Понятие и факторы семейного благополучия.

Американские ученые У. Уоттлс и Дж. Пауэлл называют 12 факторов, необходимых для того, чтобы человек себя чувствовал здоровым. Они считают, что нарушение любого из них может привести к болезни. Попробуем прокомментировать эти способы сохранения хорошего самочувствия - исходя из реалий нашего существования.

1. Нужно иметь надежную систему взглядов на жизнь, помогающую поддерживать хорошее состояние. Как правило, здоровые люди отличаются разумным гедонизмом. Они стремятся прожить жизнь как можно более счастливо, несмотря на несовершенство мира, организма, природы. Стараются ладить со своим окружением и иметь теплые отношения с близкими. Избегают делать то, что может пойти во вред им или другим людям.

2. Сохранить здоровье помогает постоянный положительный настрой и способность рассматривать события в конструктивном свете. Народная мудрость сформулировала этот принцип в пословице: «Что ни делается, все к лучшему».

3. Человека здорового отличает способность периодически работать на пределе своих возможностей. Мы можем значительно больше, чем нам кажется, - и этот ресурс надо использовать. Если же мы считаем, что у нас нет запаса энергии для работы в полную силу, организм и ответит нам соответственно.

4. Человек должен иметь чувство сопричастности к духовной жизни, убежденность в том, что в мире есть нечто неизвестное, непознанное, то, что выше нас. Важно чувствовать, что вы причастны к этой силе. Не все в вашей власти, но и в самый трудный момент мы можем надеяться на помощь «свыше».

5. Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям - это тоже признак здоровья. Жизнь меняется очень быстро. Нельзя останавливаться, надо все время идти вперед: учиться, переучиваться, совершенствоваться. Если мы будем цепляться за старое, это неминуемо приведет к депрессии, отчаянию, болезням.

6. Быстрое реагирование на стресс и восстановление после него - еще один фактор здоровья. Стресс - явление нормальное, избежать его не может никто. Более того, в какой-то степени он даже необходим организму. Хроническим и вредным для здоровья стресс становится, когда человек вместо того, чтобы действовать - устранять причины напряжения или менять отношение к ситуации, - принимает решение: терпеть. Вот это-то и разрушает здоровье.

7. Здоровый человек обладает повышенной восприимчивостью ко всему хорошему.

8. Следующий признак здоровья - удовольствие от физических занятий.

9. Чтобы оставаться здоровым, человек должен уметь анализировать свои чувства и доверять им. Вместо этого некоторые люди стараются заглушить, подавить то, что испытывают..

Мария Вегеш, PhD, консультант по управлению организационным стрессом и благополучием:

- Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас на программе «Корпоративное благополучие». И сегодня мы в гостях у Анны Стрельниковой, директора по персоналу и административным вопросам компании IPSEN.

Здравствуйте, Анна!

Анна Стрельникова, директор по персоналу и административным вопросам, Россия и СНГ, IPSEN:

Здравствуйте, Мария!

- Мы поговорим сегодня о том, как в компании IPSEN реализуются программы благополучия для сотрудников. И в конце я задам Анне самые интересные вопросы относительно того, как Анна сама следит за своим личным благополучием.

Анна, расскажите о том, как возник проект по благополучию у вас в компании.

Спасибо, Мария, за вопрос. Давайте, наверное, немножечко я вам расскажу про компанию. IPSEN - это международная биофармацевтическая компания, направленная на инновации и специализированные направления. Кроме того, у нас очень большой багаж знаний и умений в области безрецептурных препаратов.

Слоган нашей компании - Innovation for Patient Care. И вот это слово «care» обусловливает не только наше отношение к нашим пациентам, но и то, каким образом мы работаем с нашими сотрудниками. Поэтому wellbeing или благополучие - это не проект для нас, это часть нашей корпоративной культуры.

Очень интересный подход. И как вам удается управлять благополучием сотрудников? Может быть, расскажете о последних интересных проектах, которые случились у вас?

С удовольствием. Мы для себя определили системный подход к понятию «благополучие». В основу этого подхода мы положили индекс глобального благополучия Gallup, который состоит из пяти факторов. И с каждым из этих пяти факторов мы последовательно работаем.

- Анна, какие это пять факторов?

Это факторы успеха, социального благополучия, общественного благополучия, физического благополучия и финансового благополучия. Из самых интересных проектов, которые у нас произошли недавно, наверное, можно упомянуть «Неделю без стресса». Так вот, наша программа No Stress или «Неделя без стресса» была направлена на работу с физическим благополучием. Мы все живем в стрессовом мире, и мы захотели помочь нашим сотрудникам узнать о том, что такое стресс и как с ним работать, о том, какие есть инструменты в работе со стрессом - простые и действенные - и повысить осознанность их подхода к своим состояниям.

- На какую аудиторию был рассчитан этот проект?

В целом, проект ориентирован на всех сотрудников компании IPSEN в России. Мы начали с сотрудников офиса, и сейчас в июле у нас планируется вторая волна для наших полевых сотрудников, которые находятся по всей территории России.

- Расскажите, пожалуйста, кто входил в команду, которая реализовывала этот проект?

На самом деле, это очень большая команда, и это очень приятно, потому что это целый вдохновленный коллектив, который занимается таким классным проектом. Это, безусловно, отдел персонала, это менеджер по внутренним коммуникациям, это специалист по охране труда. И, что особенно важно, это наш генеральный директор и наши бизнес-лидеры. Мне кажется, что успех любого проекта обусловлен именно тем, что многие люди, и особенно бизнес, вовлечены в такого рода инициативы.

- Расскажите, пожалуйста, как лидеры компании относятся к wellbeing, как они, может быть, своим личным примером демонстрируют собственный подход к этой теме.

На самом деле, наши лидеры очень активно относятся к подходу благополучия. Они это демонстрируют и в том, что они поддерживают инициативы внутри компании. Кроме того, они, безусловно, занимаются своим благополучием: занимаются спортом, ходят на различные развивающие мероприятия, занимаются благотворительностью. И это тоже очень ценно, потому что своим примером мы подаем пример нашим сотрудникам.

Есть ли у вас какая-то более или менее стандартная процедура по тому, как вы оцениваете эффективность подобных программ?

Для нас главный критерий эффективности реализуемых программ - это вовлеченность наших сотрудников. В компании раз в два года стандартно проводится опрос сотрудников об их вовлеченности. Последний опрос проводился в 2017 году, и по результатам этого опроса наш индекс вовлеченности - 92%. Это самый высокий результат по всей компании, и он значительно выше рыночных трендов, которые существуют сейчас.

Что ж, это действительно достаточно высокий показатель. А что касается сложностей, с которыми вы сталкиваетесь в процессе реализации? Можете вспомнить какие-то барьеры, которые у вас были в тот момент, когда вы захотели внедрить тот или иной проект, поддерживающий какую-то инициативу в области благополучия сотрудников?

Вы знаете, мы, наверное, счастливые сотрудники и счастливая компания, потому что наши сотрудники и наши лидеры очень поддерживают все инициативы, которые запускаются внутри организации. Единственная не сложность, а наша специфика в том, что большая часть сотрудников распределена по территории России, и у нас не всегда получается делать все для всех здесь и сейчас. Поэтому мы всегда стремимся найти какие-то наиболее универсальные и оптимальные активности, которые могут быть реализованы для всех городов на территории всей страны.

- Анна, расскажите, пожалуйста, еще о проектах в рамках общественного благополучия. Что еще вы делаете?

О, Мария, у нас здесь масса проектов. Опять же, возвращаясь к нашему слогану Care, слово не только про пациентов и про сотрудников. Мы учим наших коллег заботиться об окружающем, внешнем мире. Из интересных проектов, которые мы запустили - это сбор батареек. Теперь не только сами сотрудники, но и их семьи приучены, что нужно приносить батарейки на работу и сдавать их в специальную емкость. Мы также запустили очень классный проект по сбору макулатуры. Казалось бы, эта история осталась в советское время, но нет. И мы начали с совершенно маленьких вещей. Мы в начале поставили просто обычные коробки, и предложили сотрудникам складывать туда бумагу. В итоге проект разросся, и теперь у нас специальные контейнеры для сбора бумаги. И одна из компаний-поставщиков приезжает на регулярной основе, забирает эти короба и вывозит, соответственно, бумагу на переработку. Я могу сказать, что за три месяца у нас 900 килограмм бумаги уже собрано.

И, наверное, такой самый последний и самый неожиданно нашедший отзыв в сердцах наших сотрудников проект случился 5 июня, в День защиты окружающей среды. Если вы не знаете, в этом году это тема «Бой пластиковому загрязнению». Так вот, 5 числа мы отказались в офисе от пластиковых бутылок и стаканчиков. Теперь у нас только стеклянные стаканы, только стеклянные бутылки. И нам было невероятно приятно узнать, что наши сотрудники нас поддерживают. Мы получили огромное количество позитивных откликов, отзывов. И действительно очень приятно видеть, что все, что мы делаем, находит отклик в сердцах.

Мы делаем достаточно много благотворительных инициатив, причем это инициативы как локальные, в России, так и глобальные на уровне всей штаб-квартиры. А также мы присоединяемся к различным инициативам, которые проходят в принципе в стране. Так, например, мы участвовали в инициативе «Чья-то жизнь уже не мелочь», а также «Старость в радость». Наши сотрудники самостоятельно покупали подарки бабушкам и дедушкам, привозили их в офис, и мы были просто ответственны за то, что развозили получателям их подарки на Новый год.

Если говорить про нашу локальную инициативу, мы придумали совершенно потрясающий проект, который называется «Весенний десант». Мы действительно с сотрудниками офиса устраиваем десант каждую весну, выезжаем и облагораживаем общественные территории, занимаемся покраской, посадкой цветов. Делаем нашу планету еще прекраснее.

Очень интересно! Анна, расскажите про остальные составляющие благополучия. Какие проекты вы реализуете и в других направлениях?

Если мы говорим о финансовом благополучии, наверное, многие вещи, которые мы делаем, традиционные. Мы ежегодно оцениваем эффективность деятельности наших сотрудников, ежегодно пересматриваем заработную плату. Обязательно разрабатываем различные бонусные программы. Очень хорошая инициатива - это награждение сотрудников, которые работали 5-10-15 лет в компании на сегодня.

- Кстати, много таких?

Да, у нас достаточно много сотрудников, которые так долго работают в организации. Это тоже хороший показатель того, насколько комфортно и интересно работать сотрудникам у нас.

Если мы говорим про социальное благополучие - это про принятие, про любовь, про благодарность - у нас существуют тоже различные проекты. Например, обед с генеральным директором. Мы награждаем сотрудников, которые демонстрируют наши ценности в работе, и они имеют шанс встретиться все вместе с генеральным директором, пообщаться, пообсуждать и рабочие, и персональные вопросы. Очень классная инициатива, сотрудники очень ценят возможность такого общения с первым лицом компании.

- Анна, расскажите, пожалуйста, про ваш уютный офис.

В 2017 году мы открыли наш новый офис. На самом деле, мы переехали с четвертого этажа на второй, но ощущаем здесь себя, как в совершенно новом месте. Невероятно эргономичный, светлый, очень красивый, с большим количеством зелени. Мы с вами сидим, Мария, на нашей кухне, которая сделана как французское бистро - специальное место, где сотрудники могут выпить чашечку кофе, расслабиться, пообщаться друг с другом. На самом деле, для нас было очень важно создать эргономичный, удобный, комфортный офис для сотрудников, который отвечает самым последним нормам и тенденциям в целом по любым меркам. Мы очень гордимся.

Очень удобное, очень уютное место. Хорошо, а что касается следующей инициативы в области благополучия, которая у вас есть - это так называемый «Успех». Расскажите подробнее о тех проектах, которые вы ведете в этом направлении.

Здесь мы, действительно, очень много работаем, и это, наверное, та зона, над которой мы будем еще в ближайшие годы более детально работать. Здесь мы стараемся подходить индивидуально к развитию наших сотрудников. У нас существуют различные программы обучения для наших топ-талантов, для высокопотенциальных ребят, для тех, которые скоро станут менеджерами.

Также у нас существуют различные решения для всех сотрудников - это в основном электронное обучение, корпоративная библиотека, которая доступна каждому. Мы стараемся формировать планы преемственности на ключевые должности. И, действительно, для нас очень важно, чтобы люди, которые работают в нашей компании, могли развиваться здесь профессионально, строить свою карьеру и двигаться по профессиональной лестнице так же успешно.

Спасибо, Анна. А теперь самая интересная часть: расскажите про ваши личные рекомендации, как вы следите за своим личным благополучием.

Я стараюсь пить два литра воды в день, я стараюсь два раза в неделю ходить заниматься в спортзал и как можно больше улыбаться каждый день.

- Спасибо, Анна, большое!

Спасибо вам большое, Мария!

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала сайт обязательна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1 . Виды благополучия личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт)-- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния -- способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия. душевный комфорт эмоциональный благополучие

2 . Факторы, влияющие на благополучие

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Социальные факторы

Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание.

Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы

Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды, качество пищи и двигательная активность.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает нам право снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например, к алкоголизму или диабету, должно побуждать нас вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Но каждый из нас в ответе за ту среду, в которой мы живем. Убеждайте своих друзей, призывайте политических деятелей и промышленные корпорации проявлять заботу о сохранении здоровой среды обитания.

Интеллектуальный фактор

Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор. Одна из целей этого пособия состоит в том, чтобы дать вам соответствующие знания.

Профессиональные успехи

Карьера человека может оказывать громадное воздействие на его благополучие. Приносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, депрессии, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.

Эмоциональный фактор

Несмотря на определенную генетическую детерминированность личных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь - это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств, сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Духовный фактор

Духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь над своим предназначением, не чувствуя ответственность за благополучие других людей, вряд ли вы сумеете быть благополучными сами.

1.Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «социальное благополучие» и «социальное благосостояние». Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определения? Аргументируйте свою позицию.

2. Охарактеризуйте понятие социальное благополучие с позиций экономической и этической составляющих. Какие факторы социального благополучия, с вашей точки зрения, являются приоритетными. Аргументируйте свое мнение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Доверие как социально-психологическое явление. Доверие к себе как субъектное образование личности. Практическое изучение феномена доверия.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Теоретические подходы к изучению гендерного развития и психологического благополучия личности. Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте. Характеристика факторов и стимулов гендерного развития подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2013

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Кризис - как реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру. Социально-психологическая оценка проявления подросткового кризиса у шестнадцатилетней девушки.

    практическая работа , добавлен 04.12.2010

    Сущность семейных отношений. Родительские стили воспитания. Характеристика личности старшего дошкольника. Особенности эмоционального благополучия ребенка. Исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Анализ основных социально-психологических подходов в исследовании отношения к деньгам.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Понятие личности и ее взаимодействия с обществом. Основные факторы развития личности. Возрастные этапы социализации. Уникальный индивидуальный опыт. Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (фокус-группа, глубинное интервью).

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Личность и ее отношения. Ценностные ориентации и установки личности. Структура и основные факторы субъективного благополучия личности. Уровни диспозиционной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций.

    дипломная работа , добавлен 08.01.2014

    Развитие творческой личности как результат соотношения и взаимодействия познавательных качеств, эмоционального переживания процесса творчества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Роль музыкальной деятельности в развития личности.

    реферат , добавлен 09.09.2011

    Субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру. Сущность понятия "личность" в социальной психологии. Ее структура и подструктуры. Взгляды на социально-психологические проблемы личности у представителей разных школ и направлений.

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры -- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) -- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности -- согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) -- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный -- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия .

Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно (порой, противоречиво) связанные инстанции личности -- как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.

На основании теоретических разработок проблемы субъективного благополучия можно выделить несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:

1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые и т.д.);

2) комплекс отношений с большим социумом (стабильность в стране: экономическая, политическая, социальная);

3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);

4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);

5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные и др.);

6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);

7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);

8) комплекс социального опыта (способы преодоления фрустрации, комплекс паттернов поведения, социальная ориентация).

В той или иной степени субъективное восприятие этих инстанций и отношение, формирующееся к различным сторонам жизни, кладет целостное представление о своем собственном благополучии (комфорте).

Обобщение характеристик выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, относящиеся к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные.

Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности.

К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души).

Когнитивные факторы - знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.

В группу эмоциональных факторов можно включить локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки.

Практически все выделенные факторы так или иначе определяют степень удовлетворенности личности и ее субъективное благополучие. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она индицирует качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым компонентом (регулятором), без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимоотношений. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.

С другой стороны, очевидно влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности. К примеру, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения (деятельности), и для различного рода издержек.

Критерии благополучия, предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени и в той качественной глубине, на которые она способна усваивать социальную информацию вообще. Между тем эти критерии корректируются затем в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно “сверяется”. Представления о собственном благополучии, благополучии других людей, оценка благополучия, как отмечает Л.В. Куликов, опираются на объективные критерии благополучия. Однако критерии -- объективные и субъективные - различаются, поскольку в последних отражается отношение личности к себе, миру, жизни.

Согласно гипотезам Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия. Это:

1) гипотеза ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает;

2) гипотеза социализационного лага.

Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию .

Однако становление личности -- процесс непрерывный и поэтому необходимо принять за аксиому тезис о его перманентной гибкости и сензитивности к изменениям и исторической “накопляемости” и усложнении критериев благополучия.

Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости (и сообразно) от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в “чистом” виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше -- внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности. В случае определения субъективного благополучия названными элементами “внешней идеологии” можно констатировать факт социальной незрелости. В ряде случаев это приводит к личностному кризису, поскольку “постоянная оглядка”, ориентация на внешние критерии “правильной жизни” (а часто, “красивой”) не способствует удовлетворению высших потребностей. Общественные конструкты (часто “собирательные” образы) успешной личности практически не реконструируемы в рамках частной жизни отдельного индивида. В этом смысле некоторые институты социализации поистине определяют “сказочные” критерии, которые, однако, не всеми объективно понимаются. Отсюда следует усложнение содержательных компонентов благополучия, их структурообразования и отношений, поскольку высокие критерии относительно тех или иных видов благополучия (“все сразу”) “задают” их конфликтные отношения, что реализуется на уровне конкретной личности, хотя бы в виде внутреннего конфликта.

Слабые эффекты социализации, при которых субъект пользуется ограниченной социальной информацией, вероятно, порождают и большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным, и, следовательно, имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными. Не происходит в этом случае фиксации неудовлетворенности, которая становится движущей силой личности, активизатором для достижений, в том числе и личностного роста.

Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация -- профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь инстанции личности как бы приобретают паритетность в отношениях, и личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению человеческого назначения в том понимании его, которое складывается на основе реализации познавательных способностей личности, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.

Как отмечал Т. Шибутани, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Перефразируя эту мысль и разворачивая ее к исследуемому феномену, можно сказать, что субъективное благополучие личности основано на тех критериях благополучия, которые отражены личностью, как поняты ею, хотя объективно не обязательно являются таковыми. Смысл тех или иных показателей благополучия приобретается для конкретной личности постольку, поскольку ей они представляются таковыми. Параметры “благополучности” в разных социальных институтах представлены по-разному как в степени обобщенности, так и в качественном своем содержании. Уровень взаимосвязи между этими параметрами различен. Критерии благополучности опредмечиваются, приобретают все более реальные контуры при достижении обобщенных общественных критериев уровня референтных для личности групп.

Отсюда следует, по крайней мере, три позиции. Отношение к благополучию социальное, объективное, всеобщее, как, например, благополучие народа; группы с ее критериями; и лично понимаемое благополучие. Связь благополучия личности и общества условна, хотя благополучие общества, определенно, влияет на благополучие личности, по крайней мере, по некоторым ее параметрам. Также очевидно и то, что от сознания собственной благополучности граждан во многом зависит и благополучности общества в целом. Между тем когниции, на основе которых строятся субъективные и порой объективные критерии благополучия, могут значительно расходиться в разных культурах в зависимости от исторических корней, религиозных эталонов и пр.

Еще один вопрос: насколько или как связано субъективное благополучие с благополучием других? В философии, к слову, этот вопрос формулируется глобально: можно ли быть счастливым, когда несчастны другие? К примеру, Кант говорил, что индивидуальное счастье возможно лишь во всеобщем. По нашему мнению, это проблема социального благополучия. Определенно, и в неблагополучном обществе люди испытывают субъективное благополучие, поскольку оно подразумевает акты собственного поведения, диспозиций, реализации мотивов и пр. Полагаем, что и счастье также возможно, хотя бы, например, за счет альтруизма, оказания бескорыстной помощи другим или вложений в развитие других и общества.

Было бы наивно полагать, что с развитием общества субъективно благополучных людей станет больше или меньше. Благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье всегда синтетичны и находятся в неких паритетных отношениях. Прогресс общества, как доказывает один из крупнейших социологов ХХ столетия Питирим Сорокин, не связан ни с счастьем, ни с страданием, хотя “исключить принцип счастья из формулы прогресса” ни в коем случае нельзя (Сорокин, 1992). По нашему предположению, с прогрессом общества происходит “распад” на более мелкие элементы того, что можно назвать счастьем, страданием или благополучием: структуры и того, и другого оказываются все более сложными. Из этого можно сделать вывод о том, что с развитием человечества усиливаются, с одной стороны, дифференциация в критериях благополучия, а с другой, - различия в его достижении в зависимости от владения культурой обществ. Усиливается их палитра и, видимо, размывается грань между этими понятиями. В любом случае, между субъективным благополучием и неблагополучием не может быть антагонистических отношений; они взаимопроникаемы и обнаруживают необходимость друг в друге.

Группа, хоть и является “проводником” общественных установок, обладает своими собственными качествами и критериями благополучия. То есть, между обществом и группой не устанавливается однозначная связь. Она опосредована сложными переплетениями многообразных институциональных отношений. Многообразие групп, тем не менее, не определяет многообразия критериев благополучия общества, отличающегося большей консервативностью в целом, и благополучия личности.

Связь благополучия группы и личности более очевидна, поскольку имеется изначально тесная связь между личностью и малой группой, включая само становление личности в группе. В любом из рассматриваемых случаев связи устанавливаются в зависимости от того, насколько субъекты отношений готовы к принятию других субъектов, насколько они “ощущают” перманентную включенность в более обобщенные системы и наоборот (личность как часть группы, группа как элемент сообщества и т.д.). Каждый индивид по-своему отражает действительность, но то же самое можно и сказать о группе: каждая группа “вольна” по-своему отражать происходящее в обществе или в ней самой.

Когда речь идет о критериях благополучия, нельзя не затронуть вопрос и об их соответствии общечеловеческим ценностям, нормам, правилам. Общественная безопасность требует соотнесенности внутренних критериев внешним; в конечном итоге, глобальным мерилом человеческой жизни остаются общечеловеческие ценности, поскольку любым достижениям, в основе которых лежат антисоциальные ценности, всегда будут выступать альтернативой просоциальные, которые несут в себе то, что являет собой общественный смысл. Даже соответствие нормативам микросоциума, коль оно не соотносится с общечеловеческими ценностями, приводит порой к непредсказуемым последствиям в поведении и эмоционально-оценочных отношениях. Вспомним тюремный эксперимент Зимбардо. Роль ли, ситуация, или подчинение большинству, или все вместе взятое стали причинами антисоциального поведения его участников. Последующая их саморефлексия стала причиной острого субъективного неблагополучия. Однако и сегодня вопрос о стойкости ценностных образований личности в нетипичных для нее ситуациях остается столь же острым и открытым. Очевидно, в так называемых “закрытых” системах проблема адаптации остро затрагивает эффекты социализации, несоответствие которых нормам, принятым в этих системах, является причиной острого неблагополучия личности.

Ценности и нормы групп, с которыми идентифицируется субъект, оказываются определяющими в его поведении и отношениях. Здесь встает очень важная проблема -- проблема социализации, предполагающая соответствие культурно-историческому филогенетическому строю этапов социализации, где первоначальная задача социализации -- в обеспечении геокультурного поля, включающего “вполне определенные традиционные для региона рождения и проживания ребенка ценности, нормы, социально ожидаемые в данной культуре стереотипы поведения” (Сухарев, 2003).

Субъективное благополучие -- динамичное образование, но вместе с тем оно предполагает, прежде всего, и динамику жизни в разных ее аспектах (включая темпо-ритмические отношения и качественные перестройки систем “личность”, “жизнедеятельность” и пр.). Не случайно, субъективное неблагополучие возникает в те моменты, когда субъект в силу разных обстоятельств (вынужденно или закономерно) оказывается в “ситуации статики”, когда либо цели исчерпаны, либо переживание “наступившего благополучия” само является целью, и любые возможные изменения ситуации могут восприниматься как угрожающие этому переживанию. Иллюзия того, что неизменность (константность) ситуации может сохранить благополучие, является основой пассивного (защитного) отношения к благополучию .

Иначе говоря, способность контролировать свою жизнь и убежденность в этом оказывается весомым фактором преодоления трудностей и формирования субъективного благополучия. Не случайно в архетипических представлениях личности посредством фольклора (сказки, ритуалы и пр.) “закладывается” огромный опыт переживаний многих поколений, выстрадавших свое субъективное благополучие. Мистический настрой, как это не покажется парадоксальным, часто является одним из условий субъективного благополучия. Во многих религиозных вероучениях провозглашается фатальность существования, но в то же время и свобода выбора веры или неверия, а “смирение” -- категория, относящаяся к прошлому, к тому, что действительно невозможно изменить, и надежде на “милость Бога”, которая содержит элемент успокоения, связанный с вытекающей из него “возможностью” даже через страдания достижения “блага”. По данным исследователей, религия выступает фактором субъективного благополучия по двум основаниям: 1) дает возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность; 2) является одним из источников социальной поддержки .

Субъективное благополучие может поддерживаться за счет ориентации на любой временной промежуток жизни. Так, в ряде случаев оно связано с переживанием прошлых успехов, в ряде -- будущих (возможных), но наиболее адекватным вариантом, очевидно, является объединение всех временных промежутков, поскольку именно такое объединение свидетельствует о социальной (личностной) зрелости субъекта и, стало быть, о социально-зрелом субъективном благополучии. Оно может представлять для личности отдаленную цель, стремление к которой обладает побудительной силой (цель-мотив), и кратковременную, относительно ситуаций, а также следствие реализации иных целей.

Между тем действительно имеются различия в критериях субъективного благополучия, вызванные культурными различиями. В частности, Л. Резниченко приводит данные социологических исследований, из которых следует, что понимание счастья (как “аффективный компонент субъективного ощущения благополучия”) зависит от того места, которое занимает то или иное сообщество на континууме “индивидуализм-коллективизм”. Имеются и различия, обусловленные географическими, этническими, политическими, возрастными и другими факторами, описанными нами ранее. Это обусловлено, с одной стороны, субкультурными особенностями, и с другой -- различиями в критериях социализации .

Таким образом, психологическое содержание понятия субъективное благополучие многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие представляет собой сложное интегральное социально - психологическое образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.


Счастливая личная и семейная жизнь, благоприятный психологический климат в группе и многое другое на социальном, микросоциальном и личностном уровнях в немалой степени зависят от особенностей переживания субъективного благополучия взаимодействующих людей. Состояние субъективного мира личности оказывает влияние на продуктивность и характер протекания различных видов деятельности и поведения, во многом определяя предстоящий успех или неудачу. Феномены субъективного мира личности нечасто становятся предметом психологического исследования. Возможно, это объясняется стремлением психологов к однозначным трактовкам всех понятий, описывающих этот мир.


Переживание благополучия (или неблагополучия) интегративное, на него влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Под психологическим благополучием (душевным комфортом) мы понимаем слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.


Для психологии личности и психологии в целом, с нашей точки зрения, особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через него субъективное благополучие, как интегративное переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида.


Потребности и психологическое благополучие


Проанализируем ряд важных особенностей субъективного благополучия, используя эмпирические данные, полученные при составлении социально-психологического "паспорта" жителей городского района. Эта работа была выполнена в руководимом Л.В.Куликовым в 1993-1994 годах Центром социально-психологической помощи населению Петроградского района Санкт-Петербурга. Целью "паспорта" была фиксация значимых для личности и районной службы социальной защиты особенностей потребностно-мотивационной сферы жителей, ощущения благополучия (или неблагополучия). Субъективные переживания значимый фактор состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование.


Нами была разработана анкета с целью получения информации о значимых для личности параметрах самосознания, самооценки, потребностно-мотивационной сферы, об общем эмоциональном комфорте, удовлетворенности собственным здоровьем и ряде других важных измерений личности конкретного человека. Анкетный опрос проводился О.В.Ивановым и М.А.Розановой и был анонимным. Им были охвачены люди разных возрастов. В группу первого периода зрелого возраста были включены мужчины в возрасте 22 34 лет (n=11), женщины 21 34 лет (n=28). В группу второго периода зрелого (среднего) возраста вошли мужчины 35 59 лет (n=19) и женщины 35 54 лет (n=56). Третью группу составили лица пожилого возраста: мужчины 60 74 лет (n=25) и женщины 55 74 лет (n=104). В четвертую группу были включены лица старческого возраста, мужчины и женщины 75 лет и старше (n=22). Сравнивая имеющиеся количественные характеристики, полученные на подвыборках мужчин и женщин, мы не обнаружили значительных различий. Поэтому дальнейшее рассмотрение проведем для групп, включающих респондентов обоего пола.


Для ответа на вопрос "Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?" респондентам была предложена пятибалльная шкала - от "совершенно не удовлетворен" (1 балл) до "совершенно удовлетворен" (5 баллов). Оказалось, что уровень удовлетворенности своей жизнью для всех указанных возрастов практически одинаков: 2,8; 2,8; 2,9 и 2,9 (здесь и далее: средние баллы соответственно у перечисленных выше групп). Анализ эмпирических данных показал, что удовлетворенность жизнью в первую очередь обусловлена особенностями межличностных отношений, состоянием своего здоровья и весьма слабо зависит от материального достатка и финансового положения человека.

В первом пункте анкеты респондента просили сообщить, насколько важно для него в настоящее время удовлетворение ряда потребностей. Оценить важность потребностей предлагалось также по пятибалльной шкале. Был подсчитан средний балл значимости потребностей, который можно интерпретировать как уровень интенсивности (силы) потребностей личности в целом. Оказалось, что с возрастом сила потребностей снижается, однако значительных изменений нет: 3,9; 3,8; 3,3; 3,3.


У людей среднего возраста (первая и вторая группы) важнейшей является потребность в личной жизни (любви, семье, детях). На вершине иерархии потребностей находятся также потребности в здоровье, чистой совести, удовлетворяющем жилье, защищенности от угроз и лишений. Довольно значимыми являются потребности саморегуляции и саморазвития, удовлетворенности работой. В этом возрасте доминируют потребности в собственном и семейном благополучии, здоровье, внутреннем спокойствии и уравновешенности. Потребности в профессиональной и общественной деятельности находятся на втором плане.


С возрастом потребность в личной жизни ослабевает. Скорее всего снижение этой оценки связано с изменением характера любовных переживаний, с уменьшением в них такой составляющей, как любовная страсть, а не с отвержением эмоциональных привязанностей к близким людям. С возрастом уменьшается также потребность в интересном проведении свободного времени. В пожилом и старческом возрасте мало актуализирована потребность в умениях управлять собой, развивать и укреплять психику. У разных групп респондентов весьма высока потребность в улучшении отношений с людьми, что тесно связано с общей удовлетворенностью своей жизнью.


В числе важнейших жизненных потребностей оказалась потребность в здоровье. Здоровье универсальная ценность человеческой жизни в любом социальном времени и пространстве. В разные возрастные периоды здоровье имеет одинаково большую, но различную по смыслу ценность. От 21 до 35 лет здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. Во втором периоде среднего возраста оно имеет самостоятельную ценность. В пожилом возрасте здоровье ценится само по себе, а также за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи.


Вторыми по значению являются витальные потребности, что не требует каких-либо комментариев. Далее следуют потребности, удовлетворением которых поддерживается устойчивость личности, потребности в уважении со стороны окружающих, в постоянных межличностных связях. Высока значимость потребности иметь чистую совесть. Понятие "совесть" входит в число важнейших для определения смысла жизни.


В анкете был вопрос о том, каких событий в будущем респондент ожидает: "Вероятно, в будущем меня ожидает...". Далее были предложены варианты ответов: намного больше хороших событий, чем плохих (1 балл); больше хороших, чем плохих (2 балла); примерно поровну плохих и хороших (3 балла); больше плохих, чем хороших (4 балла); намного больше плохих, чем хороших (5 баллов). Средний балл ответов 2,8; 2,7; 3,5 и 3,5. Здесь возрастные различия достаточно заметны. Люди пожилого и старческого возраста ожидают больше плохих событий, чем хороших. Скорее всего это вызвано не возрастающим с годами пессимизмом, а их недостаточной защищенностью, неуверенностью в завтрашнем дне.


Для уточнения картины субъективного благополучия мы выясняли у респондентов, что они желали бы улучшить в своей жизни. Наиболее сильными показали себя желания улучшить здоровье, жилье, семейную жизнь, финансовое положение (заработок). По интенсивности они весьма близки друг к другу. Далее следуют желания улучшить работу, питание, брак (супружество), отношения с людьми, образование, квалификацию, досуг. Если сопоставить иерархии потребностей и желаний улучшения жизни, то становится ясным, что между ними нет полного соответствия.


Следующий этап исследования был посвящен анализу влияния полноты удовлетворения основных жизненных потребностей на чувство удовлетворенности жизнью. Респондентами были 17 мужчин и 33 женщины в возрасте 18 58 лет (средний возраст 41,4 года). Все обследованные имели высшее или среднее специальное образование.


Полученные результаты показали, что оценки значимости потребностей и оценки полноты их удовлетворения отличаются по своим связям с субъективным благополучием личности. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью общением, ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с возрастом, полом, семейным положением, уровнем образования, социальным положением, характеристикой жилья.


Удовлетворенность жизнью с оценками удовлетворения потребностей связана теснее, чем с оценками значимости потребностей. Вероятно, оценки значимости потребностей формируются в сфере самосознания и существуют как его когнитивные компоненты. Они лишь опосредованно связаны с мотивационной сферой и поэтому не оказывают на нее и на эмоциональную сферу личности заметного влияния.


Примечание. "СБ" - средние величины оценок удовлетворения потребностей. "К" - коэффициенты корреляции оценок удовлетворения потребностей с удовлетворенностью жизнью. Выделены коэффициенты корреляции с уровнем значимости p

Была предпринята попытка оценить влияние остроты потребностей на удовлетворенность жизнью. Под остротой потребностей мы в данном случае понимаем степень их неудовлетворения. Числовым показателем остроты для нас служила разность шкал первого и второго пунктов анкеты потребностей, т.е. величина различий баллов значимости потребностей и полноты их удовлетворения.


В целом влияние остроты потребностей сходно с влиянием полноты их удовлетворения (разумеется, с обратным знаком чем острее потребности, тем ниже удовлетворенность жизнью). Однако обнаружились и различия. Острота потребностей в профессиональном росте, в удовлетворенности работой, в уважении окружающих имеет очень низкие, незначимые корреляции с удовлетворенностью жизнью. Следовательно, при фрустрации данных потребностей дефицит эмоционального комфорта относительно легче возмещается удовлетворением прочих потребностей и, вероятно, активизацией защитных механизмов личности.


Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом. Оно значимо связано с такими характеристиками психологического уровня состояния, как бодрость, раскованность, удовлетворенность самореализацией.


Сравнительный анализ источников дискомфорта


Неприятности обыденной жизни любому человеку в той или иной степени "портят" настроение. Но весьма значимы вопросы, в какой степени они способны его изменить и велико ли их последействие?


Психическое состояние в той или иной мере обусловливается причинами разного масштаба: и мелкими, проходящими, и серьезными, длительными. Согласно нашему пониманию настроения, основное внимание в рассмотрении причин эмоционального дискомфорта следует уделить причинам, имеющим личностный смысл.


Мы провели исследование значимости различных источников дискомфорта, большинство которых можно считать действующими относительно постоянно. Нами была составлена анкета, содержавшая перечень наиболее частых стрессоров. За основу была взята шкала трений (неудачных обстоятельств) Каннера. На наш взгляд, в исходном виде шкала довольно громоздка и не учитывает особенности российского образа жизни. М.Ю.Долина перевела ее на русский язык и сделала первичную апробацию на группе 12 человек. Апробация дала нам материал для выделения наиболее актуальных причин дискомфорта.


Респондентам предлагалось оценить по семибалльной шкале степень беспокойства, доставляемого каждым из перечисленных в перечне факторов. Ответы давали врачи, работники детских дошкольных учреждений, студенты. Всего было опрошено 117 человек (105 женщин и 12 мужчин). Обследование проводилось в 1995 1996 годах. Все респонденты имели высшее или незаконченное высшее образование. Они отвечали также на разработанный Л.В.Куликовым опросник диагностики характеристик психического состояния (опросник "ДС").


При обработке данных были получены средние баллы субъективных оценок значимости причин дискомфорта. В первую по выраженности пятерку причин вошли: финансовая ненадежность (4,29), трудности с возможностью выразить себя (4,00), перегруженность делами (4,00), беспокойство, вызванное внутриличностными конфликтами (3,90), раздумья о смысле жизни (3,87), недостаточность отдыха (3,80). Завершили полный список причин: беспокойство по поводу обстановки в стране (3,19), столкновения с начальством (3,04), неприятные соседи (2,92), проблемы с подчиненными (2,66) и с местом работы из-за своего пола (2,49).


С помощью факторного анализа были выделены пять групп причин эмоционального дискомфорта (в скобках - факторная нагрузка признака):


1) неблагополучие в межличностных отношениях: столкновения с начальством (0,67), физический недуг (0,66), проблемы в общении с сотрудниками (0,63), неудовлетворенность внешним видом (0,56) и др.;

2) нагруженность выполняемыми ролями: перегруженность семейными обязанностями (0,76), нехватка времени для семьи (0,65), перегруженность делами (0,64), проблемы с детьми (0,59);

3) внутренняя дисгармония: беспокойство, вызванное внутриличностными конфликтами (0,72), проблемы с сексуальным партнером (0,48), трудности с возможностью выразить себя (0,47) и др.;

4) социально-бытовые трудности: растущие цены (0,72), недостаточность отдыха (0,69), проблемы с покупками (0,69), проблемы с транспортом (0,37), беспокойство по поводу обстановки в стране (0,32);

5) незащищенность: проблемы с местом работы из-за своего пола (0,73), забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи (0,66), финансовая ненадежность (0,54).


Две из трех причин дискомфорта, вошедших в фактор "незащищенность", занимают верхнее положение в иерархии субъективной значимости - забота о состоянии здоровья кого-либо из членов семьи, финансовая ненадежность. В фактор незащищенности вошли причины дискомфорта, занимающие изолированное положение среди прочих причин. Вероятно, этим и объясняются их слабые связи с другими потребностями и ценностями.


Из пяти факторов только "незащищенность" и "социально-бытовые трудности" содержат в себе непсихологические причины дискомфорта. Большинство признаков вошли в факторы, включающие собственно психологические причины дискомфорта - описывающие те или иные стороны дисгармонии личности и межличностных отношений. Высокая значимость причин неблагополучия в межличностных отношениях объясняется тем, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях.


Результаты корреляционного анализа оценок причин дискомфорта и шкальных оценок методики "ДС" показали, что наиболее сильное неблагоприятное влияние на настроение оказывают физический недуг, столкновения с начальством, растущие цены, неудовлетворенность своей работой. За ними следуют: раскаяние по поводу прошлых решений, беспокойство, вызванное внутриличностными конфликтами, осуждение и дискриминация со стороны других, финансовая ненадежность, чувство одиночества, неприятные соседи. Таким образом, расстройство здоровья оценивается как наиболее значимая причина общего эмоционального дискомфорта личности.


Причины дискомфорта с эмоциональным тоном состояния имеют больше значимых корреляционных связей, чем показателями активации и тонуса. Мы рассматриваем это как доказательство того, что влияние социально-психологического уровня регуляции личности на психические состояния реализуется через настроение.


По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что среди рассмотренных причин дискомфорта наиболее интенсивные эмоции вызывает группа причин "неблагополучие в межличностных отношениях". В этой группе выделяется "раскаяние по поводу прошлых решений", оно ослабляет чувства радости и азарта, усиливает переживания вины и печали. Причины, связанные с работой (столкновения с начальством, неудовлетворенность своей работой, проблемы с подчиненными), также оказывают довольно сильное влияние на выраженность чувств - ослабляют активационные чувства и усиливают оценочные и тензионные чувства. Чаще всего различные причины дискомфорта приводят к усилению чувства вины и чувства тревоги. Связь между этими чувствами и осознанием причин дискомфорта мы рассматриваем как двустороннюю.


Проведенное нами исследование влияния причин дискомфорта на психические состояния дает еще одно доказательство широких возможностей использования субъективных оценок в целях изучения психических состояний, подтверждает надежность получаемых таким путем данных. Мы считаем, что многие факторы, приводящие к дискомфорту, достаточно тонко осознаются личностью. Об этом говорит значительная согласованность субъективных оценок своего настроения (и психического состояния в целом) с осознанием их вероятных причин. Есть сходство и в реакциях разных людей на близкие по содержанию жизненные события и обстоятельства. Заметим, что этот вывод относится к процедуре научного исследования, использующего специальные методы.



Субъективное благополучие (чувство удовлетворенности жизнью) необходимо интерпретировать как обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Оно является важной составной частью доминирующего психического состояния.


Чувство удовлетворенности жизнью связано со всеми тремя совокупностями характеристик психического состояния (эмоциональными, активационными, тонусными).


Полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью общением, ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с возрастом, полом, семейным положением, уровнем образования, социальным положением, качеством жилья.


Беспокойство о здоровье и причины внутренней дисгармонии (трудности самовыражения, заботы о смысле жизни, раскаяние по поводу прошлых решений) вносят наибольший вклад в снижение настроения и формирование устойчивых состояний дискомфорта.


Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В.,

Розанова М.А., Тимошенко Т.Г.