Тест по экологии биосфера. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс)

» 11 профиль

Вариант №1

1.Определите, верно ли данное утверждение.

1.Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

4. Растительноядные животные являются консументами 2-ого порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

6. К продуцентам относятся только зелёные растения.

7. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических

8. Биосфера включает в себя всю литосферу.

9. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.

10. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

2. Выбрать правильный ответ:

1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором являются: а) свет; б) температура; в) влажность ; г) давление.

3. Международный список редких и исчезающих видов называется: а)чёрным списком; б) красной книгой; в) белыми страницами; г) памятником природы.

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более: а)90% биомассы ; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-ого порядка; г) консументы высших порядков.


6.Участок территории суши или акватории , где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

7.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

8. Основную массу живого вещества биосферы составляют: а) животные; б) бактерии; в) растения; г) планктон.

9.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более: а) 1% энергии; б) 10% энергии; в) 90% энергии; г) 100% энергии.

10. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3.Чем отличаются: а) биом и биогеоценоз; б) сообщество и экосистема.

4. Приведите примеры антропогенного фактора. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия.

Тест по теме: «Основы экологии. Учение о биосфере» 11 прф

Вариант №2

1. Определите, верно ли данное утверждение:

1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергией на каждом пищевом уровне.

3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 1-ого порядка.

5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10% энергии.

6. Любой живой организм- это закрытая система.

7. Консументы используют энергию, накопленную продуцентами.

8. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

9. Отношения муравья и тли - это пример межвидовой конкуренции.

10. Взаимоотношения берёзы и подберёзовика - пример симбиоза.

2. Выбрать правильный ответ:

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется: а) оптимальным; б) ограничивающим; в) неблагоприятным; г) летальным.

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3. Участок суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее: а) 90% биомассы; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) конусменты; г) консументы высших порядков.

6. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там: а) мало кислорода; б) мало света; в) низкая температура воздуха; г) располагается озоновый слой.

7. Экология – это наука, изучающая: а) влияние загрязнения на окружающую среду; б) влияние загрязнения на здоровье человека; влияние деятельности человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей средой.

8. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растения; г) растительноядные животные.

9.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

10 Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

3.Перечислите основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биогеоценозе.

4. Как происходит смена сообществ? Назовите типы сукцессий.

Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1.

2. а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4.

5.


6. Живое вещество - это:


7.

8.



9.

10. Ноосфера - это:

11.

12.

13.

14. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется: а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

15.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

16.

а) жизнь;

17.

18.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

19.

10.

20.

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

21. Учение о биосфере было создано:

22.

23.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

24.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

25.

26.

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

27.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

28. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

29.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) нет ответа.

3. Границы биосферы определяются: а) наличием воды в жидкой фазе; д) степенью солености воды;

б) благоприятным температурным режимом; в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа;

4.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5.


6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

7.

а)нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в)гранит, базальт; г)растения, животные, бактерии, грибы.

8.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9.

10. Ноосфера - это:

Задание Б.

1.

2.

3.

(4.

5.

6.

8. Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Что входит в понятие «живое вещество»?

31.

32.

33.

34.

их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

36.

Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 1 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество - это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) сфера прошлой жизни; б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменениегазового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат. )

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане. (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты. )

Вариант 2 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

10. Эжен Леруа: а) создал учение о биосфере; б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»; г) был другом В.И. Вернадского.

Ответы: 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера - это живая оболочка Земли. Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера - это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения - влияние на формирование корневой системы. )

7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды. )

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность итого меньше. )

9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние - концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др. )

Вариант 3 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) Ч.Дарвином; в) Э.Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

7. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э.Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

(В.И. Вернадский. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

(Биокосное - вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, - почва. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы. )

9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс. )

Вариант 4 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы определяются:

а) наличием воды в жидкой фазе; ттб) благоприятным температурным режимом;
в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа; ид) степенью солености воды;
е) всеми перечисленными факторами.

4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) отсутствие элементов минерального питания;
в) неблагоприятный температурный режим; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

7. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт;
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) стадия разумной жизни; б) сфера разумной жизни; в) стадия развития биосферы; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - e; 4 - б; 5 - г; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - б; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

(Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

(Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

3. Что входит в понятие «живое вещество»? (Совокупность всех живых организмов биосферы. )

4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду - будут заметны пузырьки. )

6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

(Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения. )

7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

(Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза. )

(По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

(Негативное - изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных .)

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 1

1. Укажите почвы, характерные для зоны степей.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Желтоземы

2. Круговорот веществ на Земле происходит в:

А. Литосфере, биосфере, атмосфере.

Б. Литосфере, биосфере, гидросфере.

В. Литосфере, биосфере, гидросфере, атмосфере.

Г. Биосфере, гидросфере, атмосфере.

Тайга. Антарктическая пустыня. Саванна.

А. Подземные воды

В. Мантию

Б. Экваториальный лес

В. Широколиственный лес

Г. Тундра

А. Для растительности пустынь характерно преобладание верблюжьей колючки.

Б. Для степей характерно отсутствие древесной растительности.

В. Во влажных тропических лесах произрастают лиственницы.

Г. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность.

7. Разнообразие органического мира в океане зависит от:

А. Температуры водных масс

Б. Глубины

В. Сезона года

Г. Всех перечисленных причин

А. Бентос - это организмы, обитающие на дне.

Б. Почвы формируются при взаимодействии живых организмов, ветра, воды и горных

В. Самой ценной частью почвы являются минеральные соли.

Г. Растительная масса равномерно распределена по Земле.

I. Тропическая пустыня. II. Тундра.

Пингвины Песец Баобаб Мох Ландыш Саксаул Верблюд Белка Лемминг

(стрижи, лягушки, подзолистые почвы, торфяные почвы, березы, осоки).

Для природного комплекса «болото» характерны ____________________________ почвы. На болотах произрастают и водятся ___________________________________________________.

11. Если водные источники вашей местности бедны йодом, необходимым для нормальной жизнедеятельности организма человека, его можно восполнить потреблением:

А. Листвы плодовых деревьев.

Б. Сигарет.

Г. Морских продуктов.

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 2

1. Укажите почвы, характерные для лесной зоны.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Подзолистые

2. Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода происходит под действием:

А. Атмосферных осадков

Г. Крупных животных

3. При помощи стрелок установите соответствие между животными, изображенными на рисунке, и природными зонами.

Тропическая пустыня. Арктическая пустыня. Тропический лес.

4. В состав биосферы включают:

А. Облака

В. Земную кору

Б. Всю атмосферу

Г. Всю гидросферу

5. Укажите цифрами последовательность смены природных зон от экватора к Северному полюсу.

А. Саванны

В. Тропические пустыни

Г. Арктические пустыни

6. Укажите два верных утверждения.

А. Для растительности степей характерно преобладание верблюжьей колючки

Б. Для влажных тропических лесов характерны лианы

В. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность

Г. Для широколиственного леса характерны дубы и липы

7. Распространение природных комплексов на Земле зависит от:

А. Наличия водных объектов

Б. Особенностей горных пород

В. Количества осадков

Г. Всех перечисленных причин

8. Укажите верные утверждения.

А. Максимальное количество растительности приходится на влажные тропические леса

Б. Основным фактором формирования почвы является деятельность живых организмов

В. Нектон - это растительность осушенных участков реки

Г. Плодородие почвы - это ее способность обеспечивать питание растений

9. При помощи стрелок установите соответствие.

I. Антарктическая пустыня II.Тропический лес

Пингвины Морошка Айсберг Шимпанзе Попугай Лишайник Верблюд Лиана

10. Заполните пропуски, используя нужные слова

(травянистая, древесная, ковыль, береза, полынь, дуб, осина, саксаул).

Природный комплекс «лес» богат__________________________________________________ растительностью. Здесь можно встретить ___________________________________________, _______________________________________и ______________________________________.

11. Основным источником вредного угарного газа являются:

А. Камины

Б. Растения

Г. Выхлопные газы автомобилей.

Тестирование по теме «Биосфера» Вариант 1.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;

в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

5. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

6. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

7. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

8. Ноосфера – это:

а) сфера прошлой жизни б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

9. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

10.Организмы подразделяются на продуценты и консументы на основании:

а) скорости размножения

б) среды обитания

в) источника энергии

г) взаимодействия с другими организмами

В1. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ Группа организмов 1)автотрофы 2)гетеротрофы

    захватывают пищу путем фагоцитоза

Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

    синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Г) используют энергию солнечного света Д) используют энергию, заключенную в пище

А

В2. Выберите номера правильных ответов.

Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на

        1. сохранение и восстановление численности отдельных видов

Б)сокращение численности хищников в экосистемах

        1. создание агроэкосистем

Г) сохранение видового разнообразия

Д) предотвращение загрязнения окружающей среды

Е) внедрение новых видов в экосистемы

\ ,

Ответ:

С 1.Поясните,почему человечество обратилось к экологии для решения проблем сохранения жизни на Земле.

Тестирование по теме «Биосфера»

Вариант 2

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1. Биосфера – это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

3. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) живое вещество; в) правильного ответа нет.

4. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) радиация; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

5. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

6. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

7. Деструктивная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

в) разлагать вещества и вовлекать их в биологический круговорот;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы

8. К какой группе экологических факторов относится вырубка лесов?

1)абиотические

2) биотические

3) антропогенные

4) почвенно-грунтовые

9. Продуценты отличаются от консументов тем, что:

а) образуют органические вещества

б) богато представлены на втором, третьем, четвертом трофических уровнях

в)подразделяются на консументы и редуценты

10.По типу питания первые организмы были:

А)фототрофы;б)хемотрофы;в)автотрофы;г)гетеротрофы .

В 1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с процесса фотосинтеза.

    1. образование в клетках растений глюкозы

Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

    1. образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) использование органических веществ в процессе питания Д) образование крахмала в клетках

В 2. Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА Факторы среды 1)биотический 2)абиотический.

А)постоянство газового состава атмосферы

Б)изменение толщины озонового экрана

В)изменение влажности воздуха

Г)изменение численности консументов

Д)изменение численности продуцентов

С 1.Обоснуйте,что является главным условием сохранения устойчивости биосферы.

Ответы. Вариант1

1-г, 2-б,3-а, 4-в,5-в, 6-г,7-а, 8-б. 9-а, 10-в.

В1: 2,2,1,1,2.

В 2: А,Г,Д,

Вариант 2.

1-г,2-г, 3-б, 4-б,5-б, 6-б,7-в,8-3, 9-а, 10-г.

В1 Б,А,Д,Г,В.

В 2: 2,2,2,1,1,1.