Сущ в начальной форме отвечают на вопросы. Русский язык

Начальная форма имени существительного

Упр. 189.

слайд

О ком могут быть предложения составленные из этих слов?

Что в каждом будет сообщаться?

Давайте составим предложения с этими сллвами.

Запишите предложения.

Упр. 190

Прочитай задание

Слайд

Выполни задание в рабочей тетради

Слайд

Пришлось ли изменять форму слова?

Зачем?

По команде каких вопросов?

Выделите окончания в тетради.

Произнесите вопросы по порядку.

Упр. 191

Прочитайте задание

Слайд

Задайте вопросы и запишите слова и выделяйте окончания.

Слайд

Назовите все вопрос ыпо порядку которые вы задавали.

Зачем вы шестьраз меняли форму слова?

Знаешь ли ты как называется такое изменение?

Упр. 192

Прочитайте чтобы узнать что-то новое об изменениях слов.

слайд

Упр. 193

Слайд

Давайте вернемся к заданиям 190 и 191.

Назовите научным словом изменения слов сестра и река

В каких предложениях слова употреблены в именительном падеже.

слайд

Прочитайте текст.

Найдите имена существимтельные. Поставьте их в начальную форму. Запишите в классную тетрадь.

слайд

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ученик у читель ответить вопрос на

Пришла … . … нет дома. … дали задание. И вдруг вижу … . Я горжусь … . Я много рассказываю о … .

Пришла сестра. Сестры нет дома. Сестре дали задание. И вдруг вижу сестру. Я горжусь сестрой. Я много рассказываю о сестре.

У нас есть … . А у нас нет … . … дали название. Мы увидели … . Мы любуемся … . Хорошо купаться в … !

У нас есть река. А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку. Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по команде шести пар вопросов: Кто? Что? Падеж - Кого? Чего? о т греческого Кому? Чему? слова Кого? Что? падать Кем? Чем? О ком? О чём? Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров – 6 падежей.

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? ч то? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

НА ПОЛЯНЕ Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!

Месяц, краска, лес, глаз, снег, поляна, ковёр, василёк, трава, букет, дом, день.


Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.

Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?

Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.

В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.

Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).

У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.

Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.

Начальная форма глагола

Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?

Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.

Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.

Что мы узнали?

Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.

Русский язык . 2класс

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Тема урока: Начальная форма имени существительного. Закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания учащихся по теме: «Начальная форма имен существительных».

Задачи:

1- Формировать умения определять начальную форму имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.

2 - Развивать мыслительные операции (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.

3 - Формировать экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.

Планируемые результаты:

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

мобилизовать силы в преодолении препятствий;

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

Познавательные:

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимания причин успеха в учебе;

оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Оборудование: Нечаева Н.В. Русский язык: учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012; раздаточный материал, письмо.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1мин)

Встали, подровнялись.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Садитесь.

Приветствуют учителя.

2.Актуализация (3мин)

3. Закрепление (17мин)

Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

Я читаю вам письмо, а вы слушайте внимательно.

« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

Отгадайте, ребята, моё имя».

А что ещё вы знаете об имени существительном?

Запишите число и классная работа.

Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.

1.Чистописание.

Посмотрите на слова, записанные на доске: костюм, вьюга, радость, праздник.

Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

2. Словарно-орфографическая работа.

К какой части речи относятся данные слова?

Что обозначает каждое имя существительное?

Найдите словарные слова.

Что общего во всех этих словах?

Как называется форма имени существительного, если оно стоит в ед. числе и отвечает на вопрос кто? или что?

Сделайте вывод о записанных существительных.

Слушают.

Имя существительное .

Имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по падежам.

Записывают слова.

Эти все слова – имена существительные.

одежда человека.
Полный комплект мужской или женской одежды. Вьюга - снежная буря. Радость – это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь.

К о стюм, праз д ник.

Имена Существительные, неодушевлённые, в ед. числе, нарицательные.

Начальная форма.

Все эти существительные стоят в начальной форме.

4. Физминутка (1мин)

Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Ходьба на месте

Вздохи

Руки в стороны

Влево, вправо поворот

Наклоны

Подъем рук вверх

Опускание рук.

5. Закрепление (17мин)

Прочитайте текст. Скажите, о чём он? Озаглавьте. Перепишите. Обозначьте существительные в начальной форме.

(Нора волчихи)

Наступил рассвет. Волчиха подходила к осиннику. Отчётливо выделялось каждое дерево. Вот взошло и солнце. Сверкал и переливался кругом снег. Во время сильной бури выдернуло с корнем высокую сосну. Образовалась глубокая яма. На дне её лежали старые листья, мох. Там жила волчиха с волчатами.

Нора волчихи.

Рассвет, волчиха, к осиннику – осинник, дерево, солнце, снег, бури - буря, сосну-сосна, яма, листья, мох, волчиха.

6. Итог урока.

Рефлексия (5мин)

Над какой темой урока мы работали?

- Что вызвало затруднение?

- Что показалось интересным?

В сегодня хорошо поработали на уроке.

Оценки за урок:

Руслана - 4

Полина С. - 5

Родион - 5

Маргарита - 4

Ангелина П. - 5

Иван - 5

Начальная форма имени существительного. Трудно было озаглавить текст. Интересными были задания имени существительного.

7. Домашнее задание (1мин)

Дома выполнить задание на карточках. Образуйте начальную форму имени существительного:

в лесу –

с книгами –

о весне –
сады –
без сомнения –
в ботинках –
без ножниц –
несколько суток –

Принимают учебную задачу.

Конспект урока русского языка. 3 класс.

Учитель: Федотова Н.К.

Тема урока: Начальная форма имени существительного.

Цель урока : познакомить с понятием - начальная форма существительных.

Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.

2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос

Кто? что? - это сущ. в начальной форме.

3. Развитие орфографической зоркости, формирование

Навыка грамотного письма.

4. Развитие каллиграфического навыка.

5. Закрепление умения работать с предложением.

6. Развитие речи, внимания, памяти, умения

Анализировать, делать выводы.

Оборудование : конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер,интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
  2. Определение содержательных рамок урока.
  3. Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

На интерактивной доске открывается девиз урока:

С хорошим настроением принимайся за работу!

Учитель:

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)

Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)

Напомните, что это значит? (Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)

Что изучали мы на прошлых уроках?)

Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.

Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;

2) актуализировать способность различать части речи;

3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов.

Организация учебной деятельности на этапе 1.

Учитель : Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:

« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

Отгадайте, ребята моё имя».

Ученики отгадывают имя. (Существительное)

Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)

Учитель : Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.

1.Чистописание.

(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)

Учитель : Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?

Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

(Ученики записывают слова.)

2. Словарно-орфографическая работа.

  • К какой части речи относятся данные слова?(Ученик: существительные)
  • Что обозначает каждое имя существительное? Сопоставьте слово с его значением.

(Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)

  • Найдите словарные слова (Ученики: воробей, ветер).
  • Найдите слова с одинаковыми орфограммами (Ученики: вьюга, веселье).
  • Что общего во всех этих словах? (Ученики: существительные в ед. числе, нарицательные.)
  • Сделайте вывод о записанных существительных. (Ученики: все эти существительные отвечают на вопросы кто?что?)

Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой.Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)

Организация учебной деятельности на этапе 2.

Учитель.

С чего начнем наш урок? (Ученики: с повторения)

Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).

  • А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования.
  1. Какая часть в слове главная? (Ученик: корень.)
  2. Что мы называем суффиксом? (Ученик: изменяемая часть слова, которая служит для образования новых родственных слов.)
  3. Что мы называем приставкой? (Ученик: изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов.)
  4. Почему нужно различать приставки и предлоги?(Ученик: для правильного правописания)
  5. Что мы называем окончанием?

3. Выявление места и причин затруднения.

Цель:

1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения . Организация учебной деятельности на этапе 3.

Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».

  • Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить изменение существительных по вопросам. (Работа с учебником: стр.70, упр.121).
  • Составьте и запишите предложения со словом сосна, чтобы оно отвечало на вопросы что? чего? о чем?

Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.

Работа над текстом(Упр. 123).

Ученик читает задание к упражнению.

Дети записывают в тетради, а учитель на доске:

За грибами, грибов, грибы, о грибах.

  • Что это за слова? (Ученик: существительные)
  • Что у них общего? (Ученик: корень)
  • Чем они отличаются? (Ученик: составом слова)
  • Разберите слова по составу.
  • Назовите существительное, которые отвечают на вопрос что?

5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.

Учитель называет тему урока – Начальная форма.

Чтение правила на стр.71.

Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.

7. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

1)уметь с помощью правила определять формы слова,работать над значением фразеологизма.

Организация учебной деятельности на этапе 7.

Учитель: М ы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.

Задание к упражнению.

  1. Выписать формы слов путник, степь, ночь, добыча .
  2. Выделить окончания.

3.Подобрать фразеологизм по значению : Большая усталость.- Валиться с ног.

Проверка.

  • Путник, путники, путников. Степь. степи.Ночь, по ночам. Добыча, добычи, добычей.

8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.

Организация учебной деятельности на этапе 8.

Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,

собаками, кошек.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3)определить и согласовать свое домашнее задание.

Организация учебной деятельности на этапе 9.

Учитель.

Какова была цель нашего урока? (Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).

Достигли ли вы цели? Докажите.