Тестовое задание должно. Тестовые задания — теоретические основы и методические советы

  1. При создании тестов для проверки остаточных знаний по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний обучающегося/студента на основании программы дисциплины определяется область содержания теста и цели тестирования .

План теста (Приложение 1) для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации – по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ГОСом по профессии/специальности.

3. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

4. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

  1. При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 3-х) по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактической единице) исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе.

Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.

Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.

Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

Среднее время на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

  1. Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:

Соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине (базовая часть тестовых заданий –70%- 85%), а также включение дополнительных тестовых заданий (вариативная часть тестовых заданий – 15%-30%).

Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

Необходимо проверять соответствие содержания тестовых заданий знаниям, навыкам и умениям, оцениваемым у студентов.

В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).

  1. Спецификация теста включает :

Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер его применения.

Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.

Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.

  1. Рекомендации к формулировкам тестовых заданий

Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.

Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

  1. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Форма задания

Текст задания (вопрос)

Ответ

Утверждение 1

да

нет

Утверждение 2

да

нет

Утверждение 3

да

нет

... ...

Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы;

5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

8. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

10. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

11. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

12. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

13. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

14. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

15. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

16. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

17. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

Вопрос (утверждение):

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (ие) варианту (ам) правильного (ых) ответа (ов).

3. Задания на восстановление соответствия.

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:M (одному элементу первой группы соответствует М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в 1,5 раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос:

Варианты ответа:

Столбец 1

Столбец 2

Ответ: А. 3. Б. 2. В. 5. Г. 1. Д. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Задание.

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос.

Варианты ответа.

1. А.

2. B.

3. С. ……. Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Преимущества заданий закрытого типа

Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

Возможна машинная обработка ответов.

Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования

Задания открытого типа

Требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Отсутствующий элемент (правильный вывод) в задании открытой формы вводит тестируемый на месте прочерка и/или в специальном поле, хорошо видимом испытуемым.

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

Ответ: провайдер.

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

Ответ: сетевой протокол.

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки.

  1. Критерии выставления оценки

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся/студент ответил на от 55 до 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся/студент получил от 71 до 85%. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся/студент получил 86% и более.

Основные типы химических реакций

3.2, 3.3

Периодическая система Д.И.Менеделеева и свойства химических элементов

Химическая связь и строение вещества

Химическая кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)

2. 2.3

Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.

2.1,

Дисперсные системы. Общие свойства растворов. Энергетика растворения.

А10

Состав растворов. Массовая доля. Молярная концентрация.

1.1,

А11

Растворы электролитов. Диссоциация кислот, оснований, солей.

А12

Кислотно-основные реакции. Гидролиз солей.

Всего

*Примечание. Виды тестовых заданий:

1 - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

2 - задания открытой формы, т. е. без указания ответов (дополнения и свободного изложения)

3 - задания на установление соответствия

4 - задания на установление правильной последовательности

5 – задания альтернативных ответов


9. В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой, например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

10. Ни в тексте, ни в вариантах ответов не должно быть подсказок.

11. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

12. В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.

13. Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы.

Базовые требования к тестовым заданиям

1. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

2. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

3. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов.

4. Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.

5. В содержании тестового задания определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.

6. Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

7. При конструировании тестовых ситуаций необходимо применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

8. Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

9. Среднее время заключения испытуемого на тестовое задание не должно превышать 2,5 минуты .

Требования к содержательной части тестовых заданий

1. Тестовое задание должно быть представлено в форме свернутого краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требование задания.

2. Содержание задания должно быть выражено предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний.

3. В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

4. Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время формирования заключения испытуемого со средним уровнем обученности составляет 2,5 минуты .

5. В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

6. Длительность тестового испытания не должно превышать 1 академического часа.

7. Количество тестовых заданий в одном варианте не должно превышать 18-20 тестовых и практических заданий.

2.3. Формы тестовых заданий

Тест представляет собой систему заданий, которые принято называть тестовыми заданиями . Тестовое задание направлено на проверку определенного элемента содержания и должно отвечать ряду требований.

Структура тестового задания следующая:

стандартная инструкция по выполнению задания;

эталонный ответ и правила для оценки его выполнения. Некоторые ученые используют понятие предтестовое задание, под-

черкивая, таким образом, разницу между заданием разработанным, но еще не апробированным, и заданием, прошедшим апробацию на репрезентативной выборке и подтвердившим свои запланированные качественные и количественные характеристики по результатам тестирования и статистической обработки. Поэтому тестовое задание в данном случае будет определяться следующим образом.

Предтестовое задание называется тестовым, если апостериорные количественные оценки его характеристик удовлетворяют определенным критериям, нацеленным на проверку качества содержания, формы и выполнения системообразующих свойств заданий теста.

Все разнообразие тестовых заданий, используемых в тестовом контроле (практике педагогических измерений), можно свести к четырем типам и их модификациям. В отечественной и зарубежной тестологии принято выделять следующие виды тестовых заданий (рис. 2):

1) задания закрытой формы (с множественным выбором; задания с выбором одного правильного ответа);

2) задания на установление соответствия ;

3) задания на установление правильной последовательности ;

4) задания на дополнение (открытые задания) ;

5) задания свободного изложения .

Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание , умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ .

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание .

В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение .

Все дистракторы должны быть подобраны умело.

Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте ( длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ .

Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.

При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

  • правильность;
  • репрезентативность;
  • соответствие современному состоянию науки и методики;
  • сбалансированность содержания теста;
  • тематическая направленность;
  • вариативность содержания;
  • доступность;
  • соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.
  • Будучи в поиске работы, я выполнил тестовое задание по запросу одной компании-работодателя, - рассказывает копирайтер Денис Борисов. - Руководство показалось мне адекватным, да и задача была не особенно сложной - написать два поста с афишами мероприятий компании для её сообществ в соцсетях "Вконтакте" и "Фейсбук". Меня сразу должно было насторожить, что мероприятия, которые я описывал, не состоялись ранее, а только планировались. Второй момент, на который мне стоило обратить внимание, - всё общение мы вели только по почте, у меня не было даже номера телефона потенциального работодателя (он откликнулся на моё объявление о поиске работы в Интернете).

    Дмитрий Борисов написал для этой компании два анонса, потом ещё несколько - все они появились в группах компании в соцсетях. Потенциальный руководитель спросил его, сколько он хочет получить за свою работу, он назвал сумму в полторы тысячи рублей.

    После этого руководитель сообщил, что сейчас на работе аврал, но когда они разберутся со своими делами, сразу же вышлют гонорар. И исчез. Пост в соцсети - это, конечно, мелочь, но каково тем, у кого крадут серьёзные аналитические статьи или планы развития отдела или компании, например? В итоге я всё-таки смог найти работу в качестве редактора рубрики на информационном портале о безопасности, но всем соискателям советую быть начеку при выполнении тестовых заданий, - заключает Денис Борисов.

    Итак, учимся распознавать намерения работодателей по тестовому заданию.

    Мы не берём на рассмотрение случаи откровенного мошенничества, когда соискателя просят перевести определенную сумму якобы для отправки договора на подписание или для оплаты работы курьера, который доставит тестовое задание прямо к порогу вашей квартиры. Тут рецепт простой - если у вас под каким-либо предлогом просят деньги, значит связываться с таким "работодателем" не нужно.

    А вот с выполнением тестового задания того или иного объёма всё немного сложнее. Большинство работодателей проверяют ваши способности без злого умысла. По словам Марины Хадиной, руководителя карьерного направления HeadHunter, так происходит в 99% случаев. Прежде чем начать подозревать компанию в недобросовестности, нужно понять, что предоставить свои интересные идеи - ещё не значит их реализовать, а это вы сможете сделать уже будучи трудоустроенным на желаемую вакансию.

    Однако вероятность попасть в оставшийся 1% заставляет ищущих работу изрядно понервничать. Особенно трудно тем, кто уже попался в эту ловушку однажды и теперь опасается любых тестовых заданий, даже самых небольших. Негативный сценарий, как правило, один и тот же, вне зависимости от сферы. Кандидата могут попросить написать пять (тут у кого на что наглости хватит) текстов на заданную тему при попытке трудоустроиться на позицию копирайтера или редактора сайта. После выполнения задания в приеме на работу отказывают, а спустя время вы видите свои труды на сайте компании без указания авторства. О компенсации, конечно, речи не идёт. Также соискателя могут попросить: написать сценарий передачи, нарисовать несколько вариантов логотипа, разработать макет сайта или концепцию развития отдела или компании.

    Распознать неэтичного работодателя можно по следующим признакам: он предлагает вам представить законченный продукт "от" и "до", ставит в очень конкретные рамки и много раз просит доработать задание, делая его всё сложнее, - говорит Ирина Святицкая, руководитель сайта Career.ru.

    А по словам Елизаветы Надеева, менеджера по работе с клиентами Coleman Services, кроме вышеуказанного, вас должны смутить предложения решить кейсы с очень подробными условиями и цифрами, требующие больших временных затрат для проведения аналитической работы и подготовки презентации/предложения. Также недобросовестные работодатели могут попросить соискателей предоставить развёрнутое решение кейса (диск с презентацией, расчеты, детальный план и т.д.). Если речь идет о переводе статьи, то обратите внимание на объём текста - он не должен быть слишком большим и должен носить общий характер или быть неактуальным.

    Чтобы было проще разобрться, что есть норма в тестировании кандидатов, Елизавета Слученкова, старший специалист по подбору персонала Kelly Services, напоминает:

    • Всегда есть возможность использовать для оценки уровня специалиста уже опубликованные материалы, если у него имеется опыт работы. Например, при устройстве в ИТ-компанию готовые коды и созданные сайты будут достаточным показателем вашей квалификации.
    • Хороший работодатель постарается дать задание "здесь и сейчас". "Домашнее задание" часто выполняется с чьей-то помощью или списывается из Интернета, поэтому проверять навыки кандидата лучше всего в режиме реального времени. Проверка кандидата в таком случае должна заключаться в решении какой-то практической ситуации, а не состоять из академических вопросов.
    • Иногда работодатели в качестве тестовой задачи могут предложить реальную рабочую ситуацию (не с целью использовать ваши знания, а просто чтобы ничего не выдумывать). Но тогда соискатель должен не решать задачу "от и до", а только смоделировать ситуацию, составить план, определить количество времени, необходимого для решения этого вопроса. Сам подход к работе, её организация - это тоже показатель вашей квалификации.
    • От соискателей на руководящие должности может потребоваться составить график, презентацию. Например, кандидату на должность коммерческого директора могут предложить наметить план продаж. Вы можете создать этот план, но комментарий к нему должен быть устным, чтобы ваши идеи никак не использовались. Презентация и графики должны послужить лишь иллюстрацией к вашим знаниям.

    Если то, как именно вы должны выполнить тестовое задание, заранее не прописано, Ирина Святицкая рекомендует перенести его в сознательно вымышленные условия - так вы сможете продемонстрировать творческий подход, но ваши идеи будет невозможно применить в конкретной компании. Кроме того, делая тестовое задание, всегда прописывайте возможность дальнейшей проработки вашей идеи после найма. Другим словами, покажите ваш потенциал и готовность реализовать его на практике - тестовые задания существуют именно для этого.

    Устраиваясь на работу, необходимо заранее решить для себя, на что вы готовы ради заветного места.По мнению Елизаветы Слученковой,если человек находит "вакансию мечты" и понимает, что конкурс на неё будет серьезным, он должен настроиться тратить время на тестовые задания, на собеседование в несколько этапов - это неизбежно. В крупных компаниях типа Google этапы собеседования могут стать в итоге полезным опытом сами по себе, вне зависимости от результата.

    Да, риски есть, есть компании, которые пытаются за счёт кандидатов решить свои вопросы. Но можно с этим бороться, надо делиться опытом друг с другом в Интернете, - говорит Слученкова.

    Могу сказать, что во многих крупных компаниях тестирование является обязательным этапом прохождения собеседования. Однако следует помнить, что отказ от прохождения теста, неважно, по каким причинами, для работодателя может явиться причиной для отказа от дальнейшего рассмотрения кандидата, - предупреждает эксперт.

    Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

    Прежде чем мы перейдем к принципам разработки тестов, необходимо сделать ряд замечаний.

    Различия между тестом и заданиями в тестовой форме

    В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).

    Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).

    Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.

    Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».

    В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:

    • краткость;
    • технологичность;
    • определённость цели;
    • логическая форма высказывания;
    • определенность места для ответов;
    • одинаковость правил оценки ответов;
    • правильность расположения элементов задания;
    • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
    • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

    Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.

    Формы тестовых заданий

    Кроме того, принципы разработки тестовых заданий (заданий в тестовой форме) связаны с их формами. Разные авторы по-разному классифицируют формы тестовых заданий. Положение усугубляется тем, что каждая автоматизированная система для проведения тестирования называет одни и те же формы по-разному. Обобщим все многообразие форм тестовых заданий следующей классификацией.

    1. Верно/Неверно (Правда или Ложь, от анг. True or False) – содержит утверждение, с которым обучающийся должен либо согласиться, либо нет.

    Например:

    Первым президентом США был Джордж Вашингтон

    1. Верно
    2. Неверно

    В ЕГЭ подобные задания встречаются в КИМах по иностранным языкам в заданиях на аудирование: учащиеся слушают текст, далее переходят к заданиям типа Правда или Ложь.

    Данная форма тестовых заданий самая простая как для составления преподавателем, так и для ответа обучающимся. Такие формы задания характеризуются высокой степенью угадывания правильного ответа.

    2. Множественный выбор (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов). Эта самая распространённая форма тестовых заданий. Она содержит утверждение (вопрос) и альтернативные ответы.

    Для заданий с выбором одного правильного ответа рекомендуется не менее 4 (если меньше, то вероятность угадывания правильного ответа увеличивается) и не более 6 (трудно придумать правдоподобные альтернативы).

    Для заданий с выбором нескольких правильных ответов рекомендуется не менее 6 альтернатив.

    3. Задания на установление соответствия. Оно представляет собой набор элементов в двух столбцах – обучающемуся нужно установить соответствие между элементами левого и правого столбцов. Наличие заголовка для каждого набора столбцов является обязательным – он позволяет учащемуся не тратить время на обобщение элементов в столбцах и сразу перейти к упражнению.

    Сравните:

    1. a) Ярлык
    2. b) Улус
    3. c) Волостень
    4. d) Порок
    5. e) Плинфа
    1. Стенобитное сооружение
    2. Кирпич
    3. Ханская грамота
    4. Правитель волости
    5. Владение

    Тоже задание, переформатированное с учетом специфических требований:

    Как мы видим, во втором случае задание более читабельно, его смысл легко улавливается. Обратите внимание, что, например сервис OnlineTestPad и некоторые другие позволяют добавлять такие заголовки. Другие (как Moodle) не обладают таким функционалом. В этом случае необходимо писать полную инструкцию, например, «Установите соответствие между ….и….»

    В бумажных тестах такой формы заданий для правильного ответа предлагается заполнить специальную табличку. Вариант со стрелочками считается менее технологичным для проверки, поэтому его следует избегать.

    2 3 4

    Также желательно устанавливать нечетное количество элементов левого и правого столбца, чтобы последний элемент выбирался не методом исключения.

    Посмотрите на это задание:

    Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности (по возрастанию) их деятельности

    Дмитрий Пожарский

    Алексей Ермолов

    Михаил Скобелев

    Алексей Орлов

    Это тоже задание на установление соответствия, точнее, его разновидность – задание на установление правильной последовательности. Ряд зарубежных исследователей склонны к такому объединению. Именно поэтому, например в Moodle мы не найдем такой формы. Но ее легко можно сконструировать из задания на установление соответствия. Для наглядности немного переформатируем предыдущее задание:

    Мы видим классическое задание на соответствие, просто левый столбец представляет собой числовой порядок. Правильные ответы обучающийся также заносить в специальную таблицу.

    2 3

    Иногда описанные выше задания верно-неверно, множественного выбора и соответствия объединяют в группу заданий закрытого типа , которые обладают следующими общими чертами:

    • Присутствует в явном виде правильный ответ, его нужно просто выбрать тем или иным способом;
    • Ответы на вопросы можно угадать (вероятность угадывания вырастает с уменьшением количества альтернатив);
    • Ответы можно припомнить
    • Ответы можно подобрать логически, откинув явно неправильные альтернативы.

    5. Дополнение (краткий ответ). В этих заданиях учащемуся необходимо дописать правильный ответ. Иногда такой тип заданий называют заданиями открытого типа. В отличие от рассмотренных выше форм тестовых заданий, такие стратегии как угадывание, припоминание правильного ответа и др. «не работают». Поэтому данный тип задания считается более трудным для обучающихся.

    6. Эссе – краткий ответ учащегося по сути вопроса. Строго говоря эссе не является формой тестового задания, т.к. он не соответствует необходимым критериям краткости, технологичности и прочее. По нашему мнению, эссе было введено для преодоления известных трудностей при составлении типичных тестовых заданий, главные из которых – невозможность представить весь учебный материал в тестовом виде и репродуктивный характер типичных тестовых заданий.

    Тем не менее в заданиях эссе должны быть предложен(ы) эталон(элементы) оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения.

    При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log 2 x и g(х) = log 2 (3 – х) будут отличаться меньше, чем на 1?

    Критерии для оценивания правильного ответа

    Баллы Критерии оценки выполнения задания 9
    2 Приведена верная последовательность шагов решения:

    1) составление неравенства, содержащего модуль;

    2) решение неравенства.

    Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ

    1 Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ
    0 Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

    Принципы разработки заданий в тестовой форме

    Следующее, на чем нас стоит остановиться – на принципах разработки заданий в тестовой форме.

    Долгое время существовала убеждённость, что тест сам по себе является объективным средством контроля. Однако затем пришло понимание, что тест обеспечивает, в первую очередь процедурную объективность. Для оценки же качества теста существует ряд смежных направлений – надежность (гарантия отсутствия в тесте случайных ошибок), валидность (гарантия, что тест измеряет именно то, что он должен измерять), трудность и т.д. Как мы указывали выше, все эти параметры разрабатываются на основе различных математических моделей в ходе экспериментальной работы авторского коллектива и недоступны для учителей, преподавателей. Поэтому мы лишь остановимся на ряде теоретических требований к разработке заданий в тестовой форме.

    1. Начинайте конструировать задание с правильного ответа. Часто так случается, что задание формально содержит больше правильных ответов, чем запланировано. Встречаются и обратные случаи – задание вообще не содержит правильного ответа.
    2. Содержание задания опирается на требования программы и отражает предметное (метапредметное) содержание. Иногда в тест пытаются включить вопросы, правильного ответа на которые просто не существует.

    Например:

    Мы будем изучать латинский язык потому, что…

    1. На нем говорят во многих странах мира
    2. Хотим лучше понимать родной язык, так как в нём много слов, заимствованных из латыни
    3. Хотим лучше понимать историю и культуру древнего мира

    Это хорошее задание. Но его следует использовать в социологическом опросе, а не в заданиях на проверку учебных достижений.

    1. Вопрос должен быть направлен на выявление одного элемента знания, одной законченной мысли. В противном случае трудно диагностировать причину невыполнения задания.

    Конфуций..

    1. жил в Африке
    2. жил в Китае
    3. был врачом
    4. был правителем
    5. был философом

    Данное задание направленно на выявление сразу двух элементов – где жил Конфуций и кем он был. Необходимо разделить эти два вопроса.

    1. При составлении вопросов следует избегать слов «иногда», «часто», «всегда», «мало», «больше» и т.д. Подобные слова имеют субъективное значение и могут приводить к ошибочным ответам. Тестовые задания (задания в тестовой форме) должны иметь четкий однозначный ответ.
    2. Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям.

    Например:

    «Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом… «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). В какое море впадает эта река?

    1. Правильные ответы должны быть правдоподобны, умело подобраны, не должно быть явных неправильных ответов (они являются своеобразной подсказкой – данный ответ уж точно является ошибочным). Неправильные ответы, очень похожие на правильные, называют дистракторами. Например:

    Родина Карла Маркса:

    1. Трир
    2. Карл-Маркс-Штадт
    3. Штургард
    4. Мюнхен

    Здесь можно предположить, что город Карл-Маркс-Штадт получил свое название потому, что в именно в нем родился Карл Маркс. Однако правильный ответ – Трир.

    1. Не следует задавать вопросы с подвохом – скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, а также это противоречит цели – определению уровня знаний и понимания.
    2. Следует использовать более длинные вопросы и более короткие ответы, грамматически согласованные с основной частью задания .

    Например:

    Какое суждение верно?

    1. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из главных членов
    2. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов
    3. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный

    Нетрудно увидеть, что здесь есть повторяющееся словосочетание, которое и следует вынести в формулировку задания:

    Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен

    1. один из главных членов
    2. один из второстепенных членов
    3. какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
    1. Не используйте отрицание в основной части вопроса. Во-первых, это приводит к непониманию сути задания. Во-вторых, объектом контроля должны быть элементы знания, а не элементы незнания.

    Например:

    Жили ли или нет эти люди в реальности в Древней Греции?

    1. Гомер
    2. Ахилл
    3. Зевс
    4. Перикл
    5. Фидий
    6. Аристотель
    7. Сократ

    В данном случаи не ясно как отвечать – да жили, или да не жили. Поэтому вопрос нужно сформулировать более точно, например: Назовите мифологических персонажей Древней Греции.

    1. При чередовании правильных ответов в вопросах не должно быть явной системы – например, всегда только 1 варианты правильные, или правильными вариантами являются последовательно первый, второй, третий, четвертый вариант. В компьютерном тестировании обычно такой проблемы не существуют, потому что компьютер автоматические перетасовывает альтернативы.
    2. Если ставится вопрос количественного характера, то необходимо указать последовательность (от меньшего к большему или наоборот) выбора правильных ответов .

    Например:

    Удаленность от Солнца

    a) Сатурн

    b) Меркурий

    c) Земля

    d) Уран

    e) Венера

    f) Марс

    В данном пример существуют как бы два набора правильных вариантов ответов – одна последовательность от наиболее близкой планеты от Солнца, другая – от наиболее удаленной.

    1. Вопрос и ответ должны отличаться шрифтовым и пространственным оформлением. Например, вопрос (задание) выделяется жирным шрифтом, ответ – обычным. Для записи ответов используются дополнительные отступы. Но это правило касается только бумажных тестов – в компьютерных автоматизированных системах оформление задается программное, которое изменять не целесообразно.

    И помните – не каждое задание можно представить в виде тестового контроля.

    При написании статьи использовались примеры http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/