Краткое содержание рассказа ревизор. Ревизор, гоголь николай васильевич

Комедия Гоголя «Ревизор» безусловно одна из лучших и самых известных российских литературных комедий. Число театральных постановок так велико, что она по праву может считаться лучшей. Для вспоминания основных моментов приводим ниже Вам краткое содержание комедии.


В комнате городничего собираются все чиновники уездного города. Они узнают «пренеприятное известие» — к ним едет ревизор. Среди чиновников начинается паника: судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин думает, что приближается война, и ревизор будет искать изменников. Однако городничий не соглашается с ним; он начинает отдавать распоряжения насчет максимально возможного устранения проблем города. В частности, нужно выдать больным чистую одежду, убрать гусей из присутственных мест, устранить запах водки, постоянно сопровождающий заседателя. Насчет взяток городничий не беспокоится, оправдывая чиновников тем, что «так самим богом устроено». Судья, который принимает взятки не деньгами, а борзыми щенками, также абсолютно спокоен.

Тут появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Узнав о приезде ревизора, он тоже подумал, что приближается война, но городничему удалось его переубедить. После этого городничий делится с Иваном Кузьмичом своими опасениями по поводу возможных доносов на него; он просит почтмейстера «для общей пользы» аккуратно читать поступающие к нему письма. Шпекин соглашается и говорит, что из интереса и так читает все письма.

После этого в комнату приходят два друга-помещика Бобчинский и Добчинский и рассказывают, что видели ревизора в гостинице. Им оказался молодой человек «недурной наружности»; он уже две недели проживает в трактире, не платя при этом денег и не собираясь съезжать. Городничий очень волнуется и решает немедленно отправиться в гостиницу. Он требует конную повозку и новую шляпу, предварительно дав квартальному указание подмести ведущую к трактиру улицу.

К городничему приходит частный пристав, который получает приказания по благоустройству городка. На мосту должен стоять высокий квартальный, а старый забор нужно сломать, ведь это создаст впечатление того, что в городе происходит строительная деятельность. Тут в комнату вбегают ссорящиеся жена и дочь городничего – Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна заставляет дочь отправиться в гостиницу и узнать какие-нибудь подробности про ревизора; особенно ее интересует цвет его глаз.

Далее действие перемещается в гостиницу. В комнате на кровати барина лежит старый слуга Осип и сердится на своего хозяина, который проиграл все деньги, из-за чего им никак не вернуться домой из Петербурга. Осип голоден, но в трактире больше не собираются кормить их в долг. Тут возвращается Иван Александрович Хлестаков – тот самый молодой человек, которого считают ревизором. Он ругает слугу за то, что тот лежал на его кровати, а потом просит сходить вниз за обедом. Осип сначала отказывается, но потом все-таки идет вниз, чтобы позвать к Хлестакову хозяина трактира.

Оставшись в одиночестве, Иван думает о том, как ему хочется есть. В скверности своего финансового положения он обвиняет пехотного капитана, который выиграл у него в карты. К нему в комнату заходит трактирный слуга, и Хлестаков начинает упрашивать его принести обед, ведь он – барин, и ему никак нельзя голодать. Потом он начинает мечтать о возвращении домой; дома он хочет представить себя как петербургского чиновника. Тут приносят обед; Хлестаков недоволен тем, что в нем всего два блюда, но все съедает. Слуга предупреждает его, что это был последний раз, когда хозяин кормит его в долг.

В этот момент в комнату входит Осип, который говорит, что с Хлестаковым хочет увидеться городничий. Иван Александрович боится, что его заберут в тюрьму из-за неуплаты долгов. Однако вошедший городничий сообщает, что хочет посмотреть, как живет гость, потому что он должен заботиться о том, чтобы все приезжающие в город были довольны. Хлестаков сначала начинает оправдываться и говорить, что за все заплатит, но потом говорит, что трактирщик очень плохо его кормит и грозится написать жалобу. Теперь пугается уже городничий, который дает обещание все уладить и зовет «ревизора» жить в более удобную квартиру. Также он дает Хлестакову деньги для расплаты с хозяином трактира (причем в два раза больше необходимой суммы). После этого молодой барин соглашается жить у городничего, который думает, что с ревизором нужно быть осторожным.

Через некоторое время городничий вместе с Добчинским и Хлестаковым отправляются осматривать учреждения города. Посещать тюрьму «ревизор» отказывается, предпочтя нанести визит в богоугодное заведение. Городничий велит Добчинскому передать жене записку, в которой просит ее подготовиться к приему важного гостя, а Осипу – отнести вещи барина в свой дом. Добчинский выходит из комнаты, под дверью которой подслушивал Бобчинский; от резкого открытия двери он падает на пол и разбивает нос.

Когда Добчинский приходит в дом городничего, Анна Андреевна ругает его за задержку и задает множество вопросов о ревизоре. Потом она вместе с дочерью начинает прихорашиваться, готовясь к визиту молодого человека. Тут приходит Осип, принесший вещи барина. На просьбу дать чего-нибудь поесть он получает отказ, объясненный тем, что вся еда в доме слишком простая для такого важного человека, как слуга ревизора.

Хлестаков говорит городничему, что доволен устройством города, его вкусно накормили и показали «хорошие заведения». Тот отвечает, что это происходит потому, что здесь градоправитель заботится не о своей пользе, а о том, чтобы угодить начальству.

Городничий знакомит с «ревизором» дочь и жену, после чего все вместе обедают. Во время трапезы Иван Александрович хвастается, что он – очень важное в Петербурге лицо, играет в карты с иностранными послами, водит дружбу с самим Пушкиным и сам иногда пишет очень хорошие вещи, например, «Юрия Милославского». Когда дочь губернатора вспоминает, что это произведение написано другим человеком, ее резко одергивают. Все уважительно слушают рассказы Хлестакова, а потом предлагают ему отдохнуть. Когда он уходит, все говорят, что он выглядит как уважаемый человек; Бобчинский и Добчинский даже думают, что Хлестаков – генерал или генералиссимус. Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них «ревизор» смотрел чаще. Сам городничий волнуется, ведь даже если из всего рассказанного молодым человеком можно верить только половине, ему несдобровать. Он удивляется, что «ревизор» смог добиться таких высот в столь молодом возрасте.

Когда в помещение входит Осип, его окружают с расспросами: на что барин обращает внимание, спит ли он; женщин интересует, какой цвет глаз ему больше нравится. Слуге дают денег на чай с баранками; после этого все расходятся.

Через некоторое время все чиновники собираются снова для того чтобы дать взятку «ревизору». Они думают, как лучше это сделать, и решают разговаривать с Хлестаковым по одному. Иван Александрович тем временем просыпается; он доволен тем, как его приняли, к тому же ему нравятся жена и дочь городничего.

Первым в комнату «ревизора» заходит судья Аммос Федорович. У него выпадают деньги, и Хлестаков просит дать взаймы, на что Ляпкин-Тяпкин охотно соглашается. После него к молодому человеку заходят почтмейстер, смотритель училищ и попечитель богоугодных заведений, у каждого из которых «ревизор» просит в долг. В последнюю очередь заходят Бобчинский с Добчинским; у них Хлестаков требует денег напрямую. Бобчинский просит, чтобы «ревизор» рассказал всем в Петербурге о том, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».

Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора, и пишет об этом в письме к своему другу-журналисту. Осип просит хозяина быстрее уехать из города. Тут являются купцы с просьбами и подарками; Хлестаков и у них берет деньги, а Осип – все подарки, вплоть до веревочки, считая, что и она может пригодиться в дороге. Потом молодой человек разговаривает с дочерью городничего и целует ее; она боится, что «ревизор» просто смеется над ней, и он встает на колени, чтобы доказать истинность своей влюбленности. В этот момент входит жена губернатора и прогоняет дочь; Хлестаков и перед ней встает на колени, давая клятвы вечной любви и прося ее руки. Тут возвращается Марья Антоновна; чтобы не создавать скандала, «ревизор» просит у Анны Андреевны согласия на свадьбу с ее дочерью. Жена городничего сообщает вошедшему в комнату мужу радостную весть, и он благословляет молодых.

Осип торопит барина с отъездом, говоря, что лошади уже готовы. Хлестаков говорит городничему, что на один день едет к богатому дяде, и на прощание снова просит немного денег взаймы. Городничий с женой и дочерью мечтают о жизни в Петербурге. Все чиновники приносят поздравления своему начальнику и просят не забывать их.

Тут приходит почтмейстер, в руках у которого – распечатанное письмо. Оказывается, что Хлестаков на самом деле не был ревизором. Почтмейстер зачитывает вслух: «Во-первых, городничий - глуп, как сивый мерин…». Городничий не верит в то, что там такое написано. Почтмейстер дает ему прочесть самому; после этого каждый чиновник читает письмо и узнает о себе горькую правду. Все злятся, а городничий боится, что друг Хлестакова напишет о нем комедию. Чиновники удивляются, как они смогли принять за ревизора «этого вертопраха». Вину возлагают на Бобчинского и Добчинского. В этот момент появляется жандарм, который сообщает, что из Петербурга прибыл ревизор, остановился в гостинице и немедленно требует всех чиновников к себе.

В качестве эпиграфа к пьесе "Ревизор", жанр которой автор определил как комедия в 5 действиях, Гоголь использовал пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". То есть автор подчеркнул типичность изображаемых характеров, достоверность. В пьесе нет драматического конфликта как такового, писателя занимает нравоописательный жанр. "Ревизор" принято считать комедией общественно-политической.

Действующие лица комедии:

  1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
  2. Анна Андреевна, жена его.
  3. Марья Антоновна, дочь его.
  4. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
  5. Жена его.
  6. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
  7. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
  8. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
  9. Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский, городские помещики.
  10. Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Осип, слуга его.
  11. Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Федор Андреевич Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин, отставные чиновники, почетные лица в городе.
  12. Степан Ильич Уховертов, частный пристав. Свистунов, Пуговицин, Держиморда, полицейские. Абдулин, купец.
  13. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша, жена унтер-офицера.
  14. Мишка, слуга городничего.
  15. Слуга трактирный.
  16. Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Городничий сообщает "пренеприятнейшее известие" собравшимся в его доме чиновникам - в город приезжает инкогнито ревизор. Чиновники приходят в ужас - в городе повсюду беспорядки. Высказываются предположения, что, возможно, скоро будет война, и ревизор прислан с целью узнать, нет ли в городе измены. Городничий на это возражает: "Откуда в уездном городе измена? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Городничий настаивает на том, чтобы каждый из чиновников навел порядок на своем подведомственном участке. То есть в больнице нужно написать по-латыни болезни, выдать больным чистые колпаки, в суде - убрать гусей из приемной и т.д. Выговаривает подчиненным, что те погрязли во взяточничестве. Так, например, судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками.

Почтмейстер все-таки боится, что приезд ревизора может знаменовать скорое начало войны с турками. На это городничий просит его об услуге - распечатывать и читать каждое письмо, приходящее на почту. Почтмейстер с радостью соглашается, тем более что это занятие - распечатывать и читать чужие письма - дело давно ему знакомое и горячо любимое.

Являются Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что, судя по всему, ревизор поселился в гостинице. Этот человек - Хлестаков Иван Александрович - живет уже неделю в гостинице и денег за проживание не платит. Городничий решает, что ему следует наведаться к этому человеку.

Городничий велит квартальному вымести все улицы дочиста, затем отдает следующие распоряжения: расставить квартальных по городу, убрать старый забор, в случае расспросов ревизора отвечать, что строившаяся церковь сгорела (на самом деле она была растащена).

Появляются сгорающие от любопытства жена и дочь городничего. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками супруга. Она хочет самостоятельно все узнать о ревизоре.

Слуга Хлестакова Осип лежит на барской кровати голодный и рассуждает о том, как он вместе с барином ехал из Петербурга два месяца назад, как барин проиграл все деньги в карты, как он живет не по средствам, как ведет неполезную жизнь, поскольку не занимается никаким делом.

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину гостиницы за обедом. Слуга не хочет идти, напоминает барину о том, что за проживание не плачено уже три недели и что хозяин грозил на него пожаловаться.

Хлестаков очень голоден и поручает трактирному слуге, чтобы тот попросил обед у хозяина в кредит. Хлестаков грезит о том, что он в роскошном петербургском костюме подкатывает к воротам родительского дома, что он наносит визиты соседям.

Трактирный слуга приносит весьма скромный обед, которым Хлестаков очень недоволен. Тем не менее съедает все принесенное.

Осип сообщает Хлестакову о том, что прибыл городничий, который желает видеть его. Появляются городничий и Добчинский. Бобчинский же на протяжении всего явления подслушивает под дверью. Хлестаков и городничий оправдываются друг перед другом. Первый обещает, что заплатит за постой, второй - что в городе будет наведен надлежащий порядок. Хлестаков просит взаймы денег у городничего, и тот ему их дает, при этом дает в два раза больше запрашиваемой суммы. Городничий клянется, что зашел просто проверить проезжающих, поскольку это для него обычное занятие.

Городничий советует Хлестакову отложить на неопределенное время расчеты с трактирным слугой, что тот и делает. Городничий приглашает Хлестакова осмотреть городские заведения, для того чтобы оценить порядок, поддерживаемый в них. Сам посылает жене записку с Добчинским, в которой пишет, чтобы та приготовила комнату. Посылает записку и Землянике.

В доме городничего Анна Андреевна и ее дочь Марья Антоновна сидят у окна в ожидании каких-либо новостей. Появившийся Добчинский пересказывает дамам то, что видел в гостинице, передает Анне Андреевне записку. Она отдает распоряжения слугам. Жена и дочь городничего обсуждают туалеты, которые собираются надеть к приезду важного гостя.

Осип приносит вещи Хлестакова и милостиво "соглашается" отведать простых блюд - каши, щей, пирогов.

Появляются городничий, Хлестаков и чиновники. Хлестаков завтракал в больнице, ему все очень понравилось, при том, что больные все неожиданно выздоровели, хотя обыкновенно "выздоравливают, как мухи".

Хлестакова интересуют карточные заведения. Городничий божится, что никогда в жизни не играл, в их городе нет таких заведений, что он все свое время использует на то, чтобы служить государству.

Городничий представляет Хлестакова жене и дочери. Гость рисуется перед дамами, особенно перед Анной Андреевной, уверяет ее, что терпеть не может церемоний и что он на короткой ноге со всеми петербургскими чиновниками. Запросто он общается и с Пушкиным, а однажды даже сочинил "Юрия Милославского". Хлестаков хвалится своим самым лучшим домом в Петербурге, в котором он дает обеды и балы. На обеды ему доставляют "арбуз в семьсот рублей" и суп "в кастрюльке из Парижа". Хлестаков расходится до того, что заявляет, будто к нему домой приходит сам министр и как-то раз он управлял целым департаментом по просьбе 35000 курьеров. То есть Хлестаков завирается совсем. Городничий предлагает ему отдохнуть.

Собравшиеся у городничего чиновники обсуждают Хлестакова и приходят к выводу, что если хотя бы половина из того, что тот сказал, правда, то положение их весьма плачевное.

Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают Хлестакова, причем каждая из них уверена в том, что гость обратил внимание именно на нее.

Городничий испуган не на шутку. Его жена, напротив, уверена в том, что ее неотразимость произведет на Хлестакова надлежащее воздействие.

Присутствующие расспрашивают Осипа о том, каков его барин. Городничий дает слуге Хлестакова не только "на чай", но и "на баранки". Осип говорит, что его барин любит порядок.

Городничий, чтобы к Хлестакову не прошли просители, ставит на крыльце двух квартальных - Свистунова и Держиморду.

В комнату в доме городничего на цыпочках входят Земляника, Ляпкин-ТяПкин, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, почтмейстер. Ляпкин-Тяпкин по-военному строит всех, решает, что надлежит Хлестакову представляться поодиночке и давать взятки. Спорят между собой, кому идти первым.

Ляпкин-Тяпкин приходит к Хлестакову первым, в кулаке его зажаты деньги, которые он нечаянно роняет на пол. Думает, что пропал, но Хлестаков берет эти деньги "взаймы". Ляпкин-Тяпкин счастлив, уходит.

Следующим приходит представляться почтмейстер Шпекин, который только и делает, что поддакиваетрассу-ждающему о приятном городе Хлестакову. Гость также берет "взаймы" у почтмейстера, и тот уходит с чувством выполненного долга.

Пришедший представляться Лука Лукич дрожит как осиновый лист, у него заплетается язык, он очень перепуган. Все-таки умудряется вручить деньги Хлестакову, уходит.

Земляника при представлении "ревизору" напоминает о вчерашнем завтраке, за который Хлестаков его благодарит. Земляника уверен в том, что "ревизор" благоволит именно к нему, доносит на остальных чиновников, дает взятку. Хлестаков обещает, что разберется во всем.

Когда приходят представляться Бобчинский и Добчинский, Хлестаков прямо требует у них денег. Добчинский просит Хлестакова признать его сына законным, а Бобчинский просит "ревизора" при удобном случае сообщить государю, "что в таком-то городе живет, мол, Петр Иванович Бобчинский".

Хлестаков наконец понимает, что его по ошибке приняли за важного чиновника. Это кажется ему весьма забавным, о чем он и пишет в письме своему другу Тряпичкину.

Осип советует своему хозяину поскорее убираться из города. На улице слышен шум - пришли просители. Купцы жалуются на городничего, требующего на свои именины подарки два раза в год, отбирающего лучший товар. Подносят Хлестакову продукты, от которых он отказывается. Дают деньги, Хлестаков их берет.

Появляется унтерофицерская вдова, которая требует справедливости, - ее высекли без причины. Затем приходит слесарша, жалующаяся на то, что ее мужа забрали в солдаты вне всякой очереди. Хлестаков обещает разобраться.

Воспользовавшись моментом, он признается в любви Марье Антоновне. Она вначале боится, что гость насмехается над ней, провинциалкой, но Хлестаков встает на колени, целует плечо, клянется в любви.

Появляется Анна Андреевна, которая прогоняет дочь. Хлестаков встает на колени и перед ней, говорит, что на самом деле любит ее, но так как она замужем, то вынужден делать предложение ее дочери.

Входит городничий, умоляет Хлестакова не слушать то, что говорят о нем купцы, а унтер-офицерская вдова высекла себя сама. Хлестаков просит руки его дочери. Родители зовут Марью Антоновну и благословляют молодых.

Хлестаков берет еще денег у будущего тестя и уезжает из города под предлогом необходимости обсудить свадьбу с отцом. Обещает скоро вернуться.

Городничий и его жена строят планы на будущее. Они мечтают о том, как после свадьбы дочери переедут в Петербург. Городничий рассказывает купцам о предстоящей свадьбе его дочери с "ревизором" и грозит им расправой за то, что они вздумали жаловаться. Купцы просят их простить. Городничий принимает поздравления чиновников.

Званый обед в доме городничего. Он и его жена держатся высокомерно, рассказывают гостям о том, что в скором времени собираются переезжать в Петербург, где городничий непременно получит генеральский титул. Чиновники просят не забывать о них, на что городничий снисходительно соглашается.

Появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова Тряпичкину. Выясняется, что Хлестаков вовсе не ревизор. В письме он дает едкие характеристики городским чиновникам: "Городничий - глуп, как сивый мерин... Почтмейстер... пьет горькую... Земляника - совершенная свинья в ермолке". Городничий сражен новостью. Он понимает, что вернуть Хлестакова невозможно, поскольку сам городничий распорядился дать ему тройку лучших лошадей. "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!" Ищут виновника, который распространил слух, что Хлестаков и есть ревизор. Решают, что это Бобчинский и Добчинский.

Появляется жандарм, объявляет о приезде настоящего ревизора. Немая сцена: все застывают в потрясении.

Н. В. Гоголь отразил практически все стороны современной ему российской действительности. Мастерски автор раскрывает на примере образа городничего противоречия между внешней важностью и внутренней ничтожностью. Основная цель писателя - изобразить несовершенства общества - злоупотребления, произвол чиновников, праздную жизнь городских помещиков, тяжелую жизнь мещан и проч. Автор не ограничивается сатирическим изображением одного уездного города, проблемы он рассматривает как общероссийские.

Жанр: комедия Год написания: 1836

Главные герои: мелкий помещик Хлестаков, городничий, его жена и дочь, чиновники уездного города.

1835 год. Россия. Гоголь пишет свою пьесу «Ревизор». Суть сюжета «Ревизора» в том, что в неком населенном пункте N появляется некий господин проездом. Его местные жители принимают за ревизора, которого со дня на день ожидают из самой столицы.

Главная мысль бессмертного «Ревизора» в том, что Николай Васильевич гротескно изобличил пороки социума, как то: хитрость, лесть, глупость, подхалимаж, взяточничество и т.п. Другими словами он пародийно показал современные ему порядки в жизни людей в целом.

Читать краткое содержание пьесы Ревизор Гоголя по действиям и явлениям.

Ревизор 1 действие

Д1 Явление 1

Все происходит у городничего. Главный персонаж названной сцены сообщает чиновникам, что в их городишко «едет ревизор». Сам он находится в состоянии, близком к расстройству, от такой новости. Бюрократы ломают голову, по какому такому вопросу едет к ним высокопоставленный гость. В медицинском учреждении в спешном порядке пытаются «навести порядок», да еще так, чтобы пациенты курением не злоупотребляли, а может статься, чтобы их было как можно меньше. Господину судье рекомендовано из парадного выгнать гусей, поесть луку, чтобы избавиться от неприятного запаха и начать посещать церковь. В школе учителя учат не наукам, а пантомиме или, говоря по-простому, строят рожицы.

Д1 Явление 2

Кроме вышеназванных персонажей появляется еще заведующий почтой. Он предполагает, что ревизор – это весть о скорой войне с турецким войском. Городничий в приватной атмосфере просит начальника почтового отделения почитывать чужие письма с целью выявления негативной информации. Начальник почты соглашается на такую аферу, он по складу души своей любит совать «свой нос в чужие дела».

Д1 Явление 3

На сцене появились еще герои – это Добчинский и Бобчинский. Они наперебой, путаясь в мыслях и словах, заявляют, что ревизор – это господин Хлестаков Иван Александрович, который в их городе проездом, но живет в нем уже четырнадцать дней почти и не платит за постой. Городничего заинтересовало это событие, потому что именно в данный период времени в городке произошло большое количество «пренеприятных событий». Все чиновники расходятся по своим рабочим местам.

Д1 Явление 4

Сатирическая сцена. Бобчинский и Добчинский хотят «проявить себя». Улицу до трактира выметают до блеска камней, вымощенных ее.

Д1 Явление 5.

Городничий продолжает «наводить порядок» в городишке. Он видит никчемность пристава, подчиненные которого вдрызг пьяны. Он принимает решение «реконструировать» мост и поставить на нем для виду высоченного Пуговицына. Еще срочно надо убрать заплот у дома сапожных дел мастера. Начинает ломать голову, что делать с огромными грудами всяческого хлама на улицах. Еще его осеняет мысль, что солдатики не имеют приличного платья и тогда решено держать их взаперти.

Д1 Явление 6

Рядом с городничим появляются его супруга и дочь – девица на выданье. Их не интересуют проблемы их отца исупруга, но им очень любопытно узнать, как выглядит ревизор. Приказывают горничной все узнать и доложить им.

Д2 Явление 1

События происходят в уездной гостинице. Осип, слуга, лежит на постели своего барина и сетует на то, что нечего есть. Он говорит, что его хозяин прокутил все сбережения и, самое главное, что им ни под каким предлогом не дают взаймы ничего.

Д2 Явление 2

Кроме Осипа виден еще и Хлестаков. Он приказывает слуге идти в буфет и потребовать обеда. Осип советует позвать на это место хозяина-барина.

Д2 Явление 3

Хлестаков в номере гостиницы наедине с собой. Он ведет монолог о том, что проиграл деньги, что зверски голоден…

Д2 Явление 4

В номер возвращается Осип, но не один, а с половым. Половой говорит, что хозяин не намерен кормить гостей до поры, пока они не покроют прежние долги.

Д2 Явление 5

Хлестаков предается мечтам о том, как он возвернется в Петербург на богатой карете, но мечты рушатся об реальность – голод…

Д2 Явление 6

В номер гостиницы входит половой и вносит тарелки со снедью. Говорит, что хозяин сжалился и покормил своих горе-постояльцев в последний раз. Все съедено.

Д2 Явление 7

Возвращается в номер Осип и передает Хлестакову посьбу городничего, чтобы тот незамедлительно явился в контору. Хлестаков предполагает, что его думают арестовать и им овладевает ужас от всего происходящего.

Д2 Явление 8

В номер пришел Городничий, а Добчинский встал за дверью номера, чтобы быть в курсе всего происходящего. Хлестаков начинает жаловаться на свою безрадостную жизнь, а Городничий расерян и взволнован и поэтому принимает решение переселить Хлестакова на новое место. Хлестаков предполагает, что его определят в кутузку, поэтому срывается на крик… Тогда Городничий до смерти перепугался и признался во взяточничестве, клевете о чужой жене, и в конце концов подсовывает Хлестакову некоторую сумму денег. Далее описана дружелюбная беседа. Городничий впитывает в себя каждое слово Хлестакова. В конце беседы Хлестаков в качестве гостя приглашен в покои Городничего.

Д2 Явление 9

Спор с половым об оплате проживания в гостинице.

Д2 Явление 10

Городничий везет Хлестакова на экскурсию по городишку, по его заведениям. Стоит заметить, что Хлестаков не желает осматривать тюрьму. Пока идет экскурсия, Добчинскому, поручено тайно передать два неких послания Землянике и жене Городничего.

Д3 Явление 1

События происходят в особняке Городничего. Домочадцы Городничего изнемогают от томительного ожидания. Наконец, они видят Добчинского.

Д3 Явление 2

Послание передано супруге. Сбиваясь и переставляя слова местами, Добчинский рассказывает жене Городничего о ревизоре. Она распоряжается приготовить покои для высокопоставленного гостя.

Д3 Явление 3

Женщины Городничего чуть не передрались, споря, кто и что наденет к приезду ревизора.

Д3 Явление 4

Осип заносит вещи своего хозяина в новый дом и узнает новость, что Хлестаков – де это есть всамаделишный генерал. По этому поводу клянчит чего-нибудь скушать.

Д3 Явление 5

Хлестаков и Гордничий на дармовщину поели в медицинском заведении. Хлестакову начинает нравиться такая жизнь. Земляника распинается перед ним, что больные, подобно мухам, оздоравливаются. Хлестакову хочется раскинуть картишки, но Городничий всячески отказывается от такого времяпрепровождения.

Д3 Явление 6

В доме городничего идет церемония знакомства Хлестакова с супругой и дочерью Городничего. Хлестаков всеми способами набивает себе цену, другими словами врет и врет. Он де и писатель, и главнокомандующий, и управляющий ведомством, и хозяин лучшего в Петербурге дома. А уж то, что подают у него за столом вообще самое-самое, один арбуз только 700 рублей стоит. Врет до такой степени, что засыпает на полуслове.

Д3 Явление 7

В гостиной у Городничего идет спор о настоящем положении Хлестакова: генерал он или генералиссимус? Всех охватило непонятное беспокойство и страх.

Д3 Явление 8

Жена и дочь Городничего до хрипоты обсуждают мужские качества Хлестакова, даже немного ссорятся по этому поводу.

Д3 Явление 9

Городничего колотит от ужаса, а его супруга упивается своим обаянием.

Д3 Явление 10

Осип выходит из покоев своего хозяина. Домочадцы Городничего его расспрашивают. Осип пользуется положением и поворачивает ситуацию в свою пользу.

Д3 Явление11

Городничий приказывает Держиморде и Свистунову – патрульным, нести вахту на крыльце собственного дома, для того чтобы оберегать покой Хлестакова.

Д4 Явление1

Действие все там же, что и в предыдущих сценах. Приходят все чиновники данного города при полном параде. Ляпкин-Тяпкин строит всех как на параде и принимается решение представляться каждому лично и вятку давать тоже лично. От этого решения все немного растеряны. Начальник почты предлагает сказать, что эти деньги – почтовый перевод ревизору. Пока они перепираются, Хлестаков выходит из своих покоев.

Д4 Явление 2

Хлестакову здорово. Ему даже нравится дочка Городничего, и он не против пофлиртовать с ее матерью.

Д4 Явление 3

Судья представляется Хлестакову. По случайности выронил сумму денег, и Хлестаков просит их у него в долг. Проблема решена, и судья выходит в гостиную.

Д4 Явление 4

Шпекин входит к ревизору и дает ему взятку.

Д4 Явление 5

К Хлестакову впихнули судью, они некоторое время ведут ничего не значащую беседу и в конце Хлестаков снова занимает деньги в размере 300 рублей.

Д4 Явление 6

Земляника «стучит» на своих сослуживцев. Эта информация для Хлестакова не важна, но он все-таки берет деньги в долг.

Д4 Явление 7

Добчинский и Бобчинский вваливаются к Хлестакову. Он видит их бестолковость и требует с них 1000 рублей. Но, к сожалению, у них на двоих только 65. Эти близнецы умудряются еще и высказать свои просьбы Хлестакову и на том покидают покои ревизора.

Д4 Явление 8

До Хлестакова доходит, что его приняли за важного государственного мужа. Принимает решение сообщить об этом событии своему старинному другу Тряпичкину. Самое главное, что импонирует Хлестакову – это то, что он, по его мнению, богат.

Д4 Явление 9

Осип осознает шаткость положения своего хозяина и советует ему покинуть городишко. Пока они перепираются к Хлестакову снова приходят посетители – купцы.

Д4 Явление 10

Купцы рассказывают о своем нелегком житье. Предлагают ревизору товары, но они ему не интересны, а вот деньги купцов очень даже к месту. Обещает разобраться в сложившейся ситуации.

Д4 Явление 11

Пришла вдова унтер-офицера. Она требует уплаты морального вреда. Слесарша жалуется, что ее мужа не по правилам забрали в армию. Хлестаков согласен сделать все от него зависящее.

Д4 Явление 12

Хлестаков оказывает знаки внимания дочери Городничего. Она опасается, что он, как говорят, поматросит и бросит, но Хлестаков говорит о серьезности свих намерений и даже целует ее в плечико. Падает перед ней ниц.

Д4 Явление 13

Сцену любовного свидания видит жена Городничего. Чтобы не произошло скандала Хлестаков приударил за ней и даже просит ее руки, несмотря на то, что она замужняя дама.

Д4 Явление 14

Появляется дочь Городничего, тогда Хлестаков занимает позицию увлеченного ею молодого человека. Супруга Городничего в недоумении, даже пытается строжить дочку.

Д4 . Явление 15

Появляется Городничий. Он хочет, чтобы Хлестаков не наказывал его за ошибки, потому что в этом городишке нет честных людей, а только лгуны, клеветники и взяточники. Ему говорят, что Хлестаков сватается к их дочке. Городничему на руку такой исход дела. Молодых благословляют.

Д4 Явление 16

Хлестаков хочет проведать своего дядюшку. Едет к нему.

Д5 Явление 1

События в доме Городничего. Он с супругой мечтает о жизни в Петербурге.

Д5 Явление 2.

Купцы приходят повиниться перед Городничим.

Д5 Явления 3-6

Городничего поздравляют со свадьбой дочери. Собирается весь цвет общества.

Д5 Явление 7

Городничий и его супруга излагают события, связные со сватовством дочери.

Д5 Явление 8

Начальник почты прибегает с письмом. Это письмо Хлестакова своему другу. Выясняется, что Хлестаков не ревизор. В обществе сумятица.

Д5 Явление 9

Пришел жандарм и сообщил о прибывшем в городишко настоящем ревизоре. Немая сцена.

Картинка или рисунок Ревизор

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Распутин Последний срок

    Восьмидесятилетняя старушка Анна умирает, но пока жива. Дочери знают об этом по запотевшему зеркалу, поднесенному к губам матери. Старшая дочь, Варвара, считает возможным начать отпевать мать

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

  • Краткое содержание Пушкин Сказка о попе и его работнике Балде

    В «Сказке о попе и его работнике Балде» повествуется о том, как поп, с большим животом и лоснящимися щеками, пришел в солнечный, торговый день на базар, чтобы поискать себе работника

  • Краткое содержание Поздняя любовь Островского

    Хозяйка небольшого дома Фелицата Антоновна Шаблова и дочь адвоката Людмила обсуждают исчезновение Николеньки. Фелицата Антоновна очень сокрушается, что сына нет уже второй день

  • Краткое содержание Маленький оборвыш Гринвуда

    Роман «Маленький оборвыш», написанный британским писателем Джеймсом Гринвудом, повествует о существовании беднейших слоёв населения Англии в 19 веке.

«Ревизор» был написан Гоголем в 1835г. Комедия содержит пять действий. История, описанная автором, происходит в одном из уездных городов. Местные жители умудрились принять за ревизора обычного человека, что привело к неожиданным последствиям.

Основной действующий состав

Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Мужчина в возрасте. Взяточник. В свободное время любит перекинуться в картишки.

Анна Андреевна – супруга городничего. Любопытная, тщеславная женщина. Не прочь пококетничать с другими мужчинами.

Марья Антоновна – дочь городничего. Наивная провинциалка, верящая в сказки о принце на белом коне.

Иван Александрович Хлестаков – лже-ревизор. Молодой повеса. Любитель азартных игр. Прибыл из Петербурга. Живет за счет отцовских подачек. Привык к красивой жизни.

Осип – слуга Хлестакова. Хитер. Сообразителен. Любит читать нотации барину, считая себя умнее его.

Второстепенные персонажи

Бобчинский, Добчинский – помещики. Не разлей вода. Всегда ходят вместе. Болтливы.

Ляпкин-Тяпкин – судья. Мнит о себе много. На самом деле не так умен, как кажется.

Земляника – попечитель богоугодных заведений.

Шпекин – почтмейстер. Простодушный, наивный человек.

Хлопов – смотритель училищ. Несет полную ответственность за образование населения. Робок и труслив.

Держиморда, Свистунов, Пуговицын – полицейские.

Действие первое

События происходят в одной из комнат в доме городничего.

Явление 1

Чиновники, услышав «пренеприятнейшую» новость о том, что скоро в их город пожалует ревизор, взволновались не на шутку. Не готовы они были к визиту столь важного гостя. Предположительно ревизор приедет инкогнито, никак не обозначая своего присутствия. Версии об истинной причине его приезда выдвигались самые неожиданные. Вплоть до нелепых предположений. Аммос Федорович выдвинул версию о скором начале войны и возможно ревизора интересует, есть ли в городе изменники или нет. Городничий сразу отсек эту версию. Не тех масштабов этот город, чтобы им могли заинтересоваться с политической точки зрения. В срочном порядке городничий требует навести порядок, создав видимость, что у них все в полном ажуре. Для начала пройтись по больницам. Переодеть пациентов во все чистое. Повешать над каждым больным табличку с фамилией. Проветрить помещение от табачного дыма, гуляющего по больничным коридорам. Более менее здоровых подготовить к выписке. Избавиться от гусей, разведением которых занялись сторожа, выбрав для этого присутственные места, что по закону недопустимо. Разобраться с заседателем, от которого за версту разит удушливым запахом перегара. Обязательно заглянуть в учебные заведения, где у учителей весьма странный вид. Идиотское выражение лица сродни их поступкам, никак не ассоциирующееся с их учеными званиями.

Явление 2

Собрание было прервано приходом почтмейстера. Новость о приезде ревизора не обошла его стороной. Его версия о приезде незваного гостя сошлась с версией Аммоса Федоровича. Сводилась она к скорому началу войны. Городничий высказал мысль, что ревизора могли послать вследствие доноса. Он невзначай интересуется у почтмейстера можно ли аккуратно, не вызывая подозрений вскрывать всю поступающую корреспонденцию для ознакомления с ее содержанием. Почтмейстер соглашается с его предложением, явно давая понять, что уже давно практикует подобное, любопытства ради. Иногда попадаются весьма интересные письма, определенно заслуживающие внимания. Доноса среди них он пока не встречал.

Явление 3

Первыми, кто увидел ожидаемого ревизора, оказались Бобчинский и Добчинский. Взмыленные словно лошади после долгой скачки они влетели к городничему с новостями, что видели этого господина в одной из гостиниц. На вид ревизору около 25 лет. Парень живет там вторую неделю. Поведение его весьма странно. Старается поесть и выпить нахаляву. Денег постоялец не платит, съезжать не собирается. Наверное, он и есть ревизор. Наглый и непредсказуемый. Городничего сие известие взволновало не на шутку. И без ревизора проблем хватает. Надо проверить все лично. Вызвав к себе пристава, он решает съездить в гостиницу и убедиться на месте, действительно это ревизор или помещики напутали. Чиновники расходятся по своим делам.

Явление 4

Городничий остается в одиночестве. Отдает приказ, чтобы ему подали шпагу и конную повозку. Нахлобучив на голову новую шляпу, он выходит из дома. Следом семенит Бобчинский. Помещик сгорает от желания еще раз увидеть ревизора, хоть через дверную щелочку, хоть одним глазком. Квартальный получает задание привести в порядок улицу, ведущую к трактиру. Ее необходимо вымести так, чтобы ни осталось ни одной соринки. В помощь были выделены десятские.

Явление 5

В ожидании повозки городничий не бездельничал. Стоило появиться на пороге частному приставу, как на него сразу посыпался ворох заданий, выполнить которые необходимо как можно быстрее. Среди них большая часть была на тему благоустройства города: разломать забор, создав видимость, что работы идут полным ходом, поставить высокого квартального, а на вопрос, почему в городе нет церкви, отвечать, что была, но сгорела. Запретить солдатам в полуголом виде разгуливать по улицам.

Явление 6

Анна Андреевна и Мария Антоновна влетели в дом в надежде застать отца, но его уже и след простыл. Дамы ссорятся между собой. Жена городничего отправляет дочь вслед за повозкой, чтобы собрать побольше информации о ревизоре. В особенности она просила обратить внимание на его глаза и усы. Сразу же после этого немедленно возвращаться домой.

Действие второе

События происходят в одном из номеров в гостинице

Явление 1

Ревизор оказался вовсе не ревизор, а Иван Александрович Хлестаков. Бобчинский и Добчинский ошибочно приняли его за него. Оболдуй и повеса. Любитель карточных игр. В очередной партии, спустивший все деньги. Вернуться домой не на что. Осип, слуга Хлестакова сердится на барина. Голодный и злой, что из-за него приходится побираться, выискивая остатки еды на тарелках после господ. Достался же ему хозяин. Ни черта не умеет, только отцовские деньги прожигать. Хотя в Петербурге ему нравилось. Жизнь там кипела, не то, что в Саратовской губернии.

Явление 2

Осип получает нагоняй от Хлестакова, увидевшего, что он снова валяется на барской кровати. Негоже слугам так себя вести. Он гонит Осипа за обедом. Живот сводит от голода. Осип в отказ, мол, хозяину трактира надоело кормить их в долг. Будут деньги, тогда и еда будет. Хлестаков требует к себе трактирщика.

Явление 3

Хлестаков остался в одиночестве и предался размышлениям. Что за город странный. Даже в долг не дают. Теперь что, умирать с голоду? А во всем виноват пехотный капитан. Он обчистил его до нитки, ни оставив, ни копейки. На этот раз фортуна отвернулась от него, но если судьба предоставит ему шанс еще раз сыграть партийку с капитаном, он отказываться не станет. Вдруг в следующий раз повезет больше.

Явление 4

Осипу удалось уговорить трактирного слугу подняться с ним в номер к хозяину. Хлестаков перед ним залебезил. Есть-то охота. Приходится изображать из себя подхалима. Слуга остался непреклонен. Долгов у них накопилась целая куча. Хозяин категорически отказывается кормить их в долг. Если так и дальше пойдет, то он пообещал сообщить обо всем городничему и с его помощью выселить постояльцев на улицу. Хлестаков вновь посылает Осипа к хозяину, в надежде, что тот сменит гнев на милость.

Явление 5

Все ушли. Хлестаков, оставшись один, вновь принялся размышлять. От голода начало тошнить. Чтобы отвлечься от спазмообразных приступов в желудке, Хлестаков вдруг представил себя богачом, разъезжающим на карете. Осипа мысленно одел в ливрею, и перед взором пронеслась картина, как они ездят по лучшим домам Петербурга и им везде рады.

Явление 6

Мечты сбываются. Осипу удалось уговорить хозяина насчет обеда. На подносе красовалось два блюда. Вид еды оставлял желать лучшего, но выбирать не приходится. Голод не тетка. Съев все до последней крошки, Хлестаков все же был недоволен. Слуга сообщил, что это в последний раз. Больше благотворительностью никто заниматься не будет. Хозяин и так был к ним чересчур снисходителен.

Явление 7

Осип влетел в номер с ошарашенным видом. Барина желает видеть городничий. Хлестаков в панике. Неужели трактирщик успел настучать на него? Что теперь будет? Неужели тюрьмы не избежать и ближайшие десять лет ему суждено провести за решеткой.

Явление 8

Городничий в компании Добчинского входит в номер к Хлестакову. Хлестаков, решивший, что его сейчас поведут в тюрьму, заорал что было мочи, о том, что будет жаловаться министру. Городничий его высказывание понял по-своему. Он решил, что ревизор не доволен тем, как он управляет городом. Хлестаков дает понять, что уже давно уехал бы из Питера, но денег у них нет. Городничий принял его фразу как намек на взятку и сунул ему в карман несколько сотен. Хлестаков был удивлен, но еще больше его поразило предложение городничего нанести визит его семье. Мол, жена и дочь будут несказанно рады визиту такого дорогого гостя. Хлестаков не понимает смысла происходящего. Вместо предполагаемой тюрьмы такие почести, с чего вдруг, но предложение погостить принимает. Похоже, его фантазии начинают осуществляться. Почувствовав превосходство перед городничим, отношение Хлестакова к нему меняется на глазах.

Явление 9

Трактирный слуга по просьбе Осипа вновь поднялся в номер Хлестакова. Хлестаков намерен расплатиться с хозяином по счетам, но городничий не дал ему этого сделать. Он приказывает ему покинуть помещение вместе с предъявленным счетом. Деньги пообещал прислать позже.

Явление 10

Предложение городничего проехаться по городским учреждениям Хлестаков принял с радостью. Необходимо было оттянуть время, и дать возможность жене и дочери успеть подготовить дом к приезду гостя. Им была отослана записка, сообщающая о скором визите ревизора. Тюрьмы внимание Хлестакова не привлекли. Зато богоугодные заведения оказались в радость. Земляника был предупрежден заранее. Именно он отвечал за них в городе. Осип получает приказ доставить вещи хозяина в дом городничего.

Действие третье

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего с нетерпением ждут новостей о ревизоре. Стоя у окна дамы предаются размышлениям о его приезде в город. Наконец появляется Добчинский. Он наверняка в курсе всего происходящего. Женщины кидаются ему навстречу с расспросами.

Явление 2

Добчинский передает женщинам записку от городничего, где сообщалось о визите в их дом мнимого ревизора. Добчинский подчеркивает важность момента. Именно он и Бобчинский стали первыми, кому удалось вычислить настоящего ревизора.

Явление 3

Стоило дамам услышать о визите ревизора, каждая бросилась к своему гардеробу в поисках лучшего платья. Не хотелось ударить в грязь лицом перед важным гостем. Преподнести себя надо в лучшем виде. Мать и дочь, словно две соперницы устроили соревнование между собой, у кого из них лучше вкус в выборе одежды.

Явление 4

Осип, нагруженный чемоданами с хозяйским барахлом переступает порог дома городничего. Голодный, как черт он сразу заявляет, что желает перекусить. Анна Андреевна сообщает ему, что специально еду не готовили, не успели еще. Слуга ревизора не должен есть простую пищу. Если он намерен подождать, то стол вскоре будет накрыт. Осип ждать не намерен и согласен на любую еду.

Явление 5

Городничий, Хлестаков и другие чиновники заходят в дом после утомительной экскурсии по различным заведениям. Хлестаков доволен, как его встретили. Первым делом его интересуют, где у них можно сыграть в карты. Городничий видит в вопросе подвох. Он говорит Хлестакову, что никогда колоды в руках не держал, а между тем неделей раньше обыграл чиновника, опустошив его карман на сотню рублей.

Явление 6

Хлестаков знакомится с супругой и дочерью городничего. Распустив перед ними, словно павлин хвост, он травит женщинам анекдоты, рассказывает байки из петербургской жизни. Дошло до того, что Хлестаков приписал себе авторство многих известных произведений. Дочь городничего поправила его, указав на ошибку, но вместо похвалы за эрудицию и внимательность, получила толчок в бок от матери. Все присутствующие слушали его, открыв рот. День выдался насыщенным. Хлестаков, утомившись от собственной болтовни, решил немного отдохнуть. Гости остались за столом.

Явление 7

Хлестаков ушел спать. Гости принялись обсуждать Хлестакова. В процессе обсуждения все единогласно пришли к выводу, что он очень важная персона. У Земляники было нехорошее предчувствие после его ухода. Ему казалось, что ревизор обо всем происходящем обязательно донесет в Петербург.

Явление 8

Жену и дочь городничего волновал сугубо бабский вопрос, кто из них больше приглянулся ревизору и на кого из них в этот вечер он смотрел чаще.

Явление 9

Городничий был явно взволнован. Зря он откровенничал с гостем. Ведь если он и правда, важная птица, то теперь ему, городничему, несдобровать. С другой стороны непонятно, когда он успел стать таким важным, ведь он еще слишком молод. Что-то тут нечисто.

Явление 10

Пока Хлестаков спал, городничий с супругой решили побольше узнать о нем от его слуги. Они засыпали Осипа вопросами. Осип не дурак. Он сразу понял, что барина приняли за другого человека, но вида не подал. Наоборот начал нахваливать барина со всех сторон, давая понять, что он на самом деле важный человек. В благодарность за содействие ему выдали немного денег. Чтобы не потревожить покой ревизора, городничий приказал никого в дом не впускать без надобности.

Действие четвертое

Явление 1

Посовещавшись между собой, чиновники пришли к выводу, что единственно правильным решением будет дать ревизору взятку. Однако желающих сделать это не нашлось. Все боялись попасть под закон. Чтобы быть честными друг перед другом чиновники решили входить в комнату по одному и разговор вести каждый от своего лица.

Явление 2

Хлестаков в отличном расположении духа после крепкого сна и сытного ужина выходит из комнаты. Такая жизнь ему по душе. Везде ему рады, все перед ним на цыпочках ходят. Дочка городничего недурна собой и явно давала понять, что он ей симпатичен. Если приударить за ней, то в городе можно будет подзадержаться, совмещая приятное с полезным.

Явление 3

Сунуть взятку может далеко не каждый. Было видно, что чиновникам данная идея не по душе. Очередь из них выстроилась немалая. Первым был судья Тяпкин-Ляпкин. Деньги судья судорожно сжимал в кулаке. Он заметно нервничал. От волнения кулак разжался. Деньги выпадывают на пол. Хлестаков парень не промах. Сразу просек ситуацию. Увидев выпавшие купюры, он просит у судьи дать ему деньги в долг. Ляпкин-Тяпкин был рад избавиться от денег. Якобы одолжив деньги Хлестакову, он спешит поскорее ретироваться из комнаты.

Явление 4

Почтмейстер оказался вторым в очереди. Хлестаков сразу заявил ему, что нуждается в деньгах. Сумма долга равнялась 300 рублям.

Явление 5

Смотритель училищ Хлопов скупиться не стал. Сумма в 300 рублей вновь пополнила карман Хлестакова.

Явление 6

Земляника удивил щедростью, одолжив ревизору 400 рублей.

Явление 7

Бобчинский и Добчинский оказались самыми жадными на деньги. Сумма в 65 целковых напополам была вручена Хлестакову, скрипя зубами.

Явление 8

Явление 9

Осип предлагает Хлестакову бежать, пока правда не вышла наружу. Хлестаков соглашается. Перед отъездом он просит Осипа отнести письмо на почту, адресованное Тряпичкину. За окном расшумелись купцы, решившие нанести визит ревизору. Квартальный пытался их задержать, но Хлестаков отдал распоряжение всех впустить в дом.

Явление 10

Купцы оказались щедры на подарки. Всех их привела жалоба на городничего. Они обратились с просьбой к Хлестакову замолвить при случае за них словечко в столице. Хлестаков обещает принять меры. От предложенных купцами денег не отказывается.

Явление 11

Удивили визитом слесарша и унтер-офицерша. Они тоже пожаловали с жалобой на городничего. У одной из них незаконно забрали мужа служить, а вторую высекли при народе. Толпа у ворот меньше не становилась. Осип подгонял барина быстрее уезжать отсюда. Хлестаков приказывает больше никого к нему не впускать.

Явление 12

При виде дочери городничего, Хлестаков пал на колени, открыто заявляя о том, что безумно влюблен в нее. Марья Антоновна не ожидала такого поворота, но в душе безумно счастлива.

Явление 13

Анна Андреевна увидев Хлестакова на коленях перед дочерью, вне себя от бешенства, прогоняет Марью Антоновну. Девушка в слезах убегает. Хлестаков переключает внимание на жену городничего, заверяя ее в своих чувствах по отношению к ней.

Явление 14

Марья Антоновна вернувшись, видит Хлестакова, стоящего на коленях перед ее матерью. Поняв, что попал в неловкое положение, Хлестаков на ходу придумал, как выкрутиться из него. Он хватает за руку Марью и просит благословить их союз у матери девушки.

Явление 15

Городничий, прознав о цели визита купцов в его дом, убеждает Хлестакова, что они наговаривают на него. Анна Андреевна перебивая супруга, ошарашивает его известием о скорой свадьбе ревизора и Марии.

Явление 16

Осип сообщает, что лошади готовы. Пора выдвигаться в путь. Городничему Хлестаков объяснил цель своего отъезда желанием навестить дядю, пообещав вернуться через день. Поцеловав Марье ручку на прощанье и перехватив у городничего на дорожку денег в долг, Хлестаков вместе с Осипом в спешке уезжают.

Действие пятое

Явление 1

Семья Городничего на седьмом небе от счастья. Повезло их дочери такого жениха отхватить. Теперь их мечты сбудутся. Анна Петровна построит огромный дом в столице, а городничий получит генеральские погоны.

Явление 2

Городничий распекает купцов за то, что они нажаловались на него Хлестакову. Они еще не знают главного, что ревизор скоро станет его зятем. Тогда он припомнит им все. Купцы чувствовали себя неловко, словно нашкодившие котята. Заслужить прощение можно одним способом, сделать дорогие подарки на свадьбу. Купцы, понурив головы, уходят восвояси.

Явление 3

Марья Антоновна и Анна Андреевна купаются в поздравлениях. Их ручки лобызает Аммос Федорович, Артемий Филиппович, Растаковский. Пожелания одно краше другого.

Явление 4

Следующими со своими поздравлениями стали Люлюков и Коробкин с супругой. Текст поздравления особо не отличался от предыдущих.

Явление 5

Бобчинский и Добчинский кинулись обнимать и целовать Анну Андреевну и Марью Антоновну. Перебивая друг друга, начали сыпать дамам комплименты и пожелания долгой и счастливой жизни, наполненной роскошью и богатством.

Явление 6

Лука Лукич с супругой казались искренними в радости за такую удачную партию для Марьи Антоновны. Жена Луки Лукича аж прослезилась от нахлынувших на нее эмоций. Городничий зовет Мишку, чтобы он притащил побольше стульев для гостей. Всех просят присесть.

Явление 7

Гости начали задавать вопросы по поводу того, куда делся ревизор и почему не присутствует сейчас в столь важный момент. Городничий сообщает, что ревизор уехал к дяде, но через день обещал вернуться. Анна Андреевна сообщает всем о скором переезде в Петербург. Чиновники просят городничего замолвить словечко об их детях. Городничий дает обещание, что обязательно поможет, чем сможет. Анна Андреевна советует мужу придержать язык за зубами раньше времени.

Явление 8

Во время поздравлений от гостей с предстоящей свадьбой перед городничим появился почтмейстер. Он показывает городничему конверт с письмом, где сообщалось, что ревизор оказался не тем, за кого его приняли. Вскрыв на почте письмо, адресованное журналисту, почтмейстер узнал много интересного о себе и всех остальных. Городничий сначала не верит в происходящее. Потом приходит в бешенство. По мере прочтения письма городничий краснел все больше. Особенно, когда дело дошло до его семьи, где Хлестаков признается журналисту, как начал ухлестывать за Анной Андреевной и Марьей Антоновной не зная на какой из них остановить свой выбор. Как они позволили себя так провести вокруг пальца. Поймать бы этого наглеца и хорошенько накостылять, но догонять Хлестакова было бесполезно. Они сами дали ему самых быстрых скакунов. Остается пенять лишь на себя. Больше всех досталось Добчинскому и Бобчинскому. Ведь это они сбили всех с толку, приняв за ревизора обычного приезжего.

Явление последнее

Жандарм сообщает городничему, что прибыл настоящий ревизор и требует немедленно пригласить его к себе в номер. От услышанного все онемели, застыв в различных позах.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Гоголя «Ревизор», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Меню статьи:

Гоголевский «Ревизор» не зря притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции, которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Характеристика действующих лиц гоголевского произведения

Гоголевская пьеса вошла в историю литературы как классическое произведение, где действуют типичные герои. Имеются в виду литературные типы – максимально абстрактные образы, которые являются, в то же время, выразителями специфических черт определенного времени. Гоголь умело оперирует юмором и вырисовывает крайне любопытных персонажей! Писатель не привел в тексте ни одного полностью положительного героя – это довольно новый и нестандартный прием для реалистического направления. Что, если не персонажи, движут повествованием «Ревизора»? Вероятно, это чувства и мораль. Главное чувство – страх, в частности же – страх за свою «шкуру» и благосостояние, страх утратить насиженное теплое место с приездом ревизора. Каков выход из этой ситуации? Задобрить проверяющего чиновника. Писатель считал, что обличение столь неприглядных сторон жизни повлечет за собой выздоровление социума. Поэтому Гоголь нажимает на самые болевые точки: на господство подлости и несправедливости, на популярность безнравственности и фальши.

Образ Хлестакова

Конечно, ключевым действующим лицом пьесы является Хлестаков. Писатель характеризует Ивана Александровича Хлестакова как чиновника, прибывшего из Петербурга. Приблизительно двадцатитрехлетний юноша не отличается глубоким умом, любит кутежи, гулянки и азартные игры. К работе молодой человек не склонен, хоть Хлестакову и приходится трудиться. Герой часто просит деньги у родителей. Однажды, на исходе последних средств, Хлестаков уезжает к отцу, остановившись, по дороге, в городишке N. Вдруг юношу принимают за чиновника, которого ожидали в городке. Псевдо-ревизор наслаждается свалившейся на голову властью, знакомиться с хорошенькими женщинами, берет взаймы средства у местных чиновников. Кульминация – сватовство к дочери городского управителя. Однако вскоре приезжает настоящий ревизор, обман Хлестакова раскрывается, и герой спешно покидает город.

Образ Осипа

Хлестакову прислуживает Осип – хитрый и умный крепостной слуга безалаберного хозяина. Старичок куда смекалистее Хлестакова, часто подсказывает барину, как следует поступить.

Образ Сквозник-Дмухановского

На примере имени этого героя читателю видно, насколько мастерски Гоголь играет с фамилиями своих персонажей. Антон Антонович служит местным городничим. Это еще не старый человек зрелых лет (согласно повествованию, Сквозник-Дмухановскому около тридцати). Городской управитель обладает хитрым характером, часто предается мошенничеству и лицемерию. Антон Антонович не гнушается заниматься коррупцией, нарушать закон, стараясь из всякого дела получить выгоду.

Образ Анны Андреевны

Городничий женат на женщине, которую зовут Анной Андреевной. Женщине около сорока лет, Анна Андреевна не отличается умом, демонстрируя свою суть – глупой, но привлекательной кокетки из провинции. Супруга городничего нетерпелива, хочет получать все и сразу.

Образ Марьи Антоновны

Восемнадцатилетняя дочь городского управителя славится красотой и нравственной неиспорченностью. Марья наивна и чиста, девушка мечтает о романтически красивой истории. Однажды героиня встречается с Хлестаковым, который сумел расположить девушку к себе. Между Марьей и Иваном, кажется, промелькнули взаимные чувства и, в результате, Хлестаков сделал девушке предложение. Но как только объявили о помолвке, обман Хлестакова раскрылся, и герой «капитулировал» из городка.

Образ Хлопова

Гоголь описывает смотрителя училищ Луку Лукича. Это чиновник, для образа которого характерны такие черты, как робость и трусливость. Хлопов должен следить за порядков в учебных заведениях, однако работу свою чиновник делает из рук вон плохо. Кроме того, Хлопов постоянно источает луковый запах. Возможно, поэтому Гоголь и награждает персонажа таким именем!

Образ Ляпкина-Тяпкина

Как и Лука Лукич, Аммос Федорович исполняет свои служебные обязанности далеко не на совесть. Фамилия персонажа будто говорит, что судья делает работу на «тяп-ляп». Судейская жизнь Аммоса Федоровича длится вот уже пятнадцать лет, при этом получая награды и медали за некачественную и безалаберную работу. Куда больше, чем служить в суде, Тяпкин-Ляпкин любит охотиться. Пристрастие к охоте обусловило и специфическую форму взяток героя: Тяпкин-Ляпкин взимал «дань» не деньгами, а собаками.

Образ Земляники

Артемий Филиппович служил попечителем «богоугодных заведений». Гоголь описывает персонажа пронырой и плутом, а кроме того – толстым и неповоротливым мужчиной. Как и Лука Лукич, Земляника особо не беспокоится о соблюдении порядка в заведениях, которыми управляет.

Образ Шпекина

Почтмейстер в пьесе, между тем, предстает персонажем, который отличается простодушием и бестактностью. Герой возглавляет почтовую службу городка. С работой Шпекина совпадает и любимое времяпрепровождение мужчины: Шпеков слаб на чтение чужой корреспонденции. Собственно, герой ничем особым не отличается от других чиновников городишка, так же плохо исполняя свои служебные обязанности.

Образы Бобчинского и Добчинского

Изображенные Гоголем помещики из города N поразительно похожи: у обоих героев одинаковое имя, то есть оба – Петры Ивановичи. Образ помещика представлен типичным: низкорослые любители поесть, посплетничать, отдохнуть и поболтать.

Образ Гибнера

Фамилия этого персонажа также «говорящая»: всем пациентам доктора Христиана Ивановича суждено погибнуть, ведь наш лекарь совершенно не умеет лечить людей. Гибнер, по всей видимости, немец, поэтому русского языка герой не знает, а потому не умеет общаться с пациентами. Здесь Гоголь высмеял известный русский обычай приглашать государственных чиновников, ученых, преподавателей и, наконец, врачей из-за границы, в частности же – из Германии.

Образ Уховертова

Степан Ильич играет во «вселенной» «Ревизора» роль городского пристава, начальника квартальных, то есть полицейских, в нашем городке. Подобно коллегам-чиновникам, Уховертов исполняет служебный долг некачественно, а местные квартальные склонны к пьянству и кутежам.

Образы квартальных

С фигурой Уховертова тесно связаны и образы полицейских, которых Гоголь тоже награждает комичными именами, вроде Держиморды, Свистунова и Пуговицына. Естественно, главная обязанность квартальных – поддержание общественного порядка. Однако блюстители закона и сами склонны этот порядок нарушать, что уж тут говорить о целом городе.

Образ вдовы Ивановой

Когда-то Иванова была замужем за унтер-офицером, но теперь овдовела. Женщина – типичная представительница среднестатистического жителя городка. Иванова как-то пожаловалась Хлестакову на действия городского управителя: квартальные якобы наказали женщину без всякой на то причины. Иванова возмущалась и просила Хлестакова выписать городничему штраф за злостное нарушение служебных обязанностей.

Образ Пошлепкиной

Еще один женский персонаж гоголевской пьесы. Пошлепкина, представленная в произведении пожилой слесаршей, также приходит к псевдо-ревизору с жалобами на городничего. Тот заставил мужа Пошлепкиной стать солдатом – на незаконной основе.

Образ Тряпичкина

У Хлестакова в Петербурге водилось множество знакомых и друзей. Один из них – Тряпичкин. Гоголь изображает этого персонажа литератором, который занимается статьями для газет. Хлестаков ведет с другом переписку, в которой рассказывает о происходящем в городке, где молодой человек вдруг оказался.

Образы отставных чиновников

Кроме действующих чиновником и помещиков городка, Гоголь представляет читателям и отставных служащих. Это, в частности, персонажи Лелюкова, Растаковского и Коробкина. Эти герои – второстепенные и появляются в произведении лишь изредка, в эпизодах.

Образ Мишки

Мишку писатель изобразил крепостным мальчиком «на побегушках», который служит у городского управителя. Мишка – юный паренек, отличающийся проворностью и сноровкой. По сути, это тоже герой второго плана.

Образ торговца

Фигура купца Абдулина занимает эпизодическую роль, однако персонаж появляется в пьесе довольно часто. Абдулин торгует винами. При этом для городничего купец поставляет вино бесплатно (то же самое городской управитель проделывает и с другими торговцами, которые без платы дают тому свои товары). Но по прибытии в городок нашего псевдо-ревизора Абдулин присоединяется к другим жителям города, жалуясь на городничего.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

Предлагаем вам прочитать краткое содержание “Мертвых душ” Гоголя . Это произведение является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

В нашей новой статье вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Легкие деньги
Теперь у ревизора есть целое состояние в 1 тысячу рублей. Осип просит барина проявить осторожность и поскорее уехать из города пока чиновники не обнаружили обмана.

Затем к Хлестакову является несколько купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны местной власти. Хлестаков обещает наказать виновного и обнадеживает их.

Хлестаков начинает заигрывать с дочерью городничего Марьей Антоновной. Он падает перед девушкой на колени и признается ей в любви. Хлестаков делает ей предложение руки и сердца. Городничий благословляет союз между своей дочерью и ревизором. Хлестаков заявляет семейству городничего, что ему срочно необходимо ехать к богатому дяде. Он просить занять ему еще денег. После этого Хлестаков уезжает.

Почетные жители города поздравляют городничего, что его дочь так успешно вышла замуж. Городничий представляет, что вскоре он с женой переедет в столицу. Неожиданно является почтмейстер, которой прочитал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Он рассказывает городничему об обмане. Жандарм возвещает о прибытии чиновника из Петербурга, после этого наступает немая сцена.

Судьба произведения после написания

При всей популярности гоголевской пьесы, произведение нашло свое сценическое воплощение лишь в 1836-м. Первым «Ревизора» поставил Александрийский театр. Изначально император относился к постановке пьесы скептически, учитывая злободневную и острую проблематику текста. Однако Жуковскому все же удалось уговорить императора дать разрешение на постановку. «Ревизор» вызывал амбивалентные чувства у зрителей, и у императора в том числе. Хотя в целом правителю России произведение понравилось.

В вопросах сценического воплощения пьесы Гоголь предстал новатором. Например, литератор постоянно курировал процесс репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок, акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор» не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана. Каждый герой – «говорящий», потому что воплощает один (самый выразительный) порок.

Несколько слов о тематике и идейной подоплеке гоголевской пьесы

За счет обращения к реализму, Гоголю удалось изобразить личность действующей в типичных обстоятельствах. Однако, по замыслу писателя, «Ревизор» – это бесконечно больше, чем простая комедия или даже грустная картина пороков современного автору социума. Чтобы до зрителя дошел исходный, настоящий смысл произведения, Николай Васильевич снабдил текст комментариями и рекомендациями. Что же все-таки хотел донести Гоголь? Абсурдный характер общественных порядков, комизм и одновременно грусть картины вырождающегося общества.

Центральная тема произведения касается общественных пороков, глупости и лицемерия чиновников, демонстрации морального упадка социума в целом и высших чинов – в частности. То, что пьеса является сатирой, обусловливает острый характер текста, использование язвительных оборотов речи. При этом Гоголь наделяет каждого персонажа своей – особенной, неповторимой – речевой манерой. Эта же манера служит и главным инструментов обличения определенного героя.

Что касается идейной подоплеки гоголевского текста, то писатель демонстрирует бездуховный характер отношений между людьми, господство пошлости, низости и цинизма, полного морального упадка жизни чиновников. На самом деле, Гоголь не прячет глубоко идеи, которые стремится передать пьесой: все мысли лежат на поверхности. Важно увидеть себя со стороны, понять собственную неправоту и ограниченность, а также попытаться исправить ситуацию. Но Гоголь испытал грусть и разочарование, потому что не достиг своей цели: это не удивительно, ведь зрители и большинство читателей произведения принадлежали к классу, который писатель и обличал.