Орлеанская дева какая война. Жанна д'Арк – Орлеанская дева

Жанна Д’арк — Великие любовные истории

Орлеанская дева, национальная героиня Франции. Возглавила борьбу французского народа против английских захватчиков, в 1429 году освободила Орлеан от осады. Её деятельность повлияла на результаты Столетней войны (1337-1453). В 1430 году попала в плен к бургундцам, те продали её англичанам, которые объявили Жанну д’Арк колдуньей и предали церковному суду. Обвинённая в ереси, была в Руане сожжена на костре. В 1920 году канонизирована католической церковью.

Жанна Д’арк

Пушкин писал, что «…в новейшей истории нет примера более трогательного, чем жизнь и смерть Орлеанской героини». Пожалуй, невозможно подобрать аналогии и в непостижимости подвига Жанны д’Арк, потому что всю её короткую жизнь, её поступки нельзя объяснить законами женской, да и вообще человеческой психологии. Всё время сталкиваешься с какой то малообъяснимой причиной её действий, с какой то таинственной силой, руководившей ею.


История Орлеанской девы является заключительным эпизодом Столетней войны между Англией и Францией, главной причиной которой была борьба за земли, захваченные Англией (с середины XII века) на территории Франции. Ко времени, о котором мы ведём речь, французский двор раздирали династические противоречия, которые привели к позорным вещам. Развратная супруга Карла VI - Изабелла Баварская, выдавшая дочь за английского короля Генриха V, поспешила передать ему и французский престол, лишив, таким образом, своего сына Карла VII власти. Англичане хозяйничали во Франции, грабя и разоряя страну, а рыцарство и дворянство, погрязшее в разврате и развлечениях, не в силах были защитить французов.

В доведённой до отчаяния разбоями и беззаконием стране стали распространяться слухи, что Францию может спасти в противовес плотскому греху только девственница. Нелепость этих слухов была очевидной, так как женщина вообще в средневековом обществе считалась не совсем полноценным человеком, ну а девственность предполагала совсем уж юный возраст, в котором девочка ещё и не очень соображала что к чему. Но чем абсурднее были слухи, чем невероятнее, тем сильнее в них хотелось верить, потому что Францию могло спасти только чудо. И чудо это пришло.

Зажиточная крестьянская семья д’Арк имела помимо Жанны ещё двоих сыновей и двоих дочерей. Жили дружно, по обычаям того времени, свято верили в Бога, пасли скот. Жанна ничем не выделялась из своих братьев и сестёр, может быть, была более жалостлива, более наивна, более склонна к мистицизму и очень набожна. Она любила часами простаивать в церкви, с умилением слушала проповедь священника.

Отстранение Карла VII от власти Жанна восприняла как личное несчастье. По видимому, её отзывчивое сердце вообще было не в состоянии пройти мимо любой несправедливости. Этот божеский дар сострадания развился у крестьянской девушки до одержимости, до высот, которые уже недосягаемы простому обывателю.

Страдая о бедах родной земли, Жанна переносилась в мир видений. Однажды она услышала, что архангел Михаил, святые Маргарита и Екатерина призывают именно её на трудный подвиг во имя отечества. Вначале она рассказывала о своих видениях родным, те только удивлялись, насколько точно неграмотная юная дочка обозначила им свою цель: освободить Орлеан и короновать дофина в Реймсе.

Явление Богоматери окончательно убедило Жанну в своём высоком предназначении. Вместе с дядей девушка попадает в замок Вокулер, где в это время располагался двор опального короля Карла, и комендант замка доложил хозяину о странной посетительнице. С одной стороны, смешно, что король никак не прореагировал на посещение Жанны - находившийся в изоляции, оставленный всеми, Карл не каждый день получал предложения о помощи. С другой, смешно, если бы он прореагировал - что может предложить реально эта хрупкая, маленькая, безграмотная девушка.

Только чудесным можно назвать последующее везение Орлеанской девы. Силы Провидения действовали, конечно же, через женщину - девятнадцатилетнюю любовницу короля Агнессу Сорель. Благодаря её настойчивости 29 февраля 1429 года крестьянская девушка появилась в Шиноне - резиденции Карла VII. Весь двор и духовенство собрались взглянуть на «небесную посланницу». Карл стоял в толпе придворных, ничем не отличаясь от них, но, по преданию, Жанна, никогда его не видевшая, обратилась прямо к нему.

Девушка произвела сильное впечатление на придворных своими зажигательными речами. Казалось, её устами говорили какие то другие, более влиятельные силы. Однако нерешительный, слабовольный Карл сомневался, справедливо боясь дальнейшего ухудшения своего положения. Решили подойти к делу научно: собралась комиссия из авторитетных теологов, которая удостоверила, что Жанна вполне добрая католичка, а дамский комитет под предводительством тёщи Карла Иоланты Арагонской засвидетельствовал её девственную чистоту.

Наконец, король вручил д’Арк знамя с гербом французского царствующего дома и дал небольшой отряд, в котором находились знаменитые рыцари, а также братья девственницы Жан и Пьер. Первой победой боевой дружины стала доставка подкрепления и продовольствия в осаждённый Орлеан. Удача экспедиции сразу же составила славу Жанне. Со скоростью света по всей исстрадавшейся Франции распространились слухи о том, что появился, дескать, ангел небесный, призванный на спасение отчизны. Под знамёна Орлеанской девы стали стягиваться значительные силы со всей страны, необходим был только символ, который объединил бы всех патриотов. И он появился.

Прежде чем приступить к военным действиям, Жанна направила в лагерь осаждавших Орлеан англичан записку: «Англичане, вам, не имеющим никаких прав на французскую корону, Царь небес через меня приказывает снять осаду и вернуться на родину, иначе мне придётся начать войну, о которой вы вечно будете вспоминать…» Подписано: Иисус, Мария, Жанна девственница.

18 июня 1429 года враги бежали в паническом страхе, и все среднее течение Луары было очищено от ненавистных британцев. В бою Жанна производила незабываемое впечатление. В блестящих рыцарских доспехах, на вороном коне, с развевающимися белокурыми волосами, со знаменем в руках, абсолютно уверенная в своей безопасности, она увлекала за собой воинов, всегда появляясь там, где ряды французов начинали колебаться.

Чувствуя всеобщий энтузиазм, и Карл, наконец, предпринял решительные поступки. Он двинулся в Реймс, где Жанна предполагала его короновать на французский престол. Все попутные крепости сдавались почти без боя - Карл с удовольствием пожинал плоды побед юной девушки.

16 июля во время торжественного коронования Жанна д’Арк стояла рядом с Карлом. После совершения обряда миропомазания, охваченная экстазом, девушка бросилась, рыдая, к ногам короля: «О благороднейший король, теперь свершилась воля Всевышнего, повелевшего мне привезти вас в ваш город Реймс и принять святое миропомазание, чтобы все узнали истинного властителя Франции».

Она исполнила возложенную на неё божественным Промыслом миссию, и после этого её энергия словно иссякла. По одним сведениям, Жанна попросила Карла отпустить её домой, по другим - она сама вызвалась завершить борьбу за освобождение Франции. Так было или иначе, но известно, что энтузиазм не бывает продолжительным. У девушки больше не было сил держать в постоянном накале религиозно патриотическое воодушевление тысяч людей. Начались неудачи. При осаде столицы Жанна потерпела первое серьёзное поражение и к тому же была ранена. Неблагодарная молва с той же скоростью, с какой бежала по стране её слава, разнесла весть о том, что Орлеанская дева вовсе не столь всесильна, как казалась.

Весной 1430 года девушка попала в плен. К стыду короля, ни он сам, ни его армия, если не считать горстки храбрецов, преданных своей вдохновительнице, не предприняли ни одной попытки спасти Жанну д’Арк.

Английские власти выдали Орлеанскую деву суду инквизиции, который обвинил её в колдовстве и пособничестве дьяволу. Но даже под пытками Жанна сохраняла ясность мысли и достоинство. Когда у неё спросили, верит ли она в своё призвание по милости Божией, то, конечно, хотели её смутить и поставить в тупик, ибо ответь она утвердительно - её можно обвинить в гордыни, в самозванстве. А если она ответит отрицательно, значит, признает за собой обман. Она ответила просто: «Если нет, да будет угодно Господу укрепить во мне эту веру, если же да, пусть Он её поддержит во мне».

Будучи не в состоянии уличить Жанну в колдовстве, её обвинили «в самовольном сношении с небесными силами и ношении мужского костюма», запрещённого соборными постановлениями. Девушка обратилась к папе, но пока от него шёл ответ, её сожгли на костре в Руане 30 мая 1431 года. Её родственники, братья Жан и Пьер, получили от короля в награду дворянский титул и земли, а имя Жанны стало обрастать легендами и слухами. Долго ещё появлялись на французской земле лже Жанны, желавшие стяжать славу великой девственницы, но никому ещё не удавалось повторить подвиг самоотречения, на который чудесным образом оказалась способна юная девушка из французской провинции.

В конце заметим, что мы представили здесь классическую версию происхождения и жизни Жанны д’Арк. В настоящий момент некоторые французские историки не без основания утверждают дворянскую родословную девушки, а кроме того, доказывают, что вместо неё на костре сожгли подставное лицо, что якобы и породило множество легенд о том, что Жанна жива. Но, по видимому, открыть истину уже не удастся.

Простая крестьянка, известная под именем Орлеанской девы, освободившая Францию от векового английского ига, жестоко осмеянная Вольтером, опоэтизированная Шиллером и, наконец, недавно канонизированная папой Пием X, представляет одно из самых любопытных явлений средневековой эпохи, богатой всевозможными неожиданностями и курьезами.

Кто, например, мог ожидать, — да еще в то время, когда женщин всячески старались принижать, — что 17-летней полуобразованной девушке выпадет на долю освободить родину от нашествия иноземцев и утвердить на французском престоле законного короля, который и сам-то вряд ли рассчитывал на это? Разве не курьезно, что двор и рыцарство, погрязшие в разврате, только с появлением девственницы нашли в себе достаточно сил для победы над внешними и внутренними врагами отчизны?

История Орлеанской девы является заключительным эпизодом Столетней войны между Англией и Францией, возникшей по вопросу о французском престолонаследии, ставшим спорным с 1328 года, после смерти последнего Капетинга — Карла IV Красивого. Английские Плантагенеты, считавшие родство с покойным королем более близким, чем Валуа, утвердившиеся на французском престоле, решили с оружием в руках добиваться законных прав. В начале XV века война возобновилась с особенным ожесточением, вследствие настойчивости английского короля Генриха V Ланкастерского, с одной стороны, и слабоумия французского монарха Карла VI Безумного — с другой. Смуты и раздоры ближайших к трону представителей знатных домов: брата короля, герцога Людовика Орлеанского и его дяди, герцога Филиппа Бургундского из-за управления государством разделили всю Францию на две враждебные партии. Этим воспользовалась знаменитая развратной жизнью супруга Карла VI — Изабелла Баварская, поспешившая выдать свою младшую дочь, красавицу Екатерину, за Генриха V, передав ему по позорному договору в Труа 20 мая 1420 года вместе с ее рукою французский престол по смерти мужа и регентство во время его жизни. Таким образом, эта чудовищная мать отреклась от сына, впоследствии короля Карла VII Победителя, объявив его лишенным престола, для чего вынудила подпись у своего слабоумного супруга. Погребение несчастного Карла VI в Сен-Дени 21 октября 1422 года походило на погребение отчизны. Генрих V фактически оказался властителем Франции, но, скончавшись в том же году, завещал французский престол своему 9-месячному сыну — Генриху VI, который и был перевезен в Париж. Только незначительная горсть приверженцев дома Валуа признала королем дофина. Но что могли сделать несколько десятков добрых французов против английских полчищ, наводнявших их родину, разрываемую, кроме того, междоусобными войнами? В течение семи лет англичане господствовали во Франции полновластно. Карл VII потерял все земли на севере от Луары, а в 1429 году город Орлеан, ключ к южной части государства, был уже готов пасть перед англо-бургундской силой, когда совершилось чудо, изменившее, по-видимому, неудержимый роковой исход, и остановило победоносное шествие врагов. Крестьянская девушка пробудила национальное чувство французов и вдохновила их настолько, что они смогли дать неприятелю достойный отпор, отбросив его позднее за пределы родины. Эту героиню, спасительницу Франции, звали Жанной Дарк.

Она родилась в крещенскую ночь 1412 года в деревушке Домреми, расположенной на границе Шампани и Лотарингии. Родители Жанны, Жак и Изабелла Дарк, зажиточные крестьяне, кроме нее, имели еще двух сыновей, Жана и Пьера, и двух дочерей, Марию и Екатерину. Юность этой девушки, пасшей отцовские стада, не представляет ничего замечательного. Как верная дочь католической церкви, она была суеверна, склонна к мистицизму, набожна и очень богомольна, частенько претерпевая от окружающих массу насмешек за свою крайнюю религиозность, временами доходившую до экзальтации.

Политические распри, проникавшие и в лотарингские местечки, поселяли вражду между деревнями. Домреми стояла за орлеанистов, поддерживавших Карла VII, и нередко вступала в драки с соседями, сторонниками бургундцев. Крестьяне, конечно, не понимали смысла борьбы двух могущественнейших партий, но ясно сознавали все зло междоусобий. Частые вторжения англо-бургундских шаек в Шампань и Лотарингию, опустошавших поля, уводивших скот, сжигавших и грабивших деревушки, раздражали крестьян. Семейству Дарк много раз приходилось спасаться бегством от их насилий, что, конечно, уменьшало благосостояние честных тружеников.

Под влиянием печальных для Франции обстоятельств Жанна, страдавшая за родину, проникнутая убеждением в святости прирожденной королевской власти и ненавистью к чужеземцам, горячо молила Бога о спасении отчизны и короля. Действительно, только чудо могло положить конец всем этим ужасам. Но Господь еще не покинул Франции. Неизвестно откуда, сначала робко, а затем все настойчивее стали распространяться слухи, мало-помалу переходившие в уверенность, что Францию может спасти только девственница, так как развратные вельможи, очевидно, были неспособны сделать это. В подобное предсказание более других поверили орлеанцы, храбро защищавшие под командой графа Дюнуа, сына Людовика Орлеанского, свой город, осажденный англо-бургундцами, которыми предводительствовал граф Салисбюри.

Наконец слухи достигли и Домреми. С этих пор Иоанну начинают преследовать видения. Когда она молится в церкви, архангел Михаил и св. Маргарита и Екатерина, голоса которых слышатся ей, объявляют, что Господь Бог именно ее призывает на трудный подвиг. Пусть она бросит дом и родных и идет туда, куда зовет ее Предвечный. На основании всего виденного и слышанного в ее сознании ясно обозначились цель и подвиг: освободить Орлеан и короновать дофина в Реймсе. Она рассказывает о своих видениях отцу и братьям, но те относятся с полнейшим недоверием к галлюцинатке. Никто не пророк в своем отечестве! Жанна же с каждым днем все сильнее и сильнее проникается мыслью спасти родину. Ее видения не прекращаются, принимая более реальную окраску, и когда однажды дошедшей до экстаза девушке явилась Богоматерь, потребовавшая от нее того же, что и святые, Жанна уже не сомневалась в своем высоком назначении.

Осмеянная отцом и братьями, она сообщила обо всем случившемся с нею дяде, Дюрану Лассуа, прося помочь дойти до дофина. Поверил ли дядя или только притворился уверовавшим в чудеса, однако свел племянницу к Роберту Бодрикуру, коменданту замка Вокулер, которому Жанна откровенно рассказала о миссии, возложенной на нее божественным Промыслом. Бодрикур нашел ниже собственного достоинства вступать в сношения с какой-то полоумной крестьянкой, а тем более представлять ее ко двору, но все-таки счел долгом уведомить дофина о девушке, мечтающей спасти Францию.

Дофин, женатый уже на Марии Анжуйской и предававшийся в кругу своих немногочисленных придворных подзорному бездействию, не предпринимая ровно ничего для освобождения страны, отнесся довольно скептически к слухам о девственнице, желавшей увенчать его королевской короной. Мало ли кому чего не приходит в голову. Но Агаеса Сорель, которую несправедливо обвиняют в дурном влиянии на дофина, отнеслась к делу иначе. Заняв место потерявшей расположение фаворитки ла Тремуйль, 19-летняя красавица поняла, что необходим лишь ничтожный толчок для воодушевления народа и, как утопающий за соломинку, схватилась за чудную девушку, быть может, в душе и не доверяя ее божественному призванию. Видя упорство Карла VII, не желавшего даже и слышать о девственнице, Агаеса стала проситься в Англию, мотивируя свою просьбу предсказанием какого-то астролога, что будто бы "она долгое время будет властвовать над сердцем великого короля".

— Этот король, — прибавила фаворитка, — несомненно Генрих VI...

Хитрость удалась вполне. Дофин, безумно влюбленный в Агнесу, не мог допустить и мысли о разлуке с нею. Он будет великим королем, он жаждет быть им и приказывает представить себе Жанну Дарк. Ради любви Агнесы он готов на все.

23-го февраля 1429 года крестьянская девушка из Домреми появилась в Шиноне. Весь двор и духовенство собирались взглянуть на небесную посланницу. Дофин стоял в толпе придворных, одетый ничуть не лучше их. Жанна, никогда не видавшая Карла VII, однако прямо обратилась к нему. Вот что она рассказала:

Раз, — всю ночь с усердною молитвой,

Забыв о сне, сидела я под древом, —

Пречистая предстала мне... одета

Она была, как я, пастушкой, и сказала;

— Узнай меня, восстань, иди от стада,

Господь тебя к иному призывает...

Возьми мое святое знамя, меч

Мой опояшь...

И приведи помазанника в Реймс,

И увенчай его венцом наследным.

Но я сказала: мне ль, смиренной деве,

На подвиг гибельный такой дерзать?..

— Дерзай, — она рекла мне, — чистой деве

Доступно все великое земли,

Когда земной любви она не знает...

Возьми твой крест, покорствуй небесам;

В страдании земное очищенье;

Смиренный здесь — возвышен будет там!..

И с словом сим Она с себя одежду

Пастушки сбросила и в дивном блеске

Явилась мне царицею небес,

И на меня с утехой поглядела,

И медленно ни светлых облаках

К обители блаженства полетела...

Бесхитростный рассказ Жанны производит глубокое впечатление на присутствующих, большинство которых немедленно убеждается, что необыкновенная девушка послана действительно небом для спасения отечества, и умоляет дофина довериться ей. Однако нерешительный Карл VII все еще сомневается, опасаясь последствий, могущих ухудшить и без того тяжкое положение страны. Наконец, та ли это, на которую народный голос указывает как на освободительницу Франции? Тотчас же составили комиссию из теологов для испытания религиозности Жанны. Ученые мужи удостоверили — что девушка добрая католичка и вполне искренна, а дамский комитет под председательством тещи дофина, Иоланды Аррагонской, в свою очередь, засвидетельствовал ее девственную чистоту. Всякие сомнения должны были исчезнуть. Многие требовали от Жанны чудес и знамений, но она скромно ответила, что предназначена для более серьезных подвигов.

Дофин вручил ей знамя с изображением двух ангелов, держащих лилии, — герб французских королей, и дал небольшой отряд войск, в котором находились знаменитые рыцари: ла Гир, барон Жилль де Рэ, впоследствии прозванный Синей Бородой, его товарищи Бомануар и Амбруаз де Лорэ и другие, а также и братья девственницы, Жан и Пьер. 29 апреля отряду удалось счастливо проникнуть в осажденный Орлеан, отчаянно защищавшийся, благодаря неустрашимому графу Дюнуа, доставить городу съестные припасы и подкрепление гарнизону, с нетерпением ожидавшего деву.

— Я приношу вам, — объявила Жанна орлеанцам, — высшую помощь Царя небес, тронутого молитвами святого Людовика и Карла Великого и сжалившегося над вашим городом...

Удача экспедиции окончательно убедила французов, что Жанна Дарк послана свыше, что она ангел Божий, призванный на спасение отчизны. Граф Артур III Ришемонтский, констебль Франции, брат герцога Бретанского, немедленно перешел на сторону дофина, его примеру последовали и другие и под знаменем девственницы собралась внушительная сила. Узнав о прибытии необыкновенной женщины в Орлеан, англичане, как солдаты, так и полководцы, одинаково потеряли мужество, вспомнив одно из предсказаний астролога Мерлэна, которые постоянно исполнялись, что "дева изгонит англичан из Франции и что повсюду, где бы они ни встретились с французскими войсками, предводительствуемыми ею, последние останутся победителями". Объятые ужасом, они считали Жанну демоном и колдуньей.

Прежде чем приступить к военным действиям, Жанна дважды отправляла посланных с письмами в английский лагерь, предлагая снять осаду без кровопролития. Но англичане задерживали посланных и ничего не отвечали. Она решилась попытаться еще раз. "Англичане, — писала Жанна, — вам, не имеющим никаких прав на французскую корону, Царь небес через меня приказывает снять осаду и вернуться на родину, иначе мне придется возбудить войну, о которой вы вечно будете вспоминать. Я пишу в третий и последний раз; больше вы не получите от меня никаких известий". Подписано: Иисус, Мария, Иоанна-девственница. Прикрепив письмо к стреле, ее пустили в неприятельский лагерь. Англичане, получив послание, начали кричать: "Орлеанская дева снова угрожает нам!". Жанна, слышавшая это, горько заплакала и, видя, что слова не достигают цели, объявила сражение.

Укрепления, воздвигнутые вокруг Орлеана, падали одно за другим под натиском французов, руководимых чудесной девушкой. Уже 8 мая англичанам пришлось снять осаду Орлеана, а вслед за тем оставить большую часть крепостей, воздвигнутых на берегу Луары. 18 июня Орлеанская дева, как теперь стали называть Жанну, разбила сильный отряд англичан, которым предводительствовал лорд Тальоот. Враги бежали в паническом страхе, и все среднее течение Луары было очищено от ненавистных британцев. В блестящих рыцарских доспехах, на вороном коне, со знаменем в руках, высокая, стройная Жанна Дарк, "благородная лотарингка, бледнолицая воительница с пышными волосами", производила на толпу, не привыкшую к подобного рода зрелищам, сильное впечатление. Когда отряды колебались и грозили отступлением, она смело бросалась в средину свалки с громким криком: "Владычица с нами, им не уйти теперь!" и увлекала за собой солдат. Жанна постигла, совершенно незнакомая с военным искусством, всю выгоду частых, повторных атак, не дающих неприятелю времени очнуться и оправиться, и постоянно прибегала к подобному приему. Разумеется, во всем этом главную роль играла ее собственная, безусловная вера в победу, вера, двигающая горами, о которой говорит Евангелие. Свою женскую мягкость Жанна сохраняла даже в пылу сражений: она отражала удары, но никогда не наносила сама; единственное ее" оружие, разящее врагов, — знамя, развевающееся там, где ряды французов начинают колебаться; оно придает им мужество и обеспечивает победу. Несмотря на все это, Орлеанская дева остается по-прежнему скромной, считая себя лишь орудием Господним. Ночью после битвы она со слезами молится за всех убитых и раненых.

— Никогда, — наивно сознавалась она, — я не могла без ужаса видеть, как льется французская кровь...

Вдохновив армию, она требовала соблюдения всеми без исключения полнейшей нравственной чистоты, как единственного залога успеха, и на основании этого строго преследовала недостойных женщин, проникавших в войска. Являясь ангелом Божьим, разящим врагов родины, в воображении суеверной толпы Жанна представлялась необыкновенной красавицей, но ее товарищи по оружию утверждают, что наружность Орлеанской девы не возбуждала даже мысли об ухаживаниях; она действительно была прекрасна, но только высшей, духовной красотой.

Счастливо складывавшиеся для Карла VII обстоятельства мало-помалу поселили в нем самом убеждение, что дева внушает ему с непогрешимостью откровения свыше предсказание Господне идти в Реймс увенчаться короной Франции. Однако ближайшие советники дофина называли его желание "положительно безумством", и только очень немногие понимали, что это народный крестовый поход, вся сила которого в энтузиазме, охватившем отечество, и что надо ковать железо, пока горячо, чтобы потом не раскаиваться, потеряв благоприятный момент. Дофин послушался меньшинства и не ошибся. Все попутные крепости сдавались почти без боя, и даже Труа, свидетель позорного договора, устроенного развратной матерью Карла VII, сдался после первого приступа, признав дофина своим законным королем.

16 июля, то есть спустя пять месяцев после появления в Шиноне Жанны Дарк, Карл VII торжественно, при ликовании народа и войск, вступил в Реймс. Во время коронации Орлеанская дева со своим знаменем стояла рядом с королем. Она исполнила возложенную на нее божественным Промыслом миссию и по совершении обряда миропомазания, охваченная необыкновенным экстазом, бросилась рыдая к ногам Карла VII.

— О, благороднейший король, — вскричала она, — теперь свершилась воля Всевышнего, повелевшего мне привести вас в ваш город Реймс и принять святое миропомазание, чтобы все узнали истинного властителя Франции!..

Она не требует никакой награды себе лично, она счастлива тем, что совершила для блага родины, и только просила освободить Домреми, разоренную неприятельским нашествием, от всех податей, что, конечно, и было исполнено. Нравственный успех, превзошел всё ожидания, достигнув огромных размеров. Мятежные города один за другим переходили на сторону законного короля; гнет, давивший нацию и лишавший ее сил, исчез; Франция начинала дышать свободно. И все это совершила простая крестьянская девушка, дочь народа, одушевленная единственной мыслью спасти родину. Необразованная пастушка, прислушиваясь к голосу собственного сердца, почерпнула в нем вдохновение для свершения подвига, не имеющего примера во всей истории. Если король и дворянство согласились видеть в Жанне Дарк посланницу небес, то только потому, что она могла послужить их целям — народ же, более чуткий к событиям, поверив в ее высокое призвание, отдал деве всю свою силу для совершения чуда. Дивные легенды всюду сопровождали юную героиню, поддерживая веру в нее. Уверяли, что группа воинствующих архангелов окружает ее в битвах и отводит направленные на чистую деву мечи; что рои белых бабочек следуют за ее знамением, скрывая иногда Жанну от взоров неприятелей; рассказывали, как однажды она привела крестьян, требовавших оружия, на сельское кладбище, где все кресты превратились в скрещенные шпаги, и много еще чудесного говорили об Орлеанской деве в тот век суеверий и предрассудков.

После коронации Карла VII Жанна, считая свою миссию оконченной, просила отпустить ее домой.

— Пусть сражаются мужи, и Господь подаст им победу!.. — заявила она.

По другим сведениям, она сама вызвалась докончить освобождение Франции. Однако это вряд ли вероятно: энтузиазм никогда не бывает продолжителен. Притом Иоанна не могла не заметить ослабления религиозно-политического одушевления, упавшего по достижении известных успехов. Между приближенными короля началась глухая вражда; каждому хотелось приписать себе большее количество побед, отрицая заслуги других и даже Орлеанской девы. С этого времени начались неудачи. Вместе с королем Жанна Дарк выступила для завоевания Парижа. Компьень и Бовэ сдались без сопротивления, но при осаде столицы Франции героиня потерпела поражение, вследствие позднего прибытия подкреплений, и к тому же была ранена. Это сразу уронило ее значение. Чтобы утешить Орлеанскую деву, Карл VII возвел ее со всем ее родом в дворянство, с этих пор начавшим именоваться д"Арк дю Лист. Весной следующего, 1430 года англичане, собравшись с силами, осадили Компьень. Жанна д"Арк поспешила на выручку, но была разбита и взята в плен Иоанном Люксембургским, приверженцем герцога Бургундского, выдавшего ее за деньги своему сюзерену. Вера в нее при дворе окончательно пропала. К стыду своему, ни сам Карл VII, ни окружающие его, — если не считать горсточки храбрецов, во главе с Жиллем де Рэ явившихся под стены Руана, где была заключена Орлеанская дева, — не сделали ни одной попытки к освобождению спасительницы Франции.

Английские войска видели в Жанне только колдунью, знавшуюся с нечистой силой и одерживающую победы с ее помощью. Хотя британские вожди и не разделяли подобного суеверия, но ради ослабления успехов, достигнутых Орлеанской девой, охотно поддерживали солдат, выдавая ее за ученицу и пособницу дьявола. Именем малолетнего короля Генриха VI был начат процесс, с заранее постановленным приговором, и соединенными усилиями богословов и юристов доведен до желаемого конца. На что же и существовали инквизиция и ученые мужи? Весь процесс велся так возмутительно, обнаружив в Жанне д"Арк столько чистоты и прямодушия, что часть ее судей, известных своей подлостью и продажностью, оставили заседание, чувствуя слишком большое отвращение к порученному им делу. Составивший себе позорную известность епископ из Бовэ, Пьер Кошон, приверженец англо-бургундцев, с талмудической казуистикой вел прения, стараясь заставить Жанну сознаться в преступлениях, совершенных ею. Ее ответы были чисты и прямы, но о своих видениях, даже под пыткой, она упорно молчала.

— Пусть отрубят мне голову, — твердо заявила она, — я ничего не скажу!

Чтобы запутать подсудимую, епископ допрашивает ее таким образом:

— Наг ли был святой Михаил, когда он явился тебе?

— Разве вы полагаете, что Господу не во что одеть своих слуг? — отвечает дева.

— Чтобы я отвечала без страха.

— Ну, а еще что?

— Я не могу этого повторить... Мне страшнее не угодить им, чем вам...

— Разве Бог не любит, когда говорят правду?

К Карлу VII, бессовестно покинувшему Жанну, она сохранила до конца самое безграничное обожание.

— Покровительствуют ли святые Маргарита и Екатерина англичанам?

— Они покровительствуют тем, кто угоден Господу, и ненавидят ненавидимых Им.

— Любит ли Бог англичан?

— Я этого не знаю; мне известно только, что они будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые погибнут здесь.

— Веришь ли ты в свое призвание по милости Божией? Этот коварный вопрос на мгновение смущает Жанну.

Ответить утвердительно значит погрешить гордынею, отрицать — опровергнуть самое себя.

— Если нет, — ответила она просто, — да будет угодно Господу укрепить во мне эту веру, если же да, пусть Он ее поддержит во мне.

— Зачем ты внесла свое заколдованное знамя в святой собор во время коронации, когда другие оставались на площади?

— Оно побывало в самом пылу битв, и я нашла справедливым дать ему почетное место.

Не будучи в состоянии уличить Жанну в колдовстве, ее обвинили "в самовольном сношении с небесными силами и ношении мужского костюма", запрещенного соборным постановлением. Ей постарались объяснять схоластическое различие между "торжествующей" (Бог, святые) и "воинствующей" (папа, духовенство) церковью, предлагая отдаться на суд последней.

— Я покорюсь воинствующей церкви, — ответила Жанна, — если она не потребует невозможного, ибо служение истинному Богу я ставлю впереди всего.

Бедная девушка обратилась к папе, но пока пришло от него известие, от нее выманили обманом подпись под чем-то вроде признания, что она — впавшая в заблуждение еретичка, и, отказав в церковном утешении, сожгли живою в Руане 30 мая 1431 года.

Каковы бы ни были ее увлечения, несомненно одно: для нее видения были вполне реальны. Эта мистическая экзальтация не мешала ей разумно всем распоряжаться: ее слова и поступки были полны здравого смысла и спокойной простоты. Мучительная смерть создала Жанне д"Арк блестящий ореол и славную, неувядаемую память в потомстве. Она незыблемо стоит, скромная своей девственной чистотой и сознанием совершенного подвига, на который не отважился ни один из ее современников.

Когда два века спустя Вольтер позволил себе изобразить национальную героиню Франции в таком грязном виде, что слово "pucelle" (девственница) стало неприличным, в своем отечестве он не возбудил ничьих антипатий, зато иностранцы отнеслись к его "Орлеанской девственнице" совершенно иначе. Пушкин приводит выдержку из статьи одного английского журналиста, характеризующую настроение лондонского общества:

"Судьба Жанны д"Арк в отношении к ее отечеству поистине достойна изумления. Мы, конечно, должны разделить с французами стыд ее суда и казни. Но варварство англичан может еще быть извинено предрассудками века, ожесточением оскорбленной национальной гордости, которая искренно приписала действию нечистой силы подвиги юной пастушки. Спрашивается, чем извинить малодушную неблагодарность французов? Конечно, не страхом дьявола, которого исстари не боялись. По крайней мере, мы хоть что-нибудь да сделали для памяти славной девы: наш лауреат (Роберт Соутэй (1774—1843), английский поэт, написавший поэму "Иоанна д"Арк") посвятил ей первые девственные порывы своего (еще не купленного) вдохновения... Как же Франция постаралась загладить свое кровавое пятно, замаравшее самую меланхолическую страницу ее хроники? Правда, дворянство было дано родственникам Жанны д"Арк, но их потомство пресмыкалось в неизвестности... Новейшая история не представляет предмета более трогательного жизни и смерти Орлеанской героини; что же сделал из того Вольтер, сей достойный представитель своего народа? Раз в жизни случилось ему быть истинно поэтом, и вот на что он употребляет вдохновение! Он сатанинским дыханием раздувает искры, тлевшие в пепле мученического костра, и, как пьяный дикарь, пляшет около своего потешного огня. Он, как римский палач, присовокупляет поругание к смертным мучениям девы Поэма лауреата не стоит, конечно, поэмы Вольтера в отношении силы вымысла; но творение Соутэя есть подвиг честного человека и плод благородного восторга. Заметим, что Вольтер, окруженный во Франции врагами и завистниками, на каждом своем шагу подвергавшийся самым ядовитым порицаниям, почти не нашел обвинителей, когда явилась его преступная поэма. Самые ожесточенные враги его были обезоружены. Все с восторгом приняли книгу, в которой презрение ко всему, что почитается священным для человека и гражданина, доведено до последней степени цинизма. Никто не подумал заступиться за честь его отечества... Жалкий век! Жалкий народ!"

Шиллер не менее горячо вступился за поруганную память "Орлеанской девы":

Твой благородный лик насмешка исказила!

Для целей площадных ругаясь над тобой,

Она прекрасное во прахе ног влачила

И образ ангельский пятнала клеветой...

Насмешка Момуса прекрасное бесславить

И лучезарное он по ланите бьет!

Ум благороднейший людей сердцами правит

И в нем прекрасного защитника найдет.

Он снял уже тебя с позорной колесницы

И в славе выставил перед лицом денницы!

Памятник Жанне д’Арк в Domremy-la-Pucelle Жанна д’Арк – знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми. Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь […]

– знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми . Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь легенда – документальных хроник такого события не существует.

Жанна жила вместе с родителями и двумя братьями. Шла Столетняя война. Времена были тяжёлыми для Франции. Законный престолонаследник – дофин Карл VII – будущий король – был отстранён от власти. Правителем Франции по договору в Труа стал Генрих V – английский король. Фактически, французское государство присоединялось к Англии. В этом негласно обвиняли королеву Изабеллу Баварскую . В народе распространилось пророчество, обещавшее: если женщина погубила Францию – то спасёт её Дева.

По воспоминаниям самой Жанны – в 12 лет ей было видение. Возникло сияющее облако, из которого раздался голос Царя Небесного. Он назвал её избранной и приказал действовать – идти и снять осаду с города Орлеана. Голоса стали являться Жанне каждый день. Её посещали видения святых – архангела Михаила, Екатерины и Маргариты.

6 марта 1429 г. юная девушка в мужском платье пришла в замок Шинон и добилась аудиенции Карла VII. Она сумела убедить дофина, и ей доверили военный отряд. Этот отряд под её предводительством нанёс англичанам несколько сокрушительных ударов. Осада была снята. Для освобождения Орлеана отряду Жанны потребовалось девять дней. Датой освобождения города считается 8.05.1429 года. В Орлеане этот день посвящают Жанне д’Арк на протяжении многих веков.

Наполеон Бонапарт, который превосходно разбирался в боевых стратегиях, признал, что Жанна была гением военного дела.

После снятия осады Орлеана начались споры в Королевском Совете. Жанна убеждала всех в необходимости похода на Реймс с целью коронации Карла VII. Это стало бы фактическим провозглашением независимости Франции. Придворные возражали, но Жанна сумела убедить Совет. Поход был успешным, освобождение Труа решило исход компании. Армия Орлеанской Девы прошла триста километров за три недели.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII (Доминик Энгр, 1780-1867гг.)

Коронация состоялась в Реймском соборе 17 июля. Там присутствовала и Жанна с военным знаменем в руках.

В августе королевская армия попыталась взять Париж но потерпела поражение. Новоиспечённый король повёл себя странно. Вместо очередного наступления он заключил с бургундцами перемирие. 21 января 1930 г. армия была распущена. Отряд Жанны продолжал сражаться, но начал терпеть поражения – одно за другим. При попытке освобождения Компьена, 23 мая 1430 г. отряд во время вылазки был захвачен бургундцами. Через полгода они передали Жанну англичанам. Всё это время она ждала помощи от французского правительства – но напрасно.

Так Жанна оказалась в английском плену. Ей было восемнадцать лет. Ходили слухи, что предали девушку приближенные Карла VII, за которого она сражалась.

Башня в Руане, где была заточена Жанна д’Арк.

В Руане её держали в клетке в подвале Буврейского замка, потом перевели в камеру. Там она содержалась, прикованная к стене цепью. Процесс начался в январе 1431 г. Инквизиция выдвинула Жанне д’Арк обвинения по двенадцати пунктам. В жизни Орлеанской Девы началась борьба с новым оружием и другими противниками. 132 члена трибунала выступили против неё. Каждый день ей задавали десятки вопросов. Её обвиняли и в ношении мужского платья, и в видениях – якобы дъявольских, и в обольщении короля. Главным обвинением стал её отказ подчиниться господствующей церкви.

В Париже, в это же время, Генрих VI был объявлен монархом Франции и Англии. Поэтому суд в Руане должен был доказать, что возвела Карла VII на престол нечестивая еретичка и колдунья.

От пыток всё же решили отказаться. Для Жанны придумали и записали «формулу» отречения – отказ от ношения мужской одежды и пророческих видений. Под страхом смерти девушка подписала протокол отречения. Её приговорили к пожизненному заключению, перевели в старую камеру и вновь заковали в кандалы. Позже, в тюрьме, ей подбросили мужское платье. Это была провокация.

Возможно, Жанну заставили снова надеть этот костюм, а может быть, она сделала это добровольно – но в глазах церковников это означало возврат к ереси. После этого Жанна заявила, что отказывается от своего отречения, что ей стыдно за отступничество и предательство собственных идеалов.

Трибунал подписал решение о её выдаче светским властям.

В 1431 году, на рассвете, 30 мая, Жанну д’Арк, одетую в длинное платье и шапочку, вывели из тюрьмы и посадили в повозку.

Костёр на Руанской рыночной площади горел несколько часов. Когда всё наконец закончилось, палач Жанны пришёл в монастырь доминиканцев. Он каялся и плакал. Палач рассказывал, что сердце Жанны не сгорело даже после того, как он несколько раз собирал вокруг него угли. Тогда он положил всё, что осталось в мешок, и бросил в Сену сердце Жанны.

Через двадцать пять лет состоялся новый процесс. На нём заслушали 115 свидетелей. Жанну реабилитировали, ёё признали национальной героиней. В 1920 г. Римская церковь провозгласила Жанну святой. Её миссию по спасению Франции признали истинной.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Жизнь народной героини, спасительницы Франции, была коротка и прекрасна! Родилась 6 января 1412 года в небольшой деревушке Домреми между Лотарингией и Шампанью. В 1429 году, встав во главе французского войска, освободила Орлеан от осады многочисленной армии англичан, получив имя Орлеанской девы. Освобождая области и города Франции, дошла до Реймса, где 17 июля 1429 года короновала Карла VII. В 1430 году, освобождая Компьен, попала в плен к бургундцам, которые выдали ее англичанам. Жанна д’Арк была оклеветана и приговорена к сожжению на костре в Руане 30 мая 1431 года.

По описаниям старинных хроник, она была высокого роста, сильная, красивая, стройная, с роскошным черным волосами, с глубокими, задумчивыми глазами. Чистая и возвышенная, простая, сердечная и добрая - она любила уединение, часто и усердно молилась. Жанна считала, что с ней говорят Святые Екатерина, Маргарита и Архангел Михаил. Голоса сообщили ей, что мир Франции поможет установить именно она, с помощью наследника престола дофина Карла. Особым даром предсказаний, святостью она покоряла сердца людей…

Несмотря на юный 18-летний возраст, Жанна стойко и мужественно выносила все тяготы военной и походной жизни, воодушевляла войска собственным примером, но сама никогда не использовала оружия. Уверенная в своем призвании свыше спасти страну от гибели и чужеземного ига, она вела воинов вперед. От победы к победе! Власть ее над войском была глубоко нравственной - в лагере постоянно проводились богослужения, она изгнала пьянство и разврат, восстановила дисциплину, подняла боевой дух солдат.

Сам поход к Орлеану был духовным и торжественным шествием - впереди войска несли священные хоругви, шло духовенство с пением псалмов. В виду неприятеля Жанна д’Арк вступила в город и была встречена его населением с необычным воодушевлением и восторгом, как посланница Небес и чудесная избавительница. После освобождения Орлеана и блистательных побед над англичанами и бургундцами у Жаржа, Божанси и Патэ - державный Реймс отворил свои ворота для коронации Карла VII. Во время коронационных торжеств Жанна д’Арк в воинских доспехах, со священным знаменем в руках стояла около трона. По окончании обряда, глубоко растроганная, она бросилась на колени перед королем - «Исполнилась воля Божия! Орлеан освобожден и ты, государь, помазан на царство!» Заветная мечта ее осуществилась. Увенчав Карла VII короной Франции, Жанна достигла вершины своей славы. Ее девизы стали украшать знамена и оружие рыцарей, народ восхищался и боготворил ее, называя Орлеанской Девой и Спасительницей Франции.

Светлый благородный образ народной героини, спасшей страну от гибели, положившей жизнь «за други своя» - живет вот уже несколько веков в мировой истории. Орлеанская Дева воспета многими поколениями художников и скульпторов, композиторов, писателей и поэтов. Ее светлой памяти посвящены мемориальные музеи и центры, тысячи томов исторических и художественных книг, десятки телевизионных и художественных фильмов. Именем Жанны д’Арк во Франции и за ее пределами названы улицы и площади больших городов, на которых установлены конные и пешие памятники.

В 1912 году вся Франция - военными парадами, праздничными шествиями и салютом - торжественно отмечала 500-летие со дня рождения Орлеанской Девы, а в 1920 году в Риме, в соборе Св. Петра, состоялась долгожданная церемония причисления «благословенной Жанны» к лику святых. Французы чтут свою национальную героиню со священным трепетом и обожанием, ежегодно 8 мая отмечая День Жанны д’Арк. Под знаменем Орлеанской Девы французские воины героически сражались и умирали в XV веке. С ее именем воевали в годы франко-прусской (1870-1871), Первой мировой (1914-1918) и в рядах Французского сопротивления. Имя Жанны д’Арк в 1940-1944 годах носили несколько партизанских отрядов. В тяжелые годы кровопролитных войн и великих потрясений к подножью ее монументов склонялись боевые знамена.

В уходящем году Жанне д’Арк в разных городах Франции были посвящены торжественные богослужения,конференции, семинары, театрализованные представления.

В России, где всегда ценились мужество, самоотверженность и героизм, жива память о Жанне д’Арк. Народной героиней восхищался великий Пушкин. Свои вдохновенные поэтические строки посвятили ей Василий Жуковский, Владимир Солоухин и многие другие поэты. Композитор П.И. Чайковский создал оперу «Орлеанская Дева», которая с большим успехом была поставлена в Петербурге. В роли Жанны д’Арк выступала великая М.Н. Ермолова, собиравшая материалы о своей героине.

Уходящий 2012 год с полным основанием может быть назван не только Годом Русской Истории, но и Годом Спасителей Отечества. Символично, что он проходил под знаком 600-летия со дня рождения Спасительницы Франции Жанны д’Арк (1412), 400-летия подвига народного ополчения Минина и Пожарского (1612) и 200-летия избавления и спасения России от наполеоновского нашествия (1812).

У каждого народа, сражающегося за освобождение Родины есть своя Жанна д’Арк

Елена Константинидис в Греции во время греко-турецкой войны конца XIX века неоднократно своею храбростью и неустрашимостью вдохновляла упавшее духом греческое войско. Одетая по-мужски, с длинными до пояса волосами и с оружием в руках, она смело шла во главе войска, не раз подвергая свою жизнь опасности.

Македонская Жанна д’Арк - Иорданка Панкавичарова. Отважные болгарские «воеводицы» - Катерина Арнаутова, Катерина Аривандова, Иоанна Маркова и Иоанна Станчова, награжденная за свои подвиги золотой медалью «За храбрость». Вместе со своими мужьями и отцами, они храбро сражались с турецкими войсками за свободу и независимость своей Родины в балканских воинах начала XX века.

Одной из героинь-доброволиц балканской войны была русская народная учительница Плетнева, погибшая смертью храбрых 12 ноября 1912 года под Адрионополем.

16-летняя Патрацена Васкез, прозванная «Мексиканской Жанной д’Арк», сражалась в 1913 году за свободу Мексики. Со знаменем в руках она шла в бой, воодушевляя воинов, останавливая отступающих.

18-летняя сербская Жанна д’Арк - Славка Томич с самого начала Первой мировой войны, взяв в руки оружие, поклялась сражаться против немцев. Тяжело раненная в одном из сражений, она перенесла все тяготы отступления, получила звание сержанта и после лечения в госпитале снова вернулась на фронт.

21-летняя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова в Первую мировую войну вынесла с поля боя более 600 раненых воинов. За свои подвиги и проявленное мужество при спасении раненых была награждена Георгиевским крестом IV степени, двумя Георгиевскими медалями «За храбрость» и офицерским орденом Святого Георгия IV степени. Последний свой подвиг она совершила на Западном фронте 9 сентября 1915 года в сражении у белорусского села Мокрая Дуброва (севернее города Пинска). В ее 10-й роте погибли все офицеры, растерявшиеся солдаты дрогнули и стали отступать. Собрав вокруг себя всех, кто мог держать оружие, сестра милосердия повела их в атаку. Бой был выигран и противник выбит из своих окопов. В этом бою Рима Иванова была смертельно ранена и скончалась на руках окружавших ее солдат. В последнюю минуту она прошептала - «Боже, спаси Россию!» и всех перекрестила. Ее оплакивал весь полк. Встречать гроб с телом погибшей сестры милосердия на Николаевский вокзал Ставрополя пришел весь город. Похоронили народную героиню возле храма Святого Апостола Андрея Первозванного. В прощальном слове протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И ее имя отныне будет вечно жить в царствах мира». Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.

Впоследствии местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении Риммы к лику святых. В Ставрополе были учреждены стипендии имени Риммы Ивановой в фельдшерской школе. Ольгинской женской гимназии и земском училище села Петровское. Было принято решение установить в Ставрополе памятник в ее честь, но оно так и не осуществилось: грянула революция, затем Гражданская война…

Сегодня память о Римме Ивановой возрождается. На месте ее могилы в ограде Ставропольского храма Святого Апостола Андрея Первозванного установлено надгробие, на здании бывшей Ольгинской гимназии, которую она окончила - мемориальная доска. Учреждена награда Ставропольской и Владикавказской епархии - премия Георгиевского кавалера сестры милосердия Риммы Ивановой «За жертвенность и милосердие».