Мчитесь вы будто. Михаил Лермонтов — Тучи: Стих

Читать стих «Тучи» Лермонтова Михаила Юрьевича невозможно без ощущения тоски и безнадежности, которым наполнено произведение. Эту работу поэт написал в 1840 году, пребывая в очередной ссылке. Тогда автор ощущал отсутствие взаимопонимания как в отношениях со внешней средой, так и в собственном внутреннем мире. Он чувствовал себя чужим. Поэт понимал, что не имеет возможности поступать так, как ему заблагорассудится. Он ощущал тот факт, что люди не всегда вольны управлять своей жизнью по своему усмотрению. Лермонтова терзали мысли о том, что иногда приходится подчиняться чужой воле и отрекаться от собственных правил. Именно эти размышления помогли этим стихам появиться на свет.

Текст стихотворения Лермонтова «Тучи» полон глубоких тропов. Именно с тучами автор сравнивает самого себя. Он придает им исключительно человеческие качества. Бедные тучи вынуждены двигаться «с милого севера в сторону южную» вопреки своим собственным желаниям. Это событие Михаил Юрьевич сравнивает со своей ссылкой, спрашивая себя, является ли это правительственным решением или происками судьбы? Своим главным персонажам поэт завидует. У них нет дома, нет рамок и законов. Они лишь движутся в неизвестном направлении, не думая ни о чем. Для них нет понятий времени и правил. В то время, как мир, который окружал Лермонтова приносил ему лишь тягостные ощущения. Вскоре после написания данного произведения, поэт был убит на дуэли.

Многие находят в работе скрытый подтекст. Они считают, что одной из ключевых мыслей стихотворения является отсутствие взаимопонимания между людьми и природными явлениями. Невозможно объединиться с невероятными стихиями. Ими можно лишь любоваться, как сторонний зритель. Автор обвиняет мир в том, что он не способен возвыситься, словно туча, над этой рутиной, сказав уверенное «нет» всем страхам, обидам и злобе. Произведение вызывает особый настрой, полный философских размышлений. Каждый находит в нем что-то свое, личное. Ведь все люди - индивидуальности, имеющие собственные пороки. Стихотворение рекомендуют учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть стихи полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи».

Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам - тучам?

Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству В.А. Соллогуба, Лермонтов слагал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом…

«Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

Этому стихотворению и посвящён наш урок.

Продолжаем знакомиться творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), проанализируем стихотворение «Тучи».

Рис. 1. П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г. ()

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за стихотворение «Смерть поэта» - отклик на смерть А.С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь распорядился назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери.

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март - апрель 1838. ()

Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.

Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).

Обратимся к стихотворению.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.

Прием инверсии помогает выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.

ИНВЕРСИЯ - необычный порядок слов в предложении.

Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.

СТРОФА - группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п.

ЭПИТЕТ - образное определение.

Эти средства языка помогают Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.

Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой .

МЕТАФОРА - употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.

Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» - горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей - что может быть страшнее?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

АНАФОРА - выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи - изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины - значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

АНТИТЕЗА - композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Список литературы

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - художник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

    Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

    1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
    2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
    3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …

У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи».
Стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими.

Лермонтов М. Ю. - «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно-холодные, вечно-свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Рубен Николаевич Симонов (20 марта 1899, Москва - 5 декабря 1968, там же) - российский актер и режиссер; народный артист СССР (1946), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР; один из самых ярких талантов отечественной сцены.

В течение тридцати лет Рубен Симонов был главным режиссером Вахтанговского театра (1938-1968) - именно ему вахтанговцы обязаны всеми своими успехами 1940-1960-х гг. На его счету более пятидесяти постановок, множество комедийных, драматических и героических ролей; он создал целый ряд театральных студий и как режиссер и профессор Высшего театрального училища им. Щукина воспитал не одно поколение актеров.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.