Рисунки на тему парки скверы бульвары. Урок изобразительного искусства на тему «Парки, скверы, бульвары

Урок изобразительного искусства

на тему «Парки, скверы, бульвары»

3. Воспитывать интерес к искусству, уважение к труду художников и архитекторов, к своей малой родине, желание сделать красивее разнообразнее свое село; самостоятельность, аккуратность.

Материал и инструменты: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации из книги, работы учащихся.

Музыкальный ряд: музыка Л. Бетховена.

Ход урока

1.Организационный момент. Выведение темы. (Слайд 1)

Закройте глаза. Вслушайтесь и мысленно войдите в картину, которая представится вам. Что вы увидите… (звучат стихи на фоне музыки)

О, царкосельский сад, тебя забуду ль я?

Твоей красой волшебной оживлялась

Проказница-фантазия моя…(Антон Дельвиг)

Что увидели?

В прошлом садами поэты называли парки.

А что вам представляется, когда слышите слова парк, сквер? (дорожки, клумбы, газоны, деревья т. д.)

Как вы думаете, какова тема урока?

Да, тема урока: «Парки, скверы и бульвары» (Слайд 2)


Где бывают парки? (в городах)

Для чего они нужны?

Проблема.

А у нас есть парки?

Есть, но мало . Хотите украсить парками наше село? Сегодня вы будете фантазировать, проектировать уголок парка, сквера.

Сегодня Вы - архитекторы! Будем создавать проекты парков для нашего родного села Белозерского!

А что нужно для этого знать?

2. Объяснение нового материала. А) Сравнение понятий парк, сквер, бульвар

Сквер и парк---это одно и то же?

Нет! Парк - предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория (Слайд 3)

Сквер - благоустроенная и озелененная территория внутри жилой застройки. (Слайд 4)

--Кто создает парки? Архитекторы и художники! (Садовники и ландшафтные дизайнеры занимаются только озеленением)

Б) Исторические сведения о парках. Рассказ учителя. (Слайд 4,5)

Когда-то давно, когда архитекторы создавали красивые дворцы, замки они старались украсить территорию, которая прилегала к зданию. Архитектор работал совместно с садовником, чтобы создать неповторимый стиль и атмосферу в парке. Раньше каждый парк был частным владением, и только гости, приглашенные хозяином дворца, могли прогуливаться по живописным дорожкам и аллеям парка.

На рубеже XVIII-XIX вв. многие дворцовые парки утратили придворный характер и превратились в общедоступные места, куда при наличии приличного костюма могли приходить все желающие. И такие публичные парки приобрели новые названия – бульвары . Они возникли во многих городах, обычно вблизи рыночных площадей, на месте скрытых городских крепостей. Постепенно бульвары превратились в излюбленное место прогулок простого народа.

Обобщение. Пожалуй, нет ни одного города, в котором не было бы скверов, парков, бульваров. Они словно зеленые островки в городе. Здесь, как и в лесу, зеленеет трава, растут деревья, поют птицы. Только все устроено для людей. Они украшают города и села места, где можно отдохнуть душой.

В) Знакомство с элементами паркового искусства.

Работа в парах.

А что можно увидеть в парке? (ответы детей)

Как бы вы назвали это все одним словом? (элементы паркового искусства)

Давайте еще раз их назовем (Слайды 6,7,8,9,10)

Почему о парках говорят «зеленое строительство»? Может быть это лесные уголки? Чем отличаются парки от леса?

Обобщение.

Человек как бы подчиняет себе природу, изменяет ее. Вот почему о парках говорят «зеленое строительство». Создатели парка должны продумать все до мелочей и спроектировать его как целостный ансамбль: где будут располагаться скамейки, какие дорожки, фонтаны, какая форма т д.

Г) Виды парков. Работа с учебником.

У каждого парка свое назначение, свой образ.

Какие могут быть парки? На стр.54 посмотрите, добавьте! Какие могут быть парки?

(Парки-музеи, Победы – для увековечивания памяти героев, торжественный.

Старинный парк – рассказывает нам об истории.

Детский парк – предназначен для отдыха и развлечения взрослых и детей).

(Слайды 11,12,13)

А элементы в парках одинаковые? (нет)

У каждого парка свое назначение, свой образ, поэтому и элементы разные.

(Слайды 14,15,16,17)

В парках должно сочетаться все: и форма, и элементы, и цвет--все должно соответствовать виду парка.

3. Физминутка. В парк пришли, подвигались, побегали, попрыгали. Миопия: солнце, скамейка, дерево, фонтан, извилистую дорожку нарисовать глазами.

4.Практическая работа.

Итак, что нужно учесть при проектировании? (1.Вид парка! 2.Элементы паркового искусства. 3. Цвет.)

Вы - архитекторы!

Сейчас каждый из вас создаст свой проект парка для нашего села, вы выберите тот, который вам по душе. Надо продумать, пофантазировать: какой это будет парк, где расположить в нем дорожки, скамейки, фонтаны, скульптуру и какой они будут формы. Старайтесь учесть: вид, элементы, цвет! Удачи!

4. Итог урока. Выставка работ. Рефлексия.

Что чувствовали, когда создавали проект? А где будет располагаться ваш парк? Чем он необычен? Чему учит нас искусство? (Видеть то, чего не видят другие, воображать, фантазировать, внимательно вглядываться в жизнь!

5. Домашнее задание . Наблюдать элементы паркового искусства. По желанию создать другой тип парка.

Разделы: МХК и ИЗО

Тема четверти. “Искусство на улицах твоего города”.

Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2006 год.

Тип урока. Обобщение изученного материала.

Вид работы. Работа с бумагой.

Форма работы. Работа в группах.

Цель. Формировать представление об искусстве на улицах города (архитектурной композиционной эстетике парков, скверов, бульваров и площадей города Красноярска).

Задачи:

  • – обобщить знания учащихся о композиции (сюжетно – композиционном центре, законе контрастов, цельности композиции);
  • – вырабатывать умения проектировать парки, скверы, бульвары, площади из бумаги;
  • – развивать творческие способности в конструировании из бумаги;
  • – воспитывать любовь к культуре родного края, бережному отношению к природе, культурным памятникам архитектуры, скульптуры.

Оборудование: компьютер с медио возможностями.

Зрительный ряд: слайды фонтанов, фонарей, оград, украшений парков, тема четверти и урока на слайдах; фрагмент фильма “Истории Красного Яра” – “Городской сад”; слова “архитектор”, “композиция”, таблица контрастов; композиции со смещенным композиционным центром; сигнальные карточки – “солнце” для самооценивания; макеты оград, фонарей, деревьев.

Музыкальный ряд: Грейнджер П. “Загородные сады”.

Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, краски, клей.

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисть.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Погружение в тему урока.

– Ребята! Обратите внимание, что за предметы стоят у нас на столе?

(фонари, ограды, деревья)

– Как вы думаете, почему они у нас сегодня на уроке? (так как мы всю четверть создавали макеты, фонарей, оград, деревьев)

– Над какой темой мы работаем в этой четверти?

(показ слайда № 1 “Искусство на улицах твоего города.”

– О каких культурных достопримечательностях города мы с вами говорили на предыдущих

уроках? (Парках, скверах, бульварах, площадях)

– Связаны ли наши макеты с парками, скверами, бульварами, площадями? (Да, так как мы можем использовать наши макеты для постройки парков, скверов, бульваров, площадей)

1.Обоснование проблемы урока.

Показ слайда № 2. Чтение текста.

– Выйди на улицу! Ты увидишь здесь самые разные здания, витрины, машины, фонари, ажурные ограды и многое другое.

Все это вместе составляет лицо города, его образ.

– Кто создает образ города? (художник)

– Кто создает парки, скверы, бульвары, площади?(архитекторы)

– Обратите внимание, слово архитектор размещено на доске.

– С каким настроением архитекторы создают парки, скверы, бульвары, площади? (хорошим)

– А если вы будете архитекторами, то с каким настроением вы будете работать? (хорошим)

– Как мы узнаем, что у каждого из вас хорошее настроение? (по солнышку)

– Ребята! Мы с вами сказали, что парки, скверы, бульвары, площади создают архитекторы.

– Может кто-то из вас назовет тему нашего урока?

2. Тема урока, ее озвучивание.

(“Архитектура парков, скверов, бульваров и площадей”.)

– Когда вы смотрели слайды с названием темы четверти, то увидели город. Назовите его?

(Красноярск – слайд №3.)

– Что должен знать архитектор, когда создает парки, скверы, бульвары, площади?

– Для кого они? (детей, взрослых, молодежи)

– Так какие парки бывают? (детские, молодежные)

– Что делают люди в парках? (отдыхают)

– Такой парк мы называем…? (парк отдыха)

– В каком парке вы бы хотели отдохнуть?

– Почему?

III. Обобщение изученного материала.

1. Композиционное решение парков, скверов, бульваров, площадей.

– Что должен знать архитектор, размещая предметы отдыха в парке, сквере, бульваре, площади? (композицию)

– Вспомните, как это слово пишется?

Оно размещено на доске.

– А что мы называем композицией?

(Составление. Красивое расположение.)

– Скажите, где у меня на столе композиция, а где нет?

Если архитектор строит парк, он должен помнить, что в парке есть центр, край.

– Что может быть основным элементом в композиции?

(Самое большое дерево, самое красивое дерево, скульптура, фонтан.)

Красноярск тоже славится своими фонтанами. Сегодня уже трудно сосчитать, сколько в городе фонтанов: больших и маленьких, простых и сложных, с музыкой и подсветками. Красноярск занимает второе место в России, после Петергофа по количеству фонтанов. Говорят, что количество их приближается к 150.

Самые любимые фонтаны горожан – это, конечно фонтаны на театральной площади: изумительной красоты цветомузыкальный Городской фонтан (слайд № 4) и открытый к 375-летию города Каскадный фонтан “Реки края” (слайд № 5) .

На пересечении улицы Сурикова и проспекта Мира есть удивительный уголок с очень милым небольшим фонтаном “Питерским мостиком” (слайд № 6) .

У молодоженов Красноярска родилась традиция: в день бракосочетания приезжать к этому фонтанчику в самом сердце города. Если жених пронесет невесту по мостику на руках, то будущая семейная жизнь сложится счастливо.

На пересечении проспекта Мира и улицы Перенсона есть еще один фонтан “Адам и Ева”. (слайд № 7)

Есть и второе название, которое дали красноярцы полюбившейся композиции, – “Валентин и Валентина”.

А вот скульптуру мальчика у фонтана (слайд № 8) на проспекте имени газеты Красноярский рабочий, напротив магазина “Баджей”, на зиму убирают. Ну а летом очень трудно представить эту площадь без фонтана “Бегущий мальчик”, в котором воплощена идея юности и счастья.

Предмостная площадь украсилась великолепным фонтаном “Похищение Европы”(слайд № 9) . Название таинственное и необычное.

Мифологический Зевс принес на берега Енисея похищенную красавицу Европу.

В 2004 году в Красноярске появился еще один живописный уголок – площадь Правосудия, украшенная скульптурой и оригинальны фонтаном с подсветкой (слайд № 10) . Богиню правосудия Фемиду отлили в бронзе и поставили перед краевым судом.

Своей оригинальностью и необычностью поражают фонтаны, которые называются “Гранитные шары”(слайд № 11,12) . С трудом верится, что вес такого шара три тонны. Такие шары можно увидеть на проспекте Мира и на Предмостной площади.

– Фонтан – один из основных элементов композиции, а что будет второстепенными элементами композиции? (мелкие деревья, кустарники, цветы, ограды) (слайды № 13,14,15)

– А что еще есть в парках?(дорожки, клумбы, фонари) (слайды № 16,17,18,19,20,21)

– В ноябре 2010 года уличному фонарю исполнится 280 лет.

Необычные композиции появились на улицах Красноярска. (слайды № 22,23)

2. Просмотр фрагмента фильма.

А еще в Красноярске есть самый старый парк, который красноярцы очень любят и ценят. Его называют городским садом.

Из чего сделан сад у меня на столе (макет зеленой зоны)

– Из чего сделаны все детали? (из бумаги)

IV. Техника безопасности при работе с инструментами.

– Какими инструментами пользовались при изготовлении деталей парка?

(ножницами, карандашом)

– Что мы должны помнить, работая с этими инструментами? (технику безопасности…)

V. Акцентуация работы в группах.

– Сейчас каждая группа станет архитекторами и создаст парк для города Красноярска.

В парке должно быть очень уютно. Каждая группа обустраивает свою полянку для отдыха.

Вам необходимо высадить деревья и кустарники, разместить фонари, ограду, ворота, скамьи так, чтобы при взгляде на полянку сверху, мы увидели бы удачную композицию.

VI. Релаксация.

– А сейчас, ребята, встаньте, подравняйтесь! Давайте представим, что мы ледяные скульптуры.

Мы стоим грациозно, с высоко поднятыми головами, совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепкие.

Вот выглянуло солнце, лучи его припекают все сильнее и жарче. Мы начинаем таять. Сначала падает голова.., плечи.., руки. Лед, из которого мы сделаны, медленно тает. Наши ноги оседают, мы плавно приседаем. Ну, вот поднялся холодный ветер и дует на нас: ф-ф-у… .

Мы снова становимся стройными и прямыми.

– Садитесь!

– Сейчас вы отдохнули и можете приступать к работе.

VII. Звучание музыки.

– Когда хорошее настроение в парке? (Когда звучит красивая музыка)

– В парках, где отдыхают люди, всегда звучит прекрасная музыка.

– И в наших парках будет звучать музыка.

VIII. Практическая работа в группах.

IX. Рефлексия.

1. Выставка парков и их демонстрация.

– Ребята! Может кто-то из архитекторов уже готов продемонстрировать свою парковую композицию?

2. Самооценивание.

– Какое солнце будет светить над вашими полянками парка?

– Какое настроение у вас сегодня на уроке?

– Когда у ученика хорошее настроение? (когда получит оценку “5”)

– Давайте посмотрим, кто какую оценку себе поставит? Возьмите солнышко и приклейте его к доске.

– Садитесь!

– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали!

– Понравилось ли вам работать на уроке?

– Что понравилось?

X. Итог урока.

Своим трудом на уроке вы помогли архитекторам нашего родного края благоустроить парки города Красноярска.

Сибиряки любят свой город, бережно к нему относятся, слагают песни и стихи.

(Слайд № 24).

XI. Домашнее задание.

– К следующему уроку посмотрите автомобили, которые встречаются на улицах города, села.

Если есть возможность, то принесите журналы, открытки об автомобилях.

Лецких Л.А. учитель начальных классов, МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме: «Парки, скверы, бульвары». УМК «Школа России» Цель урока: знакомство с парковой архитектурой через познание окружающего предметного мира Задачи урока: o Образовательная: сформировать представление о клумбах, газонах, фонтанах и прочих местах отдыха людей; o Развивающая: выработка чувства товарищества и взаимопомощи; o Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, традициям своих предков; Планируемые результаты: ­ Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, учиться изображать парки и скверы; ­ Личностные: формирование у учащихся ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; ­ Коммуникативные: уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; Тип урока: открытие нового знания. Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры, кисти, краски. Музыка: классическая музыка великих композиторов (П.И.Чайковский, Ф. Шопен, В.А.Моцарт)

Основные понятия: Бульвар, сквер, парк, ландшафтный дизайнер. Организационная структура урока (сценарий) Структура занятия Подцель (задача) части урока Методы и приемы работы Образовательные технологии (элементы технологий) Форма деятель­ ности Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты Организационный этап (1 минута) Настрой обучающихся на работу. Вступительное слово учителя. Фронтальная Доброжелательный настрой. Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, готовят рабочее место Закрепление пройденного материала (2 минуты) Закрепление и повторение материала изученного на предыдущем уроке. Фронтальный метод. Фронтальная На прошлом уроке мы с вами говорили о масках. Расскажите, что Вы помните и знаете о них Ответы детей. Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: организация деят­ ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы. Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов; Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированност ь познавательных интересов.

Мотивация (2 минуты) Определить тему и задачу урока Работа с наглядным материалом и стихами А. Ахматовой. Фронтальная Наш сегодняшний урок мне хочется начать строками из поэзии А.Ахматовой Смотрят на экран (Слайд 1) ­ фото парка. Отвечают на вопросы. Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника.. ­О чем мы будем сегодня говорить? ­ Что вам помогло догадаться? ­ Чему будет посвящен наш урок? Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Приобретение знаний (15 минут) Восприятие и, осмысление новых понятий Визуальное восприятие слайдов с изображением парков, скверов, бульваров в родном городе. Работа со справочным материалом и словарём. Словесно­ иллюстративный рассказ. Фронтальная Но не только архитектурные памятники и дома украшают города, а так же места, где можно отдохнуть душой. Пожалуй, нет ни одного города, в котором не было бы скверов, парков, бульваров. Они словно зеленые островки в городе. Здесь, как и в лесу, зеленеет трава, растут деревья, поют птицы. Только все устроено совершенно по­ другому. А кто мне скажет, что такое парк, сквер, бульвар? А знаете ли вы, чем отличаются друг от друга парк, сквер и бульвар? Давайте найдём информацию в словарях. Давайте узнаем, как все начиналось, и заглянем в историю создания парков. Когда­то давно, когда архитекторы создавали красивые дворцы, замки они старались украсить территорию, которая прилегала к зданию. Архитектор работал совместно с садовником, чтобы создать неповторимый стиль и атмосферу в парке. Раньше каждый парк был частным владением, и только гости, приглашенные хозяином дворца, могли прогуливаться по живописным дорожкам и Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов; Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей. учителя, Слушают работают со словарями, анализируют информацию и делают выводы. (Слайд 2) Парк ­ предназначенная для отдыха, открытая озеленённая тер ритория. Как правило, содержатся парки и государством предоставляются для отдыха всем желающим. жилой Сквер - благоустроенная и озеленённая территория внутри или промышленной застройки, объект озеленения города, представляющий собой участок величиной 0,15– 2 га; размещается обычно на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице квартала. участке Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветник отдельные группы и, кустарников. деревьев, Предназначается для

кратковременного отдыха п ешеходов; художественного оформления архитектурного ансамбля. Бульвар – полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы (первонача льно - на месте прежних городских валов), вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок. аллеям парка. На рубеже XVIII­XIX вв. многие дворцовые парки утратили придворный характер и превратились в общедоступные места, куда при наличии приличного костюма могли приходить все желающие (Слайд 3). Постепенно бульвары превратились в излюбленное место прогулок простого народа. Но еще сохранились в большинстве российских городов, дворцовые городские парки, скверы и бульвары. Сейчас, оказавшись в парке, мы можем увидеть, как и в те далекие времена, дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны самой невероятной формы, деревья с необычной стрижкой в форме шара или пирамиды, полюбоваться красотой фонтана или мраморных скульптур (Слайд 4). Человек как бы подчиняет себе природу, изменяет ее. Вот почему о парках говорят «зеленое строительство». Создатели парка должны продумать все до мелочей и спроектировать его как целостный ансамбль. Парк, разбитый внутри города, предоставляет человеку приятную возможность освободиться от чрезмерного

Наглядный метод обучения. Проблемные вопросы. Ответы детей. Старинный парк – рассказывает нам об истории. Детский парк – предназначен для отдыха и развлечения взрослых и детей. Парки­музеи – для увековечивания памяти героев. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают учителя давления города, отдохнуть на лоне природы. Даже поэты воспевали красоту садов и парков. Здесь был особый мир, где душа человека отдыхала. Сейчас я предлагаю Вашему вниманию погрузиться в парк Петергофа (Слайд 5). Как вы думаете, какое может быть назначение у парка? (Слайд 6) Старинный, детский, парки­ музеи. Для чего предназначены перечисленные парки? Дети, подумайте, а как должен быть распланирован детский парк? Какое настроение он должен нести людям? Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации с изображением элементов паркового искусства. В парках должно сочетаться все: и форма, и цвет. Как вы думаете, в какой цветовой гамме должен быть решен детский парк?­ (Слайд 7) В каких парках были вы, ребята?

Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…. Здоровье ­ сберегающие технологии Физкультминутка Выполнение физ. упражнений, повторяя за учителем. Фронтальная (Слайд 8) Контролирует и помогает выполнению упражнений Дети выполняют физические упражнения. Раз, два, три, четыре, пять, (дети шагают на месте). Начинаем мы играть Кукла­куколка, бай­бай, Поскорее засыпай Флажок за палочку возьму, Подниму и помашу Скачет мячик как живой, Красный, синий, голубой Кубик к кубику кладем, Строим, строим новый дом (укачивают воображаемую куклу). (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх). (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол). (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики). Сели мы в машины, Зашуршали шины. Би­би­и! (имитируют движения рук на воображаемом руле).

Практическая работа Фронтальная Переход к практической работе (3 минуты) Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Практическая работа Работа индивидуаль ная Самостоятельная творческая работа учащихся (15 минут) Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. -Сейчас каждый из вас создаст свой проект парка для нашего города. Надо продумать, пофантазировать: какой будет парк, где расположить в нем дорожки, скамейки, фонтаны и какой они будут формы. Чтобы изобразить парк надо помнить о законах перспективы. ­ В чем они заключаются? Выполняется эта работа на цветном фоне с помощью гуаши. Работать мы буем под музыку П.И.Чайковского Учитель контролирует работу учеников (Слайд 9) Дети отвечают: чем дальше от нас, тем меньше размеры, чем ближе к нам, тем размеры увеличиваются; предметы, удаляясь от нас, приобретают менее четкие очертания по сравнению с предметами первого плана; чем ближе к нам предмет, тем больше подробностей в нем мы видим. Дети активно включаются в деятельность, готовят необходимые материалы. Самостоятельно работают над созданием парка. Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения аппликации. Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и

Подведение итогов занятия (2 мин) Подведение итогов занятия Информационно – аналитический. Фронтальная ­ Вы работали каждый над созданием творческой работы. Какие ваши впечатления? ­ Что вам помогло в выполнении работы? Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам. Рефлексия учебной деятельности (2 мин) Оценка выполненного труда на уроке. Заключительная беседа по вопросам. Индивидуал ьно­ фронтальная. Определяют эмоциональ ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. Рефлексия: Сегодня на уроке: мы узнали Открыли для себя, Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… Рефлексия. ­ Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею». Спасибо за работу на уроке! создаваемый образ. Фантазируем, представляем и создаём Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

Домашнее задание: выучить стихотворение В.Брюсова Я люблю большие дома И узкие улицы города, ­ В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Пространства люблю площадей, Стенами кругом огражденные, – В час, когда ещё нет фонарей, А затеплились звёзды смущённые. Город и камни люблю. Грохот его и шумы певучие, ­ В миг, когда песню глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия.

Урок изобразительного искусства в 3 классе. УМК «Перспектива»

Тема. Искусство на улицах твоего города. Парки, скверы, бульвары

Цели: организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с вариантами оформления го­родских зеленых зон; с понятием «садово-парковое искусство»; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры;

Вид деятельности: работа в смешанной технике - рисование, аппликация

Планируемые результаты: школьники получат представление о назначении зеленых зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; научатся составлять проекты детских парков

Оборудование: компьютерная презентация, тонированная бумага, гуашь, цветная бумага, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: парки, скверы, бульвары, заслоняемость, са­дово-парковое искусство.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

2. Актуализация знаний

1.Вводная беседа

Закройте глаза. Вслушайтесь и мысленно войдите в картину, которая представится вам.

Я гулял сегодня в парке.

Клёны, сосны, тополя,

пихты, липы и берёзы

шли со мной, вокруг меня.

Побывал и у фонтана.

Видел струи бьющей пыл.

Сколько здесь людей гуляют,

молодых и пожилых.

Что увидели?

В прошлом садами поэты называли парки. (Слайд 1-4)

А что вам представляется, когда слышите слова парк, сквер? (дорожки, клумбы, газоны, деревья т.д.)

2.Формулирование темы урока

Как вы думаете, какова тема урока?

Да, тема урока: «Парки, скверы и бульвары» (Слайд 5)

3.Постановка целей и задач

Проблема:

А у нас есть парки? Скверы?

Есть, но мало . Хотите украсить парками наш город?

Сегодня Вы - архитекторы! Будем создавать проекты парков для нашего города!

А что нужно для этого знать?

Какие бывают парки?

Где бывают парки?

Для чего они нужны?

Поставьте цели урока.

Узнать, какие бывают парки, скверы, для чего они нужны. Как можно оформить парк или сквер. Слайд 6

4.Беседа по теме урока Слайд 7-16

Прежде чем придумывать оформление сквера или парка, ар­хитектор внимательно изучает природу того места, на котором ему предстоит устроить зеленую зону. Ведь на этом участке земли уже существует своя растительность, есть какие-то холмы или ов­раги, имеются свои водоемы - пруды, озера, роднички. Все это необходимо тщательным образом сберечь, новые постройки или новые зеленые насаждения не должны уничтожать того, что уже создано самой природой.

Подумайте и ответьте, как можно оформить сквер, если на отведенной для него территории уже имеются:

Небольшая река;

Возвышенность в виде холма; каменная скала;

Плоская поляна;

Множество высоких кустов.

(Школьники предлагают свои варианты использования каж­дого объекта.)

Давайте рассмотрим примеры, как специалисты используют природные особенности при создании парков, скверов и бульва­ров в городе.

Откройте учебник на с. 52 и рассмотрите варианты современ­ной архитектуры для садов и парков. Прочитайте текст на с. 52-53. На этом развороте показаны парки, предназначенные для прогу­лок и приятного отдыха.

Какие детали для отдыха мы видим? (Подобранные зеленые насаждения, фонтаны, оформленные водоемы и др.)

Как оформлены уже ранее существовавшие на этих местах водоемы?

Но бывает так, что парк создают с особым смыслом и пред­назначением. Пример такого оформления - военный мемориал Мамаев курган на берегу реки Волги. Слайд 17-18

Кто знает, какую роль сыграл Мамаев курган в Великой Оте­чественной войне? (На этом месте были остановлены войска фашистов, напавших на нас, начался коренной перелом в ходе всей войны, которая закончилась победой нашей страны.)

Сквер и парк---это одно и то же?

Нет! Парк - предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория.

Сквер - благоустроенная и озелененная территория внутри жилой застройки. Слайд 19

Какое еще слово было в теме урока и мы про него не говорили? (Бульвар).

Есть в нашем городе бульвары? Кто знает, что это такое? Слайд 20

Кто создает парки?Архитекторы и художники! (Садовники и ландшафтные дизайнеры занимаются только озеленением).

5. Физминутка.

Давайте разучим несколько упражнений с гимнастической палкой. Но у нас ее роль будет выполнить обычный карандаш. Возьмите карандаш двумя руками.

(Педагог показывает упражнения, школьники повторяют. Каждое упражнение выполняется по 4 раза).

1. Взять карандаш за края двумя руками, согнуть руки в лок­тях, чтобы карандаш оказался на уровне груди.

2. Поднять карандаш вверх па вытянутых руках, затем снова опустить на уровень груди. Можно упражнение выполнять с поочередным отставлением каждой ноги назад.

3. Вытянуть руки вперед, снова вернуть их на грудь. Это упраж­нение также можно выполнять с добавлением движений ног.

4. С вытянутыми вперед руками сделать по 4 поворота в обе сто­роны, одновременно с руками надо поворачивать и голову.

5. Поднять карандаш вверх на вытянутых руках, сделать по 4 наклона в каждую сторону с отставлением ноги в сто­рону.

6. Карандаш опустить вниз на вытянутых руках, сделать по 4 широких маха руками вправо и влево.

Оказывается, что и простой карандаш может стать предме­том для спортивных тренировок.

6. Практическая работа.

Итак, что нужно учесть при проектировании?

1.Вид парка!

2.Элементы паркового искусства.

Вы можете изобразить ваш проект в смешанной технике - нарисовать его карандашами, красками, а вдобавок использовать детали аппликации.

Подумайте, может быть, вам сначала следует сделать неслож­ный набросок на бумаге, а потом перенести его на альбомный лист.

Вам надо решить несколько вопросов.

Будут ли на вашем рисунке изображения деревьев и других зеленых насаждений?

Будут ли на вашем рисунке изображения аттракционов?

Будут ли на вашем рисунке изображения людей?

В каких моментах можно использовать аппликацию?

Чтобы работа не получилась примитивной, я советую исполь­зовать в ней два плана - ближний, тот, который будет действи­тельно ближе всего к зрителю, и второй, который будет находить­ся за первым. Тогда ваш проект парка получится более богатым, динамичным. Для этого необходимо соблюдать такое правило изобразительного искусства, как заслоняемость одних предме­тов другими.

Еще подумайте над тем, как заполнить верхнюю и нижнюю части вашего листа. Допустим, в нижней части вы разместите предметы невысокие - кусты, скамейки, людей, кафе. Что можно разместить в верней части? Может быть, аттракционы или плака­ты, афиши, парковую ограду, деревья. Подумайте над проектом не спеша, чтобы он получился разноплановым.

7. Завершение самостоятельной работы

(Школьники продолжают работу над заданием.) Может не хватить времени для завершения работы. Тогда не надо торопиться, лучше доделайте работу дома.

8. Рефлексия. Выставка работ детей

Как называются места для отдыха в городе?

Какое время года для проекта выбрали вы?

Почему вам показалось это время года интересным?

В какое время суток вы изображаете детский парк отдыха?

Что такое «садово-парковое искусство»?

В чем заключается работа братьев-Мастеров при создании детского парка отдыха?

Какие виды изобразительной деятельности вы использова­ли в своих работах?

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

9. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свое рабочее место - если вы использо­вали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то собери­те и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите принадлежности для рисова­ния, а для бумажного конструирования - ножницы и клей.

Урок 10

ПАРКИ, СКВЕРЫ, БУЛЬВАРЫ

Цель урока:

Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

Задачи урока:

Обратить внимание детей на настроение, которое помогает художникам создать облик детского или старинного парка.

Сформировать у учащихся представление об элементах парка.

Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей.

Материал и инструменты:

бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации из книги, работы учащихся.

Музыкальный ряд: – музыка Л.Бетховена

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала

Здравствуйте, ребята! Я хотела бы начать наш урок с прекрасных строк.

Дивясь, внизу он видит пред собой,

Как в небольшом пространстве совместилось

Для услаждения человека все,

Что лучшего произвела природа,

И даже больше: небо на земле!

Д. Мильтон

На прошлом уроке мы с вами говорили о памятниках архитектуры. Давайте вспомним, что они несут в себе, о чем нам рассказывают. (Ответы детей).

Но не только архитектурные памятники и дома украшают города, а так же места, где можно отдохнуть душой. Пожалуй, нет ни одного города, в котором не было бы скверов, парков, бульваров. СЛАЙД 1

Они словно зеленые островки в городе. Здесь, как и в лесу, зеленеет трава, растут деревья, поют птицы. Только все устроено для людей.

Давайте узнаем ребята, как все начиналось, и заглянем в историю создания парков.

СЛАЙД 2

Когда-то давно, когда архитекторы создавали красивые дворцы, замки они старались украсить территорию, которая прилегала к зданию. Архитектор работал совместно с садовником, чтобы создать неповторимый стиль и атмосферу в парке. Раньше каждый парк был частным владением, и только гости, приглашенные хозяином дворца, могли прогуливаться по живописным дорожкам и аллеям парка.СЛАЙД 3

На рубеже XVIII-XIX вв. многие дворцовые парки утратили придворный характер и превратились в общедоступные места, куда при наличии приличного костюма могли приходить все желающие. И такие публичные парки приобрели новые названия – бульвары. Они возникли во многих городах, обычно вблизи рыночных площадей, на месте скрытых городских крепостей.

СЛАЙД 4

Так появилось московское Бульварное кольцо и Александровский сад в Москве.

СЛАЙД 5

Алекса́ндровский сад - парк в центре Москвы . Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной . Александровский сад всегда был и остается излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы. Пешие прогулки можно совершать по трём аллеям, проложенным параллельно Кремлёвской стене и Манежной площади. В Верхнем и Среднем садах высажено множество видов деревьев (липы, клены, голубые ели) и декоративных кустарников (сирень, жасмин, черемуха, акация, боярышник), цветущих в разное время года. На территории сада сохранился двухсотлетний дуб. Весной и летом разбиты великолепные цветочные клумбы из тюльпанов и роз.

В саду расположено множество исторических объектов - Кутафья башня Кремля, Итальянский грот , обелиск к 300-летию Дома Романовых .

Также появился Губернаторский дом и парк-музей «Губернаторский сад» в Ярославле.СЛАЙД 6

Построен был в 1823 г. Здесь побывали все царственные особы от Александра I до Николая II . В настоящее время это не только архитектурная достопримечательность г.Ярославля- сейчас здесь расположена художественная выставка.

Парк- музей имени А.К. Толстого.СЛАЙД 7

Парк-музей имени А. К. Толсто́го - один из старейших парков города Брянска . Небольшой по площади, расположен в историческом центре города. Носит имя известного русского писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого . Благодаря уникальной коллекции деревянных скульптур, является не только местом отдыха, но и одной из важнейших городских достопримечательностей; активно посещается жителями и гостями города

Сейчас, оказавшись в парке, мы можем увидеть, как и в те далекие времена, дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны самой невероятной формы, деревья с необычной стрижкой в форме шара или пирамиды, полюбоваться красотой фонтана или мраморных скульптур. Человек как бы подчиняет себе природу, изменяет ее. Вот почему о парках говорят «зеленое строительство». Создатели парка должны продумать все до мелочей и спроектировать его как целостный ансамбль. Парк, разбитый внутри города, предоставляет человеку приятную возможность освободиться от чрезмерного давления города, отдохнуть на лоне природы. Даже поэты воспевали красоту садов и парков. Здесь был особый мир, где душа человека отдыхала.

Ребята, как вы думаете, какие еще могут быть парки? (Детские).

Для чего предназначены перечисленные парки?

(Старинный парк – рассказывает нам об истории. Детский парк – предназначен для отдыха и развлечения взрослых и детей.)СЛАЙД 8

Дети, подумайте, а как должен быть распланирован детский парк? Какое настроение он должен нести людям?

Давайте внимательно рассмотрим иллюстрации с изображением элементов паркового искусства. В парках должно сочетаться все: и форма, и цвет. Как вы думаете, в какой цветовой гамме должен быть решен детский парк?СЛАЙД 9, 10

Сегодня мы побываем в роли архитекторов и попробуем создать свой детский парк.

Что еще можно встретить в детском парке?СЛАЙД 11

3. Практическая работа

Напоминаю еще раз о правилах композиции (перспектива линейная и воздушная) и о цветовом решении работы. Надо продумать: какой это будет парк, где расположить в нем дорожки, скамейки, фонтаны, скульптуру и какой они будут формы. Конечно же, оживить атмосферу парка помогут фигуры людей.СЛАЙД 12-14

Изобразить свой образ парка. Это может быть парк для сказочных героев, веселый детский парк.

4 Итог.

Выбор лучших работ (выбирают дети), мини выставка и обсуждение. Выставление оценок.