Критерии современного урока в условиях внедрения фгос. учебно-методический материал на тему

«Нестандартные уроки» - Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов. Изменения, происходящие в образовании: Основные подходы: Конаржевский Ю.А. Н.И. Субботин, 2009 год.

«Самоанализ урока» - Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Методы обучения. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Самоанализ урока. Виды уроков. Как соотносятся между собой на уроке целевой, содержательный и технологический компоненты?

«Задачи занятия» - Требования к постановке задач занятия: Цель: оказание помощи педагогам в конструировании задач учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей. Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков). Способностей и задатков ребенка).

«Анализ урока в школе» - Урок-игра. Анализ урока. Какая общая оценка урока. Какое настроение. Краткий, комплексный, аспектный. 12. Сформировать умение осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… Сформировать умение воспроизводить полученные знания. Урок проверки и оценки знаний. Урок-конференция. Урок коллективного анализа к/р.

«Я иду на урок» - Do you speak English? Литература. От моего дома до школы 5 км. У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. Звенит звонок на урок. Я прихожу в школу. Алгебра. Русский язык. Мы учим параграфы и слушаем объяснения учителя. История. Изо. Расписание. Путь вычисляется по формуле S = V · t.

«Урок знаний» - Нетрадиционные формы урока: Структура и типология современного урока. Типы и виды уроков по м.И. Махмутову: Комбинированный урок. Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района. Классические типы урока: На нем решается несколько дидактических задач. Структура урока формирования умений и навыков:

Всего в теме 30 презентаций

Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведения.

Форма проведения: технология деятельностного метода.

Для проведения педсовета участники делятся на 4 группы так, чтобы в группе были учителя, преподающие разные предметы.

Вступление

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.

Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.

Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?

Тема сегодняшнего педсовета “Критерии эффективности современного урока”. Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.

Сегодняшний педсовет мне хочется начать словами человека, который считается ярым реакционером и консерватором, человека, которого ненавидели вольнодумцы всех времён – словами обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева. В самом конце XIX века он написал, на мой взгляд, блестящую работу о школе, работу, которая никогда не была опубликована, работу, которая вскрывает многие проблемы школы современной, и саму её суть.

“Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.

Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.

Учитель должен помнить “…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением”.

Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

Надобно приобрести задатки действительного знания и вынести из школы и желание и способность дальше воспитывать его в себе,- написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

В конце XIX века Константин Петрович Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: “ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное”.

И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

И опять обратимся к словам обер-прокурора: “Мы склонны приписывать действенную силу методике обучения. Но применение той или другой методики может иметь лишь одно механическое действие, если ученик не понимает, зачем ему тот или другой урок”.

Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.

Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.

Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.

А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.

К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.

Очень часто мы на уроке говорим “вы должны”, “вы обязаны”. Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.

Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

Что же делать?

Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

1. Физиологическая безопасность:

  • проветренный класс,
  • хорошее освещение,
  • достаточная кубатура,
  • сытость,
  • выспавшиеся,
  • здоровые.

2. Психологическая безопасность:

  • потребность в принятии,
  • уменьшение страха и стресса.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+.

Другой наш бич – инфантильность детей.

Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.

Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.

Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.

Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях, эмоциях…

Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…

Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)

Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:

  • кинестетики,
  • визуалы,

разным видам способностей:

  • рациональные,
  • эмоциональные,
  • интуитивные,
  • деятельностные.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.

Почему? Колоссальная избыточность материала.

Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности.

Есть “кнут”, мало “пряников”.

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету.

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

  • возбудить интерес,
  • пробудить желание,
  • побудить к действию,
  • придумать изюминку урока,
  • урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Инициативная активность

Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.

Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять:

Быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой,

Способность действовать с полной затратой усилий,

Способность доводить начатое до конца,

Способность удерживать отдаленную цель.

Вопрос учителям.

Как это сделать?:

Соревнование,

Проблемность,

Смена деятельности,

Парадоксальность заданий,

Физминутки.

Соблюдение принципа контрастности.

Поощрение.

Обращение к личному жизненному опыту.)

Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…

Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

2. Организационно-практический Как?

3. Контрольно-оценочный Что в итоге?

Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей, а они не всегда совпадают с целями учеников.

Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)

Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Вопрос учителям.

Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?

Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.

Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.

Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для:

  • диагностики,
  • констатации,
  • стимулирования а также функция,
  • регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей).

Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…

Как её организовать:

  • взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
  • самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,
  • сопоставление индивидуальных ответов,
  • работа под копирку,
  • работа без ошибок, но с отметкой,
  • работа без отметки, но с ошибками,
  • работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя

Общие положения

1.1. Цель конкурса:

стимулирование педагогического творчества и поддержание инновационных процессов в системе образования Кировского района;

1.2. Задачи конкурса:

Выявление творчески работающих педагогов Кировского района;

Выявление новых образовательных технологий, инновационных методов обучения и воспитания;

Развитие новых форм профессионального взаимодействия;

Распространение передового педагогического опыта победителей, лауреатов и дипломантов конкурса.

Условия конкурса

2.1. К участию в конкурсе допускаются учителя всех видов ОУ Кировского района Санкт-Петербурга, независимо от профессионального стажа и квалификации.

2.2. Конкурс проводится внутри предметно-методических объединений педагогов района. По решению оргкомитета конкурс может быть проведен по направлениям или циклам предметов.

2.3. Конкурс считается состоявшимся и проводится, если заявлено не менее 5 участников от МО.

2.4. Сроки проведения конкурса:

· прием заявок - с 16 января по 31 января 2017 года (включительно). Заявки принимают методисты районных методических объединений;

· открытые уроки проводятся в период с 1 февраля 2017 года по 15 марта 2017 года по графику, согласованному с методистом соответствующего методического объединения и утвержденному оргкомитетом;

Сроки могут быть изменены ввиду непредвиденных обстоятельств (карантин, болезнь педагога и др.).

2.5. Требования к содержанию материалов конкурса.

На конкурс предоставляются следующие материалы:

· заявка на участие в конкурсе «Лучший урок» (Приложение 1);

· фотография (размер не менее 10x15 см, в печатном и цифровом виде в формате jpg. размер не менее 3 Мп);

· после проведения урока конкурсант предоставляет методическую разработку урока не более 10 страниц печатного текста (текст формата А-4 в текстовом редакторе Word, 14 шрифт, Times New Roman, межстрочный интервал – 1, отступ 1.25, поля 2,5 см). Разработка может содержать таблицы, схемы, фото, рисунки, диаграммы (screenshot).

Все материалы представляются в электронном (CD-диск) и печатном виде.

Порядок проведения конкурса

3.1. Для проведения конкурса создается экспертное жюри в каждой номинации (далее жюри). В состав жюри входят методисты ИМЦ, учителя высшей квалификационной категории района, опытные учителя – победители ПНП «Образование», победители и лауреаты профессиональных конкурсов для педагогов.

3.2. Экспертное жюри конкурса посещает открытые уроки конкурсантов и проводит их экспертизу.

3.3. Экспертиза открытого урока проводится по критериям (приложение 2);

3.4. По результатам экспертизы жюри формирует рейтинг учителей в каждой номинации;

3.6. Победители, лауреаты и дипломанты конкурса награждаются дипломами.

Приложение 1

Заявка на участие в конкурсе «Лучший открытый урок»

Директор ОУ_________________(_______________)

Дата________________

Приложение 2

Критерии оценивания открытого урока

Конкурсное задание Критерии оценивания (баллы) Максимальная оценка по каждому критерию оценивания – 10 баллов
Проведение урока 1. Организационный момент учебного занятия: · подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм; · подготовленность оборудования, технического оснащения урока и т.п.
2. Целеполагание: · ясность и четкость постановки цели и задач; · взаимосвязь поставленной цели (задачи) с изученным ранее материалом; · взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация).
3. Доведение до обучающихся типа и формы занятия: доведение до обучающихся целесообразности выбора типа и формы занятия, учет их реакции и точки зрения на предложение учителя (например, диспут, защита проекта, урок-исследование, заочное путешествие, лабораторная работа, конференция, общественный смотр знаний, коллоквиум, традиционный урок и т.д.)
4. Мотивация обучающихся на занятии: · целенаправленно создание атмосферы заинтересованности при изучении темы; · ориентация обучающихся на удовлетворение личностно-ориентированных потребностей в пределах занятия
5. Организация учебной деятельности обучающихся а) характер учебных заданий, вопросов, упражнений: проблемный, исследовательский, репродуктивный, по образцу (в зависимости от задач); б) соотнесение речевой активности обучающихся и учителя в ходе занятия (в зависимости от типа урока)
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик»: · преобладание положительных эмоций учителя и обучающихся; · гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; · взаимодействие в освоении учебного материала в позициях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «группа-группа»
7. Методика, технология преподавания (через призму результативности учебных достижений обучающихся): · традиционные методы преподавания; · собственные оригинальные методические приемы; · использование инновационных педагогических технологий; · оправданность выбора методов, форм и способов обучения
8. Отбор и реализация содержания занятия: · соответствие содержания поставленным целям и задачам: научность, доступность, наглядность, необычность, новизна, занимательность учебного материала; · достаточность и содержательная целесообразность объема учебного материала
Осуществление самоанализа урока 9. Аргументированность выбора содержания, средств и методов обучения на уроке (методический и психолого-педагогический аспект).
Максимально 90 баллов
| следующая лекция ==>

Карта оценки эффективности современного урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Карта оценки эффективности современного урока (ФГОС)»

Карта

оценки эффективности современного урока (ФГОС)

Тема урока____________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

ФИО педагога_________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Критерии оценивания

Примечания (замечания, предложения)

1. Целеполагание . Цели урока заданы как передача функции от учителя к ученику

Перед обучающимися поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Целеполагание осуществлено совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся знают, какие способы деятельности они освоят и какими приёмами будут пользоваться.

2. Мотивация. Учитель на уроке формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.

Использованы эффективные стратегии мотивации: решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности (практико-ориентированная направленность урока).

Учитель показывает обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в практической деятельности.

4. Отбор содержания .

На уроке качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой.

5. Использование активных приемов организации деятельности обучающихся.

Учителем созданы условия, инициирующие деятельность обучающихся.

6. Построение каждого этапа урока по схеме : постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.

7. Отработка метапредметных (универсальных) способов учебной деятельности .

8. Наличие этапов самостоятельного получения знаний обучающимися.

9. Организация парной, групповой работы .

Каждый ученик развивает коммуникативные компетенции и осваивает нормы работы в коллективе.

10. Решение коммуникативных задач урока.

Учитель владеет технологией диалога, обучает детей ставить вопросы , обучает корректным формам выражения собственной позиции..

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как способов рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

На уроке даются задания и критерии самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

12. Результативность урока.

Результат урока достижим, является объектом контроля, обеспечена диагностика личностных, метапредметных, предметных результатов как целевых установок урока.

13. Создание психологически комфортной среды.

Учитель выступает в роли управленца, инициирующего действия учащихся, а сами обучающиеся являются активными субъектами деятельности. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества. На уроке осуществляется позитивное личностное взаимодействие «учитель - ученик».

Примечания

    За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – проявляется в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов.

    Возможно при оценке эффективности урока определить только его уровень: урок проведен на высоком уровне, низком, среднем, достаточном.

Ботагоз Байданова
Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Выполнила :

учитель начальных классов

Байданова Б. Р.

г. Ханты – Мансийск

1 СЛ. КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО .

2 СЛ. «Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский.

3 СЛ. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления . Сегодня уже всем ясно : в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования , предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым , современным!

Исходя из требований времени , меняется подход к современному уроку .

4 СЛ. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны : анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

5 СЛ. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке . Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

6, 7 СЛ. Выделяют три постулата современного урока :

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим , характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным , характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок .

К современному уроку выдвигается ряд общих требований , выполнение которых повышает эффективность уроков , а значит и качество образования.

Как проходил обычный урок ? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока .

Объём написанного учениками в тетрадях.

Количество выставленных ученикам отметок.

Количество упражнений, выполненных за урок .

Устная или письменная форма выполняемых заданий.

Однотипность или разнотипность содержания урока .

Наличие традиционных этапов урока .

Распределение времени по различным этапам.

Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

Использование для работы на уроке учебника .

8 СЛ. Характерная особенность современного урока - активная , самостоятельная учебная деятельность учащихся.

9 СЛ. КРИТЕРИИ Результативности УРОКА

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока :

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока , применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам» .

10 СЛ. Методы и формы современного урока

1. Метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее . Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков . Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет :

Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Овладевать практическими способами работы с информацией;

Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации) .

Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека) ; создание благоприятного психологического фона на уроке ; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются :

Повышение качества образования в школе;

Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

Систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

Формирование адекватной самооценки у обучающихся;

Формирование умение учиться - ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

Создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

11 СЛ. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.

Дети, работая группами :

Решают, составляют задачи,

Ищут наиболее рациональный способ решения;

Составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

Пишут продолжение рассказа;

Разгадывают кроссворды, головоломки.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы : групповую, парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик» . В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения : как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

Полное внимание к однокласснику;

Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Групповая форма работы имеет множество плюсов : ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок , на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока . Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами .

Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности :

Урок – игра ,

урок – экскурсия ,

урок – исследования и др .

12 СЛ. Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока , его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока . Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.