Каковы отличительные черты романтического пейзажа мцыри. Сочинение на тему Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю

Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтической описания природы в поэме М. Ю. Лермон­това.

Ответ

Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира «здесь» и мира «там», противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

В текст поэмы включены все значимые компоненты романтического произведения, как-то: необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический
пейзаж.

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в
душу героя и понять его. А с другой стороны — он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Все действие поэмы происходит на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:

«О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Пейзаж показан глазами героя и передает мысль и чувства. Первая картина — разделенные потоком берега — одиночество, отчаяние. Заключительная — облака, направляющие на восток, к Кавказу, — непреодолимое стремление на родину.

Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты…). С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей). В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя.

Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Герой тоскует, что живёт во времени, а не в вечности, как природа.

Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.
Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор).
Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре. Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.
На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.
Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо.
Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила…

В поэме «Мцыри» - романтический сюжет, романтический герой и романтический пейзаж. Подтвердите это. В романтических произведениях всегда ощущается прямая оценка автором его ге­роев и их поступков, изображенных собы­тий. Лермонтов открыто прославляет сво­бодолюбие Мцыри, его мужество, жажду жизни, полной «тревог и битв», о которой мечтает юноша. События, изображенные в романтических произведениях, всегда яркие, исключительные, в них с необы­чайной силой раскрывается характер ге­роя (побег Мцыри из монастыря в грозу, встреча с молодой грузинкой, блуждания в мрачном лесу в поисках потерянной до­роги на родину, бой с барсом и победа Мцыри). Автора интересуют не столько сами события, сколько внутренний мир героя, отсюда использование Лермонтовым моно­лога-исповеди Мцыри, помогающего «рас­сказать его душу», познакомить читателя с его мыслями, чувствами, переживаниями. В центре романтических произведений всегда личность яркая, мятежная, ге­роическая - таков и Мцыри. Герою Лер­монтова присущи не только мужество, си­ла воли, презрение к смерти, но и спо­собность жить одним всепоглощающим чувством, одной страстью: Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть… Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Это высказывание Мцыри и все его даль­нейшие поступки подчеркивают его свобо­долюбие, стремление познать «блаженство вольности» и исключительную целеуст­ремленность. Атмосфера смирения и по­корности чужда пламенной, мятежной на­туре юноши. Умирающий Мцыри в по­следний момент прощания с жизнью думает о «родине святой», до которой ему не удалось дойти. Дуя романтических произведений ха­рактерна яркая контрастность героев (Мцыри - монахи). Хотя в поэме Лермон­това дан монолог Мцыри, но вниматель­ный читатель ощущает, что герой поэмы все время противопоставляет свое пред­ставление о жизни убеждениям монахов, словно вступая с ними в спор. Для мона­хов главное в жизни - смирение, жизнь без потрясений и бурь, отказ от радостей земных во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Для Мцыри главное - свобода, вольность, жизнь, полная радос­тей, волнений, тревог, борьбы, жизнь ак­тивная с ее напряжением, бурями, опас­ностями, готовность героя поменять «рай и вечность» за несколько минут пребыва­ния на родине. Таковы два контрастных представления о жизни и их несовмести­мость, отсюда и резкое противопоставле­ние Мцыри себя - монахам: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал… Пейзаж в романтических произве­дениях, как правило, экзотический (кру­тые скалы, горы, поросшие дремучим ле­сом, бурные потоки), является важней­шим средством раскрытия характера героя. «Седой, незыблемый Кавказ», вся окружающая природа близка мятежной натуре Мцыри. Не случайно он постоянно слышал зов могучей природы, находясь в монастыре, и чувствовал, что понимает ее язык. Обратите внимание на метафоры и сравнения, которые использованы в ре­чи Мцыри при описании горных хребтов, скал (строфа 6). Пейзаж помогает по­чувствовать психологическое состояние героя (его душе близка гроза, он тонко чувствует красоту окружающего мира, в его словах ощущаются радость, удивле­ние). Природа в поэме - не фон, а актив­ная сила: она вызывает и радость, и от­чаяние героя, в тот момент, когда ощуща­ет в ней враждебную силу (наступление ночи в конце второго дня скитаний). Последнее желание Мцыри - быть похороненным вне стен монастыря, чтобы ощутить еще раз, как прекрасен мир, который ему приходится покидать так ра­но, почувствовать прощальный привет родного Кавказа. Какую роль играет звук монастырского коло­кола в поэме? Далекий звон монастырского колокола является для Мцыри свидетельством по­стигшей его катастрофы: неожиданным для него самого является возвращение на то место, с которого он отправился в путь: «Вернулся я к тюрьме своей». Это был ко­нец мечты вырваться на свободу, найти до­рогу на родину. Звон церковный сравнива­ется с ударами железа, бьющего в грудь и лишающего последней надежды Мцыри: И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда. Попробуйте доказать точность утверждения В. Г Белинского, что Мцыри - «любимый идеал на­шего поэта». Справка. Идеал - это совершенное воплощение в данном случае в худо­жественном образе черт, которые особен­но высоко ценит в человеке автор про­изведения. В Мцыри, любимом образе Лермонтова, поэт воплотил черты, близкие ему самому: свободолюбие, жажду активной жизни, полной бурь и тревог, мятежность, неже­лание покоряться судьбе, бесстрашие, му­жество, исключительную целеустремлен­ность (в одном из ранних стихотворений у поэта есть такие строки: «Мне нужно дей­ствовать»). Так ярко, проникновенно, об­разно передать чувства своего героя мог только человек, близко воспринимающий состояние Мцыри. Читатель это ощущает постоянно и вместе с непокоренным Мцы­ри переживает его трагедию. Один из современных исследователей поэзии Лермонтова Д. Е. Максимов писал, «что смысл поэмы «Мцыри» заключается в том, чтобы прославить поиски, могуще­ство воли, мужество, мятеж и борьбу, к ка­ким бы трагическим результатам они ни вели».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)

(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова) Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное. Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов». Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint .

1. Повторение: проверка знания текста Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме). Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения? Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?

2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок. Ты хочешь знать, что видел я На воле? – пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходит И взором ласточек следил, Когда они перед дождём Волны касалися крылом.

И было всё на небесах Светло и тихо. Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко… Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной Да в берега плескал поток.

Когда я стану умирать, И верь тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Азалий белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт, Пришлёт с прохладным ветерком… И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отёр внимательной рукой С лица кончины хладный пот И что вполголоса поёт Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы? Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира? Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?

4. Исследование текста (письменная работа) Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках? Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему? Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг? Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?

5. Творческая работа (в графическом редакторе) Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.

Результат проделанной работы: Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял

Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

После просмотра творческих работ: Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов? Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.

Вид Тифлиса

Окрестности селения Караагач

Вид Пятигорска

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета

Крестовый перевал

6. Итог урока Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя? Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?

Домашнее задание Указать композиционные части поэмы. Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Поэма "Мцыри" написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь. Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира "здесь" и мира "там", противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира. Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира. "Мцыри" – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта. Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией. Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя. От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок. Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы. В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода. Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца. Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков. Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока: …Хотя без слов Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой. Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в "Мцыри" представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.