Использование методов и приемов триз технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. А что такое триз? Специфические методы и приемы триз технологии

Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач . В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?

Система методик ТРИЗ, как и другие , имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.

Краткая история ТРИЗ

«Надо учить творчество» - был уверен Генрих Саулович Альтшуллер. Эту идею он сделал основоположной в системе своих научных приоритетов. Сегодня его учение вызывает интерес не только обобщением многолетнего разнопланового опыта изобретательства, но и практикой самого автора, который, будучи, помимо ученого, инженером, уже в 17 лет получил первый патент, а к 25 годам имел их 10.

Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология , причем большинство работ имели предметом . Изучив сам метод, друзья убедились в его неэффективности и приступили к выработке собственной «методики изобретательства». В 1947 г. Г. Альтшуллер и Р. Шапиро принялись анализировать историю развития техники с целью выявления закономерностей открытий. В отличие от психологов, которые изучали познавательную деятельность человека как основу изобретения, они сосредоточили внимание на технических системах созданных самим человеком. После рассмотрения десятков тысяч авторских свидетельств и патентов, в 1948 г. родилась первоначальная теория решения изобретательских задач.

О разработанной методике Г. Альтшуллер написал в письме на имя Сталина с предложением начать преподавание. Но в некоторой мере резкие оценки ситуации с изобретательством в СССР высшему руководству страны не понравились. В результате - обвинение, следствие, 25 лет заключения в лагеря ГУЛАГа. В 1954 г., после реабилитации, отмены срока и освобождения, Альтшуллер снова начал полноценно работать над ТРИЗ. Как итог, в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его первая статья о теории решения изобретательских задач. В 1970-е гг. произошло признание технологии Альтшуллера, появились первые школы. Вышли из печати такие труды как «40 приемов устранения противоречий (принципы изобретательства)», «Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий», «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и другие.

Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.

Подробнее о ТРИЗ, в частности, про историю развития теории, вы можете прочитать в книге «Основы ТРИЗ ».

Цели, задачи и функции

Основная цель ТРИЗ (или даже миссия ) - выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ - предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.

Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал 5 принципов современной ТРИЗ-педагогики:

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора.
  • Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи - задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей.
  • Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Бизнес и маркетинг. Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ . В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.

Многие компании обращаются к услугам ТРИЗ-консультантов с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения их . В этом призван помочь особый раздел ТРИЗ, посвященный развитию творческого потенциала человека .

Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам - в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ - дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ТРИЗ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Методическая цель:

Ознакомить учителей с ТРИЗ – педагогикой как научным и педагогическим направлением, в основу которого положена теория решения изобретательских задач Г.Альтшуллера; с целями и принципами ТРИЗ – педагогики; с типологией открытых задач; с методами развития творческого воображения (РТВ) и развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста; раскрыть понятие психологической инерции; показать практическое выполнение разнообразных творческих заданий.

1.ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Мы рады видеть вас в детской исследовательской лаборатории «Охотники за невидимками». Каждое заседание в нашей лаборатории проходит под девизом

«Разумно мыслить,

действовать, творить

на благо человека

себя и мир

преобразить».

«Чтобы что-то сделать по-другому, нужно уметь и видеть по-другому».

Большинство учителей и теоретиков во всем мире убеждены в том, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни». Но нужно учитывать, что мы должны научить жить детей в демократическом обществе. Как писал один из известных французских педагогов Селестен Френе:

«Только с помощью свободы можно подготовиться к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовиться к социальной гармонии и совместной работе, только с помощью демократии можно подготовиться к демократии».

Школа должна быть первой моделью демократического общества, демократических отношений. Научить демократии нельзя отдельно, а только при условии, что такое обучение осуществляет каждый учитель на каждом уроке путем внедрения соответствующих подходов к обучению. Один из таких подходов – апробированный, интересный, творческий – мы предлагаем вашему вниманию. Это – ТРИЗ-педагогика. Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.

Под методами решения изобретательских задач подразумевают приемы и алгоритмы, как разработанные в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие, как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и другие.

Что такое ТРИЗ? Краткая историческая справка.

1946 год – начинается работа над созданием научной технологии творчества, ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер.

1956 год – первая публикация.

1989 год – была создана международная Ассоциация ТРИЗ. Появился программный продукт «Изобретающая машина».

1995-1997 года – этот программный продукт приобретен фирмами: «Форд», «Проктор энд Гембл», «Моторолла», «Самсунг» и другими.

Более 10 лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста.

У педагога, который использует теорию, дети учатся с интересом, без усилий осваивают новые знания.

Сценаристам и писателям технологии развития творческого воображения помогают развивать сюжеты их произведений, придумывать неординарные фантастические объекты. Бизнесмены опережают конкурентов и повышают свои доходы.

Основное противоречие педагогики является противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Учить необходимо не конкретным знаниям, а учить учиться, причем быстро. Необходимо готовить детей к встрече с новыми задачами, с которыми им не приходилось раньше сталкиваться. Образование опирается на передачу знаний, часто устарелых еще до того, как они войдут в школьные программы. Как успеть за наукой? Возникает парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего.

Школа дает знания и учит подчиняться правилам, дисциплине. В развитых странах только 10 % населения занято в массовом производстве, это люди фабричной дисциплины. А ведь в жизни нужны инициативные, изобретательные, креативные. Обучение направлено в одну сторону, а идеалы – в другую. Молодежь втиснута в противоречие между «хочу» и «могу», но ее никогда не учили, как его решить.

ТРИЗ-педагогика получила распространение в Англии, США, России, Белоруссии.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

Методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции (курс РТВ – развитие творческого воображения).

Методология решения проблем, в основе которой лежат законы развития систем, общих принципов разрешения противоречий и механизмы применения их для решения конкретных творческих задач.

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

2. ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА

Обучение ТРИЗ начинается с 3- летнего возраста посредством игр: игры на формирование умения выявлять функции объекта; игры на определение линии развития объекта; игры на умение выявлять ресурсы объекта; игры на классификацию объекта.

Игра «Хорошо и плохо» - на объединение над- и под- системы объекта.

Огонь Листопад

Игра «Давай поменяемся» - на сравнение систем.

Выделяют типы творческих задач.

    Изобретательская задача.

Задача «Светофор»

Задача «Авария в лифте»

Задача «Портос».

    Исследовательская задача.

    Конструкторская задача.

    Прогнозная задача

Системный оператор

Если мы рассмотрим что-то

Это что-то для чего-то

Это что-то из чего-то

Это что-то часть чего-то

Чем-то было это что-то

Что-то будет с этим что-то

Что-то ты сейчас возьми,

На экранах рассмотри!

Объект для рассмотрения – цыпленок

Вывод: рост цыпленка зависит от таких условий: свет, тепло, вода, воздух, еда.

    Задача-открытие.

    Задача с дополнительным условием.

    Задача с недостающими данными.

Работа с такими задачами основана на дихотомии, методе сужения поля поиска. Главным способом работы с детьми является игра «Да – Нет».

    Я задумала число в пределах 100.

Какое это число? (55)

    Что это за сказка?

« Она пришла последней и всем помогла »

    МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)

Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумался, когда и куда исчезли эти мечты? Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь и полученными знаниями, и собственным опытом, подключая воображение только тогда, когда необходимо представить ожидаемый результат до осуществления задуманного. Фантазирование же считают уделом детей и чудаков.

Решая творческое задание человек, находится в плену обычных вариантов, подсказанных психологической инерцией. Как бороться с психологической инерцией?

    Не доверять первым решениям и ответам.

    Учиться видеть ситуацию с разных точек зрения.

    Развивать воображение.

Все ли рыбы плавают?

К методам развития творческого воображения относят тренинг «Круги Луллия».

На сектора помещены слова. Круги раскручиваются и с теми словами, которые попали под стрелку, нужно составить реальную и фантастическую ситуацию, рассказ о практическом применении объекта.

Проведение тренинга.

Тренинг «Мозговой штурм » - коллективный поиск путей решения задачи.

Тренинг «Синектика » - вид «мозгового штурма» с разрешением на критику.

Тренинг «Морфологический анализ » - комбинаторика, придумывание фантастических объектов в новых условиях существования.

Тренинг «Метод фокальных объектов » - перенос ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками.

Доска

Солнце

Конфета

Паук

Тренинг «Думай о другом » - умение придумать, на что похожи разные предметы.

Тренинг «Эмпатия» - умение сделать незнакомое знакомым, а обычное – чужим. Представить самого себя с кем или с чем-нибудь.

Тренинг «Хорошо или плохо » - учить детей рассматривать какой-нибудь объект с положительной или отрицательной точки зрения.

    ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ ДЖАННИ РОДАРИ

    Прием «Круги на воде». Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик, подобрать к нему существительные

П – петух

А – арбуз

Составить из слова предложения.

Папа ел наши апельсины лежа.

Составить «Круги на воде». Слово АРБУЗ

Чтение предложения о падежах.

    Прием «Бином фантазии»

С помощью разных предлогов составляются словосочетания.

СНЕГ СОБАКА

    Прием «Произвольная приставка».

К слову добавляется произвольная приставка и появляется новая интересная идея.

4. Приемы составления сказок.

Структура сказки

  1. Цель, к которой герой стремится, а злодей препятствует достижению цели.

    Волшебные предметы.

    Волшебства.

    Превращения героев.

    Место событий.

Сюжет сказки составляется по опорным словам.

    СТРАНА ЗАГАДОК

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5 летним детям.

будит

будильник

с перьями

подушка

со шпорами

офицер

Составить загадки. Слова: заяц, поезд.

    СМЕХА РАДИ

«Умное лицо еще не признак ума. Все самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица»

Барон Мюнхгаузен

Юмор имеет много форм. Это смешные истории, анекдоты, карикатуры, пародии, каламбуры, крылатые выражения. Как научить ребенка придумать смешную историю? Для начала фразы используем фразеологизм, а продолжить ее надо так, чтобы стало смешно.

Например:

Он взял быка за рога, поскольку держаться за хвост считал неприличным.

Кота покупали в мешке – корова бы в мешок не влезла.

Чтение фразеологизмов детьми.

    ИТОГ

Теория ТРИЗ – система не простая, она сложна для обучения в полном объеме. Поэтому с учащимися изучаются основы ТРИЗ, а не вся теория.

Детям было дано задание: нарисовать фантастическое дерево.

Вот что у нас получилось.

«Невозможно птицу научить летать в клетке. Невозможно нарастить «творческие мускулы», не вылетев на простор заданий «открытых», которые предполагают разнообразные подходы к решению, различную степень углубления в проблему, разнообразные варианты ответов»

Наша детская исследовательская лаборатория заканчивает свою работу. Пусть ваша работа с детьми сделает их свободными, учит думать, искать, решать проблемы самостоятельно, а главное – проявлять интерес к творчеству, воспитывать душу, способную делать добрые и прекрасные поступки.

Татьяна Шелофаст
Методы и приёмы ТРИЗ для совершенствования речи детей

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» /Ушакова О. С. /

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление не литературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Задача педагогов дошкольных учреждений , согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

Активизации познавательной деятельности детей;

Созданию мотивационных установок на проявление творчества;

Созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

Повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Главная задача взрослого - создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой - своей сказке. А есть - творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор - и взрослый, и ребенок, - использует так, как хочет.

На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости - >нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи - воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

1. Сообщение необходимых знаний.

2. Формирование умений на репродуктивном уровне:

– демонстрация деятельности в целом и по элементам;

– организация отработки умений в упрощенных условиях;

– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.

3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:

– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;

– обязательный анализ своей деятельности

При решении ТРИЗ-задач используются следующие приемы:

– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;

– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога - помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

20.03.2017 10:00

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Широкое распространение в педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

Родители могут пробовать применять в общении с ребенком отдельные приемы ТРИЗ-педагогики с самого раннего возраста, как только он начнет говорить фразами. На групповые занятия по ТРИЗ имеет смысл отдавать ребенка не раньше 4,5 лет.

Цели и задачи методики

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Задачи:

    Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

    Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

    Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

    Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

    Воспитание определённых качеств личности

    Качества творческой личности

    Навыки сильного мышления

    Параметры управляемого воображения

    Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами

    Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления

Модели использования ТРИЗ

На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ - инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

Можно выделить следующие модели

    Использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Например, педагог для работы с картиной использует методику «Картинка без запинки», а для анализа смысла сказочных сюжетов - составление ситуативных данеток. Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.

    Результат: у детей формируются те навыки, которые заложения результатом в данных методиках. Т.е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и данетки по литературному сюжету.

    Возможный негатив: этот подход не всегда формирует навыки сильного мышления, а только в том случае, если педагог специально ставит перед собой эту задачу ТРИЗ-педагогики.

    Специальный курс ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе - урок РТВ, в детском саду - занятие по РТВ).

    Результат: дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса.

    Возможный негатив: дети не умеют делать переноса или затрудняются перенести полученные навыки в бытовую или учебную ситуацию. То есть, умея решать задачи, они не используют этого умения в своей практике при возникновении потребности.

    Использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания.

    Результат: образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами.

    Возможный негатив: остаётся проблема с навыками личного пользования инструментарием решения задач; не происходит перенос усвоенных навыков работы с информацией на сознательный план.

    Интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности.

    Результат: формирования системы ЗУН (знания, умения, навыки), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируется в традиционном понимании от педагога к детям, а формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир.

    Возможный негатив: вариант не работает без коррекции содержания базисных программ, их приходится перестраивать и адаптировать под программу формирования навыков творческой деятельности и в соответствии с требованиями системного мышления.

Вероятно, что четвёртая модель - наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

Методы ТРИЗ

    Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

    Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

    Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

    Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).

    Да - нет – ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.

    Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

    Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.

    Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Результаты

Результаты занятий не всегда можно наглядно представить родителям, как например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения.

    У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

    ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

    ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. Занятия ТРИЗ сослужат добрую службу и обязательно пригодятся в дальнейшем при решении жизненных задач.