации, созда­ет систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развиваются наука и конструкторско-проектное дело, сосредо­точиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «про­фессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями, целиками

Основные свойства и особенности агломераций. Будучи зако­номерным результатом эволюции расселения, постгородской ста­дией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) - географически выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости.

Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района». Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.