Сложение и вычитание в пределах 3 примеры. Сложение и вычитание в пределах трех план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание в пределах тысячи", 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов

Цели:
Образовательные:
- совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 1000;
- закреплять приёмы письменных и устных вычислений, умение решать.
Развивающие:
- развивать внимание, память, математическую речь, мышление обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать чувства уверенности в своих силах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
Учитель: Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир математики отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- игру по математике «Морское путешествие», где каждая команда покажет свою смекалку, умение точно считать, отвечать на вопросы. В нашем математическом путешествии участвуют 2 команды: «ЧЕМПИОНЫ» и «ЛИДЕРЫ», а следить за нашим путешествием будут опытные навигаторы, это:(ФИО жюри)

Учитель:
- Посмотрите по сторонам, найдите слова, которые помогут нам в пути.
(На стенах кабинета прикреплены слова «дружба», «улыбка», «трусость», «решительность», «смекалка», «внимание», «помощь», «лень», «грубость».)
- Я согласна с вашим выбором.
- Скажите, а зачем люди отправляются в путешествия? (Получают новые впечатления, узнают новое)
- Давайте повторим то, что пригодится нам в дороге. Я каждому из вас задам вопрос, а правильный ответ на него принесёт команде 1 балл.
- назовите 4 арифметических действия в математике; (сложение, вычитание, умножение, деление)
- найдите сумму чисел 42 и 35; (77)
- уменьшите 63 на 8; (55)
- на сколько 52 больше 9; (43)
- первый множитель 6, второй множитель 8, произведение…;
- делимое 63, делитель 9, частное …;
- во сколько раз 24 больше 3?
- Произведение 3 и 4?
- Сумма чисел 100 и 357?

Наше морское путешествие начинается и наш корабль отправляется в путь. Первый конкурс игры называется «Отдать швартовый». Вам предстоит подумать и ответить на 3 задания. Если команда не справляется со своей задачей, то эту задачу решает другая команда.

1. Найдите число, в котором 7 десятков.
709
607
372
2. Какое число при счёте следует за числом 459?
669
460
579
3. Какое число при счёте предшествует числу 500?
400
555
499
4. Назовите число, в котором 8 сотен и 1 единица.
810
81
801
5. Какое число состоит из 3 сотен?
30
333
300
6. Назовите число, которое можно записать в виде суммы разр.сл. так: 400+80+6
684
486
864
Молодцы! С первым заданием вы успешно справились. А мы продолжаем наше морское путешествие. И впереди нас ждет еще одно испытание «Морской узел». Морской узел – это очень крепкий, надежный узел и развязать его не так-то просто. Но мы сумеем это сделать, если выполним 3 задания. Готовы?

1 задание: На табло зашифровано крылатое выражение, автором которого является древнегреческий ученый-математик Пифагор. Расшифруйте это изречение.

2 задание: Кто быстрее решит пример?
640 - 249 =
740 - 349 =
596 + 404 =
357+ 633=
350+90+50=
440+70+60=
3 задание:
Решите задачу: Фермер купил 5 поросят, по 20 кг каждый, и 3 одинаковых барана. Общая масса этих животных 280 кг. Какова масса одного барана? (60 кг.)

Физкультминутка. А сейчас немного отдохнем и поиграем. Если вы согласны- похлопайте, если не согласны - потопайте.
На земле 4 океана. (Хлопаем.)
Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топаем.)
При помощи воды добывается электрический ток. (Хлопаем.)
Самое соленое море- Мертвое. (Хлопаем.)
На земле 300 морей. (Топаем.)
Байкал- самое глубокое озеро в мире.(Хлопаем.)
Синего моря не существует. (Хлопаем.)
Без воды нет жизни. (Хлопаем.)
В Черном море вода черная, в Красном- красная, в Желтом- желтая.
(Топаем.)
Вода составляет большую часть тела человека. (Хлопаем.)
Родник и ключ- не одно и то же. (Топаем.)
Начало реки называют исток, а конец- устье. (Хлопаем.)
Отдохнули, и снова в путь. Наше морское путешествие продолжается.

На наш корабль поступила секретная радиограмма. Она пришла зашифрованная, с помощью условных знаков. Наша задача узнать, что же было в радиограмме. Следующий конкурс «Радиограмма».
Вот ее зашифрованный текст.


Мы продолжаем путешествие по морю. Кажется, начинается шторм. И чтобы его успешно пережить нужно решить по задачи на смекалку в нашем следующем конкурсе «Морской шторм».
Задание первой команде:
Юнга Ваня живет в 12-этажном доме на 9-м этаже, если считать сверху. На каком этаже снизу живет юнга Ваня? (на четвертом.)
Задание второй команде:
Кок Шурик испёк 10 пирожков и дал боцману на 2 пирожка больше, чем взял себе. Как кок Шурик разделил пирожки? (себе взял 4, а боцману- 6.)
Задание для первой команды:
На двух полках лежало 19 ракушек, на каждую полку положили ещё столько же ракушек, сколько было на ней. Сколько ракушек стало на двух полках после этого? (38 ракушек.)
Задание второй команде:
Капитану и его сыну вместе 40 лет. Сколько лет им будет
вместе через 3 года? (46 лет.)

Наше морское путешествие скоро закончится и наш корабль причалит к берегу. А пока отдохнем, и ответим на веселые вопросы в последнем конкурсе «Шутки моряка». (Отвечает тот, кто первым поднимет руку.)
- Назовите единственную геометрическую фигуру, которую можно нарисовать на воде. (Круг.)
- У табуретки отпилили один угол. Сколько у нее теперь углов? (Пять.)
- Первое и единственное, что изобразил Буратино в тетради. (Клякса.)
- В Антарктиде пингвин
Насчитал 20 льдин.
Вдруг льдины
Распались на половины.
Сбился пингвин...
Перед ним сколько льдин?
Наше морское путешествие подошло к концу. Мы удачно добрались до берега и преодолели все трудности. А сейчас подведем итоги. Чья же команда оказалась быстрей, сообразительней? (подсчет баллов, награждение победителей).

Презентация на тему: Урок-игра по математике 3 класс "Морское путешествие"

КСКОУ ОО «Дмитровская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Открытый урок

по математике в 1 классе

Тема:

«Решение примеров на сложение в пределах 3»

Подготовила и провела

учитель 1 класса

Савина Н.В.

2014год.

Урок математики в 1 классе.

Тема: « Решение примеров на сложение в пределах 3».

Цели:

Образовательная: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 3, формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;

Воспитательная: прививать интерес к чтению, любовь к книге, воспитывать аккуратность;

Коррекционно- развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Оборудование: цифры, геометрические фигуры, пластилин, счётные палочки, смайлики, математическое лото.

Ход урока

I Организационный момент.

Речёвка.

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

II Актуализация знаний.

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

Он из сказки укатился

И сегодня к нам, ребята,

На урок он прикатился. (Изображение колобка)

Что напоминает колобок? Какую форму он имеет?

Колобок очень хочет посмотреть, как вы научились работать на уроке, правильно сидеть за партой, выполнять все задания учителя. Он принес вам книгу со сказками, вы познакомились уже со сказкой «Колобок». Вы готовы отправиться вместе с Колобком по математическим дорожкам?

Тогда в путь!

Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по тропинке. А навстречу ему кто?

Зайчик.

III Устный счет.

1.- Посмотрите, какая красивая поляна. Давайте выполним задание зайчика считать и сравнивать.

Посчитайте сколько ромашек? Найдите соответствующую цифру.

Сколько колокольчиков?

Сравните каких цветов больше?

Что меньше 3 или 2?

Сколько бабочек?

Сколько стрекоз?

Кого меньше?

Какое число больше? (2 или 1)

2. Какого числа не хватает.

1…3 1 2 … … 2 3 … … 3

3. Разместите геометрические фигуры на плоскости.

IV . Сообщение темы и цели урока.

1. - Поможем волку выполнить задание?

Поиграем в «Лото»

Физкультминутка.

2. Медведь

3. Игра «Что изменилось?»

4. Реши задачу.

Лиса.

5. Пальчиковая гимнастика. Рисунки из манной крупы.

9. Математический диктант.

    2 3 3 2 1 1 2

V. Итог урока.

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и спасли Колобка.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какое задание вам понравилось больше всего?

С какими трудностями встретился Колобок?

Что вы сделали, чтобы ему помочь?

Какие русские народные сказки вы хотели бы еще использовать на уроке?

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Урок математики в 1 классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида по теме:
« Сложение и вычитание чисел в пределах 3»
Выполнила:
учитель начальных классов
Портянская Светлана Николаевна
1

г. Балахна
Содержание работы
1. Вступление стр. 3
2. Описание исходного уровня ЗУН стр. 4
3. Темы, цели, задачи, оборудование урока стр. 5
4. План урока с хронометражем стр. 6
5. Конспект урока с теоретическим обоснованием стр. 7
6. Самоанализ урока стр. 13
7. Список литературы стр. 15
2

Вступление
Обучение математике в 1 классе специальной (коррекционной) школе является достаточно
традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и
приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее
эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Сложение и вычитание в пределах 3».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал психолого­педагогической и методической литературы.
2. Составить характеристику класса в процессе изучения индивидуальных особенностей
учащихся и уровня исходных знаний по математике.
3. Подобрать методы и приёмы для успешной реализации целей и задач урока.
3

Описание исходного уровня ЗУН учащихся
Класс состоит из 8 человек. Учащиеся находятся в стадии школьной адаптации; классный
коллектив ­ в стадии формирования.
В результате наблюдений за учащимися на уроках, анализируя письменные работы,
учитывая индивидуальные возможности усвоения программного материала по математике, я
выделила 3 группы учащихся.
Для первой группы (Диана К., Люба Д.) овладение знаниями не представляет
трудностей. Учащиеся пользуются фразовой речью, поясняют свои действия, им не всегда нужна
предметная наглядность, запоминают состав изученных чисел, используют приобретенные знания,
понимают конкретный смысл простых арифметических задач. У детей этой группы нет грубых
нарушений моторики рук, поэтому они успешно справляются с заданиями геометрического
характера.

Учащиеся второй группы (Аня П.; Настя П.; Максим Рм.) испытывают на уроке
математики некоторые затруднения. Им необходимо осуществлять предметно­практические
действия для усвоения состава чисел, для выполнения арифметических действий сложения и
вычитания.
Простые арифметические задачи решают тогда, когда они иллюстрированы. Моторика рук нару
шена, при выполнении геометрических заданий испытывают трудности.

Для учащихся третьей группы (Дима Л., Максим Рм.) необходима организация пред­
метной деятельности с комментариями учителя. Дети не владеют фразовой речью.
Запоминание затруднено. Грубые нарушения мелкой моторики рук. Работоспособность на низком
уровне. Учащиеся нуждаются в постоянной помощи учителя.

Таблица уровня ЗУН учащихся класса по математике.

ФИ
учащихся
Люба Д.
1
2
Диана К.
Дима Л.
3
4
Аня П.
Настя П.
5
6 Максим Рм.
Нумерация
Состав
чисел 2,3
Сложение в
пределах 3
Вычитание
в пред. 3
Х
X
ХХХ
Х
Х
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Х
Х
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Решение
задач
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
Геометр.
материал
Х
Х
ХХХ
ХХХ
ХХ
ХХ
4

7 Максим Рб.
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХХ
ХХ
X
Способны выполнить задания на наглядно­практическом уровне и на уровне
представлений.
XX
XXX
Способны выполнять на наглядно­практическом уровне.

Не способны выполнять даже с помощью учителя.
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 3
Цель: Закрепить умение находить результат арифметических действий сложения и
вычитания в пределах 3.
Задачи: 1) Закрепить знание состава чисел 2, 3.
2) Закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание
в пределах 3 и правильно записывать их.
3) Развивать мышление учащихся на основе решения задач.
4) Учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к
грамматическому оформлению фразы.
5) Развивать цветовые представления, пространственную ориентировку,
мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического
характера.
6) Создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
7) Воспитывать умение слушать учителя, одноклассников.
8) Воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ.
Оборудование:








числовой ряд 1­10,
таблица «Состав чисел 2, 3»,
индивидуальные конверты с цифрами 1­9,
предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки,
грибов, яблок,
рисунок «Бусы»,
кружки красного, синего, желтого цветов,
карточки для составления примеров,
5




дидактическое пособие «Сосчитай»,
счетные палочки,
мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3, знаками «+», «­»,
наборное полотно.

План урока с хронометражем
6

Этапы
урока.
Оргмомент.
Этап урока
учащихся.
Деятельность учителя и

­Школьный прозвенел звонок,
начинается урок. Все готовы.
Молодцы! Садитесь! Сели красиво,
правильно. (Учащиеся садятся на
свои места).
Теоретическое обоснование.

Организованное начало урока
Хронометраж
настраивает учащихся на работу.
(40 минут)
Контроль за соблюдением правил
посадки способствует сохранению
здоровья детей.

I. Оргмомент.
1
Сообщение
темы и цели
урока.
1
ного компонента учебной
(эмоциональный
Постановка учебной задачи способ­
ствует формированию мотивацион­

деятельности
приём), введение сказочной ситуа­
ции повышает интерес, активизи­
рует деятельность учащихся.

IV. Повторение пройденного материала.

III. Устный счет.
волшебный
­Ребята, вы знаете, что сейчас
проходит месячник математики.
II. Сообщение темы и цели урока.
Царица Математика оставила для
вас
мешочек.
Определите, что в нём лежит.
(Учитель вызывает ученика к доске,
вкладывает в ладошку предмет из
мешочка с просьбой назвать
предмет: пластмассовые цифры 1, 2,
3, арифметические знаки: +, ­).
­Сегодня на уроке мы будем решать
примеры на сложение, вычитание с
этими числами.
­Что ещё есть в мешочке, вы узнаете
в конце урока,
если будете
правильно выполнять задания,
будете активны,
старательны,
потому что царица Математика
любит
и
внимательных детей.
трудолюбивых

VI. Закрепление изученного материала.
V. Физминутка с речевым сопровождением.
VII. Физминутка с речевым сопровождением.
4
1
10
2
Устный счёт.
VIII. Решение арифметической задачи.
7
IX. Геометрическое задание.
­На урок к нам пришёл голосистый
гость в красивой пёстрой одежде.
Кто это? (Петух).
­Что любит Петушок клевать?
(Петушок любит клевать зёрнышки,
крошки, крупу, червячков).
сколько
­Сейчас мы узнаем,
зёрнышек
Петушок.
Разложите карточки с цифрами,
слушайте внимательно.
нашёл

(подвижная).
X. Дидактическая игра «Назови соседей»
6
Включение игровой ситуации,
введение персонажа способствует
сосредоточению внимания, помогает
удерживать его нужное время,
активизирует
мыслительную
деятельность.
2
Коррекция слухового восприятия,
произвольного внимания.
Фронтальная работа способствует
прочному усвоению учебного

XI. Итог урока.
2
7

Повторение
пройденного.
(Учитель стучит карандашом по
столу,
имитируя стук клюва,
учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­А сейчас посчитайте, сколько
крошек нашёл Петушок.
(Дидактическое пособие
«Сосчитай». На круге, разделённом
на сегменты, учитель стрелкой
показывает на числовые множества.
(Учащиеся поднимают карточку с
цифрой).
­ Молодцы! Соберите
карточки.

материала всеми учащимися.
При счёте звуков счётное действие
приобретает обобщённый характер.
В пособии «Сосчитай» точки
расположены вразброс, в наклонных
рядах – это помогает преодолеть
стереотипность мышления, т. к. дети
используют навык счёта при любом
расположении предметов. (2, 3
группы по В. В. Воронковой).
Фронтальная работа по закреплению
счётных навыков; умение соотносить
число предметов с цифрой.
Услышал Петушка маленький цып­
лёнок и прибежал на петино «ку­ка­
ре­ку ».
­Сколько стало птиц? (Птиц стало
две).
­Как получили число 2?
(Один петушок и один цыплёнок,
будет две птицы.)
Слабые учащиеся работают счётны­
ми палочками.
­Прибежал ещё один цыплёнок.
­Сколько всего цыплят?
(Всего два цыплёнка.)
­Сколько петушков?(1)
­Сколько всего птиц?(3)
Слабые учащиеся пересчитывают
счётные палочки.
­Как получили число 3?(К двум при
бавили 1, к одному прибавили два.)
­Из каких двух чисел состоит число
3? (2 да 1, будет 3;1 да 2,будет 3).
Этап повторения – один из важных
этапов урока, т.к. у/о дети склонны к
медленному запоминанию и быст­
рому забыванию.
Метод объяснительно­иллюстратив­
ный в сочетании с наблюдениями и
практической деятельностью уча­
щихся, т.к. мышление у/о детей на­
глядно­практическое.
Метод обучения по способу рассуж­
дения – индуктивный, обусловлен
методикой.
Учащиеся 2 группы «ведут» за собой
учеников 3 группы,что способст­
вует более быстрому запоминанию
учебного материала.
Индивидуальная работа с уч­ся 4
группы, для которых необходима
организация предметно­практичес­
кой деятельности.
Наглядность помогает подвести уче­
ников к обобщению, выводу.
Физминутка.
1,2,3,4,5­все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже;
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко­легко подышим.
Предупреждение утомляемости,
повышение работоспособности,
развитие ритмической памяти.
8

­Молодцы! Садитесь!
Закрепление
изученного
материала.
1.
­Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл,
Два под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетёной
корзине?
­Сколько грибов ёжик нашёл под
берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2
гриба).
­Сколько грибов ёж нашёл под
осиной? (Под осиной ёж нашёл 1
гриб).
­Сколько грибов всего нашёл ёжик?
(Ёжик нашёл 3 гриба).
­Составьте пример. (2+1=3).
­Прочитайте его. (Учащиеся
считают разными способами: два
плюс один равно три; два да один,
будет три; к двум прибавить один,
получится три).
­Запишем пример в тетрадь.
(Учащийся 1 группы записывает
пример на доске).
­Три яблока из сада Ёжик
притащил.
Два самых румяных белке подарил.
С радостью подарок Белка
приняла.
Сколько яблок на спине Ежа?
(Приложение, рис. 6).
­Сколько у ёжика было яблок? (у
ёжика было 3 яблока).
­Сколько яблок он подарил
белочке? (Он подарил белочке 2

Метод обучения по характеру
познавательной
деятельности
учащихся и участия учителя в
учебном процессе – объяснительно­
иллюстрированный в связи с
особенностями мышления у/о
школьников.
Учащиеся 2, 3 групп работают по
демонстрации на доске, учащиеся 4
группы с помощью счётных палочек.
Дифференциация: дать возможность
более
учащимся
организовать
самостоятельный
поиск, слабым учащимся необхо­
дима материализация действий.
сильным

Использование системы вопросов
способствует развитию активности
учащихся, мышления.
Выбор ориентировочной основы
действия осуществлён с учётом
уровня
сформированности
компонентов учебной деятельности.
Развитие устной речи, контроль за
правильностью
построения
предложений.

Индивидуальная помощь учащимся 4
группы в ориентировке на тетрадном
листке, контроль за соблюдением
правил оформления письменных
работ.
9

2.
3.
Физминутка.
яблока).
(Один учащийся выполняет
действие с картинкой у доски).
­Сколько яблок у него осталось? (У
ёжика осталось одно яблоко).
­Составьте пример.
­Прочитайте его.
­Запишите в тетрадь. (Один
учащийся на доске).
­Сколько шариков на первой
картинке? (на картинке 3 шарика).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился).
­Сколько шариков осталось?
(Осталось два шарика).
­Составьте пример. (3­2=1) (Устно).
­Сколько шариков на первой
ступеньке первой картинки?
(На верхней ступеньке один шарик).
(Приложение, рис. 7б).
­Что изменилось на второй
картинке? (Один шарик покатился к
двум шарикам).
­Сколько стало шариков? (Их стало
три).
­Составьте пример. (1+2=3)(Устно).
­Составьте пример на сложение,
чтобы в ответе было три? (2+1=3;
1+2=3).
­Составьте примеры на вычитание,
чтобы в ответе было число один?
(3­2=1;2­1=1)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой –раз, правой ­ два,
Посмотрите на меня.
Все захлопали в ладоши дружно,
Веселей.
Застучали наши ножки
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки,ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте повернулись
Этот приём способствует овладению
смыслом арифметических действий.
Перенос закрепления приёма
сложения и вычитания в пределах 3
на абстрактный уровень. Закрепление
выстроено от простого к сложному: с
помощью наглядного материала (4
группа учащихся – счётный
материал) к более абстра­
гированному (2 группа).
Активизация воображения, развитие
мышления, внимания.
Проверка степени усвоения счётного
навыка, развитие аналитико­синте­
тической деятельности.
Предупреждение
утомляемости,
концентрация внимания, развитие
артикуляции.

Решение
простой
ариф. задачи.
И остановились.
­Ребята,откройте учебники по за­
кладке(с.90№ 60).
1.Знакомство с задачей.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Учитель читает задачу.
2.Работа над содержанием задачи.
­О ком говорится в задаче?
(В задаче говорится о лисятах.)
­Сколько играло лисят?
(Играло трое лисят.)
­Сколько лисят убежало?
(Два лисёнка убежали.)
Что спрашивается в задаче?
(Сколько лисят осталось?)
3. Поиск решения.
­Представим, что лисята это круж­
ки.
­Выложите на наборное полотно
столько кружков, сколько было ли­
сят.
­Как показать, что двое лисят убе­
жало?
(Уч­ся убирают два кружка.)
­Сколько лисят осталось?
(Остался один лисёнок.)
­Каким действием решали задачу?
(Задачу решали вычитанием, из трёх
вычитали два.)
4.Запись решения, формулировка
ответа.
Один ученик записывает решение
на доске, самостоятельно выбирая
наименование, остальные ­ в
тетради.
Устно формулируют ответ.
Соответствует методике обучения
решению задач учащихся 1класса
спец.­кор. школы.
Иллюстрация способствует конкре­
тизации содержания.
Наглядный метод обучения сопро­
вождается словесными пояснениями.
Коррекция произвольного внимания,
мыслительных процессов (анализа,
синтеза), речи (составление словесно
го отчёта.)
Конкретизация смысла действия
вычитания.
Дифференциация по уровню разви­
тия ребёнка (учащиеся 2,3 группы
выкладывают кружки, уч­ся 4 груп­
пы и некоторые ученики 3 группы
отвечают на вопросы: «Сколько
положили кружков?» и т.д.
Опора на визуальный канал восприя­
тия.
Индивидуальная форма работы на­
правлена на коррекцию недостатков
восприятия уч­ся 3,4 групп.)
Формирование навыка самоконтроля
по ходу деятельности.
Помощь учащимся с сильным под­
вижным типом ЦНС.
Геометрич.
задание.
­Ребята, у одной девочки были кра­
сивые бусы.
­Нечаянно она их порвала, и бусин­
ки рассыпались. Помогите девочке
собрать бусы.
Учащиеся называют порядок
расположения бусинок по цвету,
величине. Коллективно составляют
бусы из цветных кружков.
Повторение правил штриховки.
Коррекция пространственных, цве­
товых представлений,мелкой мото­
рики рук.
Репродуктивная деятельность уч­ся.
Метод обучения по степени взаимо­
действияучителя и ученика – само­
стоятельная работа.
Опора на тип ЦНС (ученики с силь­
ным подвижным типом НС работа­
ют у доски.)
11

Конспект обобщающего урока по математике для 3 класса. «Сложение и вычитание в пределах 20»

В Дедовской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Цели:
Образовательная: закрепить сложение и вычитание в пределах 20, совершенствовать навыки решения примеров и задач,
Коррекционная: коррекция памяти, мышления, моторики руки, логического мышления.
Воспитательная: воспитать положительную мотивацию к предмету, любовь к природе, уважение к дружбе.
Оборудование: учебник, тетради, письменные принадлежности, компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, наглядный материал.
1.Организационный момент.
Скорей проверьте, ребятишки,
Готовы ли начать урок?
На месте ли тетрадки, ручки, книжки,
Лежит ли у доски мелок?
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою осанку.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, мне, а гости пусть тоже улыбнутся нам с вами и в путь!
2. Проверка домашнего задания.
Для начала давайте проверим домашнее задание. Что было задано на дом? Прочитайте примеры, ответы которых больше 10? Прочитайте примеры ответы, которых меньше 10?
3.Сообщение темы урока.
Наш урок сегодня пройдёт в форме путешествия. На уроке, тема которого “Повторение и закрепление пройденного (решение примеров и задач в пределах 20)
Ой, ребята, что это? Письмо! От кого? От Каркуши и от Фили….

Так посмотрим…что они пишут.
(Учитель читает письмо).
Дорогие ребята! Пропал Степашка. Он отправился искать клад. Мы передаём вам карту. Боимся, что с ним может случиться беда. Помогите его найти и вернуть домой.
Ну вот, ребята, Степашка преподнёс нам сюрприз и мы теперь должны ему помочь вернуться домой. Как вы уже слышали, он нам оставил карту, судя по которой, путь нам предстоит нелёгкий и не близкий. Вы же должны запомнить одно важное правило: без разрешения взрослых и без их участия отправляться в путешествия детям опасно и категорически запрещается. А сейчас поспешим на помощь Степашке, потому что мы его друзья, а, как известно, друзья всегда спешат помочь, если друг казался в беде.
Ну, что будем выручать Степашку?
Дети: да!
Учитель: молодцы, ребята! Другого ответа я от вас и не ожидала. Потому что мы с вами умеем дружбой дорожить. Нет ничего ценнее, чем дружба. Остров, куда отправился Степашка искать клад, находится далеко в океане и пешком до него не дойти. Вот я и предлагаю вам использовать в качестве транспорта воздушный шар.


Он является экологически чистым видом транспорта. Природе вреда не наносит и не загрязняет наш воздух. А ещё, пролетая над другими островами, мы скорее Степашку отыщем, поскольку сверху всё видно. И так в путь мои дорогие.
Звучит песня из мультфильма (Белогривые лошадки).
4. Устный счёт.
Но что-то наш шар не летит… Интересно, что это такое? Судя по карте, мы находимся на острове “устного счёта” и мешки с песком, привязанные к нашему шару слишком тяжелы. Нужно срочно от них избавиться. А сделать это совсем нетрудно, надо лишь решить примеры, записанные на них, но помните, что на красных мешках самые трудные примеры, на зелёных менее трудные, а на жёлтых мешках ещё легче. Так давайте смелее. Выходят по одному снимают понравившиеся мешки, решают примеры, садятся на место, прихватив на память мешки.
А) примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
10+5 20-7 3-4 6-2 9+8 17-9
(после того, как дети решили примеры, шар опять не летит) Учитель выясняет, что его держат две привязанные верёвки, чтобы их развязать надо выполнить задание б) и в).
Б) назовите соседей чисел 18, 15,8,9,11.
В) решите простую задачу: Филя решил 20 примеров, а Каркуша на 2 примера меньше. Сколько примеров решила Каркуша?
Дети освободили шар от верёвок и шар полетел.
Дети: раз! Два! Три!
Шарик наш лети!
Учитель: Ребята, вижу выброшенных на берег рыбок…надо им помочь вернуть их в океан, а то они погибнут…заодно посмотрим, нет ли здесь Степашки.
Чтобы вернуть рыбок надо выполнить следующее задание: написать красиво цифры 1, 2 ,3 на первой, второй, третьей строчке.
5. Каллиграфическая минутка.
(дети пишут: число, классная работа и прописывают три строчки
цифр 1, 2,3).
Учитель: Молодцы, ребята! Рыбок вы спасли, вернули их в океан, узнали, что Степашки на этом берегу нет…полетели дальше искать Степашку.
6. Решение задачи.
Ребята, мы пролетаем над островом” друзей”. Вижу, обезьяна просит нас приземлиться и помочь решить их задачу. Так приземляемся.
Обезьянка и ослик собирали бананы. Обезьянка собрала 18 бананов, а ослик на 2 банана больше, чем обезьяна. Сколько бананов собрал ослик?
Запись задачи кратко.
Обезьяна --- 18 б.
Ослик --- ? на 2 б. больше
1) 18б.+2б.=20б.
Ответ:20 бананов собрал ослик.
Учитель: очень хорошо, ребята! Помогли ослику и обезьянке, подкрепились бананами, выяснили, что Степашка на этом острове не появлялся. Значит нам надо лететь дальше.
-Полетели.
-Пролетаем над островом” весёлых пиратов”. Но, что-то пираты очень грустные. Сейчас выясним, в чём дело…, а всё ясно. Пираты грустят оттого, что к ним давно никто в гости не прилетал. Давайте сделаем для них физкультминутку.
7.Физкультминутка.
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся…
То зароются в песке.
(Вся физкультминутка сопровождается движениями рук, ног, пояса).
8.Решение примеров.
Учитель: пираты повеселели и посоветовали поискать Степашку в бухте” нерешённых примеров”
Скорее летим туда.
Вот и бухта “ нерешённых примеров”. Скорее надо решить примеры, чтобы узнать, нет ли здесь Степашки.
Откроем учебник на стр. 48 № 38.
(решают 2 столбика у доски, остальные в тетради с проверкой)
9.Самостоятельная работа.
Учитель: И здесь Степашки нет! Остаётся только одно---лететь на “остров геометрических фигур” летим скорее туда. А вот и остров! Приземляемся.
Каждому ученику даётся карточка.
Задание для самостоятельной работы.
1. Начертить отрезки 2 см и 5 см.
2. Начертить треугольник.
3. Начертить прямоугольник.
4. Начертить квадрат.
Учитель: Молодцы! А теперь обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш товарищ, но это не помогло нам найти Степашку. Вся надежда на бухту” домашних заданий” полетели, ребята.
10. Домашнее задание .
А вот и бухта “домашних заданий” приземляемся. А вот и Степашка.


Он бежит нам навстречу и в руках у него…нет.. нет. Это не клад…а что же это? Да это же маленькие воздушные шарики, которые вам дарит Степашка на память о нашем путешествии.
На нём и написано ваше домашнее задание.
Учитель: Молодцы! Очень вы помогли Степашке. Хотя Степашка и не нашёл никакого клада, зато он обрёл очень много друзей. А как известно, “дружба способна делать настоящие чудеса”. Давайте подведём итоги и сделаем выводы из сегодняшнего урока-путешествия.
11. Итог урока.
Ребята, а что же мы с вами решали сегодня? А какие выводы мы с вами сделаем?
Вывод: повторение---мать учения. Люби и охраняй природу. Дружба - дороже любого богатства. Чтоб водить корабли, чтобы лётчиком стать - надо прежде всего математику знать.
Учитель: урок окончен. Всем спасибо.

Рекомендации по использованию дидактического материала.
Дидактический материал подбирается и используется на основе требований МИН образования и используется с поставленными целями и задачами урока.
1.Дидактический материал должен соответствовать возрастной категории учащихся.
2.Дидактический материал должен соответствовать знаниям учащихся.
3.Дидактический материал должен быть понятен учащимся и читаем для учащихся.
4.Дидактический материал подбирается с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
5.Дидактический материал может быть использован как для устных, так и для письменных форм работы.

Математика(1 класс)

Тема: Сложение и вычитание в пределах 3.

Цель: продолжить работу по формированию навыка счёта в прямом и обратном порядке в пределах 3,отрабатывать умение проводить сложение и вычитание в пределах 3, начать подготовку к решению простых задач на сложение и вычитание;

развивать вычислительные навыки. внимание, память;

воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Оборудование: счётный материал, наборное полотно, кассы цифр.

Учитель: Соловьёва О.А.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Игра на внимание «Фотоглаз»:

Запомните в каком порядке стоят звери(4-5 сек.);

Что изменилось? кто стоит 2 по счёту? кто стоит 3, по счёту? кто стоит за медведем? кто стоит за лисой? кто стоит перед зайцем? кто стоит между медведем и волком?

2.Устный счёт.

Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 3;

Игра «Проводи лягушку»:

(кочки с цифрами,лягушка перемещается по кочкам от 2 до 3 и обратно)

Подчеркнуть большее число каждой пары: 3 и 2, 1 и 2, 3 и 1 , 2 и 3 , 2 и 1.

3.Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока:

1) работа с наборным полотном:

Ск. морковок(2)

Сколько стало?(3) стало больше или меньше?

Как мы запишем это примером? 2+1=3

Прочитайте пример 2 способами.(аналогичная работа 1+1=2)

2)Запись примеров в тетрадь.

5.Физминутка.

6.Работа с палочками.

1) Положите одну палочку, уберите одну,сколько осталось,стало больше или меньше.как это записать примером? (3- 1=2)

(аналогичная работа 3-2=1)

2) запись примеров во второй столбик.

7.Игра » Поезд»

Сейчас нам нужно рассадить пассажиров по вагонам так,чтобы каждый ехал в своём вагоне, у каждого пассажира билет с цифрой (на доске поезд, на каждом вагоне пример,который нужно решить 2-1=1, 3-1=2, 1+1=2, 2+1=3, 1+2=3, 1+1+1=3)