Военно-воздушные силы Германии – общие сведения. Организация и подготовка кадров ввс германии

Предшественник люфтваффе - «Имперские военно-воздушные силы » (нем. Luftstreitkräfte ) были организованы в , с появлением военной авиации . После поражения Германии в Первой мировой войне , по условиям Версальского договора (1919), ей было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Однако в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями. Интерес к военной авиации в государстве был очень велик, поэтому она создавалась под видом авиакружков и других гражданских формирований .

Структурная организация и обозначение

В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando ), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории.
Главнокомандующим военно-воздушными силами Германии (нем. Oberbefehlshaber der Luftwaffe ) в период с марта 1935 по апрель 1945 являлся Герман Геринг , который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации . Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.
Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe ) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes ). Весной 1942 г. их объединили в Главное командование люфт­ваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe - OKL).
К 1939 г. сложилась организационная структура (разработанная Герингом и Мильхом) люфтваффе, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны.

Флоты

Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один (6-ой), а в 1944 г. ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940-45 гг. каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей:

  • 1-й воздушный флот: северный фланг Восточного фронта , в конце февраля 1945 г. понижен до командования люфтваффе «Курляндия»;
  • 2-й воздушный флот: с 1940-1942 г. центральный участок Восточного фронта , с 1942 г. на Средиземноморье, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Италии;
  • 3-й воздушный флот: контролировал территорию Германии и Франции, в сентябре 1944 г. преобразован в командование люфтваффе «Запад», которое вошло в воздушный флот «Рейх»;
  • 4-й воздушный флот: южный фланг Восточного фронта , 14 апреля 1945 г. преобразован в 4-е командование люфтваффе, включённое в 6-й воздушный флот;
  • 5-й воздушный флот: Северный ТВД , включая Норвегию и Финляндию, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Норвегии ;
  • 6-й воздушный флот: центральный участок Восточного фронта ;
  • воздушный флот «Рейх» :ПВО Германии .

Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе; например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае-октябре 1944 г. контролировало Югославию , Албанию и Грецию .

  • cвязные части, части аэродромного обслуживания и строительные с 1935 г.
  • зенитно-артиллерийские части с 1935 г.

на декабрь 1944 г. 816200 человек;

  • парашютно-десантные части - с 1936 г. парашютно-десантный батальон (нем. Fallschirmshutzen Bataillon )

образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring» ), подчинённого лично Герману Герингу , в 1938 г. стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division ); до апреля 1945 г. образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий;

  • пехотные части с января 1942 г.

первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 г. во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 г.; с октября 1942 г. вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division ), и до мая 1943 г. была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 г. перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer );

  • моторизованая дивизия «Герман Геринг» с сентября 1943 г.

Вторая мировая война

Ситуация к началу Второй мировой войны

Начало Второй мировой войны

Благодаря тактическому превосходству и огневой поддержке с земли, военная авиация внесла большой вклад в ранние успехи Германии.
Самолёты люфтваффе в начале Второй мировой войны были более современными, чем у их противников, а пилоты могли выполнять сложнейшие манёвры.
Таким образом, вермахт захватил к июню 1940 Польшу , Норвегию , Данию , Люксембург , Бельгию , Нидерланды и, наконец, Францию .

Первое поражение люфтваффе под командованием Германа Геринга потерпели в Битве за Англию против Fighter Command Королевских ВВС . Истребители типа Messerschmitt Bf-110C и Bf-100D не могли достаточно эффективно защищать бомбардировшики. Было очевидно, что наступательный воздушный бой не для Bf-110 , но недостаточная дальность полета одномоторного Bf-109 заставляла использовать Bf-110 для прикрытия бомбардировщиков. Эти истребители, разработанные для дальних полетов, как оказывалось, проигрывали манёвренным английским самолетам. И даже несмотря на то, что тактика истребителей RAF уступала тактике немецкой истребительной авиации, самая совершенная система воздушного обнаружения в мире позволяла англичанам с 4-минутной задержкой направлять в любую точку Англии численно превосходящее число истребителей, даже в юго-восточную часть страны, доступную радиусу действия Bf-109.

Битва за Британию

Битва за Британию - одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 года по май .
Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели компании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца. На начало компании (20 июля) во 2-м и 3-м воздушных флотах числились следующие силы: дальних разведчиков-бомбардировщиков 8, средних бомбардировщиков 1200 (из них исправных 69 %, в том числе 90 бомбардировщиков/разведчиков), пикирующих бомбардировщиков 280, одномоторных истребителей 760, двухмоторных истребителей 220, дальних разведчиков 50, ближних разведчиков 90. В ударных силах 5-го воздушного флота числилось: средних бомбардировщиков 130, двухмоторных истребителей 30, дальних разведчиков 30. К октябрю в составе трёх флотов было около 700 боеспособных бомбардировщиков. В октябре-ноябре в операции приняло участие 40 бомбардировщиков и 54 истребителя ВВС Италии . Первоначально им противостояли 675 истребителей Королевских ВВС, позднее - до 1000. В бомбёжках инфраструктуры люфтваффе и территории Германии вначале принимало участие более 200 бомбардировщиков.

После завоевания господства в воздухе планировалось начать десантную операцию по высадке в Англии . Несмотря на то, что на 23 августа разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена, а главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, наносивших по приказу Гитлера «удары возмездия» (за бомбардировку Берлина и окрестностей) по крупным городам Великобритании.

В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе, уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Ме-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Ме-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.

После принятия решения

21 сентября 1940 был отдан приказ фотографировать полосу территории СССР на глубину до 300 км. В следующем месяце самолёты разведывательной авиации из Aufkl.Gr.(F)Ob.d.L (дальние высотные разведчики верховного командования люфтваффе), находившиеся под командованием оберста Тео Ровеля начали полёты из Краковa и Будапешта , в то время как Aufkl.Gr.(H)Ob.d.L (тактическая разведгруппа верховного командования люфтваффе)производила вылеты с территории Румынии и Восточной Пруссии. Использовались He 111 , Do 215В-2, Ju 86Р и Ju 88 В. Оперируя на высотах 9000-12000 метров эти самолёты-разведчики первоначально фотографировали приграничные районы, но в отсутствии противодействия (Сталин запретил истребителям перехватывать самолёты-нарушители) они проникали всё глубже, и в феврале 1941 г. достигли линии Мурманск - Москва - Ростов-на-Дону . Эти данные послужили залогом успеха на начальном этапе вторжения. 15 апреля один «Юнкерс» в плохую погоду приземлился неподалёку от Винницы , экипаж был арестован .

Люфтваффе против ВВС РККА. Начало конца

Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава советских ВВС, чего не скажешь о вышестоящем Народном комиссариате обороны . Даже на рассвете 22 июня, уже после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня, но было уже слишком поздно. В силу этого лётчики люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия, благодаря чему сразу удалось лишить боеготовности многие лётные части ВВС РККА и нарушить и так хлипкую координацию (из-за неразвитости радиосвязи) действий частей и управление ими.

Вместе с люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии . ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии - 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) - в середине июля, ВВС Хорватии - в ноябре. Сотни советских самолётов были уничтожены в первые дни войны. Большая часть самолётов была уничтожена на земле, однако лётчики не пострадали; это стало одной из причин быстрого восстановления Советских ВВС.

Немецкие командиры единодушны во взглядах на эффект массированного воздушного удара в первые дни войны. Атака была хорошо подготовлена и успешно осуществлена. Немецкие истребители сопровождения Bf 109 атаковали аэродромы вместе с пикирующими бомбардировщиками и уничтожили много советских самолётов на земле. Некоторые из немногих советских истребителей, которым удалось взлететь, были сбиты на взлёте или сразу после него.

Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчёта сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолёту, считалось, лётчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны тысячи случаев, когда повреждённые самолёты возвращались на аэродромы. Когда кинофотопулеметы отказывали, то счёт велся самим пилотом. Западные исследователи, часто применяют фразу «по утверждению пилота». К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолётов за один боевой вылет, но никаких подтверждений этому нет.

В настоящее время ведётся множество разговоров о том, что армия НАТО постоянно наращивает свои силы и готовится к совместным боевым действиям с США против России. Для того, чтобы понять, какую реальную силу представляет собой армия НАТО, следует подробно рассмотреть армию Германии, как самую сильную в данном альянсе.

Для получения полной картины положения вещей в армии Германии по состоянию на 2017 год, нужно подробно рассмотреть все виды войск, входящих в её состав.

Сухопутные войска Германии

Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2017 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений:

  • 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус;
  • 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса;
  • 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений;
  • Различные танковые дивизии и бригады;
  • Горнопехотные и мотопехотные бригады;
  • Бригады воздушно-десантные;
  • Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов.

На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2017 году достаточно внушительны. Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2017 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет. Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений. Огневая мощь – это конечно хорошо, но операции по зачистке территории должна проводить именно пехота. Вот тут и сказывается её недостаточная численность.

Несмотря на громкие слова, которые говорятся для мировых средств массовой информации, военное командование прекрасно понимает, что численность Сухопутных войск недостаточная. Именно поэтому даже в официальном документе военного строительства Германии прямо говорится о том, что немецкая армия предназначена для миротворческих операций, а также для локализации конфликтов слабой степени интенсивности. Основной упор при этом делается на то, что немецкая армия будет выступать в составе коалиции сил.

Хотя в 2017 году многие немцы до сих пор уверены, что Россия должна дрожать при одном виде знака немецкой армии, судя по «успехам» Сухопутных войск в Ираке, можно сказать лишь одно: армия Бундесвера может соперничать на равных только со странами третьего мира, да и то с достаточно небольшими. Немецкая военная доктрина никаких глобальных войн не предусматривает, а последние теракты в Европе показывают, что армия НАТО не в состоянии навести порядок даже у себя на родине.

Гражданское общество в Германии считает, что хотя армия – это обязательный атрибут солидного государства, но её можно значительно сократить. Серьёзное сокращение немецкой армии началось после отмены обязательной военной службы в 2011 году. С тех пор вся немецкая армия состоит из контрактников. О престижности военной службы в Сухопутных войсках может говорить тот факт, что почти 10% вакансий в армии является открытыми. В основном не хватает врачей и квалифицированного персонала по обслуживанию сложных систем защиты и вооружения.

Если 20 лет назад немцы считались лучшими солдатами в Европе и даже гражданские лица были готовы с радостью служить в армии, то сейчас даже профессиональные немецкие контрактники относятся к своей службе, как к обычной работе. Хотя в контракте подробно расписаны пункты обязанностей военнослужащих в случае войны, мало кто воспринимает их всерьёз. Случись какой-то крупный боевой конфликт, все немецкие Сухопутные силы будут находиться в полной растерянности, так как реального боевого опыта у армии нет.

По статистике, множество немецких военнослужащих находятся на различных операциях в горячих точках мира, поэтому остались либо тыловые части, либо работники штаба. Несмотря на давление США, Германия упорно избегает участия в тех операциях, которые могут обернуться пехотными боями. Например, открыто выступать против ИГ в Сирии и Ираке Бундесвер не хочет.

Вооружение и состав немецких Сухопутных войск

Если взять официальную статистику, то вооружение Сухопутных войск Бундесвера выглядит достаточно внушительно:

  • Общее количество танков составляет 1095 единиц;
  • Различных полевых орудий и РСЗО – 644;
  • 2 563 броневых машин;
  • 146 боевых вертолётов.

Картина достаточно обнадеживающая, но это только на первый взгляд. На самом деле, в реальности всё обстоит несколько иначе. Если разобрать ситуацию с немецкими танками, можно увидеть, что основным немецким танком является «Леопард» различных модификаций.

Из общего количества «бумажных» танков, танки модификаций «Леопард-2» составляют 685 штук. Остальные танки – это «Леопард-1», которые в основной своей массе разобраны на металл или используются в качестве мишеней на полигонах. Хотя программа развития включает в себя закупку «Леопардов» новейшей модификации, в реальности обновление парка проходит очень медленно. Военный бюджет из года в год становиться всё меньше. Самых новых «Леопардов» в немецкой армии не более 100 штук. Если посмотреть на общее количество танков, которые являются достаточно современными на сегодняшний день, то получится не более 500 штук, причём половина из них будет достаточно устаревшими модификациями А5.

Посмотрев на реальные цифры, становится понятно, что надежды стран-участниц блока НАТО на защиту немецкой армады танков в случае глобальной войны, мягко говоря, преувеличены.

Лёгкая бронетехника германской армии

Интересен подход Бундесвера к модернизации лёгкой бронетехники. Хотя локальные операции требуют именно такой техники, ведь отправлять танки на задания по ликвидации небольших очагов нерентабельно, да и маневренность танков ограничена. Современный парк лёгкой бронетехники Германии представлен устаревшими БМП «Мардер», которые начали поступать на вооружении немецкой армии ещё в 1961 году, хотя даже тогда этот процесс растянулся почти на 10 лет. Первая модернизация «Мардеров» началась только в сентябре 1979 года. Модернизированные модели получили индекс «А-1» и получили дополнительную пусковую установку ПТРК «Милан», которая устанавливалась на башне с правой стороны.

В 1985 году, когда «Мардеры» были представлены тремя модификациями (от «А-1» до «А-3»), начались разработки новой модификации «Мардер-2». С началом разработок «Мардер-2» выпуск предыдущих модификаций был полностью свёрнут. Так как в эти годы военное финансирование начало постепенно сокращаться, разработка нового «Мардера» растянулась на 6 лет.

Первая машина «Мардер-2» была показана 17 сентября 1991 года. Её испытания продолжались до 1998 года, а в результате того, что её производство оказалось слишком дорогостоящим, от неё полностью отказались, практически «похоронив» многолетнюю работу. До сих пор «Мардер-1» является основной БМП немецкой армии. В связи с тем, что даже последние её модификации были выпущены более 30 лет назад, их численность из года в год сокращается, так как их постепенно разбирают на запчасти. В результате этого, из 1581 «Мардера», которые имеются на вооружении, на ходу остаются не более 350 единиц.

Так как необходимость принятия новой БМП стоит уже давно, была разработана и принята на вооружение новая машина – БМП «Пума». В 2016 году Бундесвер должен был закупить около 400 новых машин, но по факту, ни одна подобная БМП так и не была куплена.

Получается, что по факту обеспечения подвижности пехоты и огневого прикрытия, армия Бундесвера обеспечена только колёсными БТР и автомобилями:

  • 430 TpZ-1 «Фукс»;
  • 359 «Визель»;
  • 51 «Боксер».

Хотя на армейских складах Бундесвера должно храниться около 1 500 штук американских устаревших БМП М-113, про них ничего не сообщается с 1995 года. Вероятнее всего, они давно разобраны на металлолом.

Итого остаётся 1 130 БТР, хотя более 300 штук из них – это «Визели», которые совершенно не предназначены для транспортировки пехоты. Оставшееся количество – около 800 штук. Для того чтобы понять, много это или мало, покажем любопытную статистику. Примерно 800 штук БТР различных модификаций БТР потеряла Украина за 2014 год, поэтому опасаться того, что немецкая армия имеет мощную базу лёгкой броневой техники не стоит. Армия, которая более 60-ти лет не участвовала в боевых конфликтах, сильно оторвана от реальности.

Германская артиллерия в настоящее время

Германская артиллерия тоже попала под массовое сокращение. Было снято с вооружения около 650 единиц орудий, миномётов и РСЗО. Взамен устаревшей технике в Германии стали разрабатывать новейшие системы вооружения. Взяв пример с американцев, немцы разработали такие системы, которые позволили значительно нарастить огневую мощь, даже при условии масштабного сокращения.

Немецкие конструкторы разработали пушку САУ PzH2000, которая считается одной из самых лучших боевых машин в своём классе. Самоходная артиллерийская установка САУ PzH2000 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Данная пушка обеспечивает прицельное накрытие цели на расстоянии в 30 километров, при этом она совершает 3 выстрела за 9,2 секунды;
  • 8 выстрелов производятся за 51,4 секунды;
  • 20 выстрелов – за 2 минуты и 30 секунд.

В результате постоянных доработок и модернизаций, немецкие конструкторы смогли увеличить скорострельность данной пушки до 59,74 секунды — 12 выстрелов и 1 минута 47 секунд – 20 выстрелов.

Данная артиллерийская самоходная установка способна надёжно защищать свой экипаж от обстрела стрелкового оружия калибром до 14,5 мм и любых артиллерийских и миномётных осколков. Имеется реактивная броня, которая прикрывает верх установки, защищая экипаж от авиационных бомб и снарядов артиллерии.

Безусловно, САУ PzH2000 является одной из лучших систем подобного типа в мире. Именно по этой причине она полностью вытеснила все системы подобных типов из немецкой армии. Кажется, что в артиллерии немецкого войска всё прекрасно, если бы не одна проблема: их общее количество не превышает 180 единиц.

Кроме САУ PzH2000, на вооружении Сухопутных войск Германии имеется не более 130 самоходных миномётов калибра 120 и 100 мм. Военные специалисты обязательно обратят своё внимание на тот факт, что армия Бундесвера имеет весьма незначительное количество миномётов калибра менее 120 мм. Эти задачи должны решать армейская авиация, так как военное командование считает, что батареи подобных орудий не способны быстро менять место дислокации и не принесут никакой пользы в реальном бою, поэтому основная ставка НАТО в подобных вопросах – это боевые ударные вертолёты.

Армейская авиация и ПВО Бундесвера

Что касается армейской авиации Бундесвера, то в её состав входят следующие виды вертолётов:

  • 38 мощных ударных вертолётов «Тигр». Хотя в ближайшие планы Бундесвера входила покупка ещё 20 единиц такой техники, сокращение бюджета вряд ли может поспособствовать их осуществлению;
  • 118 лёгких ударных вертолётов ВО-105, которые могут использоваться и как многоцелевые. Ещё 24 вертолёта этой модели находятся на хранении, но неизвестно, в каком они состоянии. Учитывая старую армейскую привычку разукомплектовывать армейскую технику, маловероятно, что они находятся в боевом состоянии;
  • 93 транспортных вертолёта CH-53G;
  • 93 многоцелевых UH-1D и 39 единиц ЕС-135;
  • Самыми современными вертолётами являются 77 единиц NH-90.

Если все эти вертолёты находятся в боевом состоянии, то положение армейской авиации Бундесвера достаточно стабильное.

Система армейской противовоздушной обороны представлена 50 единицами ЗРК «Оцелот», которые на самом деле являются ни чем иным, как 4-мя ПУ ПЗРК «Стингер», которые установлены на шасси боевой машины «Визель». Нет нужды говорить, что «Стингеры» являются достаточно устаревшим оружием в современных реалиях, хотя во время боёв с технически отсталым противником представляет значительную угрозу для целей, находящихся на малых высотах.

Военно-воздушные силы Германии

Люфтваффе включает в себя Центральное управление и Оперативное командование. Так как своих учебных баз для подготовки курсантов Германия не имеет, все пилоты ВВС Германии проходят обучение в Соединённых Штатах Америки.

Основой военно-воздушных сил Германии являются следующие самолёты:

  • Самой главной силой ВВС Германии являются истребители-бомбардировщики «Тайфун». Когда только планировалось их производство, ВВС предполагали закупить всего 250 самолётов, но в итоге, на сегодняшний день их всего лишь 97, если считать вместе с учебными самолётами. Глобальное сокращение армии затронуло и военно-воздушные силы Германии, поэтому командованию ВВС пришлось несколько умерить свои аппетиты;
  • Вторыми по значимости, но первыми по общему количеству идут бомбардировщики «Торнадо», которые были модернизированы. Их общее количество составляет 144 единицы. Модернизация проводилась для того, чтобы появилась возможность оставить «Торнадо» на вооружении ВВС Германии вплоть до 2025 года. В дальнейших планах их хотят полностью заменить на «Тайфуны». Однако, так как «Тайфунов» не хватает даже в своей «истребительной» категории, вряд ли стоит ожидать замены «Торнадо» к 2025 году;
  • В связи с острой нехваткой боевых самолётов, на вооружении ВВС Германии до сих пор состоят F-4F «Фантом-2», которые начали выпускаться ещё в 1961 году. Данные самолёты тоже планируют заменить на «Тайфуны» к 2020 году.

Исходя из приведённых данных, ударная авиация ВВС Германии должна составлять к 2029 году около 200 самолётов. Для сравнения, можно сказать, что Россия имеет на вооружении около 3500 единиц самолётов, которые можно использовать в военных целях. поэтому военная авиация Германии не представляет какой-либо значительной угрозы для России.

Транспортная авиация немецких ВВС не превышает 100 единиц самолётов, которые даже не в состоянии обеспечить десантирование целой бригады десантников, а про снабжение её боеприпасами и провиантом можно сразу забыть.

Противовоздушная оборона ВВС Германии включает в себя не более 18 батарей ЗРК «Пэтриот».

Военно-морской флот немецкой армии

Военно-морской флот Германии, даже в условиях сокращения военного бюджета, является достаточно оснащенным и современным. При этом он не в состоянии решать какие-либо серьёзные боевые задачи, так как является достаточно бюджетным. В его задачи входит решение местных задач, таких как охрана побережья или разведывательная деятельность.

При этом нужно заметить, что военное судостроение в Германии является одним из самых современных в мире, а боевые корабли и подводные лодки раскупаются различными странами с большим удовольствием. Несмотря на высокие цены подводных лодок (около 330 млн. долларов за Тип 212 в «базе»), они пользуются стабильным спросом и приносят экономике Германии постоянный доход.

Судя по тому, какие строятся новые немецкие военные корабли, на них явно задумывается разместить какое-то новое и мощное оружие.

Морская авиация военно-морского флота Германии тоже не представляет собой значительной силы и представлена следующими видами техники:

  • 8 самолётов Р-3С «Орион», которые предназначены для борьбы с подводными лодками;
  • 3 патрульных Do-228;
  • 43 вертолёта моделей «Си Кинг» и «Супер Линкс».

Судя по состоянию военного судостроения в Германии, в случае боевого крупномасштабного конфликта Германия сможет за короткий срок обзавестись мощным военным флотом.

Какую армию Германия может выставить на поле боя

Теперь нужно посмотреть правде в глаза и честно ответить на вопрос, сколько же боевой техники Германия может выставить на поле боя? Судя по приведённой выше информации, не так и много. Командование немецкой армии тоже прекрасно это осознаёт, поэтому разделило всю армию на несколько уровней готовности (на 3 уровня).

Самые «боеготовые» части армии Германии составляют не более 8 500 человек. Это именно то количество, которое можно собрать в кратчайшие сроки, в случае внезапного нападения. Части второго уровня (группа Оперативного задействования) можно привести в боевую готовность за 40-50 суток. Части третьего уровня (группа Объединённых сил) приводится в полную готовность за 180-200 суток.

Возникает резонный вопрос, кто будет сдерживать натиск врага на протяжении 6 месяцев, пока все военные силы Германии соберутся? Такую длительную оборону возможно держать только против дикарей, имеющих на вооружении винтовки, автоматы и бутылки с зажигательной смесью. Очевидно, что Германия очень надеется на помощь США в случае серьёзного конфликта в Европе.

Кроме недостаточной оперативности армии Германии, серьёзные вопросы вызывает состояние боевой техники. Около 70 процентов от общего числа боевых машин находится в ремонте, сроки которого многократно превышаются, так как запчастей часто нет в наличии. Знаковыми стали учения 2014 года, когда бойцам из франко-германской бригады пришлось воспользоваться мерседесами «Вито» вместо БТР и БМП.

В авиации дела обстоят тоже не лучшим образом. Транспортные самолёты постоянно выходят из строя, летчики не могут отлетать положенное количество часов, что негативно сказывается на их лётных навыках.

Хотя стандарты НАТО указывают на необходимость траты 2% от ВВП страны на армию, Германия постоянно снижает эту планку. До конца 2017 года её планируют понизить до 1,1 либо до 1,05 %.

Хотя некоторые паникёры видят за бессилием немецкой армии хитрый манёвр, который заключается в сокрытии своих истинных возможностей, на самом деле не стоит опасаться масштабного похода армии НАТО на Восток. Европа сейчас не в состоянии справиться с эмигрантами, поэтому разговоры об военной угрозе со стороны Германии – не более чем пустые слова.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2001, стр. 31-38

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Полковник В. ФЕДОСЕЕВ

Федеративная республика Германии имеет наиболее мощные военно-воздушные силы, которые являются Военно-воздушные силы ФРГ («Люфтваффе») - самостоятельный вид вооруженных

сил (ВС). В мирное время из их состава выделяются силы и средства, которые несут боевое дежурство в объединенной системе ПВО НАТО в Европе. Они призваны также осуществлять контроль и предупреждать нарушение национального воздушного пространства, а при необходимости принимать меры по пресечению вторжения с воздуха летательных аппаратов и других воздушных объектов.

В военное время или в условиях кризиса ВВС действуют по национальным планам либо участвуют в составе группировки ОВВС на «Север» в воздушной наступательной (оборонительной) операции, взаимодействия с формированиями других видов вооруженных сил на ТВД (при этом не исключено применения наряду с обычным ядерного оружия). Они предназначены для решения следующих задач: завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил, осуществления транспортных воздушных перевозок войск и военных грузов.

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника. В их состав входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.

Органы управления. Руководство военно-воздушными силами возложено на инспектора ВВС (командующего), который подчиняется генеральному инспектору бундесвера. Он руководит строительством и боевой деятельностью всех соединений, частей и учреждений военно-воздушных сил через главный штаб.

Организационно военно-воздушные силы ФРГ состоят из главного штаба, оперативного командования ВВС, командования поддержки ВВС и центрального управления ВВС (рис. 1).

Главный штаб ВВС является органом оперативного управления. Он осуществляет разработку планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования ВВС, определяет дислокацию соединений, частей и подразделений ВВС. В составе штаба имеются оперативное командование, командование поддержки ВВС и центральное управление ВВС.

Оперативное командование ВВС (г. Кёльн-Ван), сформированное в 1994 году на базе тактического авиационного командования, является высшим оперативным объединением военно-воздушных сил. Оно предназначено для управления силами и средствами ВВС как в мирное, так и в военное время. В его состав входят два региональных командования ВВС - «Север» и «Юг», транспортное авиационное командование и командование служб управления ВВС.

Командования ВВС «Север» (г. Калькар) и «Юг» (г. Месштеттен) включают все соединения и части боевой авиации, сил и средств ПВО. В транспортном авиационном командовании (г. Мюнстер) сосредоточена вся вспомогательная авиация, предназначенная для переброски войск и грузов по воздуху. Командование служб управления ВВС (г. Кёльн-Ван) отвечает за функционирование и развитие систем связи и управления военно-воздушных сил, а также занимается расследованием аварий, катастроф и анализом причин летных происшествий, разработкой требований, рекомендаций и планов по снижению аварийности не только в ВВС, но и в авиации бундесвера в целом.

Командование поддержки ВВС отвечает за закупку новой техники и оборудования, их текущий ремонт, а также за снабжение частей и подразделений ВВС горюче-смазочными материалами (ГСМ), боеприпасами и запасными частями, осуществляет планирование потребностей авиационных частей в материально-технических средствах. В его составе насчитывается шесть полков тылового обеспечения, каждый из которых имеет определенную зону ответственности и является основной тыловой частью. В распоряжении этих полков находятся около 20 складов МТО, боеприпасов, ГСМ, 15 ремонтных мастерских и 10 автотранспортных подразделений. По основным видам тылового обеспечения в ВВС созданы запасы, позволяющие вести боевые действия с максимальным напряжением в течение 30 сут и более.

Центральное управление ВВС отвечает за организацию комплектования и подготовку кадров для военно-воздушных сил в военных учебных заведениях, а также за медицинское и геофизическое обеспечение, осуществляет планирование и контроль хода учебно-боевой подготовки частей ВВС.

Численность, боевой состав и вооружение. Численность личного состава ВВС 73,3 тыс. человек. В составе военно-воздушных сил насчитывается 20 эскадрилий (559 боевых самолета), из них в боевом составе находятся 457 (из них носителей ядерного оружия - 108, включая 165 истребительно-бомбардировочных, 36 «Торнадо» IDS, 35 «Торнадо» ECR, 144 истребительные ПВО, 125 F-4F, 94 учебно-боевых «Альфа Джет», а также 102 в резерве.

15 зенитных ракетных групп включают 534 ПУ ЗУР, из них 240 - «Пэтриот», 204-«Усовершенствованный Хок» и 90 «Роланд», а также 264 орудия зенитной артиллерии.

В девяти эскадрильях вспомогательной авиации насчитывается более 160 самолетов, из них 157 транспортных, 7 РЭБ. В пяти эскадрильях вертолетов вспомогательной авиации находятся около 100 машин.

Ударная авиация, все силы и средства ПВО сведены в четыре авиационные дивизии (1,2,3 и 4-ю), которые распределены между региональными командованиями ВВС «Юг» и «Север» (два в каждом).

Командование ВВС «Север» включает 3-ю и 4-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 117 тактических истребителей «Торнадо» (рис. 2), 89 истребителей ПВО F-4F (рис. 3) и 23 МиГ-29, 108 ПУ ЗУР «Пэтриот» (рис. 4), 96 - «Усовершенствованный Хок» и 30 - «Роланд». Эти силы и средства сведены в две (31 и 38-ю) истребительно-бомбардировочные авиационные эскадры, три (71, 72 и 73-ю) истребительные, одну (51-ю) разведывательную, три (1,2 и 3 -ю) - ЗУР и полк (1 -й) радиолокационного контроля воздушного пространства.

Командование ВВС «Юг» включает 1-ю и 2-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 119 тактических истребителей «Торнадо», 36 истребителей ПВО F-4F, 132 ПУ ЗУР «Пэтриот», 108 - «Усовершенствованный Хок» и 60 «Роланд».

Эти силы и средства сведены в три (32, 33 и 34-ю) истребительно-бомбардировочные эскадры.

Транспортное авиационное командование располагает 84 тактическими транспортными самолетами С. 160 «Трансалл» (рис. 5), семью CL-601 (см. цветную вклейку), двумя Боинг 707, семью А-310 и 99 транспортно-десантными вертолетами UH-1D (рис. 6).

Авиационная дивизия является высшим оперативно-тактическим соединением ВВС. Она включает две-три авиационные и одну-две зенитных ракетные эскадры.

Авиационная эскадра - основная тактическая часть. В мирное время в ее составе насчитывается две-три эскадрильи (20 самолетов) и до 2 000 военнослужащих. При мобилизационном развертывании численность эскадры возрастает до 4 000 - 4 500 человек за счет пополнения резервистами. Эскадра транспортной авиации включает одну-две авиационные и до трех вертолетных эскадрилий.

Эскадра ЗУР является тактической частью и решает задачи объектовой ПВО. Организационно в трех эскадрах (1, 2 и 5-й) предусматривается иметь две зенитные ракетные группы (по одной группе ЗУР «Пэтриот» и «Усовершенствованный Хок»). В состав трех других (3, 4 и 6-й) эскадр ЗУР дополнительно входит по одной группе ЗУР «Роланд».

Части и подразделения ВВС полностью укомплектованы материальной частью. Ежедневно в постоянной технической готовности поддерживается не менее 80 проц. самолетов штатного состава эскадрилий боевой авиации. Укомплектованность летным составом от 1,2 до 1,5 экипажа на каждый штатный самолет, а техническим составом - не менее 90 проц. штатного расписания мирного времени.

В соответствии с переходом на новую, трехкомпонентную структуру (силы реагирования, главные оборонительные силы и силы усиления) объединенных и национальных ВС командование бундесвера планирует выделить в состав авиационного компонента сил реагирования НАТО 19 боевых эскадрилий (четыре авиационные и 15 зенитных ракетных).

В силы немедленного реагирования (СНР) блока выделяются одна эскадрилья истребителей ПВО (18 F-4F), одна - самолетов радиоэлектронной разведки и РЭБ (18 «Торнадо» ECR) и шесть зенитных ракетных (три - «Пэтриот», две - «Усовершенствованный Хок» и одна «Роланд», всего 41 ПУ ЗУР). Они содержатся в 72-часовой готовности к перебазированию на оперативные аэродромы и фактически представляют собой авиацию передового эшелона сил реагирования НАТО. Время, необходимое на подготовку авиации СНР к началу боевых действий после завершения перебазирования, должно составлять не более 72 ч.

В силы быстрого развертывания (СБР) НАТО блока выделяются две истребительно-бомбардировочные авиационные (36 самолетов «Торнадо»), одна разведывательная (18 «Торнадо» RECCE), одна - истребителей "ПВО (18 F-4F) и пять зенитных ракетных (три - «Пэтриот» и две - «Усовершенствованный Хок», всего 36 ПУ ЗУР) эскадрилий. Их предполагается вводить в действие в случае, если масштабы кризиса будут превосходить возможности авиации СНР, а также при необходимости наращивания усилий этих сил в районах резкого обострения обстановки на европейских ТВД или за пределами зоны ответственности блока. Определены сроки готовности авиации СБР: 7 сут на перебазирование и до 7 сут на завершение создания оперативной группировки.

Кроме того, в состав сил реагирования могут передаваться подразделения самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации.

Особенностью функционирования авиационного компонента сил реагирования НАТО является то, что в повседневных условиях подразделения ВВС и ПВО, выделенные в их состав, находятся в национальном подчинении и занимаются плановой боевой подготовкой в местах постоянной дислокации. Их переподчинение коалиционному командованию осуществляется только после принятия решения руководством альянса о применении сил реагирования или на период учений. Вместе с тем эти силы могут использоваться также в национальных интересах и по планам ЗЕС.

В обычных условиях координация взаимодействия между подразделениями воздушного компонента сил реагирования ОВВС НАТО осуществляется через специальный штаб, развернутый при ЦУВО в г. Калькар. Начальником штаба является командующий региональным авиационным командованием «Север».

В главные оборонительные силы будут включены силы и средства ВВС, не входящие в СНР и СБР. Их планируется задействовать в том случае, если создается угроза возникновения крупномасштабного военного конфликта.

При мобилизационном развертывании численность личного состава ВВС планируется увеличить с 78 тыс. до 225 тыс. человек, а количество эскадр боевой авиации с 20 до 23 (500 самолетов).

Аэродромная сеть. В Германии создана сильно развитая аэродромная инфраструктура, включающая более 600 аэродромов различных классов, вертолетных площадок, а также аэродромных участков дорог. Свыше 130 аэродромов считаются хорошо подготовленными и пригодными для базирования всех типов боевой и военно-транспортной авиации. Аэродромная сеть на территории страны размещена неравномерно (рис. 8), однако, по оценке зарубежных специалистов, она позволит командованию НАТО сосредоточить здесь мощную группировку тактической авиации, а также транспортной и транспортно-заправочной авиации.

Оперативная и боевая подготовка штабов и боевая подготовка частей и подразделений ВВС планируются и проводятся с учетом возможного характера военных действий в Европе и требований современных концепций боевого применения авиации. Как отмечают зарубежные эксперты, руководство учитывает недостатки боевого применения национальных военно-воздушных сил в ходе операции «Решительная сила». Главное внимание уделяется совершенствованию планов мобилизационного и оперативного развертывания соединений и частей, приемов и способов борьбы с воздушным противником, действий в составе ударных многонациональных групп, организации взаимодействия с другими видами ВС, повышению эффективности системы управления.

Ежегодно планируется участие штабов, соединений, частей и подразделений ВВС не менее чем в 50 учениях, учениях-соревнованиях, тренировках и проверках боевой готовности (рис.7). Большая часть мероприятий оперативной и боевой подготовки проводится в масштабе ОВВС НАТО. Из тех учений, в которых участвуют ВВС ФРГ, наиболее крупными являются «Сентрал энтерпрайз», «Коулд фаз», «Джойнт мэритайм кос» и «Тэктикал эр мит», в ходе которых отрабатываются следующие планы: оперативного развертывания и ведения первых воздушных наступательных и оборонительных операций начального периода войны в Европе с применением обычных средств поражения, отражения агрессии противника с приморских направлений, организации взаимодействия органов управления ОВВС НАТО.

Рис. 8. Аэродромная сеть ВВС Германии

Планами боевой подготовки предусматривается отработка разнообразных задач в различных метеоусловиях днем и ночью, с последующей проверкой достигнутых результатов на учениях. На территории ФРГ боевая подготовка проводится с учетом запрета федеральными властями полетов на малых и предельно малых высотах и сверхзвуковых скоростях, а также ограничений в использовании авиационных полигонов. В связи с этим данные виды полетов и практическое применение авиационного вооружения отрабатываются на полигонах США, Канады, Италии, Греции и других стран НАТО в ходе учений и плановой боевой подготовки. Ежегодный средний налет на один летный экипаж составляет около 150 ч для боевой и 240 ч для вспомогательной авиации. Вместе с тем зарубежные специалисты отмечают, что в последние годы наметилась тенденция некомплекта личного состава боевой и вспомогательной авиации. Это обусловлено двумя основными факторами: переход опытных пилотов в гражданскую авиацию по материальной заинтересованности, а также снижением уровня медицинского состояния претендентов на поступление в училище. В 2000 году из более чем 2 000 претендентов только 143 смогли пройти медицинскую комиссию и профессиональный отбор для дальнейшего обучения летным профессиям.

Перспективы развития ВВС. Одновременно с совершенствованием планов оперативного применения ВВС командованием бундесвера разработана и последовательно выполняется программа развития этого вида вооруженных сил «Структура-4». Ее основными целями являются: оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления национальными ВВС; усиление боевой мощи этого вида ВС за счет модернизации имеющейся техники; и переход на современные типы авиационной техники, оснащение высокоточным оружием с большой дальностью поражения, создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных войск и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД или районе вооруженного конфликта. Численность личного состава ВВС к 2000 году намечено сократить до 77 тыс. человек.


Рис. 9. Тактический истребитель EF-2000 «Тайфун»

Модернизация истребителей ПВО F-4F проводится с целью увеличения дальности рубежей перехвата воздушных целей. На самолеты устанавливаются многофункциональные радиолокационные станции AN/APG-65 с фазированной антенной решеткой, обладающие возможностью обнаружения воздушных целей на удалении до 150 км. В качестве средств поражения намечается использовать управляемую ракету AIM-120 класса «воздух - воздух» с активной головкой самонаведения и дальностью стрельбы до 75 км. Увеличение боевого радиуса действия этих самолетов планируется достичь путем установки на них системы дозаправки в воздухе. В качестве заправщиков предполагается использовать четыре транспортных самолета Боинг 707, на которых проводятся соответствующие работы по переоборудованию.

Программа модернизации тактических истребителей «Торнадо» предусматривает совершенствование центральной бортовой вычислительной машины, а также возможность оснащения их управляемыми авиабомбами GBU-24, противорадиолокационными ракетами HARM, УР AMRAAM и ASRAAM класса «воздух - воздух», подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием, УР «Апаш» класса «воздух - земля» (со сменной боевой частью и дальностью стрельбы до 150 км), позволяющей экипажу поражать наземные цели за пределами рубежа открытия огня наземных средств ПВО противника. Повысить точность выхода самолета в район цели и применения бортового оружия предполагается путем коррекции инерциальной навигационной системы по данным КРНС NAVSTAR и оснащения самолетов «Торнадо» подвесной прицельно-навигационной системой, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель.

Согласно планам после 2002 года начнет поступать на вооружение ВВС новый тактический истребитель EF-2000 «Тайфун» (рис. 9), который должен заменить в первую очередь устаревшие истребители ПВО F-4F. Всего намечено закупить 140 самолетов в варианте истребителя ПВО и 40 в варианте тактического истребителя.

С целью обновления парка основных военно-транспортных самолетов С. 160 возможна закупка 74 новых транспортных самолетов FLA, разрабатываемых европейским консорциумом «Еврофлаг». Начало их серийного производства намечено на 2003 год.

До начала поступления в войска (после 2003 года) 114 современных многоцелевых вертолетов NH-90, совместно разработанных компаниями Германии, Франции, Италии и Нидерландов, планируется провести модернизацию находящихся на вооружении транспортно-десантных вертолетов UH-1D. В частности, предусматривается замена электрооборудования, усиление элементов конструкции фюзеляжа, установка нового пилотажно-навигационного оборудования. Срок эксплуатации вертолетов UH-1D решено продлить до 2010 года.

В соответствии с требованиями новой коалиционной военной стратегии НАТО и принятой на ее основе «Временной концепции совместной ПВО Центрально-Европейского ТВД» командование бундесвера продолжает осуществлять мероприятия по реорганизации системы ПВО территории страны.

Целью реорганизации является переход к единому централизованному управлению силами и средствами ПВО и ВВС в ходе ведения воздушных наступательных и оборонительных операций. Предусматривается, например, расширение национальной системы управления и предупреждения за счет развертывания новых средств ПВО на территории восточных земель ФРГ, оптимизация структуры органов управления и оповещения ВВС и ПВО, достижение оперативной совместимости систем связи и средств автоматизации для дальнейшей интеграции в автоматизированную систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System).

В структуре развертываемой единой автоматизированной системы управления ВВС и ПВО НАТО в Европе на территории ФРГ созданы два центра управления воздушными операциями - ЦУВО (Combined Air Operation Centre). Они возглавляются региональными командующими национальными ВВС ФРГ «Север» (2 ЦУВО - г. Калькар) и «Юг» (4 ЦУВО - г. Месштеттен) и непосредственно подчиняются командующему ОВВС на ЦЕ ТВД. Организационно ЦУВО состоит из трех групп: управления наступательными операциями, управления оборонительными операциями, а также координации поддержки и обеспечения. Этот орган управления представляет собой объединение штабных структур, занимающихся разработкой и постановкой наступательных и оборонительных задач (бывшие ЦУТА и ОЦС ПВО или их эквиваленты органов управления 2 и 4 ОТАК). ЦУВО будут осуществлять руководство частями и подразделениями авиационного компонента оперативной группировки войск, а также силами и средствами, дополнительно выделенными командующим ОВВС на ТВД для выполнения определенных задач.

Информация о воздушной обстановке поступает на ЦУВО с самолетов ДРЛО и управления авиацией AWACS - НАТО и из центров управления и оповещения (ЦУО), имеющих свои средства обнаружения и использующих данные постов управления и оповещения (ПУО) и радиолокационных постов (РЛП).

В интересах повышения возможностей системы ПВО особое внимание уделяется развертыванию на пяти радиолокационных постах (РЛП н. п. Деберн, Альтенбург, Путгар-тен, Эльменхорст и Кельпин), которые осуществляют контроль воздушного пространства над восточными землями ФРГ, современных трехкоординатных радиолокационных станций (РЛС) с фазированной антенной решеткой AN/FPS-117. Эти станции отличаются высокими тактико-техническими характеристиками по дальности обнаружения и количеству одновременно сопровождаемых целей, требуют минимального обслуживания и способны работать в автономном режиме. Кроме того, в распоряжение бундесвера командованием ВВС США в Европе передана расположенная в н.п. Темпельхоф близ г. Берлин) РЛС AN/FPS-117, которая активно используется для контроля воздушного пространства над восточными землями Германии.

Продолжаются мероприятия по оптимизации структуры органов управления ВВС и ПВО на территории западных земель ФРГ. При этом с ряда ЦУО снимаются функции управления, а руководство силами и средствами ПВО возлагается на ЦУВО. В частности, четыре ЦУО (в городах Фиссельхеведе, Мариенбаум, Ауэнхаузен и Эрбескопф) переоборудуются в РЛП ПВО и оснащаются РЛС AN/FPS-117.

Всего в национальной системе управления и предупреждения командование бундесвера предполагает иметь восемь ЦУО (в н. п. Брокцетель, Брекендорф, Месштеттен, Лауда, Фрейзинг, Прагсдорф, Шеневальде и Эрндтебрюк) и 12 дистанционно управляемых РЛП (н. п. Ауэнхаузен, Альтенбург, Гроссер Арбер, Деберн, Дебраберг, Мариенбаум, Путгартен, Темпельхоф, Кельпин, Фиссельхеведе, Эльменхорст и Эрбескопф). По мнению западных экспертов, новая структура органов управления и оповещения ВВС и ПВО в условиях снижения финансовых ассигнований и сокращения личного состава позволит повысить эффективность и надежность системы ПВО за счет автоматизации процесса обнаружения и сопровождения целей, централизации управления и более тесного взаимодействия всех средств ПВО.

Кроме перечисленных мероприятий, продолжаются работы по интеграции АСУ ПВО ФРГ «Гейдж» и АСУ ВВС «Эйфель» в единую систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS. Так, органы управления национальной системы управления и предупреждения оснащаются современными средствами автоматизации и связи, базами данных и программным обеспечением. В целом все это позволит обеспечить более надежные и эффективные противовоздушную оборону территории Германии, координацию и взаимодействие в управлении национальными и коалиционными силами и средствами тактической авиации, что, в конечном счете, существенно повысит возможности объединенных ВВС НАТО в Европе.

В рамках этого плана предусматривается оснастить органы управления каждого уровня (от командующего ВВС ФРГ до командира эскадрильи включительно) современными средствами автоматизации и связи, базами данных и гибким программным обеспечением. Это, по мнению командования военно-воздушных сил, в 3 - 4 раза сократит время цикла управления авиацией и ПВО, обеспечит всестороннюю автоматизированную связь, в кризисной ситуации и в военное время за счет приведения организационно-штатной структуры ВВС ФРГ в соответствие с требованиями НАТО, существенно повысить гибкость и мобильность, а также способность ВВС к наращиванию сил и средств в нужный момент на требуемых направлениях, усилит централизацию управления.

Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 10. - С. 27 - 33.

Эмблема ВВС Германии

Военно-воздушные силы Германии на этапе реформирования

Реформирование бундесвера, запущенное в 2010г. и получившее название переориентации, привело к коренным изменениям в ВВС Германии. Организация управления подверглась полной перестройке с выводом главного штаба ВВС из состава федерального министерства обороны.

Формирование нового высшего органа военного управления Главного командования ВВС (ГК ВВС) было завершено 1 октября 2012 г. Место дислокации ГК ВВС – городок Генерал-Штайнхофф-Казерне (General-Steinhoff-Kasern) в районе Берлин-Гатов (Berlin-Gatow). В дальнейшем, 26 июня 2013г., подверглись расформированию существовавшие на тот период командование ВВС (Luftwaffenführungskommando ), управление ВВС (Luftwaffenamt ), дивизии ВВС, а также командование вооружений (Waffensystemkommando ) и командование боевой подготовки ВВС (Luftwaffenausbildungskommando ). Одновременно, образованы центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen ), командование оперативных сил ВВС (Kommando Einsatzverbände Luftwaffe ) и командование сил поддержки ВВС (Kommando Unterstützungsverbände Luftwaffe ).

Значительные изменения произошли как в оперативных частях, так и в технических подразделениях и службах материально-технического обеспечения. Это стало результатом сокращения кадрового состава ВВС и установления меньшего количества основных видов вооружений. Общевойсковыми аспектами реструктуризации стали прием из сухопутных войск (СВ) в состав ВВС вертолетов типа CH-53 при одновременной передаче в СВ вертолетов NH90, а также объединение в рамках ВВС зенитных и зенитно-ракетных частей после роспуска ПВО СВ.

С дислокацией в г. Кельн-Ван (Köln-Wahn) 1 апреля 2014г. вновь сформировано как самостоятельная инстанция и напрямую подчинено федеральному министерству обороны управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr ).

В ходе начатых преобразований вскрылись дополнительные организационное требование к этому виду вооруженных сил, что привело к очередной корректировке начатых мероприятий реформы переориентации. В результате в середине 2015г. оба командования оперативных сил и сил поддержки ВВС были распущены и заменены новым объединенным командованием сил (Luftwaffentruppenkommando ).

Предназначение и задачи ВВС

Военно-воздушные силы Германии, как часть бундесвера, нацелены на выполнение своей роли в общем предназначении вооруженных сил страны. Для чего ВВС гибко адаптируют свои боевые возможности согласно развитию кризисной обстановки и вносят свой вклад в вооруженных конфликтах совместно с другими видами вооруженных сил и союзными войсками. При этом, на передний план ставится защита населения и жизненно важной инфраструктуры, соблюдение целостности государственной территории и гарантия политической свободы действий Германии.

Предназначением ВВС является гарантирование благоприятной воздушной обстановки в интересах защиты государства и его населения, гражданских и военных объектов и обеспечение свободы в ходе военных операций, проводимых сухопутными войсками и военно-морскими силами страны.

В рамках реализации своего предназначения на ВВС возлагается ответственность за планирование и управление воздушными операциями, а также организацию и выполнение мероприятий в ходе:

  • противовоздушной и противоракетной обороны;
  • нанесения ударов с воздуха по противнику и проведение воздушного наступление;
  • ведения воздушной и космической разведки и наблюдения;
  • обеспечения безопасного воздушного и космического движения;
  • воздушных транспортных перевозок,
  • защиты и эксплуатации аэродромов в зонах проведения операций.

Организация ВВС

Военно-воздушные силы Германии возглавляет инспектор ВВС. С 2012г. эту должность занимает (Karl Müllner).

Инспектор ВВС бундесвера генерал-лейтенант Карл МЮЛЛНЕР

Как главнокомандующий своего вида вооруженных сил он подчинен генеральному инспектору бундесвера. Инспектор ВВС возглавляет Главное командование ВВС (Kommando Luftwaffe ), как высший орган военного управления военно-воздушными силами Германии. ГК ВВС подчинены центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen ) и командование сил (Luftwaffentruppenkommando).

Главное командование ВВС

До завершения строительства инфраструктуры комплекс ГК ВВС разделен между двумя местами дислокации: Берлин-Гатов (Berlin-Gatow) — резиденция инспектора ВВС и Кельн-Ван (Köln-Wahn).

Эмблема Главного командования ВВС бундесвера

Задачи ГК ВВС:

  • управление военной организацией ВВС;
  • создание и поддержание возможностей ВВС, концептуально определяемых генеральным инспектором бундесвера, поддержание боевой готовности частей и соединений ВВС;
  • организация профильной оперативной и боевой подготовки подчиненных соединений и частей;
  • консультирование командующего объединенного оперативного командования (Einsatzführungskommando ) ВС Германии по всем вопросам, связанным с компетенцией ВВС, а также поддержка в боевой готовности развернутых и переданных ООК бундесвера оперативных сил ВВС;
  • гарантирование выполнения функций в рамках выделенной сферы ответственности, постоянных оперативных задач и задач, общих на вооруженных сил.

Подчиненные ГК ВВС соединения, части и службы сведены в две группы. Каждая из них управляется своей собственной командной инстанцией, подчиненной ГК ВВС.

Командование сил

Командование сил ВВС Германии (Luftwaffentruppenkommando, LwTrKdo ) сформировано вновь 1 июля 2015г. Командование отвечает за боеготовность большей части ВВС и руководит почти всеми оперативными соединениями и частями, подразделениями обеспечения и боевой подготовки.

Эмблема командования сил ВВС бундесвера

В структуре военного управления ВВС командование сил является высшей командной инстанцией второго уровня. Командование планирует, координирует и управляет всей подготовкой операций ВВС.

Командованию сил подчинены следующие соединения и части с общей численностью военнослужащих и гражданского персонала около 24 тыс.чел.:

Авиационные соединения ВВС

31 тактическая авиационная эскадра (таэск) «Боельске» (Taktisches Luftwaffengeschwader 31 „ Boelcke , TaktLwG 31 ), г. Нёрвених (Nörvenich);
33 таэск (TaktLwG 33 ), г. Бюхель (Büchel);
51 таэск «Иммельманн» (TaktLwG 51 « Immelmann « ), г. Ягель (Jagel);
71 таэск «Рихтхофен» (TaktLwG 71 „ Richthofen ), г. Виттмунд (Wittmund);
73 таэск «Штайнхофф» (TaktLwG 73 ), г. Лааге (Laage);
74 таэск (TaktLwG 74 ), г. Нойбург на Дунае (Neuburg an der Donau);
61 транспортная авиационная эскадра, траэск (Lufttransportgeschwader 61, LTG 61), г. Пенцинг (Penzing);
62 траэск (LTG 62 ), г. Вуншторф (Wunstorf);
63 траэск (LTG 63 ), г. Хон (Hohn);
64 вертолетная эскадра (Hubschraubergeschwader 64 , HSG 64 ), гг. Лаупенхайм (Laupheim) и Шёневальде/Хольцдорф (Schönewalde/Holzdorf)
авиационная группа министерства обороны ФРГ (Flugbereitschaft des Bundesministeriums der Verteidigung, FlBschft BMVg), гг. Кёльн-Ван (Köln-Wahn) и Берлин-Тегель (Berlin-Tegel);
учебное тактическое командование ВВС ФРГ на территории США (Taktisches Ausbildungskommando der Luftwaffe USA , TaktAusbKdoLw USA ), авиабаза Холломан, Аламогордо, Нью-Мексико (Holloman AFB, Alamogordo, New Mexico);
учебное тактическое командование ВВС ФРГ на территории Италии (Taktisches Ausbildungskommando der Luftwaffe Italien ), Сардиния (Sardinien);
центр РЭБ авиационных систем вооружения (Zentrum Elektronischer Kampf Fliegende Waffensysteme , Zentr EK FlgWaSys ), г. Кляйнаитинген, Бавария (Kleinaitingen, Bayern)

Наземные соединения и части ВВС

1 зенитно-ракетная эскадра (зрэск) «Шлезвиг-Гольштейн» (Flugabwehr raketengeschwader 1 Schleswig Holstein “, FlaRakG 1 ), г. Хусум (Husum);
тактический зенитно-ракетный центр боевой подготовки ВВС ФРГ на территории США (Taktisches Aus und Weiterbildungszentrum Flugabwehrraketen Luftwaffe , TaktAusbWbZ FlaRakLw USA ), форт Блисс, Техас (Fort Bliss, Texas);
полк охраны объектов ВВС «Фрисланд» (Objektschutzregiment der Luftwaffe , ObjSRgtLw « Friesland « ), г. Шортенс (Schortens);
офицерское училище ВВС (Offizierschule der Luftwaffe , OSLw ), г. Фёрстенфельдбрук (Fürstenfeldbruck,);
училище унтер-офицеров ВВС (Unteroffizierschule der Luftwaffe , USLw ), гг. Аппен (Appen) и Хайде (Heide);
учебный батальон ВВС (Luftwaffenausbildungsbataillon , LwAusbBtl ), гг. Гермерсхайм (Germersheim) и Рот (Roth);
группа поддержки ВВС (Luftwaffenunterst ü tzungsgruppe ), г. Ван (Wahn)

Подразделения обеспечения ВВС

центр авиационной и космической медицины ВВС (Zentrum f ü r Luft und Raumfahrtmedizin der Luftwaffe , ZentrLuRMedLw ), г. Кельн-Ван (Köln-Wahn);
2 центр поддержки авиационных систем вооружения (WaSysUstgZ 2 ), г. Дипхолц (Diepholz);
технический учебный центр ВВС (Technisches Ausbildungszentrum Luftwaffe ), г. Фассберг (Faßberg).
германский контингент центра программирования НАТО (DDO / DtA Nato Programming Center NPC ), г. Глонс, Бельгия (Glons, Belgien);

Цент управления воздушными операциями

Военно-воздушные силы Германии имеют в своем составе центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen, ZentrLuftOp), как высшую командную инстанцию второго уровня, подчиненную ГК ВВС.

Эмблема центра управления воздушными операциями

Основной функцией центра является предоставления подготовленного личного состава для работы на командных пунктах в интересах управления силами ВВС в операциях. Подразделения центра управления воздушными операциями распределены между местами дислокации в гг. Уедем (Uedem), Калькар (Kalkar) и Мюнстер (Münster).

В центре сосредоточены задачи оперативного управления ВВС. В результате военно-воздушные силы Германии имеют возможность управлять подчиненными соединениями и частями как при проведении операций, так и в ходе организации учебных полетов в стране и за рубежом. Подразделения центра вносят также свой вклад в обеспечение боеготовности военных структур НАТО. С формированием центра управления воздушными операциями в гг. Калкар и Уэдем возникла возможность использования синергетических связей от сотрудничества с расположенными там военными объектами НАТО.

Подчиненные подразделения:

2 зона оперативного управления (Einsatzfü hrungsbereich 2, EinsFü Ber 2 ), г. Эрндтебрюк (Erndtebrück);

3 зона оперативного управления (EinsFü Ber 3 ), г. Шёневальде (Schönewalde);

центр связи и информации ВВС (hrungsunterstü tzungszentrum der Luftwaffe, UstgZentrLw ), г. Кельн-Ван (Köln-Wahn);

центр симуляторов и навигационной поддержки авиационных систем вооружения бундесвера (Zentrum r Simulations- und Navigationsunterstü tzung Fliegende Waffensysteme der Bundeswehr, ZSimNav ), г. Бюхель (Büchel);

группа поддержки ВВС (Luftwaffenunterstü tzungsgruppe ), г. Калькар;

немецкий военный контингент (Deutscher Anteil, DtA ) на авиационной базе (АвБ) НАТО в г. Рамштайн, Германия;

немецкий военный контингент объединенного центра компетенции ВВС (Joint Air Power Competence Centre) ;

немецкий военный контингент в составе Европейского военно-транспортного командования (Europä ischen Lufttransportkommando ), г. Эйндхофен (Eindhoven), Нидерланды;

немецкий военный контингент в составе АвБ НАТО (NATO Airborne Early Warning & Control Force Command ) в г. Гайленкирхен (Geilenkirchen), Германия;

немецкий военный контингент в составе АвБ НАТО в г. Сигонелла (Sigonella), Италия;

немецкий военный контингент в организациях НАТО и ЕС;

группы для организации связи между командными пунктами ВВС и КП СВ и ВМС, например: группы связи при Еврокорпусе и при Главном командовании ВМС.

Во второй мировой войне у немцев были следующие самолеты, вот их список с фотографиями:

1. Арадо Ar 95 — немецкий двухместный гидроплан торпедоносец-разведчик

2. Арадо Ar 196 — немецкий военный гидросамолёт-разведчик

3. Арадо Ar 231 — немецкий лёгкий одномоторный военный гидросамолёт

4. Арадо Ar 232 — немецкий военно-транспортный самолёт

5. Арадо Ar 234 Блитц — немецкий реактивный бомбардировщик


6. Бломм Фосс Bv.141 — прототип немецкого разведывательного самолёта

7. Гота Go 244 — немецкий средний военно-транспортный самолёт


8. Дорнье Do.17 — немецкий двухмоторный средний бомбардировщик


9. Дорнье Do.217 — немецкий многоцелевой бомбардировщик

10. Мессершмитт Bf.108 Тайфун — немецкий цельнометаллический одномоторный моноплан


11. Мессершмитт Bf.109 — немецкий одномоторный поршневой истребитель-низкоплан


12. Мессершмитт Bf.110 — немецкий двухмоторный тяжелый истребитель


13. Мессершмитт Me.163 — немецкий ракетный истребитель-перехватчик


14. Мессершмитт Me.210 — немецкий тяжелый истребитель


15. Мессершмитт Me.262 — немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик

16. Мессершмитт Me.323 Гигант — немецкий тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 23 тонн, самый тяжёлый сухопутный самолёт


17. Мессершмитт Me.410 — немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик


18. Фокке-Вульф Fw.189 — двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт


19. Фокке-Вульф Fw.190 — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан


20. Focke-Wulf Ta 152 — немецкий высотный перехватчик


21. Focke-Wulf Fw 200 Condor — немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт


22. Хейнкель He-111 — немецкий средний бомбардировщик


23. Хейнкель He-162 — немецкий одномоторный реактивный истребитель


24. Хейнкель He-177 — немецкий тяжелый бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан


25. Хейнкель He-219 Uhu — двухмоторный поршневой ночной истребитель, оснащенный катапультируемыми креслами


26. Хеншель Hs.129 — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик


27. Физелер Fi-156 Шторх — малый немецкий самолёт


28. Юнкерс Ju-52 — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт


29. Юнкерс Ju-87 — немецкий двухместный пикирующий бомбардировщик и штурмовик


30. Юнкерс Ju-88 — немецкий многоцелевой самолёт


31. Юнкерс Ju-290 — немецкий дальний морской разведчик (по прозвищу «Летающий шкаф»)