Составление плана местности по описанию. &9


Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.
Составление схематического плана местности по описанию.
От станции по тропе мы шли в северном направлении. Справа наш взор радовал редкий лес, а слева цветущий луг. Тропинка повернула на северо — восток и мы вышли на дорогу. Слева луг сменился зарослями кустарника, а справа редкий лес перешёл в смешанный лес. Через десять минут мы свернули на тропинку в юго-восточном направлении и на берегу реки увидели бабушкину дачу. Рядом с ней колодец и деревянный мост через речку. На другом берегу реки был овраг.

Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками. Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки.

    Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.

  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес. Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом.

    Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной.

Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе.

Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки.

Составление плана местности википедия
Поиск по сайту:

Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности.
Человек широко использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и др.Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т.

е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты.Каждому объекту на плане соответствует определённый цвет: леса , сады показаны зелёным цветом, реки , озёра , болота - голубым.Планы местности составляют в уменьшенном виде,прибегая к масштабированию, то есть используя масштаб.План местности - это чертёж, на котором условными знаками подробно изображён в уменьшенном виде небольшой участок местности, поэтому нет необходимости учитывать кривизну земной поверхности.Условные знаки - специальные графические символы, применяемые для изображения географических объектов на планах и картах.
Баринова И.

И. и др. География. Начальный курс. 5 кл. : учеб. для общеобразоват.

учреждений / Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. - М.: Дрофа, 2012. -140 с.Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля.

5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.https://ru.wikipedia.org

Схема местности и основные правила

Их составления

В оперативно–служебной деятельности органов внутренних дел часто возникает необходимость в изображении местности в более крупном масштабе и подробнее, чем это изображено на топографических картах. Так как нанесение на карту всех необходимых подробностей не всегда бывает возможно, тем более, когда необходимо указать расположение отдельных предметов, ориентиров и объектов, которые ранее небыли нанесены на карту.

В связи с этим в деятельности органов внутренних дел широко применяются планы, схемы, карточки и другие графические документы, особенно, когда необходимо показать графически небольшой участок местности или объект.

Схемой называется графический документ, составленный по карте или на местности с более или менее точным соблюдением масштаба, на котором отображаются только необходимые для него местные предметы и отдельные детали рельефа.

Общие правила составления схем.

Прежде всего, следует уяснить, для чего предназначается схема, какие данные и с какой точностью необходимо на ней отобразить. Это позволит определить масштаб схемы, ее размеры и содержание, выбирают способ составления схемы, а для более точного указания какого-либо объекта на схеме могут быть подписаны магнитные азимуты и расстояния до негоотлегко опознаваемых местных предметов.

Для ориентирования схемы, на свободном месте стрелкой показывают направление на север, концы стрелки подписывают буквами С (север) и Ю (юг).

Под нижней стороной ее рамки показывают масштаб схемы (численный или линейный).

В том случае, когда схема составлена в приближенном масштабе, об этом делается оговорка, например, «масштаб, около 1:3 000», а когда масштаб схемы не одинаковый по разным ее направлениям, его значение не указывают, но тогда на схеме подписывают расстояния между объектами.

При составлении схемы по карте в определенном масштабе, показывают линии координатной сетки или их выходы за рамку схемы.

Над верхней стороной рамки схемы подписывают название схемы и указывают масштаб, номенклатуру, год издания карты, по которой составлена схема.

Условные знаки, применяемые на схемах местности:

1 – овраг; 2 – курган; 3 – яма; 4 – холм и лощина

При составлении схем, местные предметы и формы рельефа изображаются условными упрощёнными топографическими знаками. С увеличением их размеров в полтора-два раза по сравнению с картой, а некоторые из них упрощаются, нанесение условных знаков на схему рекомендуется выполнять от руки, при этом, вначале необходимо обозначить условный знак тонкой, слабо заметной линией, а затем, убедившись в его правильности, намеченные линии вычерчивать окончательно.

Планы, схемы, карточки составляются на отдельных листах бумаги.

Черчение выполняется простым карандашом, по возможности от руки; все необходимые размеры выдерживаются на глаз. Из чертежных принадлежностей требуются: хорошо заточенный простой карандаш, набор цветных карандашей, мягкая резинка, линейка офицерская, треугольник, полевой циркуль.

Качество черчения во многом зависит от выбора и заточки карандаша. Для черчения лучше применять карандаш средней твердости (№3, 3Н, Т и ТМ). Затачивать карандаш следует возможно тщательнее, придавая концу коническую форму длинной не менее 2 см.

Положение карандаша при работе с картой, показано на рисунке.

Рис. ________. Работа с карандашом

Резинка должна быть мягкой, не оставляющей следов на бумаге при стирании. Стирать резинкой следует в одном направлении, не нажимая сильно на бумагу.

Для большей наглядности некоторые условные знаки (кварталы населенного пункта, берег реки и т.

п.) оттеняются утолщениями линий с теневой стороны. При этом предполагается, что источник света находится в левом верхнем углу листа бумаги, поэтому все местные предметы, возвышающиеся над окружающейся местностью, показываются знаками, нижняя и правая сторона которых вычерчивается утолщёнными линиями, а местные предметы, представляющие углубления показываются знаками, у которых утолщаются линии сверху и снизу.

Населенные пункты вычерчивают черным цветом в виде замк­нутых фигур, очертания которых сходны с конфигурацией внешних границ населенных пунктов.

Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги изображают двумя тонкими параллельными линиями черного цвета с просветом 1–-2 мм, а грунтовые дороги вычерчивают одной линией, доводят их до подхода к населенному пункту и делают небольшой разрыв между знаками дороги и улицы.

Железные дороги вычерчивают утолщенной черной линией с поперечными одинарными, двойными или тройными штрихами, показывающими колейность дороги.

Внутри условного знака реки, изображаемой в две линии, а также озера, водохранилища параллельно береговой линии про­водят несколько тонких линий. Первую линию проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстоя­ния между линиями постепенно увеличивают.

Если река узкая (до 5 мм на схеме), вдоль ее русла вместо сплошных линий вы­черчивают прерывистые линии.

Опушки леса показывают полуовальными условными знаками, соединенные между собой небольшими овалами.

Прежде чем наносить границы леса полуовалами, необходимо его границы наметить тонкой линией, точками и т.п., после чего вычерчивают условным знаком по намеченной линии. При необходимости внутри контура ставят условный знак деревьев, как на карте, с необходимыми пояснительными надписями.

Вначале вычерчивают один большой овал размером примерно 3 х 1,5 мм, а затем вокруг него вычерчивают три-четыре мелких овала.

Границы кустарника, как правило, не показывают.

Рельеф вычерчивают горизонталями коричневого цвета, а детали рельефа, которые не возможно изобразить горизонтальными вычерчивают условными топографическими знаками. При изображении рельефа горизонталями количество их будет зависеть от высоты горы, т.е.

чем выше гора тем больше будет горизонталей. Кроме этого, расстояние между горизонталями зависят от крутизны скатов, чем они круче, тем ближе они будут размещаться одна к другой.

Отметки высот подписывают черным цветом и только те, которые упоминаются в служебно-боевых документах.

Местные предметы, имеющие значение ориентиров, для отображения которых не предусмотрены условные знаки (пни, сломанные деревья, опоры линий связи, электропередачи, ука­затели дорог и т, п.), на схемах вычерчивают в перспективе, то есть так, как они выглядят в натуре.

Пояснительные подписи, названий населенных пунктов, оцифровку располагают параллельно нижней (верхней) стороне схемы, а подписи названий рек, ручьев, озер и урочищ выполняют наклонным шрифтом, располагая их параллельно условным знакам рек и ручьев и по осям большей протяженности условных знаков озер и рощ.

Наклонным шрифтом выполняют также подписи, относящиеся к оформлению схемы (документа) и пояснительный текст.

Всё, что нельзя отобразить на схеме условными знаками, излагается текстуально в легенде, помещаемой на свободных полях схем или на ее обороте.

При организации специальных операций, управлении подразделениями и
огнем, в разведке и при передаче информации в органах внутренних дел широко применяются служебно-боевые документы, разрабатываемые на топографических картах или схемах местности. Такие документы принято называть графическими. Они дополняют, поясняют, а в ряде случаев и заменяют письменные документы, позволяя более наглядно отображать обстановку.

Поэтому сотрудникам органов внутренних дел необходимо уметь быстро и грамотно их составлять.

На топографической карте не всегда возможно детально отобразить необходимые данные, например данные о расположении боевых средств своих подразделений и противника, системе огня и др. Кроме того, на карте вследствие обобщенности ее содержания и старения могут отсутствовать некоторые детали местности, необходимые командиру (начальнику) подразделения при планировании операции, управлении подразделением и огнем.

Поэтому в качестве основы графических служебно-боевых документов, разрабатываемых в органах внутренних дел, широко используются схемы местности — упрощенные топографические чертежи небольших участков местности, составленные в крупном масштабе. Они составляются командирами (начальниками) подразделений по топографической карте, аэрофотоснимкам или непосредственно на местности приемами глазомерной съемки, с помощью угломерных и навигационных приборов, имеющихся в подразделении.

При составлении схем местности необходимо соблюдать определенные правила.

Прежде следует уяснить, для чего предназначается схема, какие данные и с какой точностью необходимо на ней отобразить. Далее определяют масштаб схемы, ее размеры и содержание, выбирают способ составления схемы.

На схемах, как правило, показывают отдельные объекты местности, которые необходимы для точной привязки обстановки к местности, имеют значение ориентиров или могут оказать существенное влияние на выполнение поставленной задачи.

Наиболее важные объекты при вычерчивании схемы выделяют. При необходимости делают перспективные рисунки объектов местности, располагая их на свободном месте или на полях чертежа с показом стрелкой их местоположения на схеме. Вместо рисунков на схему можно наклеивать фотографии объектов. Для более точного указания какого-либо объекта на схеме могут быть подписаны магнитные азимуты и расстояния до него от легко опознаваемых местных предметов.

Особенности местности, которые не выражаются графически, излагают в легенде, помещаемой на полях чертежа или на его обороте.

Чертеж располагают на листе бумаги таким образом, чтобы противник находился со стороны верхнего края листа.

На свободном месте схемы стрелкой показывают направление на север,
концы стрелки подписывают буквами С (север) и Ю (юг).

Масштаб схемы (численный или линейный) показывают под нижней стороной ее рамки.

Если схема составлена в приближенном масштабе, об этом делается оговорка, например, «масштаб около 1; 6 000».

В тех случаях, когда масштаб схемы неодинаковый по разным ее направлениям, его значение не указывают, а на схеме подписывают расстояния между объектами, например расстояния от переднего края до ориентиров.

На схеме, составленной по карте в определенном масштабе, показывают линии координатной сетки или их выходы за рамку схемы. Над верхней стороной рамки указывают масштаб, номенклатуру и год издания карты, по которой составлена схема.

Условные обозначения, применяемые на схемах местности
Местные предметы и формы рельефа на схемах местности изображают условными знаками. Объекты местности, условные знаки которых не регламентированы, изображают на схемах ‘картографическими условными знаками с увеличением их размеров в 2-3 раза.

Населенные пункты на схемах изображаются черным цветом в виде замкнутых фигур, очертания которых сходны с конфигурацией внешних границ населенных пунктов.

Внутри таких фигур наносят штриховку тонкими линиями. Если населенный пункт состоит из нескольких кварталов, отстоящих друг от друга далее 5 мм в масштабе схемы, то каждый квартал вычерчивают отдельно без выделения отдельных построек (если их не требуется специально показывать по обстановке). Кварталы, в которых преобладают каменные постройки, заштриховываются и оттеняются более плотно, а кварталы с преобладанием деревянных построек заштриховываются менее плотно.

Улицы (проезды) показывают только в тех местах, куда подходят шоссейные и
улучшенные дороги, а также вдоль рек и железных дорог, проходящих через населенный пункт.

Ширину условного знака улицы (расстояние между линиями) принимают от 1 до 2 мм в зависимости от масштаба схемы и ширины улицы.

Рис. 1. Условные знаки населенных пунктов, дорог и рек для простейших

чертежей местности.

Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги вычерчивают двумя тонкими параллельными линиями черного цвета с просветом 1-2 мм (В зависимости от масштаба), а грунтовые (проселочные) дороги — сплошными линиями толщиной 0,2-0,4 мм.

В месте подхода дороги к населенному пункту делают небольшой (0,3…0,5 мм) разрыв между знаками дороги и улицы. Если дорога, вычерчиваемая двойной линией, проходит вдоль окраины населенного пункта, условный знак дороги не прерывают, а квартал населенного пункта вычерчивают вплотную к знаку дороги. От условного знака грунтовой дороги кварталы вычерчивают на расстоянии 1-2 мм.

Железные дороги’ вычерчивают условным знаком черного цвета шириной 1-2 мм с чередованием светлых и темных полос через 4-5 мм.

Реки вычерчивают одной или двумя линиями синего цвета.

Внутри условного знака реки, изображаемой в две линии, а также озера, водохранилища параллельно береговой линии проводят несколько тонких линий.

Первую линию проводят как можно ближе к берегу, а к середине реки или водоема расстояния между линиями постепенно увеличивают.

Если река узкая (до 5 мм на схеме), вдоль ее русла вместо сплошных линий вычерчивают прерывистые линии. Лес показывают овалообразными условными знаками зеленого цвета, располагаемыми вдоль контура леса. Вначале пунктиром (точками или коротенькими черточками) намечают границу леса с наиболее характерными изгибами.

Рис. 2. Условные знаки леса и кустарника для простейших чертежей
местности.

Затем рисуют полуовалы длиной (диаметром) до 5 мм так, чтобы их выпуклые части касались пунктиров.

Полуовалы должны быть вытянуты вдоль нижнего (верхнего) края листа. Если изгиб опушки служит ориентиром, а овалообразным знаком его передать невозможно, граница леса дополняется пунктиром.

Кустарник изображают замкнутыми овалами зеленого цвета, вытянутыми слева направо.

При этом вначале вычерчивают один большой овал размером примерно 3хl,5 мм, а затем вокруг него три-четыре мелких овала. Количество и расположение таких знаков зависят от размеров площади кустарника. Границы кустарника, как правило, не показывают.

Рельеф изображают горизонталями или штрихами коричневого цвета, а детали рельефа, не выражающиеся горизонталями, картографическими условными знаками.

Вершины гор и хребты на схемах горной местности изображают штрихами. На схемах холмистой местности отдельные высоты показывают одной-двумя замкнутыми горизонталями. При изображении форм
рельефа горизонталями необходимо учитывать, что, чем выше гора, тем больше должно быть горизонталей, чем круче скат, тем ближе одна к другой должны располагаться горизонтали.

Отметки высот подписывают черным цветом и только те, которые упоминаются в боевых документах.

Местные предметы, имеющие значение ориентиров, для отображения которых не предусмотрены условные знаки (пни, сломанные деревья, опоры линий связи, электропередачи, указатели дорог и т.

п.), на схемах вычерчивают в перспективе, то есть так, как они выглядят в натуре.

Внемасштабные условные знаки, а также условные знаки растительного покрова вычерчивают так, чтобы их вертикальная ось располагалась перпендикулярно к верхнему срезу листа.

При наличии времени основные условные знаки для наглядности оттеняют: утолщают правые и нижние линии условных знаков населенных пунктов, лесных массивов, кустарников, левые и верхние береговые линии рек и озер.

Подписи названий населенных пунктов и отметок высот располагают параллельно нижней (верхней) стороне схемы и выполняют прямым шрифтом, а подписи названий рек, ручьев, озер и урочищ выполняют наклонным шрифтом, располагая их параллельно условным знакам рек и ручьев и по осям большей протяженности условных знаков озер и урочищ.

Наклонным шрифтом выполняют также подписи, относящиеся к оформлению схемы (документа), и пояснительный текст. Все, что нельзя изобразить на схеме условными знаками, отражается
текстуально на ее свободном месте.

При необходимости на картах могут подниматься: береговые линии крупных водоемов (допускается подтушевка в сторону воды), реки, болота, изобаты с указанием глубин синим цветом; растительность — зеленым цветом; рельеф — светло-коричневым цветом (заштриховывается вершина или поднимается основная горизонталь); автомобильные дороги – коричневым цветом; железные дороги, геодезические пункты и государственные границы — черным цветом; ориентиры — кружком или подчеркиванием с нумерацией их черным цветом.

Требования, предъявляемые к рабочим картам, планам, схемам.

Рабочие карты, планы, схемы разрабатываются и ведутся в структурных подразделениях системы МВД и используются для изучения, анализа, оценки оперативной обстановки, принятия решения по ней и организации взаимодействия между всеми задействованными силами и средствами, управления ими в различных ситуациях.

Масштаб карты (плана, схемы) выбирается с таким расчетом, чтобы нанесенные на ней обстановка и дислокация сил и средств ОВД и войск не загромождали и не затемняли топографической основы.

Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшими из которых являются наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.

Наглядность заключается в отображении обстановки в соответствии с установленными правилами.

Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется объемом сведений, который необходим руководителю (начальнику, командиру) для управления силами органов внутренних дел (соединениями, частями, подразделениями) при выполнении поставленных задач.

Руководитель (начальник, командир) на свою рабочую карту должен наносить только те данные обстановки, которые ему необходимы для работы.

В тех случаях, когда действия проводятся в населенном пункте, руководитель (начальник, командир) оформляет решение на плане населенного пункта или специально изготовленной схеме с соблюдением требований, предъявляемых к рабочей карте.

Точность нанесения обстановки. Нанесенная на рабочую карту обстановка должна точно соответствовать действительному положению сил ОВД (войск) на местности.

Рабочая карта с исходной обстановкой подготавливается заблаговременно.

Под исходной обстановкой подразумеваются сведения (информация), которые известны заранее. Исходная обстановка может включать: пункты дислокации, районы расположения и действий сил органов внутренних дел (подразделений, воинских частей) с указанием их реальной численности, объема выполняемых задач, состава сил и средств, выделяемых для выполнения основных и внезапно возникающих задач; расположения объектов, маршрутов движения ОВД (войск), караулов; места (районы) действий розыскных и других нарядов, а также расположение соседей, взаимодействующих органов (сил) с указанием сил и средств, выделяемых ими
в интересах выполнения задачи.

На рабочей карте поднимаются аэропорты, железнодорожные станции, автовокзалы, морские и речные порты, районы с наиболее сложной обстановкой, маршруты и время выходов к ним, а также другие элементы необходимые руководителю (начальнику, командиру) ДЛЯ принятия решения.

Рабочая карта с нанесенной исходной обстановкой сокращает время на принятие обоснованного решения, позволяет более четко поставить задачи и управлять силами и средствами в ходе выполнения задач.

Рабочая карта по конкретной ситуации разрабатывается для действий сил органов внутренних дел (войск) и взаимодействующих сил при: выполнении конкретной задачи; проведении специальной операции; осуществлении отдельных режимных мероприятий в условиях чрезвычайного положения и других служебно-боевых задач.

На рабочих картах оперативно-служебных и боевых действий в зависимости от выполняемых задач отражаются, места дислокации воинских частей (подразделений) внутренних войск, органов внутренних дел.

В обязательном порядке должны быть указаны действия частей (подразделений) Минобороны России, МЧС России, пограничных войск Российской Федерации, а также других войск и сил.

Наносятся на рабочую карту и административные границы; границы и номера оперативных районов и участков (маршрутов) ответственности воинских частей и подразделений; состав сил и средств; места расположения караулов, застав, КПП, заслонов, засад, секретов; места расположения дополнительных сил (резервов) на случай осложнения обстановки, маршруты их выдвижения; направления маневра силами и средствами по планам взаимодействия, их состав, расчетное время прибытия к месту действия, сигналы вызова; маршруты движения (патрулирования) маневренных групп; места нахождения и маршруты движения тыловых подразделений (групп).

В обязательном порядке на карте указываются важные государственные, взрывоопасные, пожароопасные, химически опасные объекты, объекты жизнеобеспечения населения, порядок их охраны и обороны и другие данные, необходимые для работы руководителя; (начальника, командира).

На карте (схеме, плане) излагается необходимый текстовой материал: решение; расчет сил и средств по задачам, элементам боевого порядка; состав сил и средств органов внутренних дел (частей, подразделений); состав резерва на случаи осложнения обстановки; плановая таблица взаимодействия и Т.Д.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2645 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.011 с)…

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 3 «В» классе БОУ СОШ № 77

Тема урока: «План местности»

Цель: Объяснить понятие «план местности»; показать, как при помощи условных обозначений ориентироваться на плане местности.

Задачи:

    Познакомить учащихся с планом местности

    Развивать речь, память, внимание

    Воспитывать аккуратность.

Оборудование: презентация, тесты по повторению пройденного материала, карточки с заданиями.

Ход урока

Организация класса

Объявление темы и целей урока.

— Здравствуйте! Присаживайтесь!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

— Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. У вас на столах лежат листочки с тестом, подпишите их в правом верхнем углу. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком. После выполнения я заберу у вас листочки, проверю ваши работы, и на следующим уроке оглашу вам оценки.

Кому непонятно задание? Приступайте к выполнению работы. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

1. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

в) равнины

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки

б) государства

в) острова

3. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

а) жёлтым

б) зелёным

4. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

б) глобус

Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария?

а) экватор

б) земная ось

в) меридиан

— Передайте работы с последних парт на первые.

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя о селе Мирном

— Тебе известна история возникновенья села Мирного, где живут Маша и Миша. Ты знаешь, что там есть школа, детский сад, поликлиника, деревья-памятники. О селе и его окрестностях ты сможешь узнать много больше, если вместе с членами клуба «Мы и окружающий мир» совершишь «полет на вертолете».

2. Беседа по плану села Мирное

— Откройте учебник на странице 29. Вы видите местность, где стоит село Мирное.

— Какая видна река? (р.

Татьянка)

— Что еще мы с вами видим? (пашня, ул. Школьную, деревья, ул. Знаний и т.д.)

— Какие здания находятся на центральной улице села Мирного?

(магазин, детский сад, школа, дом Ивановых.)

— Как можно запечатлеть этот вид? (сфотографировать, изобразить на листе бумаги.)

— Такое изображение называется план местности .

3. Работа по уяснению понятия «план местности»

— Откройте учебник на станице 126. Найдите определение план местности, прочитайте, что называют планом местности (читают несколько учеников).

— Чем, по вашему мнению, план местности отличается от географической карты?

(на карте изображены большие территории, на плане местности изображают небольшие участки, план местности имеет несколько иные условные знаки.)

— Вы знаете, что любой участок местности можно сфотографировать, нарисовать или начертить план местности.

— Чем отличается рисунок и план местности?

— Посмотрите внимательно на план местности.

Вы можете сказать каково расстояние от школы до магазина? (нет)

Расстояние можно определить, зная, что все предметы изображены в уменьшенном виде, т.е.

в масштабе.

4. Работа по уяснению понятия «масштаб»

— Откройте учебник на странице 126, прочитайте что такое масштаб (читают несколько учеников).

— На каждом плане, и на плане на странице 29, указывается масштаб.

— Давайте посмотрим, каков масштаб нашего плана местности?

(в 1 см 20 м) Это значит, что в 1 см на плане «уместилось» расстояние в 20 м на местности.

5. Анализ плана местности на с. 29

— План местности создается для того, чтобы увидеть какие объекты природы и хозяйства находятся на территории.

Планами пользуются люди разных профессий: строители, военные, геологи. Но чтобы научиться читать план местности, нужно разобраться с условными знаками к плану местности.

— Посмотрите внимательно на условные обозначения, давайте их рассмотрим.

— На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление Север – Юг. Найдите на плане в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю. Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.

Как называется река, изображенная на плане? (р. Татьянка)

— В каком направлении она течет?

(с с-з на ю-в)

— Из каких деревьев состоит лес возле пашни? (из берез)

— Как вы узнали? (по условным знакам)

— Какая растительность окружает овраг на берегу реки Татьянки? (кустарники)

— Какой лес окружает метеорологическую станцию? (осиновый, сосновый) Как вы узнали?

— На какой улице стоит дом Ивановых?

(ул. Знаний)

— Найдите школу, почему на плане школа обозначена черным цветом?(строение огнестойкое)

Физминутка

Закрепление материала, изученного на уроке

    Выполнение задания 15 на с. 10 в рабочей тетради

— Откройте рабочую тетрадь на с. 15, учебник оставляем открытым.

— Посмотрите внимательно, каким цветом закрашены кустарники возле метеостанции?

(зеленым) Закрасьте их, чтобы получилось так, как на плане в учебнике.

— Найдите школу, давайте проложим путь от школы до метеостанции. Возьмите в руки простой карандаш, изобразите этот путь.

— Расскажите, как вы двигались? (Вышли из школы по шоссе в с-в направлении, по мосту пересекли реку Татьянку и продолжили путь по шоссе, затем по грунтовой дороге, пошли по лесу из осин и сосен и вышли к метеостанции.)

2. Выполнение задания 14 на с.

9 в рабочей тетради

— Найдите дом Ивановых, теперь отыщите на плане дуб. Посмотрите внимательно, какие объекты встретятся вам по пути от дома к дубу? (деревья, шоссе, сады, школа, магазин, детский сад, луг.)

3. Изображение условных знаков

— Сейчас мы с вами будем учиться изображать объекты с помощью условных знаков. Вы все любите мультфильм «Каникулы в Простоквашино» и главного героя этого мультфильма Дядю Федора. Вас ждет встреча с этим героем, если вы правильно выполните задание.

Внимательно прочитайте текст, потом используя условные знаки на странице 29 учебника, замените подчеркнутые слова условными знаками, для этого на листочках оставлены пустые прямоугольники. Работать будем по вариантам.

1-й вариант

Иди по шоссе через мост .

По грунтовой дороге дойдешь до леса . Пройди по тропе , обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.

2-й вариант

Иди по тропе через сад .

Пересеки реку по мосту . Пройди мимо отдельно стоящего куста , обогни обрыв и тут у родника тебя встретит Дядя Федор.

Изображение, каких объектов вызвало затруднения? (озеро, родник) Почему? (Их нет в условных знаках)

Учитель помогает учащимся выполнить задание, контролирует работу детей.

IV. Итог урока

— Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.

Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.

— О каком понятии говорится в стихотворении?

(О масштабе)

— Что такое масштаб?

— Для чего обозначают масштаб на плане местности?

— Что такое план местности? (Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.)

— Чем отличается рисунок от плана?

(На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане, как видим их сверху.)

— Как обозначают предметы на плане? (С помощью условных знаков.)

— На сегодняшнем уроке вы хорошо работами. Наиболее активными были …..

Практическая работа №4

Тема «Составление простейшего плана местности»

Цель работы : Научиться составлять план пришкольного участка.

ХОД РАБОТЫ

    Выберите масштаб.

А. определяем размер участка в метрах.

Для этого измерьте его длину и ширину шагами.

! Запишите размеры участка (в шагах) в рабочей карте.

Зная, что длина 2-х шагов = 1 метру , определяем размеры участка в метрах.

! Запишите размеры участка (в метрах) в рабочей карте.

Б. определяем, насколько нужно уменьшить размер пришкольного участка, чтобы он уместился на листе бумаги. Так определяется масштаб плана.

! Запишите полученный масштаб в рабочей карте в нижнем правом углу.

    Определите, чему будут равны размеры пришкольного участка (в сантиметрах) на листке бумаги.

! Запишите полученные результаты в рабочей карте.

    ! Начертите контуры пришкольного участка, соблюдая масштаб, в рабочей карте.

    Определите при помощи компаса расположение основных сторон горизонта.

! Обозначьте в рабочей карте стрелкой направление «север-юг»

    ! Изобразите на плане при помощи условных знаков здание школы и яблоневого сада.

Если это необходимо, воспользуйтесь набором условных знаков на форзаце учебника.

    ! Запишите фамилии участников команды на обратной стороне рабочей карты.

Практическая работа №4 «Построение плана пришкольного участка»

    Определяем длину и ширину пришкольного участка шагами.

Сторона А

Сторона Б

Сторона Г

памятник

Сторона В

Длина стороны А _________шагов _____________ метров

Длина стороны Б _________шагов _____________ метров

Длина стороны В _________шагов _____________ метров

Длина стороны Г _________шагов _____________ метров

    Определяем чему будут равны размеры пришкольного участка на листке бумаги

Длина стороны А _____________см

Длина стороны Б _____________ см

Длина стороны В _____________ см

Длина стороны Г _____________ см

    Изображаем план пришкольного участка:

для стрелки

Масштаб: в 1 см- ______м.

Предположим, вам требуется составить план местности. Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по . Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками. Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.
  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес. Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности

Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Как составить план местности . Предположим, вам требуется составить план местности, изображённой на рисунке.

1-2. Составление плана местности. 3. Планшет для съёмки местности.

Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1: 5000, и проведите стрелку «север - юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками.

    Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака - моста - воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки. Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.
  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку. Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.
  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая - к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес.

Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности . Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

4. Визирование на объект. 5. Изображение линий визирования на различные объекты с указанием расстояний до них.

Маршрутная съёмка - это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов). Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут. Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Вопросы и задания

  1. Объясните, как проводится полярная съёмка.
  2. Составьте план небольшого участка местности способом полярной съёмки.
  3. Что значит ориентировать план?
  4. Вычертите план части пути от дома до школы. Пользуясь составленным планом, ответьте на следующие вопросы:
    1. какое расстояние вы прошли;
    2. какими условными топографическими знаками вы воспользовались?
  5. Перечертите в тетрадь условные знаки вашего плана и дайте пояснение к ним.

Для любознательных

  • На обширных равнинных территориях в качестве ориентиров нередко сооружаются деревянные вышки, вершины которых находятся в прямой видимости друг от друга. Поэтому, поднявшись на такую вышку, можно увидеть следующую и т. д.
  • Если вы нашли в лесу спиленное дерево, определить стороны горизонта можно по годовым кольцам на спиле пня. С северной стороны расстояния между кольцами меньше, чем с южной.
  • Оглянитесь вокруг: не виднеется ли вдали возле какой-нибудь деревушки купол церкви. По расположению креста на куполе вы без труда соориентируетесь по сторонам горизонта (см. рис. 2).
  • Горные тропы нередко отмечаются каменными пирамидами. Они ставятся на расстоянии прямой видимости друг от друга так, чтобы люди могли ориентироваться по ним и не сбились с пути.
  • В незнакомой местности ориентирами служат линии электропередач, лесные просеки, дороги и другие линейно расположенные объекты.

Проверь себя

  1. Вспомните, чем отличается план местности от географической карты.
  2. Как определить направление вашего движения по плану?
  3. Можно ли использовать план местности для определения географических координат?
  4. Каким образом можно измерить расстояние на плане местности?
  5. Чем отличается азимутальная съёмка от полярной?
  6. Какие приборы и инструменты необходимы для составления плана местности?
  7. Опишите алгоритм нивелирования холма.

1. Маршрутная съёмка участка местности начинается с первой точки стояния (1 Т. С.). Далее на планшет наносятся объекты, видимые со второй, третьей и четвёртой точек стояния. В результате получается план участка местности.

Понятие о плане местности.

1.Изучите особенности плана местности и аэрофотосним-ка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждо-го из этих видов изображений местности. Сделайте вывод.

Признаки План местности Аэрофото-снимок
1. Объекты более похожи на их реальный вид на местности - +
2. Можно узнать название села, реки + -
3. Можно определить породы де-ревьев в лесу + -
4. Изображены все объекты, ви-димые сверху - +
5. Изображены только важные объекты + -
6. Объекты изображены условны-ми знаками + -

Вывод: План схематически изображает основные объекты местности, его удобно использовать для ориентирования на местности, проведения работ.

2. На форзаце 1 учебника и в атласе рассмотрите условные знаки, используемые для изображения объектов на пла-не местности. Какие условные знаки показаны на ри-сунке 1?

3. Пользуясь планом местности на форзаце 1 учебника, на-пишите, какие объекты может увидеть путник, идущий от реки Нара до Елагино по грунтовой дороге.

Мост, овраг, кустарник, луг, болото, линию электропередачи.

Масштаб.

1. Найдите масштаб плана местности на форзаце 1 учебни-ка и запишите его. Назовите масштаб, записанный в та-ком виде

1:10 000 (числовой).

2. Определите, во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом:

а) 1:75 в 75 раз.

б) 1:250 в 250 раз.

в) 1:10 000 в 10 000 раз.

Какой из этих масштабов самый мелкий?

3. Определите численный масштаб плана местности, на котором изображён мост, если его длина на местности в 1000 раз больше, чем на плане.

4. Определите численный масштаб плана местности, если расстояние в 2 км показано на нём отрезком линии дли-ной 4 см.

5. При масштабе плана 1: 2500 расстояние в 50 м надо вы-разить отрезком в см.

6. По известному численному масштабу запишите имено-ванный:

а) 1: 1000 в 1 см 10 м.

б) 1: 25 000 в 1 см 250 м.

в) 1: 50 000 в 1 см 500 м.

7. Именованный масштаб плана — в 1 см — 250 м. Рассчи-тайте, сколько сантиметров надо отложить на этом пла-не при изображении расстояния в:

а) 500 м = 2 .

б) 1 км = 4 .

в) 1250 м = 5 .

8. Рассчитайте, во сколько раз расстояния на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе в 1 см — 90 м.

9. Используя приём работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1:

а) длину центральной улицы в деревне Елагино: 420 м.

б) ширину реки Нара у отметки уреза воды: 45 м.

10. Определите с помощью циркуля-измерителя длину ручья, впадающего в реку Нара.

Стороны горизонта. Ориентирование.

1. На рисунке 2 обозначьте основные и промежуточные стороны горизон-та.

2. Пользуясь компасом, определите:

а) в какую сторону горизонта обра-щены окна вашего класса

б) направление, в котором находится дверь класса

в) в каком направлении от окна расположен стол учите-

г) направление, в котором находится ваш дом

3. Определите стороны горизонта по азимуту и азимуты сторон горизонта. Заполните таблицу.

4. По плану местности на форзаце 1 учебника опреде-лите, в каком направлении от деревни Елагино нахо-дится:

а) лиственный лес - севео-восток.

б) болото - юго-восток .

В каком направлении от сарая находится отдельно стоящее дерево?

Северо-запад.

5. От точки А до лагеря туристы должны пройти 400 м по азимуту 180°, затем 600 м по азимуту 45° и 800 м по ази-муту 90°. Начертите их путь на рисунке 3. Используйте масштаб 1: 20 000.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1. По рисунку 10 учебника определите:

а) абсолютную высоту холма - 150 м.

б) относительную высоту холма со стороны океана - 0.

в) относительную выосту холма со стороны суши - 50, 100 м.

2. На рисунке 4 с помощью горизонталей изобразите холм высотой 16 м. Горизонтали проведите через 4 м. Север-ный склон холма круче южного. Самый пологий склон — западный, самый крутой — восточный.

3. Используя план местности, помещённый на форзаце 1 учебника, определите:

а) через сколько метров проведены горизонтали - 2.

б) где расположены самые низкие места территории - Юг, юго-запад.

в) где расположена самая высокая точка территории - запад.

Составление простейших планов местности.

1. Расскажите, что называют:

а) глазомерной съёмкой местности

съемка местности с планшетом.

б) полярной съёмкой местности

глазомерная съемка, проводящая из одной точки.

в) маршрутной съёмкой местности

глазомерная съемка в движении по какому-либо маршруту.

2. По заданию учителя проведите полярную и маршрут-ную съёмку местности. Оформите планы и вклейте их в тетрадь.

Географический диктант.

Чертёж, который изображает небольшую часть зем-ной поверхности сверху в уменьшенном виде, — это план местности.

Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображе-нии их на чертеже, — это масштаб .

Угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности — это азимут .

Все неровности земной поверхности — это рельеф .

Превышение по отвесу одной точки земной поверхно-сти над другой — это относительная высота .

Превышение точки земной поверхности по отвесу
над уровнем моря — это абсолютная высота .

Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, — это горизонтали .

Глазомерная съёмка местности с одной точки — это полярная съемка .

Съёмка местности, применяемая при составлении плана участка, вытянутого в длину, или при изображе-нии пути, пройденного в походе, — это маршрутная съемка .

Обобщение знаний по теме "План местности".

Пользуясь рисунком 5, заполните пропуски.

Вариант 1.

Смешанный лес находится на северо-западе от посёлка Речное. Расстояние от Речного до Берёзкино по грунто-вой дороге равно 990 м . Железная дорога пересекает реку Каменка . Если двигаться по дороге от Березкино к домику лесника, то справа будет холм , а слева лес .

Электровоз у железнодорожной станции дал сигнал. Школьники, находящиеся на пароме, услышат его че-рез 3 с. (Скорость распространения звука в воз-духе 330 м/с.)

Фруктовый сад, расположенный северо-восточнее по-сёлка Речное, занимает 6400 м2.

Вариант 2.

Ширина реки Тихая равна 10 м. Длина моста че-рез реку Каменку у посёлка Речное 5 м. Рас-стояние по прямой от железнодорожной станции до хол-ма с отметкой высоты 154,4 м равно 440 м. Длина участка реки Тихая, изображённого на плане, равна 640 м.

Азимут от колодца в Берёзкино на силосную башню ра-вен 90 °, на домик лесника — 0 °, на электростанцию — 135 °.

Площадь машинно-тракторной мастерской (МТМ) у Берёзкино равна 4096 м2.