Заболоцкий воспитан природой суровой анализ. Анализ стихотворения Заболоцкого “Я воспитан природой суровой…”

Несколько лет в лагерях не сломили Заболоцкого – напротив, настроили его на философский лад. Свои идеи он облек в поэтическую форму. Краткий анализ “Я воспитан природой суровой” по плану поможет понять, что именно хотел сказать поэт своим современникам и потомкам. Использовать его можно на уроке литературы в 8 классе. Благодаря разбору ученикам будет проще понять материал.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.

Тема стихотворения – рассказ о родной природе.

Композиция – одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .

Метафоры “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты” .

Олицетворение “ручей, задыхаясь, поет” .

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Тема

Свое произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, ее неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это – родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа – это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа – это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики: с одной стороны автор описывает красоту природы, с другой же – говорит о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.

Оно написано анапестом с перекрестной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.

Средства выразительности

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Николай Алексеевич использует яркие и запоминающиеся тропы. Это:

  • Эпитеты – “суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .
  • Метафоры – “государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты” .
  • Олицетворение – “ручей, задыхаясь, поет” .

Все они работают на передачу идеи, которую автор вкладывает в свое стихотворение, на то, чтобы вызвать у читателя эмоциональный отклик. И Заболоцкому удается действительно передать все свои ощущения и эмоции.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 7.

“Я воспитан природой суровой…” Николай Заболоцкий

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая

лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющие и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение “Я воспитан природой суровой…”. В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки “Я воспитан природой суровой”, тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть “одуванчика шарик пуховый” или же “подорожника твердый клинок”, чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как “государство ромашек”, раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, “запрокинув лицо в небосвод”. Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.


Другие работы по этой теме:

  1. Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотво­рения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим...
  2. Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть...
  3. В тяжёлые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений....
  4. В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который...
  5. Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинако­во значимыми в ней...
  6. Тема детства играла важную роль в творчестве Заболоцкого. Часто действующими лицами его стихотворений становились мальчики и девочки разных возрастов. Иногда встречаются новорожденные младенцы или даже...

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»
Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения.
Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый.
Подорожника твердый клинок.
Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье». А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя. И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем. Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Поэт создает удивительную картину окружаю щею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.
охотной частичкой большого мира.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

СЕМЬ ЧУДЕС СЕРАФИМА САРОВСКОГО Серафим Саровский известен своими предсказаниями, он улавливал гулы грядущих перемен, был настоящим народным героем. Представляем вниманию несколько чудес, связанных с именем старца. 1. ТРИ ГОДА ПИТАЛСЯ ТОЛЬКО ТРАВОЙ Известно, что около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали только птицы и дикие звери. Приходившие к нему за духовным советом видели большого медведя, которого отец Серафим кормил хлебом из рук. 2. ДВАЖДЫ НАПАДАЛИ РАЗБОЙНИКИ В житие Серафима Саровского сказано, что однажды на него напали разбойники. Узнав, что к монаху часто приходят богатые посетители, лихие люди решили его ограбить. Во время молитвы в лесу они избили отца Серафима и обухом топора проломили ему голову. Саровский не сопротивлялся, хотя мог это сделать – тогда он был молодым и сильным. Никаких богатств разбойники не нашли. Отец Серафим чудом выжил, но после этого случая навсегда остался сгорбленным. Разбойников поймали, но по настоянию Саровского, их не наказали. 3. УГОЩЕНЬЕ ОТ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов отца Серафима обладали Саровская и Диеевская обители, где хранилось множество рукописей. Чудеса были самого разного рода. Например, протоиерей Василий Садовский вспоминал, как побывал вместе с архимандритом в дальней пустынке (ските), где находился Саровский. Увидев гостей, он обрадовался и сказал, что их нужно обязательно угостить. “Взяв меня за руку, отвел батюшка Серафим в угол пустынки своей. Неизвестно откуда и когда тут вдруг вырос из полу куст малины, и батюшка сказал, показывая на три крупные, спелые и прекрасные ягоды: “Сорви-ка их, батюшка, и угости наших гостей!” Растерявшийся от этого чуда, я с трепетом снял чудные ягоды и подал батюшке, а он стал потчевать ими, говоря: “Кушайте, кушайте, чем убогий Серафим рад угостить вас!” И, положив каждому из нас по ягоде, прибавил: “Это сама Царица Небесная вас потчует, батюшки!”. Дело было в сентябре, ягоды, по признанию протоиерея, оказались необыкновенной сладости, аромата и вкуса. 4. ЧУДОТВОРНЫЙ ИСТОЧНИК Многие чудеса связаны с источником отца Серафима в Саровской обители. В 1903 году на него принесли хромую девушку, которая нигде не могла найти помощи от тяжелого недуга – на протяжении 18 лет он не давал ей подняться с постели. После того, как родные три раза окунули ее в источник, больная нога окрепла, девушка выздоровела. Также известны случаи, когда люди прозревали, обретали слух и голос, помолившись и умывшись из святого источника. 5. ЧУДО ОТ ИКОНЫ После крестного хода, впереди которого несли чудотворную икону Умиления Божьей Матери (перед ней во время молитвы скончался преподобный Серафим) и большой образ святого, мать приложила к святому лику глухонемую девочку. Выйдя из церкви, малышка воскликнула: “Мам!”. Окружающие люди заволновались, со всех сторон посыпались деньги – девочку заставили держать подол, в который складывались двугривенные, полтинники и рубли. 5. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ Факты исцелений в Сарове тщательно записывались, их подтверждали дежурные офицеры и свидетели из народа. Вот несколько выдержек из монастырских записей: У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить. Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой. В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет. И таких примеров – не одна книга. 7. ПОМОЩЬ ОТЧАЯВШИМСЯ Женщина, раздавленная свалившимися на нее горестями (она потеряла на войне мужа, с родственниками случились несчастья) решила повеситься. Она взяла веревку и пошла в подмосковный лес. Спустя некоторое время несчастная почувствовала усталость и присела на пенек. Около нее оказался старичок в холщовом балахоне. Глядя строго и, вместе с тем, внимательно, он спросил: “Что ты надумала?”. Женщина не ответила – поняла, что старичок все знает. Он сказал ей: “Пойдем”, и она пошла. Очнулась лишь около дома, рядом никого не было. Впервые за долгое время страшного состояния подавленности женщина заплакала, ей стало легче. В храме она нашла образ преподобного Серафима Саровского, в котором узнала своего спасителя. ___________________________________________________________________ 15 января в день памяти второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевском монастыре пройдет праздничная Литургия. Вы можете подать записки о Ваших близких, пройдя по ссылкам: О ЗДРАВИИ: https://okl.lt/1x6rGm ОБ УПОКОЕНИИ: https://okl.lt/1x6tBA Также в Серафимо-Дивеевском монастыре пройдет молебен преподобному Серафиму Саровскому у его святых мощей. Вы можете подать записки на него, пройдя по ссылке: МОЛЕБЕН.

Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения.

Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение "Я воспитан природой суровой" является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — "одуванчика шарик пуховый". Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно "первых листьев появленье". А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя. И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем. Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Поэт создает удивительную картину окружаю щею мира. "Государство ромашек", "поющий ручей" — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.

Охотной частичкой большого мира.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.