Май в славянском календаре сканворд. Названия месяцев у славян

Славянские языки в основном сохранили свои исконные названия месяцев, связанные с явлениями погоды, земледельческим календарем, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями. К сожалению, некоторые языки (русский, болгарский, македонский и сербский) отказались от родных двенадцати месяцев и пользуются латинскими. Скорее всего, такой переход связан с принятием православия и борьбой с языческими пережитками в головах народа. Такие пережитки часто находили отражение в названиях месяцев и организации ритуального года. В связи с тем, что болгары, русские и сербы имели достаточно непрерывную государственную историю – эти названия месяцев (латинские, хотя в эти языки, скорее всего, попали из греческого) прочно закрепились в языке.

Другие же языки – например, хорватский, украинский, чешский, переживая период возрождения в XIX веке, связанный с философскими идеями романтизма, сознательно отказались от чужых названий месяцев в пользу исконно славянских. Собственно говоря, региональные особенности употребления названий месяцев и обусловили некоторые незначительные особенности в различных славянских языках. Итак, не обращая внимания на русский, болгарский, македонский и сербский, где используются всем знакомые латинские месяцы.

Январь : leden – в чешском – все понятно, название месяца происходит от корня led (рус. лёд); польский styczeń, хорватский sječanj и украинский січень происходят от глагола «сечь» и, видимо, связаны с метелями, которые обычно в этом месяце немилосердно секут по лицу; белорусский студзень – студеный месяц, а словенский prosinec – месяц в котором холодно, аж до состояния, когда кожа становиться синей, «просинеть», а вот происхождение верхнелужицкого wulki róžk не совсем понятно. Однако стоит отметить, что январь по-словенски – это декабрь по-чешски (также prosinec).

Февраль : климат Словении снова отстает на месяц от братьев славян и второй месяц года у словенцев происходит от того же корня, что у остальных славян первый – svečan; большая же часть славян прозвала февраль лютым месяцем (укр. лютий, бел. люты, польс. luty); хорватский veljača – вероятно связан с языческим праздником Великой ночи, выпадающим на середину февраля, а чешский únor исследователи связывают с глаголом nořit (se) – нырять и связывают название месяца с зимней рыбалкой; верхнелужицкий mały róžk по-прежнему не совсем понятен, хотя определенно меньше января.

Март . Во многих славянских языках он связан со сбором березового сока: укр. березень, бел. сакавік, чеш. březen; в словенском языке третий месяц года связан, прежде всего, с высыханием земли sušec; верхнелужицкий март обозначает поворот года к лету, на лето nalĕtnik, а хорватский ožujak – связан с глаголом лежать и, вероятно, обозначает последний месяц крестьянского отдыха перед полевыми работами; польский язык в начале весны сдал позиции и воспользовался латинским словом, переработанным под особенности польской фонетики marzec [мажец].

Апрель - это месяц, связанный с пробуждением природы. В украинском (квітень) и польском (kwiecień) название этого месяца связано с цветением, в чешском (duben) с появлением листьев дуба, в хорватском (travanj) и словенском (mali traven) апрель – месяц прорастания травы. Особо выделяются здесь белорусский язык, где в названии этого месяца подчеркивается общая красота природы (красавiк) и верхнелужицкий, где название апреля jutrownik происходит от слова jutro – завтра и, вероятно, обозначает скорый приход лета.

Май . Этот месяц вызывает латинские рецидивы в польском (maj) и белорусском (май) языках. В чешском имеет запоздалую символику цветения (květen). В верхнелужицком языке конкретизируется тематика цветения природы до цветения конкретно розы (róžowc). Украинский (травень) и словенский (veliki traven) языки продолжают в мая тематику появления травяного покрова земли, причем словенский язык в прямом смысле продолжает эту тематику с апреля. Только хорватский язык выделяется на этом фоне оригинальностью (svibanj) и связан с завязыванием плодов кизила (хорв. svibovina).

Июнь . Первый месяц лета показывает некоторую климатическую разницу между ареалами расселения славян. Если у хорватов он связан с цветением липы (lipanj), то у словенцев еще цветет роза (rožnik), которая отцвела еще в прошлом месяцев верхнелужицком языке. В основном славяне называли июнь красным месяцем, то ли из-за общего благолепия природы, то ли в силу созревания (покраснения) первых ягод. Отсюда украинский червень, польский czerwiec, чешский červen и белорусский чэрвень. Верхнелужицкий язык снова выделяется из толпы собратьев, называя июнь smažnik, что значит жаркий, жарящий.

Июль . В украинском (липень), белорусском (ліпань) и польском (lipiec) связан с цветением липы. Чешский продолжает в июле тему созревания ягод (červenec), а хорваты (srpanj) и словенцы (mali srpan) в этом месяце уже брались за серп и начинали жатву. Происхождение верхнелужицкого pražnik связывают с началом винокурения и брожения плодово-ягодных культур.

Август - традиционное время жатвы в Чехии (srpen), Польше (sierpień), Украине (серпень), Белоруссии (жнiвень) и Верхнелужицком языке также (žnjec). Эти страны присоединились к Словении, которая жнет уже второй месяц (veliki srpan), а хорваты в августе уже отвозят зерно (kolovoz = kolo (круг, колесо)+voz).

Сентябрь . Этимологически, пожалуй, самый непонятный из всех 12 месяцев. Верхнелужицкий язык однозначно говорит нам об окончании жатвы – požnjec (букв. после августа). Чешский сентябрь (září), вероятней всего, время охоты říje (гон). Хорватский rujan также, вероятно, назван в честь периода охоты и происходит от архаического глагола rjuti, обозначающего спаривание животных. Название сентября в украинском (вересень), польском (wrzesień), белорусском (верасень) традиционно связывают с цветением вереска. И, наконец, в словенском языке kimavec имеет туманное происхождение.

Октябрь . Чешский říjen также связан с охотой как и предыдущий září и происходит от того же слова. Словенский vinotok и верхнелужицкий winowc безусловно связаны с виноделием. А украинский (жовтень) и белорусский (кастрычнiк) с появлением желтых листьев в кронах деревьев. В Хорватии в этом месяце опадает листва (listopad). А вот польский październik связывают с обработкой льна и конопли, в название возводят к paździerze – слову, обозначавшему какой-то побочный продукт переработки льна и конопли.

Ноябрь практически повсеместно связан с опаданием листвы: listopad – в чешском, польском и словенском, листопад – в украинском, лiстапад – в белорусском. Лишь в хорватском – это холодный месяц (studeni), а в верхнелужицком – месяц, поворачивающий год на зиму (nazymnik).

Декабрь . В чешском (prosinec) и хорватском (prosinac), подобно словенскому январю этот месяц связан с жутким холодом, в белорусском языке фиксируем появления снега (снежань); в украинском (грудень), польском (grudzień) и словенском (gruden) – это месяц первых морозов и замороженных комьев (груд). А в верхнелужицком – это самый сытый месяц года (hodownik), когда закрома после сбора урожая еще полны.

Западно славянские языки Южнославянские языки Восточнославянские языки
чешский польский верхнелужицкий хорватский словенский украинский белорусский русский
leden styczeń wulki róžk sječanj prosinec сiчень студзень январь
únor luty mały róžk veljača svečan лютий люты февраль
březen marzec nalĕtnik ožujak sušec березень сакавiк март
duben kwieceń jutrownik travanj mali traven квiтень красавiк апрель
květen maj róžowc svibanj veliki traven травень май май
červen czerwiec smažnik lipanj rožnik червень чэрвень июнь
červenec lipiec pražnik srpanj mali srpan липень лiпень июль
srpen sierpień žnjec kolovoz veliki srpan серпень жнiвень август
září wrzesień požnjec rujan kimavec вересень верасень сентябрь
říjen październik winowc listopad vinotok жовтень кастрычнiк октябрь
listopad listopad nazymnik studeni listopad листопад лiстапад ноябрь
prosinec grudzień hodownik prosinac gruden грудень снежань декабрь
Остальные славянские языки, подобно русскому, используют латинские названия месяцев

Итак, видим, что в отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские – связаны с хозяйственной деятельностью и погодными изменениями. Таким образом, они становятся интереснейшим материалом для этнографов, историков и собирателей фольклора. К тому же, славянские названия месяцев куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Впервые на Земле. Историко-просветительский проект АФН.

«Славянский календарь» Андрея Тюняева

Русские праздники

Славянские названия месяцев в году

Просинец - Январь

Сечень - Февраль

Сечень (Лютень, Просинец)

Просинец - «про-сиять» - означает возрождение Солнца. Середина зимы Просинец отмечают водосвятием. В этот день славят Небесную Сваргу - Сонм всех Богов. Излитая на землю небесная Сурья в этот день делает все воды целебными.

Время подсеки деревьев для очистки земли под пашню. Бокогрей - скотина на солнце выходит погреться. Называли его еще «межень» (межа между зимой и весной). Ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует. Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также «ветродуем» и «лютнем». В феврале бывают крупные морозы, которые соответственно называются: кащеевы (2 февраля), велесовы (11 февраля). Февральские оттепели.

Февраль – начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Именно в високосном году 29 февраля празднуется День Кащея . Февральские пятницы должны быть полностью посвящены отдыху и богине Макоше : в эти дни нельзя мужчинам работать в поле, а женщинам - прясть. С удлинением дня меняется образ жизни крестьян; они перестают работать при огне, женщины перестают прясть, начинаются приготовления к полевым работам.

Народные приметы:

Февраль три часа дня прибавит.
Январю батюшке морозы, февралю метелицы.
Февраль медведю в берлоге бок нагреет.
В феврале от воробья стена мокра.
Батюшка февраль пришел, мужик зиму перерос.
Февраль воду подпустит, март подберет.
От воробья стена мокра.
Вьюги, метели под февраль полетели!
Если ночью иней обметает деревья да столбы, то днем уже снега не выпадет.
Когда в феврале днем над лесом синь разлита - то говорят: «Это к теплу!».
Февраль холодный и сухой - август жаркий.
Если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето.
В феврале солнце идет на лето, а зима на мороз.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Как в феврале кликнется, так осенью аукнется.
Теплый февраль обманет и принесет холодную весну с заморозками.
Если глубоко промерзнет земля, а из проруби на реке вода прольется, лед на перекатах реки станет горами, грудами, длинные и толстые сосульки с крыш - быть хорошему лету.

Сухый - Март

Березол - Апрель

Березозол (Квитень)

Существует два варианта расшифровки названия этого месяца: первый – в месяц березо|зол(ь) славяне кормили землю золой Берёз, лишь после чего бросали в неё зерна; второй – Бере|зол охотничье старорусское название происходит от обще-арийских корней «бер» (медведь), «зол» – злой. То есть березол – это месяц злого (голодного, только что пробудившегося из спячки) медведя, в который и праздновалось пробуждение медведя.

Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной али осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают да поговорки, что хранит земля северная. О том в новой статье поведаем.

Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.

Сколько календарей было у славян?

Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои. На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!

Каргопольский календарь на переднике и сарафане

После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев .

Народные названия месяцев у славян

Славянские названия месяцев , будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.
Ну, а в народе начиналось время смотрин:

Чтоль по первой порошѣ,

Чтоль по первой порошѣ,

Шелъ парень хорошiй.

По другой порошѣ,

Бѣлой кудреватой.

Не путемъ шелъ, не дорогой –

Чужею межою.

Не чужею шелъ межою–

Къ сударушкѣ въ гости.

Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень

Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних: Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май). Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.


Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет! Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают. Что ждет осенью?

Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,

По изюмныя по красныя по ягодки,

Мы ходили-красовалися,

Мы гуляли-ликовалися!

Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень

Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

Соловьи жупятъ по-лѣтнему,

Птички жупятъ по-межонному.

Просидѣла красна дѣвушка

Со головки дорогу волю

Со косы да алы ленточки -

По прозванью косоплеточьки.

Хоть сидитъ не отсидитися.

Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень. Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.


Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень

Завершает год декабрь, Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!

Лето 7521 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
Земной Путь (Путь Волка)

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый “старый стиль”. Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем “старый” Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор и, чтобы он стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов - Даарийскому Круголету Числобога , по которому ещё не так давно жили наши Предки.

Наше летоисчисление не связано ни с Солнцем, ни с Землями, ни с Лунами, ни со Звёздами, а связано с Законами Творца Единого. Ибо Солнца, Звёзды, Земли и Луны убыстряют и замедляют свой ход, а Законы Творца Единого НЕЗЫБЛЕМЫ, и за соблюдением их наблюдает Числобог, который является хранителем Рек Времени.

У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие...

Сейчас у нас идёт Лето 7520 от Сотворения Мира в Звездном Храме, но это совершенно не означает, что наш Мир был сотворён 7520 лет назад...

Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась "новыя система отсчета".

Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи(Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено ввиде образа - Белый витязь на коне поражает копьём Дракона. (сейчас этот образ трактуют, как Георгий Победоносей побеждает древнего змия... хотя этот самый Георгий никакого отношения к древним событиям не имеет... тут просто факт использования христианами древнего образа в своих целях).

Наш календарь или как мы говорим Коляды Даръ, был запрещен Петром Первым 307 лет назад. В Лето 7208 он издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату - 1700 год.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.Вот эту дату и выбрал Петр Первый... он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.

Небольшой комментарий . При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа... в основном всё общение шло на немецком и голандском языках.
Так вот слово Год (God) на этих языках, означает Бог... т.е. своим указом Петр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше...

Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались - Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга - сколько тебе лет, а не сколько тебе годов...

Кроме того... Пётр, не просто сменил старые календари на новый... Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло.Сейчас мало кто помнить, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.

До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий от победы над древними китайцами, и даты всегда записывалась буквицей... это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия... если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка. Не зря же императрица Екатерина II говорила:" Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели".

Вот краткий список, используемых Славянами-Староверами, календарных форм :

Летоисчисления соответствующие 2011-2012 гг .
Лето 7520 от Сотворения Мира в Звездном Храме
Лето 13020 от Великой Стужи (Великого Похолодания)
Лето 44556 от Сотворения Великого Коло Рассении
Лето 106790 от Основания Асгарда Ирийского
Лето 111818 от Великого Переселения из Даарии
Лето 143002 от периода Трех Лун
Лето 153378 от Асса Деи
Лето 165042 от Времени Тары
Лето 185778 от Времени Туле
Лето 211698 от Времени Свага
Лето 273906 от Времени х’Арра
Лето 460530 от Времени Дары
Лето 604386 от Времени Трех Солнц...

Эти системы не отменяют, а дополняют друг друга... каждая последующая является продолжением предыдущей календарной системы.Можно продолжать и далее, но хотелось бы на время отойти от сути и рассказать, как и когда появился на Руси 12 месячный календарь.

Как я уже говорил ранее, Славяне и Арии использовали другие системы календарного счисления, нежели принятые сейчас. Поэтому наверное будет интересно, кто и когда задумал переход на иную календарную систему систему и с чем это было связано. Сначала вкрадце об календарных системах Европы и Скандинавии.

У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У кельтов и скандинавов изначально был 9-и месячный календарь, но в последствии он был заменён 24-х месячным. Это было связано с постоянно изменяющимися климатическими условиями и полным переходом на руническую форму письма.

После перехода, каждый месяц обозначался своей руной, из т.н. Футарха (сборника Рун). Месяца отличались по продолжительности, так 1 месяц был 14 дней, 2 месяц - 15 дней и 3 месяц -16 дней... потом данной чередование повторялось.

Такое чередование впервую очередь было связано с фазами Луны, переодичной которой - 29,5 дней... таким образом первые 4 месяца Рунического календаря (14+15+16+14=59) соответствовали 2-м полным лунным месяцам (29,5+29,5=59)... а дальнейшая система чередования месяцев соединяла между собой лунные фазы с солнечным календарём... таким образом год Рунического календаря содержал 360 дней.

Но так как в Рунике была еще и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре... в конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25 месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней.Этот 25 месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, также как сейчас это делают при помощи високосного года.

На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены. Они тоже пользовались 9-и месячным календарём.

Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне, принесли с собой свои календарные системы... В последствии появились и новые системы, например греческие "Олимпийские циклы" или латинские "Календы от Основания Рима" . Латиняне пытались навязать Расенам, свою календарную систему, а когда эта затея провалилась, латиняне объявили Этрусков глупыми, решили просто уничтожить Расенов.

Вот это большое многообразие календарных систем, иногда вводило большую путаницу в определение "больших торговых дней", поэтому в 45 г. до н.э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена "новая" Календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи. Я не зря написал слово "новая" в кавычках, ибо за её основу был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом появился всем известный Юлианский календарь.

А теперь представте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты.Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно опредлить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали".

Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый - Юлианский.

Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому-что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же еще начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а начале весны.

Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.


Только в таком виде, христианам удалось назязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана таже реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.

Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий... древний Славянский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря.


Потому-что, по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать только о церковных праздниках, и о событиях прошлого произошедших далеко от славянких земель.

А старый календарь , нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхоз работы, и другие дела, ведь одними молитвами сыт не будешь.

Таким образом на Руси параллельно существовали 2 календарные системы, старая и новая.


Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего неустраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния...

Например: дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М., таким образом разница между Славянским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря - 5507 лет.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.

Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.

Так например:
День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер -Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка... и т.д.

Но больше всего церковные и светские власти неустраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия... Христианское Новолетие 1 марта, и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.

Никакие запреты Славянского календаря не помогали, а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских свещенников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.

Чтобы вредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря . Церковный календарь стал считаться - официальным, т.е. государственным, а старый календарь - народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христанской Церкви до сих пор...

В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.

Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года.

Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.

В Лето 7208 (1699) Петр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ:
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

И так, мы возвращаемся к Славянскаму календарю, который отменил Петр Первый...

Несмотря на свою необычность, для современного восприятия, особенно когда в основе календаря везде прослеживается 9, эта календарная система, наиболее точная и удобная из всех существующих на данный момент календарей. Я понимаю, что моё заявление звучил голословно, но я постараюсь в своём дальнейшем рассказе подтвертить это завление. Тем более за последние несколько десятков тысяч лет, этот Славянский календарь иначе называемый "Коляды Дар "не "убежал" и не "отстал" ни на один день...

И так начнём с простых данных.

Коляды Дар , содержит три природных сезона: Оусень, Зима и Весна .
Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется - Лето. Лето состоит из 9 месяцев , таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца.

В календаре есть два понятия: Простое Лето и Священное Лето . Они составляют Круг Лет, в котором 15 простых и 1 Священное Лето.

Девять Кругов Лет , составляли Круг Жизни , который состоит из 144 лет. Эти повторяющиеся циклы, называют Круголетом Числобога .

Простое Лето состоит из 365 дней, все нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные - по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
Священное Лето состоит из 369 дней, все месяцы содержат по 41 дню. (9х41)=369.

Новолетие приходится на 1 день второго месяца Оусени, т.е. на День Осеннего Равноденствия. Это как правило связывают с тем, что весь урожай был собран, закрома наполнены, и новое Лето начиналось с полного достатка.

Кроме того, самые важные события было принято принимать именно в Новолетие. Так например, мирный договор с Великим Драконом (древним Китаем) был подписан именно в Новолетие. Это было очень удобно для введения новой точки отсчета мирной жизни, при чём, на основной календарной системе это никак не отражалось. Ведь Сотворение Мира (между народами), произошло в 1 день 1 месяца Лета 5500 от Великой Стужи.

Таким образом, 1 день 1 месяца Лета 5501 от Великой Стужи, одновременно стал и 1 днём 1 месяца Лета 1 от Сотворение Мира, а так как мирный договор был подписан в Лето носящее название - Звездного Храма на Круголете Числобога, то и название нового Летоисчисления стало - от Сотворения Мира в Звездном Храме.

Неделя Славянского календаря также состояла из 9 дней. Они несли числовую форму и назывались: Понедельникъ, Вторникъ, Тритейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица, Неделя.

Это было очень удобно, все нечетные месяца Простого Лета начинались с одного дня недели, а всё чётные с другого.А так как Священное Лето состоит из 41 недели, то и следующий Круг Жизни, начинался с того же дня недели, что и Священное Лето.Таким образом, каждый Круг Жизни, т.е. цикл из 144 лет, начинался с Понедельника.

То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова.

Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
(Конек-Горбунок)

Вот осьмица уж прошла
и неделя подошла.
(Каменная чаша)


Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский имел Руническую форму отображения, т.е. изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.

Для тех кто не знает, Руна, это не буква и не слог... Руна - это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а уже позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.

В славянской культуре названия месяцев связывались с наблюдавшимися в определенный отрезок времени явлениями природы или человеческой деятельностью. Январь - году начало. По страде вырубки леса январь нарекли сечнем от глаголов «сечь», «тыкать», «ткнуть»(сечь снегом и морозами). Славянам приходилось рубить леса зимой, чтобы подготовить к весне новые площади для посевов.

В народе про январь говорили так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Году запевка, его начало и зачин, зиме середка, середина и середка, вершина зимы и ее макушка. Это месяц ярки х звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, темная зорька года, а также месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов- переметов.

Близкое родство первого месяца года с весной народ отметил поговоркой «Январь – Весне дедушка». Поэтому на новогодних праздниках Деда Мороза сопровождает юная дочь Весны – Снегурочка.

По древнеславянскому календарю февраль – сечень, сечан: он рассекает зиму с летом. Долгое время на Руси февраль был последним месяцем в году, поэтому его называли межнем – календарной межой между годами, между зимой и летом. В Древней Руси февраль за крепкие морозы и неистовые метели звали ветродуй, вьюговей, лютый, лютой, лютень. Эпитет «лютый» прилагался в древности к волку, поэтому этот месяц, как и январь, считался волчьим временем, временем волчьих свадеб, брачных игр у зверей и птиц. Февраль – венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметательный. Это месяц неожиданностей, погодных перемен – зимобор, потому как с зимой борется.

В народе про февраль говорили: пора слепящего солнца и весна света; дедушка апреля и предчувствие, прелюдия, предтеча весны, ее запевка; последний месяц зимы и недотрога; переменчивый месяц, широкие и кривые дороги.

Февраль накапливает вторые за зиму снега, намораживает вторые льды. Поэтому живут и такие народные определения: снегосей – снега сеет и сеет без конца и края; снежень, снежен, снежа – по обилию пышных и снежных сугробов; крутень – за частые бураны и поземки, вьюги и метели; бокогрей, бокогреюшка – начинает с боков пригревать солнышко; враль – обманчивый месяц, один бок греет, а другой студит.

Современное название марта пришло из Византии. В Древней Руси его называли березынь, березень, березозол - злой для берез, так как в этом месяце жгли березу на уголь. А еще соковик - как напоминание о березовом соке. За яркие зори, игру лучистого солнца на оседающих снегах, первые кучевые облака март носит имена солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: капелюжник, капелюшница, капельки, капитель, капельник.

Протальником, дорогорушителем, водотеком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на землепервых проталин и пргалин, разрушения зимних путей - дорог – «снега плюшит настом». Свистуном, свистухой и веироносом назвали его за свист холодного ветра.

От просыхающей земли теплый пар поднимается, пахучим ветром тянет – отсюда еще и парник. Получил он и названиеогородник, потому что на огород позвал, замачивать семена, проверять их на всхожесть. Март – весновка, весновей, первенец весны, вестник теплых дней.

Хотя с крыш в марте и капает, «за нос мороз еще крепко цапает». Недаром его называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором – он с зимой борется. Он жжжже катыш, детворе утеха – «зима на исходе, торопись на санках кататься вволю».

Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетнем и пролетьем, грачевникома – по времени перехода к весне и лету, прилета первых вестников весны – «март грачей пригнал». Разнопогодник он потому, что неверен и коварен, как копризная девушка: то заплачет, то засмеется.

Изначально в Древнем Риме апрель, четвертый месяй календаря, назывался по своему порядковому номеру в году квартидилисом. Позднееего посвятили богине красоты Венере и дали имя априлис – от латинских «открывать», «раскрывать свои дары», «расцветать», так как в этом месяце весны раскрываются почки на деревьях и распускаются цветы.

В Древней Руси вместо апреля был цветень – по началу цветения растений. В нескольких славянских языках апрель представлен как березозол, березозоль, березозор. Означает «злой для берез» - за заготовку березового сока.

Называли апрель и березень, что означает цветение берез. За непостоянство погоды, ее изменчивый характер апрель на Руси получил немало народных прозвищ: капризник и обманщих, плут и лукавец, который посвоему погодой распоряжается. За обилие воды – снегогон и снегосгон, снеготок и канун половодья, водолей и водопол, вешние воды и весна воды, месяц живой воды и ледолом, капельник.

А еще апрлель – парильник, первенец года с положительной средней температурой воздуха, «землю парит, земле пару поддает». Он и пролетень – предвестник лета. И красная горка, с которой солнце и лето вкатятся. Но не только поютому апрель на особом счету. Главное – с ним связаны весенние полевые работы, сев. Это ог нем сказано: «Вешний день год кормит».

Вмае земля надевает свой лучший наряд. Это отражено и в древнеславянских наименованиях месяца – травень, травный, цветень, розацвет, розоцвет, майник.

На Руси май издавна зовется листопук, мур, росеник, пролетень. Листопук от «лист» и «пук травы», так как в это время появляются молодые листочки, а землю покрывают густые травы. Имя мур связано с появлением травы- муравы. «Замуровень» означает «зазеленеть». Росеник – от обильных майских рос, а пролетень (летень) – это преддверие лета, конец весны.

Кроме того, май – ключ ключ ко всему году: ранопашец – пора сева, угарный месяц, в поле много работы. Но на май и светодень – месяц – праздник, месяц птичьих песен и устройства гнезд; все поет, радуется весне, ее светлым дням. Он же и макове – запламенели алые маки.

У мая много народных прозвищ и поэтических образов: юность года и сердце весны, зенит весны и ее венец, апогей весны и торжество весны зеленой, ее самая заветная пора, месяц дождей, месяц лесных сказок и весна зеленого шума.

Июнь – сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. Он – починальник лета, первенец, заигрыш. Его приход знаменует собой конец пролетья (прилетья), начало лета, перволетье. В древнерусском календаре он светозар, то естьозаренный светом. За обилие света, сочную зелень, переливы красок цветущих лугов называли июнь в народе светлояром, цветущим, розан – цветом, разноцветным месяцем. Изначально он посвящался юности, олицетворял молодость и счастье жизни – медовый месяц природы!

В Древней Руси он назывался изок, то есть кузнечик. Июнь красен солнцем и теплом. Соответственно зимнему повороту солнца он кресник – от слова «крес», озаряющий небесный огонь (солнце) оживляющий. В июне происходит солнцеворот, когда солнечное колесо, достигнув наибольшей высоты, начинает опускаться вниз. Поэтому июнь – месяц лучистого солнца, самых длинных дней, белых ночей, светлейший месяц года – млечень.

Июнь имеет и такие названия – червень, червец. Червец (червь) служил сырьем,из которого добывали красную краску, образовалось слово «червец», «червлень», что равнозначно современному понятию «красный». Еще июнь песенный и благодатный месяц, хлеборост и скопидом; хлебородный, он копит урожай на весь год, богатит наш дом. Июнь и румянец года, так как неспешно перегорают зори с их алым отсветом.

Июнь – первотравье. В нем две радости для людей: трава на земле и лист на дереве. Называют июнь и муравьинником. Это время длинных трав и сенокосов, удивительно ярких цветов – разноцвет, розник. Он так же и земляничник – в июне созревает сладкая ягода.

«Июль – владыка лета». Славянские народы седьмой месяц года нарекли седмиком. Первое его имя на Руси – липец: это период цветения липы. Июль – краса лета, его надежда, середина цвета, зеленое пиршество года, месяц душистых ягод, медовых трав, щедрый сладкоежка, буйный, пышный и многоцветный.

Кроме того, июль в народе называли сеноставом – сгребают и складывают сенов стога; жарником – как самое знойное время года; сенозорником: в ранние зори косят луга; серпнем – по зажину хлебов; прибирихой и страдником – проводит уборочную страду; грозником и грозовиком – из-за частых ливневых дождей и гроз. В народе говорят что июль «молнии мечет, дубы калечит». Июль также косень и косач, сенокосник и сенокосец, зеленая страда и баловень внезапных и скоротечных дождей.

Июль – центральный месяц лета, зенит тепла, краса светозарная, солнце в июле ликует. Не случайно его величают сенозарником – «на травах роса – легче ходит коса», «коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить», «жатва – время дорогое, никому тут нет покоя».

В древней Руси август был шестым месяцем, и называли его серпень: в эту пору жали хлеба серпами.

У августа много народных прозвищь: государь страды, собериха – припасиха, самый щедрый месяц; государь – густоед, богатый месяц, хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. «Густырь», - записал В.И. Даль об августе во Владимирской губернии и сделал пояснительную пометку: «Всего в избытке, густо едят».

Старинные месяцесловы именуют август зорничником, зарником, зарничником – от слова «зорить» (зреть) или от ясных зорь и ярких зарниц. Еще он горячий месяц жатвы, живень – по разгару хлебной уборочной страды; ленорост – потому как «припасает холст» и ленораст – « расстилает лен по росной траве».

В Древней Руси сентябрьназывали по примеру римского календаря – септемврием, септябрем. Встречаются и другие названия: вересень, вресень – по времени цветения медоносного вересна, невысокого, вечнозеленого кустарника, распространенного на Полесье, в лесах и частичнов лесостепи. По другой версии слово вересень произошло от украинского «врасенец» - старинного названия инея, появляющегося иногда в сентябре.

По-древнерусски сентябрь – рует, то есть желтый, потому что в сентябре много желтого цвета, желтизны.

Ревуном и дождезвоном прозвали сентябрь на Руси за гон лосей, непогоду и дожди-водолей. Зоревником, зоревиком, зоревом, северняком, груднем – за то, что нередко бывает пасмурно, холодно. За первые холода считали его родным дедом ноябрю – ледню. Хмурнем звали за угасание солнца и частое ненастье.

Сентябрь – первенец и новосел осени, зачин осени, ее запевка, месяц грибов, зенит грибной поры, молодой, свежий и бодрый; мокропогодня, но сверх прочих плодородныя пора.

Сентябрь – золотое лето, бархатный месяц с зеленым золотом, златоцвет, листопадник, листопроводник «лето провожает), румянец осени, чародей цвета, самый пестрый месяц.

Сентябрь – рябинник: рябина – именинница, она становится сладкой. Это месяц особой активности синиц, массового отлета птиц в теплые края.

У древних славян октябрь считался восьмым месяцем и назывался листопадником, листопадом – месяц опадающих листьев. Другое старинное наименование окрября – грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Он также грудень, месяц голой остывающей земли; зазимник – начинаются зазимки, холода; предзимье, позимник – преддверие зимы.

На Руси его нарекли листобоем, желтнем – это время пожелтения листвы, золотой осени.

По занимаемому в году месту октябрь – самая середина осени, коренной осени месяц, глубокая осень. По состоянию погоды называли его кисельником и крутевертом. Он самый хмурый месяц, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега, месяц близкой пороши и первый суровый месяц.

Еще октябрь – хлебник и древопилец; обирают последние плоды и проводят сезонные сельскохозяйственные работы. Он и капустник – пропах капустой.

По окончании основных работ в полях и садах в октябре выпадало время для праздников, молодежных вечеринок, свадеб. Октябрь – время удач и любви, считался свадебником: «месяц ненастья – начало семейного счастья». Свадьбы именно «играли», так как была ярким зрелищем с разнообразными ритуалами и церемониями, песнями и плясками, ряжеными.

В Древне Руси ноябрь первоночально был девятым месяцем. С XV века до 1700 года он занимал третье место в году и лишь потом переместился на предпоследнее.

Древние наименования ноября – грудень, груздень, груднь, груден, потому что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами (кочками) лежит на дорогах. В русских говорах «груда» - «мерзлые колеи на дороге, мерзлая кочковая грязь поголу, кочки, колоть».

Есть у ноября и другие названия: снеговей, листопад, листогной, мочарец, бездорожник, полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы, ее запевка и ворота.

Кроме того, ноябрь – конец осени, месяц ветров, время сева лесных семян, задумчивый, тихий и грустный месяц. А еще он листокос: ветер и мороз вершат золотой покос последних листьев; пестрый месяц – чернотроп, снег слякоть; зазимье – первые морозцы и легкий снежок; бедовый месяц, запевка холодов и курятник – режут кур.

Это месяц последней живой воды и молодого звонкого льда, ледостав и ледовый кузнец, сентябрев внук октябрев сын, декабрев брат и зиме родной батька(батюшка), месяц зимних прилетных гостей и перволедья, канун ледостава и студень.

Предназначение ноября – соединить глубокую осень с устойчивой зимой. В народе это выражается так: «В ноябре осень – жируха со злюкою зимой борются». Уже скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам да по веретейкам. Но урожай собран и засыпан на долгое хранение. И морозко никому не страшен.

Древнеславянские имена декабря – студен и студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет. Другой вариант – хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще – грудень, так как грудами лежит смерзшаяся земля.

В русских говорах декабрь величают поэтически – ветрозвон и ветрозим, ознобень и заверняй, заморозь и тянуга – настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами. Ветром гнет, замораживает воды, глаз снегами тешит да ухо морозом ревет. Это студеный, студный месяц – стужило и стужайло; ледяные и морозные ворота зимы; лютовей и лютень – лютует матушка зима.

В декабре замерзают реки, поэтому он ледостав и ледостай, заледки и редостав. Он год кончает, зиму начинает – полночь года, самый темный месяц, темная ночь года, шапка зимы, канун новогодья. К тому же декабрь – снегириная пора: появляются зимние гости – снегири и свиристели.

Иногда на Руси называли его просинец: в холодном небе нет-нет да и проглянет голубая просинь. Декабрь – месяц самых больших волчьих стай и первых белых троп. За глубокие снега его называют снежань.