Операции германских парашютно—десантных войск. Немецкие парашютисты в Голландии: удар с неба Немецкие парашюты второй мировой войны

«Если бы я не видел все это собственными глазами, то никогда бы не поверил, что такое вообще возможно осуществить», – указал в своем рапорте офицер британской армии Арчибальд Уэйвели. Рапорт же он подготовил после того, как осенью 1935 года посетил крупные учения Красной Армии, на которых – согласно утвержденному сценарию – была осуществлена просто гигантская по тем временам воздушно-десантная операция: выброшен парашютный десант численностью около 1000 человек, а еще 2500 десантников и тяжелое вооружение были высажены посадочным способом, при помощи планеров.

В РЕЗУЛЬТАТЕ последовавшего за высадкой десанта наступления условный противник был условно уничтожен. Ничего подобного на Западе тогда еще не то что не проводилось, тогда такие операции и проводить-то фактически некому было. Однако по ряду причин большую известность в годы Второй мировой войны получили воздушно-десантные войска нацистской Германии.

Норвегия, Бельгия и Голландия, Крит – эти названия прочно связаны с германскими десантниками, а проводившиеся там операции пристально изучались военными экспертами в академиях многих стран мира и уже неоднократно и подробно описаны в книгах и статьях, по ним сняты документальные и художественные фильмы. Однако есть страницы в этого рода ВС Германии, мало известные широкой публике. Например деятельность подразделения, носившего не только знак летящего орла люфтваффе, но еще и эсэсовские «зиг-руны».

500-й парашютно-десантный батальон СС (500. SS-Fallschirmjgärbatallion; затем переформирован в 600-й пдб СС) – так называлось это подразделение, которое подчинялось не рейхсмаршалу Герману Герингу, как все остальные десантники, а рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру и отличалось поначалу тем, что было сформировано в значительной степени из военнослужащих, осужденных в СС за различные преступления. Нечто вроде «парашютно-десантного штрафбата» с довольно интересной историей.

Нарушить монополию Геринга

У западных военных историков есть своя трактовка того, почему было сформировано данное подразделение. Так, по их мнению, батальон обязан своим рождением сугубо «необузданному стремлению Гиммлера установить контроль над всеми сферами жизни в Тысячелетнем рейхе». В том числе и в сфере военной организации государства. А осенью 1943 года якобы дошла очередь и до вотчины Геринга, а точнее – до воздушно-десантных войск. Рейхсмаршал тогда был в опале у Гитлера – в том числе и за недавний провал операции по организации воздушного моста для снабжения окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Вот рейхсфюрер CC и решил, дескать, «прибрать к рукам небо». И если раньше слова Геринга: «Все, что летает в небе Германии, находится под моим контролем» – были равносильны табу, то теперь «черный Генрих» решился его нарушить.

Есть, впрочем, иная версия того, почему в составе СС был сформирован парашютно-десантный батальон. Ряд историков утверждают, что Гиммлер сделал это по несколько иной причине. Дело в том, что 12 сентября 1943 года была успешно проведена весьма смелая операция «Дуб» (Unternehmen Eiche), целью которой было освобождение посаженного под домашний арест свергнутого переметнувшимися на сторону союзников по антигитлеровской коалиции итальянцами их бывшего «горячо любимого» главу государства Бенито Муссолини. Близкий друг Гитлера, бывший диктатор содержался под охраной итальянских солдат в отеле «Campo Imperatore» в Гран-Сассо, одном из самых знаменитых горнолыжных курортов Италии, расположенном в Апеннинских горах, примерно в 110 км от Рима. Операция, спланированная и осуществленная при активном участии «главного диверсанта Третьего рейха» Отто Скорцени и подразделения специального назначения, отобранного «человеком со шрамом» из военнослужащих СС (к операции привлекались также подразделения германских воздушно-десантных войск, летчики и несколько итальянских офицеров), оказалась весьма успешной – в ходе скоротечного боя сопротивление итальянского гарнизона было сломлено, Муссолини освобожден и с триумфом доставлен к Адольфу Гитлеру. Вот тогда-то, как утверждают ряд зарубежных историков, у Генриха Гиммлера и возникла идея о создании в рамках подчиненной ему организации СС еще и отдельных воздушно-десантных подразделений, а, дескать, момент с опалой Геринга – это просто удачное совпадение и благоприятное стечение обстоятельств, способствовавшее скорейшему воплощению замысла рейхсфюрера СС.

Так это или нет – не тема нашего материала, мы же рассмотрим только историю формирования указанного батальона и вкратце изложим его недолгую «боевую летопись», в которой, впрочем, есть немало интересных эпизодов.

Искупить кровью

Приказ о формировании подчиненного рейхсфюреру СС специального 500-го парашютно-десантного батальона СС поступил прямо из ставки Гитлера. Основным предназначением нового подразделения должно было стать осуществление специальных операций и соответствующих акций. При этом большую часть личного состава батальона должны были составить добровольцы. Остальных же кандидатов надлежало набрать из военнослужащих СС, осужденных за различные преступления и проступки военными трибуналами. Таким осужденным в СС присваивалось условное наименование «Bewahrungs-Soldaten» – это не были некие закоренелые преступники, убийцы или тому подобное, в основном в эту категорию входили «провинившиеся» перед рейхом: те, кто заснул на посту или не сумел выполнить отданного ему приказа, а также другие военнослужащие, совершившие проступки по стечению обстоятельств, а не сознательно пошедшие на преступление. Им, таким образом, предоставлялась возможность «искупить кровью свою вину», отслужив в рядах эсэсовского парашютно-десантного батальона.

Интересно, что тогда в СС существовал 500-й дисциплинарный батальон – SS-Bewührungsbataillon 500 – часть личного состава которого, вероятно, и попала в новое подразделение. С другой стороны, это дало пищу для размышлений тем историкам, которые утверждают, что формирование 500-го батальона СС проводилось в настолько строжайшей тайне, что сама часть была легендирована как 500-й штрафной батальон СС. Однако этой версии все же придерживается незначительное число историков, а большая часть, опираясь на имеющиеся трофейные документы, уверены в том, что 500-й парашютно-десантный батальон СС все же формировался по принципу: 50% – добровольцы, а 50% – «провинившиеся» из штрафных подразделений СС.

Преимуществом при отборе в 500-й батальон СС пользовались те, кто уже проходил парашютно-десантную и иную специальную подготовку. Однако затем всему батальону пришлось совершенствовать парашютно-десантную подготовку на базе воздушно-десантного училища в Кралево (также Кральево), городе в Сербии на реке Ибар. Здесь следует отметить, что первая попытка организации для личного состава ряда подразделений СС курса парашютно-десантной подготовки была предпринята еще задолго до начала войны: в 1937 году группа добровольцев из СС была направлена в центр парашютной подготовки в городе Стендаль, однако курс обучения они так и не завершили (основной причиной указывается гибель одного из добровольцев во время тренировок). Это наводит на мысль о том, что Гиммлер мог еще в то время планировать создание в рамках СС воздушно-десантных войск. После Кралево – а формирование батальона было начато в районе чехословацкого, ныне чешского, города Хлум – последовали 3-я учебная школа воздушно-десантных войск люфтваффе в районе Маданрушка-Баня, недалеко от Сараево, а затем учебный центр и полигон около города Папа, Венгрия, и к началу 1944 года 500-й парашютно-десантный батальон СС был готов к бою. Первым командиром батальона был назначен штурмбанфюрер СС Херберт Гилхофер, проходивший до этого службу в 21-м панцергренадерском полку СС 10-й танковой дивизии СС «Frundsberg».

Прежде чем мы перейдем к боевому пути батальона, представляется интересным кратко рассмотреть его организацию – по состоянию на начало 1944 года, то есть момент окончания учебно-боевой подготовки и боевого слаживания подразделения.

В состав 500-го парашютно-десантного батальона СС входили:
– штаб и штабная рота (взводы связи, МТО, мотоциклетный, хозяйственный, пропаганды и военных корреспондентов, а также взвод укладчиков парашютов);
– три парашютно-десантные роты, в составе каждой из которых находилось по три парашютно-десантных взвода и взвод, хотя точнее сказать, отделение связи (в свою очередь, каждый парашютно-десантный взвод имел в своем составе три «стрелковых» отделения, три отделения пулеметчиков и по одному минометному отделению);
– рота усиления, или, как ее еще называют, «рота тяжелого вооружения», включавшая в себя четыре взвода – пулеметный, минометный, противотанковый – с четырьмя 75-мм безоткатными пушками Leichtgeschätz LG40 (с 1942 года на вооружение воздушно-десантных войск люфтваффе уже поступали 105-мм варианты данной безоткатной пушки, но, как утверждается, у эсэсовского батальона были орудия именно калибра 75 мм), а также взвод огнеметчиков.

Общая численность батальона составляла, по разным данным, от 800 до 1000 человек. Личный состав части носил традиционные для воздушно-десантных войск люфтваффе униформу и снаряжение – за исключением добавления знаков различия и специальных наград СС (хотя на груди комбинезонов у десантников-эсэсовцев красовался традиционный орел люфтваффе). В батальоне использовались стандартные парашюты и вооружение, его тактика действий была типична для парашютно-десантных подразделений германских воздушно-десантных войск того времени. Доподлинно не известно, была ли установлена для десантников СС специальная нарукавная нашивка, но в архивах имеется минимум одно фото, где на форме военнослужащего рассматриваемого батальона такая нашивка присутствует – впрочем, она могла быть и самодельной.

Боевое крещение «орлов Гиммлера»

В бой 500-й батальон бросили вскоре после завершения его боевого слаживания – в начале 1944 года. Однако полученное его командиром задание не было каким-то уж особым и не должно было потребовать от его подчиненных навыков прыжков с парашютом. Напротив, задача выглядела тривиальной для СС – батальону надлежало бороться с партизанами сначала в Югославии, а затем – в Греции и Албании. Так продолжалось несколько месяцев, казалось, что о «специальном назначении» созданного подразделения уже никто и не вспомнит, но не тут-то было…

В апреле 1944 года командиром батальона вместо штурмбанфюрера СС Херберта Гилхофера был назначен гауптштурмфюрер СС Курт Рыбка, прокомандовавший 500-м парашютно-десантным батальоном СС до 26 июня 1944 года. Именно гауптштурмфюреру СС К. Рыбке довелось получить секретное и весьма многообещающее – с точки зрения славы и почестей – задание, более «интересное», чем выполнение обычных охранных и полицейских функций: командир батальона получил приказ десантироваться парашютным и посадочным – с использованием десантных планеров – способами на небольшом горном плато в районе югославского города Дрвар, горная система Динара, где, по данным немецкой разведки, находилась теперь ставка лидера югославского освободительного движения маршала Иосипа Броз Тито.

Согласно разработанному немецким командованием плану, первая группа – парашютный десант – должна была высадиться в первом эшелоне, захватить район и подготовить площадку для приема основной группы, которой надлежало высаживаться уже при помощи десантных планеров, вместе с тяжелым вооружением, боеприпасами и необходимым снаряжением и продовольствием. Главной целью операции был сам маршал Тито – десантникам было необходимо захватить «партизанского полководца», в крайнем случае допускалась его физическая ликвидация. После решения главной задачи операции десантникам надлежало удерживать занятые позиции и отражать атаки югославских партизан до того момента, пока не подойдет боевая группа 373-й пехотной дивизии и не вызволит их из окружения.

Вроде бы понятное и не такое уж и сложное задание. Однако – только на первый взгляд. Ведь что получалось: парашютно-десантному батальону численностью менее тысячи человек предстояло высадиться под самым носом у штаба маршала Тито, в самом центре горного района, занятого огромной партизанской армией, насчитывавшей на тот момент в своих рядах более 10 тысяч бойцов и командиров, да еще и достаточно хорошо вооруженной и оснащенной. Конечно, не вся эта армия была сосредоточена вблизи района операции, но охраняли штаб Тито весьма хорошо. И вот в этих условиях немецким десантникам необходимо было захватить лидера партизанского движения, а затем еще и удерживать непонятно сколько времени занятые позиции – до подхода основных сил 373-й дивизии. Тем более надо учитывать, что шел 1944 год – это уже не 1939–1941 годы, когда германская армия считалась непобедимой и наводила страх на противников. К 1944 году нацистская военная машина уже успела «пообноситься», потерпела ряд серьезных поражений и стала испытывать проблемы в связи с нехваткой хорошо обученного личного состава, вооружения, военной и специальной техники, а также различного снаряжения.
Еще более примечательным был тот факт, что ввиду отсутствия достаточного количества транспортных самолетов и десантных планеров эсэсовцам необходимо было высаживаться – как уже указывалось выше – в два захода, причем с большим интервалом и, как оказалось при дальнейшем более детальном планировании, без тяжелого вооружения и с минимумом боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Первой группе – 314 парашютистам – необходимо было выйти на цель ровно в 7 часов утра, и только к полудню им на помощь должна была подоспеть вторая группа – около 400 человек на десантных планерах DFS 230. Единственным положительным моментом было то, что люфтваффе тогда все еще сохраняли господство в воздухе над Югославией и могли, таким образом, оказать необходимую поддержку десанту.

В таких вот условиях 500-му батальону СС надлежало вступить в сражение с отборными частями югославской партизанской армии маршала Тито. Сказать – утопия, значит – ничего не сказать. Военная авантюра человека, потерявшего надежду и хватающегося за любую соломинку. Впрочем, это мог быть хорошо рассчитанный военным гением план, правда, завершился он отнюдь не триумфально. Хотя это была достаточно уникальная по тем временам операция, и потому ее краткая история была все же удостоена внимания немецкой пропаганды – о рейде было написано в ежедневном новостном выпуске германских вооруженных сил «Wehrmachtbericht» за 6 июня 1944 года.

«Ход конем»

Операция по захвату маршала Иосипа Броз Тито получила кодовое наименование «Unternehmen Rösselsprung», или, в переводе с немецкого, – операция «Ход конем». Действительно, ее успешный исход позволил бы немецкому командованию оттянуть поражение на Балканах – обезглавленная армия югославских партизан вполне могла развалиться, как карточный домик, на отдельные части, которые уже не представляли бы такой серьезной опасности для немецких военных. Понимая всю важность данной операции, командование СС привлекло к ней и специальное подразделение СС – «Sonderverband z. b.V. Friedenthal» – созданный и возглавленный Отто Скорцени «спецназ Гиммлера», который весной 1944 года был преобразован в 502-й егерский батальон СС (SS-Jäger-Bataillon 502). Правда, сам Скорцени, командовавший 502-м батальоном СС, отказался вступить в командование операцией – посетив Загреб, он пришел к выводу, что о ее подготовке уже известно противнику и достичь фактора внезапности будет практически невозможно. Более того, «главный диверсант Третьего рейха» стал активно высказываться вообще против проведения операции. Его, впрочем, не послушали – слишком велик был соблазн одним ударом развалить югославскую партизанскую армию. А зря…

Район, где находился штаб маршала Тито, располагался недалеко от города Дрвар и был покрыт многочисленными пещерами. В одной из них и расположился маршал Тито со своим окружением – штаб был эвакуирован туда в результате очередного, уже седьмого по счету, немецкого контрпартизанского наступления на югославских партизан. До этого штаб находился в районе города Яйце – примерно в 80 км восточнее Дрвара, а всего в течение 1942–1943 годов Тито из-за проводившихся немецких операций был вынужден неоднократно менять место расположения своей ставки. Вот сюда-то – в этот каменный мешок – и бросили 500-й пдб СС. Интересно, что в момент проведения операции «Ход конем» в расположении штаба маршала Тито находились представители союзного командования, в том числе – Рэндольф Черчилль, сын Уинстона Черчилля, а также советская и американская военные миссии.

Для обеспечения положительного исхода операции 15-й горный корпус вермахта, созданный в 1943 году в Хорватии и всю войну дислоцировавшийся там же, получил приказ – занять позиции по периметру района Дрвара, перерезать ключевые коммуникации и выбить партизан с господствующих высот, не давая им, таким образом, возможности перебросить подкрепления или выйти из-под удара. В состав группировки вошли: от вермахта – полковая боевая группа и усиленный разведывательный батальон 373-й (хорватской) пехотной дивизии (пд), прозванной «Тигриная дивизия»; усиленный разведывательный батальон 369-й (хорватской) пд, прозванной «Дьявольская дивизия»; 1-й полк – без 3-го батальона – и взводная боевая группа от дивизии специального назначения «Бранденбург»; 92-й гренадерский полк; 54-й горный разведывательный батальон и 2-й моторизованный штурмовой батальон; от СС – 500-й пдб СС, которому временно придавались боевая группа 1-го парашютно-десантного полка 1-й воздушно-десантной дивизии люфтваффе и зондеркоманда «Завадил» (Zawadil); полковая боевая группа, 13-й добровольческий горный полк СС «Артур Флепс» и 7-й моторизованный добровольческий горный разведывательный батальон из состава 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Евгений»; 105-й разведывательный батальон СС; от люфтваффе – кроме указанных ранее подразделений воздушно-десантных войск Геринг выделил до 100 самолетов различного назначения; от сателлитов Германии – 1-й полк самообороны из состава 2-й егерской бригады самообороны Независимой Хорватии (прогерманское государство на территории хорватской части Югославии), а также боснийские и динарские отряды «четников».

Фиаско

Операция по захвату маршала Тито была назначена на 25 мая 1944 года, таким вот своеобразным образом немецкое командование решило «поздравить» партизанского маршала с днем рождения. Буквально несколькими минутами после 7 утра того дня – после бомбового удара, нанесенного самолетами люфтваффе – на город Дрвар с неба высыпались 314 парашютистов первой группы 500-го батальона СС. Сам командир батальона, гауптштурмфюрер СС Курт Рыбка, высадился в первой волне, в составе группы «красная» – одной из трех групп, на которые был поделен парашютный десант.

Десантники, понесшие достаточно ощутимые потери (еще в воздухе партизаны сумели подстрелить далеко не одного парашютиста) все же довольно быстро захватили город и назначенный для приема второй группы десанта район, которые почти вымерли: как и предполагал Отто Скорцени, партизанское командование узнало о готовящейся операции и сумело заранее организовать эвакуацию и сопротивление, сосредоточив южнее Дрвара дополнительные силы. Тем не менее Курт Рыбка организовал доразведку местности, определил главные цели для последующего штурма и стал ожидать подкрепления.

В назначенное время в район прибыла вторая группа десанта: планеры доставили, по разным данным, от 320 до 400 солдат и офицеров (наиболее вероятно, что из состава 500-го пдб СС было только 320 человек, а остальные принадлежали другим подразделениям – дивизии «Бранденбург» и подразделениям связи и авианаводки люфтваффе), разделенных на шесть отрядов, каждый из которых получил свою конкретную задачу. Самому крупному из отрядов, названному «Пантера» («Panther», 110 человек на шести планерах), надлежало присоединиться к «красной» группе во главе с комбатом и атаковать непосредственно «Цитадель», то есть укрытый в горах штаб маршала Тито, и осуществить захват последнего, либо же его физическую ликвидацию. Они тогда еще не знали, что в районе штаба уже осталась всего одна рота охраны, а сам Тито и его окружение благополучно эвакуировались на поджидавшем их поезде в район города Яйце.

Остальные отряды имели следующие цели: «Greifer» («Захватчики») – захват британской военной миссии, «Sturmer» («Бунтари») – захват советской военной миссии, «Brecher» («Волна» или, технический термин, «Дробилка») - захват американской военной миссии, «Draufgänger» («Сорвиголовы») – группа разведки и «Beisser» (есть несколько вариантов перевода этого слова, в том числе «кусака», «насмешник», «зуб» и – производное от австрийского слова – «смельчак», но что конкретно имеется в виду в данном случае – автору материала неизвестно) – группа радиосвязи.

Пилоты планеров главного ударного отряда посадили аппараты недалеко от пещеры-штаба и практически тут же к ним подошла «красная» группа во главе с гауптштурмфюрером СС Рыбкой (в одном из британских источников указано, что Курт Рыбка к тому времени уже был повышен в звании до штурмбанфюрера СС). Увидев, как близко высадилась группа «Пантера», комбат решил – дело почти сделано, осталось только быстрым броском ворваться в пещеру и захватить партизанского «главаря». Однако через несколько минут все изменилось – для десантников наступил в буквальном смысле ад.

Оставшаяся партизанская рота охраны открыла по севшим планерам шквальный огонь, потери немцев начали стремительно расти. Рыбка дал красную ракету – сигнал остальным группам и отрядам перегруппироваться и атаковать главную цель, пещеру со штабом Тито. Но положение 500-го батальона СС стало весьма незавидным: партизаны, как оказалось, уже подтягивали подкрепления, и если изначально около Дрвара находились только рота охраны и личный состав школы командиров партизанской армии, да еще несколько мелких отрядов, то вскоре в район боя после форсированного марша подошли уже отряды 1-й партизанской бригады и 6-й партизанской дивизии, имевшие богатый опыт боев с нацистскими захватчиками. В результате оборонявшиеся оказались в намного большем количестве, чем нападавшие десантники-эсэсовцы, располагая и более мощным вооружением – вплоть до артиллерии.

Перегруппировавшись, немецкие десантники бросились на штурм вторично. Однако к обеду стало ясно – «ход» не удался: ворвавшись в одну из пещер, немцы сумели захватить… только китель маршала, который впоследствии демонстрировался в Вене, но затем подоспевшее подкрепление партизан выбило десантников из пещеры и отбросило их в сторону города, на более открытую местность. Для комбата Курта Рыбки настала пора всерьез подумать об отступлении. И ближе к вечеру он решил, что пора эвакуировать батальон, пока от него еще хоть что-то осталось. Но только глубокой ночью остатки десанта, отступая под непрерывным огнем противника, смогли сосредоточиться в укрытии – за каменной стеной городского кладбища. Но вот на быструю помощь боевой группы 373-й пд можно было не рассчитывать – она не смогла пробиться в заданный район.

Партизаны всю ночь практически непрерывно вели огонь по остаткам эсэсовского батальона и неоднократно переходили в атаки. Ряды десантников таяли прямо на глазах, но сопротивление 500-й пдб СС не прекращал. И почти на рассвете спасение наконец пришло – в виде боевой группы 13-го добровольческого горного полка СС «Артур Флепс» из состава 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Евгений», сумевшей прорваться сквозь оборону окруживших город Дрвар югославских партизан. Операция закончилась – закончилась полным провалом, если, конечно, не считать «украденный» у маршала Тито в день его рождения китель.

В результате этой операции немецкие части, согласно боевым донесениям, в совокупности потеряли 213 человек убитыми, 881 – ранеными и 51 – пропавшими без вести. Что касается самого 500-го пдб СС, то его потери оказались самыми серьезными – было убито и ранено более 500 человек, в том числе ранение получил командир батальона Курт Рыбка. Немецкому командованию был представлен отчет, в котором утверждалось, что партизаны потеряли 25–26 мая около 6000 человек убитыми, что, конечно, очень и очень сильно преувеличено. В реальности потери югославских партизан составили около 500 человек убитыми и немногим более 1000 – ранеными, причем большей частью – в результате сильного бомбового удара, нанесенного самолетами люфтваффе. Зато командиры партизанских отрядов доложили Тито, что в районе города Дрвар немецкими десантниками и другими частями были убиты более 2000 мирных жителей. Однако сами партизаны сообщали, что к утру 26 мая на кладбище Дрвара оставались в живых, точнее, вели огонь не более 20–25 немецких десантников, что, таким образом, позволяет говорить о практически полном уничтожении 500-го пдб СС – убитых, вероятно, было никак не 213 человек, а не менее чем 600–650 солдат и офицеров.

Переформирование и плен

Выжившие после «Хода конем» десантники-эсэсовцы, а также не принимавшие непосредственного участия в бою военнослужащие батальона общей численностью около 200 человек были сначала направлены в Петровац (населенный пункт в нынешней Черногории, примерно в 17 км от Будвы), затем – в Любляны (столица современной Словении), а в конце июня 1944 года остатки батальона перевели в Готенхафен (нынешний польский город Гдыня), в Западной Пруссии, где им надлежало присоединиться к войсковой группировке, собранной для захвата находившихся под контролем финских войск Аландских островов на Балтике, однако операция была отменена. В июне 1944 года командиром батальона был назначен гауптштурмфюрер СС Зигфрид Милиус, командовавший батальоном до конца войны и повышенный позже в чине до штурмбанфюрера СС.

После отмены операции по захвату Аландских островов 500-й пдб СС был направлен в распоряжение 3-го танкового корпуса СС под Нарву, но 9 июля получил новый приказ – следовать в район Каунаса, где он вместе с 1-м танковым полком танковой дивизии «Великая Германия» вермахта вошел в состав боевой группы Теодора Толсдорфа, получившей приказ обеспечить выход из окруженного Вильнюса немецких войск, а также беженцев. Затем последовали новые задания – десантники сдерживали танковый прорыв советских войск на Вильнюс с юго-востока, принимали участие в боях у местечка Расейняй, северо-западнее Каунаса, и в боях возле реки Мемель (в районе Каунаса), так что в итоге к 20 августа 1944 года в 500-м пдб СС осталось только 90 человек. Но даже и их нельзя было вывести на пополнение и переформирование – настолько напряженной была обстановка на советско-германском фронте, настолько стремительно наступали советские войска. Иногда французские военные историки утверждают, что 500-й пдб СС привлекался в июле 1944 года к выполнению карательных акций против французского Сопротивления в районе французских Альп, однако это, как утверждают большинство американских, британских и немецких историков, – совершенная выдумка, поскольку личный состав батальона никогда не принимал участия в такого рода операциях. А вот немецкие войска в районе укрепленного французскими партизанами района на плато Веркор операцию такую действительно проводили – но там принимало участие специальное подразделение из состава второй эскадрильи совершенно секретной 200-й эскадры (II./Kampfgeschwader 200). В составе этой эскадрильи числился отряд спецназа, который и принимал участие в акции против французского Сопротивления.

Зато десантники-эсэсовцы участвовали в другой интересной операции: 15 октября 1944 года часть личного состава еще не переформированного 500-го пдб СС вошла в группу под командованием Отто Скорцени, которая принимала участие в операции «Панцерфауст», в результате которой венгерский регент адмирал М. Хорти был смещен и Венгрия, таким образом, осталась союзником Третьего рейха до конца Второй мировой войны.
Наконец в конце октября 1944 года батальон все же вывели в тыл – в городок Цихенау в Восточной Пруссии, а затем – направили его остатки в Дойч-Ваграм, в Австрии, после чего на его базе было сформировано новое подразделение – 600-й пдб СС. Формирование нового батальона было окончательно завершено в городе Нойштрелиц, причем командование на этот раз приняло решение отказаться от направления в батальон штрафников и сформировало часть полностью на добровольной основе. 9 ноября 1944 года в составе СС появилась новая часть с номером «600». Бывшим же штрафникам, искупившим кровью свои проступки и зачисленным в 600-й пдб СС, были возвращены их звания и разрешено отныне вновь носить «зиг-руны» на петлицах. Численность батальона составила вновь около 1000 человек, его состав, вероятно, был таким же, как и у предшественника.

Оставшиеся полгода «черным» десантникам пришлось повоевать на разных участках фронта, иногда решая специальные задачи, но большей частью ими просто затыкали дыры – батальон стал, как часто говорят, «пожарной командой». Одним из наиболее известных и интересных боевых эпизодов 600-го пдб СС стало его участие в немецком контрнаступлении в Арденнах – десантники-эсэсовцы двух рот батальона входили в состав так называемой 150-й танковой бригады, специальной диверсионной части численностью около 3000 человек, сформированной Отто Скорцени. Военнослужащие этой бригады были одеты в американскую армейскую униформу и имели задачу, изображая «отступающую часть союзных войск», сеять панику и разрушения в тылу противника, нарушать линии связи и управления, а также совершать другие диверсионные акции.

После того как провалилась и эта наступательная операция германских вооруженных сил, 600-й пдб СС был переброшен на Восточный фронт, где разворачивалось зимнее наступление советских войск. Батальон входил в состав оперативной группы, сформированной для обороны подступов к важному мосту у города Шведт, к северо-востоку от Берлина, на западном берегу реки Одер. Десантники заняли позиции на противоположном, восточном, берегу Одера, и только 1 апреля 1945 года остатки батальона были выведены в тыл на отдых и для приема пополнения, в роли которого выступили добровольцы из учебных школ СС и выздоравливающие военнослужащие. Хотя еще до того, как батальон был полностью восстановлен, его вновь бросили навстречу советским войскам – десантники участвовали в контратаке на Бернау, совсем недалеко от Берлина, а после того как часть приняла пополнение и была восстановлена в численности почти до первоначального уровня, она приняла участие в обороне города Нойруппин, к северо-западу от Берлина, обеспечивая отход своих войск. Здесь-то 600-й пдб СС едва в третий раз не прекратил свое существование – в результате сильной атаки он был практически раздавлен советскими танками, в живых осталось не более 10% от первоначального состава части.

Уже в самом конце войны часть военнослужащих батальона привлекалась к подготовке личного состава диверсионных отрядов в рамках проекта «Цеппелин», часть воевала и погибла в Берлине, а часть – во главе с последним командиром батальона штурмбанфюрером СС Зигфридом Милиусом – оказалась в районе города Хагенау, на западе Германии, где благополучно сдалась в плен американским войскам, а сам З. Милиус впоследствии переехал жить в США и достаточно неплохо там устроился, поддерживая «наставнические» связи с группой американцев, создавших военно-исторический, униформистский клуб «500/600-й парашютно-десантный батальон СС».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В апреле-мае 1940 года немецкие парашютисты высадились на аэродромах Норвегии , захватили бельгийский форт Эбен-Эмаэль и мосты через канал Альберта. Всё это были тактические победы, хотя и обеспечившие успех вермахта на оперативном уровне. Но при подготовке майской кампании 1940 года немецкое командование разработало и более масштабную воздушно-десантную операцию. Ее целью стало обеспечение максимально быстрого захвата Голландии – страны с богатыми военными традициями, сильными укреплениями, современным вооружением и 240-тысячной армией.

Десантники впереди танков

Голландия не имела столь мощных укреплений, как бельгийские, но ее сердце было защищено сетью рек и каналов, а также заливом Зейдер-Зее. Голландская армия не планировала оборонять всю страну, рассчитывая укрыться за этими преградами – по традиции голландцы полагались более на воду, чем на сушу.

Чтобы добраться до Гааги (одной из главных целей наступления), соединениям правофланговой 18-й немецкой армии группы армий «Б» требовалось преодолеть нижнее течение Мааса, Ваала и Рейна. Для захвата мостов в Мурдейке (через Маас), Дордрехте (через Ваал) и Роттердаме (через Нижний Рейн) немецкое командование решило задействовать силы 22-й воздушно-десантной дивизии (22. Infanterie-Division (Luftlande)). Наконец, запланированная высадка воздушного десанта в самой Гааге давала шанс захватить военное руководство и правительство Голландии, обезглавив вражескую армию и заставив голландцев прекратить борьбу.

Общая схема немецкого наступления в Голландии
Источник – waroverholland.nl

В Мурдейке, Дордрехте и Роттердаме парашютисты должны были удерживать мосты до подхода с юга 9-й танковой дивизии, двигавшейся между Эйндховеном и Бокстелем. В случае успеха десантников для немецкой армии открывалась свободная дорога на Гаагу. Для операции предназначалась вся 22-я воздушно-десантная дивизии (16-й, 47-й и 65-й пехотные полки) общей численностью до 9500 человек. Кроме того, здесь должна была действовать основная часть 7-й авиационной дивизии – 1-й и 2-й парашютные полки (около 3000 человек). Десантникам предписывалось высадиться в ключевых пунктах вдоль шоссе от Мурдейка до Гааги, а также на аэродромах вокруг самого города.

Парашютами оснащались лишь 47-й и 65-й полки, которые должны были выбрасываться первыми для захвата взлетных полос, мостов и ключевых пунктов вражеской обороны. Подкрепление к ним доставлялось посадочным способом – на транспортных самолетах, которые предполагалось сажать на захваченные аэродромы или подходящие участки местности. Основной транспортной машиной являлся тихоходный Ju.52 – для операции выделялось лишь 430 таких самолетов, за один раз они могли взять порядка 5500 человек. Таким образом, переброска посадочного десанта требовала не менее трех рейсов. Кроме того, в боях против голландцев было задействовано свыше тысячи бомбардировщиков и истребителей – в том числе, двухмоторные Me.110, способные долго находиться в воздухе и оказывать поддержку десанту, атакуя наземные цели. В отличие от высадки в районах Эбен-Эмаэля и канала Альберта, использовать десантные планеры не предполагалось.

Высадка в Мурдейке

С мостами в деревне Мурдейк у немцев проблем не возникло – утром 10 мая они были захвачены 2-м батальоном 1-го парашютного полка под командованием капитана Прагера (численность – около 600 человек). К этому моменту Прагер уже был смертельно болен – у него диагностировали рак прямой кишки, и он буквально сбежал из госпиталя, когда узнал, что жить осталось недолго. 19 июня 1940 года Прагер был произведен в майоры, а 3 декабря умер.

Майор Прагер с Железным крестом
Источник – Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors

В 5:40 по берлинскому времени парашютисты Прагера высадились на оба берега реки Голландше Дип (так именовалось устье Мааса), имевшей здесь около километра в ширину. Чтобы избежать разброса при посадке, десантники прыгали с очень малой высоты (около 200 м). Почти без боя они захватили оба параллельных моста – старый железнодорожный и шоссейный, построенный в 1936 году.

Мосты оборонял голландский пехотный батальон численностью около 350 человек при двух 57-мм пехотных пушках и двенадцати станковых пулеметах. В случае нападения немцев его должен был сменить 6-й пограничный батальон (750 человек), поэтому пехотинцы оказались не готовы к обороне и под немецкой бомбардировкой даже не успели занять окопы с южной стороны моста.

Мосты в Мурдейке. Немецкая аэрофотосъемка, север – внизу. С обоих концов моста видны купола спускающихся парашютов
Источник – waroverholland.nl

Впрочем, оборонять мост голландцы и не собирались – при наступлении противника его предполагалось взорвать, поэтому бетонные укрепления находились лишь на северной стороне реки и держали ее под обстрелом. В Мурдейке находилась трехорудийная 75-мм батарея – правда, одно из орудий оказалось неисправным. Для предотвращения преждевременного взрыва запалы из зарядов были вынуты, поэтому мосты достались немцам неповрежденными. В боях за мосты и деревню голландцы потеряли 38 человек убитыми, у немцев погибли 24 парашютиста, еще около 50 были ранены. Из полутысячи голландских солдат, оборонявших район Мурдейка, 350 оказались в плену.

Дот у моста в Мурдейке, вооруженный 47-мм противотанковой пушкой и пулеметом. Он сопротивлялся целых шесть часов
Источник – waroverholland.nl

Около 17:00 захваченные немцами мосты пытались бомбить три легких голландских бомбардировщика «Фоккер» T.V (про другим данным – C.V) под прикрытием шести истребителей «Фоккер» D.XXI. Попытка потерпела неудачу – голландские самолеты были отогнаны истребителями «Мессершмитт» Bf.110 из 1-й группы 1-й эскадры тяжелых истребителей. В ходе кратковременного боя один бомбардировщик был подбит и пошел на вынужденную посадку, оба летчика спаслись.

Следующим стал налет четырех легких бомбардировщиков «Фоккер» C.X, под прикрытием которого перешел в атаку наконец-то подошедший сюда с юга 6-й пограничный батальон. Пограничникам удалось приблизиться на 500 м к мосту, но затем они были отброшены назад (при этом немцы потеряли убитым одного унтер-офицера). Наконец, в 18:30 по мосту открыли огонь береговые батареи, размещенные у Хуксваарда, в 8 км к западу – одна 125-мм и три 75-мм. Из-за плохой корректировки стрельбы нанести мосту существенные повреждения не удалось, зато от снарядов погибло несколько мирных жителей. В итоге голландцы прекратили стрельбу, решив подготовить атаку на следующее утро…


Мост в Мурдейке, вид с немецких позиций 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl

Дордрехт: гибель 3-й роты

Одновременно с высадкой в Мурдейке на шоссе между Мурдейком и Дордрехтом были выброшены основные силы 1-го батальона 1-го парашютно-десантного полка под командованием гауптмана Эриха Вальтера – 2-я и 4-я роты, медицинская рота, взвод связи и штаб полка. Здесь же находился командир полка полковник Бруно Бройер. Задачей этой группы было перехватить шоссе на Дордрехт и организовать командный пункт дивизии для координации действий всех высаженных сил. 1-я рота 1-го батальона в это время находилась в Норвегии, поэтому южнее Дордрехта высаживались всего 400 его бойцов (еще 200 человек составляли полковые и дивизионные подразделения).

Район между Мурдейком и Дордрехтом и места высадки парашютистов вдоль шоссе
Источник – waroverholland.nl

Высадка на шоссе в целом прошла успешно, хотя парашютисты оказались разбросаны на большой территории, и им потребовалось много времени, чтобы собраться. А вот в самом Дордрехте, где выбрасывалась 3-я рота 1-го батальона, у немцев начались неудачи. По данным разведки, гарнизон города составлял около 500 человек, но в действительности он оказался втрое большим. Здесь размещался 1-й батальон голландского 28-го пехотного полка, усиленный еще двумя ротами, а также некоторое количество других подразделений, принадлежавших к различным военным структурам. Из артиллерии у голландцев имелись лишь две 47-мм противотанковые пушки. Комендантом гарнизона был подполковник Йозеф Муссерт, приходившийся старшим братом лидеру голландских нацистов Антону Муссерту, поэтому многие офицеры не доверяли своему командиру.


Мосты через Ауде-Маас (Старый Маас) между Дордрехтом и Звейндрехтом
Источник – waroverholland.nl

Сектор Дордрехта подчинялся командующему «Крепостью Голландия» генералу Яну ван Анделю – это создавало проблемы во взаимодействии с соседними секторами, имевшими другое подчинение. Дело в том, что территория к югу от Дордрехта входила в сектор Кил, ему же подчинялась и вся расположенная на ней артиллерия: три батареи 125-мм орудий из 14-го артполка и две батареи новых 75-мм полевых орудий из 17-го артполка (последние были размещены совсем рядом с мостами).

Непосредственно мосты прикрывались четырьмя дотами – двумя артиллерийскими (с пулеметом и 50-мм противотанковой пушкой каждый) и двумя пулеметными; охрана мостов насчитывала 275 человек.


Мосты в Дордрехте, немецкая аэофотосьемка
Источник – waroverholland.nl

3-я рота должна была приземлиться на оба берега реки Ауде-Маас. Ее 3-й взвод (36 человек), выброшенный на северной стороне реки, сумел подавить сопротивление охраны на своем берегу, занять оба моста и прикрывавшую их позицию зенитных пулеметов. Однако основная часть 3-й роты приземлилась слишком далеко от цели, а главное – рядом с казармами голландцев в полутора километрах восточнее мостов. Здесь разгорелся тяжелый бой, голландцы подтянули свежие силы. В итоге 3-я рота была разгромлена, ее командир погиб. Немцы потеряли 14 человек убитыми, 25 парашютистов пропали без вести, еще около 80 попали в плен. Лишь десяти десантникам удалось пробиться на север и присоединиться к 3-му взводу, продолжавшему отчаянно драться на мостах.

Успехи графа фон Блюхера

Тем временем основная часть 1-го батальона, наконец, собралась воедино. Потери при высадке оказались небольшими – пропал лишь минометный взвод 4-й роты (позже оказалось, что он по ошибке был выброшен в районе Эйпенбурга). Более того, рассеивание парашютистов по большой территории обернулась неожиданным и анекдотичным успехом. Часть десантников к своему огромному удивлению приземлилась на позициях голландской артиллерии у деревни Твееде Тол. Пушки никем не охранялись – артиллеристы мирно спали в своих казармах. До 10 часов утра голландцы безуспешно пытались отбить свои пушки, понеся при этом серьезные потери. Часть 75-мм орудий немцы сумели использовать в последующих боях.


План Дордрехта
Источник – waroverholland.nl

К 10 часам утра полковник Бройер собрал свои силы на шоссе и начал наступление на Дордрехт. Обнаружив, что основные голландские силы сосредоточились в парке возле поместья Амстелвийк (у шоссе южнее города), Бройер выслал вперед небольшую группу под командованием лейтенанта графа Вольфганга фон Блюхера. Группа Блюхера обошла поместье с тыла и неожиданно атаковала его, стреляя и бросая гранаты. Среди голландцев возникла паника – воспользовавшись ей, немцы атаковали поместье с юга вдоль шоссе. Деморализованный голландский гарнизон был разбит, потеряв 25 бойцов убитыми (еще 75 человек, включая командира батальона, попали в плен). Немцы потеряли 5 человек убитыми и захватили несколько бункеров, прикрывавших подходы к Дордрехту с юга.

Следующий укрепленный пункт голландцев, находившийся в школе возле шоссе, сдался после обстрела из минометов – в плен попало около сотни голландских саперов, немцы потеряли убитыми четырех человек. Около полудня десантники, наконец, вышли к мосту, отчаянно обороняемому остатками 3-й роты.


Схема боев в Дордрехте 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl

Теперь мосты в Мурдейке и Дордрехте прочно удерживались немцами, однако связь между ними отсутствовала – во второй половине дня сильный голландский отряд из сектора Кил (две роты 2-го батальона 28-го пехотного полка и рота из 1-го батальона 34-го полка, усиленные пулеметами) переправился с соседнего острова и занял оставленный немцами Амстелвийк. Теперь основные силы десантников сосредоточились в трех точках – мостах в Мурдейке, мостах в Дордрехте и деревне Твееде Тол между ними. Теперь главной задачей немцев стало удержание занятых позиций под атаками многократно превосходящего противника.

В ночь с 10 на 11 мая командир воздушно-десантного корпуса генерал-лейтенант Курт Штудент распорядился перенаправить к Дордрехту часть резервов, предназначенных для выброски в районе Роттердама. В частности, здесь должны были высаживаться одна из рот 16-го пехотного полка, взвод противотанковых орудий, батарея 75-мм гаубиц и половина саперной роты.

Высадка у Роттердама

Высадка в районе Роттердама оказалась не столь успешной. Первой здесь должна была приземляться группа обер-лейтенанта Германа-Альберта Шрадера – 120 человек из 11-й и 12-й рот 16-го пехотного полка и 22-го саперного батальона, переброшенные на двенадцати гидросамолетах He.59. Их задачей было занять четыре моста через Ньиве-Маас, соединявших южную и северную части города, а также находящийся посреди реки остров Ноордэрейланд.

Почти одновременно 3-й батальон 1-го парашютного полка (9-я, 11-я и 12-я роты) под командованием майора Шульца и 2-й батальон 2-го парашютного полка (без 6-й роты) выбрасывались на аэродром Ваалхавен. 650 человек первой волны должны были занять аэродром и в течение 45 минут подготовить его к приему самолетов со второй волной десанта. Вторая волна высаживалась в 5:30 по берлинскому времени, в нее входили основной состав 16-го полка, часть 2-го батальона 2-го парашютного полка, два батальона 72-го пехотного полка 46-й дивизии, а также дивизионные части 22-й дивизии, включая две роты противотанковых орудий, батарею из шести легких зениток и три батареи 75-мм горных орудий. Кроме того, один взвод 11-й роты выбрасывался в районе стадиона и должен был направиться на помощь десантникам, занявшим мосты. Воздушное прикрытие высадки и последующее патрулирование над аэродромом осуществляли тяжелые истребители «Месершмитт» Bf.110 оперативной группы генерал-майора Рихарда Путциера из состава 2-го воздушного флота.

Перед высадкой аэродром с бреющего полета атаковали бомбардировщики He.111, ведомые самим командиром бомбардировочной эскадры KG 4 полковником Мартином Фибигом. Их задачей было подавить огневое сопротивление, но при этом сохранить в целости взлетную полосу и аэродромные сооружения, поэтому атака велась легкими 50-кг бомбами. Большой аэродром Ваалхавен до войны использовался, в основном, как гражданский, поэтому его противовоздушная оборона была относительно слабой – 12 тяжелых зенитных пулеметов, два 20-мм автомата и семь 75-мм зенитных орудий, боеприпасы которых позволяли вести огонь на дистанции не менее 1000 м. Зато на аэродроме находилась эскадрилья тяжелых истребителей «Фоккер» G.1 (аналогов немецкого Bf.110).

Высадившись с гидросамолетов, десантники захватили мосты, однако занять плацдарм на северном берегу им так и не удалось. Правда, и голландцы не сумели сбить врага с позиций, несмотря на артподдержку канонерской лодки Z-5 и миноносца TM-51.

Бой за Ваалхавен

Немецкие самолеты атаковали аэродром Ваалхавен около 4 часов утра. Первыми же бомбами были выведены из строя три «Фоккера» G.1, еще один оказался неисправен, но восемь машин все же смогли взлететь. Они нанесли немцам огромный урон, сбив как минимум восемь бомбардировщиков, три истребителя и два транспортных «Юнкерса». Голландцы потеряли в этом бою всего два самолета – один был сбит и упал в реку, другой получил повреждения и совершил вынужденную посадку в поле. Однако в ходе боя голландские истребители израсходовали все топливо, были вынуждены садиться где попало и в итоге потерпели крушение или попали в руки немцев. Уцелел лишь один истребитель, который дотянул до аэродрома Де Коой в Ден-Хелдере на севере Голландии.


Мост Виллемсбург в центре Роттердама, захваченный немецкими десантниками утром 10 мая 1940 года
Источник – waroverholland.nl

Высадка парашютистов началась около 4:45. Аэродром оборонял 3-й голландский егерский батальон – 750 человек при двенадцати тяжелых пулеметах и двух танкетках «Карден-Ллойд». Он также оказал сильное сопротивление немецким парашютистам, нанеся им серьезные потери. Положение спасли прикрывавшие высадку тяжелые истребители Bf.110 – они проштурмовали позиции зенитной артиллерии и заставили ее прекратить огонь. После этого десантники совершили отчаянный бросок и заняли позиции голландских зенитчиков. Решающим стал захват в плен голландского майора, командира авиабазы – под дулами немецких пистолетов он отдал своим солдатам приказ сдаваться, и большинство подразделений его исполнили. Часть голландцев отошла к Роттердаму.

Пусть и не без трудностей, но аэродром в итоге был занят. Тотчас же здесь начали садиться транспортные машины с бойцами 3-го батальона 16-го воздушно-десантного полка. 11 мая около 9 часов утра для осуществления непосредственного руководства войсками на Ваалхавен прибыл генерал-лейтенант Штудент. Ближе к вечеру сюда была переброшена по воздуху 7-я артиллерийская батарея 22-й дивизии, всего за день на аэродром посадочным способом было доставлено около тысячи человек.

Прибывшие подкрепления Штудент сразу же отправил к мостам через Рейн – два из них уже контролировали немецкие десантники, еще два находились под их обстрелом. Однако продвинуться дальше на север немцам не удалось – более того, части голландской морской пехоты выбили десантников из нескольких высотных домов на северном берегу реки.

Тем временем противник перешел в контратаку. Голландская артиллерия начала обстрел Ваалхавена, с моря ее поддержала канонерка «Мориц ван Нассау», а направленные сюда свежие пехотные подразделения попытались выбить немецких парашютистов с аэродрома. Более того, уже через полтора часа после начала немецкой высадки аэродром пытались бомбить пять бипланов «Фоккер» C.X. Два из них были повреждены истребителями Bf.110 и совершили вынужденную посадку, однако сброшенные бомбы легли на группу немецких транспортных самолетов и повредили несколько из них. Около полудня налет повторился – теперь аэродром атаковали три двухмоторных «Фоккера» T.V из 1-й эскадрильи 1-го голландского авиаполка. Уже отбомбившись, они были перехвачены «Мессершмиттами» Bf.109 , которые сбили две машины из трех.


Немецкие десантники из 3-го батальона 1-го парашютного полка в Ваалхавене, 10 мая 1940 года
Источник – I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945

Во второй половине дня против Ваалхавена были направлены английские самолеты – разрешение на их использование было дано британским Военным кабинетом после отчаянных просьб голландского правительства. Первыми аэродром атаковали шесть тяжелых истребителей «Бленхейм» IVF из 600-й эскадрильи, однако они не добились никаких результатов (при этом было потеряно пять машин). Командир единственного вернувшегося «Бленхейма» сержант Митчелл доложил, что аэродром прикрывают двенадцать двухмоторных «Мессершмиттов». Несколько позже Ваалхавен атаковали восемь «Бленхеймов» бомбардировочной модификации из 15-й эскадрильи: они уничтожили на земле восемь транспортных самолетов и потерь не понесли – из-за нехватки горючего немецким истребителям пришлось вернуться на свою базу.

Уже в ночь с 10 на 11 мая Ваалхавен бомбили 36 бомбардировщиков «Веллингтон» из британского Бомбардировочного командования. Они обрушили на аэродром 58 т бомб: часть из них упала на аэродром, вызвав там пожары, другая обрушилась на жилые районы за его пределами (погибло как минимум двое голландских солдат и неопределенное число мирных жителей). Прочие результаты этого налета неизвестны, однако очевидно, что ночью, действуя по точечным целям, вряд ли можно было добиться больших успехов. За весь день 10 мая немцы потеряли до тридцати самолетов (из них четырнадцать Ju.52 на аэродроме), погибло 20 десантников и примерно столько же летчиков. Потери голландской авиации составили 11 тяжелых истребителей, 2 средних и 2 легких бомбардировщика; погибло 58 солдат, еще около 600 попало в плен. Англичане потеряли шесть двухмоторных «Бленхеймов».

К исходу первого дня операции немецкие десантники удерживали позиции в левобережной части Роттердама и мосты через Ньиве-Маас, однако их положение оставалось крайне ненадежным. Голландские войска в городе и его окрестностях насчитывали в общей сложности до 7000 человек и готовились к контратаке…

Литература:

  1. Д. М. Проэктор. Война в Европе, 1939–1941 гг. М.: Воениздат, 1963
  2. А. Гове. Внимание – парашютисты! М.: Издательство иностранной литературы, 1957
  3. Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939–1945 гг. М.: Воениздат, 1963
  4. Б. Кверри, М. Чаппел. Германские парашютисты, 1939–1945. М.: АСТ, Астрель, 2003
  5. А. Степанов. Пиррова победа Люфтваффе на Западе // История Авиации, 2000, №3
  6. Ю. Пахмурин. MLD идет на войну. Морская авиация Голландии на защите метрополии // Морская война. Люди, корабли, события, 2008, №2
  7. Simon Dunstan. Fort Eben Emael. The key to Hitler’s victory in the West. Osprey Publishing, 2005 (Fortress 030)
  8. Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari. Praha: Svojtla & Co, 2003
  9. I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
  10. Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000

Воздушно-десантные войска Вермахта более других военных структур гитлеровской Германии овеяны мифами. О воздушных десантах на Восточном фронте упоминается и в художественных книгах, и в научно-популярных. В фильмах о Великой Отечественной войне не раз показаны массированные немецкие парашютные десанты.

И хотя в нынешнее время достаточно источников, чтобы узнать о реальной деятельности парашютистов Вермахта, мифы о целой воздушно-десантной армаде в немецкой армии до сих пор распространены среди широкой аудитории.

Крупная воздушно-десантная операция во Второй Мировой войне Германией была проведена лишь однажды. В 1941 году на Крите. До этого было ещё несколько операций в Норвегии, Бельгии, Греции. Согласно ранним советским источникам, на Крите высаживалось три дивизии парашютным способом и две дивизии посадочным. Но на самом деле вся операция проводилась силами одной-единственной немецкой 7-й авиационной дивизии. В дивизии было три парашютных полка, и советские историки, возможно, просто спутали полки с дивизиями. Тем более, что планировался ещё и посадочный десант на Крит силами 5-й горнопехотной дивизии, в которой как раз и было два полка.

Воздушно-десантные войска Вермахта состояли из одной дивизии, для десантирования парашютным способом - это была 7-я авиационная, и одной дивизии для десантирования посадочным способом - 22-й воздушно-десантной. 22-я дивизия отличалась от обычных пехотных соединений тем, что личной состав был обучен быстро покидать транспортные самолеты после посадки. И когда 22-я дивизия не смогла принять участие в высадке на Крите, её легко заменили другой, оказавшейся поблизости.

Специально для Критской операции был сформирован штурмовой десантный полк, личный состав которого должен был высаживаться с планеров. После Крита полк воевал как обычная пехота. Для планируемого захвата острова Мальта в 1942 году, сформировали 1-ю парашютную бригаду, но воевать ей пришлось в Северной Африке в качестве обычной пехотной.

На советско-германском фронте воздушные десанты не применялись никогда. 7-я авиационная дивизия действительно была отправлена на Восточный фронт после того как восстановилась от потерь на Крите, но воевала тоже как обычная пехота.

История немецких парашютных войск этим не исчерпывается. С 1943 года было сформировано одиннадцать парашютных дивизий, воевавших на всех фронтах.

Но особенностью всех этих частей, соединений и даже объединений было то, что десантировать их никто и не планировал. Их появление было связано с наличием в составе немецких военно-воздушных сил большого количества неиспользуемого персонала, из-за огромных потерь в самолетах. А на фронте нужна была пехота, которой не хватало. Разумно было бы передать освободившихся людей в сухопутные войска, но командующий Люфтваффе Геринг захотел иметь свою сухопутную армию.

Сначала из аэродромных техников, связистов, охранников, зенитчиков были сформированы авиаполевые дивизии, которые оказались совершенно небоеспособными. Но негативный опыт с авиполевыми дивизиями не отменил идею Геринга, и началось формирование новых соединений, которые назвали парашютными, точнее парашютно-егерскими. Название это говорило не о возможности десантирования, а о том, что они организационно входят в состав Люфтваффе. Пехотой не ограничились, и были сформированы даже парашютно-танковая и парашютно-моторизованная дивизии.

Первые дивизии формировались на базе уже существовавших: 7-й дивизии,1-й парашютной бригады, штурмового полка и других отдельных частей, и могли считаться элитными соединениями. На фронте эти дивизии проявили себя хорошо, что было оценено и противником. Остальные соединения формировались уже из самого разного контингента и по своему уровню к элите не относились.

В 1944 году была сформирована парашютная армия, воевавшая на Западном фронте. Но, в отличие от англо-американской 1-й воздушно-десантной армии, которая проводила операции по высадке стратегических воздушных десантов, немецкая Fallschirm-Armee сражалась только на земле. И входили в состав этой армии самые разные соединения и части, как парашютных, так и обычных полевых войск.

Во Второй Мировой войне Вермахт формально создал парашютные войска, по своей численности уступавшие только советским. Но никакого отношения к настоящим воздушно-десантным войскам они не имели. Не было в них ни специальной техники и вооружения, не было военно-транспортной авиации, и не было даже парашютов.


Воздуш­ные силы на то время, были неотъемлемой частью армии. Приход к власти нацистов, и дальнейшие милитаристские планы. потребовали перестройку войск. Для обеспечения большей эффективности, столь динамически развивающихся, выделили в отдельный род войск. На разных этапах развития в них входили

  • семь воздушных флотов
  • противовоздушная оборона (радарные, прожекторные и зенитные батареи), самая многочисленная часть ВВС более миллиона человек
  • воздушно-десантные части Fliegerdivision
  • авиа полевые дивизии Luftwaffen Feld Division (на их долю пришлись самые большие потери, некоторые формирования были уничтожены полностью)

Считается, что Германия была изобретателем па­рашютно десантных и планерных под­разделений в . На самом деле это не так. Еще в 1931 году СССР стал обладателем воздушно-десантных войск.
Взяв за основу подразделение (Fallschirmjager) парашютно-стрелковый батальон, по своей инициативе сформировал из него в 1936 г., 7-ую авиадесантную диви­зию (Fliegerdivision). По своей организации и предназначению бывшей первой в мире структуре ВДВ.

Наземные силы люфтваффе Германии десантники

Почти все серьезные участники Второй мировой войны, так же имели в составе вооруженных сил, свои авиадесантные час­ти.
Германия, в отличие от других участников Второй мировой войны, авиадесантные час­ти подчинялись командованию ВВС. У других же стран участников войны, парашютно-десантные части находились в подчинении сухопутных войск. Что в последствии так же произошло и в Германии. Авиа-полевые дивизии, не путаем с их с парашютистами, набирались из числа добровольцев несущих службу в люфтваффе. После разгрома под Сталинградом, их переподчинили все таки вермахту.

Парашютисты отлично себя зарекомендовали при вторжении в Норвегию в 1940 г., Бельгию и Голлан­дию. Самая знаменитая и удачно проведенная операция, против крепости Эбен­-Эмаэль. Была захвачена ранним утром, планеристами (десант осуществлен с планеров) практически без сопротивления со стороны бельгийской армии.
Обратите внимание на отличие, вторым награждались десантники "СС" и подразделение "Бранденбург 800".

Знак парашютист люфтваффе слева, справа квалификационный знак парашютист Вермахта

На гребне успеха применения парашютистов в 1940-1941 гг. со­юзники Германии, взяв за образец наземные войска люфтваффе их элитную составляющую десантников. Создали свои собственные воздушно десантные подразделения.
Немецкие десантники парашютисты носили ботинки на высокой резиновой по­дошве и специальный комбинезон на молниях. В 1942г. произошла смена стрелкового вооружения па­рашютно десантных войск. Основным личным оружием стала мощная автоматическая штурмовая вин­товка FG-42.

Хорошо вооруженный отряд парашютистов

Первоначально десантные операции име­ли небольшой масшта­б. По мере наращивания численности, впервые в мировой практи­ке, в бое­вых условиях массовое десантирование произвели при захвате Крита в мае 1941 г. С этого дня был поставлен крест, на массовых десантах. Десантная операция завершилась потерей 4000 парашютистов и более 2000 ранеными. Так же во время десантной операции было потеряно 220 самолетов.
Гитлер с прямотой заявил, «день парашю­тистов прошел». Некогда бывшими элитными войсками, они начали использоваться в качестве легкой пехоты. Поэтому и не было десантов в операциях за Мальту и Кипр.

элитное наземное подраз­деление люфтваффе предположительно Италия

Другое элитное наземное подраз­деление люфтваффе - танковая ди­визия «Герман Геринг».
В 1933 году создана как полицейская часть. По ходатайству Герма­на Геринга ее передают в 1935 г в люфтваффе. Постепенно укрупняясь, к началу военной компании на Вос­точном фронте имеет штат бригады.
После разгрома в Тунисе в 1943 г. бригаду преобразовали в танковую дивизию "Герман Ге­ринг". Переведенная в Польшу в 1944 г., она выросла в октябре этого года до танкового корпуса.

Десантники люфтваффе расчет Мг 34 начало войны

Дивизия "Герман Геринг" и воздушно-десантные части Fliegerdivision, составляли элиту люфтваффе.
По задумке Геринга, когда он решил создать свою армию, на подобии "СС". Набрав из добровольцев несущих службу в других структурах люфтваффе, сформировали авиа полевые дивизии.

12 авиа полевая дивизия Россия 1943 год

Получили полный антипод элите. Плохо вооруженные, слабо организованные имевшие слабых командиров. И неудачно введенных по времени, на арену боевых действий. Попали под удар наших армий, образующих котел вокруг Сталинграда. Где практически все и были разгромлены, некоторые в течении нескольких дней. Другие соединения авиа полевых дивизий испытали мощный прессинг наших армий пытавшихся срезать Ржевский выступ, так же полностью утратили боеспособность. Как результат, самые большие потери в люфтваффе, и отправка на борьбу с партизанами.
Позднее мы разберем каждое подразделение военно воздушных сил Германии более подробно.

Rueckenpackung Zwangsausloesung I (RZ 20), современное фото после приземления.

Германские десантники использовали парашюты весьма простой конструкции. Разработку отечественных моделей, развернутую в начале 30-х годов профессорами Хоффом (Нoff) и Маделунгом (Madelung), успешно продолжил отдел технического оснащения имперского Министерства авиации. Работы по созданию и испытанию новых систем проводились в четырех экспериментальных центрах в Берлине, Рехлине, Дармштадте и Штутгарте. Цикл испытаний позволил успешно провести доводку нового парашюта и вскоре началось серийное производство первой десантной модели с принудительным раскрытием – Rueckenpackung Zwangsausloesung I (RZ 1).

В начале 1940 года на вооружение немецких десантников принята усовершенствованная модель RZ 16: причиной для этого стали регулярные доклады о чрезмерном раскачивании первого образца в воздухе и приводящих к трагедии неполадках в системе принудительного раскрытия. Доработанный RZ 16 получил широкое распространение, а последним массовым образцом десантного парашюта стал появившийся в 1941 году RZ 20, применявшийся вплоть до конца войны в качестве стандартного.

Белый шелковый купол RZ 16 с полюсным отверстием имел 8,5 метра в диаметре и состоял из 28 панелей. С момента высадки на Крит немцы стали использовать и купола, имевшие камуфляжную расцветку.

Немцы прыгали с одним парашютом, размещавшимся на уровне поясницы в квадратном ранце. Существовали две незначительно различавшиеся модели парашютных ранцев. Ранний вариант, известный по довоенным фото, предназначался для первого образца немецкого десантного парашюта – RZ 1. Ранец для RZ 16 появился в 1940 году, для RZ 20 – в следующем. Для обеих этих систем применялись, как правило, модифицированные ранцы второй модели. Конструкция лямок подвесной системы, сшитых из полос прочной стеганой материи светло-серого цвета, у всех трех образцов практически не различалась.

Сложенный купол укладывался в матерчатую сумку, его верхушку с горловиной сумки связывала специальная стропа. Сама сумка жестко соединялась с вытяжным фалом – отрезком толстого плетеного троса с массивным карабином на противоположном конце. Сложенный купол и аккуратно свернутые в спиральную бухту стропы упаковывались в прочный матерчатый «конверт», пристегивавшийся к тыльной стенке ранца. Из прорезей на его углах выходили два отрезка толстых сдвоенных фалов – свободных концов подвесной системы. Последние шли из точки соединения парашютных строп и прикреплялись карабинами к D-образным кольцам на поясной перемычке круговой лямки.

Перед началом десантирования 12 – 18 солдат сидели лицом друг к другу на откидных сиденьях внутри грузовой кабины транспортного самолета. Выброска осуществлялась в следующем порядке: при подлете к назначенному району выпускающий (Absetzer) отдавал команду встать и выстроиться в колонну вдоль отсека. При этом каждый парашютист зажимал карабин вытяжного фала в зубах, чтобы его руки оставались свободными. После приказа десантники защелкивали крючья карабинов на тросе или продольной балке, проходящей вдоль фюзеляжа к люку. Подойдя к нему, парашютист широко расставлял ноги, брался обеими руками за поручни по сторонам проема и резко выбрасывал себя наружу, падая головой вниз (этот маневр постоянно отрабатывался на тренировках). Свернутый в бухту вытяжной фал начинал разматываться сразу после покидания самолета, а когда он вытравливался на всю длину (9 метров), вес солдата и импульс, созданный противоположным движением машины, заставляли фал вырывать содержимое ранца наружу, распахивая сложенные клапаны горловины. В продолжающемся падении солдата сумка с куполом парашюта выскакивала наружу: в это время небольшая застежка, удерживавшая «пакет» с парашютом в закрытом состоянии, раскрывалась и сумка срывалась с купола. Вытяжной фал вместе с пустой сумкой оставался висеть в люке самолета, а спирально свернутые стропы продолжали некоторое время разворачиваться и после того, как купол полностью наполнялся воздухом. Все это время десантник падал головой вниз и только расправившиеся стропы резко «выдергивали» его в нормальное положение, что сопровождалось весьма чувствительным рывком.

Такой способ раскрытия парашюта сильно отличался от принятого в большинстве стран мира и признавался союзниками достаточно примитивным (в особенности, если учесть силу динамического удара при полном разворачивании купола и строп в англо-американо-советских и германских моделях). Однако немецкая методика имела и ряд преимуществ, в том числе и при десантировании с малых высот. Неприятные ощущения при рывке в данном случае с лихвой компенсировались малым промежутком времени до полного наполнения купола воздухом, а следовательно, и возможностью совершать выброску с высот, значительно меньших, чем это могли позволить себе, например, британцы на своих «Хотсперах». В случаях, когда парашютист попадал под огонь с земли, беспомощно болтаясь под куполом, это преимущество было трудно переоценить. Для германских десантников нормальной высотой выброски считался эшелон 110 – 120 метров (в советской армии эта высота называлась сверхмалой и прыжки с таких высот практиковались крайне редко и то только в бригадах «спецназа» ГРУ), однако в условиях сильного противодействия сил ПВО (например, на Крите) десантников выбрасывали и с 75 метров (с таких высот в настоящее время не прыгают). В этом случае купол эффективно тормозил падение парашютиста не более чем в 35 метрах от земли.

Подвесная система была стандартной для всех стран и представляла собой классическую «ирвиновскую» схему – ранний вариант предусматривал наличие широкой круговой лямки, проходящей по бокам и под ягодицами и перекрещивающейся свободными концами за спиной в районе лопаток. Над точкой пересечения на каждый конец лямки пришивалось по одному D-образному кольцу для крепления карабинов парашютного ранца.

Довоенные образцы ранцев отличались зафиксированной в вертикальном положении бухтой вытяжного фала (размещался на лицевой поверхности ранца с его правой стороны) с белым ярлычком-чекой, удерживающим мотки в бухте и закрепленным на левой боковой поверхности или левом крае лицевой стороны. Впереди имелись грудная и поясная перемычки с застежками, а внизу – два ножных обхвата.

Ранцы поздней модели отличались наличием широкого матерчатого хомута, интегрировавшего в себя концы круговой лямки. Вытяжной фал, как правило, сматывали в горизонтальной плоскости и укладывали в верхней части ранца, частично прикрывая его боковыми клапанами. Свободные концы подвесной системы от карабинов, застегнутых на боковых D-образных кольцах, пропускали вертикально вверх и прятали под клапаны ранца в его верхних углах. Эти доработки были вызваны частыми авариями, связанными с ненадежной конструкцией прежних парашютных укладок. Половины узкой грудной перемычки застегивались с помощью затяжной пряжки; левый, более длинный конец, обматывали вокруг лямки, чтобы не болтался. Аналогично соединялась более широкая поясная перемычка. Концы ножных обхватов пристегивались карабинами к D-образным кольцам на круговой лямке.

В 1941 году разработали упрощенную модель подвесной системы. Вместо неудобных в обращении D-образных колец и карабинов на грудной и поясной перемычках, а также на ножных обхватах введена система массивных однозубых защелок, удерживавшихся в гнездах упругими пластинами-фиксаторами. Это позволяло быстрее освобождаться от лямок после приземления.

Основным отличием немецкой подвесной системы от американской, английской или советской стало то, что на RZ свободные концы подвесной системы проходили не за плечами, как у остальных систем, а по схеме, принятой в старом итальянском парашюте системы Сальваторе: все стропы сходились в одну точку, расположенную за спиной десантника повыше уровня плеч. Стропы соединялись с подвесной-системой только двумя фалами свободных концов, проходящими от их связки к D-образным кольцам на поясной перемычке.

Прямых последствий такого конструктивного решения было несколько, и все они по своей сути негативны. Описанное выше «пикирование» десантника вниз головой после покидания самолета было не показателем бравады, а насущной необходимостью: если бы в момент раскрытия купола боец находился в горизонтальном положении, рывок в области поясницы был бы таким сильным, что мог переломить тело парашютиста в положение «голова к ногам» с очень болезненными ощущениями и серьезной опасностью травмы. Если же десантник в это время падал вниз «солдатиком», динамический рывок легко перевернул бы его вниз головой с неплохими шансами запутаться ногой в стропах или намотать их на себя.

Любое утверждение о том, что немецкий десантник не мог управлять своим парашютом, не говорит о том, что немцы не хотели, что у их десантников был «хороший» парашют, а говорит о том, что немцы производили выброски с предельно низких высот, что объясняется, прежде всего, тактической целесообразность и здравым смыслом. Немцы с 1936 года не совершали и не тренировали выброски с 700 – 800 метров. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что в подобном случае – десантники будут расстреляны зенитчиками еще в воздухе.

Чтобы снизить уровень риска, парашютистов обучали приземлению в положении «наклон вперед»: в последние секунды перед касанием земли десантник мог попытаться развернуться по ветру, совершая руками и ногами судорожные «плывущие» движения. После этого он оказывался перед необходимостью совершить посадку с падением на бок и быстрым перекатом вперед. Этим, кстати, объясняется наличие в снаряжении немецких десантников массивных щитков-амортизаторов на коленях и локтях, совершенно неизвестных десантникам союзных армий. Потому что немецкие десантники на парашютах RZ приземлялись со скоростью 3,5 – 6,5 м/с даже в безветренную погоду.

ЗЫ. В связи с этим абсолютно непонятно, почему в ВВС применялись парашюты с "нормальной" подвесной. Кроме того, даже за оставшиеся 5-10 секунд до приземления, десантник как минимум мог довернутся по ветру без судорожных «плывущих» движений. Ну и, само-собой, погасить купол было бы неизмеримо проще даже при достаточно сильном ветре, уж поверьте моему опыту.